kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-9 классов составлена на основе авторской программы Виноградовой Н.Ф. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: рабочая программа» (Виноградова Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности : 5-9 классы : рабочая программа/ Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б. Таранин. — М. : Просвещение, 2021).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8-9-х классов»




Приложение №____ к основной образовательной программе основного общего образования


















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету

«Основы безопасности жизнедеятельности»

для 8-9-х классов

(базовый уровень)





















Пояснительная записка

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 8-9 классов составлена на основе авторской программы Виноградовой Н.Ф. «Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: рабочая программа» (Виноградова Н.Ф. Основы безопасности жизнедеятельности : 5-9 классы : рабочая программа/ Н.Ф. Виноградова, Д.В. Смирнов, А.Б. Таранин. — М. : Просвещение, 2021).

Программа по основам безопасности жизнедеятельности для основной школы составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, требованиями к результатам освоения основной образовательной программы (личностным, метапредметным, предметным), основными подходами к развитию и формированию УУД для основного общего образования. В ней учитываются возрастные и психологические особенности школьников, получающих основное общее образование, межпредметные связи.

Цель программы:

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение и выполнение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил безопасного поведения на транспорте и дорогах.

Задачи программы:
  • формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к личной безопасности и безопасности окружающих;
  • развитие навыков сохранения жизни и здоровья в неблагоприятных, угрожающих жизни условиях, умений оказывать своевременную и грамотную помощь себе и другим пострадавшим;
  • воспитание способности к самоконтролю и самооценке поведения в ситуациях, которые могут стать опасными для жизни и здоровья окружающих, развитие умения предвидеть последствия своего и чужого поведения;
  • воспитание организованности, дисциплинированности, стремления к самосовершенствованию, физическому и духовно-нравственному развитию.
УМК:

Виноградова Н. Ф., Смирнов Д. В., Сидоренко Л. В. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 8-9 классы: учебник. — М.: Просвещение, 2021.

Виноградова Н. Ф. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: методическое пособие. — М.: Просвещение, 2021.

Содержание авторской программы Виноградовой Н.Ф в рабочей программе адаптировано к возможному возникновению чрезвычайных ситуаций в регионе проживания.

Авторская рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности Виноградовой Н.Ф. предусматривает, что изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» может осуществляться по двум вариантам. Первый вариант — с 8 по 9 класс из расчета 1 час в неделю. Второй вариант — по решению органов управления образованием и общеобразовательных организаций - с 5 по 9 класс из расчета 1 час в неделю. В настоящей рабочей программе реализован первый вариант. Содержание и последовательность разделов и тем рабочей программы соответствует авторской рабочей программе.

Согласно учебному плану МАОУ «СОШ № 40» на изучение предмета основы безопасности жизнедеятельности в 8–9 классах отводится 69 часов (2 года по одному часу в неделю).

Основы безопасности жизнедеятельности в 8–9 классах основной школы изучаются за счет часов обязательной части учебного плана.

Основной формой организации учебной деятельности при реализации данной рабочей программы является урок. Преобладающий тип уроков - комбинированные. Комбинированные уроки дополняются проведением уроков в форме школьной лекции-визуализации и уроков в форме практических занятий. На уроках используются различные формы обучения: диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Продолжением программы во внеурочное время являются подготовка и участие обучаемых в предметных олимпиадах, соревнованиях «Школа безопасности», военно-спортивной игре «Зарница», объектовых тренировках по гражданской обороне, в работе кружков, секций и клубов, профилактических операциях «Внимание - дети!», «Внимание! Дорога!», в туристических походах и спортивных соревнованиях.

Основной формой текущего контроля знаний учащихся являются устные ответы учащихся на теоретические вопросы. Отдельных часов на проведение контрольных, лабораторных, практических работ рабочей программой, как и авторской, не предусматривается. С целью выявления уровня освоения программы обучающимися в рамках комбинированных уроков могут проводиться предметные диктанты, тестирования, письменные проверочные и самостоятельные работы. Аттестация обучающихся 8 и 9 класса проводится на основании текущих оценок по четвертям и за учебный год.

В рабочей программе предусмотрен входной, промежуточный и итоговый контроль. Отдельных часов для этих видов контроля не выделяется. Они проводятся в форме 10-15-минутного тестирования в рамках тематического урока в сроки, предусмотренные приказом образовательной организации.

В рабочую программу внесены следующие изменения: резерв учебного времени, предусмотренный в авторской программе, распределен следующим образом:

  • в 8 классе количество часов по теме «Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни» увеличено на 1 час; количество часов по теме «Современный транспорт и безопасность» увеличено на 3 часа.

  • в 9 классе количество часов по теме «Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения» увеличено на 3 часа.

Планируемые результаты

Личностные результаты

  • Освоение социальных норм поведения, социальных ролей, связанных с необычными, неожиданными, опасными и чрезвычайными ситуациями;

  • сформированность социально значимых межличностных отношений, ценностных жизненных установок и нравственных представлений;

  • эмоционально-отрицательная оценка потребительского отношения к окружающей среде, к проявлению асоциального поведения;

  • формирование способности предвидеть результаты своих действий, корректировать те из них, которые могут привести к нежелательным и/или опасным последствиям;

  • устойчивое стремление и готовность к саморазвитию и личностному совершенствованию.


Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)

Познавательные

Обучающиеся научатся:

  • использовать умственные операции (анализ, синтез, сравнение, классификация и др.) для оценки, интерпретации и обобщения получаемой информации;

  • сопоставлять информацию по одной и той же проблеме, полученную из различных источников и в разных видах (текст, иллюстрация, графическое представление);

  • сравнивать чрезвычайные ситуации и классифицировать их по степени опасности для жизни и здоровья людей;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для выбора правильных решений в опасных и чрезвычайных ситуациях, связанных с бытом, повседневной школьной жизнью, природными и техногенными происшествиями.

Регулятивные

Обучающиеся научатся:

  • планировать по собственному побуждению свою жизнь и деятельность, ориентируясь на изученные правила безопасного поведения в различных ситуациях;

  • контролировать своё поведение, проявлять желание и способности предвидеть последствия своих действий и поступков;

  • оценивать различные опасные и чрезвычайные ситуации, определять ошибки и недостатки в действиях людей, попавших в такие ситуации, искать способы устранения негативных последствий.


Коммуникативные

Обучающиеся научатся:

  • участвовать в диалоге (высказывать своё мнение, терпимо относиться к разным мнением, объективно оценивать суждения участников);

  • формулировать обобщения и выводы по изученному материалу;

  • составлять обоснованные суждения о правилах безопасного поведения в различных чрезвычайных ситуациях;

  • характеризовать термины и понятия (в рамках изученных), пользоваться энциклопедиями и словарями для уточнения их значения и смысла;

  • характеризовать термины и причины происходящих негативных явлений и событий, делать выводы о возможных способах их предупреждения.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • объяснять смысл основных терминов и понятий (в рамках изученного материала);

  • характеризовать государственную политику, связанную с предотвращением различных чрезвычайных ситуаций и ликвидацией их последствий (в рамках изученного материала);

  • раскрывать особенности семьи как важного социального института; характеризовать факторы, влияющие на взаимоотношения в семье;

  • выявлять положительные и отрицательные факторы, влияющие на здоровье и благополучие человека;

  • раскрывать правила и особенности организации безопасного туризма, отдыха, игр и занятий;

  • классифицировать и характеризовать основные виды чрезвычайных ситуаций, отличать особенности каждого вида;

  • анализировать и оценивать различные ситуации, связанные с опасностями для здоровья и жизни отдельного человека и населения в масштабах региона;

  • различать чрезвычайные ситуации разного вида (природные, техногенные, социальные); приводить информацию о таких ситуациях;

  • предвидеть возможные последствия своих действий и поведения в различных ситуациях;

  • проявлять стремление противостоять негативным влияниям окружающей социальной среды, сверстников и взрослых;

  • организовывать режим и распорядок своей жизнедеятельности, включая в неё двигательную активность, закаливание и другие мероприятия;

  • проявлять разумную предосторожность в выборе мест для игр, при пользовании бытовыми электрическими и газовыми приборами;

  • правильно ориентироваться в дорожной обстановке, строго соблюдать Правила дорожного движения;

  • оказывать первую помощь при различных травмах.

Содержание учебного предмета 8 класс

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать.

Немного истории. Забота о здоровье человека в древности и в наши дни.

Окружающая среда и безопасность. Что такое опасность, виды опасностей.

Какие знания и умения вы получите, изучая предмет «Основы безопасности жизнедеятельности». Связь предмета с другими науками, его цели и задачи.

Почему человеку необходимы знания о безопасности жизни? Задачи предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»: расширение и углубление знаний о чрезвычайных ситуациях разного вида и их характеристиках; формирование навыков безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях; воспитание эмоционально-отрицательного отношения к негативным проявлениям в окружающей среде, мотивации здорового образа жизни и противодействия вредным привычкам и асоциальному поведению. Характеристика понятия «чрезвычайные ситуации», их классификация. Условия, при которых можно избежать или уменьшить отрицательные последствия чрезвычайных ситуаций.


Здоровый образ жизни. Что это?

Зависит ли здоровье от образа жизни. Что такое здоровье? Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни. Физическое здоровье, условия его укрепления и сохранения. Психическое здоровье человека. Эмоциональное благополучие и здоровье человека. Внешние признаки здорового человека: уверенная походка, правильная осанка, приятное выражение лица, активность.

Физическое здоровье человека. Факторы, определяющие физическое здоровье человека. Физическая культура и здоровье. Закаливание как один из способов тренировки организма. Правила гигиены.

Правильное питание. Что такое правильное питание. Зависит ли здоровье от питания. Миры, белки и углеводы. Экологии питания. Продукты питания как экологический фактор. О чём может рассказать этикетка продукта. Как защититься от гриппа. Диета.

Психическое здоровье человека. Показатели психического здоровья и нездоровья. Планирование своей жизнедеятельности. Воздействие шума на организм человека. Правила общения с компьютером. Информационная безопасность.

Социальное здоровье человека. Понятие о социальном здоровье. Источники опасности для социального здоровья. Осознанное и добровольное принятие нравственных ценностей общества и их добровольное и добросовестное исполнение как критерий социального здоровья.

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана. Что такое репродуктивное здоровье. Правила ухода за своим телом. Влияние семьи на здоровье подрастающего поколения, его психическое и эмоциональное благополучие. Социальные (общественные) институты и организации, участвующие в охране жизни и здоровья граждан.


Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

Как вести себя при пожаре. Причины и последствия пожара. Правила пожарной безопасности. Правила безопасного поведения при пожаре. Первая помощь при ожогах. Средства пожаротушения. Меры безопасности при пользовании пиротехникой.

Чрезвычайные ситуации в быту. Безопасность при использовании бытового газа, предметов бытовой химии. Первая помощь при отравлении угарным газом, ядохимикатами и уксусной кислотой. Правила поведения при затоплении квартиры. Правила пользования электроприборами. Первая помощь при электротравмах.

Разумная предосторожность. Выбор безопасного места для отдыха. Внимательное отношение к объявлениям технических, экологических, санитарных служб. Безопасное поведение на улицах населённого пункта. Опасное время суток. Меры предосторожности в лифте и на лестнице. Правила поведения при нападении. Подручные средства, которые можно использовать для самообороны.

Опасные игры. Неразорвавшиеся боеприпасы. Экстремальные виды спорта и развлечений. Способность предвидеть последствия своего поведения, умение справиться с эмоциями при выборе занятий и развлечений. Первая помощь при переломах.

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

Лес — это серьёзно. Ядовитые растения. Первая помощь при отравлении ядовитыми растениями. Съедобные и несъедобные грибы. Правила приготовления грибов. Первая помощь при отравлении грибами. Встреча в лесу с дикими животными. Если в лесу застала гроза.

Водоём зимой и летом. Опасные ситуации на воде. Правила поведения на водоёмах. Как помочь тонущему человеку. Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации. Первая помощь при обморожении.

Современный транспорт и безопасность

Транспорт в современном мире. Роль транспорта в мире. Виды транспорта. Экологически безопасный автомобильный транспорт. Альтернативный транспорт.

Чрезвычайные ситуации на дорогах. Дорожно-транспортные происшествия. Причины и последствия. Нарушение Правил дорожного движения как главная причина дорожных происшествий. Опасные игры на дорогах. Правила безопасного поведения пешехода, пассажира и велосипедиста. Знаки дорожного движения для велосипедистов. Поведение в дорожно-транспортных происшествиях. Первая помощь при кровотечении.

Опасные ситуации в метро. Правила поведения на станции метро, эскалаторе, в вагоне поезда.

Авиакатастрофы. Поведение в салоне авиалайнера. По жар на борту лайнера или другие чрезвычайные ситуации: правила безопасного поведения.

Железнодорожные катастрофы. Правила поведения при железнодорожной катастрофе. Опасные игры на железнодорожном транспорте и отношение к ним.

Террористические акты на транспорте. Понятие о террористическом акте. Уголовная ответственность за террористическую деятельность.


9 класс


Безопасный туризм

Обеспечение безопасности в туристских походах. Виды туризма. Объективные и субъективные трудности туристского похода. Групповое снаряжение туристской группы. Виды опасностей в походе. Движение по маршруту, график движения. Правила безопасного преодоления естественных препятствий. Обеспечение безопасности при переправах через водные препятствия. Правила разведения костра. Правила поведения туриста, отставшего от группы. Сигналы бедствия. Туризм и экологии окружающей среды.

Обеспечение безопасности в водном туристском походе. Снаряжение для водного туризма. Подготовка к водному туристскому походу. Правила безопасного поведения на воде. Узлы в туристском походе.


Когда человек сам себе враг

Курение убивает! Причины приобщения подростка к курению. Что можно обнаружить в табачном дыму? Негативное влияние курения на организм подростка. Состояние здоровья подростка-курильщика.

Алкоголь разрушает личность. Воздействие алкоголя на организм человека. Отравление алкоголем. Первая помощь при алкогольном отравлении.

Скажем наркотикам «Нет!». Наркотики — яд. Влияние наркотиков на организм человека. Распад личности человека под влиянием наркотиков.

Токсикомания страшная зависимость. Понятие о токсикомании. Влияние токсичных веществ на организм человека. Признаки токсикомании.


Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера

Чрезвычайные ситуации и их классификация. Что такое чрезвычайная ситуация: основные понятия. Классификация чрезвычайных ситуаций, их характеристика и особенности. Система оповещения в чрезвычайных ситуациях, общие правила эвакуации.

Природные чрезвычайные ситуации. Классификация природных чрезвычайных ситуаций: геофизические (землетрясения, извержения вулканов), метеорологические (ураганы, бури, смерчи), гидрологические (наводнения, цунами), природные пожары (лесные, степные, торфяные), биологические (эпидемии, эпизоотии, эпифитотии). Последствия чрезвычайных ситуаций. Характеристика наиболее распространённых и опасных чрезвычайных ситуаций природного характера. Предвестники природных чрезвычайных ситуаций. Безопасное поведение во время природных чрезвычайных ситуаций.

Техногенные чрезвычайные ситуации. Причины и виды таких ситуаций. Безопасное поведение в техногенных чрезвычайных ситуациях.


Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации

Экстремизм и терроризм. Что такое экстремизм? Крайние проявления экстремизма. Проявления терроризма. Как снизить угрозу теракта. Как вести себя в плену у террористов. Взрывы в жилых домах.

Законодательство России о противодействии экстремизму и терроризму. Государственные мероприятия по борьбе с экстремизмом и терроризмом. Личная безопасность при похищении (попытке похищения) или захвате в заложники, во время спецоперации по освобождению заложников. Поведение при обнаружении подозрительного бесхозного предмета. Поведение во время взрыва в местах скопления людей, в жилом доме.

Национальная безопасность России. Понятие о национальной безопасности. Условия обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.


Тематическое планирование


№ п/п

Название темы

Кол-во часов

Использование электронных (цифровых) образовательных ресурсов

Целевые приоритеты воспитания

8 класс

1.

Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать

2

Презентации к урокам

1. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

2. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

2.

Здоровый образ жизни. Что это?

8

3.

Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

10

4.

Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

4

5.

Современный транспорт и безопасность

11


Итого

35



9 класс

1.

Безопасный туризм

10

Презентации к урокам

1. Развитие ценностного отношения к знаниям как интеллектуальному ресурсу, обеспечивающему будущее человека, как результату кропотливого, но увлекательного учебного труда.

2. Развитие ценностного отношения к здоровью как залогу долгой и активной жизни человека, его хорошего настроения и оптимистичного взгляда на мир.

3. Развитие ценностного отношения к природе как источнику жизни на Земле, основе самого ее существования, нуждающейся в защите и постоянном внимании со стороны человека.

4. Развитие ценностного отношения к самим себе как хозяевам своей судьбы, самоопределяющимся и самореализующимся личностям, отвечающим за свое собственное будущее.

2.

Когда человек сам себе враг

5

3.

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения

15

4.

Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации

4


Итого

34




Итого 8- 9 класс

69



Поурочное планирование


8 класс


№ урока

Наименование темы и урока

Количество часов


Введение. Основы безопасности жизнедеятельности. Это нужно знать

2

Окружающая среда и безопасность.

1

Задачи предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

1


Здоровый образ жизни. Что это?

8

Что такое здоровье?

1

Физическое здоровье человека.

1

Правильное питание.

1

Психическое здоровье человека.

1

Информационная безопасность.

1

Социальное здоровье человека.

1

Репродуктивное здоровье подростков и его охрана.

1

Правила ухода за своим телом.

1


Опасности, подстерегающие нас в повседневной жизни

10

Причины и последствия пожара.

1

Правила пожарной безопасности.

1

Средства пожаротушения.

1

Первая помощь при ожогах.

1

Чрезвычайные ситуации в быту.

1

Правила безопасного пользования электроприборами. Первая помощь при электротравмах.

1

Разумная предосторожность.

1

Безопасное поведение на улицах населённого пункта.

1

Опасные игры.

1

Первая помощь при переломах.

1


Опасности, с которыми мы сталкиваемся на природе

4

Лес — это серьёзно.

1

Водоём зимой и летом.

1

Правила проведения сердечно-лёгочной реанимации.

1

Первая помощь при обморожении.

1


Современный транспорт и безопасность

11

Транспорт в современном мире.

1

Чрезвычайные ситуации на дорогах.

1

Правила безопасного поведения пешехода

1

Правила безопасного поведения пассажира.

1

Правила безопасного поведения велосипедиста.

1

Знаки дорожного движения для велосипедистов.

1

Первая помощь при кровотечении.

1

Опасные ситуации в метро.

1

Авиакатастрофы.

1

Железнодорожные катастрофы.

1

Террористические акты на транспорте.

1


Итого часов

35


9 класс


№ урока

Наименование темы и урока

Количество часов


Безопасный туризм

10

Обеспечение безопасности в туристских походах.

1

Движение по маршруту.

1

Правила безопасного преодоления естественных препятствий.

1

Правила разведения костра.

1

Правила поведения туриста, отставшего от группы.

1

Сигналы бедствия.

1

Обеспечение безопасности в водном туристском походе.

1

Правила безопасного поведения на воде.

1

Узлы в туристском походе.

1

Туризм и экологии окружающей среды.

1


Когда человек сам себе враг

5

Курение убивает!

1

Алкоголь разрушает личность.

1

Скажем наркотикам «Нет!».

1

Токсикомания — страшная зависимость.

1

Первая помощь при отравлении.

1


Чрезвычайные ситуации природного и техногенного происхождения

15

Чрезвычайные ситуации и их классификация.

1

Система оповещения в чрезвычайных ситуациях.

1

Общие правила при эвакуации.

1

Природные чрезвычайные ситуации на территории России.

1

Геофизические чрезвычайные ситуации.

1

Метеорологические чрезвычайные ситуации.

1

Гидрологические чрезвычайные ситуации.

1

Природные пожары

1

Биологические чрезвычайные ситуации.

1

Техногенные чрезвычайные ситуации.

1

Пожары и взрывы

1

Правила действий при пожаре.

1

Аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ.

1

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

1

Аварии на коммунальных системах жизнеобеспечения.

1


Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации

4

Экстремизм и терроризм.

1

Законодательство Российской Федерации о противодействии экстремизму и терроризму.

1

Поведение при обнаружении подозрительного бесхозного предмета, взятии в заложники, во время спецоперации по освобождению заложников; после взрыва в жилом доме.

1

Национальная безопасность России.

1



11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Котов Вадим Алексеевич

Дата: 27.12.2022

Номер свидетельства: 621799

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая  программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "157136"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421559539"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Рабочая программа по Основам безопасности жизнедеятельности 5 класс "
    ["seo_title"] => string(76) "rabochaia-proghramma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "125156"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1414925487"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по окружающему миру (модуль ОБЖ) для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(71) "rabochaia-proghramma-po-okruzhaiushchiemu-miru-modul-obzh-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "238229"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1444505851"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности основного общего образования 8 класс "
    ["seo_title"] => string(112) "rabochaia-proghramma-po-osnovam-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-osnovnogho-obshchiegho-obrazovaniia-8-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191865"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427377082"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Рабочая программа для 5 класса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» "
    ["seo_title"] => string(92) "rabochaia-proghramma-dlia-5-klassa-po-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "157141"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421560593"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства