Рабочая программа по окружающему миру (модуль ОБЖ) для 4 класса
Рабочая программа по окружающему миру (модуль ОБЖ) для 4 класса
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учре¬ждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МКОУ Перелешинская СОШ, сборника рабочих программ учебно-методического комплекта «Школа России».
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, учебного плана на 2015-2016 учебный год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру (модуль ОБЖ) для 4 класса »
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Примерной программы начального общего образования по окружающему миру для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений автора А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (учебно-методический комплект «Школа России»), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, программы формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования МКОУ Перелешинская СОШ, сборника рабочих программ учебно-методического комплекта «Школа России».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы, и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов.
Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком.
Уважение к миру - это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
Курс «Окружающий мир» для четвёртого класса обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей - умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемнопоисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т.д. Большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с ведущими идеями, особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
В соответствии с Образовательной программой школы, на изучение курса «Окружающий мир» отведено 68 часов в год, в том числе на проведение практических занятий – 1 час, экскурсий – 1 час, модуль «Основы безопасности жизнедеятельности» – 17 часов( 1 час в две недели)
Для реализации программного содержания используются учебные пособия:
Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. В 2-х частях. - М.: Просвещение, 2014.
Плешаков, А. А. Окружающий мир. 4 класс : рабочая тетрадь № 1, 2 / А. А. Плешаков. – М. : Просвещение, 2015.
Учебно-тематический план
Окружающий мир
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Земля и человечество
6ч
2
Природа России
9ч
3
Родной край - часто большой страны
10ч
4
Страницы Всемирной истории
5ч
5
Страницы истории России
16ч
6
Современная Россия
5ч
Итого
51 час
Содержание программы
Окружающий мир (51 час)
Земля и человечество (6 ч)
Мир глазами астронома. Что изучает астрономия. Небесные тела: звезды, планеты и спутники планет. Земля - планета Солнечной системы. Луна - естественный спутник Земли. Движение Земли в космическом пространстве; причины смены дня и ночи и времён года. Звёздное небо - великая «книга» природы.
Мир глазами географа. Что изучает география. Изображение Земли с помощью глобуса и географической карты. Распределение солнечного тепла на земле и его влияние на живую природу.
Мир глазами историка. Что изучает история. Исторические источники. Счёт лет в истории. Историческая карта.
Прошлое и настоящее глазами эколога. Представление о современных экологических проблемах планеты. Охрана окружающей среды - задача всего человечества. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды. Всемирное наследие. Международная Красная книга.
Практические работы: движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца, знакомство с картой звёздного мира, поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте, знакомство с историческими картами.
Природа России (9 ч)
Разнообразие и красота природы России. Важнейшие равнины и горы, моря, озёра и реки нашей страны.
Природные зоны нашей страны. Карта природных зон России. Особенности природы каждой из зон. Взаимосвязи в природе, приспособленность организмов к условиям обитания в разных природных зонах. Особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями. Экологические проблемы каждой из природных зон, охрана природы, виды растений и животных, внесённые в Красную книгу России. Необходимость бережного отношения к природе в местах отдыха населения. Правила безопасного поведения отдыхающих у моря.
Представление об экологическом равновесии и необходимости его учёта в процессе хозяйственной деятельности людей.
Практические работы: поиск и показ на физической карте равнин и гор России; поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России; поиск и показ на карте природных зон России
Родной край - часть большой страны (10 ч)
Наш край на карте Родины. Карта родного края.
Формы земной поверхности в нашем крае. Изменение поверхности края в результате деятельности человека. Охрана поверхности края. Водоёмы края, их значение в природе и жизни человека. Изменение водоёмов в результате деятельности человека. Охрана водоёмов нашего края.
Полезные ископаемые нашего края, их основные свойства, практическое значение, места и способы добычи. Охрана недр в нашем крае.
Ознакомление с важнейшими видами почв края. Охрана почв в нашем крае.
Природные сообщества. Разнообразие растений и животных различных сообществ. Экологические связи в сообществах. Охрана природных сообществ.
Особенности сельского хозяйства края, связанные с природными условиями. Растениеводство в нашем крае, его отрасли. Сорта культурных растений. Представление о биологической защите урожая, её значении для сохранения окружающей среды и производства экологически чистых продуктов питания.
Животноводство в нашем крае, его отрасли. Породы домашних животных.
Экскурсия: знакомство с растениями и животными леса, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными луга, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя; знакомство с растениями и животными пресного водоёма, их распознавание в природных условиях с помощью атласа-определителя.
Практические работы: знакомство с картой края; рассматривание образцов полезных ископаемых своего края, определение их свойств; рассматривание гербарных экземпляров растений разных сообществ, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с культурными растениями края.
Страницы Всемирной истории (5 ч)
Представление о периодизации истории. Начало истории человечества: первобытное общество. Древний мир; древние сооружения - свидетельства прошлого. Средние века; о чём рассказывают христианский храм, мусульманская мечеть, замок феодала, дом крестьянина. Новое время; достижения науки и техники, объединившие весь мир: пароход, паровоз, железные дороги, электричество, телеграф. Великие географические открытия. Новейшее время. Представление о скорости перемен XX в. достижения науки и техники. Осознание человечеством ответственности за сохранение мира на планете.
Страницы истории России (16 ч)
Кто такие славяне. Восточные славяне. Природные условия жизни восточных славян, их быт, нравы, верования.
Века Древней Руси, Территория и население Древней Руси. Княжеская власть. Крещение Руси. Русь - страна городов. Киев - столица Древней Руси. Господин Великий Новгород. Первое свидетельство о Москве. Культура, быт и нравы Древней Руси.
Наше Отечество в ХШ-Х\/ вв. Нашествие хана Батыя. Русь и Золотая Орда. Оборона северо-западных рубежей Руси. Князь Александр Невский. Московская Русь. Московские князья - собиратели русских земель. Дмитрий Донской. Куликовская битва.
Иван Третий. Образование единого Русского государства. Культура, быт и нравы страны в ХШ-ХУ вв.
Наше Отечество в Х\/1-Х\/11 вв. Патриотический подвиг Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Утверждение новой царской династии Романовых. Освоение Сибири. Землепроходцы. Культура, быт и нравы страны в Х\/1-Х\/11 вв.
Россия в XVIII в. Пётр Первый - царь-преобразователь. Новая столица России - Петербург. Провозглашение России империей. Россия при Екатерине Второй. Дворяне и крестьяне. Век русской славы: А.В. Суворов, Ф.Ф. Ушаков. Культура, быт и нравы России в XVIII в,
Россия в XIX - начале XX вв. Отечественная война 1812 г. Бородинское сражение. М.И. Кутузов, Царь-освободитель Александр Второй. Культура, быт и нравы России в XIX - начале XX вв.
Россия в XX в. Участие России в Первой мировой войне. Николай Второй - последний император России. Революция 1917 г. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь страны в 20-30-е гг. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. Героизм и патриотизм народа. День Победы - всенародный праздник.
Наша страна в 1945-1991 гг. Достижения учёных: запуск первого искусственного спутника Земли, полёт в космос Ю. А. Гагарина, космическая станция «Мир».
Преобразования в России в 90-е гг. XX в. Культура России в XX в.
Прошлое родного края. История страны и родного края в названиях городов, посёлков улиц, в памяти народа, семьи.
Экскурсия: знакомство с историческими достопримечательностями родного края (города, села).
Практическая работа: найти и показать изучаемые объекты на исторических картах.
Современная Россия (5 ч)
Мы - граждане России. Конституция России - наш основной закон. Права человека в современной России. Права и обязанности гражданина. Права ребёнка.
Государственное устройство России: Президент, Федеральное собрание, Правительство.
Государственная символика нашей страны (флаг, герб, гимн). Государственные праздники.
Многонациональный состав населения России.
Регионы России: Дальний Восток, Сибирь, Урал, Север Европейской России, Центр Европейской России, Юг Европейской России. Природа, хозяйство, крупные города, исторические места, знаменитые люди, памятники культуры в регионах.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения окружающего мира четвероклассники научатся.
определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и показывать изученные географические объекты;
различать растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоёма родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края; объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;
проводить самостоятельные наблюдения в природе;
оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;
в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения её экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;
формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;
в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы;
называть способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);
называть океаны и материки;
называть природные зоны России, рассказывать об особенностях природы и хозяйства, об экологических проблемах в этих зонах;
рассказывать о государственной символике России, о государственных праздниках
России;
объяснять, что такое Конституция;
характеризовать исторические периоды: первобытное общество, Древний мир, Средние века, Новое время, Новейшее время;
называть важнейшие события и великих людей отечественной истории.
Четвероклассники получат возможность научиться:
наблюдать объекты окружающего мира;
самостоятельно работать с учебником, со словарём, справочником, энциклопедиями;
работать с учебными и научно-познавательными текстами;
составлять план учебной статьи;
работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
работать с различными картами;
готовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки; границы России, некоторые города России;
описывать отдельные (изученные) события истории Отечества;
пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
Планируемые результаты освоения программы
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении мета' предметных результатов начального образования.
У четвероклассника продолжают формироваться:
Регулятивные УУД:
самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения; совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем;
работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;
в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);
перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий;
перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения
знаний;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста;
преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы;
работать с текстом: осознанное чтение текста с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации; достаточно полно и доказательно строить устное высказывание; описывать объекты наблюдения, выделять в них существенные признаки; устанавливать последовательность основных исторических событий в России в изучаемый период; оформлять результаты исследовательской работы; составлять план текста и небольшое письменное высказывание; формулировать выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод; приобретение первичного опыта критического отношения к получаемой информации, сопоставление её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом; делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования.
Коммуникативные УУД:
доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения;
читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план;
договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
понимать особую роль России в мировой истории, переживать чувство гордости за национальные свершения, открытия, победы;
уважительно относиться к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
осознавать целостность окружающего мира, осваивать основы экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
осваивать доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
У четвероклассника продолжится формирование ИКТ-компетентности:
оценивать потребность в дополнительной информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности; определять возможные источники её получения; критически относиться к информации и к выбору источника информации;
создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их; готовить и проводить презентацию перед небольшой аудиторией; создавать план презентации, выбирать аудиовизуальную поддержку, писать пояснения и тезисы для презентации.
Система оценки достижения планируемых результатов.
Критерии оценивания
Основная цель контроля по окружающему миру - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета «Окружающий мир» предполагает комплексный уровневый подход к оценке результатов обучения. Объектом оценки предметных результатов служит способность выпускников начальной школы решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Оценка индивидуальных образовательных достижений ведётся «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
В соответствии с требованиями Стандарта составляющей комплекса оценки достижений являются материалы стартовой диагностики, промежуточных и итоговых стандартизированных работ по предмету. Остальные работы подобраны так, чтобы их совокупность демонстрировала нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий.
Итоговая оценка выводится на основе результатов итоговых комплексных работ - системы заданий различного уровня сложности по чтению, русскому языку, математике и окружающему миру.
В учебном процессе оценка предметных результатов проводится с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися. Проводится мониторинг результатов выполнения итоговой работы по окружающему миру и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.
Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы, которая:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения - формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Критериями оценивания являются:
соответствие достигнутых предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения образовательной программы начального общего образования ФГОС;
динамика результатов предметной обученности, формирования универсальных учебных действий.
Используемая в школе система оценки ориентирована на стимулирование стремления выпускников начальной школы к объективному контролю, а не сокрытию своего незнания и неумения, на формирование потребности в адекватной и конструктивной самооценке.
Текущий контроль по окружающему миру осуществляется в письменной и устной форме. Письменные работы для текущего контроля проводятся не реже одного раза в неделю в форме тестов и практических работ. Работы для текущего контроля состоят из нескольких однотипных заданий, с помощью которых осуществляется всесторонняя проверка только одного определенного умения.
Тематический контроль по окружающему миру проводится в устной форме. Для тематических проверок выбираются узловые вопросы программы.
Основанием для выставления итоговой оценки знаний служат результаты наблюдений учителя за повседневной работой учеников, устного опроса, текущих, тестовых и практических работ, итоговой диагностической работы.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
неправильное определение понятия, замена существенной характеристики понятия несущественной;
нарушение последовательности в описании объекта (явления) в тех случаях, когда она является существенной;
неправильное раскрытие (в рассказе-рассуждении) причины, закономерности, условия протекания того или иного изученного явления;
ошибки в сравнении объектов, их классификации на группы по существенным признакам;
незнание фактического материала, неумение привести самостоятельные примеры, подтверждающие высказанное суждение;
отсутствие умения выполнять рисунок, схему, неправильное заполнение таблицы; не умение подтвердить свой ответ схемой, рисунком, иллюстративным материалом;
ошибки при постановке опыта, приводящие к неправильному результату;
неумение ориентироваться на карте и плане, затруднения в правильном показе
изученных объектов (природоведческих и исторических).
Недочеты:
преобладание при описании объекта несущественных его признаков;
неточности при выполнении рисунков, схем, таблиц, не влияющих отрицательно на результат работы; отсутствие обозначений и подписей;
отдельные нарушения последовательности операций при проведении опыта, не приводящие к неправильному результату;
неточности в определении назначения прибора, его применение осуществляется после наводящих вопросов;
неточности при нахождении объекта на карте.
Характеристика цифровой оценки (отметки)
«5» («отлично») - уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») - уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2-3 ошибок или 4-6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») - достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4-6 ошибок или 10 недочетов по
текущему учебному материалу; не более 3-5 ошибок или не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») - уровень выполнения требований ниже удовлетворительного; наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.
Характеристика словесной оценки (оценочное суждение)
Словесная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценочного суждения позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью словесной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.
Оценочное суждение сопровождает любую отметку в качестве заключения по существ* работы, раскрывающего как положительные, так и отрицательные ее стороны, а также пути устранения недочетов и ошибок.
График проведения практических и проверочных работ
Период
обучения
Практическая
работа
Проверочная
работа
Диагностическая
работа
Тест
1 четверть
7
1
1
1
2 четверть
4
-
1
2
3 четверть
-1
1
-
1
4 четверть
-
1
1
Итого
12
2
3
5
Виды контрольно-измерительных материалов
№
уро
ка
Вид работы
Тема
1
Стартовая диагностика
Остаточные знания за 3 класс
2
Практическая работа № 1
Движение Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца
2
Практическая работа № 2
Знакомство с картой звёздного мира
3
Практическая работа № 3
Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географической карте
5
Практическая работа № 4
Знакомство с историческими картами
9
Тест № 1
Земля и человечество
9
Практическая работа № 5
Поиск и показ на физической карте равнин и гор России
10
Практическая работа № 6
Поиск и показ на физической карте морей, озёр и рек России
11
Практическая работа № 7
Поиск и показ на карте природных зон России
16
Проверочная работа №1
Качество усвоения программного материала за первую четверть
21
Тест № 2
Природа России
21
Практическая работа № 8
Знакомство с картой родного края
25
Практическая работа № 9
Рассматривание образцов полезных ископаемых, определение их свойств
26
Практическая работа № 10
Рассматривание гербарных экземпляров растений луга и их распознавание
30
Практическая работа № 11
Рассматривание гербарных экземпляров полевых культур и их распознавание
31
Тест № 3
Родной край - часть большой страны
33
Промежуточная диагностическая работа
Итоговая работа за 1 полугодие
41
Тест № 4
Страницы Всемирной истории
52
Проверочная работа №12
Качество усвоения программного материала за третью четверть
62
Тест № 5
Страницы истории России
64
Итоговая диагностическая работа
Качество усвоения программного материала за 4 класс
Рабочая программа
«Основы безопасности жизнедеятельности» - модуль
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса общеобразовательной школы разработана на основе Примерной программы начального общего образования, в соответствии с требованиями Федеральных законов России «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др., в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования, учебного плана на 2015-2016 учебный год.
Рабочая программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 4 класса на 2015 – 2016 учебный год составлена на основе:
1) Закона РФ «Об образовании» №122-ФЗ.
2) Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования по русскому языку (приказ МО России от 05.03.2007 №1089).
5) Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.
Образовательный процесс по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 4 классах рекомендуется осуществлять по программе, составленной творческой группой авторов: Л.П.Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова, А.Т.Смирнов, М.В. Маслов (программы общеобразовательных учреждений ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова - М.: «Просвещение» 2010г.).
Вид реализуемой учебной программы: основнаяобщеобразовательная.
Исходя из целей обучения основам безопасности жизнедеятельности в средней школе, для уроков по данному предмету на протяжении всех лет обучения в начальной школе определена единая цель.
Цель: развитие личности ребёнка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
Количество часов: – 17 часов.
Одними из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации являются постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в опасных для жизни и здоровья условиях в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с вышеизложенным предлагается программа, обеспечивающая непрерывность обучения учащихся правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Реализация программы позволит:
• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Программа обеспечена учебными пособиями, рабочими тетрадями (авторы Л. П. Анастасова и др.), методическим пособием (автор В. Я. Сюньков), игрой «Азбука пешехода» (под общей редакцией А. Т. Смирнова).Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности». ( Л.П. Анастасова и др.) 3-4 кл.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы)
• работа с использованием ИКТ
• здоровьесберегающие упражнения и технологии.
Главными задачами обучения по данной программе являются развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих; стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
Учебно-тематический план
ОБЖ - модуль
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1
Основы здорового образа жизни
4
2
Безопасное поведение в быту
2
3
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
5
4
Защита человека в чрезвычайной ситуации
2
5
Безопасное поведение на природе
4
Итого:
17
Содержание программы ОБЖ (17 часов)
I. Основы здорового образа жизни (4 часа).
1.1. Основные понятия «здоровье» и здоровый образ жизни.
Понятие здоровья. Факторы, влияющие на него. Основы здорового образа жизни и безопасность человека. Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Личная гигиена.
Опасности, подстерегающие при несоблюдении личной гигиены. Чистота в жилище.
1.2. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек
Что надо знать о пище и режиме питания. Вредные привычки. Опасность малоподвижного образа жизни, нерационального питания.
Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека .
Вред алкоголя. Мифы о «пользе» алкоголя
1.3. Пути сохранения психического и физического здоровья.
Закаливание воли, преодоление стрессов. Охрана органов чувств, осанки.
1.4. Пути и способы сохранения и укрепления здоровья.
Инфекционные болезни и способы профилактики, правила закаливания и занятия спортом.
II. Безопасное поведение в быту (2 часа).
2.1Меры безопасности по дороге в школу, на уроке. Профилактика опасных ситуаций.
Перекрёстки. Маршруты «Дом-школа». ПДД. Предупредительные сигналы водителей. Световые и предупредительные сигналы автомобиля. Школа – её назначение и особенности. Опасности, подстерегающие детей в школе. Правила поведения.
2.2. Предупреждение бытового травматизма. Опасные шалости и игрушки.
Опасности электробытовых приборов.
Средства для стирки и мытья посуды, выведения пятен и дезинфекции, препараты для борьбы с насекомыми и грызунами; ацетон, бензин, перекись водорода, марганцовокислый калий, нашатырный спирт, сода, уксус и т.д.
ІІI. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (5 часов).
3.1. Основные виды травм у детей младшего школьного возраста.
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. Ушибы, сотрясение мозга, попадание инородных тел в глаз, ухо, нос, первая медицинская помощь.
Первая медицинская помощь при травмах. Когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
3.2. Первая медицинская помощь при травмах. Практические занятия.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата (при травме кистей рук, бедра, колена).
Правила оказания помощи.
3.3. Первая медицинская помощь при кровотечении. Практические занятия
Первая медпомощь при наружном кровотечении и кровотечении из носа. Оказание первой медицинской помощи. Правила обработки ран.
3.4. Первая медицинская помощь при ожогах и обморожении. Практические занятия по отработке навыков оказания первой медицинской помощи
Оказание первой медицинской помощи при ожогах и обморожении.
3.5. Первая медицинская помощь при укусах.
Первая медицинская помощь при укусах насекомых, собак, кошек.
IV. Защита человека в чрезвычайной ситуации (2 часа).
4.1. Чрезвычайные ситуации мирного времени.
Основные мероприятия ГО по защите населения. Представление о чрезвычайных ситуациях. Наводнение, ураганы. Сигнал стихийного бедствия: «Внимание всем!»
4.2. Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Стихийное бедствие – землетрясение. Поведение в чрезвычайных ситуациях. Cпособы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Правила поведения в случае, если сигнал об опасности стихийного бедствия или катастрофе застал дома, в школе.
V.Безопасное поведение на природе (4 часа).
5.1. Ориентирование на местности. Понятие ориентира.
Определение сторон горизонта по компасу, солнцу, часам и местным предметам.
5.2 Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра
Меры безопасности при разведении костра. Правила обращения с огнём в лесу.
Меры предосторожности во время грозы.
5.3. Правила поведения с животным и растительным миром в лесу.
Взаимодействие человека с природой. Дикорастущие растения, грибы, опасные животные и насекомые.
правила поведения в общении с природой и животным миром; уметь оказывать первую помощь при отравлениях ядовитыми растениями, укусах змей.
5.4. Основные правила поведения на водоёмах.
Основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 4 класса
К концу обучения в 4 классе учащиеся должны знать:
основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни ». Факторы, отрицательно влияющие на состояние здоровья (курение, алкоголь, токсикомания). Пути укрепления здоровья.
правила перехода дороги; правила движения на велосипедах.
основные правила поведения на воде, при купании, отдыхе у воды, катании на лодке. Способы и средства спасания утопающих. Основные спасательные средства.
как ориентироваться на местности. Как организовать безопасную переправу через водную преграду.
меры пожарной безопасности при разведении костра.
правила поведения в общении с природой и животным миром.
способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
когда следует вызывать «скорую помощь» и каков порядок ее вызова.
К концу 4 класса учащиеся должны уметь:
правильно переходить дорогу, перекресток;
ориентироваться на местности: определять стороны горизонта по компасу и местным предметам. Определять расстояние по карте и местности. Организовать безопасную переправу через небольшой ручей или канаву. Развести и погасить костер;
вызвать «скорую помощь», оказать первую медицинскую помощь при порезах и ссадинах, ушибе, небольшом ожоге, при попадании инородного тела в глаз, ухо или нос, при укусах насекомых, собак, кошек, при кровотечении из носа;
оказать первую медицинскую помощь при травме опорно-двигательного аппарата (кистей рук, бедра, колена);
предотвращать опасные ситуации; правильно вести себя в чрезвычайных ситуациях.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания, видеофильмы, звукозаписи.
В соответствии с содержанием программы, в классе желательно иметь:
таблицы (строение растения, организм человека, стадии развития животных и др.);
плакаты (природные сообщества болота, озера, леса, луга; ландшафтные картины Арктики, тундры, степи, пустыни; растения и животные материков; репродукции картин художников, отражающих общественные явления, исторические события и др.);
портреты выдающихся людей России (политических деятелей, военачальников, царей, писателей, художников, поэтов, композиторов, изобретателей и др.);
географические (физическую карту полушарий, карту России, природных зон) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);
модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;
модель торса человека с внутренними органами;
муляжи грибов, фруктов и овощей;
макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);
разрезные плоскостные модели строения цветкового растения, цветка, реки; плоскостные или объёмные модели молекул;
коллекции минералов, горных пород, полезных ископаемых, почв;
гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;
предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);
-живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).
Оборудование для уголка живой природы: аквариум, клетка для птиц, предметы ухода за растениями и животными.
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
демонстрационный экземпляр микроскопа;
-демонстрационный экземпляр глобуса;
комплект луп для работы в группах по 5-6 человек;
комплект компасов для работы в группах по 5-6 человек;
демонстрационный экземпляр флюгера;
демонстрационный экземпляр барометра;
демонстрационный экземпляр бинокля;
демонстрационный экземпляр весов с набором разновесов;
демонстрационные экземпляры термометров разных видов (спиртового, биметаллического, медицинского) для измерения температуры воздуха, воды и тела.
Большинство уроков окружающего мира являются предметными. На них учащиеся действуют с различными предметами - рассматривают, определяют признаки и свойства, сравнивают и группируют их. Для организации такой работы желательно иметь раздаточный материал на пару или группу учащихся. Наряду с предметами различных коллекций, гер- барными листами, можно использовать природный материал, собранный на экскурсиях.
Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин (гипс), глину, песок, цветную бумагу, клей и ножницы с тупыми концами.
Лабораторное оборудование и материалы для проведения опытов и демонстраций: посуда (стаканы, колбы, пробирки, чашки и др.), измерительные и осветительные приборы (свеча, фонарик), фильтры, магниты; песок, глина, почва, известняк, каменный уголь, нефть, семена растений (подсолнечника, пшеницы, гороха, огурца и др.).
Для организации уроков по ОБЖ необходимо иметь:
- средства для оказания первой медицинской помощи при травмах, кровотечении, ожогах, обморожении, укасах животных;
- плакаты по ОБЖ.
Календарно-тематическое планирование, 4 класс
Окружающий мир (51ч) + модуль ОБЖ (17ч) (2ч в неделю, итого 68ч в год)
№ п/п
№ урока по теме
Дата
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика
деятельности учащихся
Примечание
по плану
факт.
корре
кция
Раздел «Земля и человечество» (6ч)
1
1
Понятие об астрономии как науке.
Солнечная система.
Солнце – ближайшая к Земле звезда.
Мир глазами астронома
— Знакомиться с учебником и учебными пособиями по курсу «Окружающий мир» для 4 класса, с целями и задачами раздела «Земля и человечество»;
— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— На основе схемы строения Солнечной системы характеризовать планеты, различать планеты и их спутники
— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— Работать в паре: изучать по учебнику правила наблюдения звёздного неба;
— Моделировать изучаемые созвездия
3
3
Понятие о географии как науке и географических объектах.
Карта полушарий.
Мир глазами географа
— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— Сравнивать глобус и карту полушарий;
— Находить условные знаки на карте полушарий
4
(1)
Понятие «здоровье», «здоровый образ жизни». Личная гигиена.
Опасности, подстерегающие при несоблюдении личной гигиены. Чистота в жилище.
ОБЖ: Основные понятия «здоровье», «здоровый образ жизни».
Знать о роли здоровья в жизни человека, ознакомить с факторами, влияющими на здоровье;
знать правила личной гигиены. Уметь пользоваться методами и средствами личной гигиены.
5
4
Понятие об истории как науке.
Источники исторических сведений.
Значение летописей и археологии, архивов и музеев для изучения истории.
Мир глазами историка
— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— Составлять рассказы о мире, с точки зрения историка;
— Характеризовать роль исторических источников для понимания событий прошлого
6
5
Понятие о веке (столетии) и тысячелетии.
Летосчисление в древности и в наши дни.
«Лента времени». Историческая карта.
Представление о развитии человечества во взаимодействии с природой.
Экологические проблемы и пути их решения.
Международные экологические соглашения по охране окружающей среды .
Международные экологические организации.
Экологический календарь.
Когда и где?
Мир глазами эколога
— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— Определять по «ленте времени» век, в котором происходили упоминавшиеся ранее исторические события;
— Работать в паре: анализировать историческую карту, рассказывать по ней об исторических событиях.
—Рассказывать о мире с точки зрения эколога;
— Работать в группе: анализировать современные экологические проблемы, предлагать меры по их решению.
7
6
Понятие о Всемирном наследии и его составных частях (Всемирном природном и Всемирном культурном наследии).
Наиболее значимые объекты Всемирного природного и фкультурного наследия в России и за рубежом. Международная Красная книга.
Сокровища Земли под охраной человечества
— Понимать учебные задачи урока и стремиться их выполнить;
— Рассказывать о причинах появления Списка Всемирного наследия;
— Работать в паре: знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами Всемирного наследия, определять их по фото, знакомиться по рисунку учебника с животными из Международной Красной книги.
8
(2)
Что надо знать о пище и режиме питания. Вредные привычки. Опасность малоподвижного образа жизни, нерационального питания.
Состав табачного дыма и его воздействие на организм человека .
Вред алкоголя. Мифы о «пользе» алкоголя
ОБЖ: Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика.
Знать правила питания, вредность табакокурения и употребления наркотических веществ, алкоголя.
Уметь вовремя сказать «нет» вредным привычкам.
Раздел «Природа России» (9ч)
9
1
Проверка знаний и умений. Формы земной поверхности России. Наиболее крупные равнины и горы.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Земля и человечество». Равнины и горы России.
- Различать холмистые плоскиеравнины;
-Характеризовать формы земнойповерхности России;
-Находить их на физической картеРоссии.
10
2
Моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов, озёра, реки.
Моря, озёра и реки России.
- Различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического океанов,
-Характеризовать особенности изучаемых водных объектов.
11
3
Карта природных зон России. План изучения природной зоны.
Природные зоны России.
-Знакомиться с картой природных зон России,
-Определять по карте природные зоны России,
-Работать в паре,
-Осуществлять самопроверку.
12
(3)
Закаливание воли, преодоление стрессов.
Охрана органов чувств, осанки.
ОБЖ: Пути сохранения психического и физического здоровья.
. Знать пути укрепления здоровья.
Уметь вести здоровый образ жизни
13
4
Местоположение зоны арктических пустынь. Живые организмы зоны арктических пустынь .Охрана природы в зоне арктических пустынь.
Зона арктических пустынь.
-Находить и показывать на карте зону арктических пустынь, осуществлять взаимопроверку,
-Характеризовать зону арктических пустынь по плану,
-Рассказывать об освоении природных богатств в зоне арктических пустынь.
14
5
Местоположение зоны тундры, обозначение её на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры , экологические связи.
Тундра.
-Находить по карте зону тундры,
-Выявлять взаимосвязь природных особенностей зоны тундры и её освещённости солнечными лучами,
-Характеризовать зону тундры по плану, сравнивать природу тундры и арктических пустынь.
15
6
Местоположение зон тайги, смешанных и широколиственных лесов. Растительный и животный мир лесных зон. Экологические связи.
Роль леса в природе и жизни людей. Растения и животные леса, занесённые в Красную книгу России.
Леса России.
Лес и человек.
-Находить и показывать на карте зону тайги, рассказывать о них по карте,
-Определять с помощью атласа-определителя растения лесов,
-Сравнивать природу тундры и лесных зон.
- С помощью схемы и текста учебника раскрывать роль леса в природе и жизни людей,
-Обсуждать экологические проблемы леса, предлагать меры по его охране.
16
(4)
Пути и способы сохранения и укрепления здоровья.
ОБЖ:Пути и способы сохранения и укрепления здоровья.
Знать инфекционные болезни и способы профилактики, правила закаливания и занятия спортом. Уметь вести здоровый образ жизни.
17
7
Природные особенности зоны степей. Экологические проблемы степной зоны и пути их решения.
Зона степей.
-Находить и показывать на карте природных зон зону степей, рассказывать о ней по карте,
-Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в степные заповедники.
18
8
Местоположение зон полупустынь и пустынь, их природные особенности. Экологические проблемы этих зон и пути их решения.
Пустыни.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить,
-Находить и показывать на карте природных зон полупустыни и пустыни, рассказывать о них по карте.
19
9
Зона субтропиков, её природные особенности. Экологические проблемы Черноморского побережья Кавказа.
У Чёрного моря.
-Знакомиться по материалам учебника с растительным и животным миром Черноморского побережья Кавказа,
-Характеризовать зону субтропиков по плану.
20
(5)
Перекрёстки. Маршруты «Дом-школа». ПДД. Предупредительные сигналы водителей. Световые и предупредительные сигналы автомобиля. Школа – её назначение и особенности. Опасности, подстерегающие детей в школе. Правила поведения
ОБЖ: Меры безопасности по дороге в школу, на уроке. Профилактика опасных ситуаций.
Знать наиболее безопасные маршруты в школу, магазин и другие места. Знать предупредитель-ные сигналы водителя, правила поведения в школе.
Уметь предотвращать опасные ситуации.
Раздел «Родной край – часть большой страны» (10 ч)
21
1
Проверка знаний и умений по изученному разделу.Политико-административная карта России. Наш край на карте России. Общая характеристика края.
Формы земной поверхности родного края. Овраги. Балки. Охрана поверхности края.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа России».Наш край.
-адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.-Знакомиться с политико-административной картой России,
-Находить на карте России свой регион,
-Характеризовать родной край по предложенному в учебнике плану.
-Описывать по своим наблюдениям формы земной поверхности родного края,
-Находить на карте региона основные формы земной поверхности.
22
2
Формы земной поверхности родного края. Интерес к культуре и истории родного края.
Поверхность нашего края (экскурсия)
-Формировать представление о поверхности и водоёмах родного края,
-Определять стороны горизонта на местности,
-Совершенствовать умения работать с компасом.
23
3
Водные объекты своего региона, их значение для жизни края.
Водные богатства нашего края.
-Составлять список водных объектов своего региона,
-Моделировать значение водных богатств в жизни людей,
-Участвовать в водоохранных мероприятиях в своём посёлке.
24
(6)
Опасности электробытовых приборов.
Средства для стирки и мытья посуды, выведения пятен и дезинфекции, препараты для борьбы с насекомыми и грызунами; ацетон, бензин, перекись водорода, марганцовокислый калий, нашатырный спирт, сода, уксус и т.д.
ОБЖ: Предупреждение бытового травматизма. Опасные шалости и игрушки
Знать, как уберечься от ударов электрическим током. Уметь пользоваться электробытовыми приборами.
Знать, как избежать отравлений препаратами бытовой химии; правила пользования ими
25
4
Важнейшие полезные ископаемые родного края, их свойства, способы добычи, использование.
Разнообразие почв России, наиболее распространённые типы почв. Почвы родного края. Охрана почв.
Наши подземные богатства.
Земля – кормилица.
-Находить на физической карте России условные обозначения полезных ископаемых,
-Сравнивать изученные полезные ископаемые,
-Формулировать выводы из изученного материала.
-Различать типы почв на иллюстрациях учебника и образцах,
-Извлекать из краеведческой литературы сведения о предприятиях региона,
-Отвечать на итоговые вопросыпо теме.
26
5
Лес – сложное единство живой и неживой природы. Понятие о природном сообществе.
Природное сообщество луга. Влияние человека на жизнь луга. Охрана лугов.
Жизнь леса.
Жизнь луга.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять,
-Рассказывать по своим наблюдениям о том, какие растения, животные, грибы встречаются в лесах родного края;
-Определять обитателей леса с помощью атласа – определителя.
-Описывать луг по фотографиям;
-Моделировать цепи питания на лугу;
-Характеризовать луговое сообщество по данному в учебнике плану.
27
6
Природное сообщество пресных вод. Правила поведения у водоёма.
Жизнь в пресных водах.
-Работать в паре, описывать водоём по фотографии;
-Выявлять экологические связи в пресном водоёме;
-Наблюдать за жизнью обитателей в пресном водоёме.
28
(7)
Основные виды и причины травм в младшем школьном возрасте. Первая медицинская помощь при травмах.
ОБЖ: Основные виды травм у детей младшего школьного возраста
Знать правила поведения при бытовом травматизме, его предупреждение, оказание первой помощи и самопомощи при небольших повреждениях кожи; уметь оказывать первую помощь при порезах, ссадинах, ушибах.
29
7
Природные сообщества, характерные для родного края.
Природные сообщества родного края (экскурсия).
-Учить распознавать на практике травянистые растения и мхи,
-Ценить и беречь красоту родного края.-Наблюдать и сравнивать жизнь обитателей в водоёме;
-Фиксировать результаты наблюдений.
30
8
Растениеводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли растениеводства, развитие их в регионе.
Растениеводство в нашем крае.
-Выявлять зависимость растениеводства в регионе от природных условий;
-Различать сорта культурных растений ( на примерах, характерных для региона).
31
9
Животноводство как отрасль сельского хозяйства. Отрасли животноводства, развитие их в регионе.
Животноводство в нашем крае.
-Работать в группе , готовить сообщение , представлять их классу об отраслях животноводства своего региона;
-Различать породы животных ( на примерах, характерных для региона).
32
(8)
Травмы опорно-двигательного аппарата.
Правила оказания помощи.
ОБЖ: Первая медицинская помощь при травмах
Знать правила оказания помощи при травмах опорно-двигательного аппарата. Уметь накладывать шины и повязки.
33
10
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Проверим себя и оценим свои достижения за 1 полугодие. Защита проектов.
Высказывать своё отношение к личности Петра Великого.
51
9
Биография М.В.Ломоносова .Характер его деятельности .Основание Московского университета.
Михаил Васильевич Ломоносов.
-Составлять план рассказа о М.В.Ломоносове;
-Обсуждать, каковы были заслуги М.В.Ломоносова в развитии науки и культуры;
-Извлекать из Интернета сведения о современном МГУ им. М.В.Ломоносова.
52
(13)
Стихийное бедствие – землетрясение. Поведение в чрезвычайных ситуациях.
ОБЖ: Основные мероприятия гражданской обороны по защите населения.
Знать способы и средства защиты населения в чрезвычайных ситуациях.
Знать, что делать, если сигнал об опасности стихийного бедствия или катастрофе застал дома, в школе.
уметь пользоваться простейшими средствами защиты органов дыхания.
53
10
Екатерина Великая - продолжительница реформ Петра I. Развитие просвещения. Восстание под руководством Е. Пугачёва.
Екатерина Великая.
-Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;
-Сравнивать положение разных слоёв российского общества;
-Рассказывать по учебнику о Ф.Ф. Ушакове и А.В.Суворове.
54
11
Вторжение в Россию армии Наполеона. Назначение М.И.Кутузова главнокомандующим. Бородинская битва. Победа над Наполеоном.
Отечественная война 1812 года.
-Отмечать на «ленте времени» Отечественную войну 1812 года»
-Заполнять приложение к рабочей тетради «Героическая летопись России»;
-Готовить доклады о героях Отечественной войны 1812 года.
55
12
Декабристы. Освобождение крестьян от крепостной зависимости в 1861 году, его значение. Технические достижения России.
Николай II –последний император России. Возникновение политических партий. В.И.Ленин и партия большевиков. Революции 1917 года. Гражданская война.
Страницы истории ХIХ века.
Россия вступает в ХХ век.
-Работать с историческими картами;
-Сопоставлять исторические источники;
-Извлекать из краеведческой литературы сведения о технических новшествах, появившихся в 19 веке в регионе.
-Отмечать на «ленте времени» начало Первой мировой войны , Февральской и Октябрьской революций;
-Составлять план рассказа о событиях начала ХХ века и рассказывать о них по плану.
56
(14)
Ориентирование на местности по солнцу, часам и местным признакам.
ОБЖ: Ориентирование на местности. Понятие ориентира.
Знать местные и лесные ориентиры; уметь ими пользоваться, если заблудился
57
13
Образование СССР. Борьба с неграмотностью. Репрессии 1930-годов.
Страницы истории 1920-1930-х годов.
-Знакомиться по карте СССР с административно-территориальным устройством страны;
-Выяснять, какие названия возникли при Советской власти и какие реалии они отражают;
-Формулировать выводы из изученного материала.
58
14
Начало Великой Отечественной войны. Блокада Ленинграда. Разгром фашистских войск под Москвой. Битва за Сталинград. Курское сражение.
Великая Отечественная война Великая Победа.
-Составлять план рассказа о ходе Великой Отечественной войны;
-Рассказывать о ней по плану;
-Прослушивать записи песен военных лет.
59
15
Изгнание фашистских войск с территории СССР. Освобождение Европы. Штурм Берлина. Парад Победы в 1945 году. Цена Победы.
Великая Отечественная война и Великая Победа.
-Обсуждать, в чём значение Победы для нашей страны и всего мира;
-Встречаться с ветеранами и интервьюировать их;
-Делиться впечатлениями от фотографий военных лет и от картин на тему войны и Парада Победы.
60
(15)
Меры безопасности при разведении костра. Правила обращения с огнём в лесу.
Меры предосторожности во время грозы.
ОБЖ: Костёр. Меры пожарной безопасности при разведении костра
Знать правила обращения с огнём в лесу; меры предосторожности во время грозы; правила поведения при пожаре.
61
16
Начало освоения космоса в 1957 году. Юрий Гагарин – первый космонавт Земли. Развитие СССР до 1980-годов: достижения и проблемы. Перестройка. Распад СССР.
Страна, открывшая путь в космос.
-Знакомиться с репродукциями картин о космосе;
-Беседовать со старшими членами семьи о послевоенной истории страны и их участив в развитии страны и семьи;
-Отбирать в семейном альбоме фотографии, готовить сообщение и презентовать его в классе.
Раздел «Современная Россия» (5ч)
62
1
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений. Понятие о федеративном устройстве России. Конституция – основной закон России. Конвенция о правах ребёнка.
Понятие о гражданстве. Права и обязанности гражданина России. Государственное устройство РФ.
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Страницы истории России». Основной закон России и права человека.
-Знакомиться с праздниками и Памятными днями России, обсуждать их значение для страны и каждого её гражданина;
-Рассказывать о своих любимых праздниках.
64
(16)
Взаимодействие человека с природой. Дикорастущие растения, грибы, опасные животные и насекомые.
ОБЖ: Правила поведения с животным и растительным миром в лесу
Знать правила поведения в общении с природой и животным миром; уметь оказывать первую помощь при отравлениях ядовитыми растениями, укусах змей и насекомых
65
3
Регионы и города России, их история, важнейшие достопримечательности.
Народы России, особенности их традиционной культуры.
Знаменитые соотечественники, уважение к их вкладу в историю и культуру России.
Путешествие по России.
Путешествие по России.
Путешествие по России.
-Знакомиться по материалам учебника и дополнительной литературе с регионами, городами, народами России.
-Совершать виртуальные экскурсии с помощью Интернета в разные города России, посещать музеи, осматривать памятники истории и культуры.
-Рассказывать по личным впечатлениям о разных уголках России, демонстрировать фотографии, сувениры.
66
4
Проверка знаний и умений. Формирование адекватной оценки своих достижений.
Проверим себя и оценим свои достижения за 2 полугодие.