Программа дополнительного образования детей "Патриот"(2 года обучения)
Программа дополнительного образования детей "Патриот"(2 года обучения)
Образовательная программа дополнительного образования «Юный патриот» относится к военно-патриотической направленности.
Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.
Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности « Юный патриот».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования детей "Патриот"(2 года обучения) »
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 86
имени контр-адмирала И.И.Вереникина
г. Ульяновск
Образовательная программа
дополнительного образования детей
«Юный патриот»
Детское объединение «Патриот»
Всего 288 часов
Программу разработала
Шаповалова О.А.,
преподаватель организатор
ОБЖ
Возраст детей: 11-13 лет
Срок реализации программы: 2 года
Ульяновск 2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа дополнительного образования «Юный патриот» относится к военно-патриотической направленности.
Патриотическое воспитание имеет особую значимость в системе воспитания подрастающего поколения и является одним из важнейших задач нашего общества. Об этом много уже сказано и по-прежнему говорится в средствах массовой информации, в разнообразных методических изданиях. Сейчас мы наблюдаем возрождение былых традиций, которые были заложены в те времена, когда мы все проживали в едином советском пространстве.
Основной целью патриотического воспитания является формирование социальных и личностных качеств человека и наиболее полной их реализации на благо общества, для воспитания гражданина, патриота своей Родины. В связи с этим возникает потребность в разработке образовательной программы объединения дополнительного образования детей военно-патриотической направленности « Юный патриот».
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Гражданственность – фундаментальное качество личности, заключающееся в осознании долга перед обществом и деятельном претворении его в жизнь. На базе этого социально значимого качества для каждого из нас и общества в целом в сердцах наших детей зреет патриотическое чувство сопричастности судьбам Отечества как наивысший результат их социализации. В этом смысле воспитание патриотов – самая высокая задача любой образовательной системы, не теряющая актуальности на протяжении всей истории человечества и особенно актуализирующаяся в периоды испытаний.. Проблемы гражданско-патриотического воспитания в нашей стране обострены: экономический кризис, дестабилизация и расслоение общества, коснувшиеся каждой семьи, привели к смене мироощущений и ценностных ориентаций детей и юношества; усилилось их отчуждение от мира взрослых, негативное отношение к понятиям человеческого достоинства, гражданского долга, личной ответственности. Растущий дефицит гуманности в кризисном обществе, социальная напряженность, деформация семей отрицательно влияют на нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения: подростки по данным социологических опросов неохотно принимают участие в общественной жизни (70%), не интересуются ею (75%), стремятся уклониться от службы в Российской армии (87%), не желают трудиться в государственном секторе (80%), хотят эмигрировать из страны (46%) и т.д. Все вышеизложенное подтверждает актуальность, общественную значимость, педагогическую целесообразность поставленной задачи и диктует необходимость создания образовательной программы, отвечающей не преходящей конъюктуре или интересам отдельных групп и ведомств, а интересам общества в целом; программы, которая:
- имеет военно-патриотическую направленность;
-отражает общий для всех регионов России содержательный компонент образования – воспитание россиянина, гражданина и патриота; -способствует возрождению общественного тонуса, народного духа, общероссийской государственности, региональных традиций.
В настоящее время в системе дополнительного образования детей сложились определенные направления и формы социальной адаптации обучающихся, среди которых – подготовка подростка к выполнению обязанностей защитника Отечества.
Отличие данной программы от существующих заключается в том, что она направлена на реализацию широкого спектра направлений деятельности (общая и специальная физическая подготовка, основы выживания, ориентирование и топография, стрелковая и парашютная подготовка, история Вооруженных сил России), объединенных общей целью и задачами. Другая особенность программы и ее новизназаключается в отсутствии ориентации на отдельный вид Вооруженных сил, что традиционно существует в военно-патриотических клубах.
Цель программы – социальное становление, патриотическое воспитание и формирование активной гражданской позиции подростков в процессе интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития, подготовка их к защите Отечества.
Основнымизадачами программы являются:
Развитие мотивации обучающихся к познанию важнейших духовно-нравственных ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян.
Компенсация отсутствующих в основном образовании знаний, умений и навыков в области истории Отечества и Вооруженных сил, физкультуры, спорта, медицины; развитие интереса к воинским специальностям и формирование желания получить соответствующую подготовку; выработка готовности к достойному служению обществу и государству.
Физическое развитие обучающихся, формирование навыков дисциплины, самоорганизации и умения действовать в сложных и экстремальных ситуациях.
Воспитание силы воли, мужества, стойкости, гражданственности и патриотизма.
Достижение поставленных задач предполагается осуществить на основе интереса подростков к военному искусству, физической силе и красоте, мужеству и стойкости, смелости и решительности, стремлению к самоутверждению. Программа разработана в 2013 году с учетом требований к содержанию и оформлению дополнительных образовательных программ. Возраст занимающихся:11-13 лет.
Срок реализации программы: два учебных года.
Форма занятий: групповая, малыми группами (по звеньям), индивидуальная.
Режим занятий: занятия проводятся два раза в неделю, продолжительностью – два академических часа. Общая продолжительность занятий 144 часа за учебный год.
Принципы организации обучения Реализацию программы предлагается осуществлять на основе следующихпринципов: -гуманистических начал, многообразия и вариантности форм организации жизнедеятельности и образования детей и подростков; -приоритета интересов каждого обучающегося и учета его интеллектуальных и психофизиологических личностных особенностей; -непрерывности образования и воспитания; - воспитывающего обучения; - учета специфических региональных особенностей культуры, экологии и условий жизни; -обеспечение подростку комфортной эмоциональной среды - «ситуации успеха» и развивающего общения; -содействие выбору индивидуального образовательного маршрута и темпа его освоения.
Формы проведения учебных занятий подбираются с учетом цели и задач, познавательных интересов и индивидуальных возможностей воспитанников, специфики содержания данной образовательной программы и возраста воспитанников: -практические занятия; -деловые и ролевые игры; -упражнения на взаимодействия в группе; -конкурсы, соревнования (участие в муниципальных конкурсах); -проигрывание ситуаций; -проектирование; -встречи со специалистами и интересными людьми;
-экспресс тесты и опросы; -беседы.
Продолжительность образовательного процесса
Год обучения
Периодичность в неделю
Кол-во часов в неделю
Кол-во часов в год
1 год обучения
2 раза в неделю
4 часа
144 часа
2 год обучения
2 раза в неделю
4 часа
144 часа
Ожидаемые результаты
Учащиеся получают знания: основные статьи Конституции РФ, Федеральных Законов «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», касающиеся военной службы, поступлению и учёбе в военных профессиональных учебных заведениях, права и обязанности граждан при поступлении на службу по контракту, требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на контрактную службу, правила заключения контракта на военную службу, испытания для граждан, поступающих на службу по контракту, основные права и обязанности граждан при прохождении службы по контракту, основные правила поступления в военные профессиональные учебные заведения, основные права и обязанности граждан при обучении в военных профессиональных учебных заведениях, основные военно-учётные специальности, штатные должности военнослужащих и военные профессии, основные военные профессиональные учебные заведения Российской Федерации.
Чтобы убедиться в прочности полученных знаний и умений, эффективности
обучения по образовательной программе «Юный патриот» проводятся три вида
контроля:
вводный контроль – в начале года (тест, педагогическое наблюдение практических умений по ТБ, беседа, тренинг);
промежуточный контроль – в середине года (тест, практическое задание);
итоговый контроль – апрель-май текущего учебного года (тестирование на знание теоретического материала занятие, практическое занятие).
Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть воспитанники 1 год обучения По окончании подготовки учащиеся должны Знать:
Историю создания Вооруженных Сил РФ;
Основные положения Устава Вооруженных Сил РФ;
Основные строевые приемы и действия;
Меры безопасности на занятиях с оружием и при проведении учебных стрельб;
Устройство автомата Калашников, учебных гранат и мин;
Приемы и правила стрельбы;
Способы оказания первой медицинской помощи;
Характеристику современного боя;
Принципы взаимодействия членов подразделения;
Уметь:
Нести караульную службу;
Выполнять одиночные строевые приемы и действия в составе подразделения;
Собирать и разбирать автомат АК-47;
Стрелять из автомата Калашникова, мелкокалиберной и пневматической винтовок по мишеням;
Оказать первую медицинскую помощь условно пострадавшему при остановке сердца, переломах, кровотечениях;
Выполнять приемы самостраховки, бросков;
Преодолевать полосу препятствий;
Перечень знаний и умений, которыми должны овладеть воспитанники 2 год обучения По окончании 2 года обучения обучающиеся должны: Знать:
Виды оружия, стоящие на вооружении в армии РФ;
Меры безопасности при обращении со стрелковым оружием;
Защита человека в экстремальных ситуациях;
Способы выживания человека в экстремальных ситуациях;
Способы оказания доврачебной помощи в полевых условиях, ожоги и обморожения;
Укусы насекомых и змей;
Условия, обеспечивающие выполнения боевой задачи;
Способы ведения разведки;
Специфику жизнедеятельности воинского коллектива;
Уметь:
Отдавать честь с оружием;
Выполнять повороты и движения с оружием;
Разбирать и собирать автомат на время;
Изготовлять транспортировочные средства
Метать гранаты;
Накладывать повязки и останавливать кровотечения;
Способы проверки и формы подведения итогов реализации программы
Результативностьосвоения учащимися программы осуществляется через использование различных способов проверки:
текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
текущий контроль умений и навыков в процессе наблюдения за индивидуальной работой;
тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
взаимоконтроль;
самоконтроль.
итоговый контроль умений и навыков (выполнение контрольных упражнений, тестов, викторин).
анализ медицинских карт учащихся (количество острых заболеваний в год, показатели физического развития, плечевого индекса, группа здоровья, физкультурная группа), классные журналы (успеваемость, пропуски занятий по болезни).
Учебный план(по годам обучения)
№
Темы
разделов
1 год
обучения
2 год
обучения
1
Введение в образовательную программу
2
2
2
Историко-правовая подготовка
14
24
3
Строевая подготовка
26
18
4
Огневая подготовка
46
32
5
Тактическая подготовка
20
12
6
Медицинская подготовка
10
18
7
Психологическая подготовка
10
18
8
Туристская подготовка
16
20
Итого
144
144
Учебно-тематическое планирование 1 год обучения (4 часа в неделю -144 часа)
№
Разделы программы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Введение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях.
2
2
2
Историко-правовая подготовка.
14
4
2.1
История вооруженных сил Российской Федерации
4
4
2.2
Уставы Вооруженных сил
10
10
3
Строевая подготовка
26
10
16
3.1
Строевая подготовка: одиночное выполнение основных приемов
26
10
16
4
Огневая подготовка
46
20
26
4.1
История армейского вооружения
10
8
2
4.2
Основные приемы обращения с оружием.
36
12
24
5
Тактическая подготовка
20
8
12
5.1
Понятия «бой» и его основные характеристики
20
10
10
6
Медицинская подготовка.
10
6
4
6.1
Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении, поражении током, при остановке сердца
10
6
4
7
Психологическая подготовка
10
8
2
7.1
Психологическая подготовка в службе в Вооруженных силах
10
8
2
8
Туристская подготовка
16
12
4
8.1
Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях
16
12
4
Итого
144
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ1-й ГОД ОБУЧЕНИЯ
1. Вводное занятие (2 часа).
Цель: познакомить детей с программой кружка, техникой безопасности, друг с
другом и педагогом.
Задачи:
Предоставление сведений о программе кружка, выявление начального уровня знаний и умений. Информирование о технике безопасности.
Развитие творческих способностей, коммуникабельности.
Воспитание патриотизма, гражданственности, чувства гордости за Россию.
Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг. Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения. Форма проведения: беседа, тестирование. Форма подведения итогов: рефлексия.
2. Историко-правовая подготовка (14 часов).
Цель: познакомить детей с историей создания Вооруженных Сил России в ХХ веке. Изучить структуру исодержание общевоинских уставов. Ознакомиться с историей создания уставов в России. Задачи:
Знакомство детей с видами и родами войск, с задачами Вооружённых сил, уставами Вооруженных сил.
Развитие коммуникабельности, умения работать в коллективе.
3. Воспитание основ дисциплины, правил воинской вежливости, гражданствен-ности, патриотизма, чувства гордости за Россию.
2.1. История вооруженных сил Российской Федерации (4 часов). Теоретические знания: история и традиции Вооруженных Сил Российской Федерации, символы воинской чести; воинские награды, истории создания Вооруженных Сил Российской Федерации (ВС РФ); организационной структуры ВС Российской Федерации; видов ВС; истории их создания и предназначения; функций и основных задач современных ВС, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности страны. Практические знания: экскурсии в музеи. Методы и приемы: наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения. Форма проведения: беседа, тестирование. Форма подведения итогов: рефлексия.
2.2. Уставы Вооруженных сил (10 часов). Теоретические знания: основы подготовки к воинской службе, символы воинской чести, устав внутренней службы, уставы Вооруженных сил разных стран, основные понятия российского права; Вооруженных Сил Российской Федерации, состава и боевых традиций Российской Армии; назначения и боевых возможностей видов и родов войск Вооруженных Сил; особенности формирования и сплочения воинских коллективов; правовые основы воинской службы, порядок прохождения воинской службы; основные требования военной присяги, дисциплины, значение общевоинских уставов в жизни и деятельности частей и подразделений, воинские звания и знаки различия; правила воинской вежливости, поведение и отдание воинского приветствия, обязанности перед построением и в строю. Практические знания: несение караульной службы, основные звания в Вооруженных силах, воинские обязанности. Методы и приемы: прием сравнения, наглядный, практический, словесный, беседа с детьми. Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады. Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
3. Строевая подготовка (26 часов).
3.1. Строевая подготовка: одиночное выполнение основных приемов. Цель: познакомить детей с основными положениями Строевого устава ВС РФ.
2. Выработка у детей строевой выправки, подтянутости и выносливости, умения правильно и быстро выполнять воинское приветствие.
3. Воспитание дисциплины, гражданственности и патриотизма. Теоретические знания: строи и их элементы, строевые приемы. Практические знания: выполнение основных приемов и движений, участие в районном смотре строя. Методы и приемы: наглядный, практический, словесный. Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады. Форма подведения итогов: рефлексия, смотр строя и песни.
4.Огневая подготовка (46 часов).
Цель: обучить детей умело использовать оружие в различных условиях боевой обстановки. Задачи: 1.Обучить детейосновным приемам обращения с оружием.
2.Формирование необходимых морально-психологических качеств для решения боевых задач.
3.Воспитание у детей уверенности в силу своего оружия.
4.1. История армейского вооружения (10 часов). Теоретические знания: история развития оружия, знаменитые конструкторы-оружейники; Методы и приемы: наглядный, практический, словесный. Форма проведения: беседа, практические занятия, доклады. Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
4.2. Основные приемы обращения с оружием. Автомат Калашникова АК-47. (36 часов). Теоретические знания: Автомат Калашникова АК-47.; меры безопасности на занятиях с оружием, приемы и правила стрельбы, разновидности стрелкового оружия. Практические знания: стрельба в тире, сборка и разборка автомата. Методы и приемы: практический, словесный, наглядный. Форма проведения: практические занятия, беседа. Форма подведения итогов: рефлексия.
5. Тактическая подготовка (20 часов). Цель: ознакомить детей с правилами, обычаями и нормами поведения военно-служащих, связанных с выполнением боевых задач и несением военной службы. Задачи:
1. Знакомство детей с основными формами современного боя.
2. Развитие навыков и умений по отработке основных элементов боя.
3. Воспитание дисциплины, ответственности, любви к Родине, самоотверженности и самопожертвования, героизма и отваги.
5.1. Понятия «бой» и его основные характеристики (20 часов). Теоретические знания: основная тактическая форма – бой, характеристика содержания боя, условия, обеспечивающие выполнение боевой задачи. Практические знания: ведения огня по условному противнику, маневры, отработка элементов боя. Методы и приемы: практический, словесный, наглядный. Форма проведения: практические занятия, беседа. Форма подведения итогов: рефлексия.
6. Медицинская подготовка (10 часов). Цель: научить детей приемам оказания первой медицинской помощи.
Задачи:
1. Ознакомить детей с правилами и способами оказания первой медицинской помощи.
2. Развитие навыков и умений по оказанию первой медицинской помощи.
3. Воспитание ответственности за жизнь и здоровье, взаимопомощи.
6.1. Правила оказания медицинской помощи при ранениях, травмах, отравлении, поражении током, при остановке сердца. Теоретические знания: понятие «травма», «жгут», «шина», правила оказание первой медицинской помощи при различного рода травм. Практическое знания: наложение жгута, наложение шины, бинтование ран, проведения искусственного дыхания и непрямого массажа сердца, изготовление транспортировочных средств. Методы и приемы: наглядный, практический, словесный. Форма проведения: практические занятия, беседа с медицинским работником. Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование, практическое задание.
1. Обучить детей правилам поддержания оптимальной трудоспособности.
2.Развитие навыков и умений необходимых для оказания психологической помощи.
3. Воспитание дружелюбия, чувства коллективизма, выдержки, уверенности, взаимопомощи и самоконтроля.
7.1. Психологическая подготовка к службе в Вооруженных силах. Теоретические знания: понятие «психотренниг», понятия «коллектив», «самооценка», правила адаптации в новом коллективе, Практическое знания: умение общаться, умение расположить к себе человека, умение избегать конфликтов. Методы и приемы: словесный, беседа. Форма проведения: практические занятия, тренниг, тестирование. Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование, практическое задание.
8. Туристская подготовка (16 часов). Цель: выработка у детей тактики выживания в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Задачи:
1. Познакомить детей со способами выживания в условиях вынужденной автономии.
2. Развитие навыков и умений по отработке основных приемов выживания в природных условиях.
8.1. Выживание в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Теоретические знания: понятие «автономия», «тактика выживания», факторы выживания. Практическое знания: умение не заблудиться в лесу, тактика выживания в лесу, питание и добыча воды при автономном изолированном существовании. Методы и приемы: словесный, беседа, практический. Форма проведения: практические занятия, тестирование. Форма подведения итогов: рефлексия, практическое задание.
Учебно-тематическое планирование 2 год обучения (144 часа)
№
Разделы программы
Количество часов
всего
теория
практика
1
Введение в образовательную программу. Техника безопасности на занятиях.
2
2
2
Историко-правовая подготовка.
24
18
6
2.1
История вооруженных сил разных стран мира.
8
8
2.2
Дни воинской славы России
8
8
2.3
Законы о Вооруженных Силах РФ
8
8
3
Строевая подготовка
28
8
20
3.1
Строевые приемы в составе подразделения в движении
14
4
8
3.2
Строевые приемы и движение с оружием: одиночно и в составе подразделения
14
4
12
4
Огневая подготовка
32
14
18
4.1
Разборка и сборка автомата АК-47. Стрельба в тире
32
14
18
5
Тактическая подготовка
12
6
6
5.1
Способы ведения разведки. Действия солдата в бою
12
6
6
6
Медицинская подготовка.
18
14
4
6.1
Оказание доврачебной помощи в полевых условиях
18
14
4
7
Психологическая подготовка
18
10
8
7.1
Специфика жизнедеятельности в воинском коллективе
18
10
8
8
Туристская подготовка
20
14
6
8.1
Особенности подготовки и организации похода
20
14
6
Итого
144
Содержание программы 2 года обучения(144 часа)
1.Вводное занятие (2 часа). Теоретические знания: Знакомство с группой. Правила поведения в кабинете, соблюдение мер предосторожности на практических занятиях. Вводный мониторинг. Методы и приемы: Наглядный, практический, словесный. Беседа с детьми, прием сравнения. Форма проведения: беседа, тестирование. Форма подведения итогов: рефлексия.
2. Историко-правовая подготовка (24 часа).
2.1. История вооруженных сил разных стран мира. Теоретические знания: история формирования вооруженных сил разных стран, особенности службы в армии в зарубежных странах, воинские звания и знаки отличия, государственные награды; Методы и приемы: наглядный, словесный, беседа; Форма проведения: беседа, тестирование, презентация. Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
2.2. Дни воинской славы России. Теоретические знания: исторически важные битвы и сражения русской армии с древнейших времен; Практические знания: знание тактических приемов; Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность; Форма проведения: практические занятия, презентация, тестирование. Форма подведения итогов: рефлексия, тестирование.
2.3. Законы о Вооруженных Силах РФ. Теоретические знания: Правовые основы воинской службы: Конституция РФ, Федеральные законы: "Об обороне", "О статусе военнослужащего", "О воинской обязанности и воинской службе", "О знамени победы". Общевоинские уставы ВС Российской Федерации - закон воинской жизни. Военная присяга - клятва воина на верность. Воинские звания. Права и ответственность военнослужащих, ; Практические знания: применения законов в жизни; Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность; Форма проведения: тестирование, рефлексия
3. Строевая подготовка (28 часов). 3.1. Строевые приемы в составе подразделения. Практические знания: Выполнение строевых приемов с оружием "на ремень", "на грудь", "на спину" и других одиночно; Методы и приемы: беседа, наглядность, словесный,; Форма проведения: практическое занятие, рефлексия
3.2. Строевые приемы и движение с оружием: одиночно и в составе подразделения. Практические знания: выполнение строевых приемов с оружием "на ремень", "на грудь", "на спину" и других одиночно; Методы и приемы: беседа, наглядность, словесный,; Форма проведения: практическое занятие, рефлексия
4. Огневая подготовка (32 часа). 4.1. Разборка и сборка автомата Калашникова. Стрельба в тире. Теоретические знания: знание новинок оружия, машин, изучение боевых свойств и устройства пневматического и огнестрельного оружия (МК-винтовки, автомата и пулемета Калашникова, пистолета Макарова, гранатомета РПГ-7 и др.) Практические знания: умение характеризовать оружие, разборка и сборка автомата, стрельба по мишеням из разных положений; Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность; Форма проведения: тестирование, рефлексия, практическое занятие.
5. Тактическая подготовка (12 часов). 5.1. Способы ведения боя. Действия солдата в бою. Теоретические знания: действия солдата в бою, способы ведения разведки, боевое обеспечение, борьба с бронированными машинами; Практические знания: полевой поход, отработка элементов боя, ведение огня по противнику, разведка; Методы и приемы: словесный, беседа, наглядность; Форма проведения: тестирование, рефлексия, практическое занятие
6. Медицинская подготовка (18 часов). 6.1. Оказание доврачебной помощи в полевых условиях. Теоретические знания: изучение оказания первой медицинской помощи при обморожениях, несчастных случаях, поражение отравляющими и сильнодействующими ядовитыми веществами, при радиационных поражениях; изучение выполнения мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний, пищевых отравлений, симптоматика заболеваний; Практические знания: умение оказать первую медицинскую помощь в полевых условиях, используя подручные материалы; Методы и приемы: словесный, наглядность; Форма проведения: рефлексия, практическое занятие.
7. Психологическая подготовка (18 часов). 7.1. Специфика жизнедеятельности в воинском коллективе. Теоретические знания: правила руководства и лидерства, управления коллективом, собой; типов конфликтов, управления конфликтной ситуацией, управление эмоциональным состоянием; профессионального самоопределения.; Практические знания: умение контролировать эмоции, снятие стресса; Методы и приемы: словесный, наглядность, беседа, рассказ; Форма проведения: тестирование, рефлексия, тренинг.
8. Туристская подготовка (20 часов). 8.1. Особенности подготовки и организации похода. Теоретические знания: умение определять стороны горизонта и свое местонахождение в пространстве и во времени, читать топографические и спортивные карты, решать по ним задачи, двигаться по азимуту, подача сигнала бедствия, правила поведения в лесу, установки палатки и разведения костра, вязание основных узлов, знакомство с дарами леса; грибы, ягоды, лекарственные растения и их применение. Практические знания: организация похода; Методы и приемы: словесный, наглядность, беседа,; Форма проведения: поход, тестирование, рефлексия, тренинг.
Методическое обеспечение программы
Организация деятельности патриотического объединения «Патриот» базируется на следующих принципах:
-принцип индивидуализации воспитания - требует учета индивидуальных особенностей каждого воспитанника, раскрытия потенциалов личности, а также предоставление возможностей каждому воспитаннику для самореализации и самораскрытия;
-принцип сотрудничества - предполагает определение общих целей педагога и воспитанников, организацию их совместной деятельности на основе взаимопонимания и взаимопомощи;
-принцип развития самостоятельности и инициативы детей - требует активного участия воспитанников в решении вопросов деятельности объединения, создания ситуаций для принятия детьми самостоятельных решений и ответственности за их выполнение, поддержки различных инициатив, направленных на достижение значимых целей.
Принципы, положенные в основу учебно-воспитательного процесса:
-сознательности и активности — обучающиеся должны понимать цель и задачи тренировок, осознавать значение занятий рукопашным боем и воинскими дисциплинами; понимать значения и смысл выполняемых технических действий, уметь исправить ошибки в исполнении технического действия;
-систематичности и последовательности — обучающиеся должны осознавать, что только регулярность тренировок ведет к улучшению результатов; нарабатывание новых приемов легче всего происходит с применением знаний ранее усвоенных; если не соблюдать системы и последовательности в процессе тренировок, процесс развития замедляется;
связи теории с практикой — эффективность и качество обучения проверяются на практике — в процессе учебной и соревновательной деятельности.
Важнейшее требование к занятиям: - дифференцированный подход к обучающимся с учетом их здоровья, физического развития, двигательной подготовленности; - формирование у подростков навыков для самостоятельных занятий спортом и получения новых знаний. Предполагается использовать методики, основанные на постепенном изучении программного материала.
Методы, используемые в процессе обучения Методика обучения носит комплексный характер. В работе с обучающимися используются:
•методы использования слова: рассказ; описание; беседа, объяснение; разбор; задание;
оценка; команда; подсчет;
• методы наглядного восприятия:
- показ приемов, комбинаций и действий;
- демонстрация плакатов, учебных пособий, фильмов.
• практические методы (работа под руководством педагога и самостоятельная):
- строго регламентированные упражнения;
- частично-регламентированные упражнения;
- разучивание по частям;
- разучивание в целом;
- игровой;
- соревновательный.
Основная форма организации и проведения занятий — систематические учебно-тренировочные пракитческие занятия и соревнования.
Для реализации поставленных задач используются разные формы организации детей на учебных занятиях: коллективные, групповые и индивидуальные.
Все используемые методы условно можно разделить на группы: -методы, оценивающие и стимулирующие деятельность личности; -методы, побуждающие и формирующие определенную деятельность, сознание личности; -методы самовоспитания, т.е. самоуправляемого воспитания, которое подразумевает систему самостоятельных упражнений и тренировок. Рассмотрим более подробно используемые методы организации деятельности по программе:
Метод убеждения – разъяснение, эмоционально-словесное воздействие, внушение, просьба.
Метод показа – демонстрация изучаемых действий, экскурсии, посещение соревнований и т.п.
Метод упражнения – систематическое выполнение и повторение изучаемых действий, закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Метод состязательности – поддержание у учащихся интереса к изучаемому материалу, проверка на практике действенности полученных знаний и умений, демонстрация и сравнение достижений учащихся, определение успехов, ошибок и путей их исправления.
Анкетирование, опрос учащихся. Позволяют выяснить состояние и динамику развития личностных качеств воспитанников и определить направления дальнейшего педагогического воздействия на воспитанников.
Работа с родителями (родительские собрания, родительский комитет, индивидуальная работа: дает возможность для согласованного воздействия на учащегося педагогов и родителей)
Условия реализации программы
Практические занятия по ОФП, строевой и тактической подготовкам могут проводиться как на открытом воздухе, так и в спортзале.
Имеется методический, наглядный и мультимедийный материал и
ФЗ РФ «О воинской обязанности и военной службе», 1998.
Постановление Правительства «О военно-патриотических и детских объединениях» №551 от 24.07. 2001.
Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» №727 от 16.05.1996.
Уставы Вооруженных Сил Российской Федерации. «Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации», 2010.
Быков А. К., Мельниченко И. И. Патриотическое воспитание школьников в учебном процессе. Методическое пособие — М.: ТЦ Сфера, 2007.
Васнев В.А., Чиненный С.А. «Основы подготовки к военной службе».- М.: Просвещение, 2003 .
А.А.Волокитин, Н.Н.Грачев, В.А.Жильцов «Военно-профессиональная ориентация учащихся».- М.: Дрофа, 2004.
Во имя России: Российское государство, армия и воинское воспитание. Учебное пособие. - М.: АМЛИКС, 2001.
Лутовинов В. И. Патриотизм: проблемы формирования у молодежи в современных условиях. — М.: ВУ, 1997.
Мельниченко И. И., Мешков А. В., Мешкова С. И. Методика организации и проведения военно-полевых сборов. — А.: 2005.
Нефедов А.А.Тактическая подготовка. М.: Библиотечка «Военные знания», - 2007 .