Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, предусмотренным федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения.
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана для учащихся 5 класса на основе следующих нормативных документов:
На изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 5 классе в базисном учебном плане выделен 1 час из часов для обязательного изучения, всего 35 часов в год. Преподавание ведётся по учебнику: А. Т. Смирнов. Основы безопасности жизнедеятельности: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под редакцией А. Т. Смирнова:– М.: Просвещение, 2013 г.
Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
При изучении Основ безопасности жизнедеятельности в основной школе обеспечивается достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.
Структура курса "Основы безопасности жизнедеятельности" при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации.
Раздел 4. основы здорового образа жизни.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 "Основы противодействию терроризму и экстремизму в Российской Федерации".
Понятийная база и содержание курса "Основы безопасности жизнедеятельности" основаны на положениях федеральных законов Российской Федерации и других нормативно - правовых актов, в том числе:
Рабочая программа по предмету «ОБЖ» включает в себя пояснительную записку, тематическое планирование, содержание программы, список литературы и интернет-ресурсов для учащихся и учителя, календарно-тематическое планирование, материально-техническое обеспечение предмета ОБЖ.
Преобладающими методами обучения при изучении курса Основы безопасности жизнедеятельности являются объяснительно-иллюстративные и репродуктивные методы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся — индивидуальные консультации, парная и групповая форма.
Виды и формы контроля — тестирование, устный опрос, беседа.
Пожарная безопасность.
Безопасность на дорогах.
Безопасность в быту.
Безопасность на водоёмах.
Экология и безопасность.
Чрезвычайные ситуации природного характера.
Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
Современный комплекс проблем безопасности социального характера.
Правовые основы обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Организационные основы по обеспечению защиты населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в Российской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.
Основные причины возникновения терроризма и экстремизма.
Уголовный кодекс Российской Федерации об ответственности за антиобщественное поведение, участие в террористической и экстремистской деятельности. Наказание за участие в террористической и экстремистской деятельности.
Взрывы в местах массового скопления людей.
Захват воздушных и морских судов, автомашин и других транспортных средств и удерживание в них заложников.
Правила поведения при возможной опасности взрыва.
Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.
Меры безопасности в случае похищения или захвата в заложники.
Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.
Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.
Составляющие здорового образа жизни.
Первая помощь и правила её оказания.
Средства оказания первой помощи.
Первая помощь при неотложных состояниях.
Правила оказания первой помощи при неотложных состояниях.
№ | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока/ форма проведения | Планируемые результаты освоения материала | Формы организацииучебно-по-знаватель ной деятельно сти учащихся | Оборудование, ЭОР | Система контроля | Дата проведения | Домашнее задание |
предметные | метапредметные | личностные | План | Факт |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (22 часа) |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности (15 часов) |
1 | Тема 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека (5 часов) |
1. | Город как среда обитания | 1 | Урок изучения нового материала | Понимание необходимости обеспечения безопасности в условиях города и деревни. | Умение определять понятия среда обитания. | Усвоение правил индивидуального и коллективного поведения в условиях города и деревни. | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 1,1 РТ |
2 | Жилище человека, особенности жизне- обеспечения жилища | 1 | Урок изучения нового материала | Понимание особенности жизни-обеспечения жилища и безопасности в нём. | Умение определять особенности обеспечения безопасности в жилище . | Усвоение особенностей жизне-обеспечения городского и сельского жилища. Возможных опасных и аварийных ситуаций. | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 1,2 РТ |
3 | Особенности природных условий в городе | 1 | Урок изучения нового материала | Понимание особенности природных условий в городе | Умение самостоя тельно ставить и формировать новые задачи в области безопасности в городе | Усвоение правил поведения и особенности природных условий в городе | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 1,3 РТ |
4 | Взаимоотношение людей проживающих в городе, и безопасность | 1 | Урок изучения нового материала | Понимание особенностей безопасности и взаимоотношений людей в городе | Формирование умений взаимоотношений с людьми проживающими в городе | Освоение приемов действий в опасных и ЧС социального характера | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирова ние | | | Выполнить задание 1,4 РТ |
5 | Безопасность в повседневной жизни | 1 | Урок изучения нового материала | Знание и умение применять правила безопасности в повседневной жизни | Формирование знаний и умений безопасного поведения в повседневной жизни | освоение правил безопасности в повседневной жизни | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 1,5 РТ |
2 | Тема 2. Опасные ситуации техногенного характера (6 часов) |
6 | Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения | 1 | Урок изучения нового материала | Совершенствовать умения применят полученные знания на практике | Умение оценивать собственные возможности в решение задач безопасности дорожного движения | Усвоение правил безопасного поведения на транспорте и дорогах | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 2,1 РТ |
7 | Пешеход. Безопасность пешехода | 1 | Урок изучения нового материала | Формирование убеждений в необходимости выполнения правил безопас ного поведения пешехода | Умение оценивать свои действия в роли пешехода | Осознание значимости безопасного поведения пешехода на дорогах | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 2,2 РТ |
8 | Пассажир. Безопасность пассажира | 1 | Урок изучения нового материала | Формирование убеждений в необходимости безопасного поведения пассажира | Умение оценивать свои действия по безопасности в роли пассажира | Осознание значимости безопасного поведения пассажира на транспорте | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 2,3 РТ |
9 | Водитель. | 1 | Урок изучения нового материала | Понимание необходимости соблюдения правил безопасности на дорогах | Умение самостоятельно характеризовать причины ДДП | Усвоение правил безопасного поведения на дорогах | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 2,4 РТ |
10 | Пожарная безопасность | 1 | Урок изучения нового материала | Знание прав и обязанностей граждан в области пожарной безопасности в быту | Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области пожарной безопасности | Усвоение правил пожарной безопасности | Групповая, индивидуа льная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 2,5 РТ |
11 | Безопасное поведение в бытовых ситуациях | 1 | Урок изучения нового материала | Понимание личной значимости безопасного поведения бытовых ситуациях | Формирование и развитие компетентности в области использования знаний и навыков БП в бытовых ситуациях | Усвоение правил БП в бытовых ситуациях | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 2,6 РТ |
3 | Тема 3. Опасные ситуации природного характера ( 2 часа) |
12 | Погодные условия и безопасность человека | 1 | Урок изучения нового материала | Понимание основных опасных погодных условий и их последствий в местах проживания | Освоение приемов действий в опасных ситуациях природного характера | Усвоение мер безопасного поведения в условиях опасных природных явлений | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 3,1 РТ |
13 | Безопасность на водоёмах | 1 | Урок изучения нового материала | Понимание состояния водоёмов в различное время года и правил безопасного поведения | Освоение правил само и взаимопомощи терпящим бедствие на воде | Усвоение мер безопасного поведения на воде в различное время года | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 3,2 РТ |
4 | Тема 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера (2 часа) |
14 | Чрезвычайные ситуации природного характера | 1 | Урок изучения нового материала | Знание основных опасных и ЧС природного характера | Освоение приемов и правил действий в ЧС природного характера | Усвоение мер безопасного поведения в ЧС природного характера | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 4,1 РТ |
15 | Чрезвычайные ситуации техногенного характера | 1 | Урок изучения нового материала | Знание основных опасных и ЧС техногенного характера | Освоение приемов и правил действий в ЧС техногенного характера | Усвоение мер безопасного поведения в ЧС техногенного характера | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 4,2 РТ |
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 часов) |
5 | Тема 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 часа) |
16 | Антиобщественное поведение и его опасность | 1 | Урок изучения нового материала | Знание основных опасностей антиобщественного поведения | Освоение приёмов действий при антиобщественном поведении | Освоение социальных норм правил поведений | Групповая, индивидуа льная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 5,1 РТ |
17 | Обеспечение личной безопасности дома | 1 | Урок изучения нового материала | Знание возникновения признаков опасной ситуации дома | Освоение приёмов безопасного поведения дома в различных ситуациях | Формирование правил собственного безопасного поведения дома | Групповая, индивидуа льная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 5,2 РТ |
18 | Обеспечение личной безопасности на улице | 1 | Урок изучения нового материала | Знание приемов возникновения опасных ситуаций на улице | Освоение приемов безопасного поведения на улице в различных ситуациях | Формирование правил собственного поведения на улице | Групповая, индивидуа льная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 5,3 РТ |
6 | Тема 6. Экстремизм и терроризм - чрезвычайные опасности для общества и государства (4 часа) |
19 | Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения | 1 | Урок изучения нового материала | Знание опасности терроризма и экстремизма и их последствий для личности общества и государства | Умение объяснять общие понятия экстремизма и терроризма, причина их возникновения | Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 6,1 РТ |
20 | Виды экстремист ской и террористической деятельности | 1 | Урок изучения нового материала | Знать основные виды экстремистской и террористической деятельности | Уметь характеризовать основные виды терроризма и экстремизма | Формирование правил поведения в повседневной жизни | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 6,2 РТ |
21 | Виды террористических актов и их последствия | 1 | Урок изучения нового материала | Знать основные виды террористических актов и их характерные особенности | Уметь планировать свои действия при угрозе возникновения террористического акта и при теракте | Анализ видов террористических актов и их характерных особенностях | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 6,3 РТ |
22 | Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности | 1 | Урок изучения нового материала | Формирование антиэкстремист ской и антитеррористической личностной позиции | Умение характеризовать ответственность несовершенно летних за антиобщественное поведение | Развитие правового мышления, формирование нравственных чувств и поведения осознанного и ответственного отношен6ия к собственным поступкам | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 6,4 РТ |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч) |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч) |
7 | Тема 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 часа) |
23 | О здоровом образе жизни | 1 | Урок изучения нового материала | Овладение обучающимися основами ЗОЖ | Уметь самостоятельно формировать задачи в области изучения вопросах ЗОЖ | Понимание здорового и безопасного образа жизни | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 7,1 РТ |
24 | Двигатель ная активность и закаливание организма – элементы здорового образа жизни | 1 | Урок изучения нового материала | Овладеть различными видами двигательной активности и закаливания | Уметь распознавать виды закаливания и двигательной активности | Понимание необходимости укрепления здоровья и роли двигательной активности и закаливания | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 7,2 РТ |
25 | Рациональ ное питание. Гигиена питания | 1 | Урок изучения нового материала | Овладение обучающимися сущностью рационального питания | Уметь самостоятельно организовать свою учебную деятельность по изучению вопросов рационального питания | Понимания значения здорового, безопасного и рационального питания, гигиены питания для безопасности | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 7,3 РТ |
8 | Тема 8. Факторы разрушающие здоровье (2 часа) |
26 | Вредные привычки и их влияние на здоровье | 1 | Урок изучения нового материала | Овладение основами ЗОЖ исключающими вредные привычки | Уметь распознавать опасности вредных привычек для здоровья человека | Уметь противостоять пагубному воздействию на организм вредных привычек | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Ответы на уроках, тестирование | | | Выполнить задание 8,1 РТ |
27 | Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек | 1 | Практическое занятие | Овладение основами ЗОЖ исключающими вредные привычки | Уметь познавать опасности окружающего мира | Уметь противостоять пагубному воздействию вредных привычек | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор | Практическое занятие | | | Выполнить задание 8,2 РТ |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи ( 8 ч) |
9 | Тема 9. Первая помощь и правила её оказания (8 часов) |
28 29 | Первая помощь при различных видах повреждений | 2 | Практическое занятие | Овладеть умением оказывать первую мед помощь при различных видах повреждений | Уметь приобретать знания для оказания ПМП | Формирование умения оказывать ПМП | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор, перевязочный материал | Практическое занятие | | | Выполнить задание 9,1 РТ |
30 31 32 | Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах | 3 | Практическое занятие | Овладеть практическими навыками по оказанию ПМП при ушибах и ссадинах | Уметь вырабатывать практические навыки по оказанию ПМП при ушибах и ссадинах | Формирование умений и практических навыков по оказанию ПМП при ушибах и ссадинах | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор, перевязочный материал | Практическое занятие | | | Выполнить задание 9,2 РТ |
33 34 35 | Первая помощь при отравлении | 3 | Практическое занятие | Овладение практическими навыками по оказанию ПМП при отравлении | Уметь вырабатывать практические навыки по оказанию ПМП при отравлениях | Формирования умений и практических навыков по оказанию ПМП при отравлениях | Групповая, индивидуальная | ПК, экран, проектор, перевязочный материал | Практическое занятие | | | Выполнить задание 9,3 РТ |
| Итого | 35 | | | | | | | | | | |
1. http://satinoschool.narod.ru/test1/p106aa1.html
2. http://kuhta.clan.su/index/0-18
3. http://window.edu.ru/window/catalog?p_rid=62562&p_rubr=2.1.15
4. http://teachpro.ru/course2d.aspx?idc=12090
5. http://www.proshkolu.ru/org/118-628/folder/2601/
6. http://www.ozon.ru/context/catalog/id/1077213/
7. http://www.bezopasnost.edu66.ru/cont.php?rid=121&id=1
8. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htm
Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)
Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)
Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11 и т. п.)
Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, порядок устройства простейшего укрытия)