kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Знание и сознание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока обществознания  для профильного класса

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Знание и сознание.»

« ЧЕЛОВЕК САМАЯ НИЧТОЖНАЯ БЫЛИНКА В ПРИРОДЕ, НО БЫЛИНКА  МЫСЛЯЩАЯ»  БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

« ЧЕЛОВЕК САМАЯ НИЧТОЖНАЯ БЫЛИНКА В ПРИРОДЕ, НО БЫЛИНКА МЫСЛЯЩАЯ» БЛЕЗ ПАСКАЛЬ

Оглавление

Оглавление

  • Что такое сознание
  • Сознание индивидуальное и общественное
  • Сущность и особенности общественного сознания
  • Теоретическое и обыденное созниние
  • Использованная литература
Что такое сознание  Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Что такое сознание

Сознание - это высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция мозга, состоящая в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека.

Философские теории сознания  Дуализм Логический бихевиоризм Идеализм Индуизм Материализм Функционализм Двухаспектная теория Феноменологическая теория Эмерджентная теория

Философские теории сознания

  • Дуализм
  • Логический бихевиоризм
  • Идеализм
  • Индуизм
  • Материализм
  • Функционализм
  • Двухаспектная теория
  • Феноменологическая теория
  • Эмерджентная теория

Дуализм  есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.   Из современных представителей дуализма можно отметить Дэвида Чалмерса. Называя свою позицию натуралистическим дуализмом, он настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который не сводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы. Логический бихевиоризм — теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению.  Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

Дуализм есть теория о том, что существует две разновидности субстанций: сознание и физические объекты. Основателем данной теории является Рене Декарт, который утверждал, что человек является мыслящей субстанцией, способной усомниться в существовании всего, кроме своего собственного сознания, и что сознание, таким образом, несводимо к физическому миру.

Из современных представителей дуализма можно отметить Дэвида Чалмерса. Называя свою позицию натуралистическим дуализмом, он настаивает на нефизической природе сознательного опыта, который не сводим к физическим свойствам, хотя и зависит от последних согласно законам природы.

Логический бихевиоризм — теория о том, что быть в психическом состоянии означает быть в бихевиоральном состоянии, то есть либо осуществлять некоторое поведение, либо иметь диспозицию к такому поведению.

Среди представителей логического бихевиоризма можно назвать таких философов как Гемпель и Райл. Некоторые основные предпосылки данной теории разделялись также Людвигом Витгенштейном.

Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым». В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный высший свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («материальной природы»). Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная гунами («качествами природы»). Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, а внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.

Идеализм — это теория, согласно которой существуют только сознания. Идеалисты утверждают, что объекты физического мира не существуют вне их восприятия. Наиболее последовательно этот тезис был развит Джорджем Беркли, который утверждал, что «быть — значит быть воспринимаемым».

В индуизме сознанию сопоставляется Пуруша («безмолвный высший свидетель»), который наблюдает за действиями Пракрити («материальной природы»). Сознание души склонно ошибочно отождествлять себя с материальным телом, будучи увлечённая и связанная гунами («качествами природы»).

Материализм есть теория о том, что если нечто существует, то оно имеет физический характер. Сознание, поэтому, описывается материалистами как свойство мозга. Материалисты критикуют как дуалистов и идеалистов, так и бихевиористов, доказывая, что поведение не является сознанием, а внутренней физической причиной сознания. Среди материалистов можно упомянуть Фридриха Энгельса, Дэвида Армстронга, Дональда Дэвидсона и других.

Функционализм — это теория, согласно которой находиться в психическом состоянии значит находиться в функциональном состоянии, то есть выполнять некоторую определённую функцию. С точки зрения функционалистов сознание относится к мозгу так же, как, например, функция показывать время соотносится с конкретным физическим устройством часов. Функционализм занимает критическую позицию по отношению к материализму, так как отрицает необходимую связь между сознанием и мозгом: сознание потенциально может быть функцией самых разных физических объектов, например компьютера. Функционализм является методологической базой теории искусственного интеллекта. К функционалистам можно отнести Дэвида Льюса, Хилари Патнема и Дэниела Деннета.

Двухаспектная теория — это теория о том, что психическое и физическое суть два свойства некоторой лежащей в основе вещей реальности, которая по сути не является ни психической, ни физической. Двухаспектная теория, поэтому, отвергает и дуализм, и идеализм, и материализм как представления о том, что существует психическая или физическая субстанции. Подобные взгляды характерны, например, для Бенедикта Спинозы, Бертрана Рассела и Питера Стросона.

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность (быть направленным на некоторый объект). Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти. Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

Феноменология представляет собой попытку беспредпосылочного описания содержания опыта без каких-либо утверждений относительно реальности этого содержания. Феноменология пытается открыть идеальные черты человеческого мышления и восприятия, свободные от каких-либо эмпирических и индивидуальных вкраплений, и обосновать, таким образом, все остальные науки, как основанные на мышлении. Основным свойством человеческого сознания согласно феноменологии является интенциональность (быть направленным на некоторый объект). Среди сторонников этой теории назовём Эдмунда Гуссерля и Мориса Мерло-Понти.

Эмерджентная теория — это теория о том, что хотя сознание и является свойством некоторого физического объекта (обычно мозга), оно тем не менее, несводимо к физическим состояниям последнего. Сознание, однако, является обычным реальным объектом, который должен изучаться наукой наравне со всеми прочими. Среди сторонников данной концепции — Джон Серл.

Структура сознания

Структура

сознания

Функции сознания Отражательная:  Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память. Оценочная: Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя. Креативная: Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество. Времяобразующая: Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем. Рефлексивная : Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе. Преобразующая: Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.

Функции сознания

Отражательная:

Сознание организует познавательные процессы (восприятие, представление, мышление), а также организует память.

Оценочная:

Сознание принимает участие в формировании части эмоций и большинства чувств. Человек на уровне сознания оценивает большинство событий и самого себя.

Креативная:

Творчество невозможно без сознания. Многие произвольные виды воображения организуются на сознательном уровне: изобретательство, художественное творчество.

Времяобразующая:

Сознание отвечает за формирование целостной временной картины мира, в которой есть память о прошлом, осознание настоящего и представление о будущем.

Рефлексивная :

Одно из значений слова «рефлексия» — это способность сознания человека сосредоточиться на самом себе.

Преобразующая:

Человек сознательно определяет большинство своих целей и намечает путь к их достижению, преобразуя окружающий мир.

Свойства сознания

Свойство

Описание свойства

Активность

Сознание связано с деятельностью, с активным воздействием на окружающий мир.

Избирательный характер

Сознание направлено не на весь мир в целом, а только на определенные его объекты (чаще всего связанные с какими-то нереализованными потребностями).

Обобщенность и отвлеченность

Сознание оперирует не реальными предметами и явлениями окружающего мира, а обобщенными и абстрактными понятиями, лишенными части атрибутов конкретных объектов действительности.

Целостность

Константность

Сознание психически здорового человека, как правило, обладает целостностью. В рамках данного свойства возможны внутренние конфликты ценностей или интересов. При некоторых видах психических заболеваний целостность сознания нарушается (шизофрения)

Относительная устойчивость, неизменчивость и преемственность сознания, определяемые памятью. Константность сознания обусловливается свойствами личности.

Динамичность

Его изменяемость и способность к непрерывному развитию, обусловливаемая кратковременными и быстро сменяющимися психическими процессами, которые могут закрепляться в состоянии и в новых свойствах личности.

Искаженность

Сознание всегда отражает действительность в искаженном виде (часть информации теряется, а другая часть искажена индивидуальными особенностями восприятия и установками личности).

Индивидуальный характер

Сознание каждого человека отличается от сознания других людей. Это связано с рядом факторов: генетическими отличиями, условиями воспитания, жизненным опытом, социальным окружением и пр.

Способность к рефлексии

Сознание обладает способностью к самонаблюдению и самооценке, а также может представлять себе, как его оценивают другие люди. Другими словами - взаимодействие.

Сознание   Общественное  Индивидуальное - это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.    Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями. представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.   Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.   Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.

Сознание

Общественное

Индивидуальное

- это совокупность идей, взглядов, чувств, свойственных конкретному человеку, в которых проявляется его индивидуальность, неповторимость, отличающая его от других людей.

Индивидуальное сознание отдельных людей в силу их особых достоинств в отдельных областях знания может подниматься до уровня общественного. Это возможно, когда индивидуальное сознание приобретает общечеловеческое, научное значение, выражает идеи, совпадающие с общественными потребностями.

  • представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, представлений, чувств, верований, эмоций людей, настроений, в которых отражается природа, материальная жизнь общества и вся система общественных отношений.

Общественное сознание формируется и развивается вместе с возникновением общественного бытия, так как сознание возможно только как продукт социальных отношений.

Общественное сознание складывается на основе сознания отдельных людей, но не является их простой суммой.

Сущность и особенности общественного сознания Формы общественного сознания   1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);       2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);       3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);       4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);       5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);       6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).   Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Сущность и особенности общественного сознания

Формы общественного сознания

1) искусство (эмоционально-чувственное отношение к миру);      2) религия (эмоционально-доверительное отношение к миру);      3) мораль (доверительно-практическое отношение к миру);      4) наука (эмоционально-рассудочное отношение к миру);      5) право (чувственно-рассудочное отношение к миру);      6) идеология (практически-преобразовательное отношение к миру).

Формы общественного сознания зависят от жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т. д. Поэтому они всегда тесно связаны с определенными типами общественными отношениями: экономическими, политическими, нравственными, эстетическими, отношениями между членами научного сообщества и др.

Парадокс общественного сознания С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного.    С другой стороны, хотя элементы общественного сознания носят нематериальный характер, они оказывают сильнейшее влияние на поведение отдельных людей и социальных групп при помощи различных знаковых систем.  

Парадокс общественного сознания

С одной стороны, в общественном сознании, духовной жизни общества отражаются интересы и деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей в новых идеях, научных знаниях, нравственном совершенствовании членов общества, удовлетворении чувства прекрасного. 

С другой стороны, хотя элементы общественного сознания носят нематериальный характер, они оказывают сильнейшее влияние на поведение отдельных людей и социальных групп при помощи различных знаковых систем.  

Особенности общественного сознания       Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения. Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.   Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.

Особенности общественного сознания

      Общественное сознание обладает значительной самостоятельностью относительно общественного бытия. Сознание людей может отставать от общественного бытия и не соответствовать ему. Идеи и взгляды людей могут и опережать реальные условия. Такие идеи выражают социальные мечты, прогнозы, предвидения.

Общественное сознание обладает преемственностью всего лучшего, полезного и необходимого. Преемственность проявляется в науке, морали, традициях народов.

Общественное сознание активно воздействует на всю жизнь общества.

Теоретическое и обыденное сознание Структура общественного сознания (уровень, глубина отражения социальной действительности):       1) общественная психология, обыденное сознание;       2) идеология.   Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп.    Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. 

Теоретическое и обыденное сознание

Структура общественного сознания

(уровень, глубина отражения социальной действительности):      1) общественная психология, обыденное сознание;      2) идеология.

Общественная психология – совокупность чувств, настроений, обычаев, традиций, побуждений, характерных для данного общества в целом и для каждой из больших социальных групп. 

Идеология (в широком смысле слова) – система теоретических взглядов, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, а также цели социальной деятельности. 

Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни.  Признаки массы как субъекта сознания :       1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;       2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;       3) ситуативность существования;       4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;       5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами.    Формы выражения и функционирования массового сознания :         1) общественное мнение; 2) общественное настроение.

Массовое сознание (по содержанию) – совокупность идей, суждений, представлений, иллюзий, чувств, настроений, в том или ином виде отражающих разные стороны жизни. 

Признаки массы как субъекта сознания :      1) масса не является самостоятельным образованием, представлена множеством отдельных «единиц»;      2) присутствие индивидов в массе носит неупорядоченный, случайный характер, т.е. масса отличается неопределённым количественным и качественным составом;      3) ситуативность существования;      4) неустойчивость, изменение от одной конкретной ситуации к другой;      5) разнородность, смешанность, разрушение границ между социальными группами. 

Формы выражения и функционирования массового сознания :     

  1) общественное мнение; 2) общественное настроение.

Использованная литература:  Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [ Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. ] под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М. : Просвещение, 2007 Щербатых Ю. В. «Общая психология». — СПб: Питер, 2008. http://www.wikipedia.ru http://www.imort.org/Diamat/210.html Демичёв В.А. Общественное бытие и общественное сознание. - Кишинёв, 1970. 10. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.

Использованная литература:

  • Обществознание : профил. уровень : учеб. для 10 кл. общеобразоват. учреждений / [ Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. ] под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М. : Просвещение, 2007
  • Щербатых Ю. В. «Общая психология». — СПб: Питер, 2008.
  • http://www.wikipedia.ru
  • http://www.imort.org/Diamat/210.html
  • Демичёв В.А. Общественное бытие и общественное сознание. - Кишинёв, 1970.
  • 10. Уледов А.К. Структура общественного сознания. М., 1968.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Знание и сознание.

Автор: Бухарибекова Малика мародбековна

Дата: 05.09.2018

Номер свидетельства: 477146

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект  урока  на тему  "Путь  Родиона  Раскольникова  к  правде  собственного  сознания" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-put-rodiona-raskol-nikova-k-pravdie-sobstviennogho-soznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "226713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440430856"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ"
    ["seo_title"] => string(42) "kulturnoiesoznaniievinformatsionnuiuepokhu"
    ["file_id"] => string(6) "280740"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453404697"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Формирование правового сознания у дошкольников "
    ["seo_title"] => string(50) "formirovaniie-pravovogho-soznaniia-u-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "206282"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430144876"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Сценарий Дистанционного урока «Добро  — универсальная категория нравственного сознания?»"
    ["seo_title"] => string(86) "stsienariidistantsionnoghourokadobrouniviersalnaiakatieghoriianravstviennoghosoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "267196"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450332576"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "КОНСПЕКТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekty-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-formirovaniiu-osnov-pravovogo-soznaniia-starshikh-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "156241"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421398801"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства