kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Бюджет семьи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Семейный бюджет» 
Цели: 1) познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; 
«доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы»; 
овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет; 
2) развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление; 
3) воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе. 
                                                 Ход урока

  1. Орг. момент

 2. Проверка домашнего задания

- Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов государства.)

- Что означает денежная сумка?     ( Бюджет.)

- Как называются деньги, которые в нее кладут? ( Доходы.)

- Как называются деньги, которые тратят? ( Расходы.)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? ( Налоги.)

-Что такое бартер? (прямой обмен одних товаров на другие)

-Что использовалось раньше в качестве денег? (шкурки пушистых зверей, морские ракушки)

Кто на ваш взгляд более богат?

  • Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)
  • Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны.)

3.Сообщение темы и задач урока.

Диалог

Встречаются на перемене два друга.

- 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да?

- 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.

1ый мальчик. А что такое семейный бюджет?

2 ой мальчик. Не знаю.

Ребята спорят и доказывают, что они знают о семейном бюджете.

Семья – часть государства. И поэтому семья так же образует свой бюджет. А называется  он семейным бюджетом.

- Как вы понимаете слово семейный бюджет?

  - Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет».

Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.

И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.

  1. Работа по изучению нового материала.

1. - Из каких составляющих состоит семейный бюджет?

 Доходы, расходы, налоги;

- Какие доходы поступают в ваш семейный бюджет?  (рассказы  учащихся)

     2. Фронтальная работа.

Учитель: – Важно ли планировать бюджет семьи?

Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.

При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?

Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.

Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?

Дети.  Несколько человек поднимают руку.

Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.

3. Коллективная работа.

Учитель: - А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.

Нужно их распределить в два столбика: Доходы,  Расходы.

Пока звучит музыка, вы выполняете задание.

Проверка. На доске  правильно выполненное задание.

Доходы

Расходы

Зарплата

Квартплата

Пенсия

Транспортные услуги

Стипендия

Продукты

Пособие



 

              - Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Лотерея, премия, наследство

- А непредвиденные расходы? -Болезнь,  несчастье.

             В семейном бюджете может складываться такая ситуация: Д   >  Р;  Д = Р;    Д   <  Р;

             - Какой бюджет лучше для семьи? Объясните, почему?

Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

Учитель:

-Что значит экономить?

-Чем отличается экономный человек, от жадного?

-На чём бы вы экономили?

Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.

Теперь рассмотрим необходимые семейные расходы.  Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.

- А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?

-Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?»

-На чем же мы можем сэкономить?

* на транспорте – если пользоваться проездным

* на коммунальных услугах – экономия электричества

* на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок

* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы

* на посещениях театра– не стоит обеднять свою жизнь из-за этого

4. Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения)

-Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

-Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

- Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.

-Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

-Бережно относись к своим вещам.

-Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

- Чаще пользуйтесь услугами такси.

-Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями

– Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет

5. Закрепление изученного материала

1.  Решают математические задачи по данной теме

Задача 1

У папы зарплата- 18000 рублей. У мамы – 10000 рублей. Расход семьи в месяц составляет – 25000 рублей. Сосчитать накопление семьи за месяц.

Сколько денег можно накопить семье за год?

Задача 2

В школьной столовой стоит пирожок стоит 5 рублей. Сколько денег нужно на 5 учебных дней, если каждый день покупать по 2 пирожка?

Задача 3

Проезд в маршрутном такси стоит 50 рублей. Сколько нужно денег, чтобы приехать в школу и обратно домой?

Решают задачи, объясняют решение.

Вывод: Копейка рубль бережет

2. Игра «Сделай подарок». 

-А теперь представьте, что вы получили на день рождения большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.

3. -Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания. 
продукты    стоимость 
хлеб               16 руб         
молоко           37 руб
мясо               200 руб        
сахар               30 руб
масло               160 руб     
 

4. Как я могу помочь пополнить бюджет семьи?

Коля и Оля помогают отцу-фермеру. Коля вырастил 10 кроликов, а Оля 8 цыплят. На рынке кролик стоит 100 руб, а цыпленок 200 руб. Кто из детей заработал для семьи денег больше и на сколько?

5. Тест.

1. Из чего складывается семейный бюджет?

А) из заработной платы, пенсии, стипендии.

Б) из доходов и расходов.

В) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

Я)  расходы

Е)  проценты

Ю) доходы

3.  Вознаграждение это:

Б) зарплата

Г) налог

Д) доход

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:

Ш) доходы

Ж) расходы

Х) прибыль

5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:

Е) доходы больше расходов

И) доходы равны расходам

А) доходы меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия - это разные виды:

Т) доходов

П) расходов

К) денег

 6. Итог урока. 
-Что такое «семейный бюджет»? 
-Назовите доходы семейного бюджета. 
-Назовите расходы семейного бюджета? 
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет? 

Вывод:  Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет
7. Домашнее задание: составить семейный бюджет своей семьи на 1 месяц

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Бюджет семьи »

Тема: «Семейный бюджет» 
Цели: 1) познакомить детей с понятием «семейный бюджет»; 
«доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы»; 
овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет; 
2) развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление; 
3) воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе. 
Ход урока

  1. Орг. момент

 2. Проверка домашнего задания

- Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов государства.)

- Что означает денежная сумка?     ( Бюджет.)

- Как называются деньги, которые в нее кладут? ( Доходы.)

- Как называются деньги, которые тратят? ( Расходы.)

- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? ( Налоги.)

-Что такое бартер? (прямой обмен одних товаров на другие)

-Что использовалось раньше в качестве денег? (шкурки пушистых зверей, морские ракушки)

Кто на ваш взгляд более богат?

  • Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)

  • Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны.)

  1. Сообщение темы и задач урока.

Диалог

Встречаются на перемене два друга.

- 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да?

- 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.

1ый мальчик. А что такое семейный бюджет?

2 ой мальчик. Не знаю.

Ребята спорят и доказывают, что они знают о семейном бюджете.

Семья – часть государства. И поэтому семья так же образует свой бюджет. А называется он семейным бюджетом.

- Как вы понимаете слово семейный бюджет?

- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет».

Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.

И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.

Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.

Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.

Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.

  1. Работа по изучению нового материала.

1. - Из каких составляющих состоит семейный бюджет?

Доходы, расходы, налоги;

- Какие доходы поступают в ваш семейный бюджет? (рассказы учащихся)

Пенсия бабушки и дедушки

Заработная плата родителей





Детские пособия

Стипендия брата





2. Фронтальная работа.

Учитель: – Важно ли планировать бюджет семьи?

Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.

При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.

Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?

Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.

Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?

Дети.  Несколько человек поднимают руку.

Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.

3. Коллективная работа.

Учитель: - А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.

Нужно их распределить в два столбика: Доходы,  Расходы.

Пока звучит музыка, вы выполняете задание.

Проверка. На доске правильно выполненное задание.

Доходы

Расходы

Зарплата

Квартплата

Пенсия

Транспортные услуги

Стипендия

Продукты

Пособие

 

- Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Лотерея, премия, наследство

- А непредвиденные расходы? -Болезнь, несчастье.

В семейном бюджете может складываться такая ситуация: Д Р; Д = Р; Д

- Какой бюджет лучше для семьи? Объясните, почему?

Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?

Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.

Учитель:

-Что значит экономить?

-Чем отличается экономный человек, от жадного?

-На чём бы вы экономили?

Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.



Теперь рассмотрим необходимые семейные расходы. Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.

- А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?

-Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?»

-На чем же мы можем сэкономить?

* на транспорте – если пользоваться проездным

* на коммунальных услугах – экономия электричества

* на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок

* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы

* на посещениях театра– не стоит обеднять свою жизнь из-за этого

4. Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения)

-Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.

-Уходя из дома, не забывайте выключать свет.

-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.

-Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.

- Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.

-Сходил в магазин, оставь сдачу себе.

-Бережно относись к своим вещам.

-Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.

- Чаще пользуйтесь услугами такси.

-Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.

-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями

– Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.

Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет

5. Закрепление изученного материала

1. Решают математические задачи по данной теме

Задача 1

У папы зарплата- 18000 рублей. У мамы – 10000 рублей. Расход семьи в месяц составляет – 25000 рублей. Сосчитать накопление семьи за месяц.

Сколько денег можно накопить семье за год?

Задача 2

В школьной столовой стоит пирожок стоит 5 рублей. Сколько денег нужно на 5 учебных дней, если каждый день покупать по 2 пирожка?

Задача 3

Проезд в маршрутном такси стоит 50 рублей. Сколько нужно денег, чтобы приехать в школу и обратно домой?

Решают задачи, объясняют решение.

Вывод: Копейка рубль бережет

2. Игра «Сделай подарок».

-А теперь представьте, что вы получили на день рождения большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.



3. -Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания. 
продукты стоимость 
хлеб  16 руб
молоко  37 руб
мясо  200 руб
сахар  30 руб
масло  160 руб


4. Как я могу помочь пополнить бюджет семьи?



Коля и Оля помогают отцу-фермеру. Коля вырастил 10 кроликов, а Оля 8 цыплят. На рынке кролик стоит 100 руб, а цыпленок 200 руб. Кто из детей заработал для семьи денег больше и на сколько?



5. Тест.

1. Из чего складывается семейный бюджет?

А) из заработной платы, пенсии, стипендии.

Б) из доходов и расходов.

В) из денег.

2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:

Я) расходы

Е) проценты

Ю) доходы

3. Вознаграждение это:

Б) зарплата

Г) налог

Д) доход

4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:

Ш) доходы

Ж) расходы

Х) прибыль

5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:

Е) доходы больше расходов

И) доходы равны расходам

А) доходы меньше расходов

6. Зарплата, пенсия, стипендия - это разные виды:

Т) доходов

П) расходов

К) денег

6. Итог урока. 
-Что такое «семейный бюджет»? 
-Назовите доходы семейного бюджета. 
-Назовите расходы семейного бюджета? 
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет? 

Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет
7. Домашнее задание: составить семейный бюджет своей семьи на 1 месяц




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Тема: Бюджет семьи

Автор: Галяутдинова Лилия Николаевна

Дата: 07.04.2015

Номер свидетельства: 198287

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Открытый урок по технологии по теме "Бюджет семьи" "
    ["seo_title"] => string(57) "otkrytyi-urok-po-tiekhnologhii-po-tiemie-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "191356"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427296999"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(65) "Презентация на тему «Бюджет семьи» "
    ["seo_title"] => string(41) "priezientatsiia-na-tiemu-biudzhiet-siem-i"
    ["file_id"] => string(6) "188899"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426769768"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект по окружающему миру по теме "Бюджет семьи""
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt_po_okruzhaiushchiemu_miru_po_tiemie_biudzhiet_siem_i"
    ["file_id"] => string(6) "398773"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489079653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урок по технологии по теме "Бюджет семьи""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt_urok_po_tiekhnologhii_po_tiemie_biudzhiet_siem_i"
    ["file_id"] => string(6) "416507"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1495080618"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Методическая разработка по формированию основ финансовой грамотности детей 6-7 лет по теме «Бюджет семьи»"
    ["seo_title"] => string(80) "metodicheskaia_razrabotka_po_formirovaniiu_osnov_finansovoi_gramotnosti_detei_6_"
    ["file_id"] => string(6) "630542"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1682674614"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства