kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе "Художественный анализ прозаического текста". А.П.Платонов "Никита"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План – конспект урока литературы в 5 классе

Тема:  Художественный анализ прозаического текста.

            А.П.Платонов «Никита».

Цели:

1. Научить ребят вдумчиво читать текст. Осмысление нравственной 

    проблематики рассказа А.П.Платонова  «Никита».

2. Развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально

    откликаться на прочитанное; вырабатывать собственное мнение на основе 

    осмысления своего опыта.

3. Воспитывать нравственные качества: уважение к труду, любовь к матери,

    доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим.

Задачи урока:

1. Осмысленное чтение через работу с толковым словарем

   (умение использовать имеющиеся знания и приобретение новых,    составление словаря по прочитанному рассказу).

2. Попытка формирования «кинокадров» сюжета (использование умения 

    составлять план).

3. Сопоставление сюжета и реальных жизненных ситуаций (попытка  

    побороть свой страх, психологические приемы в изучении произведений)

4. Умение делать выводы, осознавать, что каждое произведение чему-то 

    учит.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради

Структура урока:

№ п/п

Этап урока

Универсальные учебные действия

Количество времени

1 Организационный момент 1 минута

2 Работа с эпиграфом Логическое мышление. Целеполагание 5 минут

3 Повторение изученного материала Сотрудничество со сверстниками. Умение точно и кратко выражать мысли. 5 минут

4 Аналитическая беседа Способность к анализу  имеющейся информации 11 минут

5 Составление «кинокадров» по сюжету рассказа

Выделение главной информации, составление плана с помощью художественных образов 10 минут

6 Работа с авторским словарем

Умение использовать межпредметные связи, структурирование знаний 10 минут

7 Итог урока. Рефлексия Умение делать выводы 3 минуты

8 Домашнее задание 1 минута

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа с эпиграфом:

Ребята, сегодня мы  с вами проанализируем рассказ А.П.Платонова  «Никита», который мы прочитали на прошлом уроке. А для того, чтобы перейти к теме урока, я предлагаю прочитать  слова автора, которые предложены нам в виде эпиграфа на стр.106 в учебнике.

(учитель читает вслух и вместе с детьми записывает на доске первую строчку эпиграфа:

«Народ читает книги бережно и медленно» А.Платонов)

   С самого начала этого учебного года мы поставили себе цель: не просто читать текст, а понимать его смысл, узнавать значение новых, незнакомых слов, а значит наша  главная цель совпадает с мыслью писателя.

III. Повторение изученного материала:

С творчеством Платонова мы будем встречаться и дальше, вплоть до 11 класса, а сейчас давайте вспомним, что интересного мы узнали с вами об этом авторе на прошлом уроке, или вы нашли дополнительный  материал на эту тему в Интернете.

Фронтальный опрос.

   (Предварительно учитель напоминает, что сообщения должны быть краткими, интересными и, желательно, своими словами)

 - Платонов – это псевдоним, настоящая фамилия Климентов;

- в многодетной семье (11 детей) был «нянькой» для младших;

- семья была очень бедная;

- с огромным уважением относился к своей учительнице, которая сумела «пропеть сердцем сказку про человека»;

-сказки начал писать в конце своей жизни;

IV. Аналитическая беседа:

- Кто из вас знает, что обозначает имя НИКИТА? (НИКА – богиня победы, Никита – победитель)

- Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?

(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).

-А почему маленькому Никите было так скучно и страшно (ответ найдите в тексте) стр.107 «Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и мух…Он хотел узнать теперь то, чего он не знал». А страшно мальчику было  потому, что он еще маленький, слабый, а главное – он один.

- Скажите, а Вам когда-нибудь бывает страшно? Когда это происходит?

( ночью, когда темно, когда находишься один дома, заблудился в лесу, страшно отвечать на уроке, страшно получить плохую отметку и т.д.)

-Дома вы должны были ответить на вопросы № 2,3 стр.115, давайте посмотрим, что у Вас получилось. (Мама для ребенка – это защита, самый главный и дорогой человек на Земле, тот человек, который любит Вас всегда и просто так).

-Почему Никита старался превратить в людей неодушевленные предметы? (хотелось общения, самое страшное для человека – одиночество), а этот прием характерная черта какого литературного жанра? (Сказка)

-Какой сказочник любил оживлять предметы? (Андерсен).

  Мы понимаем, как Никите было страшно, какой он маленький и беззащитный. Если бы рядом с ним было хоть одно живое существо, пусть даже кошка или собака, все было бы не так страшно.

-Вспомните, пожалуйста, в каких еще произведениях мы встречаем детские страхи, боязнь за близких? ( В.Драгунский «Он живой и светится», В.Гюго «Козетта» (отрывок из романа «Отверженные» и др.).

-Рассказать про свои страхи сложно, а вот нарисовать их еще сложнее, но группа наших художников попробовала это сделать …

V. Составление «кинокадров» по сюжету рассказа.

(Предлагаем вашему вниманию «киноплёнку», созданную группой ребят по этому рассказу)   Рассматриваем «кинопленку» все вместе. (выводим на экран)

-Скажите, все ли предметы кажутся мальчику страшными? Почему? (Образы бабушки и дедушки  родные, добрые, теплые. Причем, дедушка ближе мальчику. Видимо, он был более добрым, больше времени проводил с внуком.) А как вы относитесь к своим бабушкам и дедушкам? (По-разному)

-По желанию можно «оживить» один из кадров «кинопленки» (инсценировка).

-А теперь давайте проверим, как у вас сложилась работа со словарем рассказа (дома Вы должны были выписать слова и выражения, которые вызвали у вас затруднения ). Помочь в этой работе вам должен был толковый словарь, а если все-таки остались какие-то вопросы, я постараюсь на них ответить.

VI. Работа со словарём. (Ребята выписали значения слов дома)

Попутно повторяются понятия, изученные в 5 классе на уроках русского языка в теме «Лексика» (однозначные слова, многозначные слова, омонимы;  понятие «просторечие»). Слова  выводятся на экран.

Итак, идем прямо по тексту рассказа:

ЗАКУТ- хлев для мелкого скота или чулан, кладовая в избе.

ПЛЕТЕНЬ - изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

ГОРНИЦА- 1.комната (устар.)

                      2.Чистая половина крестьянской избы.

ПРОСО - хлебный злак с твердыми зернами, очищаемый для получения

                  пшена.

ТРУДОДЕНЬ - единица учета затрат труда и распределение доходов по

                             труду в колхозах (до 1966 года).

СНАСТЬ  - сеть (тросы, канаты, цепи).

СТЕЖКА 1. -  1.стегать (глагол)

                          2.шов, прошить швом место.

СТЕЖКА 2 - то же, что тропинка.

СЕНИ - в старину помещение между жилым домом и крыльцом.

ЩЕРБИНА -1.зазубрина, неровность в виде маленького углубления.

                       2. рябинка, маленькое углубление на коже.

                       3. пустота между зубами на месте отсутствующего зуба.

ПОРЕШИЛ - 1. то же, что решил

                         2. довести до конца.

                         3. убить, прикончить.

ОВИН - строение для сушки снопов перед молотьбой.

ОКОЛИЦА -1. Изгородь вокруг деревни.

                       2. Место вокруг деревни, рядом с ним.

                       3. окольная дорога.

ЗАНЕМЕЛ - 1.потерять дар речи, способность говорить.

                        2. терять чувствительность, коченеть.

ЗАНЕМОГ - стал больным, захворал.

ПРИЛЬНУЛ - 1.прижался, прикоснулся к кому-нибудь.

                          2.(перен.) стремился сблизиться из чувства любви или

                             выгоды.

ОЧНУЛСЯ -1.проснулся, пробудился.

                       2.пришел в чувство, опомнился.

ОРОБЕЛ - испытывать робость, пугаться, стесняться.

ПЕРЕДНИК - одежда, защищающая перед платья от загрязнения.

НЫНЕ - нынче, сейчас, сегодня.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

ВЕК ВЕКОВАТЬ - жить всю жизнь рядом, навсегда. 

ОТОЙТИ ОТ ГРЕХА - избежать конфликта, обойти заведомо острую

                                          ситуацию.

ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА:

ОТЫМЕТ- отнимет

ЗАСТИЛИ - заслонили, загородили

ИСПИТЬ - 1.выпить, отпить немного

                     2.(перен.) испытать что-то тяжелое.

ОМШЕЛАЯ - заросшая мхом, старая, заброшенная.

Последняя группа слов, которую вы видите на экране, является для вас редкой, но вы можете догадаться, почему эти слова называются просторечными. (Автор пишет о простых, малограмотных людях, которые живут и работают на земле. Поэтому и в своей речи они используют такие слова, которые характерны для такой среды).

VII. Итог урока. Рефлексия.

 Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашей работы.

-Чему Вас научил рассказ Платонова «Никита»?

-Что нового Вы узнали на уроке?

1. Для человека очень важна семья. Родители для ребенка это его опора, его жизнь. Особенно мать.

2. Самое страшное для человека – одиночество.

3. Никита – победитель, потому что семья воссоединилась, а значит, у него есть защита, есть вера в светлое будущее.

4.  Ребенок много фантазирует, потому что он многого еще не знает в этой жизни. А все неизведанное является странным, загадочным и даже страшным. Поговорили о детских страхах и о том, как от них избавляться.

5. На уроке мы узнали значения многих слов, повторили различные понятия из темы «Лексика», осознали, что такое просторечные слова.

VIII. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе "Художественный анализ прозаического текста". А.П.Платонов "Никита" »

План – конспект урока литературы в 5 классе


Тема: Художественный анализ прозаического текста.

А.П.Платонов «Никита».


Цели:

1. Научить ребят вдумчиво читать текст. Осмысление нравственной

проблематики рассказа А.П.Платонова «Никита».


2. Развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально

откликаться на прочитанное; вырабатывать собственное мнение на основе

осмысления своего опыта.


3. Воспитывать нравственные качества: уважение к труду, любовь к матери,

доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим.


Задачи урока:


1. Осмысленное чтение через работу с толковым словарем

(умение использовать имеющиеся знания и приобретение новых, составление словаря по прочитанному рассказу).


2. Попытка формирования «кинокадров» сюжета (использование умения

составлять план).


3. Сопоставление сюжета и реальных жизненных ситуаций (попытка

побороть свой страх, психологические приемы в изучении произведений)


4. Умение делать выводы, осознавать, что каждое произведение чему-то

учит.


Оборудование: мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради















Структура урока:



п/п

Этап урока

Универсальные учебные действия

Количество времени

1

Организационный момент


1 минута

2

Работа с эпиграфом

Логическое мышление. Целеполагание

5 минут

3

Повторение изученного материала

Сотрудничество со сверстниками. Умение точно и кратко выражать мысли.

5 минут

4

Аналитическая беседа

Способность к анализу имеющейся информации

11 минут

5

Составление «кинокадров» по сюжету рассказа

Выделение главной информации, составление плана с помощью художественных образов

10 минут

6

Работа с авторским словарем

Умение использовать межпредметные связи, структурирование знаний

10 минут

7

Итог урока. Рефлексия

Умение делать выводы

3 минуты

8

Домашнее задание


1 минута









Ход урока

I. Организационный момент.

II. Работа с эпиграфом:

Ребята, сегодня мы с вами проанализируем рассказ А.П.Платонова «Никита», который мы прочитали на прошлом уроке. А для того, чтобы перейти к теме урока, я предлагаю прочитать слова автора, которые предложены нам в виде эпиграфа на стр.106 в учебнике.

(учитель читает вслух и вместе с детьми записывает на доске первую строчку эпиграфа:

«Народ читает книги бережно и медленно» А.Платонов)

С самого начала этого учебного года мы поставили себе цель: не просто читать текст, а понимать его смысл, узнавать значение новых, незнакомых слов, а значит наша главная цель совпадает с мыслью писателя.

III. Повторение изученного материала:

С творчеством Платонова мы будем встречаться и дальше, вплоть до 11 класса, а сейчас давайте вспомним, что интересного мы узнали с вами об этом авторе на прошлом уроке, или вы нашли дополнительный материал на эту тему в Интернете.

Фронтальный опрос.

(Предварительно учитель напоминает, что сообщения должны быть краткими, интересными и, желательно, своими словами)

- Платонов – это псевдоним, настоящая фамилия Климентов;

- в многодетной семье (11 детей) был «нянькой» для младших;

- семья была очень бедная;

- с огромным уважением относился к своей учительнице, которая сумела «пропеть сердцем сказку про человека»;

-сказки начал писать в конце своей жизни;


IV. Аналитическая беседа:

- Кто из вас знает, что обозначает имя НИКИТА? (НИКА – богиня победы, Никита – победитель)

- Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?

(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).

-А почему маленькому Никите было так скучно и страшно (ответ найдите в тексте) стр.107 «Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и мух…Он хотел узнать теперь то, чего он не знал». А страшно мальчику было потому, что он еще маленький, слабый, а главное – он один.

- Скажите, а Вам когда-нибудь бывает страшно? Когда это происходит?

( ночью, когда темно, когда находишься один дома, заблудился в лесу, страшно отвечать на уроке, страшно получить плохую отметку и т.д.)

-Дома вы должны были ответить на вопросы № 2,3 стр.115, давайте посмотрим, что у Вас получилось. (Мама для ребенка – это защита, самый главный и дорогой человек на Земле, тот человек, который любит Вас всегда и просто так).

-Почему Никита старался превратить в людей неодушевленные предметы? (хотелось общения, самое страшное для человека – одиночество), а этот прием характерная черта какого литературного жанра? (Сказка)

-Какой сказочник любил оживлять предметы? (Андерсен).

Мы понимаем, как Никите было страшно, какой он маленький и беззащитный. Если бы рядом с ним было хоть одно живое существо, пусть даже кошка или собака, все было бы не так страшно.

-Вспомните, пожалуйста, в каких еще произведениях мы встречаем детские страхи, боязнь за близких? ( В.Драгунский «Он живой и светится», В.Гюго «Козетта» (отрывок из романа «Отверженные» и др.).

-Рассказать про свои страхи сложно, а вот нарисовать их еще сложнее, но группа наших художников попробовала это сделать …


V. Составление «кинокадров» по сюжету рассказа.

(Предлагаем вашему вниманию «киноплёнку», созданную группой ребят по этому рассказу) Рассматриваем «кинопленку» все вместе. (выводим на экран)

-Скажите, все ли предметы кажутся мальчику страшными? Почему? (Образы бабушки и дедушки родные, добрые, теплые. Причем, дедушка ближе мальчику. Видимо, он был более добрым, больше времени проводил с внуком.) А как вы относитесь к своим бабушкам и дедушкам? (По-разному)

-По желанию можно «оживить» один из кадров «кинопленки» (инсценировка).

-А теперь давайте проверим, как у вас сложилась работа со словарем рассказа (дома Вы должны были выписать слова и выражения, которые вызвали у вас затруднения ). Помочь в этой работе вам должен был толковый словарь, а если все-таки остались какие-то вопросы, я постараюсь на них ответить.


VI. Работа со словарём. (Ребята выписали значения слов дома)

Попутно повторяются понятия, изученные в 5 классе на уроках русского языка в теме «Лексика» (однозначные слова, многозначные слова, омонимы; понятие «просторечие»). Слова выводятся на экран.

Итак, идем прямо по тексту рассказа:

ЗАКУТ- хлев для мелкого скота или чулан, кладовая в избе.

ПЛЕТЕНЬ - изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.

ГОРНИЦА- 1.комната (устар.)

2.Чистая половина крестьянской избы.

ПРОСО - хлебный злак с твердыми зернами, очищаемый для получения

пшена.

ТРУДОДЕНЬ - единица учета затрат труда и распределение доходов по

труду в колхозах (до 1966 года).

СНАСТЬ - сеть (тросы, канаты, цепи).

СТЕЖКА 1. - 1.стегать (глагол)

2.шов, прошить швом место.

СТЕЖКА 2 - то же, что тропинка.

СЕНИ - в старину помещение между жилым домом и крыльцом.

ЩЕРБИНА -1.зазубрина, неровность в виде маленького углубления.

2. рябинка, маленькое углубление на коже.

3. пустота между зубами на месте отсутствующего зуба.

ПОРЕШИЛ - 1. то же, что решил

2. довести до конца.

3. убить, прикончить.

ОВИН - строение для сушки снопов перед молотьбой.

ОКОЛИЦА -1. Изгородь вокруг деревни.

2. Место вокруг деревни, рядом с ним.

3. окольная дорога.

ЗАНЕМЕЛ - 1.потерять дар речи, способность говорить.

2. терять чувствительность, коченеть.

ЗАНЕМОГ - стал больным, захворал.

ПРИЛЬНУЛ - 1.прижался, прикоснулся к кому-нибудь.

2.(перен.) стремился сблизиться из чувства любви или

выгоды.

ОЧНУЛСЯ -1.проснулся, пробудился.

2.пришел в чувство, опомнился.

ОРОБЕЛ - испытывать робость, пугаться, стесняться.

ПЕРЕДНИК - одежда, защищающая перед платья от загрязнения.

НЫНЕ - нынче, сейчас, сегодня.

ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:

ВЕК ВЕКОВАТЬ - жить всю жизнь рядом, навсегда.

ОТОЙТИ ОТ ГРЕХА - избежать конфликта, обойти заведомо острую

ситуацию.

ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА:

ОТЫМЕТ- отнимет

ЗАСТИЛИ - заслонили, загородили

ИСПИТЬ - 1.выпить, отпить немного

2.(перен.) испытать что-то тяжелое.

ОМШЕЛАЯ - заросшая мхом, старая, заброшенная.

Последняя группа слов, которую вы видите на экране, является для вас редкой, но вы можете догадаться, почему эти слова называются просторечными . (Автор пишет о простых, малограмотных людях, которые живут и работают на земле. Поэтому и в своей речи они используют такие слова, которые характерны для такой среды).


VII. Итог урока. Рефлексия.

Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашей работы.

-Чему Вас научил рассказ Платонова «Никита»?

-Что нового Вы узнали на уроке?

1. Для человека очень важна семья. Родители для ребенка это его опора, его жизнь. Особенно мать.

2. Самое страшное для человека – одиночество.

3. Никита – победитель, потому что семья воссоединилась, а значит, у него есть защита, есть вера в светлое будущее.

4. Ребенок много фантазирует, потому что он многого еще не знает в этой жизни. А все неизведанное является странным, загадочным и даже страшным. Поговорили о детских страхах и о том, как от них избавляться.

5. На уроке мы узнали значения многих слов, повторили различные понятия из темы «Лексика», осознали, что такое просторечные слова.


VIII. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Завальская Наталья Николаевна

Дата: 06.08.2015

Номер свидетельства: 224475


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства