kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная мобильность

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПЛАН-ПРОЕКТ УРОКА

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

. Цель: инициировать деятельность учащихся по исследованию компонентов социальной мобильности

Предметные задачи:

-создать условия для выявления закономерностей развития общества, сущности стратификации общества, принципов социальной мобильности и деления общества на группы, выявление критериев социальной мобильности и ее механизмов.

Метопредметные задачи

- работать над диалогическими умения (вести диалог, формулировать свою позицию, доказывать, приводить примеры), делать выводы.

- создавать условия для видеть проблему, формулировать её, предлагать пути решения, принимать и удерживать ее на протяжении всего урока

- развитие мотивации к самостоятельной деятельности

- соотносить и применять полученную информацию на практике, способствовать ощущению успешности каждого ученика.

Личностные

- формирование чувства инициативности, желания самосовершенствоваться, ценностного отношения к образованию, как социальному лифту.

Формируемые УУД:

Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Термины и понятия: социальная дифференциация, ее виды, стратификация общества, социальная мобильность, социальные лифты, социальное неравенство, класс, страта, социальная роль, социальный статус.

План изучения нового материала:

1. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

А) причины социальных изменений;

Б) социальная мобильность и “социальные лифты”

В) маргинальные группы

10.    Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

11.    Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

12.    Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

13.    Структура и ход урока:

 

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические комментарии

I Подготовительный

Подготовка рабочих мест

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку

II этап.

Объяснение нового материала

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Первичное усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания

Первичное закрепление.

Подведение итогов

Объяснение домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Подготовка к осмыслению основных понятий и целей урока.

Учитель записывает на доске словосочетание Социальная мобильность, какие ассоциации вызывает у вас данное понятие? Что значит социальный, что значит мобильный? а если соединить, то получится движение в обществе. Что такое общество?

Что объединяет эти понятия?

учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач

Из истории мы знаем, что общество постоянно боролась за социальное равенство. Социальное неравенство это причина многих революций. «Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» (О. Бальзак).

Возможно ли существование абсолютного социального равенства ? Одни видят в нём огромную пользу и уверены, что оно реально. Другие утверждают, что в условиях современного общества становление равенства невозможно. Может ли человек изменить свое положение в обществе, если да то как? Вот вопросы, на какие нам нужно с вами найти ответ.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Равенство – положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства, одинаковые политические и гражданские права, равноправие.

Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

«Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию». Дифференциация – это деление общества на группы по какому - то либо признаку.

Приведите примеры  дифференциации (работа по группам). Учитель делит класс на 3 группы.

Учитель вместе с учащимися приходит к выводу

Таким образом социальная структура общества основана на дифференциации - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними.

На основе чего происходит социальное неравенство

Рассказ о различных подходах к критериям социального неравенства.

3. Критерии социального неравенства:

А) К.Маркс: важнейший критерий – обладание человеком собственности и уровень доходов;

Б) М.Вебер: принадлежность субъекта к политическим партиям и власти;

В) П.Сорокин: главная причина неравенства – неравномерное распределение прав, обязанностей, привилегий в обществе.

 Работа с текстом

“Неравенство”– Н. Смелзер – современный американский социолог, вице-президент Международной социологической ассоциации.

Вопросы и задания к тексту:

Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть каждого компонента неравенства в социальной структуре.

В чем, по-вашему мнению, причина социального неравенства – в способностях, богатстве или статусе?

Пояснения учителя

По уровню дохода общество делится на классы: богатый, средний, бедный. Соц. структура России  напоминает пирамиду– широкое основание (беднейшие слои) и  средняя часть (средний класс, мелкие предприниматели), выше богатые, верхушка (элита)- олигархи. Какие страны относятся к развитым. Сравните социальную структура развитых стран и развивающихся.

Творческое задание

Составить модель  социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: рис.2

Один из учеников пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.

В ходе объяснения учитель обращает на понятия и просит их записать учеников в тетради.

Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемее нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования.

Может ли человек изменить свое положение в обществе?

Социальная мобильность – это переход человека из одной социальной группы в другую; это изменение индивидом или группой социального статуса, места, места, занимаемого в социальной структуре общества. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность.

Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, расположенную на том же социальном уровне, что и прежняя (повторный брак, смена гражданства, переход из 10 “А” в 10 “Б”, переход на новое место работы, но на ту же должность) .

Вертикальная мобильность – перемещение индивида из одной социальной группы в другую, разные по уровню.

Вертикальная мобильность бывает двух видов – восходящая и нисходящая. Примеры восходящей мобильности – бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой – офицером. Нисходящая мобильность – офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе.

Работа с учебником.

На стр 153 учебника выписать определения маргинальные группы. По каким  критериям можно сказать определить маргинала

Группы со специфическим статусом:

В начале занятия я задала вопрос: Возможно ли существование абсолютного равного общества? К чему может привести социальное неравенство?

Пр. 15, определения выучить. Задание в рамках подготовки к ЕГЭ

Вам поручено подготовить   развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в под­пунктах. Обратите внимание на критерии оценки. Они перед вами. При анализе ответа учитываются:

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Учащиеся отвечают на вопросы.

Социальный-общественный, мобильный это движение.

Общество, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В узком смысле общество- группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.

предполагаемый ответ учащихся: общество состоит из людей. Каждый из нас занимает определенное положение в обществе. Кто-то рабочий, кто - то руководитель.

Ученики слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в обществе, участвуют в общей дискуссии, приводят примеры.

Учащиеся осознают тему урока., формулируют ее.

Учащиеся слушают и усваивают материал.

Учащиеся обращают внимание на презентацию.

Записывают определения.

1-ая группа примеры политической дифференциации

2-ая группа примеры профессиональной дифференциации

3-я группа пример экономической

Ученики анализируют полученною информацию

Ученики изучают текст и отвечают на вопросы, выполняют задания

Работают с рис.1 на презентации

Сравнивают, делают вывод

Учащиеся разрабатывают модель на основе полученных данных в форме рисунка.

Ученик демонстрирует свою модель и дает пояснения.

Учащиеся записывают определения в тетрадь

Определения и базовые понятия выслушиваются учениками, обсуждаются и записываются в тетради.

Учащиеся работают с понятиями и высказывают свои мнения.

Учащиеся записывают определения

Приводят примеры горизонтальной мобильности

переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политической партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность.

Учащиеся выписывают определение и отвечают на вопросы к маргиналам относят: иммигрантов, безработных, инвалидов, бомжей. Критерии это разыв экономических и социальных, культурных связей с прежней социальной общностью. Например люди переехали из деревни в город, но еще не приняли ценности и образ жизни горожан.

Предполагаемый ответ учеников люди имеют одинаковый доступ к средствам производства, не грозят революции и социальные конфликты. В атмосфере всеобщего равенства не может возникать противоречий, а значит и столкновений.  Вторая точка зрения: все стремятся улучшить уровень своего существования. Из этого следует неравномерное распределение доходов, разным становится уровень влиятельности индивидов.

Учащиеся изучают требования, уточняют, записывают задания в дневник

Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а)вертикальная,горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

а) бизнес;

б) армия;

в) брак;

г) церковь и др.

Данные вопросы помогают актуализировать знания учащихся об обществе.

Диалоговая форма работы помогает стимулировать деятельность учащихся, развивает умения конструировать свои мысли и фразы

Тем самым определяют границы знания и незнания

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Данный этап направлен на формирование регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, контроль и самоконтроль.

В процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята  учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Развитие умения анализировать и обобщать полученную информацию.

Работа с текстом направлена на формирование следующих умений: понимать текст, извлекать из него необходимую информации в соответствии со степенью проникновения в текст

Творческие задания направлены на развития воображения, повышения интереса к изучаемому.

В ходе работы с текстом используется индивидуальная форма, каждый отрабатывает умения выделять главное.

Подведение итогов позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих заниях и закрепить пройденный материал.

Данный этап ориентирует нас на формирование познавательные, регулятивные универсальных учебных действий, навыков самопроверки.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная мобильность »


ПЛАН-ПРОЕКТ УРОКА

СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ

(Тема урока)


1. ФИО (полностью) Юдина Таисия Вячеславовна

2. Место работы Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Медвенская средняя общеобразовательная школа», Ленинский район, Тульская область

3. Должность: учитель истории и обществознания

4. Предмет: обществознание

5. Класс 10

6. Тема и номер урока в теме Социальная стратификация 2 урок

7. Базовый учебник Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебннкова, Н. М. Смирнова и др. — М. : Просвещение, 2011.— 416 с. ... Обществознание: учебник для 10 класс: базовый уровень.

8. Цель: инициировать деятельность учащихся по исследованию компонентов социальной мобильности

Предметные задачи:

-создать условия для выявления закономерностей развития общества, сущности стратификации общества, принципов социальной мобильности и деления общества на группы, выявление критериев социальной мобильности и ее механизмов.

Метопредметные задачи

- работать над диалогическими умения (вести диалог, формулировать свою позицию, доказывать, приводить примеры), делать выводы.

- создавать условия для видеть проблему, формулировать её, предлагать пути решения, принимать и удерживать ее на протяжении всего урока

- развитие мотивации к самостоятельной деятельности

- соотносить и применять полученную информацию на практике, способствовать ощущению успешности каждого ученика.

Личностные

- формирование чувства инициативности, желания самосовершенствоваться, ценностного отношения к образованию, как социальному лифту.

Формируемые УУД:


Личностные: учебно-познавательная мотивация, мотивационная основа учебной деятельности, учебно-познавательный интерес.

Регулятивные: волевая саморегуляция, контроль, коррекция, осуществление самоконтроля по результату и по способу действия

Познавательные: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия, структурирование знаний, построение логической цепи рассуждений, постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности, самостоятельный учет установленных ориентиров действия в новом учебном материале, построение речевых высказываний, использование общих приемов решения задач, использование знаково-символических средств, подведение под понятие, рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества, достаточно полное и точное выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Термины и понятия: социальная дифференциация, ее виды, стратификация общества, социальная мобильность, социальные лифты, социальное неравенство, класс, страта, социальная роль, социальный статус.

План изучения нового материала:

1. Социальная структура общества.

2. Социальные отношения.

3. Социальная динамика:

А) причины социальных изменений;

Б) социальная мобильность и “социальные лифты”

В) маргинальные группы

10. Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

11. Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, групповые.

12. Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор.

13. Структура и ход урока:

Структура и ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методические комментарии

I Подготовительный

Подготовка рабочих мест

Учащиеся проверяют свою готовность к уроку






II этап.

Объяснение нового материала









































Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.










Первичное усвоение новых знаний.





























Первичная проверка понимания








































Первичное закрепление.



































































































































Подведение итогов

















Объяснение домашнего задания, инструктаж по его выполнению




Подготовка к осмыслению основных понятий и целей урока.

Учитель записывает на доске словосочетание Социальная мобильность, какие ассоциации вызывает у вас данное понятие? Что значит социальный, что значит мобильный? а если соединить, то получится движение в обществе. Что такое общество?







Что объединяет эти понятия?







учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач


Из истории мы знаем, что общество постоянно боролась за социальное равенство. Социальное неравенство это причина многих революций. «Возможно, равенство – это право, но никакая сила на земле не сделает его фактом» (О. Бальзак).

Возможно ли существование абсолютного социального равенства ? Одни видят в нём огромную пользу и уверены, что оно реально. Другие утверждают, что в условиях современного общества становление равенства невозможно. Может ли человек изменить свое положение в обществе, если да то как? Вот вопросы, на какие нам нужно с вами найти ответ.

Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?





Равенство – положение людей в обществе, обеспечивающее их одинаковое отношение к средствам производства, одинаковые политические и гражданские права, равноправие.

Но равны ли люди сегодня? Современное общество, какое оно? Выскажите свои суждения.

«Современные исследователи считают, что социальное расслоение свойственно любому обществу. Даже в первобытном обществе выделялись группы в соответствии с полом, возрастом с присущими им привилегиями и обязанностями. Принято различать экономическую, политическую, профессиональную дифференциацию». Дифференциация – это деление общества на группы по какому - то либо признаку.

Приведите примеры дифференциации (работа по группам). Учитель делит класс на 3 группы.







Учитель вместе с учащимися приходит к выводу

Таким образом социальная структура общества основана на дифференциации - это не просто выделение каких-либо групп, но и определенное неравенство между ними.

На основе чего происходит социальное неравенство

Рассказ о различных подходах к критериям социального неравенства.

3. Критерии социального неравенства:


А) К.Маркс: важнейший критерий – обладание человеком собственности и уровень доходов;

Б) М.Вебер: принадлежность субъекта к политическим партиям и власти;

В) П.Сорокин: главная причина неравенства – неравномерное распределение прав, обязанностей, привилегий в обществе.

Работа с текстом

Неравенство”– Н. Смелзер – современный американский социолог, вице-президент Международной социологической ассоциации.

Вопросы и задания к тексту:

Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть каждого компонента неравенства в социальной структуре.

В чем, по-вашему мнению, причина социального неравенства – в способностях, богатстве или статусе?

Пояснения учителя

По уровню дохода общество делится на классы: богатый, средний, бедный. Соц. структура России напоминает пирамиду– широкое основание (беднейшие слои) и средняя часть (средний класс, мелкие предприниматели), выше богатые, верхушка (элита)- олигархи. Какие страны относятся к развитым. Сравните социальную структура развитых стран и развивающихся.

Творческое задание

Составить модель социальной структуры стран Восточной Европы и России по следующим данным: рис.2


Один из учеников пригашается к доске для составления модели социальной структуры России.

В ходе объяснения учитель обращает на понятия и просит их записать учеников в тетради.

Социальная структура общества – совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих друг с другом групп людей.

Социальные институты – исторически сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности, регулируемее нормами, традициями, обычаями и направленными на удовлетворение фундаментальных потребностей общества.

Статус – социальная позиция (положение) индивида в группе или обществе.

Стратификация – расположение социальных слоев (групп) сверху вниз по признаку неравенства в доходах, уровне образования.

Может ли человек изменить свое положение в обществе?


Социальная мобильность – это переход человека из одной социальной группы в другую; это изменение индивидом или группой социального статуса, места, места, занимаемого в социальной структуре общества. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность.


Горизонтальная мобильность – переход человека в группу, расположенную на том же социальном уровне, что и прежняя (повторный брак, смена гражданства, переход из 10 “А” в 10 “Б”, переход на новое место работы, но на ту же должность) .


Вертикальная мобильность – перемещение индивида из одной социальной группы в другую, разные по уровню.


Вертикальная мобильность бывает двух видов – восходящая и нисходящая. Примеры восходящей мобильности – бухгалтер стал главным бухгалтером, рядовой – офицером. Нисходящая мобильность – офицера разжаловали в рядовые, инженер – стал мастером на заводе.

Работа с учебником.

На стр 153 учебника выписать определения маргинальные группы. По каким критериям можно сказать определить маргинала

Группы со специфическим статусом:



В начале занятия я задала вопрос: Возможно ли существование абсолютного равного общества? К чему может привести социальное неравенство?













Пр. 15, определения выучить. Задание в рамках подготовки к ЕГЭ

Вам поручено подготовить   развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в под­пунктах. Обратите внимание на критерии оценки. Они перед вами. При анализе ответа учитываются:

— корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

— соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.





Учащиеся отвечают на вопросы.

Социальный-общественный, мобильный это движение.

Общество, в широком смысле совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.

В узком смысле общество- группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности.


предполагаемый ответ учащихся: общество состоит из людей. Каждый из нас занимает определенное положение в обществе. Кто-то рабочий, кто - то руководитель.



Ученики слушают учителя, включаются в беседу, отвечают на вопросы о неравенстве в обществе, участвуют в общей дискуссии, приводят примеры.






Учащиеся осознают тему урока., формулируют ее.

















Учащиеся слушают и усваивают материал.


Учащиеся обращают внимание на презентацию.

Записывают определения.



















1-ая группа примеры политической дифференциации

2-ая группа примеры профессиональной дифференциации

3-я группа пример экономической

















Ученики анализируют полученною информацию

















Ученики изучают текст и отвечают на вопросы, выполняют задания
















Работают с рис.1 на презентации

Сравнивают, делают вывод

















Учащиеся разрабатывают модель на основе полученных данных в форме рисунка.



Ученик демонстрирует свою модель и дает пояснения.

Учащиеся записывают определения в тетрадь







Определения и базовые понятия выслушиваются учениками, обсуждаются и записываются в тетради.





Учащиеся работают с понятиями и высказывают свои мнения.





































Учащиеся записывают определения




Приводят примеры горизонтальной мобильности

переезд из одного города в другой, смена вероисповедания, переход из одной семьи в другую после распада брака, смена гражданства, переход из одной политической партии в другую, смена работы при переводе на приблизительно равнозначную должность.




Учащиеся выписывают определение и отвечают на вопросы к маргиналам относят: иммигрантов, безработных, инвалидов, бомжей. Критерии это разыв экономических и социальных, культурных связей с прежней социальной общностью. Например люди переехали из деревни в город, но еще не приняли ценности и образ жизни горожан.
































Предполагаемый ответ учеников люди имеют одинаковый доступ к средствам производства, не грозят революции и социальные конфликты. В атмосфере всеобщего равенства не может возникать противоречий, а значит и столкновений. Вторая точка зрения: все стремятся улучшить уровень своего существования. Из этого следует неравномерное распределение доходов, разным становится уровень влиятельности индивидов.



Учащиеся изучают требования, уточняют, записывают задания в дневник


Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

1) Понятие социальной мобильности.

2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.

3) Виды социальной мобильности:

а)вертикальная,горизонтальная;

б) групповая, индивидуальная.

4) Социальные лифты:

а) бизнес;

б) армия;

в) брак;

г) церковь и др.




Данные вопросы помогают актуализировать знания учащихся об обществе.

Диалоговая форма работы помогает стимулировать деятельность учащихся, развивает умения конструировать свои мысли и фразы





















Тем самым определяют границы знания и незнания







































Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует


















Данный этап направлен на формирование регулятивных, коммуникативных универсальных учебных действий, контроль и самоконтроль.

В процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.










Развитие умения анализировать и обобщать полученную информацию.




















Работа с текстом направлена на формирование следующих умений: понимать текст, извлекать из него необходимую информации в соответствии со степенью проникновения в текст.










Творческие задания направлены на развития воображения, повышения интереса к изучаемому.












































































































В ходе работы с текстом используется индивидуальная форма, каждый отрабатывает умения выделять главное.


Подведение итогов позволяет каждому учащемуся в случае необходимости восполнить пробелы в своих знаниях и закрепить пройденный материал.


Данный этап ориентирует нас на формирование познавательные, регулятивные универсальных учебных действий, навыков самопроверки.






ПРИЛОЖЕНИЕ К ПРОЕКТУ УРОКА

«Социальная мобильность»

(Тема урока)

Таблица 2.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Определение термина «социальная мобильность»

Информационный, иллюстративный

Словарная статья, иллюстративный

http://slovari.yandex.ru/%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C-%D1%8D%D1%82%D0%BE/%D0%91%D0%A1%D0%AD/%D0%A1%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C/



http://images.yandex.ru/yandsearch?like=http%3A%2F%2Fn-europe.eu%2Fsites%2Fdefault%2Ffiles%2Fimagecache%2F480X340%2Fsolevat.jpg&p=11&text=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&pos=347&uinfo=ww-1335-wh-610-fw-1293-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fm4.licdn.com%2Fmedia%2Fp%2F4%2F000%2F13a%2F170%2F1dca343.png

2

Определение социальной дифференциации и ее виды

иллюстративный

Схема «Социальная дифференциация»

http://festival.1september.ru/articles/614264/

3

Критерии социального неравенства

иллюстративный

изображения

http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%BD%D0%B5%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%BE%D0%B5%20%D1%80%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%B4%D0%BE%D1%85%D0%BE%D0%B4%D0%BE%D0%B2&fp=0&pos=19&uinfo=ww-1335-wh-567-fw-1110-fh-448-pd-1&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fbigpicture.ru%2Fwp-content%2Fuploads%2F2011%2F08%2Fzapad04.jpg

4

Социальная структура развитых и развивающихся стран

иллюстративный

рисунок

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=psearch&fp=4&uinfo=ww-1351-wh-590-fw-1126-fh-448-pd-1&p=4&text=%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%B8%20%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D0%B9%20%D1%81%D1%82%D1%80%D1%83%D0%BA%D1%82%D1%83%D1%80%D1%8B%20%D0%BE%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0%20%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%20%D0%B1%D0%BE%D0%B3%D0%B0%D1%82%D1%8B%D1%85%20%D0%B8%20%D0%B1%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D1%85&pos=146&lr=15&rpt=simage&img_url=http%3A%2F%2Fm.interfax.by%2Ffiles%2Fcomments%2F2011_08%2F20110822-100100-77.JPG

5

Социальная структура стран Восточной Европы и России

иллюстративный

диаграмма

http://images.yandex.ru/yandsearch?source=psearch&text=%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BC%D0%BE%D0%B1%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C&fp=0&pos=2&rpt=simage&lr=15&uinfo=ww-1335-wh-567-fw-1110-fh-448-pd-1&img_url=http%3A%2F%2Fold.strana-oz.ru%2Fimages%2F2002_01%2F09%2F09_01.gif

6

Понятие и виды социальной мобильности

иллюстративный

статья

http://www.grandars.ru/college/sociologiya/ponyatie-socialnoy-mobilnosti.html



Приложение №2 к уроку «Социальная мобильность»

Неравенство” – Н. Смелзер – современный американский социолог, вице-президент Международной социологической ассоциации.

Вебер выделил три компонента неравенства. Он считал их взаимосвязанными и все же в существенных отношениях независимыми. Первый компонент – имущественное неравенство. Богатство означает нечто большее, чем просто заработная плата; богатые зачастую вообще не работают, однако получают большие доходы за счет собственности, капиталовложений, недвижимости или акций и ценных бумаг. Вебер указывал, что представители разных социальных классов – крестьяне, рабочие, купцы имеют неодинаковые возможности для получения доходов и приобретения товаров... Однако Вебер чувствовал, что не все дело в богатстве. Он выявил второй компонент неравенства – группы людей в разной мере пользуются почетом и уважением и имеют неодинаковый престиж: он ввел понятие “статусные группы”... Но не все статусные группы состоят только из богатых людей, в них могут входить люди самого разного достатка. Богатство играет важную роль, но не менее важен престиж, который может совершенно не зависеть от богатства... Главарь мафии богат, но его социальный престиж минимален (за исключением своей небольшой группы).

Помимо богатства и престижа, Вебер отметил третий фактор... Речь идет о власти, по своей сущности имеющей политический характер. Подразумевается способность человека или группы проводить в жизнь планы, предпринимать действия или вести определенную политику даже вопреки возражениям со стороны других людей и групп. Вебер учитывал важную роль политических партий и групп, объединенных общими интересами, в формировании системы власти в обществе.

Смелзер Н. Социология. – М., 1994. – С. 283–284.

Вопросы и задания

Какие аспекты неравенства охарактеризованы в тексте фрагмента? Объясните, в чем суть каждого компонента неравенства в социальной структуре.

В чем, по-вашему мнению, причина социального неравенства – в способностях, богатстве или статусе?







Приложение №3 к уроку «Социальная мобильность»

Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

При анализе ответа учитываются:

− наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;

− корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;

− соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.

Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно – формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию

Баллы

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Структура ответа соответствует плану сложного типа (содержит не менее трёх пунктов, два из которых детализированы)




3

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы по существу (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). Один из пунктов плана детализирован в подпунктах.

ИЛИ Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание темы (отражены положения двух отмеченных выше пунктов плана). План включает в себя два пункта, каждый из которых детализирован в подпунктах









2

Формулировки пунктов плана корректны и позволяют раскрыть содержание указанной темы (отражены положения не менее двух из отмеченных выше пунктов плана). План по своей структуре является простым и содержит не менее трех пунктов

1

План по структуре и(или) содержанию не раскрывает указанной темы (в том числе представляет собой набор абстрактных формулировок, не отражающих специфики содержания данной темы).

ИЛИ План по своей структуре является простым и содержит один - два пункта

0













4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социальная мобильность

Автор: Юдина Таисия Вячеславовна

Дата: 07.12.2014

Номер свидетельства: 140350

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "Карточки для индивидуальной работы по обществознанию по теме "Социальные группы. Социальное неравенство. Социальная мобильность" 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(150) "kartochki-dlia-individual-noi-raboty-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-sotsial-nyie-ghruppy-sotsial-noie-nieravienstvo-sotsial-naia-mobil-nost-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "141771"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1418158818"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Презентация на тему "Социальная структура общества" "
    ["seo_title"] => string(60) "priezientatsiia-na-tiemu-sotsial-naia-struktura-obshchiestva"
    ["file_id"] => string(6) "164412"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1422634031"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Тест "Социальные отношения". Профильный уровень "
    ["seo_title"] => string(50) "tiest-sotsial-nyie-otnoshieniia-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "165045"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422731307"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Тест по теме "Социальные отношения". Профильный уровень "
    ["seo_title"] => string(60) "tiest-po-tiemie-sotsial-nyie-otnoshieniia-profil-nyi-urovien"
    ["file_id"] => string(6) "165042"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1422731047"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Социальная стратификация и мобильность"
    ["seo_title"] => string(36) "sotsialnaiastratifikatsiiaimobilnost"
    ["file_id"] => string(6) "304426"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457712898"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства