План – конспект урока литературы в 5 классе
Тема: Художественный анализ прозаического текста.
А.П.Платонов «Никита».
Цели:
1. Научить ребят вдумчиво читать текст. Осмысление нравственной
проблематики рассказа А.П.Платонова «Никита».
2. Развивать критическое мышление учащихся, умение эмоционально
откликаться на прочитанное; вырабатывать собственное мнение на основе
осмысления своего опыта.
3. Воспитывать нравственные качества: уважение к труду, любовь к матери,
доброту, отзывчивость, чуткость, внимание к окружающим.
Задачи урока:
1. Осмысленное чтение через работу с толковым словарем
(умение использовать имеющиеся знания и приобретение новых, составление словаря по прочитанному рассказу).
2. Попытка формирования «кинокадров» сюжета (использование умения
составлять план).
3. Сопоставление сюжета и реальных жизненных ситуаций (попытка
побороть свой страх, психологические приемы в изучении произведений)
4. Умение делать выводы, осознавать, что каждое произведение чему-то
учит.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, учебники, тетради
Структура урока:
№ п/п
Этап урока
Универсальные учебные действия
Количество времени
1 Организационный момент 1 минута
2 Работа с эпиграфом Логическое мышление. Целеполагание 5 минут
3 Повторение изученного материала Сотрудничество со сверстниками. Умение точно и кратко выражать мысли. 5 минут
4 Аналитическая беседа Способность к анализу имеющейся информации 11 минут
5 Составление «кинокадров» по сюжету рассказа
Выделение главной информации, составление плана с помощью художественных образов 10 минут
6 Работа с авторским словарем
Умение использовать межпредметные связи, структурирование знаний 10 минут
7 Итог урока. Рефлексия Умение делать выводы 3 минуты
8 Домашнее задание 1 минута
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Работа с эпиграфом:
Ребята, сегодня мы с вами проанализируем рассказ А.П.Платонова «Никита», который мы прочитали на прошлом уроке. А для того, чтобы перейти к теме урока, я предлагаю прочитать слова автора, которые предложены нам в виде эпиграфа на стр.106 в учебнике.
(учитель читает вслух и вместе с детьми записывает на доске первую строчку эпиграфа:
«Народ читает книги бережно и медленно» А.Платонов)
С самого начала этого учебного года мы поставили себе цель: не просто читать текст, а понимать его смысл, узнавать значение новых, незнакомых слов, а значит наша главная цель совпадает с мыслью писателя.
III. Повторение изученного материала:
С творчеством Платонова мы будем встречаться и дальше, вплоть до 11 класса, а сейчас давайте вспомним, что интересного мы узнали с вами об этом авторе на прошлом уроке, или вы нашли дополнительный материал на эту тему в Интернете.
Фронтальный опрос.
(Предварительно учитель напоминает, что сообщения должны быть краткими, интересными и, желательно, своими словами)
- Платонов – это псевдоним, настоящая фамилия Климентов;
- в многодетной семье (11 детей) был «нянькой» для младших;
- семья была очень бедная;
- с огромным уважением относился к своей учительнице, которая сумела «пропеть сердцем сказку про человека»;
-сказки начал писать в конце своей жизни;
IV. Аналитическая беседа:
- Кто из вас знает, что обозначает имя НИКИТА? (НИКА – богиня победы, Никита – победитель)
- Можем ли мы назвать главного героя победителем и почему?
(побеждает свой страх, на смену страшным образам приходит образ веселого человечка, которого он сделал сам).
-А почему маленькому Никите было так скучно и страшно (ответ найдите в тексте) стр.107 «Всех их знал Никита: и воробьев, и пауков, и мух…Он хотел узнать теперь то, чего он не знал». А страшно мальчику было потому, что он еще маленький, слабый, а главное – он один.
- Скажите, а Вам когда-нибудь бывает страшно? Когда это происходит?
( ночью, когда темно, когда находишься один дома, заблудился в лесу, страшно отвечать на уроке, страшно получить плохую отметку и т.д.)
-Дома вы должны были ответить на вопросы № 2,3 стр.115, давайте посмотрим, что у Вас получилось. (Мама для ребенка – это защита, самый главный и дорогой человек на Земле, тот человек, который любит Вас всегда и просто так).
-Почему Никита старался превратить в людей неодушевленные предметы? (хотелось общения, самое страшное для человека – одиночество), а этот прием характерная черта какого литературного жанра? (Сказка)
-Какой сказочник любил оживлять предметы? (Андерсен).
Мы понимаем, как Никите было страшно, какой он маленький и беззащитный. Если бы рядом с ним было хоть одно живое существо, пусть даже кошка или собака, все было бы не так страшно.
-Вспомните, пожалуйста, в каких еще произведениях мы встречаем детские страхи, боязнь за близких? ( В.Драгунский «Он живой и светится», В.Гюго «Козетта» (отрывок из романа «Отверженные» и др.).
-Рассказать про свои страхи сложно, а вот нарисовать их еще сложнее, но группа наших художников попробовала это сделать …
V. Составление «кинокадров» по сюжету рассказа.
(Предлагаем вашему вниманию «киноплёнку», созданную группой ребят по этому рассказу) Рассматриваем «кинопленку» все вместе. (выводим на экран)
-Скажите, все ли предметы кажутся мальчику страшными? Почему? (Образы бабушки и дедушки родные, добрые, теплые. Причем, дедушка ближе мальчику. Видимо, он был более добрым, больше времени проводил с внуком.) А как вы относитесь к своим бабушкам и дедушкам? (По-разному)
-По желанию можно «оживить» один из кадров «кинопленки» (инсценировка).
-А теперь давайте проверим, как у вас сложилась работа со словарем рассказа (дома Вы должны были выписать слова и выражения, которые вызвали у вас затруднения ). Помочь в этой работе вам должен был толковый словарь, а если все-таки остались какие-то вопросы, я постараюсь на них ответить.
VI. Работа со словарём. (Ребята выписали значения слов дома)
Попутно повторяются понятия, изученные в 5 классе на уроках русского языка в теме «Лексика» (однозначные слова, многозначные слова, омонимы; понятие «просторечие»). Слова выводятся на экран.
Итак, идем прямо по тексту рассказа:
ЗАКУТ- хлев для мелкого скота или чулан, кладовая в избе.
ПЛЕТЕНЬ - изгородь из сплетенных прутьев и ветвей.
ГОРНИЦА- 1.комната (устар.)
2.Чистая половина крестьянской избы.
ПРОСО - хлебный злак с твердыми зернами, очищаемый для получения
пшена.
ТРУДОДЕНЬ - единица учета затрат труда и распределение доходов по
труду в колхозах (до 1966 года).
СНАСТЬ - сеть (тросы, канаты, цепи).
СТЕЖКА 1. - 1.стегать (глагол)
2.шов, прошить швом место.
СТЕЖКА 2 - то же, что тропинка.
СЕНИ - в старину помещение между жилым домом и крыльцом.
ЩЕРБИНА -1.зазубрина, неровность в виде маленького углубления.
2. рябинка, маленькое углубление на коже.
3. пустота между зубами на месте отсутствующего зуба.
ПОРЕШИЛ - 1. то же, что решил
2. довести до конца.
3. убить, прикончить.
ОВИН - строение для сушки снопов перед молотьбой.
ОКОЛИЦА -1. Изгородь вокруг деревни.
2. Место вокруг деревни, рядом с ним.
3. окольная дорога.
ЗАНЕМЕЛ - 1.потерять дар речи, способность говорить.
2. терять чувствительность, коченеть.
ЗАНЕМОГ - стал больным, захворал.
ПРИЛЬНУЛ - 1.прижался, прикоснулся к кому-нибудь.
2.(перен.) стремился сблизиться из чувства любви или
выгоды.
ОЧНУЛСЯ -1.проснулся, пробудился.
2.пришел в чувство, опомнился.
ОРОБЕЛ - испытывать робость, пугаться, стесняться.
ПЕРЕДНИК - одежда, защищающая перед платья от загрязнения.
НЫНЕ - нынче, сейчас, сегодня.
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
ВЕК ВЕКОВАТЬ - жить всю жизнь рядом, навсегда.
ОТОЙТИ ОТ ГРЕХА - избежать конфликта, обойти заведомо острую
ситуацию.
ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА:
ОТЫМЕТ- отнимет
ЗАСТИЛИ - заслонили, загородили
ИСПИТЬ - 1.выпить, отпить немного
2.(перен.) испытать что-то тяжелое.
ОМШЕЛАЯ - заросшая мхом, старая, заброшенная.
Последняя группа слов, которую вы видите на экране, является для вас редкой, но вы можете догадаться, почему эти слова называются просторечными. (Автор пишет о простых, малограмотных людях, которые живут и работают на земле. Поэтому и в своей речи они используют такие слова, которые характерны для такой среды).
VII. Итог урока. Рефлексия.
Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги нашей работы.
-Чему Вас научил рассказ Платонова «Никита»?
-Что нового Вы узнали на уроке?
1. Для человека очень важна семья. Родители для ребенка это его опора, его жизнь. Особенно мать.
2. Самое страшное для человека – одиночество.
3. Никита – победитель, потому что семья воссоединилась, а значит, у него есть защита, есть вера в светлое будущее.
4. Ребенок много фантазирует, потому что он многого еще не знает в этой жизни. А все неизведанное является странным, загадочным и даже страшным. Поговорили о детских страхах и о том, как от них избавляться.
5. На уроке мы узнали значения многих слов, повторили различные понятия из темы «Лексика», осознали, что такое просторечные слова.
VIII. Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение рассказа В.П.Астафьева «Васюткино озеро».