Разработка урока обществознания в 8 классе "Безработица и ее причины"
Разработка урока обществознания в 8 классе "Безработица и ее причины"
Тема урока
БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Тип урока
Комбинированный
Цель урока
Познакомиться с таким явлением экономической жизни общества как безработица. Выяснить её причины и последствия. познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влияние на занятость работников в условиях конкуренции; дать учащимся представление, что такое безработица; выяснить причины безработицы; проанализировать на конкретных примерах последствия безработицы.
Безработица, занятость, безработный, уровень безработицы, служба занятости
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока обществознания в 8 классе "Безработица и ее причины"»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Тема урока
БЕЗРАБОТИЦА И ЕЕ ПРИЧИНЫ
Тип урока
Комбинированный
Цель урока
Познакомиться с таким явлением экономической жизни общества как безработица. Выяснить её причины и последствия. познакомить учащихся с характером труда в условиях рыночной экономики, его влияние на занятость работников в условиях конкуренции; дать учащимся представление, что такое безработица; выяснить причины безработицы; проанализировать на конкретных примерах последствия безработицы.
Безработица, занятость, безработный, уровень безработицы, служба занятости
Планируемые результаты
Предметные
Метапредметные УУД
Личностные УУД
Научатся: проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.
Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения, применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников мира; определять понятия; устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;
продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему.
Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами. Получать необходимую информацию, аргументировать свою точку зрения, умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность с учителем, другими учениками и работать самостоятельно, формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.
Коммуникативные: планируют цели и способы взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развивать умение работать в группах
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия; овладение приёмами контроля и самоконтроля усвоения изученного
Проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группой; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Этапы урока
Время
Обучающие
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы организации взаимодействия
Универсальные
учебные действия
(УУД)
Формы
контроля
I.
Мотивация
к учеб-
ной
деятельности
2
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала
Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися
Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать
Фронтальная
работа
Личностные: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.
Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения
II.
Актуализация
знаний
7
Беседа по изученному материалу.
В начале урока проводится тестирование по пройденной теме.
Постановка проблемного вопроса
– Безработица – это добро или зло?
Учащиеся вспоминают изученный ранее материал определяют его значимость, высказывают свою точку зрения. Записывают тему.
Предлагают версии. Составляют план деятельности
Работа в парах
Индивидуальная работа
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель. Коммуникативные:проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставят вопросы
1. Работа
в тетради
Устные ответы
III.
Изучение
нового
материала
17
Объяснение учителя
Работа с понятиями
Практическая работа.
Беседа с учащимися
Анализ документов.
Беседа с учащимися
Объяснение учителя
Учитель объясняет материал и работает с понятием. Учитель раздает учащимся рабочие листы и дети их заполняют в ходе урока. При этом используется метод фишбоун – рыбий скелет.
Население страны делится на трудоспособное и нетрудоспособное. К трудоспособному населению относится: 1. Занятые трудоспособные, имеющие работу.
1. Безработные трудоспособные, не имеющие работу, но стремятся найти работу. 3. Добровольно не занятые. К нетрудоспособным относятся: 1. Дети до 16 лет. 2. Инвалиды. 3. Пенсионеры: мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет.
-О какой части населения говорится в определении? (о трудоспособном)
Среди трудоспособных граждан выделяют занятых и безработных.
Для лучшего усвоения понятия «безработица» учащимся дается задание найти существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане.
А сейчас ребята давайте вновь обратимся к нашему дереву благополучия. Я хочу обратить ваше внимание на лист здоровье.
Физкультминутка
Скажите, ребята, а почему человек становится безработным?
В чем причины безработицы? ( Работа с учебником стр. 227-228)
Запись в рабочем листе причин безработицы
2. Причины безработицы.
Говоря о безработице, необходимо выяснить причины её породившие. Давайте вместе попытаемся их обозначить. Используется мозговой штурм.
Исходя из причин безработицы, можно сформулировать ее основные виды:
• Фрикционная • Структурная
• Циклическая • Сезонная
Как вы думаете, почему человек может быть безработным? Что ему может мешать найти работу?
3.Экономические и социальные последствия безработицы.
Прочитайте пункт учебника «экономические и социальные последствия безработицы» и заполните таблицу.
Заполнение таблицы.
4. Роль государства в обеспечении занятости.
Рассказ учителя. Учебник стр. 169-170
Учащиеся слушают учителя и по ходу его рассказа делают записи в тетради, следуя указаниям рабочего листа
Безработица – положение в экономике, когда часть трудоспособного населения, желающая трудиться, не может найти себе работу (доходное место).
Трудоспособные граждане - лица 16 лет и старше, желающие трудиться.
Занятость – это деятельность граждан, не противоречащая законодательству и приносящая доход.
Учащиеся находят существенные отличия между тремя категориями граждан: трудоспособные, занятые и безработные граждане.
Учащиеся самостоятельно работают с учебником стр. 227-228
Запись в рабочем листе
Причины безработицы
1. Изменение потребительского спроса на товары и услуги
2. Поиск или ожидание получение рабочего места
3. Спад производства
4. Особенности производства в отдельных отраслях
Виды безработицы. ( Рабочий лист п.3)
Записывают в тетрадь причины безработицы
учащиеся слушают учителя и заполняют таблицу
Учащиеся самостоятельно читают документ и отвечают на вопросы
Индивидуальная работа.
Фронтальная
работа.
Работа в парах
Работа в парах
Фронтальная работа
Работа в парах
Фронтальная работа
Личностные: проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания.
Регулятивные: совместно с читателем обнаруживают и формулируют выводы
Познавательные: извлекают необходимую информацию; дополняют и расширяют имеющиеся знания; ориентируются в своей системе знаний: самостоятельно предполагают, какая информация нужна для решения учебной задачи; отбирают необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных.
Коммуникативные: читают вслух и про себя тексты учебников и при этом ведут «диалог с автором» (прогнозируют будущее чтение, ставят вопросы к тексту и ищут ответы; проверяют себя); отделяют новое от известного; выделяют главное
Записи в тетради.
Устные ответы
Устные ответы
Записи в тетради
Записи в тетради
Устные ответы и записи в тетради
Устные ответы
IV. Первичное осмысление и закрепление изученного
7
Самостоятельная работа с текстом учебника
Проводится беседа в ходе которой возможно, предложить учащимся самостоятельно сделать вывод по материалам урока
Заполнение таблицы «Последствия безработицы для общества» из рубрики в классе и дома. (Устно)
Учащиеся проводят осмысление ранее изученного, составляют кроссворд и выполняют задания в рабочей тетради. После этого анализируют проблему поставленную в начале урока и находят ее решение.
Работа в парах
Фронтальная работа
Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации.
Регулятивные: ориентируются в учебнике и рабочей тетради
Проверка выполнения заданий
V. Итоги урока. Рефлексия
5
Обобщение полученных на уроке сведений
Проводит беседу по вопросам:
- Почему безработица сопутствует рыночной экономике? Кто относится к категории безработных и занятых? Каковы последствия безработицы? Как государство обеспечивает занятость?
Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Самостоятельно оценивают тот материал, который изучили на уроке (интересно, трудно, бесполезно)
Фронтальная работа
Индивидуальная работа
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.
Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала
Оценивание учащихся за работу на уроке
Домашнее задание
2
Конкретизирует домашнее задание
Домашнее задание: § 21, термины
Записывают домашнее задание
Индивидуальная работа
Приложение
Запись в рабочем листе причин безработицы.
Экономические и социальные последствия безработицы.
Экономические последствия
Социальные последствия
- расходы государственного фонда занятости на выплату пособий безработным, потери по возможному фонду оплаты труда безработных (недополученная зарплата), потери по возможному начислению подоходного налога с заработной платы (невыплата подоходного налога);
- несозданный продукт, что влечёт снижение общего объема производимых в стране экономических благ;
- сокращение потребительского спроса;
- отсутствие заработной платы вынуждает человека сокращать до минимума свои расходы;
- отсутствует рост благосостояния граждан
- теряется квалификация, стаж работы;
- размер пособия по безработице не обеспечивает нормальный жизненный уровень в условиях постоянного роста цен на товары и услуги;
- потеря чувства уверенности в себе, полезности окружающим и самоуважение;
- ухудшение физического и психического состояния;
- молодежь не имеет достаточных профессиональных навыков и подготовки, отсутствие специальности затрудняет процесс трудоустройства;
- опасность возрастания социальной напряженности в обществе, преступности.
Уровень безработицы определяется как отношение числа безработных к трудоспособному населению, выраженное в процентах:
Число безработных
Уровень безработицы = ---------------------------------- * 100%
Трудоспособное население
Задача
Вычислить уровень безработицы в стране, численность населения которой 100 тысяч человек. Из них 24 тыс. дети до 16 лет, 30 тыс. человек выбыли из состава рабочей силы по возрасту, 4 тыс.человек – безработные.
Решение.
Безработные – 4 тыс.
Трудоспособные = 11 тыс.- 24 тыс. -30 тыс. + 4 тыс.= 50 тыс.
Нормальный уровень безработицы в экономически развитых странах составляет 5-6 %. В период экономического кризиса этот уровень может измениться.
Существует исторический анекдот.
Во время посещения в США автомобильного завода Генри Форда глава СССР Н.С. Хрущев обратил внимание на работниц, тщательно моющих окна цехов. Никита Сергеевич заметил Форду, что у него нерационально используется рабочий труд. Генри Форд на это ответил:» Нет, пожалуй, это самый полезный труд на моём предприятии… Через чисто вымытые стёкла мои рабочие на конвейере лучше видят толпу безработных, стоящую у ворот и претендующих на их места».
Используя понятия « безработица», « конкуренция», производительность труда», объясни ответ Г. Форда.
Некоторые экономисты утверждают, что умеренная безработица имеет ряд позитивных последствий
Вопрос к классу: Как вы думаете, они правы?
В статье 37 Конституции РФ указано: «1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. 2. Принудительный труд запрещен».
Труд в рыночной экономике носит добровольный характер. Экономическая свобода производителей и добровольность занятости в рыночной экономике приводит к тому, что трудоспособный человек не всегда может найти приемлемую для себя работу. Безработица является постоянным спутником рыночной экономики, с которым сталкиваются практически все страны мира. А какой труд в командной экономике? ( Труд был обязателен.Полная занятость, а без работы – тунеядец и привлекался к юридической ответственности.)
Как влияет безработица на экономику страны? На каждого конкретного человека?
Выполнение заданий № 3-4 рабочего листа
Как снизить экономические и социальные издержки безработицы? Опыт стран с развитой рыночной экономикой подтверждает, что рынок не способен сам по себе решить проблему безработицы. Здесь необходимы содействие и помощь государства. И поскольку одного лекарства от безработицы быть не может, правительства используют целый набор методов. Основные направления этой деятельности: создание условий для занятости и реализация мер социальной защиты от безработицы. Макроэкономическая проблема. Государство принимает меры для борьбы с ней.
Меры государства по обеспечению занятости применяются в соответствии с законом «О занятости населения в РФ». Объяснение и запись в тетради.
В городе и районе созданы Центры занятости, которые выполняют следующие функции: 1.Создание условий для занятости:
Переподготовка и повышение квалификации работников;
Поддержка малого предпринимательства;
Льготы для фирм, которые используют труд преимущественно молодежи.
Информирование.
2.Меры социальной защиты от безработицы:
Профессиональное обучение безработных;
Выплата пособий по безработице ( максимальный размер пособия по безработице ограничен уровнем средней зарплаты);
Организация общественных работ.
В Центре оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.
РАБОЧИЙ ЛИСТ К УРОКУ
Дата _____________ Фамилия Имя ______________________________________
3.Прочитайте текст о видах безработицы и выполните задание:
Сезонная безработица зависит от колебаний в уровне экономической активности в течение года, характерных для некоторых отраслей экономики, например сферы туризма.
Безработица структурная обусловлена изменениями в структуре спроса на труд, когда образуется структурное несовпадение между классификацией безработных и требованием свободных рабочих мест. Структурная безработица обуславливается масштабной перестройкой экономики, изменениями в структуре спроса на потребительские товары и в технологии производства, ликвидацией устаревших отраслей и профессий. Безработица технологическая связана с механизацией и автоматизацией производства, в результате часть рабочей силы либо становится излишней, либо нуждается в более высоком уровне квалификации.
С экономическими циклами связана циклическая безработица, которая резко усиливается в периоды экономического кризиса и депрессии и уменьшается в периоды оживления и подъема экономики.
Наконец, существует фрикционная безработица, которая связана с тем, что некоторая часть трудоспособного населения пытается подыскать работу, в наибольшей степени соответствующую её запросам. И этот процесс поиска работы, подходящей по должности и зарплате, условиям труда, территориальному размещению и иным факторам, может продолжаться довольно долго.
( По материалам энциклопедии для школьников)
Заполните пробелы в схеме.
Виды безработицы
?_____________
?______________
?_______________
?______________
Сущность:
Сущность:
Сущность:
Сущность:
Последствия безработицы для общества:
Экономические
Социальные
Впишите перечисленные примеры в соответствующую графу таблицы:
-потеря квалификации работниками, не имеющими работы в течении длительного времени;