Занятие по валеологии
Организованная учебная деятельность (старшая группа)
Образовательная область «Здоровье»
Раздел Валеология
Тема: «Сохрани свое здоровье сам»
Воспитатель Сарсекеева И.Е.
Актуальность занятия. Забота о здоровье детей - важнейшая задача всего общества. В последние десятилетия во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Новые подходы в вопросах формирования здоровья способствуют созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии, начиная с дошкольного возраста, поскольку именно в этот период у ребенка закладываются основные навыки здорового образа жизни.
Научная основа. Данный раздел организованной учебной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий входит в образовательную область «Здоровье»
Инновационная направленность. Система моей работы включает не только вопросы физического, но и духовного здоровья. Ведь важно не только научить ребенка есть здоровую пищу и ухаживать за своим организмом, необходимо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Таким образом, занятия носят интегрированный характер, где комплексно решаются задачи познавательного развития, валеологического и физического воспитания.
Краткая аннотация. Это занятие для детей 5-6 лет с использованием динамических упражнений, профилактической гимнастики для верхних дыхательных путей, речевой игры-диалога, речевой игры с контрастной динамикой, элементов ритмической гимнастики, рисования.
Использование приемов оздоровления и валеологического воспитания на каждом занятии позволяет в непроизвольной форме, на высоком эмоциональном подъеме формировать у детей мотивацию здорового образа жизни.
Цели занятия:
· Учить детей самостоятельно следить за своим здоровьем;
· Знать несложные приемы самооздоровления;
· Формировать у детей привычку к здоровому образу жизни, чувство ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья посредством здоровьесберегающих технологий;
· Прививать любовь к физическим упражнениям, к закаливанию;
· Воспитывать у детей активную жизненную позицию в отношении здорового образа жизни.
Ход занятия:
Ведущая: Здравствуйте, ребята! Сегодня такая замечательная погода! Светит солнышко! Так и хочется пожелать всем-всем: "Доброе утро!"
Валеологическая песенка-распевка с оздоровительным массажем
"Доброе утро"
1. Доброе утро! разводят руки в стороны и слегка
Улыбнись скорее! кланяются друг другу
И сегодня весь день "пружинка"
Будет веселее. поднимают ручки вверх
2. Мы погладим лобик, выполняют движения по тексту
Носик и щечки
Будем мы красивыми, наклоны головы к правому и левому
Как в саду цветочки! плечу поочередно
3. Разотрем ладошки движения по тексту
Сильнее, сильнее!
А теперь похлопаем
Смелее, смелее!
4. Ушки мы теперь потрем
И здоровье сбережем.
Улыбнемся снова,
Будьте все здоровы! разводят руки в стороны
Воспитатель: Замечательно, а теперь я хочу представить вам, ребята нового мальчика Ваню Заболейкина (дети здороваются с ним, знакомятся и приглашают Ваню послушать, о чем же ребята сегодня будут говорить)
Дыхательная гимнастика «В лесу»
Паровоз привез нас в лес.
Чух-чух-чух! Чух-чух-чух!
(ходьба с согнутыми в локтях руками)
Там полным-полно чудес.
(удивленно произносить "м-м-м", одновременно постукивая пальцами по крыльям носа
Вот идет сердитый еж:
П-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф, п-ф-ф-ф!
(низко наклониться, обхватив руками грудь - свернувшийся в клубок ежик)
Где же носик? Не поймешь.
Ф-ф-р! Ф-ф-р! Ф-ф-р!
Вот веселая пчела
Детям меда принесла.
З-з-з! З-з-з!
(звук и взгляд направлять по тексту)
Села нам на локоток,
З-з-з! З-з-з!
Полетела на носок.
З-з-з! З-з-з!
Осу ослик испугал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
(укрепление связок гортани, профилактика храпа)
На весь лес он закричал:
Й-а-а! Й-а-а! Й-а-а!
Гуси по небу летят,
Гуси ослику гудят:
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у! Г-у-у!
(медленная ходьба, руки-крылья поднимать на
Воспитатель: Ребята, а у Вани в руках чудо-мешочек, посмотрим, что в нем.
(В мешочке лежат туалетное мыло, расческа, зубная паста, зубная щетка)
Провожу беседу с детьми о том, для чего нужны эти предметы.
Воспитатель: Ребята, посмотрите. А в мешочке еще и рисунок есть.
Я сейчас загадаю вам загадку, а вы попробуйте разгадать что же это?
Загадывает воспитатель загадку про зуб. (дети отгадывают)
Воспитатель: Но посмотрите ребята, на картинке зуб какой-то странный. Одна половина зуба грустная, плачет, а другая –наоборот, веселая смеется. Что же произошло? Как вы думаете?
Беседа с детьми о полезной пище, продуктах питания, О том, какие полезные продукты вы получаете в детском саду. И основной продукт, который делает нас сильными, помогает расти и развиваться и без которого любое блюдо кажется невкусным-это хлеб. Есть очень хорошая пословица: «Хлебушек-от земли, а силушка-от хлеба»
Динамическое упражнение "Рано утром я встаю"
Рано утром я встаю
Быстро в ванную бегу
Начинаю умываться
Чистить зубы, руки мыть
Полотенцем вытираться,
Чтоб здоровым крепким быть!
Речевая игра-диалог с использованием пословиц «Закаляйся»
Хочешь быть здоров-прояви волю и терпение.
Здоровье-это успех
Крепким стать нельзя мгновенно-закаляйтесь постепенно
Здоровье сгубишь-новое не купишь
Чистота-залог здоровья
Холода не бойся-по пояс помойся
Здоровье-это бесценный дар
Беседа о закаливании.
Сценка «Зайка простудился»
Зайка чихает: Апчхи!
Воспитатель: Будь здоров, Заинька!
Воспитатель: Какой у тебя насморк? И нос совсем мокрый. Вытри нос, Заинька. У тебя есть носовой платок?
Заинька: Сейчас поищу (вынимает из кармана тенгушкe.В кармане-деревяшка, в кармане-побрякушка, в кармане-катушка. Ищет платочек. А его там нет. Как же мне без платка.
Воспитатель: Бедный, Заинька, где ты так простудился?
Заинька: Пошли мы с волчком в снежки играть. Говорил я ему: «Не бери снег в рот, он холодный грязный, там много микробов». Он меня не послушал, заболел, стал кашлять и чихать, но не отворачивался при этом. Апчхи! Апчхи
Воспитатель: Какая беда. Как же тебе помочь? Давай мы подарим тебе платочек носовой. Да, Заинька. Плохо живется твоему платочку в кармане рядом со всяким мусором. И тебе от этого плохо. Грязным скомканным платком нос вытирать нельзя. Отнеси свой грязный платок маме, она его постирает, погладит, а мы тебе подарим чистый носовой платок. Возьми его.
Зайка: Ой! Спасибо, ребята! Я теперь буду беречь свое здоровье.
Воспитатель: Давайте возьмем Ваню Заболейкина, Заиньку и все пойдемте танцевать!
Комплекс упражнений "Ритмическая мозаика"
Ваня: Как с вами весело! А вы знаете, что веселье и смех продлевают жизнь? Поэтому мы вам дарим разноцветные смешинки. Смейтесь на здоровье!
(Ваня и зайка раздают детям маленькие разноцветные конфетки-драже)
Воспитатель: Ребята, вы сегодня много узнали о здоровье, я вижу на ваших лицах улыбку. А ведь хорошая улыбка-залог хорошего настроения. А теперь я предлагаю вам нарисовать цветок здоровья.
Дети рисуют «Цветок здоровья» под музыку.