Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса разработана в соответствии с
- Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ;
- приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- приказом Минобрнауки России от 30августа 2013 года № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»;
- Приказом Минпросвещения России № 345 от 28 декабря 2018 года «О федеральном перечне учебников , рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»
- приказом Минобрнауки России №1576 от 31 декабря 2015 года «О внесении изменений в федеральный государственный стандарт основного общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897» (о структуре рабочих программ);
- Примерной основной образовательной программой основного общего образования
- Основной образовательной программой основного общего образования МБОУ «Соколовская средняя общеобразовательная школа» на 2015-2020 годы;
- СанПиН 2.4.2.2821-10 « Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» ( постановлением Главного государственного санитарного врача HAот 29.12.2010 № 189, зарегистрированного в Минюсти России 03.03.2011, регистрационный номер 19993 ) ( с изменениями и дополнениями, утвержденными Постановлениями Главного государственного санитарного врача HAот 29 июня 2011 г., 25 декабря 2013 г., 24 ноября 2015г.);
- письмом Минобрнауки России от 07 августа 2015 г. № 08- 1228 « О направлении методических рекомендаций по вопросам ведения ФГОС ООО»
-письмом Департамента образования и науки Брянской области от 13 апреля 2020 года №2230-04-О «О примерном учебном плане 1-9 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2020-2021 учебный год»;
- учебным планом МБОУ « Соколовская СОШ» на 2020- 2021год;
- « Положения о рабочих программах» МБОУ « Соколовская СОШ» от 29.08.2015 г.
- авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» для 7-9 классов под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Москва, Вентана- Граф, 2016 г.
В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:
– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;
– «Об охране окружающей природной среды»;
– «О пожарной безопасности»;
– «О гражданской обороне»;
– «О безопасности дорожного движения» и др.
Данная программа разработана для УМК, включающего:
2. Методическое пособие « ОБЖ. 7-9 классы» под ред. Н.Ф. Виноградовой, 2016 г.
Федеральный базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации вводит обязательное изучение учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на этапе основного общего образования. В 9 классе на изучение курса выделяется 35 часов, из расчета 1 час в неделю. По Учебному плану МБОУ «Соколовская СОШ» на 2020-21 год на изучение «ОБЖ» в 9 классе отводится 35 часов в год. Рабочая программа совпадает с авторской программой по количеству часов, т.к. авторская программа рассчитана на 35 часов в год.
Формы контроля знаний учащихся.
Текущий контроль:
-устный опрос;
-письменная самостоятельная работа;
-диктанты;
-тестовые задания;
-графическая работа;
-доклад;
-творческая работа.
Итоговый контроль:
тестирование.
Планируемые результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
Усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Формирование понимания ценности здорового и безопасного образа жизни;
Усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества, воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
Формирование целостного мировоззрения, соответствующих современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное. Языковое, духовное многообразие современного мира;
Формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Формирование коммуникативной компетентности в обращении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Формирование основ экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятия ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
Формирование антиэкстремистского мышления и антитеррористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищенности, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами курса, осуществлять контроль соей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действия в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собственные возможности её решения;
Владение основами самоконтроля, самооценки, принятие решений и осуществление осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения (индуктивные, дедуктивные и по аналогии) и делать выводы;
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
Предметные результаты:
В познавательной сфере: • знания об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности. 2. В ценностно-ориентационной сфере: • умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; • умения применять полученные теоретические знания на практике — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей; • умения анализировать явления и события природного, техногенного и социального характера, выявлять причины их возникновения и возможные последствия, проектировать модели личного безопасного поведения. 3. В коммуникативной сфере: • умения информировать о результатах своих наблюдений, участвовать в дискуссии, отстаивать свою точку зрения, находить компромиссное решение в различных ситуациях. 4. В эстетической сфере: • умение оценивать с эстетической (художественной) точки зрения красоту окружающего мира; умение сохранять его. 5. В трудовой сфере: • знания устройства и принципов действия бытовых приборов и других технических средств, используемых в повседневной жизни; локализация возможных опасных ситуаций, связанных с нарушением работы технических средств и правил их эксплуатации; • умения оказывать первую медицинскую помощь. 6. В сфере физической культуры: • формирование установки на здоровый образ жизни;развитие необходимых физических качеств: выносливости, силы, ловкости, гибкости, скоростных качеств, достаточных для того, чтобы выдерживать необходимые умственные и физические нагрузки; умение оказывать первую медицинскую помощь при занятиях физической культурой и спортом.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 8 классе ученик должен
знать:
• основные опасные ситуации в опасных условиях и правила безопасного поведения в этих ситуациях;
• порядок подготовки к активному отдыху на природе и обеспечение безопасности при автономном пребывании человека в природной среде;
• основные составляющие здоровья человека и факторы, на него влияющие, мероприятия по профилактике вредных привычек; • приёмы и правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях; • характеристику и требования дорожных знаков, дорожной разметки, дополнительные требования к движению велосипедистов, правила перевозки людей автотранспортом; уметь: • соблюдать правила личной безопасности в опасных ситуациях природного характера и действовать, обеспечивая личную безопасность; • выполнять общие правила безопасности при активном отдыхе на природе; • доступно объяснять значение здорового образа жизни для сохранения и укрепления здоровья; • грамотно оказывать первую медицинскую помощь при различных травмах, соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда.
Содержание курса ОБЖ.
1. Когда человек сам себе враг.
2. Чрезвычайные ситуации и их классификация.
3. Природные чрезвычайные ситуации.
4. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.
5. Чрезвычайные ситуации социального характера. Национальная безопасность Российской Федерации.