kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок, который поможет в жизни

Нажмите, чтобы узнать подробности

                              "Труд: право или обязанность"

                                                 Разработка для учащихся 9-10 классов

Цели:

  • чётко определить понятие труда,
  • познакомить учащихся с нормами международной и российской законодательной базы в области трудового права,
  • создать представление у учеников о гарантиях и льготах, предоставляемых несовершеннолетним работникам,
  • углубить представления учащихся о роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений;
  • содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе, выступление с сообщением), способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК;
  • способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина.
  • Образовательные – осуществить краткий анализ международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав несовершеннолетних, а также работников, совмещающих работу с обучением. Сформировать у учащихся представление об основных правах несовершеннолетнего работника, льготах и гарантиях, предоставляемых ему в трудовых отношениях
  • Воспитательные – формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности. Воспитывать толерантное отношение к мнениям участников беседы.
  • Развивающие – развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций, умения четко формулировать и высказывать свою точку зрения, способность вести диалог. Развитие умения анализировать литературные источники и делать самостоятельные выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок, который поможет в жизни»

Департамент образования г. Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Школа № 1331 г. Москвы « Молодая Иверия»

 

 

Урок, который поможет в жизни



Тема урока :

«Труд - право или обязанность»

(Трудовое право несовершеннолетних)



К Всемирному дню действий профсоюзов за достойный труд.











Учитель истории и обществознания: Мгалоблишвили Л.В.

Ученики 10 «А» класса





Москва

2015

"Труд: право или обязанность"

Разработка для учащихся 9-10 классов

Цели:

  • чётко определить понятие труда,

  • познакомить учащихся с нормами международной и российской законодательной базы в области трудового права,

  • создать представление у учеников о гарантиях и льготах, предоставляемых несовершеннолетним работникам,

  • углубить представления учащихся о роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений;

  • содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе, выступление с сообщением), способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК;

  • способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина.

  • Образовательные – осуществить краткий анализ международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав несовершеннолетних, а также работников, совмещающих работу с обучением. Сформировать у учащихся представление об основных правах несовершеннолетнего работника, льготах и гарантиях, предоставляемых ему в трудовых отношениях

  • Воспитательные – формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности. Воспитывать толерантное отношение к мнениям участников беседы.

  • Развивающие – развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций, умения четко формулировать и высказывать свою точку зрения, способность вести диалог. Развитие умения анализировать литературные источники и делать самостоятельные выводы.

Оборудование: компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.

Ход урока

I. Введение учеников в тему урока

Обсуждение с учащимися притчи:

«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:

– Что ты делаешь?

– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.

С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:

– Деньги зарабатываю.

А третий на этот же вопрос ответил:

– Строю собор!»

Вопросы для беседы.

О чём эта притча? Как вы её понимаете?

Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?

Начать свое выступление я хочу, процитировав некоторые высказывания о труде:

А какие высказывания, пословицы, поговорки о труде известны вам?

Дорога к славе прокладывается трудом. (Публилий Сир)

Слава в руках труда.(Леонардо да Винчи

Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда — коллективного, дружного, свободного труда.(Горький М.)

Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.(Эмерсон Р.)

Воля и труд человека, дивные дивы творят! (Некрасов Н. А.)

Постоянный труд есть закон, как искусства, так и жизни.( Бальзак О.)

Одна из потребностей, глубоко коренящаяся в человеческой природе, состоит в стремлении к свободе выбора занятий и их разнообразию. (Бебель А.)

Труд есть деятельность мозга и мускулов, составляющая природную, внутреннюю потребность.(Чернышевский Н. Г.)

Какова бы ни была деятельность, но привычка и приобретаемое через нее умение действовать — великое дело. Кто не сидел сложа руки и тогда, как нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время. (Белинский В. Г.)

1. Объявление учащимся темы урока: «Труд — право или обязанность?»

– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?

– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.

Составление учащимися в группах синквейна со словом «труд».

Порядок составления синквейна:

1 строка - «труд»,

2 строка - два прилагательных,

3 строка - три глагола,

4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.

Примерный синквейн.

  1. Труд

  2. Добровольный, оплачиваемый

  3. Радует, удовлетворяет, обогащает.

  4. Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.

Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.

(На экране с самого начала урока демонстрируется слайд №1 с темой урока.)

Риторический вопрос учителя:

– Так что же такое труд?

Учитель: Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.

– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе оправах человека?

– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?

Учитель: Отсутствует статья о тунеядстве.

В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.

– Правильно ли это на ваш взгляд?

– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?

– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?

– Чем труд является для каждого из вас?

Учитель: Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.

Выступления учащихся со своими комментариями.

2. Трудовые права несовершеннолетних

Учитель: Тема нашего урока выбрана не случайно. Дело в том, что на основании ст. 63 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. И сейчас, когда многим из вас уже исполнилось или в ближайшие месяцы должно исполниться 16 лет, считаю необходимым ознакомить вас с основными положениями ТК РФ, чтобы трудоустраиваясь, а затем, исполняя трудовые обязанности и прекращая трудовые отношения, вы вели себя грамотно, основываясь на действующее законодательство.

Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.

Первое задание для малых групп. Рассмотреть предложенные ситуации и разыграть в ролях диалоги юриста-консультанта и несовершеннолетнего. При этом учитывайте памятку.





«Несовершеннолетние и законодательство о труде»

  • Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.

  • Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.

в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 ч в неделю;

в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю.

  • При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.

  • Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.

  • Несовершеннолетним запрещается торговля спиртными напитками табачными изделиями.

  • Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.

  • Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.

  • Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.

  • Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.

  • Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.

  • Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.

  • При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.

Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, рассматривают предложенные им ситуации и по очереди разыгрывают их по ролям перед классом. Все учащиеся оценивают правильность рассмотрения своей ситуации каждой группой.

Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.

Ситуация 2. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу — расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?

Ситуация 3. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?

Ситуация 4. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?

Второе задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:

«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.

При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.

Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.

Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.

На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.

Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.

Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.

Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»

Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.

Каждый работник имеет право:

  • на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;

  • на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;

  • на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;

  • на отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска;

  • на объединение в профессиональные союзы;

  • на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;

  • на судебную защиту своих трудовых прав.

Как уже было сказано, обязательно, если есть права, то есть и обязанности. Какие на ваш взгляд обязанности могут быть закреплены в Трудовом кодексе РФ относительно трудовой деятельности?

Учащиеся:

– Хорошо работать.

– Не опаздывать и не прогуливать.

– Слушаться начальника.

– Ничего не брать с работы, аккуратно относиться не к своим вещам, к станкам, мебели и т. д.

Классный руководитель:

Все, что вы говорите, ребята, абсолютно верно, и я надеюсь, что именно так вы и будете поступать, когда начнете работать.

Действительно, работник обязан:

  • добросовестно выполнять трудовые обязанности;

  • соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;

  • бережно относиться к имуществу предприятия, организации;

  • выполнять установленные нормы труда;

  • работать честно и добросовестно.

И, конечно, работает хорошо тот, кто хорошо отдыхает, поэтому далее разговор пойдет о времени отдыха.

Временем отдыха является:

  1. обеденное время (продолжительность устанавливает работодатель);

  2. выходные дни;

  3. нерабочие праздничные дни;

  4. ежегодный оплачиваемый отпуск.

  • В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, который не учитывается при подсчете рабочего времени.

  • Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.

  • На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.

  • Всем работникам предоставляются выходные дни. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе – один выходной день.

  • Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.

  • У тех работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.

А теперь давайте вместе назовем, какие дни у нас в стране объявлены государственными праздниками. (Учащиеся называют праздничные дни.)

Большинство из вас правильно называет государственные праздники, которые у нас в стране объявлены нерабочими, но такие праздники как Пасха и День защиты детей государственными праздниками не являются.

В ТК РФ указаны следующие нерабочие праздничные дни:

1, 2, 3, 4 и 5 января – Новогодние каникулы.

7 января – Рождество Христово.

23 февраля – День защитника Отечества.

8 марта – Международный женский день.

1 мая – Праздник Весны и Труда.

9 мая – День Победы.

12 июня – День России.

4 ноября – День народного единства.

При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной переносится на следующий после праздника рабочий день.

Продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 ч.



IV. Профсоюзы. Их роль в современную эпоху

Учитель. Во всех, рассмотренных нами ситуациях, вам необходимо знание ваших прав для того, чтобы их отстоять.

– Какие вам известны организации, возникшие специально для защиты прав трудящихся?

– Сколько лет существуют профсоюзы?

– Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным и действенным элементом гражданского общества?

Презентация учащихся «Задачи и роль профсоюзов в современной России.»

В сообщении ученика должны прозвучать задачи профсоюзов с учётом новых социально-экономических реалий:

экономика, обеспечивающая достойную жизнь всем на базе достойного труда;

достойная заработная плата и эффективная занятость;

развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;

безопасное рабочее место;

соблюдение трудовых прав работников, уважение их интересов;

развитие социального партнёрства как действенного инструмента формирования условий эффективного труда.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок, который поможет в жизни

Автор: Мгалоблишвили Лали Вахтанговна

Дата: 04.02.2016

Номер свидетельства: 287918

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Констект урока "Здоровый образ жизни" "
    ["seo_title"] => string(37) "konstiekt-uroka-zdorovyi-obraz-zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "154066"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421090281"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Устный журнал «Время – это ткань, из которой соткана жизнь» "
    ["seo_title"] => string(56) "ustnyi-zhurnal-vriemia-eto-tkan-iz-kotoroi-sotkana-zhizn"
    ["file_id"] => string(6) "243192"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445664239"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе "
    ["seo_title"] => string(66) "razrabotka-uroka-10-klass-oprichnina-v-dieiatiel-nostnom-podkhodie"
    ["file_id"] => string(6) "105822"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402914197"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока ОРКСЭ "Коллектив начинается с меня" "
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-orkse-kolliektiv-nachinaietsia-s-mienia"
    ["file_id"] => string(6) "184824"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426095745"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Конспект урока на тему "Насекомые, звери, птицы, рыбы""
    ["seo_title"] => string(55) "konspiekt-uroka-na-tiemu-nasiekomyie-zvieri-ptitsy-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "302072"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457059301"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства