kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа дополнительного образования по туризму для детей и родителей "Школа туризма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая дополнительная образовательная программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход. Самодеzтельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.. Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым.

Целью  Программы является:

- пропаганда и популяризация туризма, основ безопасности жизнедеятельности,   здорового образа жизни;

Задачи Программы

Обучающие:

- научить разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить    костры)

- научить ориентироваться на местности;

- овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи;

- научить технике пешего туризма;

Развивающие:

- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм;

- воспитывать чувство коллективизма.

Основные принципы обучения, предусмотренные Программой

Природосообразность, Наглядность,  Системность,  Гуманизация

В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе), география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь).

 Срок реализации программы -  21день /18 дней

Программа рассчитана на 3 возрастных группы:

1 группа – 7 – 13 лет

2 группа - 14 – 16 лет

3 группа – родители с детьми

Этапы реализации программы

1 этап Организационный (1-2 день)

Адаптация, демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора.

2 этап Основной (3-18 день)

Самореализация, самодеятельность, дополнительное образование; аналитическая деятельность; оздоровление; совместная деятельность; творческое общение.

3 этап Заключительный (19-21 день)

Демонстрация и реализация приобретенного опыта.

Материал дается по разделам:

  1. Теоретическая подготовка включает в себя изучение техники различных видов туризма (пеший, водный, лыжный, велосипедный туризм, ориентирование); получение знаний по топографии, выработка умений и навыков по разведению костров, бивачным работам и т.д.

2. Краеведческая подготовка - неотъемлемая составная часть общей подготовки туриста. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, об историческом прошлом народа; позволяет наблюдать своеобразие локально-закрепленных художественных традиций, создает благоприятные условия для развития эстетической культуры обучающихся; формирует у туриста умения и навыки в организации и проведении специальных наблюдений в условиях похода с последующей их обработкой и анализом. Краеведческая подготовка включает собственно краеведение, а также его практические приложения и смежные разделы учебно-воспитательной работы: наблюдения в походе, вопросы охраны природы, памятников истории и культуры.

3. Подготовка  туриста  по  технике  безопасности.  Обеспечение безопасности участников туристских походов - важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в числе основных разделов работы по туризму. В связи с этим в программу включен раздел, основные задачи которого подготовить туриста к работе в сложных погодных условиях, воспитание дисциплины туристской группы, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.

4. Способы автономного выживания. Включает в себя:  изучение правил поведения при автономном существовании, возможность построить различные укрытия и убежища из подручных средств, способы приготовления пищи, поиски воды, подача сигналов бедствия, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.

По окончании курса, обучающиеся должны:

знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

уметь:

- разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить костры)

- оказывать само и взаимопомощь;

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

- выполнять общие обязанности участника похода.

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ  «ШКОЛА ТУРИЗМА»

1. Вводное занятие.

Теория:  на занятии обучащиеся знакомятся с основными направлениями в туризме, проводятся общие инструктажи, обучающимся предлагается изучить, какое снаряжение бывает в туризме, разобрать, что должно быть в аптечке и какие лекарства применяются при тех или иных болезнях. Дается понятие и состав ремонтного набора.

Практика: обучащиеся учатся укладывать рюкзак и устанавливать (скатывать) палатку.

2. Правила безопасности в походах.

Теория: проводиться разбор наиболее возможных причин попадания человека в опасную ситуацию, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях похода.

3. Ориентирование.

Практика: обучащиеся учатся работать с компасом. Изучают виды компасов. Учатся определять стороны света.

4. Костры.

Теория: рассматривает технику безопасности и правила поведения при разведении костров. На практике обучащиеся изучают, как правильно разбить бивак и развести разные костры.

 

1. Техника пешего туризма (ТПТ).

Теория:  включает в себя названия элементов полосы препятствий, штраф на полосе. Узлы и их виды. Видов веревок. Их назначение. Страховка.

Практика: обучающиеся учатся вязать узлы и применять их на практике, учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства.

2. Туристские возможности родного края.

Теория: на котором обучающиеся знакомятся с туристскими тропами родного края. Предлагают маршруты будущих походов.

3. Ориентирование.

Практика: проводятся  измерения по карте, определяют масштаб, переводят из одного масштаба в другой, работают с эклиметром, транспортиром, определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности. Находят КП.

4. Спасательные работы.

Теория:  предполагает усвоение обучающимися названий узлов и их предназначение.

Практика: обучающиеся осваивают  узлы и возможность их применения в туристических соревнованиях,  и в повседневной жизни. Учатся изготавливать носилки из подручных средств. Обучающиеся изучают способы эвакуации пострадавшего, виды носилок для каждого конкретного случая, ПМП.

5. Снаряжение.

Практика: Обвязка, веревки, карабины, жумары. Правила пользования и техника безопасности. Умение работать.

6.Первая медицинская помощь.

Теория:  обучающиеся изучают виды ран и общие правила оказания ПМП. Виды кровотечений, Переломы и тд.

Практика:  обучающиеся рассматривают способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута и давящей повязки.

1. Ориентирование.

Теория: обучающиеся изучают азимут. Определение азимута на карте.

Практика: Определение азимута на местности. Движение по азимуту. Активные игры на местности.

2. ТПТ.

Теория: обучающиеся изучают названия элементов полосы препятствий, штраф на полосе.

Практика: обучающиеся учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства, а также проходить эти элементы полосы.

3. Спасательные работы.

Теория: обучающиеся изучают способы вязки узлов. Перенос пострадавшего (в одиночку, группой).

4. Доврачебная помощь.

Теория: обучающиеся проходят профилактику травматизма. Личная гигиена.

Оказание помощи при отравлениях, ожогах, перегревах.

5. Топография.

Теория: обучающиеся изучают масштаб, эклиметр, транспортир, угловая съемка. Определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности. Определяют масштаб.

ЛИТЕРАТУРА.

Основная:

Методические рекомендации  В. Г. Варламов, Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983

Дополнительная:

.Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. — М.: Нолидж, 1996.

  1. Джон Уайзман. SAS. Руководство по выживанию. М. Атрель. 2005г.
  2. Линчевский, Э.Э. Психологический климат туристской группы/Э.Э. Линчевский, - М.:"Физкультура и спорт", 1981г.-126с.
  3. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные/Ю.А. Штюмер, - М. "Физкультура и спорт". 1983.-144с.

Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по туризму для детей и родителей "Школа туризма" »

ТАМБОВСКОЕ ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННО КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ

«ЦЕНТР СОЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ СЕМЬЕ И ДЕТЯМ»

«ЖЕМЧУЖИНА ЛЕСА»

Город Тамбов




ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПО ТУРИЗМУ И ОСНОВАМ АВТОНОМНОГО ВЫЖИВАНИЯ

ДЛЯ ДЕТЕЙ 7 – 18 ЛЕТ И ВЗРОСЛЫХ




«ШКОЛА ТУРИЗМА»













АВТОР - СОСТАВИТЕЛЬ ПРОГРАММЫ:

Педагог дополнительного образования

Кожевникова Анна Николаевна


Тамбов 2015

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»

Наименование программы


Заказчик программы


Разработчики программы






Уровень действия программы


Адресаты программы





Этапы и сроки реализации программы















Основная цель программы


Основные

задачи
















Исполнители программы






Ожидаемые результаты



























Ответственные лица для контактов

Программа по туризму для детей, подростков и родителей «Школа туризма».


Управление социального развития Тамбовской области.



ТОГКУ СОН «Центр социально помощи семье и детям «Жемчужина леса»: Научный руководитель: директор ТОГКУ СОН «Центр социально помощи семье и детям «Жемчужина леса» Булгакова Т.А.

Автор-составитель: педагог дополнительного образования Кожевникова Анна Николаевна.


Тамбовская область




Дети в возрасте от 7 до 18 лет и родители с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в экстренной социальной помощи государства из малообеспеченных семей: неполных, многодетных, опекунских.


1 этап Организационный (1-2 день)

Адаптация, демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора. Выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников программы. Знакомство с программой смены. Планирование деятельности клубов, творческих групп.

2 этап Основной (3-18 день)

Самореализация, самодеятельность, дополнительное образование; аналитическая деятельность; оздоровление; совместная деятельность; творческое общение.

3 этап Заключительный (19-21 день)

Демонстрация и реализация приобретенного опыта. Подведение итогов работы кружка. Оценка эффективности применяемых методов и приемов. Подготовка и выдача рекомендации участникам программы.


Пропаганда и популяризация туризма, основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни

Образовательная задача: сформировать знания, умения, навыки по экологии, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи.

Воспитательная задача: сформировать научное мировоззрение в области патриотического, экологического, природоохранного, медицинского, эстетического воспитания.

Развивающая задача: развить практические навыки по Экологии, краеведению, ориентированию, технике безопасности, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи, использованию благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены.


Специалисты по социальной работе, медицинские работники, воспитатели, педагог-психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, инструктор по труду, библиотекарь, музыкальный руководитель ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса».

После окончания смены ребята должны:

знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

уметь:

- разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить косты)

- оказывать само и взаимопомощь;

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

- выполнять общие обязанности участника похода.

Так же предполагается реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, сбалансированное питание в экологически чистой и благоприятной среде.


Директор ТОГКУ СОН «Центр социально помощи семье и детям «Жемчужина леса» Булгакова Татьяна Анатольевна

т. ф (4752)-62-41-36, 75-21-62, факс: 62-40-91.

www.semia.tamb.ru. E-mail: semia@tamb.ru


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Настоящая дополнительная образовательная программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.

Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.

Занимаясь в туристическом кружке, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит ребятам умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.

Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.

Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым.


Целью  Программы является:

- пропаганда и популяризация туризма, основ безопасности жизнедеятельности,

здорового образа жизни;

- повышение технического и тактического мастерства, при прохождении

дистанций, имитирующих и воссоздающих экстремальные ситуации

пребывания человека (группы) в естественных условиях.

 

Задачи Программы

Обучающие:

- научить разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить

костры)

- научить ориентироваться на местности;

- научить составлять простейшие схемы маршрутов;

- овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи;

- научить технике пешего туризма;


Развивающие:

- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;

- развивать память и внимание;

- развивать деловую и познавательную активность;

- развивать физическую и психическую выносливость.

Воспитательные:

- воспитывать патриотизм;

- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;

- воспитывать чувство коллективизма.


Основные принципы обучения, предусмотренные Программой


Природосообразность - приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.

Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится  работа на местности.

Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе.

Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.

В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе), география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь).

Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.


Срок реализации программы - 21день /18 дней

Программа рассчитана на 3 возрастных группы:

1 группа – 7 – 13 лет

2 группа - 14 – 16 лет

3 группа – родители с детьми




Этапы реализации программы

1 этап Организационный (1-2 день)

Адаптация, демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора. Выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников программы. Знакомство с программой смены. Планирование деятельности клубов, творческих групп.

2 этап Основной (3-18 день)

Самореализация, самодеятельность, дополнительное образование; аналитическая деятельность; оздоровление; совместная деятельность; творческое общение.

3 этап Заключительный (19-21 день)

Демонстрация и реализация приобретенного опыта. Подведение итогов работы кружка. Оценка эффективности применяемых методов и приемов. Подготовка и выдача рекомендации участникам программы.


Материал дается по разделам:

  1. Теоретическая подготовка включает в себя изучение техники различных видов туризма (пеший, водный, лыжный, велосипедный туризм, ориентирование); получение знаний по топографии, выработка умений и навыков по разведению костров, бивачным работам и т.д.

2. Краеведческая подготовка - неотъемлемая составная часть общей подготовки туриста. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, об историческом прошлом народа; позволяет наблюдать своеобразие локально-закрепленных художественных традиций, создает благоприятные условия для развития эстетической культуры обучающихся; формирует у туриста умения и навыки в организации и проведении специальных наблюдений в условиях похода с последующей их обработкой и анализом. Краеведческая подготовка включает собственно краеведение, а также его практические приложения и смежные разделы учебно-воспитательной работы: наблюдения в походе, вопросы охраны природы, памятников истории и культуры.

3. Подготовка туриста по технике безопасности. Обеспечение безопасности участников туристских походов - важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в числе основных разделов работы по туризму. В связи с этим в программу включен раздел, основные задачи которого подготовить туриста к работе в сложных погодных условиях, воспитание дисциплины туристской группы, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.

4. Способы автономного выживания. Включает в себя: изучение правил поведения при автономном существовании, возможность построить различные укрытия и убежища из подручных средств, способы приготовления пищи, поиски воды, подача сигналов бедствия, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.


Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие методы:

Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.

Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий.

Индивидуальный метод заключается в том, что обучюащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.

Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).

Для реализации Программы «Школа туризма» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).

Словесные методы:

- дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;

- описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;

- объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;

- беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;

- инструктирование – точное, конкретное изложение преподавателем предлагаемого задания;

- распоряжения, команды,  указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.

Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:

- метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;

- метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения;



По окончании курса, обучающиеся должны:

знать:

- требования техники безопасности в походе;

- общие подходы к организации и проведению походов;

- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;

- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;

- правила приготовления пищи;

- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;

уметь:

- разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить костры)

- оказывать само и взаимопомощь;

- применять указанные знания на практике;

- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;

- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;

- выполнять общие обязанности участника похода.

 

Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.

Входной контроль проводится в форме анкетирования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.

Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего заезда. Используются такие методы, как наблюдение, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.

Итоговый контроль проводится в конце заезда в виде однодневных или двухдневных походов, а так же больших туристических соревнований.




СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА ТУРИЗМА»

1 группа обучения

1. Вводное занятие.

Теория: на занятии обучащиеся знакомятся с основными направлениями в туризме, проводятся общие инструктажи, обучающимся предлагается изучить, какое снаряжение бывает в туризме, разобрать, что должно быть в аптечке и какие лекарства применяются при тех или иных болезнях. Дается понятие и состав ремонтного набора.

Практика: обучащиеся учатся укладывать рюкзак и устанавливать (скатывать) палатку.

2. Правила безопасности в походах.

Теория: проводиться разбор наиболее возможных причин попадания человека в опасную ситуацию, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях похода.

3. Ориентирование.

Практика: обучащиеся учатся работать с компасом. Изучают виды компасов. Учатся определять стороны света.

4. Костры.

Теория: рассматривает технику безопасности и правила поведения при разведении костров. На практике обучащиеся изучают, как правильно разбить бивак и развести разные костры.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»

1 группа (7 – 13 лет)


Название темы

(разделы)

Содержание

Количество

часов

1

Вводное

занятие


Туристическое снаряжение.

Цели и задачи занятий. Знакомятся с основными направлениями в туризме. Личное, групповое снаряжение. Аптечка. Ремонтный набор. Укладка рюкзака. Палатка. В теории ребятам предлагается изучить, какое снаряжение бывает в туризме, разобрать, что должно быть в аптечке и какие лекарства применяются при тех или иных болезнях. Дается понятие и состав ремонтного набора. На практике ребята учатся укладывать рюкзак и устанавливать (скатывать) палатку.



5

2

Правила безопасности в походе.

Источники опасности (снаряжение, бивачные работы, движение на маршруте и т.д.). Дисциплина. Страховка.

5

3


Ориентирование.


Знакомство с устройством компаса и его работой. Определение сторон света. Изучают виды компасов.

2

4

Костры.


Техника безопасности при разведении костров.

Виды костров.


3



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

15


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»

1 группа (7 – 13 лет)

п/п

Название раздела

Формы

занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение.

1

Вводное занятие

Туристическое снаряжение

Беседа, рассказ.

Объяснение, рассказ.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы. Снаряжение.

2

Правила безопасности в походе

Объяснение, рассказ.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы.

3

Ориентированиие

Объяснение, рассказ, практическая работа.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы.

Карточки с топознаками. Тесты.

4

Костры.

Объяснение,

практическая работа.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы.

Карточки с кострами.

Предполагаемые результаты обучения 1 группы (7 – 13 лет)

Обучающиеся должны:

Знать:

  • туристические возможности родного края.

Уметь:

  • пользоваться компасом.

  • определять стороны света.

  • разводить костры.


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА ТУРИЗМА»

2 группа обучения


1. Техника пешего туризма (ТПТ).

Теория: включает в себя названия элементов полосы препятствий, штраф на полосе. Узлы и их виды. Видов веревок. Их назначение. Страховка.

Практика: обучающиеся учатся вязать узлы и применять их на практике, учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства.

2. Туристские возможности родного края.

Теория: на котором обучающиеся знакомятся с туристскими тропами родного края. Предлагают маршруты будущих походов.

3. Ориентирование.

Практика: проводятся измерения по карте, определяют масштаб, переводят из одного масштаба в другой, работают с эклиметром, транспортиром, определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности. Находят КП.

4. Спасательные работы.

Теория: предполагает усвоение обучающимися названий узлов и их предназначение.

Практика: обучающиеся осваивают узлы и возможность их применения в туристических соревнованиях, и в повседневной жизни. Учатся изготавливать носилки из подручных средств. Обучающиеся изучают способы эвакуации пострадавшего, виды носилок для каждого конкретного случая, ПМП.

5. Снаряжение.

Практика: Обвязка, веревки, карабины, жумары. Правила пользования и техника безопасности. Умение работать.

6.Первая медицинская помощь.

Теория: обучающиеся изучают виды ран и общие правила оказания ПМП. Виды кровотечений, Переломы и тд.

Практика: обучающиеся рассматривают способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута и давящей повязки.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»

2 группа (14 – 18 лет)


Название темы

(разделы)

Содержание

Количество

часов

1

ТПТ. Узлы. Применение.

«Проводник», «Восмерка», «Стремя» «Булинь», «Бершафт», Проводник» и другие

2

2

Топография

Теоретическое занятие. На нем учащиеся изучают виды топографических знаков. Виды рельефа. Рассматриваю обозначения знаков. На практическом занятии учащиеся по памяти должны зарисовать топографические знаки, рельеф.

2

3

Туристские возможности родного края.

Знакомство с туристскими тропами Тамбовской области.

1

4

Техника пешего туризма.


Полоса препятствий. На практике - учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства. «Кочки», «завал», «навесная переправа», «маятник», «параллель», «бревно».

5

5

ПМП.

Виды травм.


Режим туриста в походе. ПМП. А также изучают виды ран и общие правила оказания ПМП. На практических занятиях рассматривают способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута и давящей повязки. Переломы, вывихи, растяжения, ушибы

2

6

Снаряжение

Спасательные работы.

Обвязка. Веревка. Карабин. Способы вязки узлов. Перенос пострадавшего (в одиночку, группой).

3



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

15


МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»

2 группа (14 – 18 лет)


п/п

Название раздела

Формы

занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение.

1

Топография

практическая работа.

Словесный, наглядный, практический.

Таблицы. Карточки с топознаками. Тесты.

2

Техника пешего туризма

Объяснение, рассказ.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы. Снаряжение.

3

Ориентированиие

Объяснение, рассказ,

практическая работа.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы.

Карточки с топознаками. Тесты.

4

Туристские возможности родного края

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный, практический.

Карта Тамбовской области.

5

Спасательные работы

ПМП

Объяснение, практическая работа.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы.

Шины, перевязочный материал.

6

Условные топографические знаки

Объяснение, практическая работа.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы.

Карточки с топознаками.



Предполагаемые результаты обучения2 группы (14 – 18 лет)


После окончания обучающиеся должны:

Знать:

  • разновидности туризма

  • навыки оказания первой доврачебной помощи.

Уметь:

  • пользоваться веревками.

  • работать со снаряжением и страховкой.

  • оказать пострадавшему ПМП и провести эвакуацию.



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«ШКОЛА ТУРИЗМА»

3 группа (родители с детьми)


1. Ориентирование.

Теория: обучающиеся изучают азимут. Определение азимута на карте.

Практика: Определение азимута на местности. Движение по азимуту. Активные игры на местности.

2. ТПТ.

Теория: обучающиеся изучают названия элементов полосы препятствий, штраф на полосе.

Практика: обучающиеся учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства, а также проходить эти элементы полосы.

3. Спасательные работы.

Теория: обучающиеся изучают способы вязки узлов. Перенос пострадавшего (в одиночку, группой).

4. Доврачебная помощь.

Теория: обучающиеся проходят профилактику травматизма. Личная гигиена. Оказание помощи при отравлениях, ожогах, перегревах.

5. Топография.

Теория: обучающиеся изучают масштаб, эклиметр, транспортир, угловая съемка. Определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности. Определяют масштаб.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ

ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»

3 группа (родители с детьми)


Название темы

(разделы)

Содержание

Количество

часов

1


Ориентирование.

Определение азимута на карте. Определение азимута на местности. Движение по азимуту. Активные игры на местности. На практическом занятии им предлагается сделать зарисовки рельефа, какой - нибудь местности и топографические знаки.

2

2

Топография

Изучают масштаб, эклиметр, транспортир, угловая съемка, применяют знания на практике. Определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности.

2

3



Первая медицинская помощь.

Виды кровотечений. Оказание помощи пострадавшему при кровотечениях. Теоретическое занятие, на котором ребята изучают виды ран и общие правила оказания ПМП. Виды кровотечений. На практических занятиях рассматривают способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута и давящей повязки. Носилки.

4

4



Спасательные работы.


Умение управляться с веревками при групповом и индивидуальном спуске, подъеме, переправе. Страховка.

Теория включает в себя изучение видов веревок. Их назначение. Страховка. На практике - учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства, надевать страховочную систему

3

5

Узлы. Применение.

Транспортировка пострадавшего разными способами.

Применение узлов для изготовления носилок.

4



ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

15








МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»

3 группа (родители с детьми)


п/п

Название раздела

Формы

занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, техническое оснащение.

1

Ориентирование

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный, практический.

Таблицы.

Компас. Карты. Тесты.

2

Техника пешего туризма

Объяснение, рассказ.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы. Снаряжение.

3

Топография

Объяснение, рассказ, практическая работа.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы.

Карточки с топознаками. Тесты.

4

Первая медицинская помощь.

Беседа, рассказ.

Словесный, наглядный, практический.

Шины, бинты, жгуты.

5

Спасательные работы

Объяснение, рассказ, практическая работа.

Словесный, наглядный, практический.

Плакаты. Таблицы.

Шины, перевязочный материал.



Предполагаемые результаты обучения 3 группы (родители с детьми)

После окончания должны:

Знать:

  • расширенные представления о туристических возможностях родного края.

Уметь:

  • в совершенстве пользоваться веревками.

  • работать со снаряжением и страховкой.

  • самостоятельно проводить соревнования.




ЛИТЕРАТУРА.

для педагога

Основная:

Методические рекомендации В. Г. Варламов, Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983

Дополнительная:

.

  1. Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. — М.: Нолидж, 1996.

  2. Джон Уайзман. SAS. Руководство по выживанию. М. Атрель. 2005г.

  3. Линчевский, Э.Э. Психологический климат туристской группы/Э.Э. Линчевский, - М.:"Физкультура и спорт", 1981г.-126с.

  4. Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные/Ю.А. Штюмер, - М. "Физкультура и спорт". 1983.-144с.


для обучающихся

  1. Верзилин, Н. По следам Робинзона/ Н. Верзилин, - Л.: "Детская литература", 1974.-254с.

  2. Дихтярев, В. Я. Вся жизнь – поход / В.Я. Дихтярев, -М.: ЦДЮТур, 1999. http://skitalets.ru/index.htm

  3. Штюрмер Ю.А. Карманный справочник туриста /Ю.А. Штюмер, - М. "Профиздат". 1982. http://skitalets.ru/index.htm

  4. Бардин, К.В. Азбука туризма/ К.В. Бардин, - М.: Просвещение, 1981.-205с.



Использованные материалы и Интернет-ресурсы


Методические рекомендации В. Г. Варламов, Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983 - http://refdb.ru/look/2645015.html





18



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Кожевникова Анна Николаевна

Дата: 22.09.2015

Номер свидетельства: 232744

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Программа дополнительного образования туристско-краеведческой направленности "Школа туризма""
    ["seo_title"] => string(80) "proghramma_dopolnitiel_nogho_obrazovaniia_turistsko_kraieviedchieskoi_napravlien"
    ["file_id"] => string(6) "472151"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1528104820"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "спортивные традиции "
    ["seo_title"] => string(21) "sportivnyie-traditsii"
    ["file_id"] => string(6) "128441"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415515367"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства