Тема педагогического опыта: «Трудовое обучение, как средство обеспечения профессионального самоопределения через формирование положительного отношения к труду»
Государство и современная наука ориентируют школу на доступность, вариативность, индивидуализацию образовательных услуг, максимально обеспечивающих интересы развивающейся личности. Эти направления в деятельности специальной школы являются смысловыми и приоритетными в организации образовательной среды для детей с нарушениями интеллектуального развития.
Одним из приоритетных направлений специального (коррекционного) обучения детей с отклонениями в развитии наряду с общим образованием является обеспечение для них реальной возможности получения трудовой подготовки.
Задача трудового воспитания и обучения играет главную роль во всей системе коррекционной работы с детьми вспомогательной школы. Основная задача этого важного раздела работы – выработка и совершенствование трудовых навыков, воспитания необходимых установок поведения, личностных качеств, которые дадут возможность этим детям после окончания обучения материально обеспечивать себя, жить в коллективе, по возможности социально адаптироваться в обществе.
В условиях рыночной экономики с ее жесткими требованиями к обще трудовым и профессиональным качествам работника неоспоримые преимущества получают те, кто приучен трудиться добросовестно, выполнять любую работу качественно и в срок, обладает для этого требуемыми знаниями и навыками. Человек с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии, как гражданин ничем не отличается в праве на труд от других членов общества. Но ему нужна особая помощь в развитии своих способностей к трудовой деятельности и реализации своих прав на нее с обоюдной пользой для себя и окружающих.
Цель педагогической деятельности – формирование свободной социально-компетентной личности, способной к саморазвитию и самореализации с использованием системного личностно-ориентированного подхода к процессу обучения и воспитания.
Цель индивидуальной педагогической деятельности — подготовить школьников к самостоятельному выполнению несложных видов работ квалифицированного труда в условиях современного производства.
Эта цель достигается решением ряда задач:
• коррекция и компенсация средствами трудового обучения недостатков физического и умственного развития;
• вырабатывать у учащихся специальные трудовые навыки;
• воспитание мотивированного жизненно-заинтересованного отношения к труду;
• формирование соответствующих качеств личности (умения работать в коллективе, чувства самостоятельности, самоутверждения, ответственности);
• подготовка к производительному труду, которая позволяет учащимся, окончившим школу работать на производстве;
• активно способствовать духовному росту и эстетическому развитию учащихся, развивать творческие способности.
Коррекционно-развивающие задачи:
- корригировать внимание;
- коррекция и развитие связной устной речи;
- коррекция и развитие психических процессов (память, внимание, мышление);
- коррекция и развитие зрительных восприятий;
- коррекция и развитие тактильного восприятия;
- коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук;
- коррекция и развитие мыслительной деятельности учащихся, эмоционально-волевой сферы;
- развивать словарный запас и развивать практические умения пользоваться им.
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к учебе, предмету;
- воспитывать умение работать в парах, в команде;
- воспитывать самостоятельность;
- воспитывать нравственные качества (любовь, трудолюбие, умение сопереживать и т.д.)
Технологии.
Педагогические технологии формируются из различных приёмов, форм, методов, средств, используемых педагогом для достижения результативности единого коррекционно – воспитательного процесса на каждом из уроков. Необходимым условием целенаправленной работы по формированию полдожительного отношения к труду является отбор различных методов и приёмов, чтобы в итоге создать индивидуальное направление своей педагогической деятельности.
Для формирования положительного отношения к труду использую:
1.Здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающиие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей, они нормализуют психическое и физическое состояние учащегося, направлены на коррекцию моторного развития, мышечного тонуса.
2.Личностно- – ориентированные технологии.
Освоение учащимися полученными знаниями в соответствии с их возможностями и потребностями. Представление свободы выбора ряда элементов в процессе обучения. Формирование адекватной самооценки учащихся.
3. Информационные технологии.
ИКТ позволяют приспособить учебный процесс к индивидуальным способностям учащихся с нарушением интеллекта, различному уровню сложности содержания обучения.
Преимущество использования электронного способа работы с информацией:
- последовательность и системность информации;
- тезисность и информативность;
- лёгкость возврата к предыдущей информации;
- возможность дополнения или исправления
информации;
- копируемость;
- транспортабельность.
Системный подход позволяет рассматривать конкретный урок в системе других уроков по каждой теме. Урок проектирую как систему моделей: изучение нового материала, формирование умений и навыков, закрепление и развитие знаний, умений и навыков.
В системном аспекте контроль рассматриваю как внешний контроль (контроль учителя), взаимоконтроль, самоконтроль. При оценивании практических работ учитываю технико-экономические требования - качество выполненной работы, затраты времени, соблюдение технологий, соблюдение правил безопасности труда и санитарно-гигиенических требований. При взаимоконтроле и самоконтроле разработал специальный раздаточный материал (памятки учащимся) в соответствии с критериями оценивания учащихся.
Материально-техническая база столярной мастерской позволяет в полном объёме выполнять требования образовательных стандартов учебной программы. За последние годы приобретены новые станки, верстаки, современные инструменты. Работать в мастерских, как учителю, так и учащимся комфортно, удобно, безопасно. Задача, стоящая передо мной сегодня – это сохранить и преумножить достигнутое, чтобы ещё долгие годы оборудование, установленное в мастерских, служило на благо обучения и воспитания молодого поколения.
Результативность образовательной деятельности.
Реализация разработанных мною учебных, использование педагогических технологий в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания, продуманная внутренняя логика уроков, научный подход и доступность в изложении изучаемого материала, придание урокам практической направленности, применение системы коррекционно-развивающих упражнений, применение разработанных и оформленных мною материалов для итоговой аттестации позволяют мне добиваться стабильных позитивных результатов учащихся.
Определение выпускников:
Большинство выпускников успешно продолжают учебную деятельность в технических лицеях, трудовую деятельность в строительных компаниях.
Формирование ключевых компетентностей обучающихся:
Для изучения динамики показателей качества обученности учащихся ежегодно провожу диагностику общеучебного уровня умений и навыков учащихся. Были отслежены следующие уровни трудовой подготовки:
- усвоение теоретического материала;
- ориентировка в задании;
- анализ образца;
- определение вида древесины;
- усвоение плана работы;
- снятие размеров;
- построение чертежа;
- разметка;
- работа инструментами и материалами;
- самоконтроль;
- отчёт о работе;
- анализ ошибок;
- умение сравнивать;
- умение обобщать.
Перспективы.
- Продолжить работу над формированием у учащихся положительного отношения к труду в урочной и внеурочной деятельности как эффективного средства развития личности ребенка.
- Для реализации цели ставлю перед собой ряд задач:
- научить и отработать навыки изготовления несложных изделий;
- расширять словарный запас и кругозор посредством тематических бесед;
- учить ориентироваться в проблемных ситуациях;
- развивать творческие способности;
- развивать умение анализировать, сравнивать (память, внимание, пространственное воображение мелкую моторику рук, соразмерность движения рук);
- воспитывать трудолюбие, волевые качества личности (терпение, усидчивость, целенаправленность); критичность, чувство удовлетворения от совместной работы, чувство взаимопомощи и коллективизма, самостоятельность в работе.
На занятиях использовать разнообразные методы:
- репродуктивная деятельность (копирование технологического приема с целью его освоения, выполнение объекта по образцу, устные ответы по теоретическим вопросам);
- репродуктивная деятельность с элементами творческой (поиск альтернативных материалов), способов выполнения поделки;
- творческая деятельность (получение новых знаний опытным путем, достижение одного и того же результата разными путями, выполнение абсолютно новой поделки, основанной на изученной технологии).
3. Презентации по разделам программы.
4. Использование на уроках заданий – тестов.
Итог результата работы.
Результатом моей работы является то, что учащиеся могут самостоятельно изготовить несложные изделия, могут самостоятельно описать план поэтапного изготовления изделия с мельчайшими подробностями технологии изготовления данного изделия, а также выполнять трудовые приемы и операции, используя необходимые знания, опыт использования оборудования инструментов и приспособлений.