kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Занятость и безработица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики - безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования. Безработица -это социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономичсеки активного населения, желающая работать, но не может найти работу.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Занятость и безработица"»

Урок по теме «Занятость и безработица».

Класс: 11

Цель урока: создать условия для формирования представления об одной из серьёзнейших проблем рыночной экономики - безработице, её последствиях и мерах государственного регулирования.

Задачи урока:

- обучающие: сформировать у обучающихся представления о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, а также мерах её государственного регулирования;

- развивающие: развивать умение поиска и выделения необходимой информации в источниках различного типа, умение формулировать и аргументировать собственное мнение и позицию, владение основами проектно-исследовательской деятельности; формировать умение работать в группе;

- воспитательные: экономическое, правовое воспитание.

Планируемые результаты:

- личностные: понимание важности трудовой деятельности для личности и общества; формирование позиции активного и ответственного члена общества, готового и способного к личностному и профессиональному самоопределению;

- метапредметные: осмысление социальной информации для выбора адекватных способов деятельности и моделей поведения в социально-трудовой сфере; овладение основами самооценки и самоконтроля;

- предметные: сформированность представлений о причинах, видах, формах и последствиях безработицы, роли государства в обеспечении занятости;  понимание проблем социально-трудовой сферы жизни общества и способность определять собственное отношение к ним.

Тип урока: урок-исследование.

Оборудование урока: учебник. Обществознание. 11 класс. Под ред. Л.Н. Боголюбова, Н.И. Городецкой, А.И. Матвеева; ИПАК; презентация; раздаточный материал: фрагменты документов; тестовые задания.

Основные понятия: занятые, безработица.

План урока:

1. Причины, виды и формы безработицы.

2. Государственная политика в области занятости.

Ход урока

I. Организационный момент.

     Подготовка класса к работе.

II. Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели и задач урока.

     Преподаватель создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность; уточняет тематические рамки; организует формулировку темы и постановку цели урока обучающимися.

   

     Обучающиеся записывают тему и план урока в тетради.

III. Актуализация знаний.

     Организация беседы по теме «Занятость и безработица». Для актуализации имеющихся у обучающихся знаний преподаватель задаёт им следующие вопросы: безработица – зло или благо для рыночной экономики? Способно ли государство справиться с безработицей? Как не оказаться безработным?

IV. Изучение нового материала.

Причины, виды и формы безработицы.

     Изучение первого пункта плана начинается с работы над терминами «экономически активное население» («совокупная рабочая сила»), «занятые», «безработные», «безработица». Преподаватель предлагает обучающимся, обратившись к тексту учебника (§ 10), фрагментам из Трудового кодекса РФ, дать определение вышеназванных понятий.

Экономически активное население (совокупная рабочая сила) – всё трудоспособное население.

Занятые – та часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.

Безработные – относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут её получить по той или иной причине.

Безработица – социально-экономическое явление, выражающееся в том, что часть экономически активного населения, желающая работать, не может найти работу.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, приносящих доход.

Рынок труда - это вид рынка, характеризующий систему социально-экономических отношений позволяющих фирмам удовлетворять потребности в трудовых услугах.


Особенность рынка труда в том, что:

1. Он является вторичным, т.е. зависит от спроса на товары и услуги.

2. Объектом спроса и предложения на рынке труда являются знания, способности, профессиональные качества работника.

3. На рынке труда продается и покупается способность к труду: физическая и интеллектуальная.

4. Основным рычагом на рынке труда выступают спрос, предложение и конкуренция.

5. Роль цены рабочей силы на рынке труда играет заработная плата.

6. Заработная плата - форма материального вознаграждения наемных работников за труд. Величина зависит от ставки.

Регулирование рынка труда:

  1. Взаимодействие спроса и предложения (их конкуренция)

  2. Роль цены трудовых услуг играет заработная плата.

  3. Минимальный размер оплаты труда. (МРОТ) Влияние государства.

  4. Мобильность трудовых ресурсов.

  - 1 группа – причины безработицы;

- 2 группа – виды безработицы;

- 3 группа – формы безработицы.


В РФ безработными признаются граждане, которые

не имеют работы и заработка

зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы

готовы приступить к работ


   1 группа – причины безработицы.

 

Причины безработицы

Завышенные требования самих работников, предъявляемые работодателю относительно размера желаемой ими заработной платы

Низкий спрос на рабочую силу

Негибкость, характерная для рынка труда

   

 Причины безработицы:

1. Структурные усовершенствования в экономике – появление и внедрение новых технологий и оборудования может привести к сокращению рабочих мест (машины «вытесняют» человека).

2. Сезонные колебания – временные изменения в уровне производства продукции и предоставления услуг (а соответственно и количестве рабочих мест) в отдельных отраслях.

3. Цикличность экономики – во время спада или кризиса потребность в ресурсах, в том числе и трудовых, снижается.

4. Демографические изменения – в частности рост трудоспособного населения может привести к тому, что спрос на рабочие места будет расти быстрее, чем их предложение, что и приведет к безработице.

5. Политика в сфере оплаты труда – меры государства, профсоюзов или руководства компаний по повышению минимального размера оплаты труда, могут вызвать рост производственных издержек и снижение потребности в рабочей силе.


2 группа – виды безработицы.

Основные виды безработицы

Фрикционная

Временная незанятость, обусловленная добровольным переходом работника с одной работы на другую

- смена места жительства;

- недовольство зарплатой;

- разочарование в профессии.

Особенность – непродолжительность.


безработица, обусловленная добровольным поиском работником нового лучшего места работы.

Структурная

Невозможность трудоустройства из-за различий в структуре спроса и предложения рабочей силы разной квалификации

- изменение коньюктуры рынка по отраслям и регионам.

Особенность – исчезновение и появление профессий.



безработица, вызванная изменениями в структуре спроса на рабочую силу, вследствие которых образуется несоответствие между требованиями к претендентам на свободные рабочие места и квалификацией безработных.

Циклическая

Характерна для экономического кризиса, возникает в результате спада производства

- возникает в период спада;

- исчезает или сокращается в период подъёма.

Особенность – привязана к продолжительности фаз экономического цикла.



безработица, вызванная спадом производства во время соответствующей фазы экономического цикла.

Сезонная

Невозможность работника работать в определённое время (сезон года)

     Обучающиеся приходят к выводу, что фрикционная безработица и структурная безработица составляют ествественный уровень безработицы (при этом уровне занятость считается полной, естественной).

фрикционная безработица + структурная безработица = естественный уровень безработицы

3 группа –  формы безработицы.

Основные формы безработицы

Открытая

Человек трудоспособного возраста не имеет постоянной работы и источника доходов, но активно их ищет

Скрытая

Работник даёт согласие на неполный рабочий день или неполную рабочую неделю из-за невозможности иного трудоустройства

Текучая

Связана с периодическим «отталкиванием» и «притягиванием» рабочей силы на рынке труда

Застойная

Длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временный, случайной работы

   


Позитивные и негативные последствия безработицы»

                                                                                                                 

- формируется мобильный «резерв» рабочей силы, который можно задействовать при расширении производства;

- сдерживаются требования профсоюзов в

- недоиспользование экономического потенциала общества, когда реальный ВНП существенно меньше потенциального;

- снижение уровня жизни населения

части повышения заработной платы, что снижает предполагаемый уровень инфляции;

- усиливается трудовая мотивация работающих, так как гарантии занятости и опасение потерять работу начинают выступать в качестве самостоятельного стимула к труду  

(сокращается потребительский спрос, уровень сбережений);

- потеря профессиональных знаний и навыков, что затрудняет возможность трудоустройства;

- моральная травма, ведущая к алкоголизму, наркомании, самоубийствам, росту преступности


Последствия безработицы:

Экономические последствия:

-сокращение доходов федерального бюджета – чем выше безработица, тем меньше налоговые поступления;

-рост затрат общества – на общество в лице государства ложится бремя поддержки безработных: выплата пособий, финансирование профессиональной переподготовки безработных и т. д.;

-снижение уровня жизни – лица, ставшие безработными и их семьи теряют личные доходы, и качество их жизни снижается;

-недополученный выпуск продукции – в результате неполного использования рабочей силы, может наблюдаться отставание фактического ВВП от потенциального.

Неэкономические последствия:

- обострение криминогенной ситуации - больше краж, грабежей и пр.;

- стрессовая нагрузка на общество – потеря работы большая личная трагедия для человека, сильный психологический стресс;

- политические и общественные беспорядки – массовая безработица может вызвать острую социальную реакцию (митинги, забастовки, погромы) и привести к бурным политическим переменам.


  1. Государственная политика в области занятости

Проблема занятости населения является частью государственного регулирования на рынке труда.


Государство использует различные формы регулирования:

- законодательные;

- административные;

- организационные;

- экономические.

С этой целью государство может предоставлять:

- налоговые льготы для предпринимателей;

- инвестиции в дефицитные рабочие места;

- возможности переподготовки специалистов;

- развитие программ поддержки занятости;

- совершенствование системы профессиональной переподготовки.

В РФ действует Закон «О занятости населения в российской Федерации»


Политику государства в области занятости населения условно можно разделить на два глобальных направления:


Государственная политика занятости – это комплекс мер воздействия на социально-экономическое развитие общества и каждого его члена.

Она имеет несколько уровней: общегосударственный, региональный и локальный. 

Выделяют европейскую, скандинавскую и американскую модели политики занятости.

Европейская модель предполагает сокращение числа занятых при повышении производительности труда и как следствие росте доходов работающих; такая политика предполагает дорогостоящую систему пособия для большого количества безработных.

Скандинавская модель основывается на обеспечении занятости практически всем трудящимся путем создания рабочих мест в государственном секторе со средними условиями оплаты труда. Такая политика рассчитана в основном на государственные средства, при дефиците которых наступает спад производства, что влечет за собой увольнение.

Американская модель ориентируется на создание рабочих мест, не требующих высокой производительности, для значительной части экономически активного населения. При этом безработица формально уменьшается, но увеличивается количество людей с низкими доходами.

Активная политика занятости

Активная политика на рынке труда предусматривает совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством в целях снижения уровня безработицы в стране.

Активная политика занятости включает:

- осуществление мероприятий по созданию новых рабочих мест;

- обучение, переподготовку и повышение профессиональной квалификации безработных;

- активный поиск и подбор для безработных подходящих должностей;

- субсидирование создания новых рабочих мест;

- организацию рабочих мест для безработных через систему общественных работ;

- проведение мер по предупреждению увольнений работников.

Пассивная политика занятости

Пассивная политика в области занятости направлена на сглаживание негативных последствий безработицы.

Пассивная политика на рынке труда предполагает следующие действия:


- выплату пособий по безработице;

- оказание материальной помощи безработным;

- осуществление доплат на иждивенцев;

- выдачу малоимущим гражданам недорогих товаров первой необходимости;

- организацию питания безработных в специальных столовых.



     Завершая обсуждение данных вопросов, преподаватель предлагает обучающимся познакомиться с советами рубрики «Практические выводы» (учебник, § 10). Данные советы помогут обучающимся овладеть способами рационального поведения в условиях рынка, повысить свою конкурентноспособность.


V. Первичное осмысление и закрепление изученного материала.

     Выполнение обучающимися заданий в формате ЕГЭ (раздаточный материал). Ответы на вопросы.


VI. Итоги урока. Рефлексия.

     Определение обучающимися своего эмоционального состояния на уроке, осуществление самооценки собственной деятельности, соотнесение цели и результата. Ответы на вопросы.

     Анализ работы обучающихся на уроке. Выставление оценок.


VII. Задание на самоподготовку.

     Объяснение преподавателем задания на  самоподготовку. Запись его обучающимися в тетради.

Параграф  10.

Базовый - вопросы к параграфу 10.

Углублённый - мини-проект «Как сократить безработицу, увеличить занятость».



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
"Занятость и безработица"

Автор: Губачева Светлана Николаевна

Дата: 21.12.2019

Номер свидетельства: 533042

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Контрольная работа по экономике по теме "Экономический цикл, занятость и безработица""
    ["seo_title"] => string(91) "kontrol-naia-rabota-po-ekonomikie-po-tiemie-ekonomichieskii-tsikl-zaniatost-i-biezrabotitsa"
    ["file_id"] => string(6) "209816"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1431325264"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Презентация для урока обществознания "Занятость и безработица""
    ["seo_title"] => string(72) "priezientatsiia-dlia-uroka-obshchiestvoznaniia-zaniatost-i-biezrabotitsa"
    ["file_id"] => string(6) "262989"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449461598"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Презентация на тему "Рынок труда и безработица" "
    ["seo_title"] => string(52) "priezientatsiia-na-tiemu-rynok-truda-i-biezrabotitsa"
    ["file_id"] => string(6) "104568"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1402733861"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Разработка урока обществознания в 8 классе "Безработица и ее причины""
    ["seo_title"] => string(73) "razrabotka_uroka_obshchestvoznaniia_v_8_klasse_bezrabotitsa_i_ee_prichiny"
    ["file_id"] => string(6) "611844"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1660830211"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Экономические проблемы безработицы "
    ["seo_title"] => string(40) "ekonomichieskiie-probliemy-biezrabotitsy"
    ["file_id"] => string(6) "226389"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440240352"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства