14
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:
Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования – М.: Просвещение, 2011 г.), на основе Региональной учебной программы по курсу ОБЖ для 5-11 классов образовательных учреждений Владимирской области (Информационный бюллетень №7 2007 г. Департамента образования администрации Владимирской области, Владимирский институт повышения квалификации работников образования), УМК авторов А.Т. Смирнова, Б.О. Хренникова, ОБЖ 9 класс, М.: Просвещение, 2013 г., примерной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» 5-9 классы, М.: Просвещение, 2011 г.
Настоящая программа определяет объем содержания образования по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 9 класса, дает распределение учебных часов по модулям, разделам и темам курса.
Программа выполняет основные функции:
Информационно – методическая - позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами данного учебного предмета.
Организационно – планирующая – предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала по модулям, разделам и темам с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей обучающихся.
Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одной из важнейших задач этого этапа является подготовка обучающихся к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Обучающиеся должны научиться самостоятельно ставить цели и определять пути их достижения, использовать приобретенный в школе опыт деятельности в реальной жизни, в том числе и за рамками учебного процесса.
Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в основной школе строится так, чтобы были достигнуты следующие цели:
повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз,
снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства,
формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему ПАВ, в том числе наркотиков.
обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.
Достижение этих целей обеспечивается решением таких учебных задач, как:
формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности,
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни,
выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.
Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях ФЗ РФ и других нормативно – правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.
За основу проектирования структуры и содержания рабочей программы принят модульный принцип ее построения и комплексный подход к наполнению содержания для формирования у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, индивидуальной системы здорового образа жизни и антиэкстремистского и антитеррористического поведения.
Структурные компоненты программы представлены в виде модулей, разделов и тем, охватывающих весь объем содержания, определенный для
9 класса в рамках предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ:
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства.
Раздел 1. Основы комплексной безопасности.
Национальная безопасность России в современном мире.
ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России.
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС.
Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени.
Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени.
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ.
3.1. Общие понятия о терроризме и экстремизме.
3.2. Нормативно – правовая база противодействия терроризму и
экстремизму в РФ.
3.3. Организационные основы противодействия терроризму и
наркотизму в РФ.
3.4. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и
профилактика наркозависимости.
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни.
Раздел 4. Основы здорового образа жизни.
4.1. Здоровье – условие благополучия человека.
4.2. Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье.
4.3. Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного
здоровья.
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской
помощи.
5.1. Оказание первой помощи.
На основании федерального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ и учебного плана МБОУ СОШ №1 г. Покров предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» в 9 классе изучается из расчета 1 час в неделю, 34 часа в год.
Результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:
Личностные результаты:
• развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств,
обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от
внешних и внутренних угроз;
• формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления,
потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять
правила безопасности жизнедеятельности;
• воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной
среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности.
Метапредметные результаты:
• овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности;
анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций;
обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций;
выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на
безопасность жизнедеятельности человека;
• овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному
поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных
ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать
результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;
• формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию,
генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению
личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;
• приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в
области безопасности жизнедеятельности с использованием различных
источников и новых информационных технологий;
• развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника,
понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;
• освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного,
техногенного и социального характера;
• формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять
различные социальные роли во время и при ликвидации последствий
чрезвычайных ситуаций;
• формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения
опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую
деятельность.
Предметные результаты:
• формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа
жизни;
• понимание личной и общественной значимости современной культуры
безопасности жизнедеятельности;
• понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении
национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных
ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от
экстремизма и терроризма;
• понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к
военной службе;
• формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление
алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;
• формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной
позиции;
• понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для
полноценной жизни человека;
• знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и
социального характера, включая экстремизм, и терроризм и их последствия для
личности, общества и государства;
• знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и
чрезвычайных ситуаций;
• умение оказать первую помощь пострадавшим;
• умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам
их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных
источников;
• умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с
учетом реально складывающейся обстановки.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Модуль | Раздел | Выпускник научится | Выпускник получит возможность научиться |
МОДУЛЬ1. Основы безопасности личности, общества и государст-ва | РАЗДЕЛ 1. Основы комплексной безопасности Раздел 2. Защита населения от ЧС. | Классифицировать и описывать потенциально опасные бытовые ситуации и объекты экономики, расположенные в районе проживания; ЧС природного и техногенного характера, наиболее вероятные для района проживания. Анализировать и характеризовать причины возникновения различных опасных ситуаций в повседневной жизни и их последствия, в том числе возможные причины и последствия пожаров, ДТП, загрязнения окружающей природной среды, ЧС природного и техногенного характера. Выявлять и характеризовать роль и влияние человеческого фактора в возникновении опасных ситуаций, обосновывать необходимость повышения уровня культуры безопасности жизнедеятельности населения страны в современных условиях. Формировать модель личного безопасного поведения по соблюдению правил пожарной безопасности в повседневной жизни; по поведению на дорогах в качестве пешехода, пассажира и водителя велосипеда, по минимизации отрицательного влияния на здоровье неблагоприятной окружающей среды. Разрабатывать личный план по охране окружающей природной среды в местах проживания; план самостоятельной подготовки к активному отдыху на природе и обеспечению безопасности отдыха; план безопасного поведения в условиях ЧС с учетом особенностей обстановки в регионе. Руководствоваться рекомендациями специалистов в области безопасности по правилам безопасного поведения в условиях ЧС природного и техногенного характера. | Систематизировать основные положения нормативно – правовых актов РФ в области безопасности и обосновывать их значение для обеспечения национальной безопасности России в современном мире; раскрывать на примерах влияние последствий ЧС природного и техногенного характера на национальную безопасность РФ. Прогнозировать возможность возникновения опасных и ЧС по их характерным признакам. Характеризовать роль образования в системе формирования современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности у населения страны. Проектировать план по повышению индивидуального уровня культуры безопасности жизнедеятельности для защищенности личных жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз. |
1.Характеризовать в общих чертах организационные основы по защите населения РФ от ЧС мирного и военного времени; объяснять необходимость подготовки граждан к защите Отечества; устанавливать взаимосвязь между нравственной и патриотической проекцией личности и необходимостью обороны государства от внешних врагов. 2.Характеризовать РСЧС: классифицировать основные задачи, которые решает РСЧС по защите населения страны от ЧС природного и техногенного характера; обосновывать предназначение функциональных и территориальных подсистем РСЧС; характеризовать силы и средства, которыми располагает РСЧС для защиты населения страны от ЧС природного и техногенного характера. 3.Характеризовать ГО как составную часть системы обеспечения национальной безопасности России: классифицировать основные задачи, возложенные на ГО по защите населения РФ от ЧС мирного и военного времени; различать факторы, которые определяют развитие ГО в современных условиях; характеризовать и обосновывать основные обязанности граждан в области ГО. 4.Характеризовать МЧС России: классифицировать основные задачи, которые решает МЧС России по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени; давать характеристику силам МЧС России, которые обеспечивают немедленное реагирование при возникновении ЧС. 5.Характеризовать основные мероприятия, которые проводятся в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. 6.Анализировать систему мониторинга и прогнозирования ЧС и основные мероприятия, которые она в себя включает. 7. Описывать основные задачи системы инженерных сооружений, которая существует в районе проживания, для защиты населения от ЧС природного и техногенного характера. 8.Описывать существующую систему оповещения населения при угрозе возникновения ЧС. 9. Анализировать мероприятия, принимаемые МЧС России, по использованию современных технических средств для информации населению о ЧС. 10. Характеризовать эвакуацию населения как один из основных способов защиты населения от ЧС мирного и военного времени; различать виды эвакуации; составлять перечень необходимых личных предметов на случай эвакуации. 11.Характеризовать АС и ДНР в очагах поражения как совокупность первоочередных работ в зоне ЧС. 12.Анализировать основные мероприятия, которые проводятся при АС работах в очагах поражения. 13.Описывать основные мероприятия, которые проводятся при выполнении неотложных работ. 14. Моделировать свои действия по сигналам оповещения о ЧС в районе проживания, при нахождении в школе, на улице, в общественном месте, дома. | 1.Формулировать основные задачи, стоящие перед ОУ, по защите обучающихся и персонала от последствий ЧС мирного и военного времени. 2. Подбирать материал и готовить занятие на тему «Основные задачи ГО по защите населения от последствий ЧС мирного и военного времени». 3.Обсуждать тему «Ключевая роль МЧС России в формировании культуры безопасности жизнедеятельности у населения РФ». 4. Различать инженерно – технические сооружения, которые используются в районе проживания, для защиты населения от ЧС техногенного характера, классифицировать их по предназначению и защитным свойствам. |
РАЗДЕЛ 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. | Негативно относиться к любым видам террористической и экстремистской деятельности. Характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьезную угрозу личности, обществу и национальной безопасности России. Анализировать основные положения нормативно – правовых актов РФ по противодействию терроризму и экстремизму и обосновывать необходимость комплекса мер, принимаемых в РФ по противодействию терроризму. Воспитывать у себя личные убеждения и качества, которые способствуют формированию антитеррористического поведения и антиэкстремистского мышления. Обосновывать значение культуры безопасности жизнедеятельности в противодействии идеологии терроризма и экстремизма. Характеризовать основные меры уголовной ответственности за участие в террористической и экстремистской деятельности. Моделировать последователь-ность своих действий при угрозе террористического акта. | Формировать индивидуальные основы правовой психологии для противостояния идеологии насилия. Формировать личные убеждения, способствующие профилактике вовлечения в террористическую деятельность. Формировать индивидуальные качества, способствующие противодействию экстремизму и терроризму. Использовать знания о здоровом образе жизни, социальных нормах и законодательстве для выработки осознанного негативного отношения к любым видам нарушений общественного порядка, употреблению алкоголя и наркотиков, а также к любым видам экстремистской и террористической деятельности. |
МОДУЛЬ 2. Основы медицинс-ких знаний и здорового образа жизни. | РАЗДЕЛ 4. Основы здорового образа жизни. | Характеризовать ЗОЖ и его основные составляющие как индивидуальную систему поведения человека в повседневной жизни, обеспечивающую совершенствование его духовных и физических качеств; использовать знания о здоровом образе жизни как средство физического совершенствова-ния. Анализировать состояние личного здоровья и принимать меры по его сохранению, соблюдать нормы и правила ЗОЖ для сохранения и укрепления личного здоровья. Классифицировать знания об основных факторах, разрушающих здоровье; характеризовать факторы, потенциально опасные для здоровья и их возможные последствия. Систематизировать знания о репродуктивном здоровье как единой составляющей здоровья личности и общества; формировать личные качества, которыми должны обладать молодые люди, решившие вступить в брак. Анализировать основные демографические процессы в РФ; описывать и комментировать основы семейного законодательства в РФ; объяснять роль семьи в жизни и личности и общества, значение семьи для обеспечения демографической безопасности государства. | Использовать здоровьесберегающие технологии для сохранения и укрепления индивидуального здоровья, в том числе его духовной, физической и социальной составляющих. |
| РАЗДЕЛ 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. | Характеризовать различные повреждения и травмы, наиболее часто встречающие в быту, их возможные последствия для здоровья. Анализировать возможные последствия неотложных состояний в случаях, если не будет своевременно оказана первая помощь. Характеризовать предназначение первой помощи пострадавшим; классифицировать средства, используемые при оказании первой помощи; соблюдать последователь-ность действий при оказании первой помощи при различных повреждениях, травмах, наиболее часто встречающихся в быту; определять последователь-ность оказания первой помощи и различать ее средства в конкретных ситуациях. Анализировать причины массовых поражений в условиях ЧС природного, техногенного и социального характера и минимизации массовых поражений; выполнять в паре/втроем приемы оказания само - и взаимопомощи в зоне массовых поражений. | Готовить и проводить занятия по обучению правилам оказания само – и взаимопомощи при наиболее часто встречающихся в быту повреждениях и травмах. |
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН:
№ п/п | Модули, разделы и темы | Количество часов | Контрольные работы |
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства. 27 часов | 23 | 4 |
Раздел 1. Основы комплексной безопасности. 10 часов | 8 | 2 |
Национальная безопасность России в современном мире. 5 часов | 4 | 1 |
1. | Современный мир и Россия. | 1 | |
2. | Национальные интересы России в современном мире. | 1 | |
3. | Основные угрозы национальным интересам и безопасности России. | 1 | |
4. | Влияние культуры безопасности жизнедеятельности населения на национальную безопасность. | 1 | |
5. | Контрольная работа №1 по теме: «Национальная безопасность России в современном мире». | | 1 |
ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России. 5 часов | 4 | 1 |
6. | ЧС и их классификация. | 1 | |
7. | ЧС природного характера и их последствия. | 1 | |
8. | ЧС техногенного характера и их причины. | 1 | |
9. | Угроза военной безопасности России. | 1 | |
10. | Контрольная работа №2 по теме: «ЧС мирного и военного времени и национальная безопасность России» | | 1 |
Раздел 2. Защита населения РФ от ЧС. 8 часов | 7 | 1 |
2.1. Организационные основы по защите населения страны от ЧС мирного и военного времени. 3 часа | 3 | |
11. | Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС). | 1 | |
12 | Гражданская оборона как составная часть национальной безопасности и обороноспособности страны. | 1 | |
13. | МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения и территорий от ЧС. | 1 | |
2.2. Основные мероприятия, проводимые в РФ, по защите населения от ЧС мирного и военного времени. – 5 часов | 4 | 1 |
14. | Мониторинг и прогнозирование ЧС. | 1 | |
15. | Инженерная защита населения и территорий от ЧС. | 1 | |
16. | Оповещение и эвакуация населения в условиях ЧС. | 1 | |
17. | Аварийно – спасательные и другие неотложные работы в очагах поражения. | 1 | |
18. | Контрольная работа №3 по теме: «Защита населения РФ от ЧС» | | 1 |
Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. 9 часов | 8 | 1 |
3.1. Основные понятия о терроризме и экстремизме. 2 часа | 2 | |
19. | Международный терроризм – угроза национальной безопасности России. | 1 | |
20. | Виды террористической деятельности и террористических актов, их цели и способы осуществления. | 1 | |
3.2. Нормативно – правовая база противодействия терроризму и экстремизму в РФ. 3 часа | 3 | |
21. | Основные нормативно – правовые акты по противодействию терроризму и экстремизму. | 1 | |
22. | Общегосударственное противодействие терроризму. | 1 | |
23. | Нормативно – правовая база противодействия наркотизму. | 1 | |
3.3. Организационные основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ. 1 час | 1 | |
24. | Организационные основы противодействия терроризму и наркотизму в РФ. | 1 | |
3.4. Обеспечение личной безопасности при угрозе теракта и профилактика наркозависимости. 3 часа | 2 | 1 |
25. | Правила поведения при угрозе террористического акта. | 1 | |
26. | Профилактика наркозависимости. | 1 | |
27. | Контрольная работа №4 по теме: «Основы противодействия терроризму и экстремизму в РФ» | | 1 |
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здоровый образ жизни. 7 часов | 6 | 1 |
Раздел 4. Основы здорового образа жизни. 5 часов. | 5 | |
Здоровье – условие благополучия человека. 3 часа | 3 | |
28. | Здоровье человека – как индивидуальная, так и общественная ценность. | 1 | |
29. | Здоровый образ жизни и его составляющие. | 1 | |
30. | Репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России. | 1 | |
Факторы, разрушающие репродуктивное здоровье. 1 час | 1 | |
31. | Понятие о ВИЧ – инфекции и СПИДе. | 1 | |
Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья. 1 час | 1 | |
32. | Семья и ЗОЖ человека. Основы семейного права в РФ. | 1 | |
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи. 2 часа | 1 | 1 |
5.1.Оказание первой помощи. 2 часа | 1 | 1 |
33. | Оказание первой помощи при массовых поражениях и при передозировке в приеме ПАВ. | 1 | |
34. | Контрольная работа №5по теме: «Основы медицинских знаний и ЗОЖ» | | 1 |
ИТОГО: 34 часа. |
УМК и дополнительная учебно - методическая литература
по предмету
«Основы безопасности жизнедеятельности»
9 класс:
Региональная учебная программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений Владимирской области» (информационный бюллетень №7 2007 г.).
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов «ОБЖ. Планируемые результаты. Система заданий 5-9 классы. ФГОС.», М.: Просвещение, 2013 г.
Примерные программы по учебным предметам. ОБЖ 5-9 класс. ФГОС., М.: Просвещение, 2011 г.
Примерная основная образовательная программа ОУ. Основная школа. ФГОС. М.: Просвещение, 2011 г.
Г.Л.Копотеева, И.М. Логвинова. Проектируем урок, формирующий УУД. Волгоград, издательство «Учитель».
Фундаментальное ядро содержания общего образования. М.: Просвещение, 2011 г.
Н.И. Хромов «ОБЖ. Проектирование образовательного процесса» М.: Просвещение, 2013 г.
А.В. Миронов «Как построить урок в соответствии с ФГОС», издательство «Учитель», Волгоград.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников «Учебник ОБЖ для ОУ 9 класс», М.: Просвещение, 2013 г.
А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников, М.В. Маслов. Основы безопасности жизнедеятельности. 9 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2013 г.