В соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
Одним из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации является постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в опасных для жизни и здоровья условиях.
В соответствии с вышеизложенным, предлагается программа, учитывающая все требования стандарта по ОБЖ в начальной школе и обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
• привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
• сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
• выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).
В ходе реализации содержания программы учащиеся начальных классов должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.
Главными задачами обучения по данной программе являются:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
На изучение материала программы предусмотрен 1 ч в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель начальных классов.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Школа России». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009).
Целью обучения основам безопасности жизнедеятельности является обучение правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Задачи обучения:
Привить начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
Сформировать научно – обоснованную систему понятий ОБЖ;
Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа рассчитана на 34 часа в год.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ОБЖ в 3 классе. ФГОС. »
«СОГЛАСОВАНО» «РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»
Зам. директора по УВР на МО учителей начальных классов Директор МКОУ «Рассветовская СОШ»
____________ Л.В. Жаксимбаева протокол №____ от «___»__________ 20___ г. _____________ О.В. Пономарева
«___»____________ 20___ г. приказ №_____ от «___»____________ 20___ г.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Рассветовская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
Предмет: Основы безопасности жизнедеятельности
Класс: 3
Учитель: Никанорова Е.Н.
2014 – 2015 учебный год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В соответствии с требованиями Федеральных законов России: «Об образовании», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей природной среды», «О пожарной безопасности», «О безопасности дорожного движения», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О гражданской обороне» и др. разработана программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 1—4 классов образовательных учреждений.
Одним из основных моментов в практической реализации вышеназванных законов Российской Федерации является постоянное информирование населения, пропаганда знаний, обеспечение правильных действий населения в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, в опасных для жизни и здоровья условиях.
В соответствии с вышеизложенным, предлагается программа, учитывающая все требования стандарта по ОБЖ в начальной школе и обеспечивающая непрерывность обучения населения, начиная с младшего школьного возраста, правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях. Реализация программы позволит:
привить учащимся начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
сформировать у детей научно обоснованную систему понятий основ безопасности жизнедеятельности;
выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни, в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
Основной целью интеграции знаний по основам безопасности жизни в содержание базового курса «Окружающий мир» является формирование социального опыта школьника, осознание им необходимости уметь применять полученные знания в нестандартной ситуации.
Для младшего школьника особенно актуальны следующие способы передачи своего отношения к полученной информации: движение (активное практическое действие, игра как реализация полученных знаний, рисунок) и слово (беседа, рассказ).
В ходе реализации содержания программы учащиеся начальных классов должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа построена с учетом уровня подготовки и общего развития учащихся начальной школы по классам обучения и включает в себя основные, наиболее часто встречающиеся опасные ситуации, в которых ребенок может оказаться: дома, на улице, в школе, в природных условиях.
Предусмотрено также ознакомление учащихся с такими понятиями, как чрезвычайная и экстремальная ситуация (стихийные бедствия, аварии, экологическая катастрофа) и правилами поведения в случае их возникновения.
Главными задачами обучения по данной программе являются:
- развитие у детей чувства ответственности за свое поведение, бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих;
- стимулирование у ребенка самостоятельности в принятии решений и выработка умений и навыков безопасного поведения в реальной жизни.
На изучение материала программы предусмотрен 1 ч в неделю в каждом классе. Занятия проводит учитель начальных классов.
Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по основам безопасности жизнедеятельности Л.П.Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В. Иванова (Сборник программ к комплекту учебников «Школа России». – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2009).
Целью обучения основам безопасности жизнедеятельности является обучение правильным действиям в опасных для жизни и здоровья ситуациях.
Задачи обучения:
Привить начальные знания, умения и навыки в области безопасности жизни;
Сформировать научно – обоснованную систему понятий ОБЖ;
Выработать необходимые умения и навыки безопасного поведения в повседневной жизни в случае возникновения различных опасных и чрезвычайных ситуаций.
В ходе реализации содержания программы учащиеся должны овладеть не только правилами безопасного поведения в различных ситуациях, но и путями и средствами укрепления здоровья: уметь оказывать первую медицинскую помощь, общаться со сверстниками и взрослыми, знать о значении природного окружения для здоровья человека.
• работа с дидактическим материалом (в игровой форме);
• изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций (например, знакомство с правилами дорожного движения на улицах, площадях и перекрестках, расположенных вблизи школы).
Программа рассчитана на 34 часа в год.
УМК
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. пособие для 3-4 кл. / Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010
Анастасова Л.П. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь для 3-4 кл. В 2 ч Ч.1/ Л.П. Анастасова, П.В. Ижевский, Н.В. Иванова. – М.: Просвещение, 2010
Топоров И.К. Методика преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразоват. учреждениях: кн. для учителя /И.К.Топоров. – М.: Просвещение, 2008
2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Содержание
Тип урока
Опорные средства
Цели и задачи
Дата урока
1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (25 ч)
Безопасное поведение на улицах и дорогах (8 ч)
1
Движение пешеходов по дорогам
1
1.1. Безопасное поведение на дорогах (10ч)
Движение пешеходов по дорогам. Правостороннее и левостороннее движение.
Элементы дорог. Дорожная разметка. Перекрестки. Их виды.
Переходим дорогу, перекресток. Сигналы светофора и регулировщика.
Виды транспортных средств. Специальные транспортные средства. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта. Состояние дороги, тормозной путь автомобиля. Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге.
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
С. 6 – 7, Таблица «Правила дорожного движения»
Создать условия для знакомства с правилами движения пешеходов по дорогам, право- и левосторонним движением
2
Правостороннее и левостороннее движение
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
С. 8- 9 , Дорожные знаки
Создать условия для знакомства с элементами дорог, дорожной разметкой
3
Элементы дорог.
Дорожная
разметка.
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Таблица «Дорога и ее составляющие части», с. 10 - 13
Создать условия для знакомства с перекрестками и их видами
4
Переходим дорогу, перекресток
1
урок комплексного повторения знаний и способов действия
Модели
дорожных
знаков, с. 14 - 19
Способствовать отработке умения переходить перекресток и дорогу
5
Сигналы светофора и регулировщика
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Модель
светофора, жезл регулировщика, с. 20 - 23
Создать условия для знакомства с сигналами светофора и регулировщика
6
Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Картон, цветная бумага, клей, ножницы, с. 24 - 29
Создать условия для знакомства с видами транспортных средств
7
Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Альбом, цветные карандаши.
Создать условия для знакомства со скоростью движения городского транспорта, состоянием дорог и тормозным путем
8
Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Способствовать отработке умения двигаться по загородной дороге, в том числе группой
Мы — пассажиры (2 ч)
9
Безопасность пассажиров
1
Безопасность пассажиров. Обязанности пассажиров.
Правила посадки в транспортное средство и высадки из него. Поведение при угрозе и во время аварии. Безопасная поза.
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Таблица «Мы пассажиры», 30 - 33
Создать условия для отработки умения правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него
10
Поведение при угрозе и во время аварии
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Карточки для парной работы, с.34 - 35
Создать условия для формирования умения правильно вести себя при угрозе и во время аварии
Пожарная безопасность и поведение при пожарах (3 ч)
11
Пожар в общественных местах, причина пожара
1
Пожар в общественных местах (школа, кинотеатр), причина пожаров. Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах. Страх, навыки безопасного поведения.
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения.
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Таблица
«Внимание!
Пожар!», с. 41 - 43
Создать условия для знакомства с правилами поведения при возникновении пожара в общественных местах
12
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Задания для
групповой
работы, с. 44 - 45
Способствовать отработке умения правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах
13
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Рисунок автобуса, с. 36 - 40
Создать условия для знакомства с правилами поведения при возникновении пожара в общественном транспорте
Безопасное поведение дома (6 ч)
14
Лифт – наш домашний транспорт
1
Лифт - наш домашний транспорт.
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии. Профилактика отравлений.
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами в быту.
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами и печным отоплением.
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Альбом, кисти, краски, с. 46 - 49
Создать условия для знакомства с правилами пользования лифтом
15 - 16
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии
2
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Пустые
упаковки из-под предметов бытовой химии, с. 65 - 68
Создать условия для знакомства с мерами безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии
17
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Таблица «Электричество, с. 69 - 71
Создать условия для знакомства с мерами безопасности при пользовании в быту электрическими приборами
18 - 19
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами
2
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Карточки для
индивидуальной
работы, с. 72 - 79
Создать условия для знакомства с мерами безопасности при пользовании в быту газовыми приборами
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (6 ч)
20 – 21
Правила обеспечения сохранности личных вещей
2
Правила обеспечения сохранности личных вещей. Защита квартиры (дома) от воров и грабителей: звонок в дверь, звонок (беседа) по телефону.
Особенности поведения с незнакомыми людьми: опасные незнакомцы.
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Сумки, пакеты,
одежда,
кошелек.
Создать условия для знакомства с правилами обеспечения сохранности личных вещей
22 - 23
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей
2
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Маски зверей, с. 56 - 66
Создать условия для знакомства с правилами обеспечения сохранности личных вещей
24-25
Особенности поведения с незнакомыми людьми
2
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
С. 50 - 55
Создать условия для знакомства с особенностями поведения с незнакомыми людьми
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (1 ч)
26
Отравление. Первая помощь при отравлении угарным газом
1
Отравление. Причины отравлений газообразными или вдыхаемыми токсическими веществами. Профилактика отравлений. Признаки отравления угарным газом. Первая помощь при отравлении угарным газом.
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Таблица «Оказание первой помощи пострадавшему»
Способствовать развитию умения оказывать первую помощь при отравлении угарным газом
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (6 ч)
27
Чрезвычайные ситуации природного происхождения
1
Чрезвычайные ситуации природного происхождения - стихийные бедствия. Примеры стихийных бедствий: тайфуны, ураганы, бури (штормы), смерчи, снегопады, метели, наводнения. Их последствия, мероприятия по защите.
Лесные пожары. Действия школьников по их предупреждению.
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
С. 80 - 82
Создать условия для знакомства ЧС природного происхождения
28 - 29
Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите
2
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
С. 83 - 91
Создать условия для знакомства с примерами стихийных бедствий, мероприятиями по защите
30
Лесные пожары
1
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
С. 92 - 94
Создать условия для знакомства с действиями по предупреждению лесного пожара
31 - 32
Организация оповещения населения о ЧС
2
Организация оповещения населения о чрезвычайных ситуациях. Примеры содержания речевой информации о чрезвычайных ситуациях.
урок изучения и первичного закрепления знаний и способов действия
Создать условия для знакомства с организацией оповещения населения о ЧС
4. Повторение (2 ч)
33
Повторение по теме «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся»
1
урок комплексного повторения знаний и способов действия
Создать условия для повторения изученного материала по теме
34
Повторение по теме «Защита человека в чрезвычайных ситуациях»
1
урок комплексного повторения знаний и способов действия
Создать условия для повторения изученного материала по теме
3. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» учащиеся 3 класса должны знать:
- правила движения пешеходов по дорогам, различать право- и левостороннее движение;
- виды транспортных средств, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств. Скорость движения городского транспорта, тормозной путь в зависимости от состояния дороги;
- правила движения пешеходов по загородной дороге; обязанности пассажиров. Правила посадки в транспортное средство и высадки из него;
- правила поведения при возникновении пожара в общественных местах, в общественном транспорте;
- меры безопасности при пользовании в быту предметами бытовой химии, электрическими и газовыми приборами, печным отоплением;
признаки отравления угарным газом, меры профилактики отравлений;
- правила обеспечения сохранности личных вещей; особенности поведения с незнакомыми людьми;
- как оповещают население о чрезвычайных ситуациях; о чрезвычайных ситуациях природного и антропогенного происхождения:
- ураган, буря, смерч (примеры, последствия);
- лесной пожар, действия по его предупреждению.
Уметь:
- переходить дорогу, перекресток; различать сигналы светофора и регулировщика, сигналы, подаваемые водителями транспортных средств;
- оценить скорость движения городского транспорта, состояние дороги и тормозной путь;
правильно садиться в общественный транспорт и выходить из него;
- двигаться: по загородной дороге, в том числе группой;
- правильно вести себя при возникновении пожара в общественных местах или в общественном транспорте;
- разговаривать с незнакомыми людьми при звонке в дверь или по телефону;
соблюдать меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии, электрическими, газовыми приборами и печным отоплением;
- оказать первую помощь при отравлении угарным газом;
- действовать при обнаружении возгорания в лесу, в поле.
4. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (приложение к рабочей программе)
№ урока
Тема урока
Кол-во часов
Дата урока
1.Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся (25 ч)
Безопасное поведение на улицах и дорогах (8 ч)
1
Движение пешеходов по дорогам
1
2
Правостороннее и левостороннее движение
1
3
Элементы дорог.
Дорожная
разметка.
1
4
Переходим дорогу, перекресток
1
5
Сигналы светофора и регулировщика
1
6
Виды транспортных средств. Сигналы, подаваемые водителями транспортных средств
1
7
Скорость движения городского транспорта. Тормозной путь автомобиля
1
8
Загородная дорога, движение пешехода по загородной дороге
1
Мы — пассажиры (2 ч)
9
Безопасность пассажиров
1
10
Поведение при угрозе и во время аварии
1
Пожарная безопасность и поведение при пожарах (3 ч)
11
Пожар в общественных местах, причина пожара
1
12
Правила поведения при возникновении пожара в общественных местах
1
13
Возникновение пожара в общественном транспорте, правила поведения
1
Безопасное поведение дома (6 ч)
14
Лифт – наш домашний транспорт
1
15-16
Меры безопасности при пользовании предметами бытовой химии
2
17
Соблюдение мер безопасности при пользовании электрическими приборами
1
18-19
Соблюдение мер безопасности при пользовании газовыми приборами
2
Безопасное поведение в ситуациях криминогенного характера (6 ч)
20-21
Правила обеспечения сохранности личных вещей
2
22-23
Защита квартиры (дома) от воров и грабителей
2
24-25
Особенности поведения с незнакомыми людьми
2
2. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи (1 ч)
26
Отравление. Первая помощь при отравлении угарным газом
1
3. Защита человека в чрезвычайных ситуациях (6 ч)
27
Чрезвычайные ситуации природного происхождения
1
28-29
Примеры стихийных бедствий. Их последствия, мероприятия по защите
2
30
Лесные пожары
1
31-32
Организация оповещения населения о ЧС
2
4. Повторение (2 ч)
33
Повторение по теме «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, правила поведения учащихся»
1
34
Повторение по теме «Защита человека в чрезвычайных ситуациях»