kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Путь Родиона Раскольникова к правде собственного сознания"

Нажмите, чтобы узнать подробности

ТИП   УРОКА:     комбинированный  урок; урок межпредметных связей;

                               урок применения  ИТ  и  ООТ.                                                       

ЦЕЛЬ  УРОКА:   рассмотреть  полифоническую природу романа

                        Ф.М.Достоевского  «Преступление и наказание»

ЗАДАЧИ  УРОКА:

  • воспроизвести  голоса романа согласно их   со-   и   противоположениям;
  • рассмотреть  архитектонику романа Достоевского  согласно диалогической природе  слова  писателя;
  •  соотнести  «неумолчный» и «безысходный» спор голосов с  идеей поиска человеком правды собственного сознания;
  • изучение темы на четвёртом уровне системности знаний;
  • развитие  эмоциональной  сферы  учащихся;
  • развитие способности выражать себя через восприятие искусства;
  • развитие  монологической речи.

ВИДЫ УЧЕБНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

                           презентация виртуальных  версий учащихся по темам «Два голоса

                           Раскольникова»  и «Путь Раскольникова к правде собственного

                           сознания»; декламационное  воспроизведение  полифонии романа; 

                           интерпретация ключевых эпизодов романа;   классификация   данных; 

                           пополнение  и    активизация  словаря;  поиск  аргументов,   

                           подтверждающих   правильность  идеи;   

                           совершенствование речевой  культуры;  обобщение.

МЕТОДЫ  РАБОТЫ:   проблемный,  деятельностный подход

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ:  смарт-доска,  компьютер,

                                              экран для проецирования.

 ЗАДАНИЕ  К  УРОКУ:  подготовить  компьютерные  презентации  «Страничка к

                                        уроку»:    «Два голоса  Родиона Раскольникова»  и «Путь Родиона

                                       Раскольникова к правде  собственного сознания».

В урок включено прослушивание фрагмента  музыкального произведения  И.С.Баха  «Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort» («Хоральные прелюдии»). Такое включение продиктовано темой  урока:  осмыслить полифоническую природу  романа Ф.М. Достоевского  помогает полифоническая  музыка Баха.

  ХОД  УРОКА

I   этап          

           Организация   начала  урока.  Актуализация  знаний.

                    Звучит  полифоническая музыка  И.С.Баха «Erhalt uns, Herr, bei

                   deinem Wort» -   одна из хоральных прелюдий.

           -   Мы  слышим,  как  сочетаются  и развиваются  три 

              самостоятельных голоса  (три мелодические линии). Звучит музыка,

              проникнутая  светлой  грустью  о  человеке,  страдающем  и 

              запутавшемся. Тема хорала  передается  избранным  композитором

              голосам,  из «верхней» части диапазона, соединяется  со свободно

              ведомой, авторской, самостоятельно возникающей и развивающейся

              темой.  Прелюдия  напоминает «миниатюрную симфоническую

              поэму»  о  судьбе человека.

                На экране  -  первая часть   компьютерной презентации,   отражающая  метания 

              души  Раскольникова  (между  «храмом»  и   «кабаком»).

Слово  учителя:

  -  …Потоки информации окружают  нас, столько голосов вокруг! Как отделить от всего  наносного, навязанного, неестественного  - подлинное?

   Разве не в таком сложном  мире мечется герой Достоевского Родион Раскольников?

   И его путь  - это путь  к правде  собственного сознания.

Тема нашего урока -  « Путь человека к правде собственного сознания

                                        в  полифонической вселенной Достоевского».

 На  экране    - два   эпиграфа; пусть они помогут нам   рассмотреть полифоническую   природу романа «Преступление и наказание»:

                            Я  беру… человека во всём

                            недоконченного, изверившегося

                                                      Ф.М.Достоевский

                              Я  себя  убил, а не  старушонку!

                                                   (из реплики Родиона Раскольникова)

Задачи урока:

  • воспроизвести  голоса романа согласно их  со-   и   противоположениям;
  • рассмотреть  архитектонику романа Достоевского  согласно диалогической природе  слова  писателя;
  •  соотнести  «неумолчный» и «безысходный» спор голосов с  идеей поиска человеком правды собственного сознания.

  -  Рассмотрим термин   «полифония».  Каково его значение?

                      Справка  - на экране:

 В музыке термин «полифОния»  означает  «контрапункт», вид многоголосия, основанный  на одновременном  гармоническом  сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных голосов  (мелодических  линий).

В литературе:  полифонИя – особая форма авторского видения мира и человека, смысл которой заключается в сосуществовании в одном произведении множества персонажей со своими идеологическими установками, равноправными авторской  идее.

ГОЛОСА  романа  понимаются  как воспроизведение  героями  собственного  «знания о мире», которое не совпадает  с авторским.  Авторская позиция не доминирует.

   -  Расскажите о  концепции учёного, который  применил данный термин к творчеству

      Достоевского.

     

    

?

 

II    этап  урока  

         Поисковая «лаборатория».  Обобщение и систематизация знаний.

-   Верит ли Раскольников  безоговорочно своей идее?  Аргументируйте свою мысль.

-  Как  найти правду  собственного сознания среди разноголосицы общества,

                                                               если                        

  • в каждом голосе -  два спорящих голоса,
  • в каждом выражении – надлом и готовность тотчас же перейти в

другое, противоположное   выражение;

  • в каждом жесте  -  уверенность и неуверенность  одновременно.?             

III   этап  урока

                  Применение  обобщённых   ЗУН  в новых условиях.

  IV  этап  урока

                         Рефлексия.

-  Обоснуйте выбор  позиции своего  персонажа.

-   Каким образом позиция вашего персонажа перекликается  с  выбором  

    Раскольникова?

 -   Каковы   этапы пути  Родиона Раскольникова к правде собственного

     сознания?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Путь Родиона Раскольникова к правде собственного сознания" »

Методическая разработка урока литературы

учителя русского языка и литературы

гимназии № 1582 г. Москвы

Семеновой И.В.

Урок литературы в 10 классе (2015 г.)

ТЕМА УРОКА: Путь человека к правде собственного сознания

в полифонической вселенной Ф.М.Достоевского.

(По роману «Преступление и наказание».)

ТИП УРОКА: комбинированный урок; урок межпредметных связей;

урок применения ИТ и ООТ.

ЦЕЛЬ УРОКА: рассмотреть полифоническую природу романа

Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • воспроизвести голоса романа согласно их со- и противоположениям;

  • рассмотреть архитектонику романа Достоевского согласно диалогической природе слова писателя;

  • соотнести «неумолчный» и «безысходный» спор голосов с идеей поиска человеком правды собственного сознания;

  • изучение темы на четвёртом уровне системности знаний;

  • развитие эмоциональной сферы учащихся;

  • развитие способности выражать себя через восприятие искусства;

  • развитие монологической речи.


ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

презентация виртуальных версий учащихся по темам «Два голоса

Раскольникова» и «Путь Раскольникова к правде собственного

сознания»; декламационное воспроизведение полифонии романа;

интерпретация ключевых эпизодов романа; классификация данных;

пополнение и активизация словаря; поиск аргументов,

подтверждающих правильность идеи;

совершенствование речевой культуры; обобщение.


МЕТОДЫ РАБОТЫ: проблемный, деятельностный подход

НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ И МАТЕРИАЛЫ: смарт-доска, компьютер,

экран для проецирования.

ЗАДАНИЕ К УРОКУ: подготовить компьютерные презентации «Страничка к

уроку»: «Два голоса Родиона Раскольникова» и «Путь Родиона

Раскольникова к правде собственного сознания».


В урок включено прослушивание фрагмента музыкального произведения И.С.Баха «Erhalt uns, Herr, bei deinem Wort» («Хоральные прелюдии»). Такое включение продиктовано темой урока: осмыслить полифоническую природу романа Ф.М. Достоевского помогает полифоническая музыка Баха.

М.М.Бахтин писал: «Эта особая одаренность Достоевского слышать и понимать все голоса сразу и одновременно, равную которой можно найти только у Данте, и позволила ему создать полифонический роман. Объективная сложность, противоречивость и «многоголосость» эпохи Достоевского, положение разночинца и социального скитальца, глубочайшая биографическая и внутренняя причастность объективной многоплановости жизни и, наконец, дар видеть мир во взаимодействии и сосуществовании – все это образовало ту почву, на которой вырос полифонический роман Достоевского».

Поскольку на уроке осуществляется опыт художественной интерпретации переплетающихся, одновременно звучащих голосов романа – в форме декламационного воспроизведения полифонии романа, - прослушивание фрагмента музыкального произведения Баха представляется продуктивной возможностью по воздействию на школьников. Дети словно попадут в пространство бесконечных перекличек, борений («за» и «против») и поисков истины. Такое включение в урок музыки Баха создаст новые, свежие впечатления и другой объём, наполненность самого урока.

ХОД УРОКА

I этап

Организация начала урока. Актуализация знаний.

Звучит полифоническая музыка И.С.Баха «Erhalt uns, Herr, bei

deinem Wort» - одна из хоральных прелюдий.

- Мы слышим, как сочетаются и развиваются три

самостоятельных голоса (три мелодические линии). Звучит музыка,

проникнутая светлой грустью о человеке, страдающем и

запутавшемся. Тема хорала передается избранным композитором

голосам, из «верхней» части диапазона, соединяется со свободно

ведомой, авторской, самостоятельно возникающей и развивающейся

темой. Прелюдия напоминает «миниатюрную симфоническую

поэму» о судьбе человека.


На экране - первая часть компьютерной презентации, отражающая метания

души Раскольникова (между «храмом» и «кабаком»).


Слово учителя:

- …Потоки информации окружают нас, столько голосов вокруг! Как отделить от всего наносного, навязанного, неестественного - подлинное?

Разве не в таком сложном мире мечется герой Достоевского Родион Раскольников?

И его путь - это путь к правде собственного сознания.

Тема нашего урока - « Путь человека к правде собственного сознания

в полифонической вселенной Достоевского».

На экране - два эпиграфа; пусть они помогут нам рассмотреть полифоническую природу романа «Преступление и наказание»:

Я беру… человека во всём

недоконченного, изверившегося

Ф.М.Достоевский

Я себя убил, а не старушонку!

(из реплики Родиона Раскольникова)

Задачи урока:

  • воспроизвести голоса романа согласно их со- и противоположениям;

  • рассмотреть архитектонику романа Достоевского согласно диалогической природе слова писателя;

  • соотнести «неумолчный» и «безысходный» спор голосов с идеей поиска человеком правды собственного сознания.


- Рассмотрим термин «полифония». Каково его значение?

Справка - на экране:

В музыке термин «полифОния» означает «контрапункт», вид многоголосия, основанный на одновременном гармоническом сочетании и развитии двух или нескольких самостоятельных голосов (мелодических линий).

В литературе: полифонИя – особая форма авторского видения мира и человека, смысл которой заключается в сосуществовании в одном произведении множества персонажей со своими идеологическими установками, равноправными авторской идее.

ГОЛОСА романа понимаются как воспроизведение героями собственного «знания о мире», которое не совпадает с авторским. Авторская позиция не доминирует.


- Расскажите о концепции учёного, который применил данный термин к творчеству

Достоевского.


(Михаил Михайлович Бахтин, замечательный русский филолог,

сопоставлял романы Достоевского с «Божественной комедией» Данте,

отмечая многоголосость произведений великого русского мыслителя и писателя.

М.М.Бахтин писал, что Достоевский в своих главных произведениях,

как правило, «ведёт» все голоса персонажей как самостоятельные партии.

Борьба и взаимное отражение сознаний и идей составляет, согласно Бахтину,

суть поэтики писателя. Его герой, пишет Бахтин, «более всего думает о

том, что о нём думают и могут думать другие, он стремится забежать

вперёд чужому сознанию, каждой чужой мысли о нём, каждой точке зрения

на него. Неотъемлемой чертой полифонического романа Бахтин считает то,

что голос автора романа не имеет никаких преимуществ перед голосами

персонажей).


- Какова партия Родиона Раскольникова в романе? Какова его составляющая

контрапункта романа?

( Первый сон Раскольникова: на экране противопоставлены изображения

Церкви и кабака). Интерпретацию эпизода «Первый сон Раскольникова»

даёт учащаяся из филологической группы.

Другой ученик говорит о теории Раскольникова:

Раскольников хотел «поправить» природу общественных отношений насильственными средствами.

Теория Раскольникова:

«Люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда:

  • на низший разряд (обыкновенных), то есть

на материал, служащий единственно для зарождения себе

подобных;

  • и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» (это Наполеоны и Магометы).

Первые склонны к послушанию, смирению, благоговению перед законом.

Вторые – во имя нового, лучшего могут преступить закон «для своей идеи», если потребуется, «дать себе разрешение перешагнуть через кровь».

Наполеоны совершают преступления, которые «разрешаются по совести»; то есть во имя прогресса кровь «кровь по совести» может быть оправдана, разрешена, даже необходима.

Суть эксперимента героя: убить, чтобы проверить, «тварь ли он дрожащая» или «право имеет».)


II этап урока

Поисковая «лаборатория». Обобщение и систематизация знаний.


- Верит ли Раскольников безоговорочно своей идее? Аргументируйте свою мысль.

Рассмотрение картин Джотто (изображение Мадонны) и гравюр на тему «Ад

города», а также иллюстраций к роману «Преступление и наказание»; наблюдение

картины Рафаэля «Сикстинская Мадонна» и воспроизведение мотивов

прощения и воскресения, связанных с образом «скорбной юродивой».

- Голос Раскольникова «расколотый», двойной. Представьте свои виртуальные версии

странички по теме «Два голоса Раскольникова».

Ученики представляют свои работы (2-3, выбраны лучшие).


- Как найти правду собственного сознания среди разноголосицы общества,

если

  • в каждом голосе - два спорящих голоса,

  • в каждом выражении – надлом и готовность тотчас же перейти в

другое, противоположное выражение;

  • в каждом жесте - уверенность и неуверенность одновременно..?

( М.М.Бахтин отмечал ещё одну особенность романа Достоевского: герой, «обрастая» чужими голосами, приобретает идеологических двойников (Свидригайлов и Лужин). Ему предстоит искать свой «чистый» голос, «обрастая» чужими голосами).


- Каково значение в этих поисках Раскольникова евангельской притчи о воскрешении Лазаря?

(Голоса Сони, Порфирия Петровича настойчиво напоминают о евангельской

притче о воскрешении Лазаря. Мотив воскрешения души человеческой и мотив

креста сопутствуют мотиву пути героя).

Учащиеся филологической группы дают интерпретацию притчи в обрамлении

художественных деталей двух эпизодов.

Родион отступился от веры: он не увидел в окружающей жизни сил, способных победить зло. Светлая сторона души Родиона и тёмная сторона его души. Герой в плену идеи. Цель действий - счастье миллионов.

Раскольников себя своей теорией заменил. теория стала для него безусловной религией. Трагедия личности. Он убивает в себе человека. Ум Раскольникова – это ум прагматика: он пытается заключить в одну формулу всю историю эволюции человечества.

Каковы мотивы преступления? Это дьявольский эксперимент на самоопределение. Хотел быть Наполеоном: надо было проверить, сможет он это вынести или нет.

Какая сила ведёт Раскольникова?

- Это колоссальная сила идей.

Он одержим идеей. Раб идеи (как робот идёт). Раскольников думал, что разумом можно всё предусмотреть, а жизнь оказывается уникальной.

Второй сон: лунный свет (болезненный цвет), жёлтые обои. Старуха смеётся! Приходит осознание, что он обычный человек.


Наказание Раскольникова: внутреннее несогласие с самим собой выльется в конфликт, в трагедию героя.


III этап урока

Применение обобщённых ЗУН в новых условиях.


- Итак, кроме расколотого голоса героя звучат голоса других персонажей романа: одни из них против идеи Родиона, другие - «за». Давайте воспроизведём эти голоса.

Участники полифонического воспроизведения многоголосия

романа декламируют по очереди свои реплики.

- А теперь давайте воспроизведём это многоголосие в соответствии со структурой романа. Подумайте, как относятся к идее Раскольникова голоса персонажей? Займите ту позицию, которую, по-вашему, выбрал «ваш» (тот, который вам достался на карточке) голос: первый ряд - голоса «против идеи»; второй ряд - голоса «за идею».


Реплики участников интерпретации полифонической вселенной

Достоевского:

Голос Раскольникова:

- И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!


- Я не верю в будущую жизнь… Да, может, и бога-то совсем нет…


- Я ведь только вошь убил, бесполезную, гадкую, зловредную.


- Узнать хотел, смогу ли я переступить или не смогу! Тварь ли я дрожащая

или право имею…


- Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил…


- А старушонку эту чёрт убил, а не я. А я себя убил.


Голос Мармеладова:

- Честным трудом прожить нельзя…

- Ведь надо же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти…


Голос Лужина:

- Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо всё на свете на личном интересе основано.


Голос Катерины Ивановны:

- Бог милостив, да не до нас! Господи! Неужели ж нет справедливости! Кого ж тебе защищать, коль не нас, сирот?


Голос Свидригайлова:

- Разум-то ведь страсти служит…

… между нами есть какая-то точка общая…


- А что, если там одни пауки или что-нибудь в этом роде. Вот и вся вечность…


Голос Дуни:

- Если я погублю кого, так только себя одну… Я ещё никого не зарезала!


Голос Разумихина:

- Ведь это разрешение крови по совести, это… это, по-моему, страшнее, чем бы официальное разрешение кровь проливать, законное.

- По твоей теории получается, что людей резать можно?


Голос Сони:

- Да ведь я божьего промысла знать не могу... И к чему вы спрашиваете, чего нельзя спрашивать?... И кто меня тут судьёй поставил: кому жить, кому не жить?


- Это человек-то вошь!


- Нет тебя несчастнее никого теперь на целом свете!


- Надо страдание принять и искупить себя им, вот что надо.


Голос Порфирия Петровича:

- Ну, полноте, кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?


- А вы ведь вашей теории уже больше не верите…

- Вы лукаво не мудрствуйте, отдайтесь жизни прямо, не рассуждая, не беспокойтесь, прямо на берег вынесет и на ноги поставит.


Учащиеся произносят свои реплики, каждый голос вступает по дирижёрской указке учителя.


IV этап урока

Рефлексия.

- Обоснуйте выбор позиции своего персонажа.

- Каким образом позиция вашего персонажа перекликается с выбором

Раскольникова?

- Каковы этапы пути Родиона Раскольникова к правде собственного

сознания?


Просмотр мини-презентаций учащихся по теме: «Путь Раскольникова к правде собственного сознания». Комментирование авторами своих работ (2 работы).

(См. презентацию)

- К чему ведёт поиск героем своего пути?

Дети вспоминают финальный эпизод романа: размышляют о том, какое впечатление на Раскольникова производит жизнь кочевого племени на другом берегу - жизнь свободная от ложных идей, без надуманных «теорий». Дети размышляют о чувстве, которое очищает душу героя, «восстанавливает» человека - о любви к Соне.

Ответ: - Это путь Раскольникова к любви: сердце героя хочет любить!


V этап урока

Контроль усвоения ЗУН.

С какими высказываниями вы согласны? Аргументируйте свой ответ.

  • Полифония - основная особенность романа Достоевского.

  • В основе композиционного решения «Преступления и наказания» - диалог (идея – антиидея; «за» - «против»).

  • В основе психологического анализа Достоевского изображение сознания героя в его столкновении с другими сознаниями.

  • Раскольников не желает искать свой собственный «нерасколотый» голос.


(Подсказка: «... идея Раскольникова живёт в непрерывном диалогическом взаимодействии с другими полноценными идеями - идеями Сони, Порфирия Петровича, Свидригайлова…»

М.М. Бахтин)


Основную художественную идею Достоевского прекрасно выразил М.М.Бахтин: «Ничего окончательного в мире ещё не произошло, последнее слово мира и о мире ещё не сказано, мир открыт и свободен, ещё всё впереди и всегда будет впереди».


VI этап урока

Выводы. Обобщения.

- Предложите свою формулировку в качестве дополнения к трём

тезисам.

Выводы:

  • Полифония - множественность самостоятельных и неслиянных голосов и сознаний в романе; изображение множественности равноправных сознаний с их мирами.

Роман Достоевского – полифонический.

  • Путь Раскольникова к правде собственного сознания убедил его в том, что безобразие разрушает, а красота (любовь) возвышает человека.

  • И всё-таки побеждает Человек Раскольников - Человек, потрясённый страданиями и слезами людскими, глубоко сострадающий и в глубине души своей уверенный, что не вошь человек, с самого начала «предчувствовавший в своих убеждениях ложь».

Учащиеся пишут свои варианты заключительных тезисов урока, читают свои выводы.


II Стихотворения, посвящённые музыке:


1. Осип Эмильевич Мандельштам

БАХ

Здесь прихожане дети праха

И доски вместо образов,

Где мелом Себастьяна Баха

Лишь цифры значатся псалмов.


Разноголосица какая

В трактирах буйных и церквах,

А ты ликуешь, как Исайя,

О рассудительнейший Бах!


Высокий спорщик, неужели,

Играя внукам свой хорал,

Опору духа в самом деле

Ты в доказательстве искал?


Что звук? Шестнадцатые доли,

Органа многосложный крик,

Лишь воркотня твоя, не боле,

О несговорчивый старик!


И лютеранский проповедник

На чёрной кафедре своей

С твоими, гневный собеседник,

Мешает звук своих речей.

1913

Стихотворение О.Э. Мандельштама «Бах» соотносится с темой урока по нескольким причинам: в стихотворении наблюдается «полифоническое» развитие нескольких семантически не связанных друг с другом тем; «многосложный крик» органа напоминает о «многосложном» пересечении голосов романа Достоевского; образы стихотворения перекликаются с образами романа «Преступление и наказание».


Стихотворение О.Э.Мандельштама «Бах» скрывает некую тайну неясных сочетаний гармонии и «гневных» интонаций, тайну соединения темы высокого искусства в грешном мире «детей праха» с темами духовных исканий творческой личности и борения духа художника с упрощённым представлением проповедников и обывателей о Вечном, а также с темой противостояния художника миру суеты и лжи.

Движение лирической мысли стихотворения начинается с мотива несоответствия атмосферы церкви высокому искусству Баха. Вместо образов с ликами святых - в этом мире немые доски и вместо песнопений - «цифры» псалмов. Такая подмена прекрасной сущности на схематические обозначения прекрасного вызывает внутренний протест как в душе героя стихотворения, так и в душе читателя.

Во второй строфе пространство церкви расширяется до границ города: мы слышим «разноголосицу» города, мы видим мир «буйных трактиров» и «церквей», которые объединяет отсутствие духа истины и гармонии. Но над всеми голосами мира лжи восстаёт и «ликует» голос Баха. Великий композитор соотносится в сознании героя стихотворения с пророком.

Третья строфа стихотворения развивает тему духовных исканий великого Баха, который гармонию полифонических музыкальных произведений почитал великим доказательством могущества Бога. «Рассудительнейшему» Баху нужны были доказательства? Но разве существование Света, Истины требует доказательств? Возможно, творческой личности, живущей среди таких прихожан и таких проповедников, нужна «опора духа», которую он видит в музыкальной гармонии?

Четвёртая строфа стихотворения продолжает развитие темы противостояния «несговорчивого» старика бесцветному миру разноголосицы. «Многосложный крик» органа, божественные звуки музыки, вероятно, не могут изменить мир к лучшему, но Бах упорно продолжает свой путь к Истине.

Завершает произведение контрастный образ: «на чёрной кафедре» (символика чёрного цвета в данном фрагменте перекликается с понятием «отсутствие света истины») лютеранский проповедник затемняет своими речами высокий смысл чистых голосов хоралов великого музыканта. Глагол «мешает» в контексте стихотворения соотносится с понятием «помеха»: ритуалы, проповеди, пустые речи мешают людям услышать чистые голоса ангелов, которые говорят с людьми гармоническими звуками произведений Баха.

Читатель остаётся с мыслями великих сомнений поэта: может ли поэт, художник, композитор передать божественную правду, если в земном мире властвуют голоса фальшивых «проповедников» и распущенность разноголосицы трактиров?

Предложенная интерпретация стихотворения - это лишь один из возможных вариантов истолкования загадочного текста О.Э.Мандельштама.


2. В минуты музыки

Николай Рубцов

В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес

И голос женщины прощальный,

И туй порывистых берез.


И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей...


Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно понять пора настала,

Что слишком призраки люблю.


Но всё равно в жилищах зыбких—

Попробуй их останова—

Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.


И всё равно под небом низким

Я вижу явственно, до слез,

И желтый плес, и голос близкий,

И шум порывистых берез.


Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чем...

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чем.


Стихотворение Н.Рубцова «В минуты музыки» можно предложить на уроке по роману Достоевского в соотношении с одним из мотивов произведения: с мотивом блужданий души в поисках смысла жизни.

Лирический герой Рубцова переживает свои заблуждения как «путь без солнца» и «путь без веры» (такое состояние героя напоминает нам судьбу Раскольникова). Для героя Рубцова это путь изгнанника, разлучённого с родиной. Музыка воспринимается героем как напоминание о самом дорогом в его жизни, как освобождение от всего лишнего, неправильного, как очищение («вижу явственно, до слёз...», образ первого снега) и возвращение к реальности (отказ от призрачного существования).

Читатель невольно переносится вместе с героем стихотворения в мир русской деревни, где осталась истинная любовь героя. Музыкальная тема здесь перекликается с темой вечности и преображения, а также с мотивом возвращения блудного сына.

Путь Раскольникова к правде собственного сознания также приводит его к мыслям о свободной жизни людей, близких к природе, и к желанию души любить.


3. Музыка

Анна Ахматова

В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах ее края гранятся,

Она одна со мною 'говорит,

Когда другие подойти боятся.

Когда последний друг отвел глаза,

Она была со мной в моей могиле

И пела, словно первая гроза

Иль будто все цветы заговорили.


Стихотворение Анны Ахматовой «Музыка» перекликается с темой урока мотивом одиночества и жизни «в могиле», а также восприятием музыки как победы души над бренностью жизни.

Музыка в произведении Ахматовой поёт голосами природы: звуками первой (весенней) грозы, неземным языком цветов. Музыка обновляет и преображает душу человека, который предан своими друзьями, близкими. Музыка творит чудеса: она способна вернуть к жизни мёртвую душу, она говорит с человеком в самые трудные минуты его жизни. Эпитет «чудотворное» передаёт мысль об особой природе музыки, божественной и таинственной, открывающей за каждой гранью новые грани. Глагол «горит» в первой строке стихотворения соотносится с представлением об огненной природе музыки: звуки музыки из иного мира - из мира мысли, сущность которой напоминает пламя.

Мир природы в отличие от мира цивилизованного человечества сродни музыке высоких сфер, поэтому гармонию можно найти в слиянии с миром природы, но не в блужданиях от одной сумеречной теории к другой - такова подсказка каждому искателю правды собственного сознания.


Работу выполнила учитель Семенова Ирина Вениаминовна.





























































12




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Путь Родиона Раскольникова к правде собственного сознания"

Автор: Семенова Ирина Вениаминовна

Дата: 24.08.2015

Номер свидетельства: 226713

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства