Консультация «Формирование правового сознания у дошкольников»
Уважаемые взрослые, скажите, есть ли у детей права?
Конечно есть! И записаны они в книге, которая называется «Конвенция о правах ребенка», принятая в 1989 г. Конвенция признает юридическое право:
• на воспитание;
• развитие;
• защиту;
• активное участие в жизни общества.
Определенные требования Конвенция предъявляет к образовательным процессам. Так, в ст.29 отмечается, что образование ребенка должно быть направленно:
• на развитие личности;
• воспитание уважения к правам человека;
• воспитание уважения к родителям ребенка, к национальным ценностям страны, в которой он проживает и к цивилизациям, отличным от него собственной;
• подготовку ребенка к сознательной жизни в свободном обществе в духе понимания, мира, терпимости, равноправия мужчин и женщин и дружбы всеми народами;
• воспитания уважения к окружающей природе.
В соответствии с основными положениями Конвенции в дошкольных учреждениях разрабатывается система правового образования воспитанников, педагогов и родителей. Очевидно, что соблюдение прав ребенка должно обеспечиваться собственными усилиями педагогов детского сада и родителей.
При этом задачами дошкольного учреждения являются:
• организация работы в каждой группе в соответствии с нормами международного права и российского законодательства;
• проведение правового образования дошкольников, педагогов и родителей;
• профилактическая работа по предупреждению нарушений прав ребенка в семье, содействие в защите детей вне воспитательного процесса;
• формирование у педагогов и родителей высокой правовой культуры, у дошкольников - чувства собственного достоинства, знания своих прав и воспитание уважения к правам других людей.
Жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. С наступлением XXI века во всем мире эта проблема особенно остра: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Наше будущее и будущее России зависит от того, какое воспитание, образование и развитие получат дети, как они будут подготовлены к жизни в быстро меняющимся мире.
Именно в дошкольном возрасте закладываются отношения ребенка к другим людям, культуре, природе и религии своего и других народов. И здесь проводниками для ребенка выступают взрослые. Каждый ребенок должен знать свои права. Воспитатели, весь педагогический коллектив -основные участники правового воспитания детей. Необходимо составить план, включающий работу с родителями и детьми. В него входит:
• заключение договоров с родителями;
• проведение цикла бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной теме;
• создание банка данных семей воспитанников МДОУ;
• оформление наглядно - информационных стендов в группах;
• анкетирование родителей;
• проведение консультаций и педсоветов по данной теме с участием юристов;
• выставки семейных и детских работ.
Основой является совместная деятельность взрослого и ребенка.
Для оформления у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Для этого используются основные виды деятельности дошкольников: игровая и художественно-продуктивная.
Проводятся ролевые дидактические и театрализованные игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков. Воспитателям необходимо организовывать проблемно - поисковую деятельность детей (работа в группе по разрешению ситуации, разработка совместных с воспитателем проектов), создавать условия для продуктивной деятельности (изготавливаются эмблемы, плакаты, проводится их презентация).
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки, загадки, рассказы, а так же разнообразные вопросы и задания помогут лучше усвоить материал. Основная работа ведется в форме бесед взрослого с ребенком.
Знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев.
Следующий прием, это использование коротких рассказов с проблемными ситуациями. Решение этих ситуаций может быть разным - в зависимости от личного опыта детей и взрослых, их взглядов на воспитание, образование, социального статуса и т.д.
Такое обсуждение помогает детям понять, что часто просто не существует однозначных решений, у каждого может быть свое мнение, которое нужно уважать. Рассказы используются на занятиях в детском саду: для чтения детям дома; выставляются в папках - передвижках. К ним прилагаются задания и дополнения для родителей.
Также в формировании правового сознания у дошкольников используется работа, построенная в форме бесед взрослого с ребенком. Беседа помогает детям осознать не только их права, но и обязанности, расширяет их представления о собственном месте в обществе.
Занятия, построенные в форме бесед, сопровождаются стихами, сказками, рассказами и т.д. в доступной, интересной форме дети узнают о праве ребенка на воспитание в семье и образовательных учреждениях, о правах на охрану физического, психического, духовного и нравственного здоровья. Знакомится с такими правами, как:
• право жить и воспитываться в семье;
• право на имя, отчество и фамилию;
• право на охрану здоровья;
• право на воспитание в образовательных учреждениях;
• право быть гражданином своей страны.
Но работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдет отклика в семье. Именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, физическом и психическом благополучии ребенка. Если между ребенком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя нелюдимыми и очень страдают.
При формировании правового сознания у дошкольников серьезным недостатком является то, что права ребенка рассматриваются отдельно от его обязанностей. Ограждая детей от ответственности, взрослые не только продлевают «псевдодетскость», но и лишает их возможности по-настоящему повзрослеть. Может, именно поэтому дети протестуют против излишней опеки с помощью девиантного поведения, грубости, отсутствия уважительного отношения к взрослым. Формирование ответственности и знания своих прав и обязанностей тесно связано с развитием автономности личности и обеспечения свободы принятия решения, умения сделать выбор.
Ребенок должен рассматриваться взрослыми не только как объект воспитательного воздействия, но и как субъект, наделенный правами и обязанностями, соответствующими его возрастному развитию. Такой принцип ориентированного воспитания позволяет взрослым сформировать личность, обладающей социальной ответственностью, независимой жизненной позицией и высокой сопротивляемостью к возможным негативным воздействиям со стороны неблагоприятной окружающей среды.
Литература: журнал «Старший воспитатель» № 6-2011 г № 48-55
«Система правового образования в ДОУ» И.В.Данилова Управление дошкольным образовательным учреждением «Правовое образование в ДОУ» Харитончик Т.А. № 2 – 2008 г. Чстр.18-29