kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Войскоровская средняя общеобразовательная школа»

Муниципального образования

Тосненский район Ленинградской области

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Видеоэкология» 9 класс

 

Составила учитель биологии и химии

Надежда Анатольевна Стаценко

 

2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищённых слоёв населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т. д.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Задачи модуля «Видеоэкология»:

 

Цель:знакомство с методологией и технологией оценки состояния городской среды с позиций видеоэкологии.

Основные задачи:

  • знакомство со средой обитания человека как экологического фактора;
  • знакомство с основными понятиями видеоэкологии;
  •  изучение принципов оценки визуальной городской среды;
  • выделение благоприятных и вредных для здоровья человека архитектурных объектов;
  • оценка визуальной среды своего города, квартиры, учебного помещения.

Формы организации учебного процесса:

- классно-урочная форма (комбинированный урок, урок-игра, урок-путешествие, киноурок, урок с использованием интерактивных технологий, урок с использованием информационно-коммуникативных технологий и т.п.)

- использование приемов развивающего обучения: развития памяти, внимания, навыков запоминания, воображения и т.п.)

- дифференцированное обучение на основе подбора заданий для обучающихся с различным уровнем способностей, использования технологии малых групп постоянного и сменного состава;

- экскурсии

Технологии обучения:

  1. Информационные технологии
  2. Игровое моделирование:

- дидактические игры;

- работа в малых группах

3. Исследовательские технологии

- исследовательские проекты

4. Проблемное обучение

5. Технологии уровневой дифференциации

8. Здоровьесберегающие технологии

Общая характеристика курса.

Один из важнейших предметных контекстов социального творчества, причём не только в нашем обществе, но во всём мире — решение экологических проблем. Эти проблемы поставил перед человечеством глобальный экологический кризис, возникший из-за игнорирования законов природы, неуёмного развития промышленности, урбанизации территорий, уничтожении естественных экосистем и т. д. В том числе оказывал влияние и воспитательный подход «человек — царь природы», призывавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к природе. Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти.

По данным социологических и психологических исследований, современные дети и подростки весьма неравнодушны к экологической проблематике. В этой связи экологическая деятельность может стать отличным плацдармом для приобретения молодым поколением опыта социального творчества.

Опираясь на мнение эколога и публициста И. Л. Зайонца, при реализации данной программы мы рассматриваем экологию в нескольких аспектах: как рациональное природопользование и охрану окружающей среды от человека, как охрану самого человека от окружающей его среды, как программу практических действий по ликвидации негативных последствий нашей общей деятельности и как целостную философскую концепцию, «обнимающую» собой науку, культуру, быт, политику и хозяйственную практику.

В современном понимании экологически компетентный человек — это,

  • во-первых, человек, осмысленно и ответственно относящийся к природе, ценящий её;
  • во-вторых, человек, способный к экологически значимым действиям;
  • в-третьих, человек, умеющий и стремящийся взаимодействовать с другими людьми в решении экологических проблем.

Такой человек знает, как существует природа, умеет оценить состояние природной среды, владеет методами оценки, контроля и анализа, разбирается в причинах и последствиях влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду. Он способен принимать и воплощать в жизнь взвешенные, разумные решения в области охраны и развития окружающей природной среды и рационального природопользования. Он может вдохновить и сплотить вокруг экологической деятельности других людей.

Процесс экологического образования и воспитания, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и школа, и учреждения дополнительного образования. Особая роль в этом процессе принадлежит внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания. Эти возможности выра­жаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам экологического воспитания формирования личности воспитанников достаточное количество времени.

 

Содержание модуля «Видеоэкология».

 

№ п/п      Название модуля и занятий  Общее кол-во часов    

                                                           Часы теоретических занятий           Часы практических  занятий

1     Видеоэкология                    36           12                  24

1.1    Среда обитания человека — экологический фактор       2    2       —

1.2    Видеоэкология. Основные понятия. Гомогенная визуальная среда       4       2         2

1.3    Агрессивная видимая среда                 6                        2 4

1.4    Комфортная визуальная среда           6                        2 4

1.5   Оценка визуальной среды в городе (посёлке)     12        2       10

1.6    Молодёжная переговорная площадка по проблеме визуальной среды  6    2    4

 

Результаты изучения элективного курса:

Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

  1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
  2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, Отечеству, другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
  3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками,опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения школьником каждого модуля программы он может достичь специфических предметных (учебных) результатов.

 

В модуле «Видеоэкология» школьник научится:

  • воспринимать среду обитания человека как экологический фактор;
  • понимать агрессивные и гомогенные визуальные поля;
  • выделять комфортную визуальную среду;
  • проводить оценку городской среды с позиций видеоэкологии.

Материально- техническое обеспечение:

1. Лабораторное оборудование.

2. Фото - и видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера, видеомагнитофон), необходимая для оформления отчетов и рефератов, съёмок видеофильмов, проведения наблюдений, просмотра полученного материала.

3. Компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение (калькулятор, компьютер, сканер, принтер, программное обеспечение: графические редакторы, текстовые и табличные редакторы, базы данных, специализированное программное обеспечение для обработки собранного материала, составления диаграмм, графиков, построения экологических карт и др.).

 

Используемая литература1. Иванов А.Н. Охраняемые природные территории / А.Н. Иванов, В.Л.Чижова. М., 2003.

2. Филин В.А. Видеоэкология / В. А. Филин. — М., 1997.

3. Экологический словарь/ авт.-сост. С. Делятинкий,И Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян -. М., 1993.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология" »


муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Войскоровская средняя общеобразовательная школа» Муниципального образования Тосненский район Ленинградской области



Рабочая программа внеурочной деятельности

«Видеоэкология» 9 класс


Составила учитель биологии и химии

Надежда Анатольевна Стаценко


2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.

Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищённых слоёв населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т. д.

Примерная программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.

Задачи модуля «Видеоэкология»:



Цель:знакомство с методологией и технологией оценки состояния городской среды с позиций видеоэкологии.

Основные задачи:

  • знакомство со средой обитания человека как экологического фактора;

  • знакомство с основными понятиями видеоэкологии;

  • изучение принципов оценки визуальной городской среды;

  • выделение благоприятных и вредных для здоровья человека архитектурных объектов;

  • оценка визуальной среды своего города, квартиры, учебного помещения.

Формы организации учебного процесса:

- классно-урочная форма (комбинированный урок, урок-игра, урок-путешествие, киноурок, урок с использованием интерактивных технологий, урок с использованием информационно-коммуникативных технологий и т.п.)

- использование приемов развивающего обучения: развития памяти, внимания, навыков запоминания, воображения и т.п.)

- дифференцированное обучение на основе подбора заданий для обучающихся с различным уровнем способностей, использования технологии малых групп постоянного и сменного состава;

- экскурсии

Технологии обучения:

  1. Информационные технологии

  2. Игровое моделирование:

- дидактические игры;

- работа в малых группах

3. Исследовательские технологии

- исследовательские проекты

4. Проблемное обучение

5. Технологии уровневой дифференциации

8. Здоровьесберегающие технологии

Общая характеристика курса.

Один из важнейших предметных контекстов социального творчества, причём не только в нашем обществе, но во всём мире — решение экологических проблем. Эти проблемы поставил перед человечеством глобальный экологический кризис, возникший из-за игнорирования законов природы, неуёмного развития промышленности, урбанизации территорий, уничтожении естественных экосистем и т. д. В том числе оказывал влияние и воспитательный подход «человек — царь природы», призывавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к природе. Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти.

По данным социологических и психологических исследований, современные дети и подростки весьма неравнодушны к экологической проблематике. В этой связи экологическая деятельность может стать отличным плацдармом для приобретения молодым поколением опыта социального творчества.

Опираясь на мнение эколога и публициста И. Л. Зайонца, при реализации данной программы мы рассматриваем экологию в нескольких аспектах: как рациональное природопользование и охрану окружающей среды от человека, как охрану самого человека от окружающей его среды, как программу практических действий по ликвидации негативных последствий нашей общей деятельности и как целостную философскую концепцию, «обнимающую» собой науку, культуру, быт, политику и хозяйственную практику.

В современном понимании экологически компетентный человек — это,

  • во-первых, человек, осмысленно и ответственно относящийся к природе, ценящий её;

  • во-вторых, человек, способный к экологически значимым действиям;

  • в-третьих, человек, умеющий и стремящийся взаимодействовать с другими людьми в решении экологических проблем.

Такой человек знает, как существует природа, умеет оценить состояние природной среды, владеет методами оценки, контроля и анализа, разбирается в причинах и последствиях влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду. Он способен принимать и воплощать в жизнь взвешенные, разумные решения в области охраны и развития окружающей природной среды и рационального природопользования. Он может вдохновить и сплотить вокруг экологической деятельности других людей.

Процесс экологического образования и воспитания, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и школа, и учреждения дополнительного образования. Особая роль в этом процессе принадлежит внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания. Эти возможности выра­жаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам экологического воспитания формирования личности воспитанников достаточное количество времени.


Содержание модуля «Видеоэкология».


№ п/п Название модуля и занятий Общее кол-во часов Часы теоретических занятий Часы практических занятий

1 Видеоэкология 36 12 24

1.1 Среда обитания человека — экологический фактор 2 2

1.2 Видеоэкология. Основные понятия. Гомогенная визуальная среда 4 2 2

1.3 Агрессивная видимая среда 6 2 4

1.4 Комфортная визуальная среда 6 2 4

1.5 Оценка визуальной среды в городе (посёлке) 12 2 10

1.6 Молодёжная переговорная площадка по проблеме визуальной среды 624


Результаты изучения элективного курса:

Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.

            1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.

            2. Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, Отечеству, другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.

            3. Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками,опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.

Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения школьником каждого модуля программы он может достичь специфических предметных (учебных) результатов.


В модуле «Видеоэкология» школьник научится:

  • воспринимать среду обитания человека как экологический фактор;

  • понимать агрессивные и гомогенные визуальные поля;

  • выделять комфортную визуальную среду;

  • проводить оценку городской среды с позиций видеоэкологии.

Материально- техническое обеспечение:

1. Лабораторное оборудование.

2. Фото - и видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера, видеомагнитофон), необходимая для оформления отчетов и рефератов, съёмок видеофильмов, проведения наблюдений, просмотра полученного материала.

3. Компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение (калькулятор, компьютер, сканер, принтер, программное обеспечение: графические редакторы, текстовые и табличные редакторы, базы данных, специализированное программное обеспечение для обработки собранного материала, составления диаграмм, графиков, построения экологических карт и др.).


Используемая литература1. Иванов А.Н. Охраняемые природные территории / А.Н. Иванов, В.Л.Чижова. М., 2003.

2. Филин В.А. Видеоэкология / В. А. Филин. — М., 1997.

3. Экологический словарь/ авт.-сост. С. Делятинкий,И Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян -. М., 1993.




4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Биология

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа внеурочной деятельности "Видеоэкология"

Автор: Стаценко Надежда Анатольевна

Дата: 27.09.2014

Номер свидетельства: 115131


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства