kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему : "Безопасность на уроках физической культуры. Раздел "Гимнастика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Безопасность на уроках физической культуры. Раздел «Гимнастика».

Рекомендации по технике безопасности

и профилактике травматизма на занятиях

по  спортивной,  художественной гимнастике и акробатике

  1. Занятия в зале начинаются и проходят согласно рас­писанию или по согласованию с дирекцией школы.
  2. Гимнастический зал открывается за 5 мин до нача­ла занятий.
  3. Вход в зал разрешается только в присутствии пре­подавателя.
  4. Учащиеся должны быть в спортивной форме уста­новленного образца.
  5. За порядок, дисциплину, своевременное построение группы к началу занятий отвечает дежурный группы и пре­подаватель. Последний проверяет исправность гимнасти­ческих снарядов и готовность зала к занятиям.
  6. Установка и переноска снарядов в зале разрешаются только по указанию преподавателя.
  7. При выполнении упражнений должна быть обеспече­на соответствующая  страховка, самостраховка и помощь.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«доклад на тему : "Безопасность на уроках физической культуры. Раздел "Гимнастика" »

Безопасность на уроках физической культуры. Раздел «Гимнастика».

Рекомендации по технике безопасности

и профилактике травматизма на занятиях

по спортивной, художественной гимнастике и акробатике

  1. Занятия в зале начинаются и проходят согласно рас­писанию или по согласованию с дирекцией школы.

  2. Гимнастический зал открывается за 5 мин до нача­ла занятий.

  3. Вход в зал разрешается только в присутствии пре­подавателя.

  4. Учащиеся должны быть в спортивной форме уста­новленного образца.

  5. За порядок, дисциплину, своевременное построение группы к началу занятий отвечает дежурный группы и пре­подаватель. Последний проверяет исправность гимнасти­ческих снарядов и готовность зала к занятиям.

  6. Установка и переноска снарядов в зале разрешаются только по указанию преподавателя.

  7. При выполнении упражнений должна быть обеспече­на соответствующая страховка, самостраховка и помощь.

  8. Выход учащихся из зала во время занятий возмо­жен только с разрешения преподавателя.

  1. Преподаватель при изучении элементов и комбина­ций должен объяснить учащимся правила страховки, са­мостраховки и меры предупреждения возможных травм.

  1. При выполнении упражнений на снарядах преподаватель должен следить за тем, чтобы гимнастические маты были возле снарядов (в местах возможных падений и сос­коков). Маты должны быть уложены с точной стыковкой, без щелей между ними.


  1. В гимнастическом зале не разрешается заниматься на снарядах без преподавателя или инструктора, тренера.

  2. После занятий все снаряды должны быть аккуратно поставлены на места хранения, согласно схеме их разме­щения в зале.

Страховка и помощь при выполнении гимнастических упражнений

Страховка и помощь на занятиях гимнастикой позво­ляют не только успешно решать задачи овладения техни­кой гимнастических упражнений, но и избегать травм в результате срывов и падений.

Под страховкой понимают готовность преподавателя или учащегося, стоящего на страховке, своевременно под­держать исполнителя упражнений в случае неудачной по­пытки, не дать ему упасть.

В отличие от страховки помощь предусматривает поддержку, подталкивание, «проводку» занимающегося по траектории исполняемого им движения. Помощь оказы­вают и для того, чтобы предотвратить падение или срыв со снаряда, и для того, чтобы облегчить ученику выполне­ние упражнения, помочь правильно представить способ выполнения того или иного движения.

Страховка и помощь имеют немаловажное психологи­ческое значение особенно при выполнении рискованных упражнений.

«Проводка» облегчает овладение упражнением в делом, от начала до конца. Применяя ее, преподаватель должен приложить лишь такие физические усилия, кото­рые бы не подменяли действия самого ученика, а только помогали ему. «Проводку» обычно применяют лишь на начальном этапе разучивания сложного упражнения.

Кратковременная физическая помощь — подталки­вание — оказывается по ходу исполнения отдельных наи­более трудных фаз движения.

Поддержка осуществляется учителем, когда зани­мающийся находится в исходном, промежуточном и конеч­ном положениях, особенно в тех случаях, когда гимнаст еще недостаточно правильно прилагает свои усилия.

При поддержке гимнаста учитель придает его телу не обходимые положения относительно снаряда (например, •вис, упор) или позволяет своевременно выполнить пере­хваты руками. Например, при разучивании на брусьях по­ворота кругом на махе вперед преподаватель удерживает занимающегося в высшей точке маха вперед, помогая ему своевременно и правильно поставить руки на жерди после поворота.


Страхующий обязан:

- хорошо знать технику упражнения и в зависимости от обстановки правильно выбирать место относительно сна­ряда и ученика для оказания страховки и помощи;

- умело использовать разновидности помощи и страхов­ку, не мешая гимнасту выполнять упражнения;

- знать индивидуальные особенности учеников (рост, массу, физическую силу, скорость двигательных реакций, размер ладоней и т. п.).

В целях предупреждения травм целесообразно путем опроса занимающихся выяснить уровень их знаний о тех­нике изучаемых движений (о моментах отпускания снаря­да, разгибания, хлестовых движений и т. п.).

Еще раз напомним, что одной из причин травматизма является недостаточная общая и специальная разминка, особенно перед выполнением движений, связанных с вы­крутами (на кольцах, перекладине). Во избежание травм на занятиях не следует чрезмерно увлекаться прыжками и соскоками с большой высоты.

В результате применения различных видов физической помощи у гимнаста формируются правильные двигатель­ные представления, которые играют важнейшую роль в процессе овладения навыками самостоятельного выполне­ния упражнения. По мере совершенствования техники ис­полнения упражнений степень приложения физических усилий учителем уменьшается, а затем прекращается вовсе.

Зная типы нервной деятельности, учитель физкультуры должен помнить, что ученики с сильным типом нервной деятельности способны быстро преодолевать трудности, связанные с появлением страха. Учащимся же со слабым типом нервной системы необходимо помогать бороться с отрицательными эмоциями путем постепенного увеличения степени рискованности упражнения. Этого можно достичь, изменяя структуру изучаемого упражнения, постепенно увеличивая высоту снаряда, уменьшая степень физической помощи (например, страховки подвесным ручным поясом, а затем руками).

В случае срыва гимнасту рекомендуется сразу повто­рить этот же элемент. Чтобы побудить ученика выполнить элемент, которого он боится, преподаватель должен посту­пать в зависимости от личности учащегося: в одних слу­чаях стараться объяснить ученику, что его страхи напрас­ны, что страховка надежна, а в других — целесообразно повторить упражнение. Иногда следует сделать перерыв в обучении, чтобы восстановить силы и нервную систему ученика.

Особое внимание следует обратить на обучение зани­мающихся, навыкам самостраховки. С этой целью можно использовать прыжки в глубину с приземлением на маты, на ноги, спину, живот, с переходом в кувырок.

Необходимо также обучать школьников умению груп­пироваться. Это поможет им при неожиданном падении.

Вы познакомились с общими рекомендациями по про­филактике травматизма во время занятий гимнастикой. Теперь хотелось бы обратить ваше внимание на профилак­тику травм при занятиях на определенных гимнастических снарядах или при выполнении некоторых упражнений.

Перекладина и брусья

. Упражнения на перекладине и брусьях разной высоты связаны в первую очередь с на­грузкой на суставы и мышцы верхних конечностей и осо­бенно плечевого пояса. Отметим, что даже простые висы предъявляют плечевому суставу особые требования, так как в быту учащиеся относительно редко принимают такое положение тела.

Неточность в исполнении упражнений или недостаточ­но хороший хват приводят либо к удару о снаряд, либо, что случается чаще, к срыву со снаряда и падению. Воз­можны травмы и при выполнении соскоков и неудачном приземлении, срывы кожи ладоней. Последнему способст­вует неудовлетворительное состояние самих снарядов — ржавый гриф перекладины или слишком шероховатая жердь, излишнее наслоение магнезии, шатание стоек или неровная их установка, непрочность растяжек или их не­исправность.

Для того чтобы не было потертостей, рекомендуется применять накладки, предохраняющие ладонную поверх­ность от трения. Ладонные накладки — это полоски из на­туральной кожи, надетые на пальцы и закрепленные ре­мешком на запястье. После занятий необходимо сделать холодную ванночку для ладоней, чтобы снять ощущение жжения. Перед сном полезно сделать горячую ванночку, шероховатые места почистить пемзой, а затем смазать детским кремом или ланолиновой мазью.

Большая часть травм на брусьях — повреждения кисти, особенно пальцев, в момент перехватов, поворотов. Неред­ко при этом повреждается большой палец.

Нижние конечности травмируются преимущественно в момент соскока или при ударе о брусья. Многие упраж­нения выполняются в упоре на руках. При слабости мышц, приводящих плечо, встречаются случаи травмирования плечевых и грудинно-ключичных суставов, грудных мышц. Наблюдаются потертости и ссадины с внутренней стороны плеча. Чтобы предохранить внутреннюю часть плеча от ссадин, во время упражнений в упоре па руках, рекомен­дуется выполнять их в футболке с длинными рукавами или использовать эластичные нарукавники.

Причиной повреждений часто является разная степень амортизации жердей, малая их эластичность, трещины, неисправность зажимов, плохая устойчивость станины, не­правильная установка жердей (по ширине плеч и т. п.).

Во время установки перекладины или брусьев разной высоты необходимо тщательно проверить места крепления грифа или жердей со стойками. Сам гриф должен быть очищен от ржавчины, раковин, гладко отполирован наж­дачной бумагой. Жерди должны быть сухими, гладкими, без трещин, очищенными от наслоения магнезии. Особен­но тщательно надо осмотреть тросы, растяжки и места их крепления, проверить исправность креплений закладных деталей к полу, наличие всех шурупов, состояние крюков,

прочность крепящих винтов, зажимов, вращение стержней в стойках станины, проверить устойчивость брусьев, инди­видуальную дистанцию между жердями. Выступающие края станины необходимо обложить матами. Их уклады­вают с обеих сторон брусьев.

Страховка и помощь. Страхующий должен вни­мательно следить за точностью выполнения упражнения, за правильностью прохождения каждой фазы движения, одновременно держать во внимании надежность хвата за гриф или жердь.

Нередко падение происходит не в сторону ожидавшего­ся приземления. Мастерство страховки состоит в том, что­бы предугадать направление возможного падения гимна­ста, сделав его менее опасным. Это достигается макси­мальной бдительностью страхующего. Осваивая упражне­ния на параллельных брусьях, страхуют, держа руки под жердями. Если разучиваются элементы, связанные с пере­ходом из виса в упор (или наоборот), то под брусья кла­дут дополнительные гимнастические маты.

Бревно. По характеру и содержанию упражнения на бревне очень близки к общеразвивающим и акробатиче­ским. Чаще всего наблюдаются повреждения при призем­лениях или падениях с бревна. При этом возможны ушибы.

Для профилактики травматизма необходимо в первую очередь добиться уверенного выполнения упражнений на полу, затем на гимнастической скамейке, закрепить тех­нику на низком бревне и только после этого перейти на высокое, выполняя упражнения со страховкой.

Для разучивания акробатических элементов при на­чальном обучении можно использовать маты, перекинутые через бревно.

Страховка и помощь. При выполнении вскоков на бревно страхуют у места отталкивания ногами (у мо­стика), а затем быстро перемещаются к месту приземле­ния.

При соскоках, выполняемых толчком ног, страхующий, стоит сбоку и поддерживает ученика в области спины. При соскоках из упора присев и на коленях держит его за руку и в области живота. При перевороте в сторону страхующий, стоит со стороны спины и держит гимнаста за руку и талию.

Вся площадь вокруг бревна выстилается матами в один слой. В месте приземления после соскока кладут маты в два слоя. При разучивании сложных упражнений поль­зуются поролоновыми матами.

Опорные прыжки. Неуверенный разбег, неправильная его разметка, неточное расположение мостика, помехи в месте разбега или приземления, недостатки технической подготовки — вот причины травм при опорных прыжках.

К травмам приводят и неисправности снаряда. Напри­мер, при толчке ногами мостик скользит по полу, одна часть коня выше другой, снаряд неустойчив, скользкое покрытие для отталкивания руками.

Перед занятием необходимо проверить общее состояние места для опорных прыжков: устойчивость коня, условия для отталкивания руками (отверстия от ручек заделать специальными пробками), надежность креплений ножек, упругость и устойчивость мостика. После каждого прыжка необходимо проверить дистанцию от мостика до снаряда, а также состояние матов для приземления и при надоб­ности поправить их стыковку и расположение. Площадка для приземления должна быть не менее 5 м в длину. Маты лучше укладывать в два слоя.

Страховка и помощь. При прыжках ноги врозь, согнув ноги, согнувшись, страхующий, стоит спереди коня и немного сбоку от места приземления. В момент отталки­вания руками он держит гимнаста двумя руками за плечо или одной рукой за предплечье, другой за плечо или под грудь, смещаясь вместе с ним после толчка руками о сна­ряд.

Основной причиной большинства повреждений при вы­полнении акробатических упражнений является недоста­точная техническая и физическая подготовленность уча­щихся. Типичные ошибки: слабый толчок руками или но­гами, расслабленное тело, перекос в полете, приземление на полную ступню или на расслабленные или прямые ноги.

Акробатика. Для профилактики травматизма рекомендуется уде­лять большое внимание упражнениям направленного ха­рактера. Например, для подготовки лучезапястного суста­ва— вращательные движения кисти; подскоки в упоре ле­жа; передвижения на руках в упоре лежа; из положения стоя согнувшись падение вперед в упор лежа.

Для подготовки голеностопного сустава — вращатель­ные движения стопой; то же с сопротивлением; поднима­ние на носки, опираясь передней частью стопы на возвы­шение высотой 5 см.

Кувырок назад. Страхующий стоит на колене сбоку от ученика, надавливает рукой под поясницу в направлении кувырка. При переходе в упор поддерживает его или со стороны спины и живота, или с боков за талию, слегка приподнимая вверх, чтобы уменьшить нагрузку на руки и шейные позвонки.

Длинный кувырок вперед с трех шагов разбега. Учи­тель, стоя сбоку недалеко от места приземления, должен быть готов одной рукой «подкрутить» ученика под спину, а другой поддержать снизу под бедро, чтобы смягчить удар при приземлении.

Стойка на голове и руках. Страхующий поддерживает обучаемого за бедра или голени ног.

Кроме индивидуальной страховки на уроках физкуль­туры, посвященных гимнастике, большое значение для про­филактики травматизма приобретает правильная органи­зация деятельности учащихся.

Учитель использует различные методы организации ра­боты школьников: фронтальный, посменный, поточный, групповой, индивидуальный.

Особого внимания в связи с профилактикой травматиз­ма заслуживает поточный, групповой (как разновидность — круговой) методы.

При поточном методе организации учащиеся вы­полняют упражнения последовательно друг за другом. Обычно это упражнения на козле, бревне, т. е. на снарядах с малой пропускной способностью, требующие особой страховки. Важно так организовать выполнение упражне­ний, чтобы учащиеся не сталкивались друг с другом, соб­людали дистанцию, начинали упражнение только по команде учителя.

При групповом методе повышается самостоя­тельность учащихся и соответственно снижается безопас­ность, так как учитель не может присутствовать во всех группах. Поэтому необходимо иметь хорошо подготовлен­ных учащихся — помощников преподавателя. Они руково­дят работой своей группы, оказывают помощь, выполняют страховку. Для большей безопасности к страховке можно привлечь двух учеников, а места занятий застелить поро­лоновыми матами.

Обучение приемам страховки и помощи.

Параллельно с освоением техники гимнастических упражнений школь­ники должны изучать под руководством учителя приемы помощи и страховки.

Сначала в процессе изучения нового элемента препода­ватель демонстрирует их и дает необходимые пояснения. Затем вызывает каждого ученика для проведения помощи или страховки, а сам страхует исполнителя с другой сто­роны, наблюдая одновременно за тем, как страхующий справляется со своим заданием.

Убедившись в том, что ученик владеет приемами помо­щи и страховки, учитель может доверить ему страховать своих товарищей, однако сам находится рядом,- чтобы в случае ошибки оказать помощь исполнителю.

Лишь после прочного овладения навыками страховки и помощи учениками преподаватель может доверить им самостоятельно страховать друг друга. Однако перед тем, как разрешить очередному ученику страховку, учитель должен спросить его, как он будет ее проводить. Препода­ватель, несмотря на то, что ученики уже хорошо владеют страховкой данного упражнения, всегда должен держать в поле зрения действия страхующих. Требования к страху­ющему должны быть, пожалуй, еще более жесткими, чем к исполнителю, так как малейшая ошибка его может при­вести к травме.

Категорически запрещается ставить на страховку уче­ника в состоянии усталости или недомогания.

Итак, от страхующего требуется:

  1. Знание техники данного упражнения.

  1. Быстрота реакции для обеспечения своевременной страховки.

3. Умение быстро и правильно выбрать место для страховки.

4. Умение выбрать для приложения усилия удобный момент.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физкультура

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
доклад на тему : "Безопасность на уроках физической культуры. Раздел "Гимнастика"

Автор: Халтурина Ирина Леонидовна

Дата: 05.06.2015

Номер свидетельства: 217818

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) ""Использование современных технологий на уроках в начальной школе""
    ["seo_title"] => string(66) "ispolzovaniiesovriemiennykhtiekhnologhiinaurokakhvnachalnoishkolie"
    ["file_id"] => string(6) "259582"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448795400"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства