kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование правового сознания у дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация «Формирование правового сознания у дошкольников»

Уважаемые взрослые, скажите, есть ли у детей права?

Конечно есть! И записаны они в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка», принятая в 1989 г. Конвенция признает юридическое право:

•        на воспитание;

•        развитие;

•        защиту;

•        активное участие в жизни общества.

Определенные требования Конвенция предъявляет к образовательным процессам. Так, в ст.29 отмечается, что образование ребенка должно быть направленно:

•        на развитие личности;

•        воспитание уважения к правам человека;

• воспитание уважения к родителям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает и к цивилизациям, отличным от него собственной;

• подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы всеми народами;

•        воспитания уважения к окружающей природе.

В соответствии с основными положениями Конвенции в дошкольных учреждениях разрабатывается система правового образования воспитанников, педагогов и родителей. Очевидно, что соблюдение прав ребенка должно обеспечиваться собственными усилиями педагогов детского сада и родителей.

При этом задачами дошкольного учреждения являются:

• организация работы в каждой группе в соответствии с нормами международного права и российского законодательства;

•  проведение правового образования дошкольников, педагогов и родителей;

• профилактическая работа по предупреждению нарушений прав ребенка в семье, содействие в защите детей вне воспитательного процесса;

• формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, у дошкольников - чувства собственного достоинства, знания своих прав и воспитание уважения к правам других людей.

Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. С наступлением XXI века во всем мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющимся мире.

Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для ребенка выступают взрослые. Каждый ребенок должен знать свои права. Воспитатели, весь педагогический коллектив -основные участники правового воспитания детей. Необходимо составить план, включающий работу с родителями и детьми. В него входит:

•        заключение договоров с родителями;

• проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;

•        создание банка данных семей воспитанников МДОУ;

•        оформление наглядно - информационных стендов в группах;

•        анкетирование родителей;

• проведение консультаций и педсоветов по данной теме с участием юристов;

•        выставки семейных и детских работ.

Основой является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Для оформления у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Для этого используются основные виды деятельности дошкольников: игровая и художественно-продуктивная.

Проводятся ролевые дидактические и театрализованные игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Воспитателям необходимо организовывать проблемно - поисковую деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуации, разработка совместных с воспитателем проектов), создавать условия для продуктивной деятельности (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их презентация).

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки, рассказы, а так же разнообразные вопросы и задания помогут лучше усвоить материал. Основная работа ведется в форме бесед взрослого с ребенком.

Знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Следующий прием, это использование коротких рассказов с проблемными ситуациями. Решение этих ситуаций может быть разным - в зависимости от личного опыта детей и взрослых, их взглядов на воспитание, образование, социального статуса и т.д.

Такое обсуждение помогает детям понять, что часто просто не существует однозначных решений, у каждого может быть свое мнение, которое нужно уважать. Рассказы используются на занятиях в детском саду: для чтения детям дома; выставляются в папках - передвижках. К ним прилагаются задания и дополнения для родителей.

Также в формировании правового сознания у дошкольников используется работа, построенная в форме бесед взрослого с ребенком. Беседа помогает детям осознать не только их права, но и обязанности, расширяет их представления о собственном месте в обществе.

Занятия, построенные в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, рассказами и т.д. в доступной, интересной форме дети узнают о праве ребенка на воспитание в семье и образовательных учреждениях, о правах на охрану физического, психического, духовного и нравственного здоровья. Знакомится с такими правами, как:

•   право жить и воспитываться в семье;

•   право на имя, отчество и фамилию;

•   право на охрану здоровья;

•   право на воспитание в образовательных учреждениях;

•   право быть гражданином своей страны.

Но работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюдимыми и очень страдают.

При формировании правового сознания у дошкольников серьезным недостатком является то, что права ребенка рассматриваются отдельно от его обязанностей. Ограждая детей от ответственности, взрослые не только продлевают «псевдодетскость», но и лишает их возможности по-настоящему повзрослеть. Может, именно поэтому дети протестуют против излишней опеки с помощью девиантного поведения, грубости, отсутствия уважительного отношения к взрослым. Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечения свободы принятия решения, умения сделать выбор.

Ребенок должен рассматриваться взрослыми не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет взрослым сформировать личность, обладающей социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Литература: журнал «Старший воспитатель» №  6-2011 г № 48-55

 «Система правового образования в ДОУ» И.В.Данилова Управление дошкольным образовательным учреждением «Правовое образование в ДОУ» Харитончик Т.А. № 2 – 2008 г.  Чстр.18-29

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование правового сознания у дошкольников »
























Консультация «Формирование правового сознания у дошкольников»






























Уважаемые взрослые, скажите, есть ли у детей права?

Конечно есть! И записаны они в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка», принятая в 1989 г. Конвенция признает юридическое право:

• на воспитание;

• развитие;

• защиту;

• активное участие в жизни общества.

Определенные требования Конвенция предъявляет к образовательным процессам. Так, в ст.29 отмечается, что образование ребенка должно быть направленно:

• на развитие личности;

• воспитание уважения к правам человека;

• воспитание уважения к родителям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает и к цивилизациям, отличным от него собственной;

• подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы всеми народами;

• воспитания уважения к окружающей природе.

В соответствии с основными положениями Конвенции в дошкольных учреждениях разрабатывается система правового образования воспитанников, педагогов и родителей. Очевидно, что соблюдение прав ребенка должно обеспечиваться собственными усилиями педагогов детского сада и родителей.

При этом задачами дошкольного учреждения являются:

• организация работы в каждой группе в соответствии с нормами международного права и российского законодательства;

• проведение правового образования дошкольников, педагогов и родителей;

• профилактическая работа по предупреждению нарушений прав ребенка в семье, содействие в защите детей вне воспитательного процесса;

• формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, у дошкольников - чувства собственного достоинства, знания своих прав и воспитание уважения к правам других людей.

Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. С наступлением XXI века во всем мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющимся мире.

Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для ребенка выступают взрослые. Каждый ребенок должен знать свои права. Воспитатели, весь педагогический коллектив -основные участники правового воспитания детей. Необходимо составить план, включающий работу с родителями и детьми. В него входит:

• заключение договоров с родителями;

• проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;

• создание банка данных семей воспитанников МДОУ;

• оформление наглядно - информационных стендов в группах;

• анкетирование родителей;

• проведение консультаций и педсоветов по данной теме с участием юристов;

• выставки семейных и детских работ.

Основой является совместная деятельность взрослого и ребенка.

Для оформления у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Для этого используются основные виды деятельности дошкольников: игровая и художественно-продуктивная.

Проводятся ролевые дидактические и театрализованные игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Воспитателям необходимо организовывать проблемно - поисковую деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуации, разработка совместных с воспитателем проектов), создавать условия для продуктивной деятельности (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их презентация).

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки, рассказы, а так же разнообразные вопросы и задания помогут лучше усвоить материал. Основная работа ведется в форме бесед взрослого с ребенком.

Знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

Следующий прием, это использование коротких рассказов с проблемными ситуациями. Решение этих ситуаций может быть разным - в зависимости от личного опыта детей и взрослых, их взглядов на воспитание, образование, социального статуса и т.д.

Такое обсуждение помогает детям понять, что часто просто не существует однозначных решений, у каждого может быть свое мнение, которое нужно уважать. Рассказы используются на занятиях в детском саду: для чтения детям дома; выставляются в папках - передвижках. К ним прилагаются задания и дополнения для родителей.

Также в формировании правового сознания у дошкольников используется работа, построенная в форме бесед взрослого с ребенком. Беседа помогает детям осознать не только их права, но и обязанности, расширяет их представления о собственном месте в обществе.

Занятия, построенные в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, рассказами и т.д. в доступной, интересной форме дети узнают о праве ребенка на воспитание в семье и образовательных учреждениях, о правах на охрану физического, психического, духовного и нравственного здоровья. Знакомится с такими правами, как:

• право жить и воспитываться в семье;

• право на имя, отчество и фамилию;

• право на охрану здоровья;

• право на воспитание в образовательных учреждениях;

• право быть гражданином своей страны.

Но работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюдимыми и очень страдают.

При формировании правового сознания у дошкольников серьезным недостатком является то, что права ребенка рассматриваются отдельно от его обязанностей. Ограждая детей от ответственности, взрослые не только продлевают «псевдодетскость», но и лишает их возможности по-настоящему повзрослеть. Может, именно поэтому дети протестуют против излишней опеки с помощью девиантного поведения, грубости, отсутствия уважительного отношения к взрослым. Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечения свободы принятия решения, умения сделать выбор.

Ребенок должен рассматриваться взрослыми не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет взрослым сформировать личность, обладающей социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.

Литература: журнал «Старший воспитатель» № 6-2011 г № 48-55

«Система правового образования в ДОУ» И.В.Данилова Управление дошкольным образовательным учреждением «Правовое образование в ДОУ» Харитончик Т.А. № 2 – 2008 г. Чстр.18-29


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование правового сознания у дошкольников

Автор: Евсеева Вера Фёдоровна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206282

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Модель педагогического процесса правового образования дошкольников "
    ["seo_title"] => string(77) "modiel-piedaghoghichieskogho-protsiessa-pravovogho-obrazovaniia-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "141745"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1418154237"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(213) "«Формирование субъектной позиции дошкольника в процессе познавательно-исследовательской деятельности в природе» "
    ["seo_title"] => string(122) "formirovaniie-subiektnoi-pozitsii-doshkol-nika-v-protsiessie-poznavatiel-no-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-prirodie"
    ["file_id"] => string(6) "140965"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418045253"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(223) "КОНСПЕКТЫ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(129) "konspiekty-nieposriedstvienno-obrazovatiel-noi-dieiatiel-nosti-po-formirovaniiu-osnov-pravovogo-soznaniia-starshikh-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "156241"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421398801"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Методическая разработка "Перспективный план работы с родителями по правовому воспитанию детей старшей группы.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_pierspiektivnyi_plan_raboty_s_roditieliami_po_pravov"
    ["file_id"] => string(6) "357218"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1478720703"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "формирование толерантной и поликультурной личности в условиях предшкольного образования."
    ["seo_title"] => string(96) "formirovaniie-tolierantnoi-i-polikul-turnoi-lichnosti-v-usloviiakh-priedshkol-nogho-obrazovaniia"
    ["file_id"] => string(6) "296730"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1456071664"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства