kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Из опыта работы школы: педагогические условия обеспечения здоровья обучающихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье рассматривается особенности реализации системы здорового образа жизни в образовательном процессе на примере обучающихся в учебных заведениях г. Павлодара. Показана связь между физическим, интеллектуальным и эмоциональным развитием обучающегося и формированием его представлений о здоровом образе жизни.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Из опыта работы школы: педагогические условия обеспечения здоровья обучающихся»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ Обучающихся


Хасанов Т.М., Иваненко Л.В., Байцым Е.А.

(г. Павлодар, Средняя общеобразовательная школа № 14)


В современной стратегии образования ценность здоровья является одним из приоритетных направлений его гуманизации, основой духовно-нравственного, социального и психофизического благополучия, условием и базисом полноценного развития личности. Педагогическое обеспечение (формирование и развитие способностей выполнять жизнедеятельностные функции) здоровья учащихся в образовательном процессе современной школы является важной задачей педагогики.

Реализация названной задачи становится более эффективной в процессе применения определенных педагогических условий.

Существует два подхода к пониманию и применению педагогических условий в решении образовательных проблем здоровья школьников.

Сторонники первого, традиционного, формирующего подхода представляют педагогическое условие, как внешнее обстоятельство, фактор, существенно влияющий на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательно сконструированный педагогом, предполагающий, но не гарантирующий определенный результат [1, с. 8].

Такие условия делятся на объективные и субъективные. Как показывает опыт, одни из них с трудом поддаются изменению, так как зависят от внешних обстоятельств, другие изменяются по мере возрастания психологической подготовки и степени осознанности действий участников педагогического процесса. Эти условия способствуют общей атмосфере формирования, требовательности, стимулирования и контроля в традиционном образовательном процессе. В данном контексте, исходя из анализа нашего опыта работы образовательных учреждений, к педагогическим условиям обеспечения здоровья учащихся можно отнести:

  • Наличие системы диагностики и объективного контроля за здоровьем учащихся, разработанной на основе требований санитарных норм и правил, и государственного образовательного стандарта;

  • формирование знаний в области технологии сохранения, поддержки и укрепления здоровья;

  • обеспечение материально-пространственной среды для организации вос­питательно-оздоровительной деятельности;

  • наличие эмоционально-положительной установки на формирование потребности в здоровом образе и стиле жизни учащихся и педагогов;

  • обеспечение практической включенности всех участников образовательного процесса в оздоровительную деятельность;

  • наличие единых педагогических требований в системе «ученик - учитель - родитель» по организации здорового образа жизни учащихся;

  • формирование высокого уровня активности обучающихся в образова­тельно-оздоровительной работе;

  • обеспечение практической реализации содержания образовательно- оздоровительной деятельности учащихся в повседневной жизни;

  • осуществление личностно ориентированного и дифференцированного подходов к формированию здорового образа и стиля жизни.

Исходя из второго подхода, нетрадиционного, педагогические условия - это особая категория образовательного процесса, представляющая собой специально организованную среду для востребования ценностно- творческого потенциала личностных структур сознания учащихся[2].Такая среда объединяет разнообразные возможности: оценивания, размышления, выстраивания определенных типов отношений (доверия, мотивирования, самоутверждения, и т.д.)

Так в мае 1999 года Республике Казахстан был вручен сертификат, подписанный Международным Комитетом по планированию свидетельствующий о том, что Казахстан является официальным членом Европейской сети школ способствующих укреплению здоровья.

Казахстанская сеть школ укрепления здоровья была организована для создания «Образцовых школ», показывающая результаты претворения в жизнь принципов укрепления здоровья в школьных условиях. Участвующие в проекте школы должны распространять свой опыт и информацию в секторах здравоохранения и образования.

Идея сети школ укрепления здоровья прошла первоначальную проверку в 1991 году в Венгрии, Ческой Республике, Словакии и Польше. Широко пропагандируемая в настоящее время в качестве подхода к вопросам укрепления здоровья концепция школ укрепления здоровья была впервые выдвинута в начале 80-х годов в Европе. Первоначальная концепция была обсуждена на целом ряде семинаров и конференций, результаты которых затем были положены в основу сети.

Европейская сеть школ укрепления здоровья – это трехсторонний проект, осуществляемый Европейским региональным бюро Всемирной Организации Здравоохранения, Европейской комиссией и Советом Европы.

Участвующие в движении за укрепление здоровья школы берут на себя обязательства по сохранению и укреплению здоровья, превращая свои школы в места, безопасные для здоровья, и способствующие укреплению здоровья, где приятно жить, работать, учиться и развиваться всему школьному сообществу. Это достигается путем установления и поощрения партнерства учителей, учащихся, родителей и всего школьного сообщества в целях улучшения здоровья[3,4].

Участвующие в проекте школы характеризуются комплексным, всеобъемлющим подходом к вопросам укрепления здоровья, отдавая приоритет в программах и практике школьного управления, а также и в том, что касается физической и социальной сферы.

В Павлодарской области школы, способствующие укреплению здоровья, работают под управлением «Павлодарского областного центра формирования здорового образа жизни» управления здравоохранения Павлодарской области. В области 100 школ способствующих укреплению здоровья. Данные школы имеют свой принцип работы, способствующий укреплению здоровья.

В 2006 году средняя школа № 14 города Павлодара вошла в проект школ, способствующих укреплению здоровья, что позволило пересмотреть структуру деятельности всего коллектива (педагоги, учащиеся, родители) на обеспечение здоровья школьников. Были разработаны комплекс мероприятий, способствующих укреплению здоровья всего коллектива.

Педагогическая работа была построена на условиях поддержки самоорганизации личности соответствующей деятельности сознания, продвигающегося от повторения чужого к воспроизводству своего опыта. Эта деятельность во многом носит личностный характер.

Главное условие - предоставление ученику возможности самостоятельно выбрать из предлагаемых ему вариантов оснований для размышления. Возможность выбора - это уже основа не для навязанного, а для самостоятельного принятия решений. Следовательно, условия здоровьеобеспечения и должны рассматриваться как комплекс предпосылок, организующих деятельность сознания, мобилизующих его на выбор оснований для размышления, предваряющий выбор конкретных действий. Каждый ученик может сделать свой выбор, но ему помогают в этом учитель на уроках самопознания, классный руководитель через беседы и классные часы, психолог через тренинговые занятия, координатор здорового образа жизни через внеклассные мероприятия, внеклассная работа по спортивным, экологическим направлениям привлечение специалистов центра здорового образа жизни по интересующим вопросам.

В соответствии с программой работа школы ведется на основе создания здоровьесберегающего пространства, включающего в себя: организация образовательного процесса, медицинское сопровождение, организация питания и питьевого режима, соблюдение санитарных правил и норм, безопасность, психолого-педагогическое сопровождение, пропаганда здорового образа жизни. Одним из основных способов формирования системы здоровье сбережения является проведение месячников по определённому направлению (по профилактике заболеваний, гриппа, пропаганды естественных методов оздоровления, по активизации мер пропаганды и профилактики туберкулеза, дорожного травматизма, по активизации мер пропаганды и профилактики инфекций, передающихся половым путем, и нравственно–половому воспитанию).

В ходе месячников проведены тематические классные часы, брейн-ринги, конкурсы рисунков, плакатов, ролевые игры, выступления агитбригад, выпуск агитационных листовок, сеансы точечного массажа для профилактики гриппа, акции: «Здоровое сердце», «Здоровое питание», «Победим СПИД», «Мир без сигарет», «Я могу бороться с гриппом», «Мы против курения» цели акций: вовлечение наибольшего количества учащихся и определение их отношения к рассматриваемым вопросам; круглые столы: «Что мы едим!», «Правда об энергетике», «Мы выбираем жизнь», «Почему болеем», «Откровенный разговор», «Мы за здоровый образ жизни», где с учащимися рассматривались и обсуждались вопросы данных тематик; среди учащихся начального и среднего звена наибольший интерес вызывали мероприятия игрового характера: «Знай! Умей! Выполняй!», «Я здоров», «О чем рассказала белая ромашка», «Мой иммунитет», «Уроки Мойдодыра», «Как быть здоровым», где учащиеся в игровой форме закрепляли вопросы по сохранению своего здоровья.

Ценностно-смысловые условия способствуют выработке мотивов для осмысленного отношения к здоровьеобеспечению учащихся в образовательном процессе. Такое отношение в целом определяется способностью учителя оказывать разноплановую педагогическую поддержку учащимся.

Таким образом, педагогическое обеспечение школьников, организуемое в целом как гуманистическое условие жизни ученика, выстраивается с учетом ориентиров, при помощи которых организация любого урока и мероприятия может быть представлена как открытая система. Это означает, что главными условиями становятся: открытость (содержание мероприятия не имеет однозначной аксиоматичности); дополнительность (содержание наполнено основаниями для его дополнения субъективными смыслами учеников); субъективность (мероприятие содержит основания для актуализации внутренней, творческой активности); проблемность (содержит основания для возникновения проблем в сознании ученика); диалогичность (установка на партнерство в общении, признание прав партнера на собственную точку зрения и ее защиту, умение слушать и слышать партнера, готовность взглянуть на предмет общения с позиций партнера, способность к сочувствию и сопереживанию).

ЛИТЕРАТУРА


  1. Андреев В.И. Педагогика: учеб. курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. Казань, 2000. – с.320.

  2. Ирхин В., Ирхина И. «Учитесь на здоровье» М., 2008г.

  3. Синицын Ю.Н., Сажина Н.М. Педагогическая технология мотивирования учащихся к обеспечению здоровья // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология», выпуск 3 (88), 2011.- С. 100-105.

4. Формирование культуры здоровья и здорового образа жизни - Новосибирск, 2005г. -12с.



АННОТАЦИЯ.

В статье рассматривается особенности реализации системы здорового образа жизни в образовательном процессе на примере обучающихся в учебных заведениях г. Павлодара. Показана связь между физическим, интеллектуальным и эмоциональным развитием обучающегося и формированием его представлений о здоровом образе жизни.

ABSTRACT.

The article describes the characteristics of the implementation of the system of healthy lifestyles in the educational process by the example of students in educational institutions in Pavlodar. Shows the relationship between the physical, intellectual and emotional development of the student and the formation of his views on healthy lifestyles.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Из опыта работы школы: педагогические условия обеспечения здоровья обучающихся

Автор: БАЙЦЫМ Е.А., ИВАНЕНКО Л.В., ХАСАНОВ Т.М.

Дата: 06.01.2017

Номер свидетельства: 375890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(256) "статья "Особенности организации взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_osobiennosti_orghanizatsii_vzaimodieistviia_piedaghoghichieskogho_kollie"
    ["file_id"] => string(6) "364170"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480490747"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(57) "Обобщение опыта работы учителя"
    ["seo_title"] => string(38) "obobshchieniie-opyta-raboty-uchitielia"
    ["file_id"] => string(6) "282617"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453718895"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "План работы ШМО учителей начальных классов МОБУ СОШ с. Новофёдоровское"
    ["seo_title"] => string(78) "plan_raboty_shmo_uchitieliei_nachal_nykh_klassov_mobu_sosh_s_novofiodorovskoie"
    ["file_id"] => string(6) "393097"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1487401786"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "План воспитательной работы в 6 классе 2013 - 2014 учебный год "
    ["seo_title"] => string(64) "plan-vospitatiel-noi-raboty-v-6-klassie-2013-2014-uchiebnyi-ghod"
    ["file_id"] => string(6) "104301"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1402681842"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(273) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ "Модель использования мнемотехники в целях развития связной речи младших школьников с ограниченными возможностями здоровья""
    ["seo_title"] => string(80) "piedagogichieskii_proiekt_modiel_ispol_zovaniia_mniemotiekhniki_v_tsieliakh_razv"
    ["file_id"] => string(6) "415684"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1494874816"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства