kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Виды и распределение доходов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Виды доходов

На предыдущих занятиях мы  говорили о первой фазе экономического цикла – производстве. Когда тот или иной товар произведён, наступает вторая фаза – распределение, то есть установление доли каждого участника производства в созданном богатстве. В условиях товарного хозяйства речь идёт о распределении денежного эквивалента этого самого богатства.

На уроках обществознания в 7 классе вы уже говорили о том, что приток денежных средств или получение каких-либо материальных благ называют доходом. Выделяли  вы и основные виды доходов людей. Давайте вспомним.

Доходы можно получать в денежной и натуральной форме, а также в виде материальных благ. Например, бабушка, может получать пенсию – это денежный доход. На приусадебном участке она может завести огород, посадить плодовые деревья  или держать корову. Выращенные для себя и любимых внуков картофель, овощи, яблоки, надоенное молоко – это натуральный доход. Ведь все эти продукты не надо покупать в магазине или на рынке и благосостояние семьи увеличивается. Как пенсионерка, бабушка может пользоваться некоторыми льготами, например, бесплатно ездить в городском транспорте или покупать со скидкой некоторые лекарства. Сокращение этих расходов также увеличивает доходы.

Денежные доходы можно разделить на несколько видов. Доходы, чаще всего, - плата владельцу тех или иных ресурсов за их использование. Так, зарплата – это цена рабочей силы. Она может быть повременной (за фактически отработанное время с учётом сложности, качества и условий труда), сдельной (за количество изготовленной продукции установленного качества) или смешанной. Прибыль – доход собственников предприятий, владельцев средств производства, капитала. Она представляет собой разницу между выручкой за реализованную продукции и затратами на её производство. Владельцы финансовых ресурсов, а также земли, недвижимости получают ренту, то есть процент дохода от их использования. Рентой можно, например, назвать проценты по банковскому вкладу или арендную плату.

Все эти виды доходов в экономике относят к первичным, то есть их получают в результате прямого или косвенного участия в какой-либо деятельности в сфере производства. Вторичные доходы образуются в результате перераспределения первичных, в основном, через систему налогообложения. К вторичным доходам можно отнести различные выплаты из бюджета или социальных фондов: стипендии, пенсии, пособия, компенсации.

Существуют доходы, которые трудно отнести к какому-либо из перечисленных видов. Например, выигрыш в лотерее, подарок или наследство. Но их трудно считать планируемыми или регулярными.

                                              Неравенство доходов

Доходы людей отличаются не только по их видам, но и по размерам. Для всех обществ, за исключением далёких времён первобытности, характерна имущественная дифференциация, то есть разделение на богатых и бедных. Там, где эта самая дифференциация особенно велика, выделяют ещё очень богатых и очень бедных.

Имущественное неравенство может иметь вполне понятные и естественные причины. Начнём с того, что люди рождаются неравными: с разными способностями, физическими возможностями, состоянием здоровья. Кроме того, на стартовые возможности людей влияет то, в какой семье они родились, к какой социальной группе относятся, что получили в наследство. В большой степени благосостояние человека, особенно в современном обществе, зависит от его собственных усилий, работоспособности, настойчивости, целеустремленности. И наконец, на имущественное положение могут влиять случайные факторы: стихийное бедствие может уничтожить имущество человека и унести его здоровье, кому-то повезёт выиграть джек-пот и так далее.

     Большая имущественная дифференциация угрожает стабильности общества. Огромную поляризацию доходов трудно представить как справедливую. Такая ситуация может подтолкнуть беднейшие слои населения к бунту, революции или поддержке тех политических сил, которые обещают полный слом старой общественной системы. Создатель коммунистической идеологии Карл Маркс призывал рабочих к революции лозунгом: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир!». Когда человеку нечего терять, его поведение становится непредсказуемым.

     Для смягчения имущественной дифференциации используется политика перераспределения доходов. Вы, вероятно, слышали о Робине Гуде, герое английских средневековых легенд. Он грабил богатых и помогал бедным. В современном обществе в роли Робина Гуда часто, причём на вполне законных основаниях,  выступает государство.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Виды и распределение доходов»


Тема: Виды и распределение доходов.

Цели:

Учащиеся

должны знать:

должны уметь:

  • значение понятий «доходы», «имущественная дифференциация», «потребительская корзина», «прожиточный минимум»;

  • основные виды доходов;

  • направления социальной политики государства

  • работать в паре;

  • высказывать свою точку зрения, аргументировать её;

  • преобразовывать знания в символьно-логические схемы.

Виды доходов

На предыдущих занятиях мы говорили о первой фазе экономического цикла – производстве. Когда тот или иной товар произведён, наступает вторая фаза – распределение, то есть установление доли каждого участника производства в созданном богатстве. В условиях товарного хозяйства речь идёт о распределении денежного эквивалента этого самого богатства.

На уроках обществознания в 7 классе вы уже говорили о том, что приток денежных средств или получение каких-либо материальных благ называют доходом. Выделяли вы и основные виды доходов людей. Давайте вспомним.

Доходы можно получать в денежной и натуральной форме, а также в виде материальных благ. Например, бабушка, может получать пенсию – это денежный доход. На приусадебном участке она может завести огород, посадить плодовые деревья или держать корову. Выращенные для себя и любимых внуков картофель, овощи, яблоки, надоенное молоко – это натуральный доход. Ведь все эти продукты не надо покупать в магазине или на рынке и благосостояние семьи увеличивается. Как пенсионерка, бабушка может пользоваться некоторыми льготами, например, бесплатно ездить в городском транспорте или покупать со скидкой некоторые лекарства. Сокращение этих расходов также увеличивает доходы.

Денежные доходы можно разделить на несколько видов. Доходы, чаще всего, - плата владельцу тех или иных ресурсов за их использование. Так, зарплата – это цена рабочей силы. Она может быть повременной (за фактически отработанное время с учётом сложности, качества и условий труда), сдельной (за количество изготовленной продукции установленного качества) или смешанной. Прибыль – доход собственников предприятий, владельцев средств производства, капитала. Она представляет собой разницу между выручкой за реализованную продукции и затратами на её производство. Владельцы финансовых ресурсов, а также земли, недвижимости получают ренту, то есть процент дохода от их использования. Рентой можно, например, назвать проценты по банковскому вкладу или арендную плату.

Все эти виды доходов в экономике относят к первичным, то есть их получают в результате прямого или косвенного участия в какой-либо деятельности в сфере производства. Вторичные доходы образуются в результате перераспределения первичных, в основном, через систему налогообложения. К вторичным доходам можно отнести различные выплаты из бюджета или социальных фондов: стипендии, пенсии, пособия, компенсации.

Существуют доходы, которые трудно отнести к какому-либо из перечисленных видов. Например, выигрыш в лотерее, подарок или наследство. Но их трудно считать планируемыми или регулярными.

Неравенство доходов

Доходы людей отличаются не только по их видам, но и по размерам. Для всех обществ, за исключением далёких времён первобытности, характерна имущественная дифференциация, то есть разделение на богатых и бедных. Там, где эта самая дифференциация особенно велика, выделяют ещё очень богатых и очень бедных.

Имущественное неравенство может иметь вполне понятные и естественные причины. Начнём с того, что люди рождаются неравными: с разными способностями, физическими возможностями, состоянием здоровья. Кроме того, на стартовые возможности людей влияет то, в какой семье они родились, к какой социальной группе относятся, что получили в наследство. В большой степени благосостояние человека, особенно в современном обществе, зависит от его собственных усилий, работоспособности, настойчивости, целеустремленности. И наконец, на имущественное положение могут влиять случайные факторы: стихийное бедствие может уничтожить имущество человека и унести его здоровье, кому-то повезёт выиграть джек-пот и так далее.

Большая имущественная дифференциация угрожает стабильности общества. Огромную поляризацию доходов трудно представить как справедливую. Такая ситуация может подтолкнуть беднейшие слои населения к бунту, революции или поддержке тех политических сил, которые обещают полный слом старой общественной системы. Создатель коммунистической идеологии Карл Маркс призывал рабочих к революции лозунгом: «Пролетариям нечего терять, кроме своих цепей, приобретут же они весь мир!». Когда человеку нечего терять, его поведение становится непредсказуемым.

Для смягчения имущественной дифференциации используется политика перераспределения доходов. Вы, вероятно, слышали о Робине Гуде, герое английских средневековых легенд. Он грабил богатых и помогал бедным. В современном обществе в роли Робина Гуда часто, причём на вполне законных основаниях, выступает государство.

Перераспределение доходов

В основном, перераспределение доходов происходит через государственные налоги. Вы уже говорили на одном из предыдущих уроков, что в некоторых странах применяется прогрессивная система налогообложения. То есть, с высоких доходов взимается налог по более высокой процентной ставке, чем с низких. Так, во Франции ставка подоходного налога в 2013 г. составляла от 5,5 до 45 %. Если доход семьи был выше 1 миллиона евро, то ставка налога увеличивалась до 75%.

Разные люди по-разному относятся к такой системе налогообложения. С одной стороны, кажется справедливым, что богатые платят больше. Но с другой стороны, большие налоги могут сделать бессмысленным стремление увеличивать свои доходы, что отразиться на состоянии экономики. Капиталы и имущество могут начать «убегать» из страны, где существует такая система.

Но и при пропорциональной системе налогообложения богатые платят больше. Одинакова ставка налога – в России она составляет 13%, но конкретная сумма зависит от величины дохода. 13% от 100 тысяч в 10 раз больше, чем 13% от 10 тысяч.

Часть средств, поступивших в государственный бюджет через налоговую систему, а также из других источников, используется для осуществления различных социальных проектов для защиты и поддержки малоимущих слоёв населения.

Кто же считается малоимущим? Ведь представления о бедности и богатстве у разных людей могут очень сильно отличаться. В большинстве государств существует два экономических показателя для определения уровня благосостояния: потребительская корзина и прожиточный минимум.

Потребительская корзина – это сбалансированный набор товаров и услуг, с помощью которых можно удовлетворить важнейшие жизненные потребности человека. В потребительской корзине граждан России, составленной на 2013 – 2018 годы, 50% составляют продукты питания. В неё также входят одежда, обувь, головные уборы, бельё, лекарства, а также коммунальные услуги, расходы на транспорт, культурные мероприятия. В более развитых странах потребительская корзина «весит» гораздо больше, чем в слаборазвитых, да и набор товаров и услуг может быть намного шире.

От состава потребительской корзины зависит бюджет прожиточного минимума. Он пересчитывается каждый год и зависит от установившихся цен на товары и услуги, которые входят в потребительскую корзину.

Если доходы на каждого члена семьи ниже прожиточного минимума, то её относят к бедным. Это значит, что такая семья может рассчитывать на социальную поддержку.

К социально незащищённым группам населения относят также пенсионеров, инвалидов, многодетные и неполные семьи, беженцев, беспризорных.

Социальная политика государства

Социальная политика государства включает в себя несколько направлений деятельности. Есть старая притча о том, что голодным можно раздать рыбу, и они насытятся, но на следующий день снова могут голодать. А можно дать им удочку и научить их ловить рыбу. И тогда они сами смогут кормить себя.

Государство даёт нуждающимся и то, и другое. Одни социальные программы нацелены на повышение доходов малообеспеченных, социально незащищённых граждан. Они предусматривают выплату пенсий, стипендий, пособий, предоставление льгот, например, на приобретение товаров и услуг.

Другие программы имеют целью ликвидацию причин бедности. Государство, например, проводит политику поддержки предприятий, создающих рабочие места для молодёжи или людей с ограниченными возможностями, предлагает бесплатно обучиться востребованной на рынке труда профессии, оказывает поддержку малому бизнесу. Кроме того, государство регулирует заработную плату, устанавливая её минимальный размер. Это гарантирует любому работающему человеку возможность удовлетворить свои важнейшие потребности.

Оба этих направления социальной политики одинаково важны. Люди, которые могут сами себя обеспечивать, должны получить такую возможность, а не становиться иждивенцами, надеясь лишь на помощь из бюджета. Но в любой стране всегда есть нетрудоспособные граждане. Общество должно протянуть им руку помощи. Именно в этом и заключается социальная справедливость.

«Когда справедливость исчезает, то не остается ничего, что могло бы придать ценность жизни людей».

Иммануил Кант




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Виды и распределение доходов

Автор: Шаралапова Вера Николаевна

Дата: 20.10.2017

Номер свидетельства: 433538

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "статья на тему "Технология модульного обучения" по экономике"
    ["seo_title"] => string(60) "statianatiemutiekhnologhiiamodulnoghoobuchieniiapoekonomikie"
    ["file_id"] => string(6) "261547"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449153794"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Социальная мобильность "
    ["seo_title"] => string(23) "sotsial-naia-mobil-nost"
    ["file_id"] => string(6) "140350"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417944915"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(34) "Тема: Бюджет семьи "
    ["seo_title"] => string(22) "tiema-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "198287"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1428391673"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Методическая разработка урока по обществознанию"
    ["seo_title"] => string(56) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_po_obshchiestvoznaniiu"
    ["file_id"] => string(6) "371142"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1482132154"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока литературы в 5 классе "Художественный анализ прозаического текста". А.П.Платонов "Никита" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-khudozhiestviennyi-analiz-prozaichieskogho-tieksta-a-p-platonov-nikita"
    ["file_id"] => string(6) "224475"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438856788"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства