Цели урока:
Развивающие:
- Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками, способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения организовывать свою работу в группе;
- Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели; умение систематизировать материал.
Образовательные:
- Способствовать формированию объективного понимание эпохи Ивана Грозного.
- Способствовать формированию представления о причинах и последствиях введения опричнины.
- Способствовать созданию условий для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории.
Воспитательные:
- Возбудить интерес учащихся к прошлому;
- Способствовать формированию активной жизненной позиции и твёрдых убеждений;
- Способствовать формированию культуры мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.
Тип урока: ознакомление с новым материалом
Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах.
Планируемые результаты:
Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.
Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности, умение делать выводы, формирование культуры мышления и речи.
Предметные: развитие умений работать с учебником, историческим источником, овладение понятиями сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, Земский собор, Боярская дума, Избранная рада, опричнина, опричники.
Методические приемы: решение познавательных и творческих задач, построение логических схем, дискуссия, составление конспекта, мозговой штурм, погружения в историческую ситуацию.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.
Средства обучения: презентация, учебник, карточки с заданием для самостоятельной работы, доска, исторические документы, высказывания историков.
Основные понятия изучаемые на уроке: сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, опричнина, земщина, террор.
Ход урока.
1. Мотивирование к учебной деятельности.
Учитель начинает с повествования о том, что боярина Кошкина должен посетить Малюта Скуратов. Это была страшная весть для семьи. Никогда еще посещение боярского дома Малютой не заканчивалось хорошо. Всю ночь муж и жена думали, как угодить Малюте и смягчить его душу, ведь маленькому ребенку было всего полгода. И мать предложила «Давай выйдем навстречу Малюте с ребенком в руках. Говорят, он детей любит. Может, и смилостивица». Так и порешили. А утром в ворота дома уже стучали. Пришел Малюта со своими опричниками, подошел к родителям, взял ребенка на руки, заглянул в его невинные глаза и даже сказал что-то ласковое. Учитель:
- А теперь попытайтесь предположить, казнит или помилует Малюта боярскую чету?
Дети высказывают свои суждения, а учитель выслушивает ответы и говорит:
- А вот по-настоящему разобрались в природе поступков Малюты Скуратова, кто он был такой, нам поможет сегодняшняя тема. Сформулируйте её.
Варианты учеников.
- Тема «Опричнина». Приложение 1. 1 слайд
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Учитель:
- Как рассмотреть событие? Поставьте вопросы, которые помогут его разобрать.
Ответы: ЧТО за событие? ГДЕ произошло (в какой стране, её особенности)? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? (учитель записывает за детьми слова на доске).
- Итак, на какой вопрос мы уже дали ответ?
- На вопрос Что.
Учитель: Теперь вопрос где, в какой стране, при какой ситуации. Вспомните, как выглядела система государственного устройства при Иване IV? Слайд 2 (в виде вопросов уровня В: установить соответствие термина и определения).
- Давайте проверим себя (слайд 3 - ответы в виде схемы)
Учитель: Кто определяет политику государства.
Ответы учеников.
- А кто определял политику в Русском государстве 15-16вв? Как мы назовём режим правления в это время на Руси?
Ученики с помощью схемы отвечают на вопрос (сословно-представительная монархия).
- Дайте определение понятию сословно представительная монархия.
Учитель:
- Давайте вспомним основные даты правления Ивана Грозного (слайд 4 - вопросы уровня В)
- годы правления Ивана IV (1533 – 1584).
- годы правления регентши – Елены (1533 – 1538).
- годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.
- 5дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1547).
- деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560).
- годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560).
- Какой даты не хватанет в ряду?
Ответы учеников – второй половины правления.
- Как характеризуют вторую половину правления Ивана Грозного
Ответы - Как опричнину.
- период опричнины (1565 – 1572) (слайд 4)
- Мы ответили на вопрос - Когда.
- Если в первой половине, режим правления характеризовался как сословно- представительный, то можно ли весь период считать таковым? Ваши варианты.
Ответы учеников.
- Попробуем разобраться, что повлияло на изменения в правлении Ивана Грозного?
- Как мы сформулируем следующий вопрос?
Ответ учеников – Почему. Причины опричнины.
3. Выявление места и причины затруднения.
Учитель предлагает схему или опорный конспект урока, который поможет рассмотреть опричнину. Приложение 4. (слайд 5). Этот конспект ребята должны заполнять по ходу урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель предлагает в виде мозгового штурма составить интеллект-карту причин опричнины.
Давайте попробуем выдвинуть гипотезы, почему изменилась политика Ивана Грозного, в чём причины опричнины.
Составление интеллект - карты.
Учитель предлагает подтвердить гипотезы.
5. Реализация построенного проекта.
Работа в группах. Приложение 2.
Группа 1. Работая с историческими источниками, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера. Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя, цель его политики (выпишите кратко в конспект). Приложение 5.1
Группа 2. На основе текста учебника определите мероприятия перед введением опричнины (выпишите кратко в конспект).
Группа 3. На основе текста учебника определите мероприятия после введения опричнины (выпишите кратко в конспект).
Группа 4. На основе текста учебника определите мероприятия внешней политики (выпишите кратко в конспект).
Группа 5. На основе дополнительного материала рассмотрите точки зрения учёных на опричнину (выпишите кратко в конспект)
Приложение 3.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Ответы группы 1.
- Что отражает ведущую идею царя, цель его политики? (Единоличная власть, самодержавие).
- Какие качества мешали Ивану IV править единолично?
(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).
- Какие качества личности Ивана Грозного можно считать положительными?
- Что повлияло на формирование качеств личности Ивана Грозного?
Учитель
- Что происходило в период правления до ведения опричнины Ивана Грозного во внутренней политике?
Ответы группа 2.
Учитель –
- Что происходило в период правления до ведения опричнины Ивана Грозного во внешней политике?
Ответы группы 4.
Работа с картой и определение последствий ливонской войны. (слайд 6)
- Каковы же причины опричнины? (слайд 7)
Учитель:
- Что же такое опричнина? Против кого была направлено политика опричнины? Какова её цель?
Ответы группы 3.
На основе ответов учеников учитель вводит понятие опричнина. ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства (слайд 8) и заполняется схемы в государственного устройства в период опричнины (приложение 6).
- Что является основной целью опричнины?
Учитель подводит детей к выявлению противоречий между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности и стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями (слайд 9).
- Кто является главными действующими лицами опричнины, чьими руками она приводилась в жизнь?
Ответы группы 4.
- Как историки разных периодов характеризуют опричнину и Ивана Грозного?
Выводы: Историки говорят, что на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.
Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевая поданных.
Учитель предлагает разобраться в последствия опричнины? Мозговой штурм.
- Существовала ли альтернатива тому пути, по которому пошёл царь Иван Грозный?
В результате обсуждения необходимо учащихся подвести к следующим выводам:
1. У любого государства, точно так же как и у любого человека всегда есть выбор.
2. В середине 16 века перед Россией стоял вопрос о дальнейшем пути развития: либо путь сословно-представительной монархии (опора на сословия, деятельность Земских соборов, развитие самоуправления), либо путь рабства и жесточайшего абсолютизма.
3. Все дальнейшие реформы пошли по пути усиления единоличной власти.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Индивидуальная работа с заданием 4.5 рабочей тетради-тренажёра 1 часть 10 класс, стр. 36 (задания уровня С, на работу с текстом суждения).
8. Включение в систему знаний и повторение.
Проанализируйте высказывания историков. У кого из историков были общие моменты в оценке причин появления опричнины. Выясните, в чём заключались эти общие моменты. Приложение 4.
Д. З. самостоятельно заполните конспект (схему) урока на основе рассмотренного материала и материала учебника.