Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы общего образования, примерной программы по ОБЖ и авторской программы по ОБЖ для 5-9 классов А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2009. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа адресована учащимся 5 класса МОУ «Компрессорная средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области».
Срок реализации программы 1 учебный год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа ОБЖ 5 класс ФГОС »
МОУ «КОМПРЕССОРНАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА РТИЩЕВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ»
«Рассмотрено
на заседании МО»
Руководитель МО
Грыжина В.А. /_______/
ФИО
Протокол № ____ от
«___»___________201___г.
«Согласовано»
Заместитель руководителя по
УВР МОУ «Компрессорная СОШ»
Сверчкова А.А. /_______/
ФИО
«___»____________201___г.
«Утверждено»
РуководительМОУ «Компрессорная СОШ»
Богомолова В.А. /_______/
ФИО
Приказ № _____ от
«___»___________201___г.
Рабочая программа
Учителя ОБЖ
Богомолова Александра Викторовича
для 5 класса
Принято на заседании
педагогического совета
протокол №____ от
«___»________ 2014 г.
2014 - 2015 уч. г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по ОБЖ разработана на основе Концепции стандарта второго поколения, требований к результатам освоения основной общеобразовательной программы общего образования, примерной программы по ОБЖ и авторской программы по ОБЖ для 5-9 классов А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 200912. с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у школьников умения учиться. Программа направлена на достижение планируемых результатов, реализацию программы формирования универсальных учебных действий.
Данная программа адресована учащимся 5 класса МОУ «Компрессорная средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области».
Срок реализации программы 1 учебный год. Программа объемом 35 часов изучается в течение 2014 – 2015 учебного года.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Основы безопасности жизнедеятельности».
Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих
целей:
- усвоение знаний об опасных и чрезвычайных ситуациях; о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;
- развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
- формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;
- воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;
- развитие умений предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.
Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих
задач:
- формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения «фактора риска» в деятельности человека и общества;
- выработка умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;
- формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.
Данный учебный предмет входит в образовательную область «Основы безопасности жизнедеятельности».
Делая попытку найти пути решения проблем и достижение указанных целей и задач, авторы учитывают современные дидактико-психологические тенденции, связанные с вариативным развивающим образованием и требованиями ФГОС, поэтому в основу настоящей программы положены педагогические и дидактические принципы.
А. Личностно ориентированные принципы: принцип адаптивности; принцип развития; принцип комфортности.
Б. Культурно ориентированные принципы: принцип картины мира; принцип целостности содержания образования; принцип систематичности; принцип смыслового отношения к миру; принцип ориентировочной функции знаний; принцип опоры на культуру безопасности жизни как мировоззрение и как культурный стереотип.
В. Деятельностно ориентированные принципы: принцип обучения деятельности; принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации; принцип перехода от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности учащегося (зона ближайшего развития); принцип опоры на процессы спонтанного развития; принцип формирования потребности в творчестве и умений творчества.
В современном мире опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера стали объективной реальностью в процессе жизнедеятельности каждого человека. Они несут угрозу его жизни и здоровью, наносят огромный ущерб окружающей природной среде и обществу. В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущных потребностей каждого человека, общества и государства.
Анализ трагических последствий различных опасных и чрезвычайных ситуаций показывает, что более чем в 80% случаев причиной гибели людей является «человеческий фактор». Трагедия чаще всего происходит из-за несоблюдения человеком комплекса мер безопасности в различных жизненных ситуациях, в том числе и при угрозе совершения террористического акта, пренебрежение к соблюдению норм здорового образа жизни и установленных норм безопасного поведения в повседневной жизни (безопасность на дорогах, пожарная безопасность, безопасность в быту и др.).
По мнению специалистов МЧС России, «человеческий фактор» в настоящее время является, если не главным, то определяющим в деле обеспечения личной безопасности каждого человека и национальной безопасности России. При этом роль человека в обеспечении личной безопасности и национальной безопасности России постоянно возрастает.
Обстановка, складывающаяся в стране в области безопасности, настоятельно требует пересмотра системы подготовки подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности на основе комплексного подхода к формированию у них современного уровня культуры безопасности. Такой подход будет способствовать снижению отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, связанных с различными опасными и чрезвычайными ситуациями, в том числе с терроризмом, наркотизмом и военными угрозами.
Под культурой безопасности жизнедеятельности следует понимать способ организации деятельности человека, представленный в системе социальных норм, убеждений, ценностей, обеспечивающих сохранение его жизни, здоровья и целостности окружающего мира.
Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через
систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей их среде — природной, техногенной и социальной.
При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:
- учет основных закономерностей развития теории безопасности;
- интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);
- направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.
При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические
принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:
- непрерывность обучения с 5 по 11 классы с использованием возможностей федерального и регионального компонентов базисного учебного плана;
- постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки учащихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;
- обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, региональный уровень обеспечивает повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).
Структурные компоненты курса ОБЖ в учебной программе для 5—9 классов представлены в двух учебных модулях, которые охватывают весь минимум содержания, определенный для курса в 5—9 классах с учетом перспектив его развития. Каждый модуль содержит по два раздела и по шесть тем. При этом количество тем может варьироваться.
Модуль I (М-I). Основы безопасности личности, общества и государства
Обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел I (Р-I). Основы комплексной безопасности (изучается с 5 по 9 классы).
Раздел II(Р-II). Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (изучается с 7 по 9 классы).
Модуль II (М-II). Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь.
Модуль включает в себя два раздела.
Раздел III(Р-III). Основы здорового образа жизни.
Раздел IV (Р-IV). Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.
После изучения каждого модуля в каждом классе выполняется итоговое задание. Это может быть реферат, доклад, проектное задание, анализ ситуации и т.д.
Тематический план 5 класс
№ модуля, раздела, темы
Наименование модулей, разделов, тем
Количество часов
М-1
Основы безопасности личности, общества и государства
22
Р-1
Основы комплексной безопасности
22
Тема 1
Человек, среда его обитания, безопасность человека
5
Тема 2
Опасные ситуации техногенного характера
6
Тема 3
Опасные ситуации природного характера
2
Тема 4
Опасные ситуации социального характера
3
Тема 5
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
6
Итоговое задание
M-II
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
13
P-III
Основы здорового образа жизни
5
Тема 6
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3
Тема 7
Факторы, разрушающие здоровье
2
P-IV
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
8
Тема 8
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
8
Итоговое задание
Всего часов
35
Основными целями изучения курса ОБЖ в МОУ «Компрессорная СОШ» являются:
1. Освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных и чрезвычайных ситуациях (ЧС) природного, техногенного и социального характера; здоровье и здоровом образе жизни (ЗОЖ); государственной системе защиты населения от опасных и ЧС; об обязанностях граждан по защите государства.
2. Воспитание ценностного отношения к человеческой жизни и здоровью; чувства уважения к героическому наследию России и ее государственной символике; патриотизма и долга по защите Отечества.
3. Развитие черт личности, необходимые для безопасного поведения в ЧС бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности в соблюдении ЗОЖ.
4. Овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в ЧС; использовать СИЗ и СКЗ; оказывать 1 МП пострадавшим.
5. Формирование общей культуры безопасности учащихся на уровне привычки.
В ходе изложения учебного материала используются активные
методы обучения:
Пересказывание текста учебника в связной монологической форме;
Воспроизводить полученную информацию;
Урок, сочетающий опрос с объяснением;
Вопросы и задания, помогающие овладеть методами логического мышления, опытом творческой деятельности и выполняющие функцию закрепления знаний;
Фронтальная, групповая и индивидуальная организация познавательной деятельности;
Оценка деятельности учащихся осуществляется в конце каждого урока
Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.
Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.
Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.
Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.
Инструментарием для оценивания результатов являются:
- проверочные работы
- самостоятельные работы
- тестирование
- практические работы.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»
Личностными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности в 5 классе является формирование следующих умений:
В рамках когнитивного компонента будут сформированы:
ориентация в системе моральных норм и ценностей;
основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий;
экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения при чрезвычайных ситуациях.
В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:
гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;
эмоционально положительное принятие своей региональной идентичности;
уважение личности и ее достоинства, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;
уважение ценностей семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира;
потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании;
позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.
В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:
готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;
умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Ученик получит возможность для формирования:
выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интересов учения;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
адекватной позитивной самооценки;
компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;
готовности осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь.
Метапредметными результатами изучения учебно-методического курса «Основы безопасности жизнедеятельности в 5 классе является формирование следующих УУД:
Регулятивные универсальные учебные действия
Ученик научится:
целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;
самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;
планировать пути достижения целей;
устанавливать целевые приоритеты;
уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия;
адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Ученик получит возможность научиться:
самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
построению жизненных планов во временнớй перспективе;
при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;
выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;
основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;
осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Ученик научится:
учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;
аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;
работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии.
Ученик получит возможность научиться:
учитывать позиции других людей, отличные от собственной позиции;
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
в совместной деятельности четко формулировать цели группы и позволять ее участникам проявлять инициативу для достижения этих целей.
Познавательные универсальные учебные действия
Ученик научится:
проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя;
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
давать определение понятиям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объемом к понятию с большим объемом;
осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;
Ученик получит возможность научиться:
ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргумента
Предметные результаты изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» отражают:
1) приобретение знаний о современном уровне культуры безопасности жизнедеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;
2) формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
3) понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;
4) понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;
5) понимание необходимости подготовки граждан к защите Отечества;
6) формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;
7) формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;
8) понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;
9) знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм, и их последствий для личности, общества и государства;
10) знание и умение применять меры безопасности и правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;
11) умение оказать первую помощь пострадавшим;
12) умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников, готовность проявлять предосторожность в ситуациях неопределенности;
13) умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;
14) овладение основами экологического проектирования безопасной жизнедеятельности с учетом природных, техногенных и социальных рисков на территории проживания.
Условные обозначения, используемые в тексте программы:
УФЗ - урок формирования знаний УОЗ - урок обобщения знаний
УКЗУ – урок коррекции знаний и умений ПДД - правила дорожного движения
ЧС – чрезвычайная ситуация ГО – гражданская оборона
РСЧС – Российская система по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(Всего 34 часа. В неделю 1 час)
№
п/п
Наименование раздела программы
Тема урока
Кол- во
часов
Дата проведения
Тип урока
Требования ФГОС Планируемые результаты
Инф. -методическое обеспечение
Повторение
план
факт
УУД
Предметные
знать
уметь
1.
Человек, среда его обитания безопасность человека
(5 ч.)
Город как среда обитания
1
3.09
УФЗ
Личностные:
усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
Коммуникативные:
формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
Познавательные:
-осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;
-уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им;
Коммуникативные:
-понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
-брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство);
-оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;
Личностные: Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;
Развитие правового мышления и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
Познавательные:
- осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
-адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи;
-адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.
Коммуникативные:
-работать в группе, устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
основам коммуникативной рефлексии
Личностные:
-умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;
-готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеурочных видах деятельности;
Познавательные:
-ставить проблему, аргументировать ее актуальность;
-самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;
-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;
Регулятивные:
-адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как в конце действия, так и по ходу его реализации;
-основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.
Коммуникативные:
-осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
Регулятивные: самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;
Знать: источники и зоны
опасности в современном
городе; службы, входящие в
систему обеспечений
безопасности города, номера
телефонов и содержание
информации при их вызове.
Уметь сообщать по телефону
об аварии или опасной
ситуации
ПК
Мой дом - моя крепость?
2.
Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища
1
10.09
УФЗ
Знать: об основных
причинах возникновения
опасных ситуаций в
квартире; о том, какие
опасные ситуации возможны
в квартире и каковы их
источники.
Уметь: применять полученные знания на практике
Иллюстрации, ПК
Опасные ситуации, что это?
3.
Особенности природных условий в городе
1
17.09
УФЗ
Знать: особенности природных условий в современном
городе;
Уметь сообщать по телефону
об аварии или опасной
ситуации
Иллюстрации, ПК
Опасные ситуации на улице.
4.
Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность
1
24.09
УФЗ
Знать: основные опасности города, посёлка, современного жилища, правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни;
Уметь: применять полученные знания на практике.
ПК
Как защитить свой дом?
5
Основы безопасности жизнедеятельности человека
1
1.10
УФЗ
Знать: что входит в понятие основы безопасности жизнедеятельности человека.
Уметь: применять полученные знания на практике
ПК
ПДД
6
Опасные ситуации техногенного характера (6 ч.)
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения
1
8.10
УФЗ
Знать: основные причины
транспортных
происшествий и правила
безопасного поведения
при пользовании
транспортом.
Уметь: уметь действовать
в случае захвата
транспортного средства
террористами.
ПК
Основы безопасности жизнедеятельности человека
7
Пешеход. Безопасность пешехода
1
15.10
УФЗ
Знать: причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.
Уметь: применять полученные знания на практике, решать ситуационные задачи.
ПК
ПДД
8
Пассажир. Безопасность пассажира
1
22.10
УФЗ
Знать: организацию дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров.
Уметь: применять полученные знания на практике, решать ситуационные задачи.
ПК
Город как среда обитания
9
Водитель.
1
29.10
УФЗ
Знать: общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда.
Уметь: применять полученные знания на практике, решать ситуационные задачи.
ПК
Обращение со спичками
10
Пожарная безопасность. Проект «Пожар – друг или враг?».
1
12.11
УОСЗ
Знать: основные причины
и последствиях пожара,
правила поведения при
пожарах в доме и
способах эвакуации из
горящего помещения.
Уметь правильно
действовать в случае
пожара в доме,
эвакуироваться из
горящего здания
ПК
Пешеход. Безопасность пешехода
11
Безопасное поведение в бытовых ситуациях
1
19.11
УФЗ
Знать: основные причины
и последствиях пожара,
правила поведения при
пожарах в доме.
Уметь правильно
действовать в случае
пожара в доме,
пользоваться первичными средствами пожаротушения.
ПК
Почему дует ветер?
12
Опасные ситуации природного характера (2 ч.)
Погодные условия и безопасность человека
26.11
УФЗ
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Вода-это жизнь!
13
Безопасность на водоемах
1
3.12
УФЗ
Знать: особенности водоёмов в различное время года, правила поведения вблизи них.
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Опасности на улице.
14
Опасные ситуации социального характера
(3 ч.)
Криминогенные ситуации и личная безопасность
1
10.12
УСЗ
Знать: основные опасности социального характера, возникающие в повседневной жизни, способы обеспечения личной безопасности;
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Как разговаривать по телефону?
15
Обеспечение личной безопасности дома.
1
17.12
Комбинирован-ный
Знать:
о характерных
криминогенных
ситуациях, которые могут
возникнуть в доме.
Уметь: правильно
действовать в
криминогенных
ситуациях.
ПК
Безопасные места на улице
16
Обеспечение личной безопасности на улице.
1
24.12
УФЗ
Знать: основные опасности социального характера, возникающие в повседневной жизни, способы обеспечения личной безопасности;
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Что такое ЧС?
17
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
(6 ч.)
Чрезвычайные ситуации природного характера
1
14.01
Комбинирован-ный
Знать: понятие ЧС, её признаки, общий порядок действий при их возникновении;
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Чем опасен дождь?
18
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
21.01
Комбинирован-ный
Уметь: применять полученные знания и умения в практической деятельности
ПК
Чем опасен транспорт?
19
Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера.
1
28.01
УФЗ
Знать возможные
чрезвычайные ситуации
природного характера,
наиболее вероятные для
района проживания.
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Как закаляться?
20
Повторение темы: «Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».
1
4.02
УОСЗ
Знать общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера».
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Опасности на улице.
21
Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
1
11.02
УФЗ
Знать чрезвычайные ситуации техногенного характера Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера
Уметь: применять полученные знания и умения в практической деятельности
ПК
Безопасные места на улице
22
Повторение темы: «Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера».
1
18.02
УОСЗ
Знать общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного характера».
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Чрезвычайные ситуации техногенного характера
23
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
(3 ч.)
О здоровом образе жизни.
1
25.02
УФЗ
Знать: основные составляющие ЗОЖ; опасности вредных привычек для здоровья и меры их профилактики;
уметь: применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения норм здорового образа жизни.
ПК
Что такое здоровье?
24
Двигательная активность и закаливание организма - необходимое условие укрепления здоровья
4.03
УФЗ
Знать о функциях
организма в различные
промежутки времени.
Уметь следить за
работоспособ-ностью организма.
Режим дня
25
Рациональное питание. Гигиена питания
1
11.03
Ком-бини-рован ный
Знать о
правильном питании, как о
важном составляющим
здорового образа жизни.
Знать гигиенические
требования к питанию.
Уметь рассчитывать рацион
по калорийности продуктов.
Пор ПК
Утренняя гимнастика
26
Факторы, разрушающие здоровье
(2 ч.)
Проект «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека».
1
18.03
УОСЗ
Знать: полезные и вредные привычки, опасности вредных, важность полезных;
Уметь: решать ситуационные задачи.
Раздаточ ный материал,ПК
Что такое привычка?
27
Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек
1
1.04
УФЗ
Знать: полезные и вредные привычки, опасности вредных, важность полезных;
Уметь: решать ситуационные задачи.
ПК
Что такое травма?
28
Первая медицинская помощь и правила ее оказания
(7 ч.)
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений
1
8.04
УФЗ
Знать: общую
характеристику
повреждений и их
последствия для здоровья
человека; основные
правила оказания ПМП
при различных видах
повреждений
Уметь: оказывать помощь
при незначительных
ранениях.
Иметь представление о правилах оказания ПМП
при значительных
повреждениях, при
глубоких и обширных
ПК
Аптечка, что это?
29
Оказание первой медицинской помощи при ушибах.
1
15.04
УФЗ
Знать правила оказания ПМП при ушибах.
уметь: оказывать первую помощь при ушибах.
ПК
Чем опасны раны?
30
Оказание первой медицинской помощи при ссадинах, носовом кровотечении
1
22.04
УФЗ
знать: опасности ранений, виды кровотечений, способы их остановки;
уметь: оказывать первую помощь при кровотечениях
Раздаточный материал, ПК
Какие бывают раны?
31
Первая медицинская помощь при отравлениях
1
29.04
УФЗ
Знать: правила оказания ПМП при отравлениях
уметь: оказывать первую помощь при отравлениях
ПК
Опасные растения
32
Повторение темы: «Человек, среда его обитания безопасностьчеловека».
1
6.05
УОСЗ
Знать: что входит в понятие основы безопасности жизнедеятельности человека, о среде обитания и безопасностьчеловека.
Уметь: применять полученные знания на практике
Раздаточный материал ПК
Живая и неживая природа
33
Повторение темы:«Опасные ситуации социального характера».
1
13.05
УОСЗ
Знать: основные опасности социального характера, возникающие в повседневной жизни, способы обеспечения личной безопасности;
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Опасные и безопасные места
34
Повторение темы:«Опасные ситуации природного характера».
1
20.05
УОСЗ
Знать: правила поведения при возникновении ЧС природного характера в случае эвакуации из помещения школы.
Уметь: применять полученные знания и умения в повседневной жизни.
ПК
Климатические зоны России
35.
Игра: «Как я знаю ОБЖ?»
27.05
Знать: правила поведения в опасных ситуациях
Уметь: решать ситуационные задачи
ПК
Правила поведения в опасных ситуациях
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
№ модуля, раздела, темы
Название раздела и тем курса
Кол-во часов
Основные вопросы
Формы занятий
Знания и умения учащихся
Формы и виды контроля
Виды деятельности учащихся
М-1
Основы безопасности личности, общества и государства
22
Р-1
Основы комплексной безопасности
22
темы 1, 2, 3 и 4 представляют часть содержания темы 1 «Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни» учебной программы;
тема 5 представляет собой часть содержания темы 4 «Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера» учебной программы;
Беседы, лекции, самостоятельные и практические работы
Знать: потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности; наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;уметь:
предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам; применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Самостоятельные и практические работы, тестирование
Человек, среда его обитания, безопасность человека
5
Город как среда обитания Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища Особенности природных условий в городе Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность Основы безопасности жизнедеятельности человека
Беседы, лекции, самостоятельные и практические работы
Знать: основные опасности города, посёлка, современного жилища, правила обеспечения личной безопасности в повседневной жизни;
Уметь: применять полученные знания на практике.
Самостоятельные и практические работы, тестирование
Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения Пешеход. Безопасность пешехода Пассажир. Безопасность Пожарная безопасность пассажира Водитель Безопасное поведение в бытовых ситуациях
Беседы, лекции, самостоятельные и практические работы
Знать: причины дорожно-транспортных происшествий и их возможные последствия. Организация дорожного движения. Правила безопасного поведения на дорогах пешеходов и пассажиров. Общие обязанности водителя. Правила безопасного поведения на дороге велосипедиста и водителя мопеда. Уметь: применять полученные знания на практике, решать ситуационные задачи.
Самостоятельные и практические работы, тестирование
Криминогенные ситуации и личная безопасность Обеспечение личной безопасности дома Обеспечение личной безопасности на улице
Беседы, лекции, самостоятельные и практические работы
Знать: основные опасности социального характера, возникающие в повседневной жизни, способы обеспечения личной безопасности; Уметь: решать ситуационные задачи
Самостоятельные и практические работы, тестирование
Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера
6
Чрезвычайные ситуации природного характера Чрезвычайные ситуации техногенного характера Общие правила поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (практические занятия)
Беседы, лекции, самостоятельные и практические работы
Знать: понятие ЧС, её признаки, общий порядок действий при их возникновении;
Уметь: решать ситуационные задачи
Самостоятельные и практические работы, тестирование
Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
12
P-III
Основы здорового образа жизни
5
тема 6 представляет собой часть содержания темы 7 «Здоровый образ жизни и его составляющие» учебной программы; тема 7 представляет собой часть содержания темы 8 «Факторы, разрушающие здоровье» учебной программы;
Беседы, лекции, самостоятельные и практические работы
Знать: основные составляющие ЗОЖ; опасности вредных привычек для здоровья и меры их профилактики; уметь: применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения норм здорового образа жизни.
Самостоятельные и практические работы, тестирование
Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни
3
О здоровом образе жизни Двигательная активность и закаливание организма - необходимое условие укрепления здоровья Рациональное питание. Гигиена питания
Беседы, лекции, самостоятельные и практические работы
Знать: правила организации занятий физкультурой и спортом, организации питания,
Уметь: составлять здоровый рацион питания.
Самостоятельные и практические работы, тестирование
Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи
7
тема 8 представляет собой часть содержания темы 11 «Первая медицинская помощь при неотложных состояниях» учебной программы.
Беседы, лекции, самостоятельные и практические работы
Знать: общую характеристику различных повреждений и их последствия для здоровья человека, основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений. Средства оказания первой медицинской помощи. медицинская (домашняя) аптечка. Уметь: оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, ранениях, обморожении, ожогах, при останавливать кровотечения, накладывать простейшие повязки.
Самостоятельные и практические работы, тестирование
Первая медицинская помощь при различных видах повреждений Оказание первой медицинской помощи при ушибах, ссадинах, носовом кровотечении (практические занятия) Первая медицинская помощь при отравлениях (практические занятия)
Беседы, лекции, самостоятельные и практические работы
знать: опасности ранений, виды кровотечений, способы их остановки;
уметь: оказывать первую помощь при небольших ранах, ушибах, отравлениях;
накладывать простейшие повязки.
Самостоятельные и практические работы, тестирование
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности 5 класса ученик должен знать:
1. Потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
2. Наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, и социального характера, их последствия и классификацию;
3. Правила обеспечения безопасности на современном транспорте;
4. Основные правила дорожного движения, правильность определения знаков ПДД;
5. Правила безопасного поведения в быту, предупреждение травм в школьном возрасте;
Ученик должен
уметь:
1. Правильно оценить ситуацию при пожаре;
2. Пользоваться системой обеспечения безопасности (милиция, скорая помощь, пожарная охрана);
3. Предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
4. Пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
5. Оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащиеся
должны уметь
1. Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
2. Обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, и социального характера;
3. Оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
4. Соблюдения норм здорового образа жизни.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1) Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2009.
2) Основы безопасности жизнедеятельности . Тесты 5-11 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.
2) Основы безопасности жизнедеятельности, 5 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под общей редакцией А.Т. Смирнова. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 201209.
3) Основы безопасности жизнедеятельности. Тесты 5-11 кл.: Учебно-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2003.
4) Образовательные сайты сети Интернет.
ПРИЛОЖЕНИЯ К ПРОГРАММЕ
I. Темы сообщений.
1) Опасные ситуации в нашем посёлке.
2) Мы – пассажиры!
3) Обязанности водителя велосипеда.
4) Внимание – водоём!
5) Как защитить свой дом.
6) Безопасная прогулка.
II. Темы творческих заданий.
1) Как правильно питаться?
2) Хорошие и плохие привычки.
3) Аптечка в дорогу!
III. Темы проектов.
1. «Пожар – друг или враг?».
2. «Вредные привычки и их влияние на здоровье человека».