Цель урока. Обобщить представления учащихся о городе как месте проживания человека. Обратить их внимание на положительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе, на возможные опасные ситуа¬ции, с которыми человек может встретиться в городе, на причины их возникновения и на необходимость соблюдения пра¬вил безопасного поведения в повседневной жизни.
Изучаемые вопросы
1. Основные признаки современного города.
2. Привлекательность города для жизнедеятельности чело¬века.
3. Наиболее характерные опасные ситуации для современ¬ного города.
Ход урока
1. Оргмомент
2. Основная часть
1. Дать определение понятия «город».
Отметить, что исторический процесс повышения роли городов в развитии человеческого общества шел непрерывно. Для примера привести статистику, как менялось количество жителей городов по отношению ко всему населению Земли: в начале XIX в. в городах мира проживало 3% населения Земли, в начале XX в. — 13,6%, в конце ХХв. —41,1%.
Городское население Российской Федерации в настоящее время составляет около 74%, и проживает оно более чем в 1030 городах. Современные города в зависимости от количест¬ва жителей делятся на:
• малые — до 50 тыс. жителей;
• средние — 50—100 тыс. жителей;
• большие — 100—250 тыс. жителей;
• крупные — 250—500 тыс. жителей;
• крупнейшие — 500 тыс. — 1 млн жителей;
• города-миллионеры — свыше 1 млн жителей.
К началу XXI в. в мире насчитывалось около 220 горо¬дов-миллионеров, в их числе Москва — свыше 10 млн человек и Санкт-Петербург — более 4,5 млн человек.
2. Разъяснить учащимся, что в городах для удобства человека к жилым домам подводится вода, газ, электричество. В городах существует целая сеть торговых организаций, обеспечивающих население продуктами питания и всеми необходимыми товарами.
Городской транспорт служит для передвижения людей в необходимые для них районы города. Создана система учеб¬ных заведений. Население обслуживают медицинские учреж¬дения. Действует система культурных, научных и спортивных учреждений. Созданы службы для обеспечения безопасности населения.
Все это должно работать слаженно, так как все учреждения и службы взаимозависимы. Жителю города необходимо уметь пользоваться всеми благами, но при этом соблюдать правила безопасного поведения.
3. Познакомить учащихся с наиболее характерными опас¬ными ситуациями, которые могут возникнуть в современном городе. Это ситуации, связанные:
• с нарушением правил дорожного движения;
• с нарушением правил пожарной безопасности;
• с нарушением мер общественной безопасности и общест¬венного порядка;
• с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;
• с различными природными явлениями (дождь, гроза, силь¬ный снегопад, гололед и др.).
3. Вывод: город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные систе¬мы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность (в них могут происходить отказы в работе и аварии) для город¬ского жителя и требуют от него особого поведения, обеспечи¬вающего его безопасность.
Контрольные вопросы
1. Назовите основные признаки города.
2. Как подразделяются города в зависимости от количества жителей?
3. Какие наиболее характерные опасные ситуации могут возникнуть в современном городе?
4. Домашнее задание
1. Изучите §1.1 учебника.
2. Начните вести дневник безопасности, где будете запи¬сывать наиболее характерные ситуации, в которые вы попали, и оценивать свое поведение.
Просмотр содержимого документа
«город как среда обитания человека»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3
Барабинского района Новосибирской области
Подготовил: Андриенко Владимир Иванович, учитель ОБЖ
г. Барабинск, 2014 год
Цель урока. Обобщить представления учащихся о городе как месте проживания человека. Обратить их внимание на положительные и отрицательные стороны для жизнедеятельности человека в современном городе, на возможные опасные ситуации, с которыми человек может встретиться в городе, на причины их возникновения и на необходимость соблюдения правил безопасного поведения в повседневной жизни.
Изучаемые вопросы
Основные признаки современного города.
Привлекательность города для жизнедеятельности человека.
Наиболее характерные опасные ситуации для современного города.
Ход урока
Оргмомент
Основная часть
1. Дать определение понятия «город».
Отметить, что исторический процесс повышения роли городов в развитии человеческого общества шел непрерывно. Для примера привести статистику, как менялось количество жителей городов по отношению ко всему населению Земли: в начале XIX в. в городах мира проживало 3% населения Земли, в начале XX в. — 13,6%, в конце ХХв. —41,1%.
Городское население Российской Федерации в настоящее время составляет около 74%, и проживает оно более чем в 1030 городах. Современные города в зависимости от количества жителей делятся на:
малые — до 50 тыс. жителей;
средние — 50—100 тыс. жителей;
большие — 100—250 тыс. жителей;
крупные — 250—500 тыс. жителей;
крупнейшие — 500 тыс. — 1 млн жителей;
города-миллионеры — свыше 1 млн жителей.
К началу XXI в. в мире насчитывалось около 220 городов-миллионеров, в их числе Москва — свыше 10 млн человек и Санкт-Петербург — более 4,5 млн человек.
2. Разъяснить учащимся, что в городах для удобства человека к жилым домам подводится вода, газ, электричество. В городах существует целая сеть торговых организаций, обеспечивающих население продуктами питания и всеми необходимыми товарами.
Городской транспорт служит для передвижения людей в необходимые для них районы города. Создана система учебных заведений. Население обслуживают медицинские учреждения. Действует система культурных, научных и спортивных учреждений. Созданы службы для обеспечения безопасности населения.
Все это должно работать слаженно, так как все учреждения и службы взаимозависимы. Жителю города необходимо уметь пользоваться всеми благами, но при этом соблюдать правила безопасного поведения.
3. Познакомить учащихся с наиболее характерными опасными ситуациями, которые могут возникнуть в современном городе. Это ситуации, связанные:
с нарушением правил дорожного движения;
с нарушением правил пожарной безопасности;
с нарушением мер общественной безопасности и общественного порядка;
с нарушением правил пользования различными бытовыми приборами, газом и электричеством;
с различными природными явлениями (дождь, гроза, сильный снегопад, гололед и др.).
Вывод: город создает благоприятные условия для жизни и жизнедеятельности человека, но многофункциональные системы жизнеобеспечения несут в себе определенную опасность (в них могут происходить отказы в работе и аварии) для городского жителя и требуют от него особого поведения, обеспечивающего его безопасность.
Контрольные вопросы
Назовите основные признаки города.
Как подразделяются города в зависимости от количества жителей?
Какие наиболее характерные опасные ситуации могут возникнуть в современном городе?
Домашнее задание
Изучите §1.1 учебника.
Начните вести дневник безопасности, где будете записывать наиболее характерные ситуации, в которые вы попали, и оценивать свое поведение.