Тема: «Семейный бюджет»
Цели: 1) познакомить детей с понятием «семейный бюджет»;
«доходы», «расходы», «налоги», «денежные единицы»;
овладеть практическими навыками распределять семейный бюджет;
2) развивать познавательный интерес учащихся, речь, логическое мышление;
3) воспитывать мотивацию к учению, умение выслушивать мнения товарищей, работать в группах и в коллективе.
Ход урока
- Орг. момент
2. Проверка домашнего задания
- Что такое государственный бюджет? ( План доходов и расходов государства.)
- Что означает денежная сумка? ( Бюджет.)
- Как называются деньги, которые в нее кладут? ( Доходы.)
- Как называются деньги, которые тратят? ( Расходы.)
- Как называются платежи, которые граждане и организации обязаны вносить в бюджет государства? ( Налоги.)
-Что такое бартер? (прямой обмен одних товаров на другие)
-Что использовалось раньше в качестве денег? (шкурки пушистых зверей, морские ракушки)
Кто на ваш взгляд более богат?
- Человек, которого морские волны выбросили на необитаемый остров с полным сундуком денег, или пенсионер, живущий в городе и получающий свою скромную пенсию? (Когда на деньги ничего нельзя приобрести, то они теряют свою ценность.)
- Тот, кто имеет достаточно денег, но ничего не может купить, так как на прилавках магазина пусто, или тот, у кого в карманах пусто, а прилавки магазинов ломятся от товаров? (Оба персонажа одинаково бедны.)
3.Сообщение темы и задач урока.
Диалог
Встречаются на перемене два друга.
- 1ый мальчик. Смотри, Саша, сколько у меня денег! Я уже купил пять пирожков и Коле одолжил пять рублей. Еще мне мама с папой обещали купить новые игры и велосипед. Здорово, да?
- 2ой мальчик. А мне родители дают денег только на один пирожок, но я не голоден. Я утром дома ем и в школе завтракаю. « Сейчас у нас трудно с семейным бюджетом»,- так говорят мои родители.
1ый мальчик. А что такое семейный бюджет?
2 ой мальчик. Не знаю.
Ребята спорят и доказывают, что они знают о семейном бюджете.
Семья – часть государства. И поэтому семья так же образует свой бюджет. А называется он семейным бюджетом.
- Как вы понимаете слово семейный бюджет?
- Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «семейный бюджет».
Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет.
И подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
Доходы семьи – это поступления денежных средств в семью из разных источников.
Расходы – затраты денежных средств на товары и услуги.
Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи.
- Работа по изучению нового материала.
1. - Из каких составляющих состоит семейный бюджет?
Доходы, расходы, налоги;
- Какие доходы поступают в ваш семейный бюджет? (рассказы учащихся)
2. Фронтальная работа.
Учитель: – Важно ли планировать бюджет семьи?
Дети: – Важно, чтобы расходы не превышали доходы.
При распределении средств учитываются интересы всех членов семьи.
Учитель: – Кто планирует бюджет в вашей семье?
Дети: – Мама, папа, бабушка, вся семья.
Учитель: – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
Дети. Несколько человек поднимают руку.
Учитель: – Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
3. Коллективная работа.
Учитель: - А теперь выполним более сложную работу. На доске вы видите слова: зарплата, пенсия, стипендия, пособие, квартплата, транспортные услуги, продукты.
Нужно их распределить в два столбика: Доходы, Расходы.
Пока звучит музыка, вы выполняете задание.
Проверка. На доске правильно выполненное задание.
Доходы
Расходы
Зарплата
Квартплата
Пенсия
Транспортные услуги
Стипендия
Продукты
Пособие
- Могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Лотерея, премия, наследство
- А непредвиденные расходы? -Болезнь, несчастье.
В семейном бюджете может складываться такая ситуация: Д > Р; Д = Р; Д < Р;
- Какой бюджет лучше для семьи? Объясните, почему?
Учитель: – А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов?
Дети: – Хорошо работать, хорошо учиться, экономить.
Учитель:
-Что значит экономить?
-Чем отличается экономный человек, от жадного?
-На чём бы вы экономили?
Дети: – Игрушки, развлечения, сладости.
Теперь рассмотрим необходимые семейные расходы. Расходы – плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.
- А бывают ли расходы, которые запланировать нельзя?
-Как можно сэкономить деньги в семейном бюджете?»
-На чем же мы можем сэкономить?
* на транспорте – если пользоваться проездным
* на коммунальных услугах – экономия электричества
* на продуктах – на сладостях, если есть приусадебный участок
* на одежде и обуви – если беречь, то продлится срок службы
* на посещениях театра– не стоит обеднять свою жизнь из-за этого
4. Какие советы для экономии семейного бюджета вы бы предложили? (Работая в группах, дети выбирают из предложенных вариантов верные утверждения)
-Планируйте семейный бюджет исходя из доходов.
-Уходя из дома, не забывайте выключать свет.
-Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете.
-Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику.
- Экономя семейный бюджет – откажись от экскурсии в музей.
-Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
-Бережно относись к своим вещам.
-Напоминай родителям о своевременной оплате налогов.
- Чаще пользуйтесь услугами такси.
-Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы.
-Чаще разговаривай по сотовому телефону с друзьями
– Все мы должны помнить, что семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: «Сейчас на это нет денег». Это не значит, что у мамы или папы нет денег в кошельке — они есть, но не для этого. Ваши родители рассчитали, какие суммы куда пойдут в течение месяца. Ваша просьба может быть выполнен или в ущерб питанию, или в ущерб еще каких то покупок. А может быть, pодителям даже придется занимать деньги. Поэтому прежде чем обижаться и требовать чего-то, поговорите с родителями и подсчитайте ваш семейный бюджет
5. Закрепление изученного материала
1. Решают математические задачи по данной теме
Задача 1
У папы зарплата- 18000 рублей. У мамы – 10000 рублей. Расход семьи в месяц составляет – 25000 рублей. Сосчитать накопление семьи за месяц.
Сколько денег можно накопить семье за год?
Задача 2
В школьной столовой стоит пирожок стоит 5 рублей. Сколько денег нужно на 5 учебных дней, если каждый день покупать по 2 пирожка?
Задача 3
Проезд в маршрутном такси стоит 50 рублей. Сколько нужно денег, чтобы приехать в школу и обратно домой?
Решают задачи, объясняют решение.
Вывод: Копейка рубль бережет
2. Игра «Сделай подарок».
-А теперь представьте, что вы получили на день рождения большую сумму денег. Составьте список своих возможных расходов.
3. -Давайте посмотрим, как хорошо вы знаете цены на основные продукты питания.
продукты стоимость
хлеб 16 руб
молоко 37 руб
мясо 200 руб
сахар 30 руб
масло 160 руб
4. Как я могу помочь пополнить бюджет семьи?
Коля и Оля помогают отцу-фермеру. Коля вырастил 10 кроликов, а Оля 8 цыплят. На рынке кролик стоит 100 руб, а цыпленок 200 руб. Кто из детей заработал для семьи денег больше и на сколько?
5. Тест.
1. Из чего складывается семейный бюджет?
А) из заработной платы, пенсии, стипендии.
Б) из доходов и расходов.
В) из денег.
2. Деньги, которые поступают в бюджет семьи это:
Я) расходы
Е) проценты
Ю) доходы
3. Вознаграждение это:
Б) зарплата
Г) налог
Д) доход
4. Деньги, которые тратятся из бюджета семьи это:
Ш) доходы
Ж) расходы
Х) прибыль
5. Лучшим бюджетом считается тот, в котором:
Е) доходы больше расходов
И) доходы равны расходам
А) доходы меньше расходов
6. Зарплата, пенсия, стипендия - это разные виды:
Т) доходов
П) расходов
К) денег
6. Итог урока.
-Что такое «семейный бюджет»?
-Назовите доходы семейного бюджета.
-Назовите расходы семейного бюджета?
-Для чего нужно уметь составлять семейный бюджет?
Вывод: Для того, чтобы правильно вести хозяйство, нужен план доходов и расходов – семейный бюджет
7. Домашнее задание: составить семейный бюджет своей семьи на 1 месяц