kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" 5-9 класс ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, Москва, «Просвещение», 2016 г., составленной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

УМК А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова включены в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущих потребностей каждого человека, об­щества и государства.

В Стратегии национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации про­цессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Рос­сия в качестве гаранта благополучного национального разви­тия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков совре­менного уровня культуры безопасности, индивидуальной сис­темы здорового образа жизни, анти экстремистского мышле­ния и антитеррористического поведения.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты сле­дующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера;
  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и обществен­ной ценности;
  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, спра­ведливости судов и ответственности власти;
  • анти экстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действи­ям и влияниям, представляющим угрозу для жизни чело­века;
  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоак­тивных веществ, в том числе наркотиков;
  • готовность и способность учащихся к нравственному са­мосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведе­ния в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го характера;
  • формирование индивидуальной системы здорового об­раза жизни;
  • выработка у учащихся анти экстремистской и антитер­рористической личностной позиции и отрицательного от­ношения к психоактивным веществам и асоциальному пове­дению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" 5-9 класс ФГОС»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 18 поселка Паркового

муниципального образования Тихорецкий район


УТВЕРЖДЕНО

решением педагогического совета

от « 31» августа 2015года протокол № 1

Председатель ________ Г.П.Власова




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



По основам безопасности жизнедеятельности


Уровень образования (класс) основное общее образование (5 – 9 класс)


Количество часов - 170 (1 час в неделю)


Учитель: Косов И.А.


Программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова,

Москва, «Просвещение», 2011 г.




































I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная рабочая программа разработана на основе авторской программы А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, Москва, «Просвещение», 2011 г., составленной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.

УМК А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова включены в действующий Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию.

В настоящее время вопросы обеспечения безопасности стали одной из насущих потребностей каждого человека, об­щества и государства.

В Стратегии национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020 г. отмечено: «В условиях глобализации про­цессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Рос­сия в качестве гаранта благополучного национального разви­тия переходит к новой государственной политике в области национальной безопасности».

Подготовка подрастающего поколения россиян в области безопасности жизнедеятельности должна основываться на комплексном подходе к формированию у подростков совре­менного уровня культуры безопасности, индивидуальной сис­темы здорового образа жизни, анти экстремистского мышле­ния и антитеррористического поведения.

Учебный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты сле­дующие цели:

  • безопасное поведение учащихся в чрезвычайных ситуа­циях природного, техногенного и социального характера;

  • понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и обществен­ной ценности;

  • принятие учащимися ценностей гражданского общества: прав человека, правового государства, ценностей семьи, спра­ведливости судов и ответственности власти;

  • анти экстремистское мышление и антитеррористическое поведение учащихся, в том числе нетерпимость к действи­ям и влияниям, представляющим угрозу для жизни чело­века;

  • отрицательное отношение учащихся к приёму психоак­тивных веществ, в том числе наркотиков;

  • готовность и способность учащихся к нравственному са­мосовершенствованию.

Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:

  • формирование у учащихся модели безопасного поведе­ния в повседневной жизни, в транспортной среде и в чрез­вычайных ситуациях природного, техногенного и социально­го характера;

  • формирование индивидуальной системы здорового об­раза жизни;

  • выработка у учащихся анти экстремистской и антитер­рористической личностной позиции и отрицательного от­ношения к психоактивным веществам и асоциальному пове­дению.


II. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

Курс предназначен для:

  • формирования у учащихся основных понятий об опас­ных и чрезвычайных ситуациях в повседневной жизни, об их последствиях для здоровья и жизни человека;

  • выработки у них сознательного и ответственного отно­шения к личной безопасности, безопасности окружающих;

  • приобретения учащимися способности сохранять жизнь и здоровье в неблагоприятных и угрожающих жизни услови­ях и умения адекватно реагировать на различные опасные си­туации с учётом своих возможностей;

  • формирования у учащихся антиэкстремистского и анти­террористического поведения, отрицательного отношения к приёму психоактивных веществ, в том числе наркотиков.

Мы соблюдаем приемственность при изучении предмета на разных уровнях общего образования.

Структура курса «Основы безопасности жизнедеятель­ности» при модульном построении содержания основного общего образования включает в себя два учебных модуля и пять разделов.

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.

Раздел I. Основы комплексной безопасности.

Раздел2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстре­мизму в Российской Федерации.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание пер­вой помощи.

Особое место в структуре программы занимает раздел 3 модуля 1 «Основы противодействия терроризму и экстремиз­му в Российской Федерации».

Понятийная база и содержание курса «Основы безопас­ности жизнедеятельности» основаны на положениях феде­ральных законов Российской Федерации и других норматив­но-правовых актов, в том числе:

  • Стратегии национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Россий­ской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537);

Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г. (утверждена Указом Президента Российской Федерации от 9 июня 2010 г. № 690), а также на Требованиях к результатам освоения основной образовательной программы основного общего об­разования, представленной в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поко­ления.

III. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ


В учебном плане МБОУ СОШ № 18 п. Паркового курс «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается с 5 по 9 класс 1час в неделю, что и предусмотрено в рабочей программе и учебниках под редакцией А. Т. Смирнова.

Этот вариант предлагается для рабочей программы при изучении предмета в 5— 9 классах из расчёта 1 ч в неделю (всего 170). Рабочая программа составлена с учетом работы общеобразовательного учреждения в режиме 34-х учебных недель (протокол педсовета № 1 от 31.08. 2015 г.), поэтому 1 час объединен следующим образом:

5 класс – по теме «Человек, среда его обитания, безопасность человека» урок 1.2 объединен с уроком 1.3;

6 класс - по теме «Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопасности» урок 3.2 объединен с уроком 3.3;

7 класс – по теме «Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека» урок 7.1 объединен с уроком 7.2;

8 класс – по теме «Здоровый образ жизни и его составляющие» урок 8.1 объединен с уроком 8.2;

9 класс – по теме «Здоровье – условие благополучия человека» урок 9.1 объединен с уроком 9.2.


IV. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ, ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА

Личностные результаты:

  • усвоение правил индивидуального и коллективного без­опасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;

  • формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни;

  • усвоение гуманистических, демократических и тра­диционных ценностей многонационального российского об­щества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, го­товности и способности обучающихся к саморазвитию и са­мообразованию на основе мотивации к обучению и позна­нию, осознанному выбору и построению дальнейшей инди­видуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;

  • формирование целостного мировоззрения, соответству­ющего современному уровню развития науки и общественной практике, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие правового мышления и компетентности в реше­нии моральных проблем на основе личностного выбора, форми­рование нравственных чувств и нравственного поведения, осоз­нанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в об­щении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и млад­шими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов дея­тельности;

  • формирование основ экологической культуры на осно­ве признания ценности жизни во всех её проявлениях и не­обходимости ответственного, бережного отношения к окружа­ющей среде;

  • осознание значения семьи в жизни человека и общест­ва, принятие ценности семейной жизни, уважительное и за­ботливое отношение к членам своей семьи;

  • формирование антиэкстремистского мышления и анти­террористического поведения, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безо­пасности жизнедеятельности;

  • развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами.

Метапредметные результаты:

  • умение самостоятельно определять цели своего обуче­ния, ставить и формулировать для себя новые задачи в учё­бе и познавательной деятельности, развивать мотивы и инте­ресы своей познавательной деятельности;

  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей защищённости, в том числе альтернативные, осознан­но выбирать наиболее эффективные способы решения учеб­ных и познавательных задач;

  • умение соотносить свои действия с планируемыми ре­зультатами курса, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в опасных и чрезвычайных ситуациях в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи в области безопасности жизнедеятельности, собствен­ные возможности её решения;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, приня­тия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, ус­танавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно вы­бирать основания и критерии (например, для классификации опасных и чрезвычайных ситуаций, видов террористической и экстремистской деятельности), устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умо­заключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и де­лать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и позна­вательных задач;

  • умение организовывать учебное сотрудничество и сов­местную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разре­шать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин­тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

  • формирование и развитие компетентности в области ис­пользования информационно-коммуникационных технологий;

  • освоение приёмов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характе­ра, в том числе оказание первой помощи пострадавшим;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающи­ми, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • умение по ИКТ и по проектной деятельности.

Предметные результаты:

  • формирование современной культуры безопасности жиз­недеятельности на основе понимания необходимости защиты личности, общества и государства посредством осознания значимости безопасного поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости совре­менной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законода­тельства в обеспечении национальной безопасности и защи­ты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природ­ного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости подготовки граждан к воен­ной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курение и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористи­ческой личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окру­жающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, об­щества и государства;

  • знание и умение применять правила безопасного пове­дения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации для минимизации последствий с учётом ре­ально складывающейся обстановки и индивидуальных воз­можностей;

  • ИКТ – компетентность – широкий спектр умений и навыков использования средств информационных и коммуникационных технологий для сбора, хранения, преобразования и передачи различных видов информации.

V. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА


Тематическое распределение часов

п/п

Разделы

Рабо-чая

прог-

рамма

Количество часов

Ито-го

Рабочая программа по классам

5 кл

6 кл

7 кл

8 кл

9 кл


1.

Раздел 1. Основы комплексной безопасности

98

21

24

20

16

17

98

2.

Раздел 2. Защита населения Российской

Федерации от чрезвычайных ситуаций

22

-

-

8

7

7

22

3.

Раздел 3. Основы здорового образа жизни

28

5

6

2

7

8

28

4.

Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи

22

8

4

4

4

2

22


Итого:

170

34

34

34

34

34

170


ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ(98 ч.)

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни (15 ч.)

Пожарная безопасность.

Безопасность на дорогах.

Безопасность в быту.

Безопасность на водоёмах.

Экология и безопасность.

Обеспечение безопасности при активном отдыхе в природных условиях (24 ч.)

Подготовка к активному отдыху на природе.

Активный отдых на природе и безопасность.

Дальний (внутренний) и выездной туризм, меры безопас­ности.

Обеспечение безопасности при автономном существова­нии человека в природной среде.

Обеспечение безопасности

в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера (39 ч.)

Чрезвычайные ситуации природного характера.

Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Современный комплекс проблем безопасности социально­го характера.

Основы противодействия терроризму и экстремизму

в Российской Федерации (20 ч.)

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности

для общества и государства ( 5 ч.)

Основные причины возникновения терроризма и экстре­мизма.

Противодействие терроризму в мировом сообществе.

Нормативно-правовая база противодействия терроризму, экстремизму и наркотизму в Российской Федерации ( 3 ч.)

Положения Конституции Российской Федерации.

Стратегия национальной безопасности Российской Феде­рации до 2020 г.

Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 г.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации.

Содержание законов Российской Федерации о противо­действии терроризму и экстремистской деятельности.

Национальный антитеррористический комитет (HAK).

Деятельность Федеральной службы контроля наркотиков России (ФСКН России) по остановке развития наркосисте­мы, изменению наркоситуации, ликвидации финансовой ба­зы наркомафии.

Профилактика наркозависимости.

Организационные основы системы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (2 ч.)

Роль правоохранительных органов и силовых структур в борьбе с терроризмом и проявлениями экстремизма.

Контртеррористическая операция.

Участие Вооружённых Сил Российской Федерации в борь­бе с терроризмом.

Духовно-нравственные основы противодействия терроризму и экстремизму (4 ч.)

Роль нравственной позиции и выработка личных качеств в формировании антитеррористического поведения.

Влияние уровня культуры в области безопасности жизне­деятельности на формирование антитеррористического пове­дения.

Профилактика террористической и экстремистской дея­тельности.

Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и за участие в террористической и экстремистской деятельности (1 ч.)

Уголовный кодекс Российской Федерации об ответствен­ности за антиобщественное поведение, участие в террористи­ческой и экстремистской деятельности.

Наказание за участие в террористической и экстре­мистской деятельности.

Обеспечение личной безопасности при угрозе террористического акта (5 ч.)

Взрывы в местах массового скопления людей.

Захват воздушных и морских судов, автомашин и дру­гих транспортных средств и удерживание в них заложников.

Правила поведения при возможной опасности взрыва.

Правила безопасного поведения, если взрыв произошёл.

Меры безопасности в случае похищения или захвата в за­ложники.

Обеспечение безопасности при захвате самолёта. Правила поведения при перестрелке.

Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (22 ч.)

Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (22 ч.)

Правовые основы обеспечения защиты населения от чрез­вычайных ситуаций мирного и военного времени.

Организационные основы по обеспечению защиты насе­ления от чрезвычайных ситуаций мирного и военного вре­мени.

Основные мероприятия, проводимые в Российской Фе­дерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

основы здорового образа жизни (28 ч.)

Здоровый образ жизни и его составляющие (20 ч.)

Основные понятия о здоровье и здоровом образе жизни.

Составляющие здорового образа жизни.

Факторы, разрушающие здоровье (5 ч.)

Вредные привычки и их влияние на здоровье (курение, употребление алкоголя, наркомания).

Ранние половые связи и их отрицательные последствия для здоровья человека.

Инфекции, передаваемые половым путём, и их профи­лактика.

Правовые аспекты взаимоотношения полов (3 ч.)

Семья в современном обществе.

основы медицинских знаний и оказание первой помощи (22 ч.)

Оказание первой помощи (20 ч.)

Первая помощь и правила её оказания.

Средства оказания первой помощи.

Основные неинфекционные заболевания и их профи­лактика.

Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболева­ния, их возбудители, пути передачи, меры профилактики.

Первая помощь при неотложных состояниях.

Правила оказания первой помощи при неотложных состо­яниях.

Первая помощь при массовых поражениях (2 ч.)

Комплекс простейших мероприятий по оказанию первой помощи при массовых поражениях.


VI. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

5 класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)


темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (21 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (14 ч)

1

Человек, среда его обитания, безопасность человека (4ч)

1.1. Город как среда обитания.

1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

Особенности природных условий в городе.

1.3. Взаимоотношения людей, проживающих в
городе, и безопасность.

1.4. Безопасность в повседневной жизни.

Сравнивают особенности жизнеобеспечения го­родского и сельского жилища и возможные опасные и аварийные ситуации. Анализируют инструкции пользователя электри­ческих и электронных приборов. Различают предметы бытовой химии. Заполняют дневник безопасности. Характеризуют наиболее эффективный способ предотвращения опасной ситуации в быту

2

Опасные ситуации техногенного характера (6 ч)

2.1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

2.2. Пешеход. Безопасность пешехода.

2.3. Пассажир. Безопасность пассажира.

2.4. Водитель.

2.5. Пожарная безопасность.

2.6. Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Характеризуют причины дорожно-транспортных происшествий, организацию дорожного движе­ния и правила безопасного поведения участни­ков дорожного движения.

