kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Инфляция – не просто кратковременное увеличение цен, а устоявшийся процесс, который отличается стабильностью и может продолжаться в течение длительного промежутка времени. Этот период характеризуется неконтролируемым движением цен, когда одни товары (услуги) резко дорожают, а другие – дешевеют.

Инфляция неизбежна на рынке. Важно, чтобы она не переходила в неуправляемый процесс. За инфляцией следят, главным образом, правительства государств.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

познакомить учащихся с понятиями «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход», видами инфляции по происхождению и по темпам, последствиями инфляции для людей, предприятий, государства;

рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе;

развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;

воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Метод разработка Инфляция»

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 36»











Методическая разработка урока по обществознанию

на тему: «Инфляция и семейная экономика»















Разработала:

Учитель истории и обществознания

Чекалова Елизавета Николаевна











Новокузнецк

2016 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка 3

  2. План – конспект урока 5

  3. Ход урока

  4. Презентация



1. Пояснительная записка

Актуальность темы. Инфляция – один из наиболее опасных процессов в экономике страны. Характеризуется резким скачком стоимости товаров и услуг, снижением покупательской способности, обесцениванием национальной валюты.

Инфляция – не просто кратковременное увеличение цен, а устоявшийся процесс, который отличается стабильностью и может продолжаться в течение длительного промежутка времени. Этот период характеризуется неконтролируемым движением цен, когда одни товары (услуги) резко дорожают, а другие – дешевеют.

Инфляция неизбежна на рынке. Важно, чтобы она не переходила в неуправляемый процесс. За инфляцией следят, главным образом, правительства государств.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

познакомить учащихся с понятиями «инфляция», «номинальный доход», «реальный доход», видами инфляции по происхождению и по темпам, последствиями инфляции для людей, предприятий, государства;

рассмотреть влияние инфляции на семейную экономику и на распределение доходов между экономическими агентами; проанализировать функции сбережений в современном обществе;

развивать навыки логического мышления, умение выделять главную мысль в тексте, обобщать, сравнивать, делать выводы;

воспитывать коммуникативные навыки, культуру речи, навыки публичного выступления, умение находиться в социуме и прослеживать связь с жизнью.





2. План – конспект урока

Тема урока: инфляция и семейная экономика

Тип урока: изучение нового материала

Цель урока: получить знания по новой теме

Содержание урока:

1.Приветствие, оргмомент, сообщение темы урока

2. Постановка проблемы ( в качестве домашнего задания)

3. Изучение нового материала

4. Рефлексия

5. Подведение итогов



3. Ход урока

1.Приветствие, оргмомент, сообщение темы урока

Добрый день! Сегодня на уроке мы с Вами изучим новую тему «Инфляция и семейная экономика. Мы живем в условиях рыночной экономики, когда цены на товар устанавливаются под влиянием спроса и предложения. Однако чаще всего мы наблюдаем именно рост, а не снижение цен. Так давайте попытаемся определить, что же такое инфляция, какой она бывает, ее причины и особенности.

2. Ставим проблему: может ли инфляция в малых размерах быть полезна, или это только отрицательное явление. Учащиеся дома должны привести аргументы подтверждающие или же опровергающие этот вопрос и сделать вывод.

П Р О Б Л Е М А





ДА аргумент НЕТ аргумент



3. Изучение нового материала

Изучаем термин Инфляция

В буквальном переводе с итальянского слово инфляция (inflatio) означает «вздутие». Но не вздутие желудка, то тоже, разумеется, неприятно, а вздутие цен. Цены на товары растут, и мы уже не можем приобретать их в прежнем количестве. Итак, инфляция – это повышение общего уровня цен на товары и услуги. Иначе можно сказать, что инфляция – это снижение покупательной способности денег, их обесценивание. Учитель диктует, а дети записывают в тетеради.

Учитель на слайде показывает пример снижения покупательной способности.

Виды инфляции

Увеличение выпуска бумажных денег может быть и оправданным. Если растёт производство товаров, то и денег должно стать больше, иначе возникнут трудности с товарообменом. Если же количество денег на руках у населения выросло, а объём производства остался прежним, мы говорим об инфляции спроса. Повышается спрос на товары, и цены на них растут.

Но порождать инфляцию могут и другие факторы. Экономисты выделяют инфляцию издержек: цены на товары растут, так как увеличиваются затраты на их производство.

Бывает также инфляция ожидания. Покупатели, ожидая роста цен, покупают больше товаров впрок – ну, и цены, разумеется, растут.

При отсутствии конкуренции на рынке может возникнуть монополистическая инфляция. Корпорациям, которые контролируют выпуск и продажу какой-либо продукции, могут удерживать любые цены.

Различают также виды инфляции по темпам роста цен:

- Когда инфляция превышает 200% в год, мы говорим о гиперинфляции.

- Галопирующая инфляция означает рост цен от 20 до 200 % в год.

- Если инфляция ограничивается 10% в год, то её считают умеренной. (Слайд).

Причины инфляции (Слайд)

  1. Государство прибегает к денежной эмиссии, увеличивая денежную массу сверх потребностей товарного обращения (главная причина).

2. Сокращение реального объема производства при сохранении прежнего количества денег.

3. Повышение заработной платы сверх приемлемого для экономики уровня.

Последствия инфляции (Слайд)

Жертвами и заложниками инфляции становятся потребители, производители и государство.

Сокращаются реальные доходы людей, хотя номинальные могут расти. Что означают эти термины?

Номинальный доход – это сумма денег, полученная гражданином или семьёй за определённый период времени: месяц или год.

Сама по себе величина номинального дохода не может служить показателем благосостояния. Её необходимо соотнести с существующими ценами на товары. Получится показатель, представляющий собой количество товаров и услуг, которые можно приобрести за номинальные доходы. Этот показатель и называется реальными доходом.

Реальный доход – это относительная величина. Её можно получить, поделив номинальный доход на цены товаров. Реальный доход может определяться в количестве телевизоров, килограммах конфет, количеством оплаченных минут разговоров в мобильных сетях и так далее.

Рост номинальных доходов далеко не всегда означает рост доходов реальных. Представим себе, что заработная плата в течение года увеличилась на 20 %, а цены за этот же период – на 50%. Получается, что на более высокую зарплату можно купить товаров на 20 % меньше, чем на прежнюю. Как мы это подсчитали?

Попробуем ещё раз вместе. Зарплата повысилась на 20%, то есть стала составлять 120% по сравнению с прежней. Новые цены составили 150% по сравнению со старыми. Реальные доходы, как мы говорили, это соотношение номинальных доходов с ценами на товары и услуги. Делим 120 на 150 и умножаем на 100%, получаем 80%. Это и есть реальные доходы в конце года, если сравнивать с началом. Так и есть: на новую зарплату можно купить товаров на 1/5 (то есть на 20%) меньше, чем покупали на старую.

Таким образом, мы видим, что инфляция сильно бьёт по карману простого гражданина, обесценивает его личные сбережения, уменьшает возможности удовлетворения потребностей. Особенно это касается тех людей, чьи доходы фиксированы: работников бюджетной сферы, пенсионеров, студентов.

Большой урон наносит инфляция и государственному бюджету. Налогов в него поступает столько, сколько запланировано, но это уже обесцененные деньги. Государство не может в полном объёме оплачивать свои текущие расходы, в том числе социальные программы: финансировать здравоохранения, образования, оказывать помощь нуждающимся, помогать безработным. В обществе растёт социальная напряжённость.

Страдают от инфляции и производители. Из-за снижения спроса на товары и услуги падают объёмы производства, уменьшается приток капиталовложений. Трудно становится планировать свою деятельность, ведь бывает очень трудно предсказать, на сколько именно вырастут цены.

Поэтому одной из важнейших задач экономической политики государства является борьба с инфляцией, укрепление национальной валюты. О направлениях и способах этой борьбы вы будете говорить позже. А сейчас поговорим о том, как можно защитить от инфляции свои личные доходы.

Сбережения (Слайд)

Формы сбережения граждан. Во многих семьях полученный доход распадается на две части: одна предназначена для удовлетворения личных потребностей, другая образует сбережения. Как отмечают экономисты, с ростом дохода семьи растёт и сумма её сбережений.

Сбережения – часть располагаемого дохода, которая не используется на потребление (запись термина в тетрадь)

Почему семьи создают сбережения? Для одних это условие приобретения дорогостоящих товаров (например, дачи, автомобиля и др.). Другие копят деньги на случай особых обстоятельств (например, потери трудоспособности, необходимости повышения профессионального уровня, оплаты образования). Накопления помогают людям поддерживать привычный уровень жизни, например, после ухода на пенсию. (Подумайте, какое значение имеют сбережения для россиян, живущих в условиях социально-экономических реформ.)

Сбережения нужны многим людям, чтобы реализовать в будущем свои планы. Важно, чтобы накопительство не стало главной или единственной целью жизни, не переросло в болезненную страсть и не превратило человека в раба вещей.

Создание сбережений – одна из функций семьи в обществе. Семья реализует эту функцию, взаимодействуя с банками, страховыми фондами. Денежные средства семьи, предоставленные этим организациям на определённых условиях, пополняют инвестиционные возможности экономики, т. е. могут быть использованы для вложения в различные объекты экономической деятельности и получения положительного социального эффекта (например, в новое строительство или расширение действующих предприятий, реконструкцию старых предприятий, строительство школ, больниц и др.).

Человек, имеющий свободные деньги, может вложить их в создание собственного дела или присоединить свою долю к коллективному предпринимательскому проекту. Однако это дело рискованное, далеко не всем по силам и требует, как правило, немалых средств. Многие наши соотечественники в период перехода к рыночной экономке, в условиях высокого уровня инфляции, направляли значительную часть своих сбережений на покупку валюты. (В 1996 г. 18% доходов россиян были использованы на покупку иностранной валюты – преимущественно долларов США.)

Некоторые предпочитают хранить деньги дома, но это опасно и невыгодно, так как ценность денег из-за высокой инфляции постоянно утрачивается. Какой же способ сбережения выбрать, чтобы не только сохранить деньги, но и преумножить их?

Факты

Доля затрат россиян на создание сбережений в общем объёме расходов семьи составляет в последние годы около 5%. Из общей суммы сбережений 44% вложено в банки, 36% накоплений находится в наличных деньгах, 19% вложено в покупку ценных бумаг, приносящих доход.

Формы сбережения разнообразны, ведь владельцы стараются разместить их так, чтобы получить от этого большую пользу, т. е. способствовать росту накоплений.

Способы сбережения:

- Размещение денег на счете в банке (Процент – цена, уплачиваемая собственнику денег за использование заемных средств в течение определенного времени)

- Приобретение недвижимости

- Покупка ювелирных украшений, драгоценных металлов, произведений искусства или недорогих объектов недвижимости

- Страхование жизни, здоровья, имущества

4. Рефлексия

Повторение терминов (Инфляция, сбережения, реальный доход, номинальный доход).

1. Высокая инфляция приводит к…

а) …ускорению экономического роста;

б) …росту реальной стоимости активов;

в) …ускорению социального расслоения;

г) …укреплению денежной системы.

2. Какая инфляция не превышает 5% в год?

а) нормальная

б) гиперинфляция

в) галопирующая

г) умеренная

3. Что из перечисленного может стать причиной инфляции спроса?

Выберите несколько из 5 вариантов ответа:

1) монополизация рынка какого-либо товара крупной корпорацией

2) увеличение денежных доходов граждан при сохранении прежнего уровня производства в стране

3) профсоюз добился повышения зарплаты работникам предприятия

4) рост цен на нефть

4. Верно ли следующее суждение?

Если номинальные доходы населения выросли, то и реальные доходы увеличились.

1) Да 2) Нет

5. Подведение итогов






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка урока по обществознанию

Автор: Чекалова Елизавета Николаевна

Дата: 19.12.2016

Номер свидетельства: 371142

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методическая разработка урока обществознания "Семейное право" "
    ["seo_title"] => string(71) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-obshchiestvoznaniia-siemieinoie-pravo"
    ["file_id"] => string(6) "148290"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419625939"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Методические разработка    урока – викторины «Знатоки права»"
    ["seo_title"] => string(52) "mietodichieskiierazrabotkaurokaviktorinyznatokiprava"
    ["file_id"] => string(6) "261758"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449201368"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Методическая разработка урока по обществознанию "Наша Родина-Россия""
    ["seo_title"] => string(74) "metodicheskaia_razrabotka_uroka_po_obshchestvoznaniiu_nasha_rodina_rossiia"
    ["file_id"] => string(6) "645158"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1707124263"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока обществознания по теме "Защита прав потребителей" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-zashchita-prav-potriebitieliei"
    ["file_id"] => string(6) "229436"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441734186"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА   ПО ИСТОРИИ  РОССИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС  по теме «Отечественная война 1812 года»"
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-po-istorii-rossii-v-sootvietstvii-s-fgos-po-tiemie-otiechiestviennaia-voina-1812-ghoda"
    ["file_id"] => string(6) "253258"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447573671"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства