Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, примерной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений основного общего образования, программы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит 34 часа для обязательного изучения основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования. Данная программа рассчитана на 34 часа в год из расчета 1 учебный час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе ученик должен:
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Виды и формы контроля
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Оценка знаний
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 – 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 – 44% от максимально возможного количества баллов.
Содержание учебного предмета
Раздел I.
Основы комплексной безопасности (12 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Тема 3. Безопасность во время отдыха на природе. (3 часа)
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Загрязнение окружающей природной среды. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРЕ, ВОДЕ, ПОЧВЕ. БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
Тема 5: Безопасность в быту. (2 часа)
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Раздел II.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (10 часов)
Тема 6. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Защита населения (7ч)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
Основы здорового образа жизни (7 часов)
Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие (7 часов)
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Основные понятия о здоровье. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4ч)
Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа)
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс »
Рассмотрено:
Руководитель МО
учителей физической культуры
Губин А.В.
Протокол № 1от 27.08.2014 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
Пономарёва Е.Ф.
_______________________
Утверждаю:
Директор Усольцева О.Г.
________________________
Приказ № 178 от 29.08..2014 г.
Рабочая программа
по основам безопасности жизнедеятельности
основного общего образования
8 класс
2014-2015 учебный год
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, примерной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений основного общего образования, программы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
Срок реализации: 1 год
Составитель: учитель математики
Детюк О.С.
Тюмень, 2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, примерной учебной программы курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для образовательных учреждений основного общего образования, программы: Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Программы образовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа 5-11 классы / под общ. ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009.
Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; безопасное поведение в криминогенных ситуациях; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; предупреждении травм в старшем школьном возрасте, продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни; правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.
Общая характеристика учебного предмета
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Изучение основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:
формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;
выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Место учебного предмета в учебном плане
Учебный план отводит 34 часа для обязательного изучения основ безопасности жизнедеятельности на ступени основного общего образования. Данная программа рассчитана на 34 часа в год из расчета 1 учебный час в неделю.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе ученик должен:
знать/понимать:
- основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;
- правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях социального, природного и техногенного характера;
- способы безопасного поведения в природной среде: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия;
- правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
уметь:
- действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;
- соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;
- оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях;
- пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;
- вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;
- действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения;
- соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов);
- адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста;
- прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей);
использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- обеспечения личной безопасности на улицах и дорогах;
- соблюдения мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте;
- пользования бытовыми приборами и инструментами;
- проявления бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;
- обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.
Виды и формы контроля
Контрольные работы, самостоятельные работы, индивидуальные задания, тесты, устный опрос, викторины и практические задания, выполнение нормативов в практических видах деятельности – главная составляющая учебного процесса.
Оценка знаний
Знания и умения учащихся оцениваются на основании устных ответов (выступлений), а также практической деятельности, учитывая их соответствие требованиям программы обучения, по пятибалльной системе оценивания.
Оценку «5» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют в полной мере требованиям программы обучения. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «5» получает учащийся, набравший 90 – 100% от максимально возможного количества баллов.
2. Оценку «4» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат в общем соответствуют требованиям программы обучения, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «4» получает учащийся, набравший 70 – 89% от максимально возможного количества баллов.
3. Оценку «3» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат соответствуют требованиям программы обучения, но имеются недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «3» получает учащийся, набравший 45 – 69% от максимально возможного количества баллов.
4. Оценку «2» получает учащийся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат частично соответствуют требованиям программы обучения, но имеются существенные недостатки и ошибки. Если при оценивании учебного результата используется зачёт в баллах, то оценку «2» получает учащийся, набравший 20 – 44% от максимально возможного количества баллов.
Содержание учебного предмета
Раздел I.
Основы комплексной безопасности (12 часов)
Тема 1. Пожарная безопасность. (3 часа)
Пожар. Возможные причины пожара. Меры пожарной безопасности. Правила поведения на пожаре. Использование средств пожаротушения. Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия. Влияние «человеческого фактора» на причины возникновения пожаров. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Тема 2. Безопасность на дорогах. (3 часа)
Опасные ситуации на дороге. Правила дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и велосипедистов). Опасные ситуации на транспорте. Поведение пассажиров в общественном транспорте. Причины дорожно-транспортного травматизма.
Тема 3. Безопасность во время отдыха на природе. (3 часа)
Опасные ситуации и правила поведения на воде. Оказание помощи утопающему. Водоемы. Особенности состояния водоемов в различное время года. Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах. Безопасный отдых у воды.
Безопасное поведение человека в природных условиях: ориентирование на местности, подача сигналов бедствия, добывание огня, воды и пищи, сооружение временного укрытия.
Тема 4. Экология и безопасность. (2 часа)
Меры безопасности при пребывании человека на территории с неблагоприятными экологическими факторами. Загрязнение окружающей природной среды. Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой. ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫЕ КОНЦЕНТРАЦИИ (ПДК) ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ В АТМОСФЕРЕ, ВОДЕ, ПОЧВЕ. БЫТОВЫЕ ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ.
Тема 5: Безопасность в быту. (2 часа)
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами и др.
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей (в толпе, местах проведения массовых мероприятий, на стадионах).
Меры предосторожности при угрозе совершения террористического акта. Поведение при похищении или захвате в качестве заложника.
Раздел II.
Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (10 часов)
Тема 6. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Защита населения (7ч)
Общие понятия о чрезвычайной ситуации техногенного характера. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально основные объекты экономики. Аварии на радиационных, химически опасных и пожаров – взрывоопасных объектах. Причины их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидродинамических объектах. Рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях техногенного характера.
Тема 7. Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера (3 часа)
Чрезвычайные ситуации техногенного характера и поведение в случае их возникновения.
Действия населения по сигналу "Внимание всем!" и сопровождающей речевой информации.
Средства коллективной защиты и правила пользования ими. Эвакуация населения.
Чрезвычайные ситуации природного характера и поведение в случае их возникновения.
Способы оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Организация защиты населения при авариях на радиационных и химически опасных объектах.
Раздел III.
Основы здорового образа жизни (7 часов)
Тема 8. Здоровый образ жизни и его составляющие (7 часов)
Здоровый образ жизни. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье. Вредные привычки и их профилактика.
Основные понятия о здоровье. Здоровый образ жизни и безопасность, основные составляющие здорового образа жизни. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества и обеспечения их безопасности. Влияние окружающей природной среды на здоровье человека.
Раздел IV. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4ч)
Тема 9. Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4 часа)
Первая медицинская помощь при отравлениях, ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здорового человека. Средства оказания первой медицинской помощи. Правила оказания первой медицинской помощи при отравлениях угарным газом, хлором и аммиаком. Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Тематическое планирование
№
Тема
Час
Деятельность учащихся
1
Пожарная безопасность
3
Действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания; соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему; оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, обморожениях, ушибах, кровотечениях; пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты; вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей; действовать согласно установленному порядку по сигналу "Внимание всем!", комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения; соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, пассажиров транспортных средств и велосипедистов); адекватно оценивать ситуацию на проезжей части и тротуаре с точки зрения пешехода и (или) велосипедиста; прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода, пассажира транспортного средства и (или) велосипедиста в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей); использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.
2
Безопасность на дорогах
3
3
Безопасность во время отдыха на природе
2
4
Экология и безопасность
2
5
Безопасность в быту
2
6
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Защита населения
7
7
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций
3
8
Здоровый образ жизни и его составляющие
7
9
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях
4
ИТОГО
34
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.
Преподаватель ОБЖ должен участвовать в постоянном дистанционном взаимодействии образовательного учреждения с другими организациями социальной сферы, в первую очередь с учреждениями обеспечения безопасности жизнедеятельности.
Преподавателю ОБЖ должна быть обеспечена информационная поддержка на основе современных информационных технологий в области библиотечных услуг (создание и ведение электронных каталогов и полнотекстовых баз данных, поиск документов по любому критерию, доступ к электронным учебным материалам и образовательным ресурсам Интернета).
Интерактивный электронный контент преподавателя ОБЖ должен включать содержание предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности», представленное текстовыми, аудио – и видео – файлами, графикой (картинки, фото, чертежи, элементы интерфейса).
Кабинет ОБЖ предназначен для проведения занятий с обучающимися по курсу, самостоятельной подготовки школьников, а также проведения кружковой (факультативной) работы во внеурочное время. Он должен включать класс, в котором проводятся занятия по курсу и дисциплине, а также лаборантскую комнату.
В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до обучающихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достижениям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих занятий.
Средствами оснащения ОБЖ являются средства, перечисленные в таблице.
Учебные и учебно-наглядные пособия
Набор плакатов или электронные издания:
Индивидуальные средства защиты
Приборы радиационной разведки
Приборы химической разведки
Оказание первой помощи
Компл.
Компл.
Компл.
Компл.
1
1
1
1
Средства индивидуальной защиты:
общевойсковой противогаз
шт.
15
Приложение1 к рабочей программе по ОБЖ основного общего образования
2014-2015 учебный год
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПО ОСНОВАМ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8 класс
Дата
№ урока
Тема урока
Тип, форма урока
Содержание учебного материала
Выполнение требований стандарта
Форма контроля
Домашнее
задание
Знания
Умения
Раздел I. Основы комплексной безопасности (12 часов)
Пожарная безопасность. (3 часа)
02.09
1
Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия. Использование средств пожаротушения.
ИНМ
Лекция
Пожары в жилых и общественных зданиях, их возможные последствия.
Пожар, горение, причины, классификация, условия возникновения пожара
Называть способы тушения пожаров.
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Карточки
П.2.1 стр.24-36 вопрос 2
09.09
2
Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Меры пожарной безопасности.
ИНМ
Лекция
Соблюдение мер пожарной безопасности в быту.
условия возникновения пожара
Навыки действий при пожаре
Устный опрос
П.2.3 стр.45
вопрос1-4.
16.09
3
Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах. Поведение при пожаре.
ИНМ
Лекция
Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Права и обязанности, ответственность граждан в области пожарной безопасности. Поведение при пожаре.
Пользоваться правилами безопасного поведения при пожаре в жилом или общественном здании.
Тест
Конспект (тема №3)
Безопасность на дорогах (3ч)
23.09
4
Причины дорожно-транспортных происшествий и травматизм людей.
Комбин
беседа
Причины ДТТ
Причина ДТП, травматизм
Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.
Устный опрос Карточки
Конспект (тема №4)
30.09
5
Правила дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров. Велосипедист – водитель транспортного средства.
ИНМ
Лекция
Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда
Общие обязанности водителя.
Правила поведения на дорогах.
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Конспект (тема №5)
07.10
6
Поведение пассажиров в общественном транспорте.
ИНМ
Лекция
Правила о поведения пассажиров в общественном транспорте.
Общие правила поведения пассажиров.
Правила поведения пассажиров в общественном транспорте. Умение работать с учебником, выделять главное
Тест
Конспект (тема №6)
Безопасность во время отдыха на природе (2ч)
14.10
7
Безопасное поведение на водоемах в различных условиях. Опасные ситуации и правила поведения на воде.
ИНМ
Лекция
Водоемы. Особенности состояние водоемов в различное время года.
Опасные ситуации и правила поведения на воде
Соблюдение правил безопасности при купании в оборудованных и необорудованных местах
Устный опрос
Конспект (тема №7)
21.10
8
Оказание помощи терпящим бедствие. Самопомощь и выживание на природе (ориентирование на местности, сигналы бедствия, выживание на природе).
ИНМ
Лекция
Безопасный отдых у воды. Оказание само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде.
Безопасный отдых само- и взаимопомощь
Уметь оказывать ПМП терпящим бедствие на воде.
Устный опрос Карточки
Конспект (тема №8)
Экология и безопасность.(2ч)
11.11
9
Загрязнение окружающей среды и здоровье человека. ПДК вредных веществ в атмосфере, воде, почве. Бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания.
ИНМ
Лекция
Загрязнение окружающей природной среды. Понятие о ПДК загрязняющих веществ.
Экология и экологическая система, экологический кризис. Значение взаимоотношений человека и биосферы, биосфера, мутагенез, ПДК
Приводить примеры ЧС экологического характера.
Умение работать с учебником, выделять главное
фронтальный
П.6.1.
Вопрос 3
18.11
10
Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.
Комбинированный
беседа
Мероприятия, проводимые по защите здоровья населения в местах с неблагоприятной экологической обстановкой.
Основные объекты, влияющие на загрязнение биосферы, атмосфера, литосфера
Сведения об уровнях загрязнения регионов России.
Приводить примеры основных источников загрязнения сфер. Приводить примеры чистых регионов России. Умение работать с учебником, выделять главное
зачет
П.6.3.-6.6, задание 1
Безопасность в быту (2ч)
25.11
11
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии, персональными компьютерами.
Комбинированный
беседа
Безопасное использование бытовых приборов и инструментов, правила пользования средствами бытовой химии, персональными компьютерами
Основные правила пользования бытовыми приборами и инструментами, средствами бытовой химии
Умение работать с учебником, выделять главное
фронтальный
Конспект (тема №11)
02.12
12
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Комбинированный
беседа
Ситуации криминогенного характера, меры предосторожности и правила поведения. Элементарные способы самозащиты.
Ситуации криминогенного характера
Использовать навыки самозащиты
фронтальный
Конспект (тема №12)
Раздел II. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (10 ч)
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера. Защита населения (7ч)
09.12
13
Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера. Поведение граждан в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
ИНМ
Лекция
Общие понятия о Ч.С. техногенного характера по типам и видам их возникновения. Потенциально опасные объекты экономики.
чрезвычайные ситуации техногенного и природного характера
Приводить примеры чрезвычайных ситуаций
Устный опрос
Конспект (тема №13)
16.12
14
Аварии на радиационно-опасных объектах и их возможные последствия.
Беседа, сам.раб
Аварии на радиационно опасных объектах. Причина их возникновения и возможные последствия. Аварии на гидротехнических объектах
Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
ИНМ
Лекция
Пожары на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.
Причины взрывов, признаки взрывоопасных объектов, взрыв, взрывоопасный объект
Называть последствия взрывов, приводить примеры предприятий, относящихся к взрывоопасным объектам
Устный опрос
П.4.2, стр91
Вопрос 3
30.12
16
Обеспечение радиационной безопасности населения. Обеспечение химической защиты населения.
Беседа сам. работа
Основные поражающие факторы при авариях, правила поведения населения при радиоактивных авариях. Обеспечение химической защиты населения
Основные способы оповещения, мероприятия для подготовки к эвакуации, рекомендации при проживании в загрязнённой зоне. Основные правила поведения при авариях на ХОО
Основные способы защиты населения. Действия при радиоактивных авариях. Применение ИСЗ, КСЗ, противогазы, респираторы.
Карточки
П.3.1 вопрос1-2
20.01
17
Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.
ИНМ
Лекция
Аварии на гидротехнических объектах. Причины, вызывающие гидродинамические аварии
Основные правила поведения по сигналу об угрозе затопления и в случае катастрофического затопления
Устный опрос
П.5.1, вопрос 4
27.01
18
Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.
ИНМ
Лекция
Обеспечение защиты населения от последствий взрывопожароопасных объектах.
Основные причины возникновения пожаров и взрывов
Называть причины перерастания возгорания в пожар
Устный опрос
П.3.3, вопросы с 1-5
03.02
19
Обеспечение защиты населения от аварий на гидротехнических сооружениях
ИНМ
Лекция
Возможные первичные и вторичные последствия гидродинамических аварий
Меры предосторожности, которые необходимо соблюдать при возвращении в затопленное жилище.
Правила безопасного поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий
Устный опрос Карточки
Конспект (тема №19)
Организация защиты населения от чрезвычайных ситуаций (3ч)
10.02
20
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера. Эвакуация населения. Сигнал «Внимание всем!». Средства коллективной защиты.
Беседа, сам.раб
Способы оповещения населения о ЧС
Схема действия в Ч.С, вызванных крупными производственными авариями на блажащих предприятиях.
Схема действия школы в ЧС, называть действия школ-интернатов при решении «эвакуация»
Устный опрос
П.5.4. стр. 138, задание
17.02
21
Опасные ситуации и меры предосторожности в местах большого скопления людей. Меры предосторожности при совершении терактов.
Беседа
Модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Меры предосторожности при совершении терактов
Умение анализировать и делать выводы
Устный опрос
Конспект (тема №21)
24.02
22
Мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Правила поведения при ЧС.
ИНМ
Лекция
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера
Порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с другими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера
Умение анализировать и делать выводы
Тест
Конспект (тема №22)
Раздел III. Основы здорового образа жизни (7ч)
Здоровый образ жизни и его составляющие (7ч)
03.03
23
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека. Здоровый образ жизни.
ИНМ
Лекция
Общие понятия о здоровье как основной ценности человека.
Здоровье, ЗОЖ
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос Карточки
Конспект (тема №23)
10.03
24
Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.
Беседа, сам.раб
Индивидуальное здоровье, его физическая, духовная и социальная сущность.
Общие понятия о ЗОЖ
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Конспект (тема №24)
17.03
25
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
Беседа
Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.
ЗОЖ
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Конспект (тема №25)
31.03
26
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
ИНМ
Лекция
Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний
Неинфекционные заболевания
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Конспект (тема №26)
07.04
27
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
ИНМ
Лекция
Вредные привычки и их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности. Факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье.
Правила соблюдения норм здорового образа жизни для профилактики вредных привычек. Сформулировать кратко своё понимание здоровья человека и указывать критерии, по которым можно оценить его уровень
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос Карточки
Конспект (тема №27)
14.04
28
Влияние окружающей природной среды на здоровье человека.
ИНМ
Лекция
Факторы пагубно влияющие на здоровье человека
Конспект (тема №38)
21.04
29
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза.
Беседа
Использование индивидуальных средств защиты: домашней медицинской аптечки, ватно-марлевой повязки, респиратора, противогаза
Уметь использовать индивидуальные средства защиты: домашнюю медицинскую аптечку, ватно-марлевую повязку, респиратор, противогаз
Зачет
Конспект (тема №29)
Раздел IV.Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (4ч)
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях (4ч)
28.04
30
Первая медицинская помощь пострадавшим и ее значение. Первая помощь при ожогах и обморожениях.
Пр. раб
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.
Навыки медицинской помощи
Пр. раб
ОЛК, приложение учебника, памятки.
05.05
31
Первая медицинская помощь при отравлениях химически опасными веществами.
Пр. раб
Правила оказания ПМП при отравлении угарным газом, хлором и аммиаком.
Основные правила оказания ПМП, признаки жизни, признаки смерти
Делать искусственную вентиляцию легких, непрямой массаж сердца
Пр. раб
ОЛК, приложение учебника, памятки.
12.05
32
Первая медицинская помощь при травмах, ушибах и кровотечениях.
Пр. раб
Средства оказания первой медицинской помощи при травмах
Обморожение, обморок, ожог. Степени ожога,, симптомы обморочного состояния. эпидермис
Навыки медицинской помощи при травмах
Умение работать с учебником, выделять главное
Устный опрос
Пр. раб
ОЛК, приложение учебника, памятки.
19.05
33
Оказание помощи утопающим. Первая медицинская помощь при утоплении.
Пр. раб
Средства оказания первой медицинской помощи при утоплении
Признаки появления отека легких, признаки синего утопления. Причины смерти в первые минуты после спасения утопающего