Запоминают правила безопасного поведения на дорогах.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Характеризуют права и обязанности граждан в области пожарной безопасности в быту. Запоминают правила безопасного поведения при пожаре

3

Опасные ситуации природного характера (2 ч)

3.1. Погодные условия и безопасность человека.

3.2. Безопасность на водоёмах.

Характеризуют основные опасные погодные ус­ловия в местах своего проживания и их по­следствия.

Различают меры безопасного поведения в усло­виях опасных погодных явлений (ветер, дождь, гололёд).

Различают состояние водоёмов в различное вре­мя года.

Объясняют правила поведения на водоёмах. Применяют правила само- и взаимопомощи терпящим бедствие на воде

4

Чрезвычайные ситуации природного и техно­генного характера (2 ч)

4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера.

4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Различают чрезвычайные ситуации по причинам их возникновения.

Анализируют правила своего возможного пове­дения в случае возникновения той или иной чрезвычайной ситуации

Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации (7 ч)

5

Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение (3 ч)

5.1. Антиобщественное поведение и его опасность.

5.2. Обеспечение личной безопасности дома.

5.3. Обеспечение личной безопасности на улице.

Характеризуют основные виды антиобществен­ного поведения и их последствия. Вырабатывают отрицательное отношение к лю­бым видам антиобщественного поведения. Распознают признаки возникновения опасной ситуации дома и на улице.

Составляют правила собственного безопасного поведения дома и на улице в различных опас­ных ситуациях

6

Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства (4 ч)

6.1. Экстремизм и терроризм: основные понятия.
и причины их возникновения.

6.2. Виды экстремистской и террористической
деятельности.

6.3. Виды террористических актов и их последствия.

6.4. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности.

Объясняют общие понятия об экстремизме и о терроризме и причины их возникновения. Характеризуют основные виды террористичес­кой деятельности.

Формулируют свои правила поведения в повсе­дневной жизни, чтобы не стать правонарушителя­ми, и записывают их в дневник безопасности. Составляют план своих действий при угрозе возникновения теракта и при теракте. Анализируют виды террористических актов и их характерные особенности.

Характеризуют ответственность несовершенно­летних за антиобщественное поведение.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (13 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (5 ч)

7

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни (3 ч)

7.1. О здоровом образе жизни.

7.2. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления
здоровья.

7.3. Рациональное питание. Гигиена питания.

Объясняют основные положения о здоровом об­разе жизни.

Распознают виды двигательной активности и за­каливания.

Характеризуют сущность рационального пита­ния.

8

Факторы, разрушающие здоровье (2 ч)

8.1. Вредные привычки и их влияние на здо­ровье.



8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия).


Объясняют пагубность влияния вредных привы­чек на здоровье школьника, его умственные и физические способности.

Вырабатывают отрицательное отношение к ку­рению и употреблению алкоголя.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (8 ч)

9.

Первая помощь и правила её оказания (8 ч)

9.1. Первая помощь при различных видах повреждений (2 часа).

9.2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия)(3 часа).

9.3. Первая помощь при отравлениях (практические занятия)(3 часа).

Характеризуют предназначение и общие прави­ла оказания первой помощи. Вырабатывают практические навыки по оказа­нию первой помощи при ушибах и ссадинах. Вырабатывают практические навыки по оказа­нию первой помощи при отравлениях никоти­ном и угарным газом.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

6 класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)


темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (24 ч)

1

Подготовка к активному отдыху на природе (6 ч)

1.1. Природа и человек.

1.2. Ориентирование на местности.

1.3.Определение своего места нахождения и направления движения на местности.

1.4.Подготовка к выходу на природу.

1.5.Определение места для бивака и организация бивачных работ.

1.6.Определение необходимого снаряжения для похода.

Объясняют необходимость сохранения окружаю­щей природной среды.

Определяют основные особенности для безопас­ного пребывания человека в природной среде.

Характеризуют основные способы ориентирования на местности.

Вырабатывают навыки работы с картой.

Характеризуют порядок подготовки к выходу на природу.

2

Активный отдых на природе и безопасность (5 ч)

2.1. Общие правила безопасности во время активного отдыха на природе.

2.2. Подготовка и проведение пеших походов на равнинной и горной местности.

2.3. Подготовка и проведение лыжных походов.

2.4. Водные походы и обеспечение безопасности на воде.

2.5. Велосипедные походы и безопасность туристов.

Характеризуют общие правила безопасности во время активного отдыха на природе. Сравнивают основные меры безопасности при пе­ших походах на равнинной и горной местности. Объясняют, какие факторы необходимо учиты­вать при подготовке к лыжному походу. Характеризуют основные особенности подготов­ки к водному туризму.

Объясняют особенности подготовки к велоси­педному. туризму.

Объясняют, какие существуют возрастные огра­ничения для юных вело туристов.

3

Дальний (внутренний) и выездной туризм и меры безопасности (5ч)

3.1. Основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем (внутрен­нем) и выездном туризме.

3.2. Акклиматизация человека в различных климатических условиях.

Акклиматизация в горной местности.

3.3. Обеспечение личной безопасности при следовании к местам отдыха наземными видами транспорта.

3.4. Обеспечение личной безопасности на водном транспорте.

3.5. Обеспечение личной безопасности на воздушном транспорте.

Анализируют основные факторы, оказывающие влияние на безопасность человека в дальнем и выездном туризме.

Различают факторы, которые способствуют быстрой акклиматизации человека в различных климатических условиях.

Характеризуют особенности акклиматизации че­ловека в горах.

Анализируют порядок обеспечения личной без­опасности при следовании к местам отдыха раз­личными видами транспорта. Составляют план своих действий при возникнове­нии опасных ситуаций, которые могут возникнуть при следовании речным или морским судном. Характеризуют средства безопасности, имеющи­еся на борту самолёта, и запоминают правила их использования.

4

Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде (4 ч)

4.1. Автономное существование человека в природе.

4.2. Добровольная автономия человека в природной среде.

4.3. Вынужденная автономия человека в природной среде.

4.4. Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании.

Характеризуют виды автономного существова­ния человека в природной среде. Анализируют обстоятельства, при которых чело­век может попасть в условия вынужденной ав­тономии в природной среде. Объясняют правила и методы по формированию навыков для безопасного существования в при­родной среде.

В дневнике безопасности формулируют качест­ва, которыми должен обладать человек для ус­пешного выхода из условий вынужденной авто­номии в природной среде.

Дают оценку действиям людей, попавших в экстремальные условия в природной среде.

5

Опасные ситуации в природных условиях (4 ч)

5.1. Опасные погодные явления.

5.2. Обеспечение безопасности при встрече с дикими животными в природных условиях.

5.3. Укусы насекомых и защита от них.

5.4. Клещевой энцефалит и его профилактика.

Характеризуют опасные погодные явления, слу­чающиеся в своём регионе, и анализируют их последствия.

Запоминают диких животных и насекомых, оби­тающих в регионе проживания учащихся. Объясняют, какую опасность эти животные пред­ставляют при встрече с ними. Сравнивают меры профилактики, которые могут понадобиться при встрече с опасными дикими животными и насекомыми. Объясняют меры профилактики клещевого эн­цефалита.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

6

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

6.1. Личная гигиена и оказание первой помощи в природных условиях.

6.2. Оказание первой помощи при травмах.

6.3. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударе, отморожении и ожоге.

6.4. Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых.

Характеризуют основные правила личной гиги­ены, которые необходимо соблюдать в походной жизни.

Вырабатывают в паре навыки в оказании первой помощи в походе: при травмах, при тепловом и солнечном ударе, при отморожении и ожоге. Сравнивают порядок по оказанию первой помо­щи при укусах змей и насекомых.

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч)

7

Здоровье человека и факторы, на него вли­яющие (6 ч)

7.1. Здоровый образ жизни и профилактика утомления.

7.2. Компьютер и его влияние на здоровье.

7.3. Влияние неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека.

7.4. Влияние социальной среды на развитие и здоровье человека.

7.5. Влияние наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека.

7.6. Профилактика употребления наркотиков и других психоактивных веществ.

Объясняют положение о том, что здоровый об­раз жизни — индивидуальная система поведения человека.

Характеризуют влияние основных неблагоприят­ных факторов окружающей среды на здоровье человека.

Характеризуют пагубное влияние на здоровье человека употребления наркотиков. Вырабатывают отрицательное отношение к при­ёму наркотиков.

Находят в сети Интернет и в средствах массо­вой информации, в книгах из библиотеки при­меры заболевания наркоманией подростков и анализируют их.

По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

7 класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)


темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (28 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)

1

Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера (3 ч)

1.1. Различные природные явления.

1.2. Общая характеристика природных явлений.

1.3. Опасные и чрезвычайные ситуации природ­ного характера.

Различают природные явления, которые оказы­вают влияние на безопасность жизнедеятельнос­ти человека.

Характеризуют и анализируют основные при­родные явления геологического, метеорологи­ческого, гидрологического и биологического происхождения.

Объясняют понятия опасной и чрезвычайной ситуаций. Анализируют, в чём их сходство и различия.

2

Чрезвычайные ситуации геологического про­исхождения

(3 ч)

2.1. Землетрясение. Причины возникновения и возможные последствия.

2.2. Правила безопасного поведения населения
при землетрясении.

2.3. Расположение вулканов на Земле, извержения вулканов.

Характеризуют чрезвычайные ситуации геологи­ческого происхождения (землетрясения, извер­жения вулканов, оползни и обвалы). Объясняют причины возникновения чрезвычай­ных ситуаций геологического происхождения. Моделируют выполнение правил безопасного поведения при чрезвычайных ситуациях геоло­гического происхождения, характерных для ре­гиона проживания учащихся.

3

Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (2 ч)

3.1. Ураганы и бури, причины их возникнове­ния, возможные последствия.

3.2. Смерчи.

Характеризуют чрезвычайные ситуации метеоро­логического происхождения (ураганы, бури, смерчи).

Объясняют причины возникновения чрезвычай­ных ситуаций метеорологического происхождения.

4

Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (5 ч)

4.1. Наводнения. Виды наводнений и их причины.

4.2. Рекомендации населению по действиям при угрозе и во время наводнения.

4.3. Сели и их характеристика.

4.4. Цунами и их характеристика.

4.5. Снежные лавины.

Объясняют и характеризуют причины возникно­вения чрезвычайных ситуаций гидрологического происхождения (наводнения, сели, цунами, снежные лавины).

5

Природные пожары и чрезвычайные ситуации биолого-социального происхождения (3 ч)

5.1. Лесные и торфяные пожары и их характе­ристика.

5.2. Инфекционная заболеваемость людей и защита населения.

5.3. Эпизоотии и эпифитотии.

Моделируют в паре на местности выполнение правил безопасного поведения при природных пожарах и чрезвычайных ситуациях биолого-со­циального происхождения, характерных для ре­гиона проживания учащихся. Анализируют причины возникновения природ­ных пожаров и чрезвычайных ситуаций биоло­го-социального происхождения.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (8 ч)

2

Защита населения от чрезвычайных ситуа­ций геологического происхождения

(3 ч)

2.1. Защита населения от последствий землетря­сений.

2.2. Последствия извержения вулканов. Защита
населения.

2.3. Оползни и обвалы, их последствия. Защита
населения.

Характеризуют основные мероприятия, прово­димые в Российской Федерации, по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций природного характера.

Объясняют правила оповещения и эвакуации населения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера.

Моделируют действия населения по сигналам оповещения о чрезвычайных ситуациях природ­ного характера.

Анализируют причины возникновения землетря­сений, наводнений, оползней, обвалов, урага­нов, бурь, цунами, селей.

3

Защита населения от чрезвычайных ситуа­ций метеорологического происхождения (1ч)

3.1. Защита населения от последствий ураганов и бурь.

4

Защита населения от чрезвычайных ситуа­ций гидрологического происхождения (3 ч)

4.1. Защита населения от последствий наводнений.

4.2. Защита населения от последствий селевых потоков.

4.3. Защита населения от цунами.

Выписывают в дневник безопасности рекомен­дации специалистов МЧС России по правилам поведения во время наводнения и других чрез­вычайных ситуаций природного характера. Записывают в дневнике безопасности порядок своего поведения при угрозе возникновения се­ля в нескольких ситуациях (во время нахожде­ния в помещении, в горах и т. д.). Составляют план личной безопасности при воз­никновении цунами с учётом характеристик этого явления.

5

Защита населения от природных пожаров (1ч)

5.1. Профилактика лесных и торфяных пожаров, защита населения.

Сравнивают и анализируют способы тушения лесных пожаров.

Характеризуют меры пожарной безопасности, которые необходимо соблюдать в лесу в зависи­мости от условий погоды и цели похода в лес.

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (4 ч)

6

Духовно-нравственные основы противодей­ствия терроризму и экстремизму (4 ч)

6.1. Терроризм и факторы риска вовлечения подростка в террористическую и экстремист-скую деятельность (2 часа).

6.2. Роль нравственных позиций и личных качеств подростков в формировании антитеррористи-ческого поведения (2 часа).

Характеризуют терроризм как преступление, не имеющее оправдания и представляющее одну из самых серьёзных угроз национальной безопас­ности России.

Вырабатывают отрицательное отношение к лю­бым видам террористической деятельности. Вырабатывают привычки, способствующие про­филактике вовлечения в террористическую дея­тельность.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (6 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (2 ч)

7

Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека (2 ч)

7.1. Психологическая уравновешенность. Стресс и его влияние на человека.

7.2. Анатомо-физиологические особенности человека в подростковом возрасте.

Характеризуют общие понятия о стрессе и пси­хологической уравновешенности в системе здо­ровья.

Анализируют состояние своего здоровья. Опи­сывают особенности физического, психического и социального развития человека. Вырабатывают индивидуальную систему здоро­вого образа жизни.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

8

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

8.1. Общие правила оказания первой помощи.

8.2. Оказание первой помощи при наружном кровотечении.

8.3. Оказание первой помощи при ушибах и переломах.

8.4. Общие правила транспортировки пострадавшего.

Характеризуют общие правила оказания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при наружном кровотечении, при уши­бах и переломах.

Отрабатывают втроём (впятером) правила транс­портировки пострадавшего.

По итогам изучения раздела «Основы медицин­ских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учеб­нике.



ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

8 класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)


темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (23 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (16 ч)

1

Пожарная безопасность (3 ч)

1.1. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия.

1.2. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения.

1.3. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Обеспечение личной безопасности при пожарах.

Анализируют причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Запоминают права и обязанности граждан в об­ласти пожарной безопасности в быту. Выбирают правильный алгоритм безопасного поведения при пожаре, в том числе наиболее эффективные способы предотвращения возго­рания, оказания помощи младшим, престаре­лым и т. д.

Характеризуют основные мероприятия, прово­димые МЧС России, по совершенствованию по­жарной безопасности в стране. Составляют планы своего поведения на случай возникновения пожара в школе, дома, общест­венном месте (стадион, кинотеатр) и записыва­ют их в дневник безопасности.

2

Безопасность на дорогах (3 ч)

2.1. Причины дорожно-транспортных происше­ствий и травматизма людей.

2.2. Организация дорожного движения, обязанности пешеходов и пассажиров.

2.3. Велосипедист — водитель транспортного средства.

Анализируют причины дорожно-транспортных происшествий.

Повторяют правила дорожного движения, запо­минают дорожные знаки.

Запоминают правильные алгоритмы безопасно­го поведения на дорогах пешехода, пассажира, водителя велосипеда.

3

Безопасность на водоёмах (3 ч)

3.1. Безопасное поведение на водоёмах в различных условиях.

3.2. Безопасный отдых на водоёмах.

3.3. Оказание помощи терпящим бедствие на воде.

Характеризуют состояние водоёмов в различное время года.

Объясняют правила безопасного поведения на водоёмах.

Сравнивают способы обеззараживания воды. Объясняют правила безопасного поведения на воде.

Отрабатывают в паре правила само- и взаимо­помощи терпящим бедствие на воде.

4

Экология и безопасность (2 ч)

4.1. Загрязнение окружающей среды и здоровье человека.

4.2. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке.

Ищут в Интернете информацию об экологичес­кой обстановке в местах проживания. Анализируют состояние окружающей среды. Запоминают приёмы по защите личного здо­ровья в местах с неблагоприятной экологичес­кой обстановкой.

5

Чрезвычайные ситуации техногенного харак­тера и их возможные последствия (5 ч)

5.1. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

5.2. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия.

5.3. Аварии на химически опасных объектах и их возможные последствия.

5.4. Пожары и взрывы на взрывопожароопасных объектах экономики и их возможные последствия.

5.5. Аварии на гидротехнических сооружениях и их последствия.

Характеризуют причины возникновения чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера и их возможные последствия по масштабу распрост­ранения.

Различают чрезвычайные ситуации техногенного характера в соответствии с их классификацией. Составляют алгоритм своего поведения во вре­мя характерной чрезвычайной ситуации техно­генного характера, возможной в регионе своего проживания.

Анализируют расположение потенциально опас­ных объектов в районе проживания и степень исходящих от них опасностей.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

6

Обеспечение защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций (4 ч)

6.1. Обеспечение радиационной безопасности населения.

6.2. Обеспечение химической защиты населения.

6.3. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах.

6.4. Обеспечение защиты населения от последствий аварий на гидротехнических сооружениях.

Характеризуют основные мероприятия, прово­димые в Российской Федерации, по обеспече­нию радиационной безопасности населения, его химической защите и защите от последствий аварий на взрывопожароопасных объектах и гидротехнических сооружениях. Анализируют рекомендации специалистов по правилам безопасного поведения в чрезвычай­ных ситуациях техногенного характера. Отрабатывают в паре (в группе) правила без­опасного поведения в условиях различных чрез­вычайных ситуаций техногенного характера.

7

Организация защиты населения от чрезвы­чайных ситуаций техногенного характера (3 ч)

7.1. Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях техногенного характера.

7.2. Эвакуация населения.

7.3. Мероприятия по инженерной защите насе­ления от чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Объясняют порядок оповещения населения и организацию его эвакуации (в комплексе с дру­гими мероприятиями) в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Характеризуют основные мероприятия, прово­димые в стране, по инженерной защите населе­ния (укрытие людей в защитных сооружениях гражданской обороны и др.)

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (11 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (7 ч)

8

Здоровый образ жизни и его составляющие (7 ч)

8.1. Здоровье как основная ценность человека. Индивидуальное здоровье человека, его физическая, духовная и социальная сущность.

8.2. Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества.

8.3. Здоровый образ жизни как необходимое условие сохранения и укрепления здоровья человека и общества.

8.4. Здоровый образ жизни и профилактика основных неинфекционных заболеваний.

8.5. Вредные привычки и их влияние на здоровье.

8.6. Профилактика вредных привычек.

8.7. Здоровый образ жизни и безопасность жизнедеятельности.

Характеризуют особенности индивидуального здоровья, его духовную, физическую и социаль­ную составляющие.

Объясняют общие понятия о репродуктивном здоровье как общей составляющей здоровья че­ловека и общества.

Обосновывают значение здорового образа жиз­ни для сохранения и укрепления здоровья чело­века и общества.

Анализируют собственные поступки и их влия­ние на личное благополучие. Формулируют правила соблюдения норм здоро­вого образа жизни для профилактики неинфек­ционных заболеваний и вредных привычек, за­писывают правила в дневник безопасности. Формулируют кратко своё понимание здоровья человека и указывают критерии, по которым можно оценить его уровень. По итогам изучения раздела «Основы здорового образа жизни» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (4 ч)

9

Первая помощь при неотложных состояниях (4 ч)

9.1. Первая помощь пострадавшим и её значение.

9.2. Первая помощь при отравлениях аварийно химически опасными веществами (практическое
занятие).

9.3. Первая помощь при травмах (практическое занятие).

9.4. Первая помощь при утоплении (практическое занятие).

Анализируют возможные последствия неотлож­ных состояний и значение своевременного ока­зания первой помощи.

Отрабатывают в паре приёмы оказания первой помощи при отравлениях АХОВ, при травмах, при утоплении.

По итогам изучения раздела «Основы медицин­ских знаний и оказание первой помощи» пишут реферат на одну из тем, предложенных в учеб­нике.





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

9 класс

(1 ч в неделю, всего 34 ч)


темы

Тематическое планирование

Характеристика видов деятельности учащихся

Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства (24 ч)

Раздел 1. Основы комплексной безопасности (8 ч)

1

Национальная безопасность в России в со­временном мире (4 ч)

    1. Современный мир и Россия.

1.2. Национальные интересы России в современном мире.

1.3. Основные угрозы национальным интересам и безопасности России.

1.4. Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность России.

Обосновывают значение молодого поколения граждан Российской Федерации для развития нашей страны.

Характеризуют основные виды национальных интересов России в современном мире. Анализируют степень влияния личности на обеспечение национальной безопасности Рос­сии.

Определяют значение культуры безопасности жизнедеятельности населения в обеспечении национальной безопасности России.

2

Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и национальная безопасность Рос­сии (4 ч)

2.1. Чрезвычайные ситуации и их классификация.

2.2. Чрезвычайные ситуации природного характера и их последствия.

2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их причины.

2.4. Угроза военной безопасности России.

Классифицируют чрезвычайные ситуации по масштабу их распространения и тяжести послед­ствий.

Характеризуют в общих чертах чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, причины их возникновения и возможные по­следствия.

Определяют отрицательное влияние чрезвычай­ных ситуаций на национальную безопасность России.

Анализируют влияние человеческого фактора на безопасность личности, общества и государ­ства.

Объясняют существующие (внешние и внутрен­ние) угрозы национальной безопасности Рос­сии.

Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций (7 ч)

3

Организационные основы по защите населе­ния страны от чрезвычайных ситуаций мир­ного и военного времени (3 ч)

3.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
(РСЧС).

3.2. Гражданская оборона как составная часть
национальной безопасности и обороноспособности страны.

3.3. МЧС России — федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Анализируют права и обязанности граждан Рос­сийской Федерации в области безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций мирного и во­енного времени.

Характеризуют основные силы и средства РСЧС для защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Характеризуют задачи, решаемые образователь­ным учреждением, по защите учащихся и пер­сонала в условиях чрезвычайных ситуаций. Объясняют роль МЧС России по защите насе­ления от чрезвычайных ситуаций в современных условиях.

4

Основные мероприятия, проводимые в Рос­сийской Федерации, по защите населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени (4 ч)

4.1. Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций.

4.2. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций.

4.3. Оповещение и эвакуация населения в условиях чрезвычайных ситуаций.

4.4. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения.

Характеризуют основные мероприятия, прово­димые в Российской Федерации, по защите на­селения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Анализируют систему мониторинга и прогнози­рования чрезвычайных ситуаций и её основные мероприятия.

Моделируют рациональное размещение объек­тов экономики и поселений людей по терри­тории страны с точки зрения обеспечения их безопасности от чрезвычайных ситуаций при­родного и техногенного характера.

Составляют и записывают в дневник безопас­ности перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации.

Подбирают в Интернете и средствах массовой информации примеры проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в оча­ге чрезвычайной ситуации.

Раздел 3. Противодействие терроризму и экстремизму в Российской Федерации (9 ч)

5

Терроризм и экстремизм: их причины и по­следствия (2 ч)

5.1. Международный терроризм — угроза национальной безопасности России.

5.2. Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления.

Характеризуют международный терроризм как серьёзную угрозу национальной безопасности России.

Анализируют виды террористических актов, их цели и способы осуществления. Формулируют собственную позицию неприятия терроризма в любых его проявлениях.

6

Нормативно-правовая база противодействия терроризму и экстремизму в Российской Фе­дерации (3 ч)

6.1. Основные нормативно-правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму.

6.2. Общегосударственное противодействие терроризму.

6.3. Нормативно-правовая база противодействия наркотизму.

Характеризуют основные нормативно-правовые акты противодействия экстремизму, терроризму и наркотизму.

Формулируют основные направления по форми­рованию антитеррористического поведения. Вы­воды записывают в дневник безопасности. С помощью Интернета и средств массовой ин­формации на конкретных примерах готовят со­общение на тему «Хулиганство и вандализм — разновидности экстремизма».

Составляют правила своего поведения в раз­личных ситуациях, чтобы не попасть в нарко­тическую ловушку.

7

Организационные основы системы противо­действия терроризму и наркотизму в Рос­сийской Федерации (2 ч)

7.1. Организационные основы противодействия терроризму в Российской Федерации.

7.2. Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации.

Объясняют организационные основы системы противодействия терроризму и наркотизму в Российской Федерации.

Анализируют примеры деятельности Нацио­нального антитеррористического комитета по обеспечению своевременной и надёжной защи­ты населения от терроризма. С помощью Интернета и средств массовой информации составляют сообщение на тему «Деятельность Федеральной службы Россий­ской Федерации по контролю за оборотом нар­котиков» России (ФСКН России)» и её поло­жительные результаты».

8

Обеспечение личной безопасности при угро­зе теракта и профилактика наркозависимос­ти (2 ч)

8.1. Правила поведения при угрозе террористического акта.

8.2. Профилактика наркозависимости.

Анализируют рекомендации специалистов по безопасному поведению при угрозе теракта. Вырабатывают отрицательное отношение к приёму наркотиков.

По итогам изучения раздела пишут реферат на одну из тем, предложенных в учебнике.

Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни (10 ч)

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (8 ч)

9

Здоровье — условие благополучия человека (2 ч)

9.1. Здоровье человека как индивидуальная, так
и общественная ценность. Здоровый образ жизни и его составляющие.

9.2. Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.

Характеризуют здоровье как полное физическое, духовное и социальное благополучие. Анализируют взаимосвязь индивидуального и общественного здоровья.

Объясняют влияние репродуктивного здоровья на национальную безопасность России.

10

Факторы, разрушающие репродуктивное здо­ровье (3 ч)

10.1. Ранние половые связи и их последствия.

10.2. Инфекции, передаваемые половым путём.

10.3. Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе.

Характеризуют основные факторы, разрушаю­щие репродуктивное здоровье (ранние половые связи, инфекции, передаваемые половым путём, ВИЧ-инфекция), анализируют профилактику заражения ИППП.

11

Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья (3 ч)

11.1. Брак и семья.

11.2. Семья и здоровый образ жизни человека.

11.3. Основы семейного права в Российской Федерации.

Анализируют основы семейного права в Рос­сийской Федерации.

Анализируют взаимосвязь семьи и здорового образа жизни в жизнедеятельности личности и общества.

Характеризуют особенности семейно-брачных отношений в Российской Федерации.

Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи (2 ч)

12

Оказание первой помощи (2 ч)

12.1. Первая помощь при массовых поражениях (практическое занятие по плану преподавателя).

12.2. Первая помощь при передозировке в приёме психоактивных веществ.

Отрабатывают в паре приёмы в оказании пер­вой помощи при массовых поражениях населе­ния и при передозировке в приёме психоактив­ных веществ, различные способы транспорти­ровки пострадавших.


VII. УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Учебно-методический комплект по ОБЖ, реализующий учебную программу

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности: 5 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвеще­ние, 2012.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

  1. кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А.Т. Смирнова. — М.: Просвеще­ние, 2012-2013.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

  1. кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвеще­ние, 2013.

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвеще­ние, 2013-2015

Смирнов А. Т. Основы безопасности жизнедеятельности:

  1. кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А. Т. Смирнов, Б. О. Хренников; под ред. А. Т. Смирнова. — М.: Просвеще­ние, 2014.


В классе размещаются средства оснащения, необходимые для доведения до учащихся общей информации по разделам и темам курса и дисциплины, научно-практическим достиже­ниям в области безопасности жизнедеятельности, а также средства, используемые в процессе проведения текущих за­нятий.

Средствами оснащения ОБЖ являются:

  1. Учебно-методическая литература.

  2. Технические средства обучения.

  3. Макеты, муляжи, модели.

  4. Тренажёры.

  5. Стенды, плакаты.

  6. Средства индивидуальной защиты.

  7. Аудиовизуальные пособия.

1. Учебно-методическая литература

Нормативно-правовые документы

  • Конституция Российской Федерации

  • Правила дорожного движения Российской Федерации

  • Семейный кодекс Российской Федерации

  • Стратегия национальной безопасности Российской Фе­дерации до 2020 г.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Федеральный закон «О гражданской обороне»

  • Закон «Об образовании»

  • Федеральный закон «О радиационной безопасности на­селения»

• Федеральный закон «О пожарной безопасности»

• Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

• Федеральный закон «О противодействии терроризму»

• Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности»

Периодические издания

• Подшивки журналов и газет «Добрая дорога детства», «Спасайкин».

Учебная литература

  • Электронные образовательные ресурсы (ЭОР) по пред­мету ОБЖ на магнитных и оптических носителях

  • Энциклопедия для детей «Личная безопасность»

  • Энциклопедия школьника «Чрезвычайные ситуации»


2. Технические средства обучения

  • Компьютер

  • Сканер

  • Принтер лазерный

  • Телевизор

  • DVD- плеер

  • Мультимедиа проектор

  • Экран настенный

3. Средства программного обучения и контроля знаний

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Гражданская оборона и защита от чрезвычайных си­туаций»

  • Компьютерные программы и пособия по учебному раз­делу «Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи»

  • Мультимедийная энциклопедия по действиям населения в чрезвычайных ситуациях

  • Компьютерное учебное пособие «Безопасность на ули­цах и дорогах»

  1. Макеты, муляжи, модели

  • Муляжи тела человека

5. Тренажёры

Тренажёры искусственной вентиляции лёгких и наружного

массажа сердца

  1. ЭОР

• Единая государственная система предупреждения и лик­видации чрезвычайных ситуаций (РСЧС)

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Криминогенные ситуации

• Землетрясения, оползни, сели, обвалы, ураганы, бури, смерчи

  • Правила поведения при землетрясениях

  • Пожары, взрывы

  • Наводнения и затопления

  • Правила оказания первой помощи

  • Противодействие терроризму и экстремизму в Российс­кой Федерации

  • Обеспечение личной безопасности при угрозе террорис­тического акта

  • Организационные основы противодействия наркотизму в Российской Федерации

  • Дорожные знаки

  • Пожарная безопасность

  • Безопасность в быту

  • Обеспечение личной безопасности в криминогенных си­туациях

  • Активный отдых на природе

  • Опасные ситуации в природных условиях

  • Безопасность на воде

  • Классификация чрезвычайных ситуаций по характер источника возникновения

  • Классификации чрезвычайных ситуаций природного техногенного характера по масштабу их распространения тяжести последствий

  • Правила безопасного поведения при землетрясении

  • Правила безопасного поведения при наводнении

  • Правила безопасного поведения при аварии на радиационно опасном объекте

  • Правила безопасного поведения при аварии на хими­чески опасном объекте

  • Первая помощь при массовых поражениях

  • Правила транспортировки пострадавших

  • Безопасность дорожного движения

  • Гражданская оборона и защита от чрезвычайных ситуаций

  • Основы медицинских знаний и правила оказания пер­вой помощи

7. Средства индивидуальной защиты

Средства защиты дыхания

  • Ватно-марлевые повязки

  • Респираторы (типа ШБ-1 и т. п.)

  • Противогазы (типа ГП-7, ПДФ-7, ИП-4М и т. п.)

Средства защиты кожи

  • ОЗК


  • Медицинское имущество

  • Аптечка индивидуальная (типа АИ-2 и т. п.)

  • Пакеты перевязочные (типа ППИ и т. п.)

  • Пакеты противохимические индивидуальные (типа ИПП-8, ИПП-11)

  • Сумки и комплекты медицинского имущества для ока­зания первой помощи

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 7 м х 14 см

  • Бинт марлевый медицинский нестерильный, размер 5 м х 10 см

  • Вата медицинская компрессная

  • Косынка медицинская (перевязочная)

  • Повязка медицинская большая стерильная

  • Повязка медицинская малая стерильная

  • Булавка безопасная

  • Шина проволочная (лестничная) для ног

  • Шина проволочная (лестничная) для рук

  • Шина фанерная длиной 1 м

  • Жгут кровоостанавливающий эластичный

  • Манекен-тренажёр для реанимационных мероприятий

  • Флаг Красного Креста

  • Носилки санитарные

  • Знак нарукавного Красного Креста

  • Лямка медицинская носилочная


  1. Аудиовизуальные пособия


Учебные видеофильмы на цифровых носителях

  • Действия учащихся по сигналам ГО

  • Средства индивидуальной защиты

  • Средства коллективной защиты (убежища, укрытия, по­рядок устройства простейшего укрытия)

  • Гидродинамические аварии

  • Автономное существование человека в природных усло­виях

  • Оползни, сели, обвалы

  • Ураганы, бури, смерчи

  • Наводнения

  • Лесные и торфяные пожары

  • Электробезопасность

  • Безопасность на улицах и дорогах

  • Безопасность на воде

  • Безопасность на природе

  • Правила безопасного поведения в быту

  • Поведение при ситуации криминогенного характера

  • Правила безопасного поведения при землетрясениях

  • Правила поведения при угрозе возникновения взрывов

  • Первая помощь при травмах

  • Первая помощь при кровотечениях

  • Первая помощь при переломах

  • Первая помощь при ожогах

  • Применение огнетушителей и правила пользования ими

  • Противошоковые и реанимационные мероприятия

  • Вредные привычки




VIII. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО КУРСА

  1. КЛАСС

- Учащиеся должны знать о чрезвычайных ситуациях, которые могут произойти с человеком в жилище, вне дома.

- Учащиеся должны уметь предвидеть опасность, стараться избегать ее.

- Учащиеся должны овладеть навыками правильного безопасного поведения при ЧС.

  1. КЛАСС

- Учащиеся должны знать об опасностях, которые могут произойти с человеком в лесу.

- Учащиеся должны уметь предвидеть опасность, предупредить или избежать ее.

- Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения при автономном существовании в природных условиях.

  1. КЛАСС

- Учащиеся должны иметь представление о различных стихийных бедствиях и более подробно знать о стихийных бедствиях, которые могут произойти в нашем городе.

- Учащиеся должны уметь правильно вести себя при стихийных бедствиях, знать о мерах по предупреждению тяжелых последствий.

- Учащиеся должны овладеть навыками безопасного поведения при ЧС, оказания первой помощи пострадавшим.

  1. КЛАСС

- Учащиеся должны знать об опасных объектах в нашем городе и ЧС, которые могут произойти на них.

- Учащиеся должны уметь правильно вести себя при техногенных происшествиях.

- Учащиеся должны овладеть навыками правильных действий при ЧС, оказания первой помощи пострадавшим.


Выпускник научится:

- классифицировать и характеризовать условия экологической безопасности;

- использовать знания о предельно допустимых концентрациях вредных веществ в атмосфере, воде и почве;

- использовать знания о способах контроля качества окружающей среды и продуктов питания с использованием бытовых приборов;

- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций при использовании бытовых приборов контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

- безопасно использовать бытовые приборы контроля качества окружающей среды и продуктов питания;

- безопасно использовать бытовые приборы;

- безопасно использовать средства бытовой химии;

- безопасно использовать средства коммуникации;

- классифицировать и характеризовать опасные ситуации криминогенного характера;

- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации на улице;

- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в подъезде;

- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в лифте;

- безопасно вести и применять способы самозащиты в криминогенной ситуации в квартире;

- безопасно вести и применять способы самозащиты при карманной краже;

- безопасно вести и применять способы самозащиты при попытке мошенничества;

- адекватно оценивать ситуацию дорожного движения;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при пожаре;

- безопасно использовать средства индивидуальной защиты при пожаре;

- безопасно применять первичные средства пожаротушения;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения пешехода;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения велосипедиста;

- соблюдать правила безопасности дорожного движения пассажира транспортного средства;

- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций на воде;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести у воды и на воде;

- использовать средства и способы само- и взаимопомощи на воде;

- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических походах;

- готовиться к туристическим походам;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических походах;

- адекватно оценивать ситуацию и ориентироваться на местности;

- добывать и поддерживать огонь в автономных условиях;

- добывать и очищать воду в автономных условиях;

- добывать и готовить пищу в автономных условиях; сооружать (обустраивать) временное жилище в автономных условиях;

- подавать сигналы бедствия и отвечать на них;

- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций природного характера для личности, общества и государства;

- предвидеть опасности и правильно действовать в случае чрезвычайных ситуаций природного характера;

- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного характера;

- безопасно использовать средства индивидуальной защиты;

- характеризовать причины и последствия чрезвычайных ситуаций техногенного характера для личности, общества и государства;

- предвидеть опасности и правильно действовать в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

- классифицировать мероприятия по защите населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

- безопасно действовать по сигналу «Внимание всем!»;

- безопасно использовать средства индивидуальной и коллективной защиты;

- комплектовать минимально необходимый набор вещей (документов, продуктов) в случае эвакуации;

- классифицировать и характеризовать явления терроризма, экстремизма, наркотизма и последствия данных явлений для личности, общества и государства;

- классифицировать мероприятия по защите населения от терроризма, экстремизма, наркотизма;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при обнаружении неизвестного предмета, возможной угрозе взрыва (при взрыве) взрывного устройства;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать при похищении или захвате в заложники (попытки похищения) и при проведении мероприятий по освобождению заложников;

- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регламентирующих ответственность несовершеннолетних за правонарушения;

- классифицировать и характеризовать опасные ситуации в местах большого скопления людей;

- предвидеть причины возникновения возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно действовать в местах массового скопления людей;

- оповещать (вызывать) экстренные службы при чрезвычайной ситуации;

- характеризовать безопасный и здоровый образ жизни, его составляющие и значение для личности, общества и государства;

- классифицировать мероприятия и факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье;

- планировать профилактические мероприятия по сохранению и укреплению своего здоровья;

- адекватно оценивать нагрузку и профилактические занятия по укреплению здоровья; планировать распорядок дня с учетом нагрузок;

- выявлять мероприятия и факторы, потенциально опасные для здоровья;

- безопасно использовать ресурсы интернета;

- анализировать состояние своего здоровья;

- определять состояния оказания неотложной помощи;

- использовать алгоритм действий по оказанию первой помощи;

- классифицировать средства оказания первой помощи;

- оказывать первую помощь при наружном и внутреннем кровотечении;

- извлекать инородное тело из верхних дыхательных путей;

- оказывать первую помощь при ушибах;

- оказывать первую помощь при растяжениях;

- оказывать первую помощь при вывихах;

- оказывать первую помощь при переломах;

- оказывать первую помощь при ожогах;

- оказывать первую помощь при отморожениях и общем переохлаждении;

- оказывать первую помощь при отравлениях;

- оказывать первую помощь при тепловом (солнечном) ударе;

- оказывать первую помощь при укусе насекомых и змей.


Выпускник получит возможность научиться:

- безопасно использовать средства индивидуальной защиты велосипедиста;

- классифицировать и характеризовать причины и последствия опасных ситуаций в туристических поездках;

- готовиться к туристическим поездкам;

- адекватно оценивать ситуацию и безопасно вести в туристических поездках;

- анализировать последствия возможных опасных ситуаций в местах большого скопления людей;

- анализировать последствия возможных опасных ситуаций криминогенного характера;

- безопасно вести и применять права покупателя;

- анализировать последствия проявления терроризма, экстремизма, наркотизма;

- предвидеть пути и средства возможного вовлечения в террористическую, экстремистскую и наркотическую деятельность; анализировать влияние вредных привычек и факторов и на состояние своего здоровья;

- характеризовать роль семьи в жизни личности и общества и ее влияние на здоровье человека;

- классифицировать и характеризовать основные положения законодательных актов, регулирующих права и обязанности супругов, и защищающих права ребенка;

- владеть основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности при формировании современной культуры безопасности жизнедеятельности;

- классифицировать основные правовые аспекты оказания первой помощи;

- оказывать первую помощь при неинфекционных заболеваниях;

- оказывать первую помощь при инфекционных заболеваниях;

- оказывать первую помощь при остановке сердечной деятельности;

- оказывать первую помощь при коме;

- оказывать первую помощь при поражении электрическим током;

- использовать для решения коммуникативных задач в области безопасности жизнедеятельности различные источники информации, включая Интернет-ресурсы и другие базы данных;

- усваивать приемы действий в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

- исследовать различные ситуации в повседневной жизнедеятельности, опасные и чрезвычайные ситуации, выдвигать предположения и проводить несложные эксперименты для доказательства предположений обеспечения личной безопасности;

- творчески решать моделируемые ситуации и практические задачи в области безопасности жизнедеятельности.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Контрольно – измерительные материалы для оценки степени достижения запланированных результатов по годам обучения:


Класс

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

5

тестирование

по теме: «Человек, среда его обитания, безопасность человека».

тестирование

по теме: «ЧС природного и техногенного характера».

контрольная работа по теме: «Возрастные особенности развития чело-века и ЗОЖ».

6

тестирование

по по теме: «Подготовка к активному отдыху на природе».

контрольная работа по теме:

«Обеспечение личной безопас-ности на водном транспорте».

Тестирование по теме: «Обес-печение безо-пасности при автономном существовании человека в при-родной среде».

Контрольная работа по теме «ЗОЖ и профилактика утомления».

7

тестирование

по теме: теме: «ЧС геоло-гического про-исхождения»

контрольная работа по теме: «ЧС гидроло-гического происхождения».

тестирование

по теме: «Защи-та населения от ЧС метеороло-гического происхождения».

контрольная работа по теме: «ЗОЖ и его значение для гармо-ничного развития человека».





Преподаватель-организатор ОБЖ И.А.Косов





СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Руководитель кафедры зам. директора по УВР

духовно-эстетического цикла ___________ /Черных И.Н./

__________/Малова О.И./ «___» августа 2015 г.

«___» августа 2015 г.

  • Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

  • средняя общеобразовательная школа № 18 поселка Паркового

  • муниципального образования Тихорецкий район

  • УТВЕРЖДЕНО

  • решением педагогического совета

  • от « 31» августа 2015года протокол № 1

  • Председатель ________ Г.П.Власова

  • РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

  • По основам безопасности жизнедеятельности

  • Уровень образования (класс) основное общее образование (5 – 9 класс)

  • Количество часов - 170 (1 час в неделю)

  • Учитель: Косов И.А.

  • Программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности» под общей редакцией А.Т. Смирнова,

  • Москва, «Просвещение», 2011 г.

28



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОБЖ

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Рабочая программа по курсу "Основы безопасности жизнедеятельности" 5-9 класс ФГОС

Автор: Косов Иван Александрович

Дата: 18.01.2016

Номер свидетельства: 278817

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Рабочая программа по ОБЖ в 3 классе. ФГОС. "
    ["seo_title"] => string(45) "rabochaia-proghramma-po-obzh-v-3-klassie-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "177895"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424727874"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Рабочая  программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов "
    ["seo_title"] => string(95) "rabochaia-proghramma-po-priedmietu-osnovy-biezopasnosti-zhizniedieiatiel-nosti-dlia-5-9-klassov"
    ["file_id"] => string(6) "157136"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1421559539"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Рабочая программа по ОБЖ (5 класс ФГОС)"
    ["seo_title"] => string(81) "rabochaia_proghramma_po_osnovam_biezopasnosti_zhizniedieiatiel_nosti_5_klass_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "345757"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1474799810"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(60) "Рабочая программа по ОБЖ 5-9 класс"
    ["seo_title"] => string(38) "rabochaia-proghramma-po-obzh-5-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "258099"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1448447860"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Рабочая программа ОБЖ 8-9 классы ФГОС"
    ["seo_title"] => string(40) "rabochaia_programma_obzh_8_9_klassy_fgos"
    ["file_id"] => string(6) "483425"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1541310149"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства