познакомить учащихся с нормами международной и российской законодательной базы в области трудового права,
создать представление у учеников о гарантиях и льготах, предоставляемых несовершеннолетним работникам,
углубить представления учащихся о роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений;
содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе, выступление с сообщением), способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК;
способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина.
Образовательные – осуществить краткий анализ международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав несовершеннолетних, а также работников, совмещающих работу с обучением. Сформировать у учащихся представление об основных правах несовершеннолетнего работника, льготах и гарантиях, предоставляемых ему в трудовых отношениях
Воспитательные – формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности. Воспитывать толерантное отношение к мнениям участников беседы.
Развивающие – развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций, умения четко формулировать и высказывать свою точку зрения, способность вести диалог. Развитие умения анализировать литературные источники и делать самостоятельные выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
К Всемирному дню действий профсоюзов за достойный труд.
Учитель истории и обществознания: Мгалоблишвили Л.В.
Ученики 10 «А» класса
Москва
2015
"Труд: право или обязанность"
Разработка для учащихся 9-10 классов
Цели:
чётко определить понятие труда,
познакомить учащихся с нормами международной и российской законодательной базы в области трудового права,
создать представление у учеников о гарантиях и льготах, предоставляемых несовершеннолетним работникам,
углубить представления учащихся о роли профсоюзов в регулировании трудовых отношений;
содействовать развитию учебных умений учащихся (анализ документа, соотнесение ситуации с правовой нормой, работа в группе, выступление с сообщением), способствовать развитию информационной культуры учащихся, познакомить их с возможностями ПК;
способствовать проявлению и развитию индивидуальности, раскрытию личностного потенциала учащегося, его способностей, воспитанию законопослушного, умеющего отстаивать свои права гражданина.
Образовательные – осуществить краткий анализ международного права и российской законодательной базы по вопросу трудовых прав несовершеннолетних, а также работников, совмещающих работу с обучением. Сформировать у учащихся представление об основных правах несовершеннолетнего работника, льготах и гарантиях, предоставляемых ему в трудовых отношениях
Воспитательные – формировать у учащихся понимание своих трудовых прав, восприятие ими трудовой деятельности как права, потребности, обязанности. Воспитывать толерантное отношение к мнениям участников беседы.
Развивающие – развитие коммуникативных и мировоззренческих компетенций, умения четко формулировать и высказывать свою точку зрения, способность вести диалог. Развитие умения анализировать литературные источники и делать самостоятельные выводы.
Оборудование: компьютер и проектор, слайд-презентация по теме урока, раздаточный материал для групповой и индивидуальной работы с документами.
Ход урока
I. Введение учеников в тему урока
Обсуждение с учащимися притчи:
«Однажды прохожий увидел, как по дороге несут тяжёлые камни группа людей. Подошёл он к одному и спросил:
– Что ты делаешь?
– Не видишь, занимаюсь тяжёлой, никому не нужной работой.
С этим же вопросом путник обратился ко второму и получил ответ:
– Деньги зарабатываю.
А третий на этот же вопрос ответил:
– Строю собор!»
Вопросы для беседы.
О чём эта притча? Как вы её понимаете?
Какое отношение она имеет к сегодняшнему занятию?
Начать свое выступление я хочу, процитировав некоторые высказывания о труде:
А какие высказывания, пословицы, поговорки о труде известны вам?
Дорога к славе прокладывается трудом. (Публилий Сир)
Слава в руках труда.(Леонардо да Винчи
Никакая иная сила не делает человека великим и мудрым, как это делает сила труда — коллективного, дружного, свободного труда.(Горький М.)
Совместный труд воспламеняет в людях такую ярость свершения, какой они редко могут достичь в одиночку.(Эмерсон Р.)
Воля и труд человека, дивные дивы творят! (Некрасов Н. А.)
Постоянный труд есть закон, как искусства, так и жизни.( Бальзак О.)
Одна из потребностей, глубоко коренящаяся в человеческой природе, состоит в стремлении к свободе выбора занятий и их разнообразию. (Бебель А.)
Труд есть деятельность мозга и мускулов, составляющая природную, внутреннюю потребность.(Чернышевский Н. Г.)
Какова бы ни была деятельность, но привычка и приобретаемое через нее умение действовать — великое дело. Кто не сидел сложа руки и тогда, как нечего было делать, тот сумеет действовать, когда настанет для этого время. (Белинский В. Г.)
1. Объявление учащимся темы урока: «Труд — право или обязанность?»
– Что такое труд? Всякую ли деятельность можно назвать трудом?
– Копать и закапывать яму с утра и до вечера — это труд? Вспомните миф о Сизифе.
Составление учащимися в группах синквейна со словом «труд».
Порядок составления синквейна:
1 строка - «труд»,
2 строка - два прилагательных,
3 строка - три глагола,
4 строка - вывод, умозаключение в виде предложения.
Примерный синквейн.
Труд
Добровольный, оплачиваемый
Радует, удовлетворяет, обогащает.
Только свободный труд может обеспечить безбедное существование, способствовать самореализации личности, создавать уверенность в завтрашнем дне.
Учащиеся зачитывают составленные ими синквейны.
(На экране с самого начала урока демонстрируется слайд №1 с темой урока.)
Риторический вопрос учителя:
– Так что же такое труд?
Учитель: Общественные отношения, возникающие в процессе труда граждан нашего государства призвано регулировать трудовое право России. Источниками трудового права являются правовые документы, в которых закреплены нормы трудового права РФ. Главный из них — Конституция РФ.
– А какой международный документ является эталоном для конституции любой страны мира в вопросе оправах человека?
– Что говорится в Конституции РФ о праве на труд? Труд — это право или обязанность?
Учитель: Отсутствует статья о тунеядстве.
В Конституции СССР труд был провозглашён в качестве права и обязанности гражданина. Конституция РФ труд как их обязанность не фиксирует.
– Правильно ли это на ваш взгляд?
– Как вы относитесь к труду? Как к свободному праву или унизительной обязанности?
– Как вы думаете, есть ли люди, для которых труд не только право, но и потребность?
– Чем труд является для каждого из вас?
Учитель: Выберите для себя и прокомментируйте то определение, которое кажется вам наиболее подходящим.
Выступления учащихся со своими комментариями.
2. Трудовые права несовершеннолетних
Учитель: Тема нашего урока выбрана не случайно. Дело в том, что на основании ст. 63 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) заключение трудового договора по общему правилу допускается с лицами, достигшими возраста шестнадцати лет. И сейчас, когда многим из вас уже исполнилось или в ближайшие месяцы должно исполниться 16 лет, считаю необходимым ознакомить вас с основными положениями ТК РФ, чтобы трудоустраиваясь, а затем, исполняя трудовые обязанности и прекращая трудовые отношения, вы вели себя грамотно, основываясь на действующее законодательство.
Сегодняшняя экономическая ситуация в стране вынуждает многих старшеклассников совмещать обучение в школе и работу. Да и некоторые родители в воспитательных целях советуют подросткам найти для себя какую-нибудь подработку. Очень важно, чтобы молодые люди придя на работу в организацию любой формы собственности, знали и умели реализовать свои права.
Первое задание для малых групп. Рассмотреть предложенные ситуации и разыграть в ролях диалоги юриста-консультанта и несовершеннолетнего. При этом учитывайте памятку.
«Несовершеннолетние и законодательство о труде»
Трудовая правоспособность, т.е. способность вступить в трудовые правоотношения возникает с 16 лет.
Закон допускает принятие на работу с согласия родителей также и лиц, достигших 14 и 15 лет, но при соблюдении следующих условий: работа должна быть лёгкой и не причинять вреда здоровью, не должна мешать процессу обучения, не должна превышать 4 часов в день.
в возрасте от 14 до 16 лет – не более 24 ч в неделю;
в возрасте от 16 до 18 лет – не более 35 ч в неделю.
При приёме на работу несовершеннолетним не устанавливается испытательный срок.
Запрещается применение труда несовершеннолетних на вредном производстве, в ночное время.
Запрещается применение труда несовершеннолетних в игорном бизнесе, в ночных клубах.
Запрещаются служебные командировки, сверхурочная работа в ночное время и выходные дни.
Ежегодный отпуск равен 31 календарному дню и назначается в удобное для несовершеннолетнего время.
Данные работники подлежат ежегодному медосмотру.
Трудовой договор заключается в письменной форме в двух экземплярах.
Расторжение трудового договора с несовершеннолетними работниками допускается только с согласия соответствующей госинспекции труда и комиссии по делам несовершеннолетних.
При повременной оплате труда зарплата выплачивается с учётом сокращённой продолжительности работы, а при сдельной — по установленным расценкам.
Учащиеся делятся на группы по 4-5 человек, рассматривают предложенные им ситуации и по очереди разыгрывают их по ролям перед классом. Все учащиеся оценивают правильность рассмотрения своей ситуации каждой группой.
Ситуация 1.15-летняя Маша устроилась работать в поликлинику санитаркой. Старшая сестра потребовала выйти на работу в воскресный день по производственной необходимости. Маша обратилась за консультацией.
Ситуация 2. Во время каникул 14-летний Николай решил устроиться на работу — расклеивать объявления. Родители Николая возражают. Они считают, что перед новым учебным годом сын должен как следует отдохнуть. Может ли Николай в этом случае быть принят на работу?
Ситуация 3. Константину 16 лет. Он хочет устроиться на работу в магазин ночным сторожем. Тогда днём он может учиться. Будет ли Константин принят на работу ночным сторожем?
Ситуация 4. 17-летняя Катя попросила предоставить ей отпуск в августе. Заведующий отделом отказал ей и пояснил, что в отделе составлен график отпусков. Все будут отдыхать по очереди. Катя может уйти в отпуск только в ноябре. Прав ли заведующий отделом?
Второе задание для малых групп. Найти нарушения трудовых прав Золушки, проанализировав предложенный текст:
«Пятнадцатилетнюю Золушку мачеха отправила на работу в Дом быта. Отец Золушки ничего не знал об этом, так как дочь не хотела его расстраивать.
При приёме на работу девочка устно обговорила условия своей работы с хозяйкой Дома быта и приступила к исполнению своих обязанностей с 6-00 до 21-00. В течение трёх месяцев она должна была проявить себя, после чего хозяйка примет окончательное решение: оставить на работе или уволить.
Однажды хозяйка вызвала Золушку и сказала: «Скоро новогодний бал! Нужно привести в порядок новогодние костюмы для придворных, поэтому придётся работать в выходные дни. Золушка проработала все выходные и даже оставалась ночью, чтобы выполнить задание хозяйки.
Золушка надеялась, что на повышенную зарплату за работу в выходные дни и ночные смены, она сможет купить себе вечернее платье и покорить принца. Но к её удивлению зарплата оказалась той же, что и в прошлом месяце.
На балу Золушке так и не пришлось танцевать с принцем. Хозяйка по поручению короля отправила её работать крупье в придворный игорный клуб.
Золушка столько много времени трудилась, не покладая рук, что заслужила настоящий отпуск. Пришло лето. Хозяйка сама уехала отдыхать в тридесятое царство, а у Золушки как всегда было много работы, и в отпуск она не пошла. Лишь осенью хозяйка сжалилась над девочкой и дала отдохнуть ей две недели.
Однажды, прогуливаясь в лесу, она пела свою детскую песню. Её прекрасный голос услышал принц, охотившийся неподалёку. Он влюбился в неё с первого взгляда и предложил руку и сердце.
Счастливая Золушка приняла предложение, но работу не оставила. Только теперь никто не смел нарушать её трудовые права.»
Каждая группа выполняет задание и сдаёт листок с найденными ошибками учителю. Учитель подводит итоги работы малых групп, оглашает победителя и зачитывает найденные ошибки. Учащиеся объясняют их.
Каждый работник имеет право:
на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены;
на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой;
на равное вознаграждение за равный труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера;
на отдых, а также на оплачиваемые ежегодные отпуска;
на объединение в профессиональные союзы;
на социальное обеспечение по возрасту, при утрате трудоспособности и в иных установленных законом случаях;
на судебную защиту своих трудовых прав.
Как уже было сказано, обязательно, если есть права, то есть и обязанности. Какие на ваш взгляд обязанности могут быть закреплены в Трудовом кодексе РФ относительно трудовой деятельности?
Учащиеся:
– Хорошо работать.
– Не опаздывать и не прогуливать.
– Слушаться начальника.
– Ничего не брать с работы, аккуратно относиться не к своим вещам, к станкам, мебели и т. д.
Классный руководитель:
Все, что вы говорите, ребята, абсолютно верно, и я надеюсь, что именно так вы и будете поступать, когда начнете работать.
Действительно, работник обязан:
добросовестно выполнять трудовые обязанности;
соблюдать трудовую дисциплину и требования по охране труда;
бережно относиться к имуществу предприятия, организации;
выполнять установленные нормы труда;
работать честно и добросовестно.
И, конечно, работает хорошо тот, кто хорошо отдыхает, поэтому далее разговор пойдет о времени отдыха.
Временем отдыха является:
обеденное время (продолжительность устанавливает работодатель);
выходные дни;
нерабочие праздничные дни;
ежегодный оплачиваемый отпуск.
В течение рабочего дня (смены) работнику должен быть предоставлен перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов и не менее 30 мин, который не учитывается при подсчете рабочего времени.
Время предоставления перерыва и его конкретная продолжительность устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка или по соглашению между работником и работодателем.
На работах, где по условиям производства (работы) предоставление перерыва для отдыха и питания невозможно, работодатель обязан обеспечить работнику возможность отдыха и приема пищи в рабочее время. Перечень таких работ, а также места для отдыха и приема пищи устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка.
Всем работникам предоставляются выходные дни. При пятидневной рабочей неделе работникам предоставляются два выходных дня в неделю, при шестидневной рабочей неделе – один выходной день.
Общим выходным днем является воскресенье. Второй выходной день при пятидневной рабочей неделе устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка. Оба выходных дня предоставляются, как правило, подряд.
У тех работодателей, приостановка работы у которых в выходные дни невозможна по производственно-техническим и организационным условиям, выходные дни предоставляются в различные дни недели поочередно каждой группе работников согласно правилам внутреннего трудового распорядка.
А теперь давайте вместе назовем, какие дни у нас в стране объявлены государственными праздниками. (Учащиеся называют праздничные дни.)
Большинство из вас правильно называет государственные праздники, которые у нас в стране объявлены нерабочими, но такие праздники как Пасха и День защиты детей государственными праздниками не являются.
В ТК РФ указаны следующие нерабочие праздничные дни:
1, 2, 3, 4 и 5 января – Новогодние каникулы.
7 января – Рождество Христово.
23 февраля – День защитника Отечества.
8 марта – Международный женский день.
1 мая – Праздник Весны и Труда.
9 мая – День Победы.
12 июня – День России.
4 ноября – День народного единства.
При совпадении выходного и нерабочего праздничного дней выходной переносится на следующий после праздника рабочий день.
Продолжительность рабочего дня (смены), непосредственно предшествующего нерабочему праздничному дню, уменьшается на 1 ч.
IV. Профсоюзы. Их роль в современную эпоху
Учитель. Во всех, рассмотренных нами ситуациях, вам необходимо знание ваших прав для того, чтобы их отстоять.
– Какие вам известны организации, возникшие специально для защиты прав трудящихся?
– Сколько лет существуют профсоюзы?
– Как вы считаете, являются ли профсоюзы обязательным и действенным элементом гражданского общества?
Презентация учащихся «Задачи и роль профсоюзов в современной России.»
В сообщении ученика должны прозвучать задачи профсоюзов с учётом новых социально-экономических реалий:
экономика, обеспечивающая достойную жизнь всем на базе достойного труда;
достойная заработная плата и эффективная занятость;
развитие системы социального страхования, социального и пенсионного обеспечения, социальных услуг;
безопасное рабочее место;
соблюдение трудовых прав работников, уважение их интересов;
развитие социального партнёрства как действенного инструмента формирования условий эффективного труда.