Просмотр содержимого документа
«Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Сигналы бедствия»
(Группа №1)
Ситуативная задача
Ребятам необходимо подать сигнал бедствия.
Алгоритм выполнения задания
Выберите из предложенных сигналов бедствия тот сигнал, который будет видно с высоты, используя подручные средства.
Приклейте предметы на лист бумаги.
Расскажите, как называется данный сигнал (SOS) и что он обозначает.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Обеспечение питания»
(Группа №2)
Ситуативная задача
В лесу много различных растений и животных, но не все они съедобные. Какие растения и животные ребята смогут использовать в пищу?
Алгоритм выполнения задания
Рассмотрите рисунки растений и животных.
Выберите из предложенных растений и животных съедобные и наклейте на рисунок корзины.
Расскажите о том, какие растения и животные будут пищей для героев, почему именно эти?
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
«Как добыть огонь и развести костер»
(Группа №3)
Ситуативная задача
Ребятам для выживания необходимо приготовить пищу, обогреться, отпугнуть животных, насекомых, подать сигнал бедствия. В этом может помочь огонь. Помогите герою добыть огонь и развести костер.
Алгоритм выполнения задания
Используйте для добычи огня предложенный материал.
Покажите способ его добычи.
Изготовьте из материала костер.
Расскажите, как называется костер, для чего он служит.
Состав группы:
1.Лидер.
2.Секретарь.
3.Завхоз
4.Хронограф.
5.Творческая группа.
6.Оратор.
Лист самооценки работы в группе.
Состав группы
Индивидуальная
работа учащегося
Групповая работа учащегося
Практичность деятельности
Итог (оценка за работу на уроке).
Лидер
Секретарь
Завхоз
Хронограф
Творческая группа
Оратор
Тема урока
Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.
Тип урока
Комбинированный
Учитель
Колесникова Ксения Валерьевна
Место работы
МОУ СОШ № 92 г. Могоча.
Предмет
Основы Безопасности Жизнедеятельности
Класс
6 «А»
УМК
Ю.Л.Воробьёв.
Цель урока
Способствовать закреплению ранее изученного материала по обеспечению выживания в условиях автономного существования.
Задачи
Обучающие
Формировать у учащихся сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.
Закрепить знания учащихся о безопасном поведении человека в природных условиях.
Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций
Развивающие
Способствовать развитию навыков познавательной деятельности
Способствовать развитию коммуникативных компетенций
Воспитывающие
Способствовать формированию бережного отношения к родной природе
Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи, безопасного группового поведения.
Образовательные
ресурсы
Учебник, технологическая карта 3 штуки, раздаточный материал (для костра, сигналов бедствия, добычи воды и пищи), веточки, пластилин, «лапник», цветная бумага, проволока, увеличительное стекло, сухая трава, картон, клей, лоскутки ткани, листья, камешки, ракушки, зеленая веточка дерева, полиэтиленовый мешочек, иллюстрации животных, растений; таблички с названиями групп. Для рефлексии: корзина, яблоки, краски, карта района, письмо.
Формы организации познавательной деятельности
Фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы
Объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, метод «мозгового штурма», вопросная техника.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА.
Этапы урока
Время
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия
УУД
Формы
контроля
Мотивация
к учебной
деятельности
2
Приветствие учащихся:
-Здравствуйте, я всем вам говорю это слово, потому что желаю всем здоровья. А чтобы быть здоровым, нужно знать и выполнять правила безопасного поведения в любой ситуации.
Взаимодействие с учителем.
Беседа.
Коммуникативные
II.
Актуализация
знаний
10
Метод: Письмо.
Метод: Найди лишнее.
Обращение к учащимся: Обратите внимание, нет ли ничего лишнего в классе? Верно, есть. А что это? Письмо! Верно ребята это письмо от Ваших сверстников, прочтем?
Давайте с вами вспомним, что человек должен уметь, чтобы обеспечить свое выживание?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на занятии?
Мы определили тему нашего занятия
Предлагаю Вам разобрать нашу тему: Что такое автономное существование?
Какие виды автономии вы знаете?
Что такое вынужденная автономия? Я предлагаю вам практически применить свои знания.
Работа с источником (письмо), определение темы урока постановка цели на урок.
Беседа –диспут. коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется предстоящая деятельность на уроке.
Актуализировать учебное содержание, необходимое и достаточное для восприятия и решения ситуативных задач, мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение, необходимые и достаточные для восприятия и решения
Постановка проблемы.
Работа у доски
Коммуникативные,
предметные, метапредметные
III.
Изучение
нового
материала
15
Групповая работа
Итак, ребята попали в беду нужно им помочь им необходимо выжить.
Ребята, по Вашему желанию мы разделились 3 на группы, у каждой группы есть свое задание. Выполнив групповое задание, вы должны представить результат своей работы в виде коллажа и прокомментировать его.
Учитель оговаривает принцип взаимодействия в группе.
1 группа.
У вас есть на столе вот такая технологическая карта «Сигналы бедствия». Пользуясь данной картой, выберите необходимые сигналы для нашей ситуации и помогите Р.. подать сигнал бедствия с помощью подручного материала, который имеется у вас на столе.
2 группа
Ребята, ваша группа обеспечивает питанием. Вам необходимо выбрать из предложенных иллюстраций растений и животных те, которые могут служить пищей.
3 группа
Чтобы приготовить пищу и обогреться, необходим огонь. Задача вашей группы: добыть огонь и развести костер.
Ребята, вам понятно задание в группах? А я вам буду помогать.
Практическая работа. Выполнение заданий в группах
Организуется работа, по межгрупповой коммуникацией
Коммуникативные,
личностные, предметные,
метапредметные.
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.
12
Представление результата работы в группах
Представление проекта
Коммуникативные,
личностные, предметные.
Взаимоконтроль с
элементами физ.минутки
V. Итоги урока. Рефлексия.
6
Кто помним, какова тема нашего урока?
Какие задачи вы ставили перед собой?
Мы их с вами выполнили.
Рефлексия
Ребята, уходя с урока, заполните корзину для ребят.
Красные яблоки – понравилось, побольше бы таких уроков.
Зелёное яблоко – понравилось, но не всё
Жёлтое яблоко – не понравилось.
Коммуникативные,
личностные
Домашнее задание
Здравствуйте, дорогие ученики 6 класса школы № 92.
Пишут Вам ученики 5 класса из посёлка Амазар, Маша и Миша.
Помогите нам пожалуйста. Мы заблудились. Хотели прийти в Могочу, но сбились с пути, очень устали, нам холодно и хочется кушать.
Будем ждать Вашей помощи.
Самоанализ урока ОБЖ учителя Колесникова К.В.
Урок по теме: Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании был проведён в 6 классе. В данном классе, я, как учитель работаю второй год. В классе 28 человек, из них мальчиков 14, девочек 14 . Данный класс можно охарактеризовать как работоспособный, творческий коллектив. Об этом свидетельствуют результаты успеваемости (100%) и качества (75%), 7 человек стабильно занимаются на оценку «5», 14 человек на оценку «4». В классе хорошо приемлемы формы работы как информационно- поисковая, групповая, проектная деятельность.
Тема: Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании. Является заключительной из главы II из раздела I: безопасность человека в опасных и экстремальных природных условиях, как резервный час.
Целью данного урока является: способствовать закреплению ранее изученного материала по обеспечению выживания в условиях автономного существования.
Задачи:
Обучающие
Формировать у учащихся сознательное отношение к вопросам личного, общественного выживания и безопасности.
Закрепить знания учащихся о безопасном поведении человека в природных условиях.
Обучать детей способам достижения максимальной эффективности при разрешении нестандартных или экстремальных ситуаций
Развивающие
Способствовать развитию навыков познавательной деятельности
Способствовать развитию коммуникативных компетенций
Воспитывающие
Способствовать формированию бережного отношения к родной природе
Способствовать воспитанию навыков само- и взаимопомощи, безопасного группового поведения.
Тип урока: комбинированный.
По ведущему методу обучения – проектный.
Методы обучения:
методы мотивации, создание проблемной ситуации - письмо, помощь сверстникам, для определение темы и задач урока;
метод групповой работы.
Дополнительные:
словесная беседа,
наглядные – творческая работа по составлению коллажа;
эвристические – поиск новых решений на основе имеющихся знаний (коллаж);
метод контроля – взаимоанализ, проверка групповых и индивидуальных заданий.
При проведении урока я ориентировалась на дидактические принципы обучения: психологической комфортности, который можно было пронаблюдать на начальном этапе урока, творчество, что являлось основной деятельностью учащихся.
Урок был разделён на Ѵосновных этапов:
мотивация к учебный деятельности;
актуализация знаний;
изучение нового материала;
первичное осмысление и закрепление изученного материала;
итоги урока, рефлексия.
Связь между этапами урока была логичной и направлена на формирование поставленных задач. Мотивационный этап создал условия для деятельности на уроке, положительная эмоциональная направленность. На втором этапе при актуализации знаний и постановке цели и задачи были сформированы учебные задачи и тема урока, через творческий процесс с опорой на развитие мыслительных операций. В ходе третьего этапа при групповой работе и составлении коллажа осуществлялось коммуникативное взаимодействие учащихся, где основой работы выступал иллюстративный метод работы. Результатом данной деятельности являются творческие проекты защита которых нашла отражение в следующем этапе урока. При защите проектов, проверке результатов учащиеся могли обобщить свои знания, добавить работу своих одноклассников через динамическую паузу, что создаёт психологическую комфортность в ходе урока. Заключительный этап показал, что ребятам урок понравился, и цели были достигнуты.