kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Иркутсковедение. Любимый город"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Программа разработана  на основе  адаптированной образовательной программы разработанной  под руководством М.А Бердниковой, директора МОУ ЦИМПО по НМР, учителя истории МОУ СОШ №17,  Садовской  А.Г., педагога дополнительного образования МОУ СОШ №11 г. Иркутска.- Иркутск, 2012.-125 с.               

        Идея программы: воспитание гражданина, патриота практическими делами, поступками, отношением к окружающему миру, природе в постоянно меняющейся социокультурной среде.                              

        Цели предметной области " Иркутсковедение. Любимый город" совпадают с целевыми установками школьного краеведения. В то же время, благодаря, своей особой роли, как системообразующего звена в школьном компоненте образовательной системы, эта предметная область способствует завершению формирования целостной картины иркутского наследия. Этот факультативный курс способствует осознанию значения микромира (города, региона) для жизни иркутян и, главное, способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся, развивая их познавательные способности, создавая условия для определения и реализации культурного потенциала каждого.

       Цель курса:

-  пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и  культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.

      Задачи курса:

- воспитывать иркутян на лучших традициях иркутской культуры, развивая духовный кругозор личности, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска;

- развивать способность учащихся целостно воспринимать окружающий их мир во всем его многообразии и единстве, что формирует интегральную культуру личности, исключая освоение культуры как суммы знаний, умений и навыков;

- развивать творческий потенциал личности, ее способность к самореализации, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска, способствуя формированию гражданственности учащихся, их социальной адаптации.

- пробуждать познавательный интерес к жизни Иркутска и области; содействовать эмоционально-ценностному восприятию культурного наследия;

- сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего самостоятельного освоения культурного наследия Иркутска.

        Таким образом, предметная область "Иркутсковедение" способствует решению общепедагогической задачи - достижению учащимися уровня общекультурной компетентности, формированию у учащихся познавательного интереса к культурному наследию своего города, потребности востребовать культурный потенциал уникального центра мировой и отечественной культуры - Иркутск.

Место курса «Иркутсковедение. Любимый город» в учебном плане

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение          «Иркутсковедение. Любимый город » в 3 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели). 

 Требования к уровню подготовки

         Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу изучения программы:

- освоить понятия и термины: мир города, особенности удивительного Иркутска, памятник, достопримечательность, символ; грамотно их произносить, писать, объяснять;

- иметь представление о богатствах Иркутска - памятниках истории и культуры, музеях; узнавать и перечислять указанные памятники (здесь и далее понятие памятник рассматривается в широком смысле слова, а не только как памятник архитектуры или монументальный);

- освоить рекомендованную программой литературу о городе; рассказывать о прочитанной книге, посвященной городу, выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от учебной экскурсии, от нового изученного материала, в виде рисунка, описания (устного или письменного);

- освоить понятия и термины: облик города, природа и город - особый мир (среда) обитания человека, их взаимосвязь и взаимозависимость,

- освоить дополнительную литературу о городе;

- составлять отзыв о книге, используя памятку; выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от внеучебной экскурсии, семейной прогулки, от самостоятельно изученного материала, в форме рассказа, сказки, загадки, стихотворения; рассказывать родителям об изученных на прогулке памятниках;

- знание литературных мест края, умение рассказать о них, опираясь на изученные литературные произведения;

- умение работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;

- умение самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме.

Ожидаемые результаты программы

• Сплочение детей, родителей, педагогов в единый коллектив, через проведение различных совместных мероприятий;

• Создание памятных альбомов;

• Повышение мотивации учащихся к проведению общественно-полезных дел;

• Повышение интереса у учащихся к мероприятиям и желания участвовать в них;

• Пополнение багажа знаний учащихся в области истории Отечества, малой Родины;

• Проведение в конце года совместной конференции (дети, родители, учителя) по итогам работы программы.

           Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города), спорта.

        Формы проведения занятий – это урок, виртуальные экскурсии,  посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

Уроки предусматривают проявление творческой инициативы учащихся: подбор материала для сообщений, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих работ, составление и разгадывание кроссвордов и др.

       Методика оценивания результатов обучения учащихся.

        Для текущего контроля используются кроссворды, коллективные и индивидуальные формы практической работы.

Итоговый контроль за освоением материала курса осуществляется в виде творческих выступлений учащихся, участие в итоговых уроках – конкурсах.

         Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Иркутсковедение. Любимый город" »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 18



Рассмотрено на заседании МО

Начальных классов

Протокол №

Руководитель МО

Согласовано ______________

Заместитель директора по НМР

Утверждаю ____________________

Директор МБОУ СОШ № 18







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА


По факультативному курсу

«Иркутсковедение. Любимый город»

в 3 Б классе





Составитель:

Вольская О. А.,

учитель нач. классов,

высшая квалиф. категория












Срок действия программы:


2014– 2015 учебный год





Пояснительная записка


Программа разработана на основе адаптированной образовательной программы разработанной под руководством М.А Бердниковой, директора МОУ ЦИМПО по НМР, учителя истории МОУ СОШ №17, Садовской А.Г., педагога дополнительного образования МОУ СОШ №11 г. Иркутска.- Иркутск, 2012.-125 с.

Идея программы: воспитание гражданина, патриота практическими делами, поступками, отношением к окружающему миру, природе в постоянно меняющейся социокультурной среде.

Цели предметной области " Иркутсковедение. Любимый город" совпадают с целевыми установками школьного краеведения. В то же время, благодаря, своей особой роли, как системообразующего звена в школьном компоненте образовательной системы, эта предметная область способствует завершению формирования целостной картины иркутского наследия. Этот факультативный курс способствует осознанию значения микромира (города, региона) для жизни иркутян и, главное, способствует духовно-ценностной и практической ориентации учащихся, развивая их познавательные способности, создавая условия для определения и реализации культурного потенциала каждого.

Цель курса:

- пробудить у учащихся уважительное и заинтересованное отношение к истории и культуре своего города; помочь осознать себя наследниками и продолжателями его развития.

Задачи курса:

- воспитывать иркутян на лучших традициях иркутской культуры, развивая духовный кругозор личности, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска;

- развивать способность учащихся целостно воспринимать окружающий их мир во всем его многообразии и единстве, что формирует интегральную культуру личности, исключая освоение культуры как суммы знаний, умений и навыков;

- развивать творческий потенциал личности, ее способность к самореализации, обеспечивая условия для индивидуального выбора средств и стиля освоения культуры Иркутска, способствуя формированию гражданственности учащихся, их социальной адаптации.

- пробуждать познавательный интерес к жизни Иркутска и области; содействовать эмоционально-ценностному восприятию культурного наследия;

- сформировать умения и навыки, необходимые для дальнейшего самостоятельного освоения культурного наследия Иркутска.

Таким образом, предметная область "Иркутсковедение" способствует решению общепедагогической задачи - достижению учащимися уровня общекультурной компетентности, формированию у учащихся познавательного интереса к культурному наследию своего города, потребности востребовать культурный потенциал уникального центра мировой и отечественной культуры - Иркутск.


Место курса «Иркутсковедение. Любимый город» в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования на изучение «Иркутсковедение. Любимый город » в 3 классе выделяется 34 часа в год (1 ч в неделю, 34 учебные недели).


Требования к уровню подготовки

Знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся к концу изучения программы:

- освоить понятия и термины: мир города, особенности удивительного Иркутска, памятник, достопримечательность, символ; грамотно их произносить, писать, объяснять;

- иметь представление о богатствах Иркутска - памятниках истории и культуры, музеях; узнавать и перечислять указанные памятники (здесь и далее понятие памятник рассматривается в широком смысле слова, а не только как памятник архитектуры или монументальный);

- освоить рекомендованную программой литературу о городе; рассказывать о прочитанной книге, посвященной городу, выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от учебной экскурсии, от нового изученного материала, в виде рисунка, описания (устного или письменного);

- освоить понятия и термины: облик города, природа и город - особый мир (среда) обитания человека, их взаимосвязь и взаимозависимость,

- освоить дополнительную литературу о городе;

- составлять отзыв о книге, используя памятку; выражая при этом собственное отношение к прочитанному;

- выражать впечатление, полученное от внеучебной экскурсии, семейной прогулки, от самостоятельно изученного материала, в форме рассказа, сказки, загадки, стихотворения; рассказывать родителям об изученных на прогулке памятниках;

- знание литературных мест края, умение рассказать о них, опираясь на изученные литературные произведения;

- умение работать с книгой, самостоятельно пополнять знания, пользуясь дополнительной литературой;

- умение самостоятельно готовить устное сообщение по определенной теме.

Ожидаемые результаты программы

• Сплочение детей, родителей, педагогов в единый коллектив, через проведение различных совместных мероприятий;

• Создание памятных альбомов;

• Повышение мотивации учащихся к проведению общественно-полезных дел;

• Повышение интереса у учащихся к мероприятиям и желания участвовать в них;

• Пополнение багажа знаний учащихся в области истории Отечества, малой Родины;

• Проведение в конце года совместной конференции (дети, родители, учителя) по итогам работы программы.

Таким образом, в основе программы – реализация личностного подхода в обучении и воспитании учащихся, интеграция научных знаний и образовательных технологий. Социальными партнерами школы выступают учреждения дополнительного образования, культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города), спорта.


Формы проведения занятий – это урок, виртуальные экскурсии, посещение музеев, архива, выставок; сотрудничество с краеведами, работниками библиотек, местными мастерами, художниками и поэтами.

Уроки предусматривают проявление творческой инициативы учащихся: подбор материала для сообщений, использование инновационных технологий для поиска интересующей информации и представления результатов своих работ, составление и разгадывание кроссвордов и др.



Методика оценивания результатов обучения учащихся.

Для текущего контроля используются кроссворды, коллективные и индивидуальные формы практической работы.

Итоговый контроль за освоением материала курса осуществляется в виде творческих выступлений учащихся, участие в итоговых уроках – конкурсах.


Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя. В рамках накопительной системы, создание портфолио.














Календарно – тематическое планирование

по факультативному курсу «Иркутсковедение. Любимый город»

Класс 3 Б

Учитель Вольская О. А.

Количество часов:

Всего 34 час; в неделю 1 час.


Планирование составлено на основе образовательной программы разработанной под руководством М.А Бердниковой, директора МОУ ЦИМПО по НМР, учителя истории МОУ СОШ №17, Садовской А.Г., педагога дополнительного образования МОУ СОШ №11 г. Иркутска.- Иркутск, 2012.-125 с.



Тема урока

Кол-во

часов

Обучающая цель

Основные понятия, вводимые впервые, свойства, алгоритмы

Примерное

содержание

Сроки

план

факт


1.

Введение в предмет.


1

формировать представление о истории родного края

Год, век, тысячелетие.

Источники изучения истории родного края.




2-4.



Иркутский острог.


3


формировать представление о появлении Иркутского острога

формировать представление о коренном населении Прибайкалья

развивать патриотические чувства

Крепость, Кремль, острог.


Схема острога, стены и башни.


Первые каменные здания.


Работа с картой.




развивать представление об историческом прошлом родного города

развивать эстетический вкус

Иркутский острог.


Викторина



5-9




Памятные даты и события в истории родного города.


5

формировать представление о хронологических событиях города Иркутска

формировать представление о культурных памятниках города


Вознесенский монастырь. Спасская площадь. Сибирская гимназия.

Путешествие по карте города. Конкурс рисунков



10.



Символика города.

1

формировать представление о появлении герба и флага родного города

расширить представление о символах города Иркутска

Герб, флаг.


Игра «Знатоки»


Викторина «Отгадай-ка»




11-12



Улицы, площади.

2

формировать представление о многообразии улиц города

формировать представление о старинных названиях улиц города

Старинные названия улиц .

Игра- путешествие.



13-15

Архитектура города


Экскурсия.

3

формировать представление об архитектуре города

формировать представление о деревянном и каменном зодчестве города

Зодчество. Деревянные кружева.

Конкурс- рисунков.



формировать представление о памятниках архитектуры города Иркутска


Краеведческий музей. Белый дом.

Путешествие по городу.



16-18



Храмы.

Экскурсия.

3

формировать представление об архитектуре храмов города

развивать духовную нравственность учащихся

Храм

Викторина «Угадай»



19-21



Памятники.


Экскурсия.


3

формировать представление о наиболее ярких скульптурных памятниках города

научить обращать внимание на мемориальные доски

Памятники. Мемориальные доски.

Игра «Отгадай название»





22-24



Музеи.


Экскурсия.

3

формировать представление о необходимости посещать музеи

расширить представление о разнообразии музеев города

Музеи.

Доклады.




25-27


Иркутск театральный.


Выход в театр.

3

расширить представление о культурной жизни города

формировать представление о многообразии театров города

Театр.

Конкурс рисунков. Театральная афиша.



28-29

Просвещение.

2

познакомить детей с разнообразием учреждений просвещения города

формировать представление о школах старого режима


Просвещение.



Игра «Школа наших бабушек»



30.

Городской транспорт

1

расширить представление о разнообразии транспорта

расширить представление о необходимости соблюдать ПДД на дорогах

Транспорт.

Мосты.

Игра «Мы пассажиры.»

Тестирование по ПДД.



31-32.

Купцы и промышленники.

2

развивать представление о промышленности и преприятиях города

формировать представление о меценатах города

Промышленность. Купцы.

Викторина.



33.

Мой город и моя семья.

1

формировать представление о ценностях семьи

воспитывать уважительное отношение к старшим

Родословная.

Конкурс «Традиции моей семьи»



34


Итоговое занятие

Оформление выставки фотографий «Мой город»

1

Подвести итоги работы года



Оформление выставки фотографий «Мой городе»




Итого:

34



















Перечень учебно-методического обеспечения

Учебные пособия

  1. Иркутсковедение. Сборник адаптационных и учебных программ по курсу «Иркутсковедение» для детей дошкольного возраста и 3-9 классов, «История Сибири…» для 10-11 классов, Иркутск. Утверждены ГКМС, протоколы № 4 от 16.09 2010 г., регистрационный номер №1831, 1844, 1845, дата регистрации 10.09.2010.

  2. История Земли Иркутской: Учебное пособие для старшей школы/Под ред. З.И. Рабецкой – Иркутск, 2002

  3. Методическое пособие для учителя (электронное) Сост. Винник О.Н.

  4. Томилова Т.П. «Иркутск. Памятники. Люди». Учебное пособие. Методическое пособие для учителя.


Информационно – техническое обеспечение

  1. Методическое пособие для учителя (электронное) Сост. Винник О.Н.

  2. DVD-плеер, телевизор, компьютер.

  3. Презентации.

  4. Интернет ресурсы:




http://www.school.edu.ru

Российский общеобразовательный портал

где содержатся образовательные ресурсы для учеников, учителей, родителей, администраторов. Учебные, научно-популярные, познавательные и другие материалы по основным школьным дисциплинам. Вопросы здоровья и психологии школьников. Газета «Первое сентября» и приложения к ней

http://www.viki.rdf.ru

Детские электронные книги и презентации


http://school-collection.edu.ru/

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

http://www.solnet.ee

Портал для детей и взрослых. Можно найти материал по воспитанию, развитию и

образованию детей, дидактический и сценарный материал для учителя начальных

http://www.prazdnik.by

Портал для детей и взрослых. Можно найти сценарии к различным мероприятиям.

http://www.it-n.ru/

Сайт творческих учителей. Разные сообщества.

http://mail.redu.ru

Исследовательская работа школьников

http://festival.1september.ru

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

http://kid. nashcat.ru

Все для детей. Детский портал, детские сайты.

http://edu.rin.ru

Сайт Наука и образование. В разделе «Школьное образование» очень много полезной информации для родителей первоклассника: обзор существующих программ, готовность к школе.

Литература


1. Вендрих Ф. Иркутск. Очерки по истории города. : Иркутск, 1971 г.

2. Гольдфарб С.И. Весь Иркутск .- Иркутск.: В.-С. кн. изд-во, 1992 г.

3. Дулов А.В. Исторические памятники древней части города. Иркутск, 1971 г.

4. Зуев «Вехи истории Сибири», Новосибирск, 2005

5. Мельхеев М.Н. Географическое название Восточной Сибири .Вост.- сиб. Издание, 1990 г.

6. Никишин Н.И. Освоение Сибири в 17 веке. Просвещение, 1990 г.

7. Полунина Н.М. У истоков каменного града. Иркутск, В.-С. ,кн .изд-во.,1979 г.

8. Романов Н.С.Летопись города Иркутска за 1881-1901 года. – Иркутск: В.-С.кн. изд-во, 1993 г.

9. Шахерова О.Н. Писатели Восточной Сибири. Методические рекомендации к учебной хрестоматии для 5-6 классов общеобразовательных школ. – Иркутск: ВостСибкнига, 2007. – 104




1



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Рабочая программа "Иркутсковедение. Любимый город"

Автор: Вольская Ольга Анатольевна

Дата: 23.06.2014

Номер свидетельства: 107992


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства