kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Нажмите, чтобы узнать подробности

История человека и его сознания уходит к истокам первобытного, именно тогда зародилось первое культурное общество, и чем более развито становилось это общество, тем большее знание оно получало о мире и бытие. Культурное сознание – это история смены или существования типов культурного сознания. [1] Самыми яркими типами культурного сознания, о которых известно каждому являются: античность, средневековье, Возрождение, просветительство, романтизм, современность, эпоха инновационных технологий. И это только малая часть всех типов культурного сознания. Так чем же обусловлено появление все новых и новых типов культурного сознания?! 
Первоосновой культурного сознания для человека служит его реальный опыт осознания мира, как духовный, так и практический. Осознание мира обществом еще с древних времен происходило по двум направлением:
-научное осознание мира (опыты, эксперименты, философские размышления, доказательство, теории, логика, практика);

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ»

УДК 740

Философские науки


В статье рассматривается вопрос культурного сознания в информационную эпоху. В этой связи изучаются позитивное и негативное моменты информационной эпохи, как влияния оказываем человек на ее развитие. Автор обосновывает положение о том, что культурное сознание в информационную эпоху достигло своего эпогея.


Ключевые слова и фразы: культурное сознание; общество; информационная эпоха.


Кашкаров Алексей Михайлович

магистрант АГУ

Научный руководитель: д. филос. н. проф. кафедры философии АГУ

Храпов С.А.

Астраханский Государственный университет

leshik333@bk.ru

КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

История человека и его сознания уходит к истокам первобытного, именно тогда зародилось первое культурное общество, и чем более развито становилось это общество, тем большее знание оно получало о мире и бытие. Культурное сознание – это история смены или существования типов культурного сознания. [1] Самыми яркими типами культурного сознания, о которых известно каждому являются: античность, средневековье, Возрождение, просветительство, романтизм, современность, эпоха инновационных технологий. И это только малая часть всех типов культурного сознания. Так чем же обусловлено появление все новых и новых типов культурного сознания?!

Первоосновой культурного сознания для человека служит его реальный опыт осознания мира, как духовный, так и практический. Осознание мира обществом еще с древних времен происходило по двум направлением:

-научное осознание мира (опыты, эксперименты, философские размышления, доказательство, теории, логика, практика);

-духовное осознание (познание мира через связь с Богом, высшими существами).

Мир, который сейчас видим и осязаем, создавался на культурном сознании поколений. Можно провести невидимую нить от начала начал до сегодняшнего дня, и увидеть, что культурное сознание одного поколения, плавно, переходи в культурное сознание нового поколения, принимая все большие и большие масштабы. Так что же такое культурное сознание? Культурное сознание – это сознание всего общества, основанное на опыте его поколения и собственном опыте, который в свою очередь необходимо передать грядущему поколению.

Культурное сознание – это массовое сознание. Сейчас человечество вступило в эпоху информационных технологий, виртуального мира, глобальной социальной «паутины», поэтому в нынешних обстоятельствах культурное сознание строиться не только по ощущениям реального мира, но и за его пределами. А есть ли предел ощущениям? Есть ли предел культурного сознания? Если рассматривать эти вопросы с точки зрения одного человека, то предел есть – жизнь. Ведь сознание одного человека строиться на его собственных ощущениях и опыте, предпосылками которым служил опыт поколения. Культурное сознание одного человека, отличается от культурного сознания другого, примером этого может служить следующие:

"Один из незнакомцев живет в Японии, в храме, где целыми днями занимается йогой, молится Будде и изучает религиозные тексты, закрывшись от мира технологий. Второй незнакомец проживает в России, атеист, учиться в престижном университете и целыми днями общается в социальных сетях. Что произойдёт, если два незнакомца встретятся за чашкой чая и решат поведать друг другу свое осознание мира. Сойдутся ли во мнениях два столь разных культурно развитых человека. Первый незнакомец будет ощущать мир через религию, придавать случай мистике, олицетворять неживое и видеть во всем доказательство божьим законам. Второй же ощущает мир через науку, экспериментально доказывая и логически додумывая становление мира. Каждый из них будет нести свою информацию, и каждый будет прав."

Исходя из примера, можно сделать вывод, что культурное сознание одного человека отличается от культурного сознания другого, так же как одной страны от другой. И только культурное сознание всего человечества строиться на сознании, каждого ее члена.

В мире, где общество все больше и больше развивалось, благодаря научным открытиям и философским учениям, просто не могла не начаться информационная эпоха. Обратимся к статье Л.В. Баевой «Электронная культура: опыт философского анализа» в которой говориться, что под информацией понимают:

  1. сообщение, сведение о чем-либо, создаваемое и передаваемое людьми, а также ЭВМ (коммуникационный подход);

  2. это сведения об объектах и явлениях, которые уменьшают имеющуюся о них степень неопределённости и неполноты знаний (вероятностный подход);

  3. отражение разнообразия в самоорганизующихся объектах (функциональный подход);

  4. атрибут всех систем и объектов передавать отраженное своеобразие (атрибутивный подход)».[3]

Исходя из выше приведенной выдержки статьи, можно сделать вывод, что информационная эпоха – это эпоха передачи информации в глобальном размере для любого индивида общества при помощи информационных технологий в доступном формате.

Во-первых, информационная эпоха – это эпоха передачи информации в глобальном размере. Сейчас любая информация, парой даже самая личная, доступна благодаря многочисленным сайтам и социальным сетям. В эру информационной паутины, нам достаточно зайти в интернет, ввести в поисковую систему интересующий вопрос и получить ответ. Если раньше люди обменивались информацией на длительном расстоянии при помощи писем, то сейчас эти же письма доступны в электронном виде, но с одним огромным преимуществом ответ на них не нужно ждать месяцами. Глобализации информации привела к тому, что любой человек способен получить ту информацию, которая ему необходима в короткие сроки и в нескольких ее вариантах.

Во-вторых, информационная эпоха – это эпоха где один индивид, способен по средствам информационных технологий передать информацию другому индивиду. На сегодняшний день социальные сети занимают одну из главных «ниш» современной жизни человека. Так же социальные сети являются самым глобальным распространителем информации. Можно ли говорить о значимости такой информации для всего общества?! Нет, и тому есть несколько причин:

  1. Спам - рассылка коммерческой и иной рекламы или иных видов сообщений лицам, не выражавшим желания их получать.

  2. «Укорачивание слов» - одно из модных направлений в социальных сетях, где для упрощения заменяют слова на их сокращение или заменяют символами.

  3. «Пустая информация» - информация не несущая, какой либо смысл для всего общества в целом.

  4. Анти-цензура – распространение аморальной информации.

Поэтому информация, получаемая / передаваемая, через социальные сети не всегда является нужной и достоверной. Помимо социальных сетей, индивид способен получать информацию и с информационных ресурсов: электронные библиотеки, Википедия, онлайн университеты и т.п.

И в-третьих: информационная эпоха – это эпоха доступной информации. Помимо интернета информация доступна, как по радио, так и по телевидению. Например: захотелось почитать книгу, сразу встанет выбор: купить ее или скачать из интернета, а может и ауди книгу найти. Отсюда вывод, что одна и тажа информация на данный момент может существовать в разных ее формах.

Электронная культура, DigitalCulture, E-culture – это, прежде всего новая сфера деятельности человека, связанная с созданием электронных копий духовных и материальных объектов, в том числе произведений искусства, науки, литературы, кино и т.д.[3]

Культурное сознание тесно связано с получаемой информацией. Полезная и нужная информация, то есть информация, которую можно применить для достижения каких либо целей, например, духовно-практических, расширяет культурное сознание, информация заведомо ложная только затрудняет это расширение. Для того чтобы оценить все негативные и позитивные моменты культурного сознания в эпоху информационных технологий обратимся к таблице 1.

Таблица 1. «Негативные и позитивные моменты культурного сознания в ИЭ.»

Информационные пути расширения культурного сознания в ИЭ


Негативные моменты


Позитивные моменты

1

Социальные сети

спам

анти-цензура

сокращение языка

лже-информация

информация передается от одного человек к другому в кратчайшие сроки

2

Рассылка информации

спам

лже-информация

«письма счастья»

информация передается одновременно огромному количеству людей.

3

Телевидение, радио

анти-цензура,

лже-информация

языковой барьер

информация передается целому обществу одновременно и в разных видах.

4

Интернет

анти-цензура,

плагиат

лже-информация

Информация доступна каждому человеку в любой точке мира, в самом удобном формате

Культурное сознание в информационную эпоху, переживает свой апогей. Ведь от такого огромного количества информации, особенно не нужной, человечество все больше и больше уходит от некогда заданных культурных, семейных и моральных ценностей, все больше разрушая, как свое сознание, так и сознание целого общества. В информационную эпоху утрачивается культурное сознание в традиционном, национально-этническом смысле и формируется глобальное культурное сознание, во многом опосредованное виртуальной коммуникацией.[2]

В эпоху информации культурное сознание основывается на опыте прошлых тысячелетий связанного с опытом информационного «сейчас». Стоит задуматься, а какое культурное наследие оставит общество в мире, где главную «нишу» занимают просмотр мыльных опер, Facebook, Y-tube и Instagramm!

Используемая литература

  1. А.Н. Семенов, В.В. Семенова; Типы культурного (художественного) сознания : монография / – СПб: Дорога жизни, 2010. – 3-10 с.

  2. Г.П. Отюцкий; Осмысление виртуальной реальности методологические трудности / - Тамбов: - Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. - Грамота, 2015. № 2 (52): в 2-х ч. Ч. II. C. 162-164.

  3. Л.В. Баева; Электронная культура: опыт философского анализа / – Москва: Научно теоретический журнал. – издательство «НАУКА», №5 2013. – 75-84 с.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
КУЛЬТУРНОЕ СОЗНАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННУЮ ЭПОХУ

Автор: Кашкаров Алексей Михайловис

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280740

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(38) "Слово об Айтматове... "
    ["seo_title"] => string(19) "slovo-ob-aitmatovie"
    ["file_id"] => string(6) "169575"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423419972"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "доклад по теме " Культура Древнего Востока""
    ["seo_title"] => string(39) "dokladpotiemiekulturadrievnieghovostoka"
    ["file_id"] => string(6) "304824"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1457795842"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Доклад "Интегрированные мероприятия во внеурочное время" "
    ["seo_title"] => string(65) "doklad-intieghrirovannyie-mieropriiatiia-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "106836"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403094843"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Основы педагогической интеграции. "
    ["seo_title"] => string(40) "osnovy-piedaghoghichieskoi-intieghratsii"
    ["file_id"] => string(6) "127037"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415263112"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(169) "ПРОГРАММА ПРОФИЛЬНОГО ОТРЯДА ПРИШКОЛЬНОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ «ИСТОРИЯ РОДНОГО КРАЯ» "
    ["seo_title"] => string(93) "programma-profil-nogo-otriada-prishkol-nogo-ozdorovitiel-nogo-lagieria-istoriia-rodnogo-kraia"
    ["file_id"] => string(6) "220331"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1434603103"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства