Просмотр содержимого документа
«Занятие "Чудеса Зубной щетки"»
Занятие: «Чудеса зубной щетки»
Подготовила: Мальцан Ирина Владимировна
Цель: развивать у детей культурно – гигиенические навыки, привычку к здоровому образу жизни
Задачи:
1. Помочь осознать необходимость гигиенической процедуры – чистки зубов;
2. Дать представление о детской зубной щётке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функции.
3. Познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней.)
4. Закрепить полученные знания о правилах здорового питания.
Оборудование: Видеопрезентация (изображение улыбки, строение зуба, схема «Как правильно чистить зубы»,изображение древних зубочисток, инструменты стоматолога, полезные и вредные продукты), зубные щетки по количеству детей, зубная паста, памятка «Чтобы зубки не болели».
Ход занятия
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Если только рассмеяться,
То настанут чудеса—
От улыбок прояснятся
И глаза, и небеса.
Ну-ка миленькие дети,
Улыбнитесь поскорей,
Чтобы стало на планете
И светлее, и теплей.
Ребята, какая у вас добрая и красивая улыбка! Посмотрите, пожалуйста, на экран. На нем изображены люди, которые тоже улыбаются. Улыбка дарит радость и хорошее настроение. Внимательно рассмотрите фотографию и скажите, что больше всего привлекает ваше внимание в улыбке других людей? ( Зубы)
Но, не на всякие зубы приятно смотреть! Какая улыбка без красивых и здоровых зубов? Сегодня мы с вами поговорим о том, как сохранить свои зубы здоровыми!
Для чего человеку нужны зубы? (Зубы помогают переваривать пищу, они способствуют произношению звуков, украшают лицо)
У человека зубы вырастают дважды. Первые молочные зубы прорезаются в возрасте 6-8 месяцев. А все 20 молочных зубов появляются к трем годам. В возрасте 5-7 лет передние зубы начинают выпадать. Когда временный зуб выпадает, то на его месте вырастает постоянный. Остальные молочные зубы заменяются постоянными к 9-13 годам. У взрослого человека 32 зуба, 16 на верхней челюсти и 16 – на нижней. Эти зубы надо беречь: больше зубов не вырастет.
Они имеют разную форму и выполняют разную работу. Выделяют три группы зубов: резцы, клыки, жевательные зубы. Функции этих зубов различны – резцами мы откусываем пищу, клыками разрываем, а жевательными зубами перемалываем и размельчаем ее.
Зуб состоит из трёх составных частей:
коронка – часть зуба, которая видна в полости рта;
корень – часть зуба, которая располагается в челюсти;
шейка – часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем; она прикрыта десной.
Чем же покрыты наши зубы? Зубы покрыты эмалью. Эмаль придаёт зубам красивый блеск.
Так выглядят здоровые зубы. А ваши зубы также хороши?
Зубы – это такая же важная часть тела, как рука, нога или нос. Зубы чувствуют и жару, и холод, значит они живые, а не просто камешки. Если вам предложить отпить глоток ледяной воды, то вы скажите: От холода зубы сводит.
А вот, что случилось с зубами у девочки Любы, нам расскажет (имя ребенка).
Как у нашей Любы
Разболелись зубы:
Слабые, непрочные-
Детские, молочные...
Целый день бедняжка стонет,
Прочь своих подружек гонит:
-Мне сегодня не до вас!
Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет,
Не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет,
Из бумаги куклу клеит,
Чем бы доченьку занять,
Чтобы боль зубную снять?
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
- Как вы думаете, почему заболели зубы у Любы? (Зуб был поврежден, в нем дырка). Почему появилось повреждение?
Зубы покрыты эмалью. Эмаль зуба – это самая прочная часть тела. Она предохраняет зубы от повреждений и заболеваний. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, появляются маленькие трещины.
После еды между зубами в трещинах остается пища. Под действием микробов остатки пищи гниют, зубы разрушаются и начинают болеть. Оказавшись вместе с остатками пищи в уютных щелочках между зубами, микробы чувствуют себя там удобно и сытно. Появляется кариес - главный враг зубов.
У кариеса есть союзники: налет и черный камень. Вот что происходит, если не чистить зубы. Наверное, Люба не знала как можно избавиться от микробов. А вы, дети, знаете?
Ребенок:
Каждый маленький ребёнок,
Знает чуть ли не с пеленок
Что от всех зубных напастей
Помогают щетка с пастой
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Правильно, от микробов нам помогут избавиться зубная щетка и зубная паста.
Физкультминутка
Мы чистим, чистим зубы
И весело живем.
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,
Снизу- вверх, сверху - вниз
Чистить зубы не ленись
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Посмотрите на щетку, из каких частей она состоит? (ручка, головка с ворсинками)
Для чего нужны ворсинки?
Какие ворсинки могут быть на ощупь?
Для чего у щетки ручка? Зубные щетки есть простые, механические, а есть и электрические.
Зубную щетку придумал еще первобытный человек. Обыкновенная палочка с разрисованными концами — вот и все было «изобретение». Но в наше время в Индии на базарах продают также «зубные щетки» из веточек определенного дерева. Для чистки зубов достаточно зачистить веточку от коры и пожевать. Размоченные волокна с успехом очистят зубы, а выделяющийся сок (весьма приятный на вкус) обладает дезинфицирующим действием и отлично укрепляет зубы и десны. На Руси во времена Ивана Грозного после трапезы пользовались так называемой зубной метлой или веточкой-палочкой с пучком щетины на конце.
Петр I в обязательном порядке предписывал боярам чистить зубы влажной тряпкой с толченым мелом перед знаменитыми ассамблеями.
Но — это далекая история. С той поры прошло много времени, и люди научились правильно ухаживать за зубами и полостью рта. Появились различные виды зубных паст, как для взрослых, так и для детей. К тому же эти пасты обладают профилактическим и лечебным действием. Пасты для детей бывают с различными вкусами, но никогда нельзя глотать зубную пасту.
Ребенок:
Чистим зубки каждый день,
Чистить зубки нам не лень,
Чистим утром, перед сном,
Чистим зубки с волшебством,
В белом тюбике с зайчонком,
Волшебство одно сидит.
Всем мальчишкам и девчонкам
Чудо-зайчик говорит:
«Чистить зубки всем нам надо.
От пирожных, шоколада...
Чтоб здоровыми остались,
Не крошились, не ломались.
Чтоб белее снега были,
Не болели и не ныли.
Вам для этого даю
Пасту вкусную свою.
Только вы ее не ешьте,
Хоть она и ароматна.
Ароматна паста если,
Чистить зубки ей приятно».
Щетка с пастой взбили пену,
Как приятно чистить ей,
Будут чистить непременно,
Зубки маленьких детей.
Чистить зубки нам не лень,
Чистить будем каждый день!
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
- А что делать, если вдруг заболел зуб? (Обратиться к врачу)
-Правильно! Врача, который лечит зубы, называют стоматологом.
Я предлагаю вам отправиться на экскурсию в стоматологический кабинет (просмотр презентации)
- Вот так выглядит стоматологический кабинет
- На каждого пациента заводится медицинская карта, где стоматолог записывает, какие зубы здоровы, а каким требуется лечение.
- А это стоматологическая установка.
Лечить зубы – не больно! А знаете почему? Потому что доктор, перед лечением зуба, обязательно поставит обезболивающий укол.
Вот сколько инструментов нужно стоматологу! (шпатель, пинцет, зеркало, гладилка, зонд).
А сейчас Доктор познакомит вас с правилами чистки зубов
(в роли Доктора выступает ребенок)
Зубы надо чистить два раза в день: утром и вечером. И после каждого приема
пищи нужно полоскать рот. Перед тем, как чистить зубы, надо вымыть руки, вымыть с мылом щетку, поместить пасту на всю длину щетки. Чистить зубы надо сверху - вниз, от корней зубов к их кончикам. Каждый зуб должен быть прочищен не менее 10 раз с одной стороны и столько же раз с другой стороны.
Вы позавтракали вкусно?
Зубы вам почистить нужно.
В руку щёточку возьмем,
Зубной пасты нанесем.
И за дело взялись смело,
Зубы чистим мы умело:
Сверху вниз и справа влево.
Снизу - вверх и снова влево.
Их снаружи, изнутри
Ты старательно потри.
Чтоб не мучиться с зубами,
Щётку водим мы кругами.
Зубы чистим осторожно,
Ведь поранить десны можно...
А потом что? А потом
Зубы мы ополоснем.
Нам понадобиться кружка...
Улыбнемся-ка друг дружке,
Поработаем умело,
Чтобы зубки стали белы!
Когда зубы почистили, хорошо прополощите рот водой и промойте щетку с мылом, а затем поставьте щетку в стаканчик или подставку.
Воспитатель: Ребята, чтобы зубы были здоровыми и красивыми за ними нужно не только ухаживать, но и знать что вредно и что полезно для зубов.
Доктор, расскажите нам, пожалуйста, об этом.
Ребенок-Доктор рассказывает:
Вредно:
Грызть орехи или другие твёрдые предметы;
Есть очень холодную и очень горячую пищу;
Есть вредную для зубов пищу (особенно много сладкого).
Полезные советы:
- Употребляй в пищу больше сырых фруктов и овощей (грызи морковку, репку)
- Зубам полезен витамин D, а он есть в рыбе, яйце, молоке. Каждый день выпивай стакан молока
- Для зубов полезен чёрный хлеб
- Два раза в год посещай стоматолога!
Заканчивая разговор о зубах, хочется дать очень хороший совет:
Как поел, почисти зубки.
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идем
В год два раза на прием.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Вот такая важная и нужная профессия – стоматолог!
А сейчас проверим, как вы усвоили советы стоматолога.
Игра “Да, нет” (автор И. И. Савчук).
Я хочу вам дать совет, вам решать, где «да», где «нет».
Если мой совет хороший, вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет говорите дружно: «нет».
***
Постоянно нужно есть для зубов для ваших,
Фрукты, овощи, омлет, творог, простоквашу.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
***
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем не вкусный,
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет? (Нет!)
Говорила маме Люба:
Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Каков будет ваш ответ?
Молодчина Люба? (Нет!)
***
Блеск зубам чтобы придать,
Нужно крем сапожный взять.
Выдавить полтюбика
И почистить зубики.
Это правильный совет? (Нет!)
***
Ох, неловкая Людмила,
На пол щетку уронила.
С пола щетку поднимает,
Чистить зубы продолжает.
Кто даст правильный совет?
Молодчина Люда? (Нет!)
***
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
***
Зубы вы почистили
И идете спать,
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет? (Нет!)
***
Запомните совет полезный:
Нельзя грызть предмет железный,
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
***
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет? (Нет!)
***
Молодцы, не оплошали,
Правильно советы дали.
Запомнить надо на 100 лет,
Что зубам полезно, а что нет.
Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере:
Вы молодцы, запомнили все советы! И если вы их будете выполнять, то ваша улыбка всегда будет красивой.
Ребята, а для того, чтобы вы не забывали правила ухода за зубами, доктор просил передать вам в подарок памятку «Чтобы зубки не болели» (каждому ребенку выдается памятка по уходу за зубами)