муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Войскоровская средняя общеобразовательная школа»
Муниципального образования
Тосненский район Ленинградской области
Рабочая программа внеурочной деятельности
«Видеоэкология» 9 класс
Составила учитель биологии и химии
Надежда Анатольевна Стаценко
2013-2014 учебный год
Пояснительная записка
Социальное творчество школьников — это добровольное посильное участие детей в улучшении, совершенствовании общественных отношений, преобразовании ситуации, складывающейся в окружающем их социуме. Такая деятельность всегда сопряжена с личной инициативой школьника, поиском им нестандартных решений, риском выбора, персональной ответственностью перед группой сверстников, педагогом, общественностью.
Преобразования, осуществляемые в процессе социального творчества, могут касаться любых сторон (и проблем) общественной жизни: отношений между социальными группами и стратами, гражданской самоорганизации, общественной поддержки представителей социально незащищённых слоёв населения, защиты и развития культурной и природной среды существования общества и т. д.
Примерная программа внеурочной деятельности школьников по социальному творчеству основывается на принципах неадаптивной социализации, природосообразности, культуросообразности, коллективности, патриотической направленности, проектности, поддержки самоопределения воспитанника.
Задачи модуля «Видеоэкология»:
Цель:знакомство с методологией и технологией оценки состояния городской среды с позиций видеоэкологии.
Основные задачи:
- знакомство со средой обитания человека как экологического фактора;
- знакомство с основными понятиями видеоэкологии;
- изучение принципов оценки визуальной городской среды;
- выделение благоприятных и вредных для здоровья человека архитектурных объектов;
- оценка визуальной среды своего города, квартиры, учебного помещения.
Формы организации учебного процесса:
- классно-урочная форма (комбинированный урок, урок-игра, урок-путешествие, киноурок, урок с использованием интерактивных технологий, урок с использованием информационно-коммуникативных технологий и т.п.)
- использование приемов развивающего обучения: развития памяти, внимания, навыков запоминания, воображения и т.п.)
- дифференцированное обучение на основе подбора заданий для обучающихся с различным уровнем способностей, использования технологии малых групп постоянного и сменного состава;
- экскурсии
Технологии обучения:
- Информационные технологии
- Игровое моделирование:
- дидактические игры;
- работа в малых группах
3. Исследовательские технологии
- исследовательские проекты
4. Проблемное обучение
5. Технологии уровневой дифференциации
8. Здоровьесберегающие технологии
Общая характеристика курса.
Один из важнейших предметных контекстов социального творчества, причём не только в нашем обществе, но во всём мире — решение экологических проблем. Эти проблемы поставил перед человечеством глобальный экологический кризис, возникший из-за игнорирования законов природы, неуёмного развития промышленности, урбанизации территорий, уничтожении естественных экосистем и т. д. В том числе оказывал влияние и воспитательный подход «человек — царь природы», призывавший к эгоистическому потребительскому отношению человека к природе. Такая постановка вопроса привела человечество к краю пропасти.
По данным социологических и психологических исследований, современные дети и подростки весьма неравнодушны к экологической проблематике. В этой связи экологическая деятельность может стать отличным плацдармом для приобретения молодым поколением опыта социального творчества.
Опираясь на мнение эколога и публициста И. Л. Зайонца, при реализации данной программы мы рассматриваем экологию в нескольких аспектах: как рациональное природопользование и охрану окружающей среды от человека, как охрану самого человека от окружающей его среды, как программу практических действий по ликвидации негативных последствий нашей общей деятельности и как целостную философскую концепцию, «обнимающую» собой науку, культуру, быт, политику и хозяйственную практику.
В современном понимании экологически компетентный человек — это,
- во-первых, человек, осмысленно и ответственно относящийся к природе, ценящий её;
- во-вторых, человек, способный к экологически значимым действиям;
- в-третьих, человек, умеющий и стремящийся взаимодействовать с другими людьми в решении экологических проблем.
Такой человек знает, как существует природа, умеет оценить состояние природной среды, владеет методами оценки, контроля и анализа, разбирается в причинах и последствиях влияния хозяйственной деятельности человека на природную среду. Он способен принимать и воплощать в жизнь взвешенные, разумные решения в области охраны и развития окружающей природной среды и рационального природопользования. Он может вдохновить и сплотить вокруг экологической деятельности других людей.
Процесс экологического образования и воспитания, безусловно, сложный и продолжительный. На этапе формирования личности человека в этом процессе должны принимать участие и родители, и школа, и учреждения дополнительного образования. Особая роль в этом процессе принадлежит внеурочной деятельности. В отличие от школьных дисциплин, где учащиеся жёстко привязаны к расписанию, сетке учебных часов, учебным планам, внеурочная деятельность может предоставить более широкие возможности в области экологического образования и воспитания. Эти возможности выражаются в более гибком подходе к занятиям, широком использовании природных условий, возможности быстро внедрять в образовательно-воспитательный процесс новые методики, технологии, знания, уделять вопросам экологического воспитания формирования личности воспитанников достаточное количество времени.
Содержание модуля «Видеоэкология».
№ п/п Название модуля и занятий Общее кол-во часов
Часы теоретических занятий Часы практических занятий
1 Видеоэкология 36 12 24
1.1 Среда обитания человека — экологический фактор 2 2 —
1.2 Видеоэкология. Основные понятия. Гомогенная визуальная среда 4 2 2
1.3 Агрессивная видимая среда 6 2 4
1.4 Комфортная визуальная среда 6 2 4
1.5 Оценка визуальной среды в городе (посёлке) 12 2 10
1.6 Молодёжная переговорная площадка по проблеме визуальной среды 6 2 4
Результаты изучения элективного курса:
Воспитательные результаты социально-творческой деятельности школьников распределяются по трём уровням.
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о правилах ведения экологического образа жизни; о принятых в обществе нормах отношения к природе, рисках и угрозах нарушения этих норм; о правилах конструктивной групповой работы; об основах разработки социальных проектов и организации коллективной творческой деятельности; о способах организации взаимодействия людей и общностей; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
- Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений к природе, Отечеству, другим людям; стремление к коллективной творческой деятельности.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
приобретение опыта актуализации экологической деятельности в социальном пространстве, опыта волонтёрской (добровольческой) деятельности, опыта самоорганизации и организации совместной деятельности с другими школьниками,опыта управления другими людьми и принятия на себя ответственности за других.
Помимо воспитательных результатов, в ходе освоения школьником каждого модуля программы он может достичь специфических предметных (учебных) результатов.
В модуле «Видеоэкология» школьник научится:
- воспринимать среду обитания человека как экологический фактор;
- понимать агрессивные и гомогенные визуальные поля;
- выделять комфортную визуальную среду;
- проводить оценку городской среды с позиций видеоэкологии.
Материально- техническое обеспечение:
1. Лабораторное оборудование.
2. Фото - и видеоаппаратура (фотоаппарат, видеокамера, видеомагнитофон), необходимая для оформления отчетов и рефератов, съёмок видеофильмов, проведения наблюдений, просмотра полученного материала.
3. Компьютерная и вычислительная техника, программное обеспечение (калькулятор, компьютер, сканер, принтер, программное обеспечение: графические редакторы, текстовые и табличные редакторы, базы данных, специализированное программное обеспечение для обработки собранного материала, составления диаграмм, графиков, построения экологических карт и др.).
Используемая литература1. Иванов А.Н. Охраняемые природные территории / А.Н. Иванов, В.Л.Чижова. М., 2003.
2. Филин В.А. Видеоэкология / В. А. Филин. — М., 1997.
3. Экологический словарь/ авт.-сост. С. Делятинкий,И Зайонц, Л. Чертков, В. Экзарьян -. М., 1993.