Программа дополнительного образования по туризму для детей и родителей "Школа туризма"
Программа дополнительного образования по туризму для детей и родителей "Школа туризма"
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая дополнительная образовательная программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход. Самодеzтельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.. Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым.
Целью Программы является:
- пропаганда и популяризация туризма, основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни;
Задачи Программы
Обучающие:
- научить разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить костры)
- научить ориентироваться на местности;
- овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи;
- научить технике пешего туризма;
Развивающие:
- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм;
- воспитывать чувство коллективизма.
Основные принципы обучения, предусмотренные Программой
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе), география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь).
Теоретическая подготовка включает в себя изучение техники различных видов туризма (пеший, водный, лыжный, велосипедный туризм, ориентирование); получение знаний по топографии, выработка умений и навыков по разведению костров, бивачным работам и т.д.
2.Краеведческая подготовка - неотъемлемая составная часть общей подготовки туриста. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, об историческом прошлом народа; позволяет наблюдать своеобразие локально-закрепленных художественных традиций, создает благоприятные условия для развития эстетической культуры обучающихся; формирует у туриста умения и навыки в организации и проведении специальных наблюдений в условиях похода с последующей их обработкой и анализом. Краеведческая подготовка включает собственно краеведение, а также его практические приложения и смежные разделы учебно-воспитательной работы: наблюдения в походе, вопросы охраны природы, памятников истории и культуры.
3.Подготовка туриста по технике безопасности. Обеспечение безопасности участников туристских походов - важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в числе основных разделов работы по туризму. В связи с этим в программу включен раздел, основные задачи которого подготовить туриста к работе в сложных погодных условиях, воспитание дисциплины туристской группы, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.
4.Способы автономного выживания. Включает в себя: изучение правил поведения при автономном существовании, возможность построить различные укрытия и убежища из подручных средств, способы приготовления пищи, поиски воды, подача сигналов бедствия, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.
По окончании курса, обучающиеся должны:
знать:
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
уметь:
- разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить костры)
- оказывать само и взаимопомощь;
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
- выполнять общие обязанности участника похода.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»
1. Вводное занятие.
Теория: на занятии обучащиеся знакомятся с основными направлениями в туризме, проводятся общие инструктажи, обучающимся предлагается изучить, какое снаряжение бывает в туризме, разобрать, что должно быть в аптечке и какие лекарства применяются при тех или иных болезнях. Дается понятие и состав ремонтного набора.
Практика: обучащиеся учатся укладывать рюкзак и устанавливать (скатывать) палатку.
2. Правила безопасности в походах.
Теория: проводиться разбор наиболее возможных причин попадания человека в опасную ситуацию, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях похода.
3. Ориентирование.
Практика: обучащиеся учатся работать с компасом. Изучают виды компасов. Учатся определять стороны света.
4. Костры.
Теория: рассматривает технику безопасности и правила поведения при разведении костров. На практике обучащиеся изучают, как правильно разбить бивак и развести разные костры.
1. Техника пешего туризма (ТПТ).
Теория: включает в себя названия элементов полосы препятствий, штраф на полосе. Узлы и их виды. Видов веревок. Их назначение. Страховка.
Практика: обучающиеся учатся вязать узлы и применять их на практике, учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства.
2. Туристские возможности родного края.
Теория: на котором обучающиеся знакомятся с туристскими тропами родного края. Предлагают маршруты будущих походов.
3. Ориентирование.
Практика: проводятся измерения по карте, определяют масштаб, переводят из одного масштаба в другой, работают с эклиметром, транспортиром, определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности. Находят КП.
4. Спасательные работы.
Теория: предполагает усвоение обучающимися названий узлов и их предназначение.
Практика: обучающиеся осваивают узлы и возможность их применения в туристических соревнованиях, и в повседневной жизни. Учатся изготавливать носилки из подручных средств. Обучающиеся изучают способы эвакуации пострадавшего, виды носилок для каждого конкретного случая, ПМП.
5. Снаряжение.
Практика: Обвязка, веревки, карабины, жумары. Правила пользования и техника безопасности. Умение работать.
6.Первая медицинская помощь.
Теория: обучающиеся изучают виды ран и общие правила оказания ПМП. Виды кровотечений, Переломы и тд.
Практика: обучающиеся рассматривают способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута и давящей повязки.
1. Ориентирование.
Теория: обучающиеся изучают азимут. Определение азимута на карте.
Практика: Определение азимута на местности. Движение по азимуту. Активные игры на местности.
2. ТПТ.
Теория: обучающиеся изучают названия элементов полосы препятствий, штраф на полосе.
Практика: обучающиеся учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства, а также проходить эти элементы полосы.
Теория: обучающиеся проходят профилактику травматизма. Личная гигиена.
Оказание помощи при отравлениях, ожогах, перегревах.
5. Топография.
Теория: обучающиеся изучают масштаб, эклиметр, транспортир, угловая съемка. Определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности. Определяют масштаб.
ЛИТЕРАТУРА.
Основная:
Методические рекомендации В. Г. Варламов, Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983
Дополнительная:
.Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. — М.: Нолидж, 1996.
Джон Уайзман. SAS. Руководство по выживанию. М. Атрель. 2005г.
Линчевский, Э.Э. Психологический климат туристской группы/Э.Э. Линчевский, - М.:"Физкультура и спорт", 1981г.-126с.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные/Ю.А. Штюмер, - М. "Физкультура и спорт". 1983.-144с.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Программа по туризму для детей, подростков и родителей «Школа туризма».
Управление социального развития Тамбовской области.
ТОГКУ СОН «Центр социально помощи семье и детям «Жемчужина леса»: Научный руководитель: директор ТОГКУ СОН «Центр социально помощи семье и детям «Жемчужина леса» Булгакова Т.А.
Автор-составитель: педагог дополнительного образования Кожевникова Анна Николаевна.
Тамбовская область
Дети в возрасте от 7 до 18 лет и родители с детьми, находящиеся в трудной жизненной ситуации и нуждающиеся в экстренной социальной помощи государства из малообеспеченных семей: неполных, многодетных, опекунских.
1 этап Организационный (1-2 день)
Адаптация, демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора. Выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников программы. Знакомство с программой смены. Планирование деятельности клубов, творческих групп.
Демонстрация и реализация приобретенного опыта. Подведение итогов работы кружка. Оценка эффективности применяемых методов и приемов. Подготовка и выдача рекомендации участникам программы.
Пропаганда и популяризация туризма, основ безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни
Образовательная задача: сформировать знания, умения, навыки по экологии, природоведению, топографии, различным направлениям в туризме, ориентированию, технике безопасности при проведении различных видов работ, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи.
Воспитательная задача: сформировать научное мировоззрение в области патриотического, экологического, природоохранного, медицинского, эстетического воспитания.
Развивающая задача: развить практические навыки по Экологии, краеведению, ориентированию, технике безопасности, основам медицинских знаний и оказанию первой медицинской помощи, использованию благотворного воздействия природных факторов на все функции организма, соблюдение правил личной и общественной гигиены.
Специалисты по социальной работе, медицинские работники, воспитатели, педагог-психолог, логопед, педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, инструктор по физической культуре, инструктор по труду, библиотекарь, музыкальный руководитель ТОГКУ СОН «Центр социальной помощи семье и детям «Жемчужина леса».
После окончания смены ребята должны:
знать:
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
уметь:
- разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить косты)
- оказывать само и взаимопомощь;
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
- выполнять общие обязанности участника похода.
Так же предполагается реализовать комплекс мероприятий, обеспечивающих охрану и укрепление здоровья детей, профилактику заболеваний, текущее медицинское и санитарно-гигиеническое обслуживание, сбалансированное питание в экологически чистой и благоприятной среде.
Директор ТОГКУ СОН «Центр социально помощи семье и детям «Жемчужина леса» Булгакова Татьяна Анатольевна
Настоящая дополнительная образовательная программа носит образовательно-развивающий характер. Программа направлена на раскрытие индивидуальных психологических особенностей обучающихся, овладение туристическими навыками, позволяющими жить и ориентироваться в природе, самостоятельно подготовить и провести поход.
Самодеятельный туристский поход сочетает активный здоровый отдых, познание и освоение окружающего мира, что ставит его в ряд наиболее эффективных методов комплексного воспитания подрастающего поколения.
Занимаясь в туристическом кружке, ребята осваивают и закрепляют туристические навыки, умение рационально использовать силы и средства для преодоления возникающих трудностей. В детях воспитывается ответственность за порученное дело. Все это позволит ребятам умело ориентироваться во внезапно возникшей экстремальной ситуации, быстро принимать решение и решительно действовать.
Мы не в силах управлять природой, предотвращать экстремальные ситуации, но в наших силах научить детей разумно вести себя в непредсказуемой, порой, критической ситуации. Быть хорошо физически подготовленным, нести ответственность за себя и дорожить жизнью других.
Программа является типовой, так как она разработана на основе методических рекомендаций, разработанных В.Г.Варламовым.
Целью Программы является:
- пропаганда и популяризация туризма, основ безопасности жизнедеятельности,
здорового образа жизни;
- повышение технического и тактического мастерства, при прохождении
дистанций, имитирующих и воссоздающих экстремальные ситуации
пребывания человека (группы) в естественных условиях.
Задачи Программы
Обучающие:
- научить разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить
костры)
- научить ориентироваться на местности;
- научить составлять простейшие схемы маршрутов;
- овладению умений по оказанию само- и взаимопомощи;
- научить технике пешего туризма;
Развивающие:
- развивать волевые качества, умение принимать решения, брать на себя ответственность не только за себя, но и за окружающих;
- развивать память и внимание;
- развивать деловую и познавательную активность;
- развивать физическую и психическую выносливость.
Воспитательные:
- воспитывать патриотизм;
- воспитывать привычку рационально использовать свободное время;
- воспитывать чувство коллективизма.
Основные принципы обучения, предусмотренные Программой
Природосообразность - приоритет природных возможностей ребенка в сочетании с приобретенными качествами в его развитии.
Наглядность – объяснение материала сопровождается демонстрацией наглядных пособий, схем, плакатов, проводится работа на местности.
Системность – проведение занятий в определенной последовательности и системе.
Гуманизация воспитательного процесса – построение занятий по уровням с учетом знаний, умений и навыков учащихся, их психологических возможностей и способностей.
В Программе используются межпредметные связи с другими образовательными областями такими как ОБЖ (способы автономного выживания человека в природе), география (работа с картами, определение азимута), биология (правила личной гигиены, охрана окружающей среды, первая медицинская помощь).
Педагогические технологии. Программа ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей – на все то, что способствует самовыражению ребенка.
Срок реализации программы - 21день /18 дней
Программа рассчитана на 3 возрастных группы:
1 группа – 7 – 13 лет
2 группа - 14 – 16 лет
3 группа – родители с детьми
Этапы реализации программы
1 этап Организационный (1-2 день)
Адаптация, демонстрация имеющегося опыта; согласование желаемого с реальными условиями; осуществление выбора. Выявление уровня притязаний, творческого и лидерского потенциала участников программы. Знакомство с программой смены. Планирование деятельности клубов, творческих групп.
Демонстрация и реализация приобретенного опыта. Подведение итогов работы кружка. Оценка эффективности применяемых методов и приемов. Подготовка и выдача рекомендации участникам программы.
Материал дается по разделам:
Теоретическая подготовка включает в себя изучение техники различных видов туризма (пеший, водный, лыжный, велосипедный туризм, ориентирование); получение знаний по топографии, выработка умений и навыков по разведению костров, бивачным работам и т.д.
2.Краеведческая подготовка - неотъемлемая составная часть общей подготовки туриста. Она связана с приобретением знаний о природных богатствах родного края, об историческом прошлом народа; позволяет наблюдать своеобразие локально-закрепленных художественных традиций, создает благоприятные условия для развития эстетической культуры обучающихся; формирует у туриста умения и навыки в организации и проведении специальных наблюдений в условиях похода с последующей их обработкой и анализом. Краеведческая подготовка включает собственно краеведение, а также его практические приложения и смежные разделы учебно-воспитательной работы: наблюдения в походе, вопросы охраны природы, памятников истории и культуры.
3.Подготовка туриста по технике безопасности. Обеспечение безопасности участников туристских походов - важнейшая задача в комплексе мероприятий по организации, подготовке и проведению похода, а профилактика несчастных случаев по праву занимает ведущее положение в числе основных разделов работы по туризму. В связи с этим в программу включен раздел, основные задачи которого подготовить туриста к работе в сложных погодных условиях, воспитание дисциплины туристской группы, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.
4.Способы автономного выживания. Включает в себя: изучение правил поведения при автономном существовании, возможность построить различные укрытия и убежища из подручных средств, способы приготовления пищи, поиски воды, подача сигналов бедствия, формирование умений и навыков по оказанию первой доврачебной помощи.
Для организации учебной деятельности учащихся используются следующие методы:
Фронтальный метод характеризуется выполнением всем составом группы одного и того же задания.
Групповой метод предусматривает одновременное выполнение в нескольких группах разных заданий.
Индивидуальный методзаключается в том, что обучюащимся предлагаются индивидуальные задания, которые выполняются самостоятельно.
Круговой метод предусматривает последовательное выполнение занимающимися серии заданий на специально подготовленных местах («станциях»).
Для реализации Программы «Школа туризма» применяются методы общей педагогики, в частности методы использования слова (словесные методы) и методы обеспечения наглядности (наглядные методы).
Словесные методы:
- дидактический рассказ – представляет собой изложение учебного материала в повествовательной форме. Его назначение – обеспечить общее, достаточно широкое представление о каком-либо объекте, двигательном действии;
- описание – это способ создания у занимающихся представлений о действии, детям сообщается фактический материал, говорится, что надо делать, применяется при изучении относительно простых действий;
- объяснение – последовательное, строгое в логическом отношении изложение преподавателем сложных вопросов, понятий, правил;
-беседа – вопросно-ответная форма взаимного обмена информацией между преподавателем и учащимися;
- распоряжения, команды, указания – основные средства оперативного управления деятельностью на занятиях.
Методы обеспечения наглядности способствуют зрительному, слуховому и двигательному восприятию выполняемых заданий. К ним относятся:
- метод непосредственной наглядности – предназначен для создания правильного представления о технике выполнения двигательного действия;
- метод опосредованной наглядности – создает дополнительные возможности для восприятия двигательных действий с помощью предметного изображения;
По окончании курса, обучающиеся должны:
знать:
- требования техники безопасности в походе;
- общие подходы к организации и проведению походов;
- способы профилактики типичных заболеваний и основные приемы и средства оказания первой доврачебной помощи;
- перечень группового и личного снаряжения и правила ухода за ним;
- правила приготовления пищи;
- нормы личной и общественной гигиены, экологические требования к группе;
уметь:
- разбивать бивуак (устанавливать и снимать палатки, разводить костры)
- оказывать само и взаимопомощь;
- применять указанные знания на практике;
- ориентироваться на местности при помощи карты и компаса;
- участвовать на всех этапах соревнований по технике пешеходного туризма;
- выполнять общие обязанности участника похода.
Контроль в управлении процессом обучения осуществляется в виде предварительного (входного), текущего, итогового контроля.
Входной контроль проводится в форме анкетирования на вводных уроках с целью выявления уровня начальных знаний. На основе полученных данных выявляется готовность к усвоению программного материала.
Текущий контроль за усвоением знаний, умений и навыков проводится в течение всего заезда. Используются такие методы, как наблюдение, контрольные испытания, учебно-тренировочные походы, где ребята могут применить свои знания на практике, выполняя задания коллективно и индивидуально.
Итоговый контроль проводится в конце заезда в виде однодневных или двухдневных походов, а так же больших туристических соревнований.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА ТУРИЗМА»
1 группа обучения
1. Вводное занятие.
Теория: на занятии обучащиеся знакомятся с основными направлениями в туризме, проводятся общие инструктажи, обучающимся предлагается изучить, какое снаряжение бывает в туризме, разобрать, что должно быть в аптечке и какие лекарства применяются при тех или иных болезнях. Дается понятие и состав ремонтного набора.
Практика: обучащиеся учатся укладывать рюкзак и устанавливать (скатывать) палатку.
2. Правила безопасности в походах.
Теория: проводиться разбор наиболее возможных причин попадания человека в опасную ситуацию, меры профилактики и подготовки к безопасному поведению в условиях похода.
3. Ориентирование.
Практика: обучащиеся учатся работать с компасом. Изучают виды компасов. Учатся определять стороны света.
4. Костры.
Теория: рассматривает технику безопасности и правила поведения при разведении костров. На практике обучащиеся изучают, как правильно разбить бивак и развести разные костры.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»
1 группа (7 – 13 лет)
№
Название темы
(разделы)
Содержание
Количество
часов
1
Вводное
занятие
Туристическое снаряжение.
Цели и задачи занятий. Знакомятся с основными направлениями в туризме. Личное, групповое снаряжение. Аптечка. Ремонтный набор. Укладка рюкзака. Палатка. В теории ребятам предлагается изучить, какое снаряжение бывает в туризме, разобрать, что должно быть в аптечке и какие лекарства применяются при тех или иных болезнях. Дается понятие и состав ремонтного набора. На практике ребята учатся укладывать рюкзак и устанавливать (скатывать) палатку.
5
2
Правила безопасности в походе.
Источники опасности (снаряжение, бивачные работы, движение на маршруте и т.д.). Дисциплина. Страховка.
5
3
Ориентирование.
Знакомство с устройством компаса и его работой. Определение сторон света. Изучают виды компасов.
2
4
Костры.
Техника безопасности при разведении костров.
Виды костров.
3
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
15
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»
1 группа (7 – 13 лет)
№
п/п
Название раздела
Формы
занятий
Методы и приемы
Дидактический материал, техническое оснащение.
1
Вводное занятие
Туристическое снаряжение
Беседа, рассказ.
Объяснение, рассказ.
Словесный, наглядный, практический.
Плакаты. Таблицы. Снаряжение.
2
Правила безопасности в походе
Объяснение, рассказ.
Словесный, наглядный, практический.
Плакаты. Таблицы.
3
Ориентированиие
Объяснение, рассказ, практическая работа.
Словесный, наглядный, практический.
Плакаты. Таблицы.
Карточки с топознаками. Тесты.
4
Костры.
Объяснение,
практическая работа.
Словесный, наглядный, практический.
Плакаты. Таблицы.
Карточки с кострами.
Предполагаемые результаты обучения 1 группы (7 – 13 лет)
Обучающиеся должны:
Знать:
туристические возможности родного края.
Уметь:
пользоваться компасом.
определять стороны света.
разводить костры.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
«ШКОЛА ТУРИЗМА»
2 группа обучения
1. Техника пешего туризма (ТПТ).
Теория: включает в себя названия элементов полосы препятствий, штраф на полосе. Узлы и их виды. Видов веревок. Их назначение. Страховка.
Практика: обучающиеся учатся вязать узлы и применять их на практике, учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства.
2. Туристские возможности родного края.
Теория: на котором обучающиеся знакомятся с туристскими тропами родного края. Предлагают маршруты будущих походов.
3. Ориентирование.
Практика: проводятся измерения по карте, определяют масштаб, переводят из одного масштаба в другой, работают с эклиметром, транспортиром, определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности. Находят КП.
4. Спасательные работы.
Теория: предполагает усвоение обучающимися названий узлов и их предназначение.
Практика: обучающиеся осваивают узлы и возможность их применения в туристических соревнованиях, и в повседневной жизни. Учатся изготавливать носилки из подручных средств. Обучающиеся изучают способы эвакуации пострадавшего, виды носилок для каждого конкретного случая, ПМП.
5. Снаряжение.
Практика: Обвязка, веревки, карабины, жумары. Правила пользования и техника безопасности. Умение работать.
6.Первая медицинская помощь.
Теория: обучающиеся изучают виды ран и общие правила оказания ПМП. Виды кровотечений, Переломы и тд.
Практика: обучающиеся рассматривают способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута и давящей повязки.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»
2 группа (14 – 18 лет)
№
Название темы
(разделы)
Содержание
Количество
часов
1
ТПТ. Узлы. Применение.
«Проводник», «Восмерка», «Стремя» «Булинь», «Бершафт», Проводник» и другие
2
2
Топография
Теоретическое занятие. На нем учащиеся изучают виды топографических знаков. Виды рельефа. Рассматриваю обозначения знаков. На практическом занятии учащиеся по памяти должны зарисовать топографические знаки, рельеф.
2
3
Туристские возможности родного края.
Знакомство с туристскими тропами Тамбовской области.
1
4
Техника пешего туризма.
Полоса препятствий. На практике - учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства. «Кочки», «завал», «навесная переправа», «маятник», «параллель», «бревно».
5
5
ПМП.
Виды травм.
Режим туриста в походе. ПМП. А также изучают виды ран и общие правила оказания ПМП. На практических занятиях рассматривают способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута и давящей повязки. Переломы, вывихи, растяжения, ушибы
Теория: обучающиеся проходят профилактику травматизма. Личная гигиена. Оказание помощи при отравлениях, ожогах, перегревах.
5. Топография.
Теория: обучающиеся изучают масштаб, эклиметр, транспортир, угловая съемка. Определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности. Определяют масштаб.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН РАБОТЫ
ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»
3 группа (родители с детьми)
№
Название темы
(разделы)
Содержание
Количество
часов
1
Ориентирование.
Определение азимута на карте. Определение азимута на местности. Движение по азимуту. Активные игры на местности. На практическом занятии им предлагается сделать зарисовки рельефа, какой - нибудь местности и топографические знаки.
2
2
Топография
Изучают масштаб, эклиметр, транспортир, угловая съемка, применяют знания на практике. Определяют, какие топознаки присутствуют на карте, проводят сверку на местности.
2
3
Первая медицинская помощь.
Виды кровотечений. Оказание помощи пострадавшему при кровотечениях. Теоретическое занятие, на котором ребята изучают виды ран и общие правила оказания ПМП. Виды кровотечений. На практических занятиях рассматривают способы остановки кровотечения. Правила наложения жгута и давящей повязки. Носилки.
4
4
Спасательные работы.
Умение управляться с веревками при групповом и индивидуальном спуске, подъеме, переправе. Страховка.
Теория включает в себя изучение видов веревок. Их назначение. Страховка. На практике - учатся самостоятельно сооружать переправы, используя веревки и подручные средства, надевать страховочную систему
3
5
Узлы. Применение.
Транспортировка пострадавшего разными способами.
Применение узлов для изготовления носилок.
4
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
15
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ПРОГРАММЫ «ШКОЛА ТУРИЗМА»
3 группа (родители с детьми)
№
п/п
Название раздела
Формы
занятий
Методы и приемы
Дидактический материал, техническое оснащение.
1
Ориентирование
Беседа, рассказ.
Словесный, наглядный, практический.
Таблицы.
Компас. Карты. Тесты.
2
Техника пешего туризма
Объяснение, рассказ.
Словесный, наглядный, практический.
Плакаты. Таблицы. Снаряжение.
3
Топография
Объяснение, рассказ, практическая работа.
Словесный, наглядный, практический.
Плакаты. Таблицы.
Карточки с топознаками. Тесты.
4
Первая медицинская помощь.
Беседа, рассказ.
Словесный, наглядный, практический.
Шины, бинты, жгуты.
5
Спасательные работы
Объяснение, рассказ, практическая работа.
Словесный, наглядный, практический.
Плакаты. Таблицы.
Шины, перевязочный материал.
Предполагаемые результаты обучения 3 группы (родители с детьми)
После окончания должны:
Знать:
расширенные представления о туристических возможностях родного края.
Уметь:
в совершенстве пользоваться веревками.
работать со снаряжением и страховкой.
самостоятельно проводить соревнования.
ЛИТЕРАТУРА.
для педагога
Основная:
Методические рекомендации В. Г. Варламов, Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983
Дополнительная:
.
Гуляев В. Г. Организация туристической деятельности. — М.: Нолидж, 1996.
Джон Уайзман. SAS. Руководство по выживанию. М. Атрель. 2005г.
Линчевский, Э.Э. Психологический климат туристской группы/Э.Э. Линчевский, - М.:"Физкультура и спорт", 1981г.-126с.
Штюрмер Ю.А. Опасности в туризме, мнимые и действительные/Ю.А. Штюмер, - М. "Физкультура и спорт". 1983.-144с.
для обучающихся
Верзилин, Н. По следам Робинзона/ Н. Верзилин, - Л.: "Детская литература", 1974.-254с.
Дихтярев, В. Я. Вся жизнь – поход / В.Я. Дихтярев, -М.: ЦДЮТур, 1999. http://skitalets.ru/index.htm
Бардин, К.В. Азбука туризма/ К.В. Бардин, - М.: Просвещение, 1981.-205с.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Методические рекомендации В. Г. Варламов, Центральный совет по туризму и экскурсиям Центральное рекламно-информационное бюро “Турист”, Москва—1983 - http://refdb.ru/look/2645015.html