kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Защита прав потребителей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:      Образовательная – показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов, предприятий, организаций, реализующих товары по договору купли-продажи, изучить общие положения законодательства о защите прав потребителей.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Защита прав потребителей"»


Тема урока: «Защита прав потребителей».

Цель урока:

  1. Образовательная – показать, каким образом в повседневной жизни защищаются права и законные интересы потребителей, а также права и законные интересы продавцов, предприятий, организаций, реализующих товары по договору купли-продажи, изучить общие положения законодательства о защите прав потребителей.

  2. Развивающая – развить умения анализировать, решать правовые ситуации, продолжить формирование умений работать с правовой информацией, различными источниками. Рассмотреть права потребителей и способы их защиты.

  3. Воспитательная – содействовать воспитанию интереса к предмету обществознания, формированию навыков правомерного поведения и умений найти грамотное решение конфликта законным образом

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: лекция.

Оборудование: Закон «О защите прав потребителей», Гражданский кодекс Российской Федерации.

Термины: продавец, изготовитель, потребитель, товар, иск, жалоба, штраф, обмен.

Ход урока:

Эпиграф: « Справедливость есть постоянная и неизменная

воля каждому воздавать по его заслугам»

Античный афоризм

«У каждого человека есть три пути,

Чтобы поступать мудро и правильно:

Первый самый благородный - это размышление,

Второй самый легкий - это подражание,

Третий самый горький –это опыт»

(Конфуций, 5 в. до. н.э)


План урока.

  1. Организационный момент

  2. Мотивация

  3. Изучение нового материала

- Общие положения о защите прав потребителей.

- Законодательство о защите прав потребителей, и сфера его применения.

- Основные права потребителей.

- Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителя.

  1. Закрепление изученного материала

  2. Итоги


Ход урока.

  1. Организационный момент – 2 минуты

  2. Мотивация - 5-7 минут

«Сергей купил в магазине брюки мужские, но, придя домой, и вновь примерив, данные брюки, увидел, что они коротковаты. Через 10 дней он принес брюки в магазин с требованием обмена на другие, так как они не подошли по размеру. Продавец отказал в удовлетворении требований покупателя, мотивируя тем, что между ними была устная договоренность, что в случае, если брюки не подойдут, то покупатель может произвести обмен только на следующий день»

Прав ли продавец?

Учитель предлагает обучающимся высказать свое мнение по предложенной ситуации. (Правильный ответ: покупатель имеет право обменять товар надлежащего качества, не подошедший ему по размеру, в течение 14 дней)

Учитель: в Российской Федерации потребитель защищён специальным законом. Этот закон признан одним из самых совершенных в мире. Он может защитить наши кошельки, здоровье и покой, побуждает добросовестно работать продавцов и производителей. Но как бы ни был хорош Закон, если им не пользоваться, то он перестаёт работать. Поэтому каждый человек должен владеть потребительской культурой, т.е. знать свои законные права как потребителя и уметь ими пользоваться.



3.Изучение нового материала

1. Общее положение о защите прав потребителей.

Итак, кто такой потребитель?

В соответствии с законодательством о защите прав потребителей потребителем является:

  • только гражданин (юридическое лицо, приобретающее имущество для своих нужд, не является лицом, права которого защищаются данным законодательством);

  • гражданин, который приобретает товар, работы, услуги для личного, домашнего, семейного пользования, не связанного с предпринимательской деятельностью.

Потребителем является гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести товары (работы, услуги) исключительно для личных (бытовых, домашних, семейных) нужд, не связанных с извлечением прибыли.

Работа с документом (Закон РФ «О защите прав потребителей» (извлечения) статьи 13, 16).

Задание: составьте кластер «Права потребителя».

ПРАВА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ


Право на безопасность

Право на качество



Право на выбор

Право на информацию



Право на компенсацию причиненного ущерба

Право на возмещение причиненного ущерба


Право на просвещение в области защиты прав потребителей


Во многих странах действуют так называемые общества по защите прав потребителей – независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров. Они публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами. А телеканалы и газеты имеют рубрику, посвящённую экспертизе товаров.


На другом полюсе отношений находится продавец (исполнитель) либо изготовитель товара, но не всякий, а только

- тот продавец (исполнитель), для которого продажа товаров в розницу, оказание услуг потребителям является предметом его предпринимательской деятельности;

- тот изготовитель, который производит товары, предназначенные для реализации потребителям.

Законодательством о защите прав потребителей регулируются отношения по передаче имущества в собственность, по выполнению работ и оказанию услуг потребителю, в которых продавцом (исполнителем) выступает организация либо индивидуальный предприниматель.


Основные права потребителей.

Работа преподавателя

Работа учащихся


Определение сюжета: «Вы приобрели вещь (сапоги, холодильник, то есть любую вещь длительного пользования). Дома через некоторое время обнаружили дефект.

Задание: определите, каковы будут ваши дальнейшие действия


Работа с документом: Закон о РФ «О защите прав потребителей» (ст. 17).

Задание: сформулируйте советы покупателю.

Примерные ответы:

При покупке будьте внимательны, выбирайте товары тщательно и неторопливо.

Прочитайте руководство по эксплуатации и проверьте гарантию.

Проследите, чтобы продавец поставил печать и дату покупки в паспорте изделия.

Не забывайте забрать товарный чек, подтверждающий, что покупка совершена именно в данном торговом предприятии.

Требуйте сертификат качества.


  1. Право на безопасность.

Это требование должно выполняться в течение всего срока службы товара, установленного, а если такой срок не установлен, то в течение 10 лет со дня передачи товара потребителю.

  1. Право на информацию:

    • Об изготовителе и продавце;

    • О самих товарах;

    • О месте изготовления продуктов питания;

    • О режиме работы продавца.

Такая информация должна быть на русском языке.

Если предоставление ненадлежащей, т.е. недостоверной или недостаточно полной, информации о товаре, а также изготовителе повлекло:

  • Приобретение товара, не обладающего необходимыми потребителю свойствами, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков;

  • Невозможность использования приобретённого товара по назначению, потребитель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потребитель вправе расторгнуть договор и потребовать полного возмещения убытков.

  1. Право на качественный товар.

Потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору потребовать от продавца либо изготовителя товара:

  • Безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

  • Соразмерного уменьшения покупной цены;

  • Замены на товар аналогичной марки;

  • Замены на товар другой марки с соответствующим перерасчётом покупной цены;

  • Расторжения договора купли-продажи.

  1. Право потребовать от организации розничной торговли заключения договора купли-продажи. Условия договора должны быть одинаковы для всех потребителей.

  2. Право на обмен товара (в течение 14 дней со дня покупки).


По четвертому вопросу учащиеся узнают об ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей.

  1. Уплачивает потребителю неустойку за каждый день просрочки в размере одного процента от цены товара. Данная неустойка является штрафной, т.к. убытки, причиненные потребителю нарушением его прав, подлежат возмещению сверх неустойки.

  2. Лицо, нарушившее права потребителя, несет ответственность независимо от вины.

  3. Суд вправе вынести решение о взыскании с нарушителя в федеральный бюджет штрафа в размере цены иска за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя.

  4. Потребителю предоставляется право предъявлять иски, связанные с нарушением их прав по месту жительства истца, либо по месту нахождения ответчика, либо по месту причинения вреда. Потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины.

  5. Потребителю компенсируется моральный ущерб, правда его необходимо доказать в суде.

Закрепление изученного материала

Задание: проанализируйте ситуации (рабочий лист).

СИТУАЦИЯ 1

Семен Николаевич купил на оптовом складе 500 футболок. Он собирался продать их в своем городке на рынке, но оказалось, что некоторые футболки рваные и грязные. Однако, несмотря на это, обменять их не удалось. Как Семен Николаевич ни доказывал, что продавцы нарушили закон, и он выступает в роли потребителя, те наотрез отказались с ним иметь дело. Объясните ситуацию и попытайтесь предложить вариант решения проблемы.

СИТУАЦИЯ 2

Катя купила в магазине шампунь. Принеся покупку, домой, она обнаружила, что срок годности товара давно истек. Однако в магазине шампунь обратно не приняли, объяснив Кате, что покупателю была предоставлена эта информация изначально, он согласился на условия договора и потому данный товар обмену не подлежит. Как следует решить спор?

СИТУАЦИЯ 3

Василий приобрел красивую мебель и договорился о ее доставке. Между тем машина, осуществлявшая доставку, попала в аварию, и мебель пришла в негодность. Организация, перевозившая купленный Василием товар, заявила, что не будет возмещать расходы за испорченную мебель, так как шофер машины не виноват в случившемся. Рассмотрите ситуацию. Каковы варианты развития событий?

СИТУАЦИЯ 4

Вы приобрели товар, выполнив все советы покупателю, но ваша покупка оказалась с недостатками, которые вы обнаружили дома. Продавец не согласен с вашим решением обменять товар и предлагает ремонт. Каковы, ваши действия? (Нужно обратиться в суд).

Задание: итак, вы решили обратиться с иском в суд, так как права и охраняемые законом интересы потребителей защищаются в основном судом. Если вы принимаете такое решение, то предложите свои дальнейшие действия.

Комментарий учителя: Исковое заявление подается в суд в письменной форме. В нем должны быть указаны наименование суда, в который подается заявление; наименование истца, его местонахождение; наименование ответчика, его местонахождение; обстоятельства, на которых истец основывает свои требования, и доказательства, подтверждающие изложенные истцом требования; требования истца; цена иска; перечень прилагаемых к заявлению документов. Заявление подписывается истцом.

Учащиеся получают образец искового заявления.

Какие собственные ситуации вы можете привести? (Моделирование ситуаций)


Итоги

Домашнее задание: составить исковое заявление, исходя из вашей ситуации.

Итак, сегодня мы с вами познакомились с правами потребителя, рассмотрели различные жизненные ситуации, которые связаны с нарушением прав потребителя, сформулировали советы для покупателей.

Рефлексия: Как вы считаете, какую практическую значимость имеет наш сегодняшний урок? Пригодятся ли вам в вашей жизни те знания, которые вы получили на уроке? Каким образом?

Выслушиваются мнения учащихся.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Защита прав потребителей"

Автор: Зубарева Анна Владимировна

Дата: 15.06.2018

Номер свидетельства: 473374

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Методическая разработка открытого урока по дисциплине Право на тему:"Защита прав потребителей""
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskaia-razrabotka-otkrytogho-uroka-po-distsiplinie-pravo-na-tiemu-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "314919"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459788624"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Методическая разработка урока "Защита прав потребителей" "
    ["seo_title"] => string(64) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "132927"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416422162"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока обществознания по теме "Защита прав потребителей" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "229436"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441734186"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) ""Защита прав потребителя""
    ["seo_title"] => string(27) "zashchitapravpotriebitielia"
    ["file_id"] => string(6) "261006"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449057833"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Методическая разработка урока экономики в 5 классе по теме "Права потребителя и защита прав потребителя" "
    ["seo_title"] => string(118) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-ekonomiki-v-5-klassie-po-tiemie-prava-potriebitielia-i-zashchita-prav-potriebitielia"
    ["file_id"] => string(6) "158642"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421770377"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства