Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести.
Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Доклад "Профилактика травматизма" »
Подготовил:
преподаватель-организатор ОБЖ
филиала МБОУ Староюрьевской СОШ
в с. Вишневое Богданов А.И.
20013 г
Каждый день в мире в результате несчастных случаев погибает 2270 детей, это 830 000 детских смертей в год, еще несколько десятков миллионов детей попадают в больницы с травмами различной степени тяжести.
Известно, что любая травма у ребенка – это стресс (та же травма!) для его родителей. Если же ребенок был травмирован в школе, серьезным переживаниям подвергается педагог, на уроке которого произошло ЧП, администрация, а подчас и весь школьный коллектив. Кроме того, в соответствии с Законом РФ «Об образовании» образовательное учреждение несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса (ст. 32, п. 22).
Травмой называют нарушение анатомической целостности или физиологических функций тканей или органов человека, вызванное внезапным внешним воздействием.
В соответствии с видом воздействия травмы подразделяют на:
электрические, комбинированные и др. (например, вызванные каким-либо излучением)
Ежегодно проводимый анализ причин несчастных случаев в ОУ свидетельствует о том, что за последние четыре года в их структуре не произошло никаких изменений. Высоким остается уровень травматизма во время:
– перерывов, в т.ч. время до начала и окончания занятий (мероприятия)
– занятий по физической культуре
– экскурсий, походов, прогулок,
– соревнований, тренировок
Грамотная организация службы охраны труда в образовательном учреждении является обязательным условием эффективного образовательного процесса, способствует профилактике детского травматизма.
Основным условием грамотной, следовательно, и эффективной, организации службы охраны труда в образовательном учреждении является распределение обязанностей среди администрации и педагогического коллектива.
Рассмотрим обязанности администрации и педагогического коллектива образовательного учреждения по обеспечению безопасных условий учебного процесса.
1. Управляющий совет. Педагогический совет образовательного учреждения:
рассматривает перспективные вопросы обеспечения безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников, принимает программы практических мер по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса;
заслушивает руководителя образовательного учреждения о выполнении соглашений, плана работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности работников, обучающихся и воспитанников.
2. Руководитель образовательного учреждения:
организует работу по созданию и обеспечению условий проведения образовательного процесса в соответствии с действующим законодательством о труде, межотраслевыми и ведомственными нормативными документами и иными локальными актами по охране труда и Уставом образовательного учреждения;
назначает приказом ответственных лиц за соблюдение требований охраны труда в учебных кабинетах, мастерских, спортзале и т.п., а также во всех подсобных помещениях;
утверждает должностные обязанности по обеспечению безопасности жизнедеятельности для педагогического коллектива и инструкции по охране для работающих и служащих образовательного учреждения;
осуществляет поощрение работников образовательных учреждений за активную работу по созданию и обеспечению здоровых и безопасных условий при проведении образовательного процесса, а также привлечение к дисциплинарной ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства о труде, правил и норм по охране труда:
проводит профилактическую работу по предупреждению травматизма и снижению заболеваемости работников, обучающихся и воспитанников;
немедленно сообщает о групповом, тяжелом несчастном случае со смертельным исходом непосредственно вышестоящему руководителю органа управления образованием, родителям пострадавшего (пострадавших) или лицам, их заменяющим, принимает все возможные меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, обеспечивает необходимые условия для проведения своевременного и объективного расследования согласно действующим положениям;
принимает меры совместно с профкомом, родительской общественностью по улучшению организации питания, ассортимента продуктов, созданию условий для качественного приготовления пищи в столовой, буфете;
несет персональную ответственность за обеспечение здоровых и безопасных условий образовательного процесса
3. Заместитель директора по учебно-воспитательной (учебной) работе:
организует работу по соблюдению в образовательном процессе норм и правил охраны труда;
контролирует своевременное проведение инструктажа обучающихся, воспитанников и его регистрацию в журнале;
определяет методику, порядок обучения правилам дорожного движения, поведения на воде и улице, пожарной безопасности. Осуществляет проверку знаний обучающихся, воспитанников;
4. Заместитель (помощник) директора по административно-хозяйственной работе:
обеспечивает соблюдение требований охраны труда при эксплуатации основного здания и других построек образовательного учреждения, технологического, энергетического оборудования, осуществляет их периодический осмотр и организует текущий ремонт;
организует соблюдение требований пожарной безопасности зданий и сооружений, следит за исправностью средств пожаротушения;
обеспечивает текущий контроль за санитарно-гигиеническим состоянием учебных кабинетов, мастерских, спортзала, жилых и других помещений, а также столовой буфета в соответствии с требованиями норм и правил безопасности жизнедеятельности;
организует проведение ежегодных измерений сопротивления изоляции электроустановок и электропроводки, заземляющих устройств, периодических испытаний и освидетельствований водогрейных и паровых котлов, сосудов, работающих под давлением, баллонов для сжатых и сжиженных газов, анализ воздушной среды на содержание пыли, газов и паров вредных веществ, замер освещенности, наличия радиации, шума в помещениях образовательного учреждения в соответствии с правилами и нормами по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
оборудует уголок безопасности жизнедеятельности;
приобретает согласно заявке спецодежду, спецобвувь и другие средства индивидуальной защиты для работников, обучающихся и воспитанников образовательного учреждения;
обеспечивает учет, хранение противопожарного инвентаря, сушку, стирку, ремонт и обеззараживание спецодежды, спецобуви и индивидуальных средств защиты;
5. Заместитель директора по воспитательной работе:
обеспечивает выполнение классными руководителями, воспитателями возложенных на них обязанностей по обеспечению безопасности жизнедеятельности;
участвует в проведении административно-общественного контроля по вопросам обеспечения безопасности жизнедеятельности, в расследовании несчастных случаев, происшедших с работниками, обучающимися или воспитанниками;
- несет ответственность за организацию воспитательной работы, общественно полезного труда обучающихся, воспитанников в строгом соответствии с нормами и правилами охраны труда;
- оказывает методическую помощь классным руководителям, руководителям групп, кружков, спортсекций, походов, экскурсий, трудовых объединений, общественно полезного, производительного труда и т.п. по вопросам обеспечения охраны труда обучающихся, воспитанников, предупреждения травматизма и других несчастных случаев, организует их инструктаж;
- организует с обучающимися, воспитанниками и их родителями (лицами, их заменяющими) мероприятия по предупреждению травматизма, дорожно-транспортных происшествий, несчастных случаев, происходящих на улице, воде и т. д.
обеспечивает безопасное проведение образовательного процесса;
оперативно извещает руководство образовательного учреждения о каждом несчастном случае, принимает меры по оказанию первой доврачебной помощи:
вносит предложения по улучшению и оздоровлению условий проведения образовательного процесса, а также доводит до сведения заведующего кабинетом, руководства о всех недостатках в обеспечении образовательного процесса, снижающих жизнедеятельность и работоспособность организма обучающихся, воспитанников;
- проводит инструктаж обучающихся, воспитанников по безопасности труда на учебных занятиях, воспитательных мероприятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или журнале регистрации инструктажа;
организует изучение обучающимися, воспитанниками правил по охране труда, правил дорожного движения, поведения в быту, на воде и т. д.;
несет ответственность за сохранение жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса;
7. Преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности:
разрабатывает план гражданской обороны образовательного учреждения, проводит занятия и объектовые мероприятия (учения) по гражданской обороне в соответствии с требованиями охраны труда;
обеспечивает готовность коллективных средств защиты и правильное их использование;
проводит обучение, консультации, инструктажи работающих, обучающихся, воспитанников по вопросам безопасности жизнедеятельности;
Со всеми, школьниками, учителями, преподавателями, обслуживающим персоналом в соответствии с законодательством проводят инструктаж по охране труда и технике безопасности, производственной санитарии и пожарной безопасности.
Инструкция по охране труда — это нормативный акт, устанавливающий требования по охране труда.
Разработку инструкций в образовательном учреждении организует директор. Непосредственными разработчиками являются назначенные им должностные лица. Учет наличия инструкций и контроль их своевременного пересмотра осуществляет служба охраны труда учреждения.
Варианты основных инструкций по технике безопасности в образовательном учреждении приведены в методическом пособии СКИПКРО
вводный инструктаж учащихся проводить по Правилам внутреннего распорядка школы, Правилам поведения учащихся в школе, Закону РФ «Об образовании», Уставу школы в начале учебного года
Вводный и первичный инструктажи на рабочем месте с учащимися проводят классные руководители, учителя физики, химии, биологии, информатики, обслуживающего труда, физической культуры, ОБЖ – каждый по своему предмету.
Первичный и повторные инструктажи на рабочем месте с учащимися проводить по инструкциям по ОТ на рабочем месте с учащимися для соответствующих кабинетов, мастерских и спортзала.
Первичный и повторные инструктажи при проведении внешкольных и внеклассных мероприятий проводить по таким рекомендуемым направлениям: пожарная и электробезопасность, профилактика ДДТТ, безопасность на воде и льду; меры безопасности при проведении экскурсий, походов, на спортплощадке; профилактика негативных криминогенных ситуаций; правила безопасного обращения со взрывчатыми предметами, веществами, а также при проведении летней оздоровительной кампании (отдых, труд); безопасное поведение детей на объектах железнодорожного транспорта.
Инструктажи инструктируются классными руководителями, педагогами дополнительного образования, тренерами проводятся два раза в год, регистрируются в журнале.
После проведения инструктажей учащиеся старше 14 лет расписываются в журналах, где фиксируется дата, тема и вид инструктажа, роспись инструктирующегося и роспись инструктируемого. Инструктаж заверяется двумя подписями: инструктируемым и представителем педагогического коллектива или профкома.
Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в двух основных направлениях:
1) гигиеническое обучение и воспитание детей, цель которого выработка у них навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях;
2) работа по созданию безопасной среды обитания детей.
Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется заместителем директора по воспитательной работе и директором школы, а также в план санитарно-просветительной работы ответственные за его выполнение медицинские работники школ.
В школах чаще всего планируются мероприятия по профилактике дорожно-транспортного травматизма, в то время как вопросам, связанным с повреждениями в школе не уделяется должного внимания. Вместе с тем, в планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма. Планировать работу следует отдельно для учащихся младших, средних и старших классов. Вопросы по профилактике травматизма должны найти отражение в планах воспитательной работы учителей и классных руководителей. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникших у детей на территории школы и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Каждый случай получения травмы необходимо разбирать в классе, а некоторые случаи в присутствии учащихся всей школы. Одновременно обсуждение случаев травм, анализ их причин следует проводить и в педагогическом коллективе.
Нередкая причина травм — нарушение санитарно-гигиенических норм учебного процесса в школе. Поэтому медицинские работники обязаны осуществлять систематический контроль за состоянием всех школьных помещений, их освещенностью, состоянием школьного участка, организацией школьных перемен, уроков физкультуры и т. д. Естественно, что к этой сложной работе медики должны привлекать весь педагогический и технический персонал школ.
В планах работы школ должны быть пункты, предусматривающие подготовку педагогического и технического персонала школ, родителей. В планах отмечаются задачи, мероприятия, сроки их исполнения, обеспечение методическими, наглядными материалами
Для пропаганды требований охраны труда разрабатывают памятки и инструкции по охране труда и технике безопасности, используют различные плакаты, предупредительные надписи, создают кабинеты и уголки по охране труда. Эффективность этой работы во многом зависит от знаний и инициативы учителя.
Инструкции и памятки бывают двух видов: одни предназначены для выдачи на руки учащимся, другие для ознакомления на рабочих местах. В них кратко изложены требования правил труда и технике безопасности по отдельным видам работ и профессиям.
Главными организующими центрами охраны труда в учреждениях системы образования должны стать кабинеты охраны труда, целесообразно в учебных кабинетах организовать уголки охраны труда.
Большое значение в борьбе с травматизмом имеют различные формы агитационно-массовой работы по охране труда: общественные смотры охраны труда, конкурсы, лекции беседы, совещания, массовые рейды, взаимные проверки, обследования, экскурсии в другие учреждения и на специальные тематические выставки. Эти формы особенно эффективны тогда, когда к их выполнению привлекают самих учащихся.
В общеобразовательной школе работа по предупреждению детского травматизма распределена между завучами по воспитательной и учебной части.
Основной формой профилактики детского травматизма так же является инструктаж и педагогов, и учащихся.
С целью предупреждения несчастных случаев во время образовательного процесса был разработан план по профилактике травматизма. Все мероприятия осуществлялись в соответствии с планом, в работу по профилактике травматизма были включены все участники образовательного процесса и медицинские работники школы. Обновлена вся нормативно-правовая база по предупреждению травматизма. Деятельность по профилактике травматизма осуществлялась в соответствии с приказом Государственного комитета по народному образованию от 01 октября 1990 года № 639 «О введении в действие положения о расследовании и учёте несчастных случаев с учащейся молодёжью и воспитанниками в системе гособразования».
Документация школы по профилактике травматизма.
Нормативно-правовая база по предупреждению травматизма.
Годовой план по профилактике детского травматизма
Журнал учета несчастных случаев с учащимися.
Журнал учета несчастных случаев с сотрудниками.
Журнал регистрации вводного инструктажа по технике безопасности для сотрудников школы.
Журнал регистрации инструктажа на рабочем месте.
Журнал проведения инструктажа с учащимися школы.
Журнал учета дорожно-транспортных происшествий с обучающимися.
Журнал проведения инструктажа по электробезопасности не электротехнического персонала.
Журнал проведения инструктажа по противопожарной безопасности.
Заместителем директора по ВР был разработан график дежурства педагогов во время перемен. Контроль за дежурством педагогов осуществлялся дежурными администраторами.
В этом учебном году был проведен педагогический совет по теме: «Профилактика травматизма в школе».
Перед началом работы летнего школьного лагеря проводится инструктаж с педагогическим коллективом, работающим в лагере: «Профилактика травматизма в период работы летнего школьного лагеря».
Перед началом каникул с учащимися проведены классные часы по нескольким направлениям: пожарная безопасность; электробезопасность; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма; безопасность на воде; профилактика негативных криминогенных ситуаций и т.д.
В целях профилактики детского травматизма регулярно проводится следующая работа:
- беседы с родителями на родительских собраниях и с учащимися на классных часах о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся;
- проведение инструктажей с учащимися и родителями перед каникулами;
- классные часы с учащимися по темам: «Спорт-это жизнь», «Культура поведения в школе», «Устав школы - основной закон для школьника», «Дружба в нашей жизни», «Учимся прощать» и др.;
- инструктирование педагогических работников на рабочих совещаниях, педагогических советах по «Должностным обязанностям», заместителями директора школы;
- определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы;
- постоянный контроль за выполнением инструкций ОТ «Дежурного учителя» и выполнением должностных обязанностей воспитателями ГПД, ПДО, дежурным администратором;
- систематическая индивидуальная работа социального педагога, педагога-психолога и классного руководителя с нарушителями дисциплины;
Выводы
Основной формой профилактики детского травматизма в школе является:
Инструктирование по технике безопасности и педагогов, и учащихся.
Регулярное проведение профилактических бесед с учащимися и родителями учащихся о необходимости соблюдения правил поведения в школе и требований к одежде и обуви обучающихся.
Определение графика дежурства учителей и учащихся старших классов в коридорах и рекреациях школы.
Осуществление контроля над соответствием условий обучения санитарно-эпидемиологическим правилам.