Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Госконзаводская основная общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
на заседании ЭМС.
_________ /____________
Протокол № ____ от
«___» ___________2020 г.
«Согласовано»
Заместитель директора
______/ _____________
«___» _________ 2020г
«Утверждаю»
Директор школы
________/Л.Н. Порываева
Приказ № __________ от
«____» ____________ 2020 г.
Рабочая программа по учебному предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»,
8 класс
Разработана Файзиевой Т.В.,
учителем ОБЖ
2020-2021 учебный год
Планирование составлено на основе Авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы». Предметная линия учебников . 5-9 классы. Под редакцией А.Т.Смирнова. Авторы А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников; из-во «Просвещение».-М.:, 2016.;ООПООО МБОУ «Госконзаводская ООШ» (2015г.).
Учебник: Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учеб.для общеобразоват. организаций / А.Т. Смирнов Б.О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2018г
Рабочая тетрадь: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: рабочая тетрадь 8 класс.: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О, Хренников, М.Б. Маслов; под ред. А.Т Смирнова. – М.: Просвещение, 2018
Количество часов: всего 35 часов (1 часа в неделю, 35 недель), на первое полугодие 16 часов, на второе полугодие 19 часов.
Плановых контрольных уроков: 8, тестов - 8
Формы контрольных уроков: тестирование
Административных контрольных уроков 1
Промежуточная аттестация проводится по концу учебного года в форме тестирования. Возможна корректировка тематического планирования.
Планируемые предметные результаты:
Требования к результатам обучения и воспитания
Личностные:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных интересов;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
формирование анти экстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналоги, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;
формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Предметные:
формирование современной культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствия для личности, общества и государства;
знание и умение применять правила безопасного поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
умение оказать первую помощь пострадавшим;
умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;
умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей.
Содержание учебного предмета
МОДУЛЬ I. Основы безопасности личности, общества и государства
РАЗДЕЛ 1. Основы комплексной безопасности
Глава 1.Пожарная безопасность. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.
Глава 2. Безопасность на дорогах. Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист — водитель транспортного средства
Глава 3. Безопасность на водоемах. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Безопасный отдых на водоемах. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.
Глава 4.Экология и безопасность. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке
Глава 5.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их последствия. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
РАЗДЕЛ 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций
Глава 6.Чрезвычайные ситуации техногенного характера и защита населения. Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.
Глава 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
МОДУЛЬ II. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.
РАЗДЕЛ 3.Основы здорового образа жизни.
Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие. Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний. Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.
РАЗДЕЛ 4. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
Глава 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях. Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь при травмах. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами. Первая помощь при утоплении.
Форма организации учебных занятий: Индивидуальная, парная, фронтальная, урок-игра, урок-экскурсия, практическая работа.
Современные образовательные технологии, используемые в образовательной деятельности: Информационно - коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Календарно-тематический планирование
№ п/п
Наименование разделов, тем
Кол-во часов
Дата
Характеристика видов деятельности учащихся
Примечание
по плану
по факту
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 часа)
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 часов)
Глава 1. Пожарная безопасность (3 часа)
1.
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.
1
Сентябрь
Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают правила и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре. Характеризуют основные мероприятия, проводимые МЧС Росии, по совершенствованию пожарной безопасности в стране. Составляют план своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общественном месте.
2.
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.
1
3.
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Тест «Пожарная безопасность».
1
Глава 2. Безопасность на дорогах (3 часа)
4.
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизма людей.
1
Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий. Повторяют правила дорожного движения, запоминают дорожные знаки. Запоминают правильные алгоритмы безопасного поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда.
5.
Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.
1
Октябрь
6.
Велосипедист – водитель транспортного средства. Тест «Безопасность на дорогах».
1
Глава 3. Безопасность на водоемах (3 часа)
7.
Безопасное поведение на водоемах
в различных условиях.
1
Характеризуют состояние водоемов в различное время года. Объясняют правила безопасного поведения на водоеме. Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде. Отрабатывают в паре правила само-и взаимопомощи терпящим бедствия на воде.
8.
Безопасный отдых на водоемах.
1
9.
Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Тест «Безопасность на водоемах».
1
Глава 4. Экология и безопасность (2 часа)
10.
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
1
Ноябрь
Ищут в интернете информацию об экологической обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приемы по защите личного здоровья в местах с неблагоприятной экологической обстановкой
11.
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.Тест «Экология и безопасность».
1
Глава 5. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия
Характеризуют причины возникновения ЧС техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распространения. Различают ЧС техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во время характерной ЧС техногенного характера, возможного в регионе своего проживания. Анализируют расположение потенциально опасных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.
13.
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.
1
14.
Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.
1
Декабрь
15.
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
1
16.
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.Тест «Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их возможные последствия».
1
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 часов)
Глава 6. Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций (4 часа)
17.
Обеспечение радиационной безопасности населения.
1
Характеризуют основные мероприятия проводимые в РФ ,по обеспечению радиационной безопасности населения, его химической защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в ЧС техногенного характера. Отрабатывают в паре правила безопасного поведения в условиях различных ЧС техногенного характера
18.
Обеспечение химической защиты населения.
1
Январь
19.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
1
20.
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях. Тест «Обеспечение защиты населения от чрезвычайных ситуаций».
1
Глава 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)
21.
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
1
Февраль
Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации в условиях ЧС техногенного характера. Характеризуют основные мероприятия, проводимые в стране по инженерной защите населения.
22.
Эвакуация населения.
1
23.
Мероприятия по инженерной защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
Тест «Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера».
1
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (12 часов)
Раздел 3. Основы здорового образа жизни (8часов)
Глава 8. Здоровый образ жизни и его составляющие (8 часа)
24.
Здоровье как основная ценность человека.
1
Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную физическую и социальную составляющую. Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья человека и общества. Обосновывают значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья человека и общества. Формулируют правила соблюдения норм здорового образа жизни. Формулируют кратко свое понимание здоровья и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень.
25.
Индивидуальное здоровье человека, его физическое, духовное и социальное благополучие.
1
Март
26.
Репродуктивное здоровье – составляющее здоровья человека и общества.
1
27.
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
1
28.
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.
1
29.
Вредные привычки и их влияние на здоровье.
1
Апрель
30.
Профилактика вредных привычек.
1
31.
Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.Тест «Здоровый образ жизни и его составляющие».
1
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 часа)
Глава 9. Первая помощь при неотложных состояниях (4 часа)
32.
Первая помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь при травмах.
1
Анализируют возможные последствия неотложных состояний и значение своевременного оказания первой помощи. Отрабатывают в паре приемы оказания первой помощи при отравлении АХОВ, при травмах ,при утоплении. По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем , предложенном в учебнике.
33.
Промежуточная аттестация. Тест
1
Май
34.
Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами.