kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

Развивающие:

  • Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками, способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения организовывать свою работу в группе;
  • Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели;  умение систематизировать материал.

Образовательные:

  • Способствовать формированию объективного понимание эпохи Ивана Грозного.
  • Способствовать формированию представления о причинах и последствиях введения опричнины.
  • Способствовать созданию условий для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории.

Воспитательные:

  • Возбудить интерес учащихся к прошлому;
  • Способствовать формированию активной жизненной позиции и твёрдых убеждений;
  • Способствовать формированию культуры мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах.

Планируемые результаты:

Личностные:   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории  как науки.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности, умение делать выводы, формирование культуры мышления и речи.

Предметные:  развитие умений работать с учебником, историческим источником, овладение понятиями сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, Земский собор, Боярская дума, Избранная рада, опричнина, опричники.

Методические приемы:  решение  познавательных и творческих задач, построение логических схем, дискуссия, составление конспекта, мозговой штурм, погружения в историческую ситуацию.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Средства обучения: презентация, учебник, карточки  с заданием для самостоятельной работы, доска, исторические документы, высказывания историков.

Основные понятия  изучаемые  на уроке: сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, опричнина, земщина, террор.

Ход урока.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель начинает с повествования о том, что боярина Кошкина должен посетить Малюта Скуратов. Это была страшная весть для семьи. Никогда еще посещение боярского дома Малютой не заканчивалось хорошо. Всю ночь муж и жена думали, как угодить Малюте и смягчить его душу, ведь маленькому ребенку было всего полгода. И мать предложила «Давай выйдем навстречу Малюте с ребенком в руках. Говорят, он детей любит. Может, и смилостивица». Так и порешили. А утром в ворота дома уже стучали. Пришел Малюта со своими опричниками, подошел к родителям, взял ребенка на руки, заглянул в его невинные глаза и даже сказал что-то ласковое. Учитель:

- А теперь попытайтесь предположить, казнит или помилует Малюта боярскую чету?

Дети высказывают свои суждения, а учитель выслушивает ответы и говорит:

- А вот по-настоящему разобрались в природе поступков Малюты Скуратова, кто он был такой, нам поможет сегодняшняя тема. Сформулируйте её.

Варианты учеников.

- Тема «Опричнина». Приложение 1. 1 слайд

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Учитель:

- Как рассмотреть событие? Поставьте вопросы, которые помогут его разобрать.

Ответы: ЧТО за событие? ГДЕ произошло (в какой стране, её особенности)? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? (учитель записывает за детьми слова на доске).

- Итак, на какой вопрос мы уже дали ответ?

- На вопрос Что.

Учитель: Теперь вопрос где, в какой стране, при какой ситуации. Вспомните, как выглядела система государственного устройства при Иване IV? Слайд 2 (в виде вопросов уровня В: установить соответствие термина и определения).

- Давайте проверим себя (слайд 3 - ответы в виде схемы)

Учитель: Кто определяет политику государства.

Ответы учеников.

- А кто определял политику в Русском государстве 15-16вв? Как мы назовём режим правления в это время на Руси?

Ученики с помощью схемы отвечают на вопрос (сословно-представительная монархия).

- Дайте определение понятию сословно представительная монархия.

Учитель:

- Давайте вспомним основные даты правления Ивана Грозного (слайд 4 - вопросы уровня В)

  • годы правления Ивана IV (1533 – 1584).
  • годы правления регентши – Елены (1533 – 1538).
  • годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.
  • 5дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1547).
  • деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560).
  • годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560).

- Какой даты не хватанет в ряду?

Ответы учеников – второй половины правления.

- Как характеризуют вторую половину правления Ивана Грозного

Ответы -  Как опричнину.

  • период опричнины (1565 – 1572) (слайд 4)

 - Мы ответили на вопрос - Когда.

- Если в первой половине, режим правления характеризовался как сословно- представительный, то можно ли весь период считать таковым? Ваши варианты.

Ответы учеников.

- Попробуем разобраться, что повлияло на изменения в правлении Ивана Грозного?

- Как мы сформулируем следующий вопрос?

Ответ учеников – Почему. Причины опричнины.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель предлагает схему или опорный конспект урока, который поможет рассмотреть опричнину. Приложение 4. (слайд 5). Этот конспект ребята должны заполнять по ходу урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает в виде мозгового штурма составить интеллект-карту причин опричнины.

Давайте попробуем выдвинуть гипотезы, почему изменилась политика Ивана Грозного, в чём причины опричнины.

Составление интеллект - карты.

Учитель предлагает подтвердить гипотезы.

5. Реализация построенного проекта.

Работа в группах. Приложение 2.

Группа 1. Работая с историческими источниками, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера. Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя, цель его политики  (выпишите кратко в конспект). Приложение 5.1

Группа 2. На основе текста учебника определите мероприятия перед введением опричнины (выпишите кратко в конспект).

Группа 3. На основе текста учебника определите мероприятия после введения опричнины (выпишите кратко в конспект).

Группа 4. На основе текста учебника определите мероприятия внешней политики (выпишите кратко в конспект).

 Группа 5. На основе дополнительного материала рассмотрите точки зрения учёных на опричнину (выпишите кратко в конспект)

Приложение 3.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ответы группы 1.

- Что отражает ведущую идею царя, цель его политики? (Единоличная власть, самодержавие).

- Какие качества мешали Ивану IV править единолично?

(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).

- Какие качества личности Ивана Грозного можно считать положительными?

- Что повлияло на формирование качеств личности Ивана Грозного?

Учитель

- Что происходило в период правления до ведения опричнины Ивана Грозного во внутренней политике?

Ответы группа 2.

Учитель –

- Что происходило в период правления до ведения опричнины Ивана Грозного во внешней политике?

Ответы группы 4.

Работа с картой и определение последствий ливонской войны. (слайд 6)

- Каковы же причины опричнины? (слайд 7)

Учитель:

- Что же такое опричнина? Против кого была направлено политика опричнины? Какова её цель?

Ответы группы 3.

На основе ответов учеников учитель вводит понятие опричнина. ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства (слайд 8) и заполняется схемы в государственного устройства в период опричнины (приложение 6).

- Что является основной целью опричнины?

Учитель подводит детей к выявлению противоречий между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности и стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями (слайд 9).

- Кто является главными действующими лицами опричнины, чьими руками она приводилась в жизнь?

Ответы группы 4.

- Как историки разных периодов характеризуют опричнину и Ивана Грозного?

Выводы: Историки говорят, что на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.

Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевая поданных.

Учитель предлагает разобраться в последствия опричнины? Мозговой штурм.

- Существовала ли альтернатива тому пути, по которому пошёл царь Иван Грозный?

В результате обсуждения необходимо учащихся подвести к следующим выводам:
1. У любого государства, точно так же как и у любого человека всегда есть выбор.
2. В середине 16 века перед Россией стоял вопрос о дальнейшем пути развития: либо путь сословно-представительной монархии (опора на сословия, деятельность Земских соборов, развитие самоуправления), либо путь рабства и жесточайшего абсолютизма. 
3. Все дальнейшие реформы пошли по пути усиления единоличной власти.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа с заданием 4.5 рабочей тетради-тренажёра 1 часть 10 класс, стр. 36 (задания уровня С, на работу с текстом суждения).

8. Включение в систему знаний и повторение.

Проанализируйте высказывания историков. У кого  из  историков были общие моменты в оценке причин появления опричнины. Выясните, в чём заключались эти общие моменты. Приложение 4.

Д. З. самостоятельно заполните конспект (схему) урока на основе рассмотренного материала и материала учебника.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3.»

Приложение 3.


  1. Научные споры об опричнине.


Историки ХIХ века


В середине ХIХ века С.М.Соловьёв рассматривал исторический процесс с точки зрения становления государственности. Всё, что способствовало упрочению государства, признавалось положительным, так как в государственной власти Соловьёв и его последователи видели движущую силу истории.

Деятельность Грозного, по мысли Соловьёва, сводилась к замене старых «родовых, семейных начал» новыми, «государственными», и Иван IV в этом преуспел. Однако соловьёв осуждал жестокость Ивана Грозного. «Не произнесёт историк, - писал он, - слово оправдания такому человеку».

С.М. соловьёв писал, что деятельность Ивана Грозного была при всех жестокостях шагом вперёд, к победе государственных начал.


Выдающийся историк С.Ф.Платонов считал, что содержанием царствования Ивана IV являлась борьба царя и дворянства с главным тормозом на пути централизации – боярством. Реформ 50-х годов ХVI века было недостаточно, потребовалось организованное в масштабах страны насилие – опричнина.


Историки 20 – 50-х гг. ХХ века


Этот взгляд развивали и такие историки как М.Н. Покровский, И.И.Смирнов, Р.Г.Скрынников и др.

Крупные бояре – вотчинники рассматривались как сторонники «удельной старины», т.е. раздробленности. Царь, опиравшийся на мелких и средних феодалов – помещиков – боярских детей и дворян, олицетворял централизаторские тенденции. Опричнина оправдывалась, как решительный шаг, ослабивший экономические и политические позиции боярства, укрепивший положение мелких и средних служилых людей, царскую власть и в итоге завершивший централизацию России.

Личность Ивана грозного импонировала Сталину. Этого было достаточно, чтобы в 30 – 50-е гг. данная теория оставалась господствующей.



Историки о правлении Ивана Грозного


Великий историк Н.М.Карамзин дал читающей публике первое яркое и цельное представление о времени Грозного царя. Карамзин взял на вооружение концепцию «двух Иванов». Какова её суть?

Первое время Царь Иван был «добрым и нарочитым», от бога «препрославленный», который затем «грех ради наших сопротивным обретеся». Эта концепция стала официальной в первой половине ХVII века.

Карамзинская концепция Грозного – добродетельного героя и мудрого государственного мужа в первую половину своего царствования и тирана-деспота – во вторую.


«…добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в народной памяти, стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания затмились новейшими, но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало приобретение трёх царств монгольских: доказательства дел ужасных лежали в книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как живые монументы царя-завоевателя, чтил в нём знаменитого виновника нашей государственной силы, нашего гражданского образования, отвергнул или забыл название мучителя, данное ему современниками, по тёмным слухам о жестокости Иоанновой до ныне именует его только Грозным, не различая внука с дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История злопамятнее народа!»


По мнению В.О. Ключевского, царь – властитель, независимый ни от какой внешней власти, никому не платящий дани.




Просмотр содержимого документа
«Приложение 5.1.»

Приложение 5.1.

Работа с моделью

(только имена существительные)

Личные качества


Ведущая идея



Оценка правления

Ивана Грозного историками

Последствия

Окружение

Деятельность

Опричнина

Реформы

Внешняя политика



Просмотр содержимого документа
«приложение 2»

Приложение 2.


  1. Историческая справка


«Как и все люди, слишком рано начавшие борьбу за существование, Иван быстро рос и преждевременно вырос. В 17 – 20 лет при выходе из детства, он уже поражал окружающих непомерным количеством пережитых впечатлений и передуманных мыслей, до которых его предки не додумались и в зрелом возрасте. Эта ранняя привычка к тревожному уединённому размышлению про себя, втихомолку, надорвала мысль Ивана, развила в нём болезненную впечатлительность и возбуждаемость. Иван рано потерял равновесие своих духовных сил, умение направлять их, когда нужно, разделять их работу или сдерживать одну противодействием другой, рано привык вводить в деятельность ума участие чувства. О чём бы он не размышлял, он подгонял, подзадоривал свою мысль страстью. С помощью такого самовнушения он был способен так разгорячить свою голову до отважных и высоких помыслов, раскалить свою речь до блестящего красноречия, и тогда с его языка или из-под его пера, как от горячего железа под молотом кузнеца, сыпались искры острот, колкие насмешки, меткие словца, неожиданные обороты. Иван – один из лучших ораторов и писателей ХVI века, потому что был самый раздражённый москвич того времени…

Грозный больше задумывал, чем сделал, сильнее подействовал на воображение и нервы своих современников, чем на современный ему государственный порядок. Жизнь Московского государства и без Ивана устроилась бы также, как она строилась до него и после него, но без него это устроение пошло бы легче и ровнее, чем оно шло при нём и после него.

Важнейшие политические вопросы были бы разрешены без тех потрясений, какие были им подготовлены. Важнее отрицательное значение этого царствования. Царь Иван был замечательным писателем, пожалуй, даже бойким политическим мыслителем, но он не был государственным дельцом. Одностороннее, себялюбивое и мнительное направление политической мысли при его нервной возбуждённости лишало его политического такта, политического глазомера, чутья действительности, и, успешно предприняв завершение государственного порядка, заложенного его предками, он незаметно для себя самого кончил тем, что поколебал самые основания этого порядка.»

  1. Отрывок из книги «Иван Грозный», Р.Г.Скрынников, историк


«В 14 лет он «начал человеков ураняти». Кровавые забавы тешили «великого государя». Мальчишка отчаянно безобразничал. С ватагой сверстников, детьми знатнейших бояр, он разъезжал по улицам и площадям города, топтал конями народ, бил и грабил простонародье».


В зрелом возрасте Иван Грозный поражал людей своими обширными познаниями. После 34 лет он занялся литературным трудом и стал едва ли не самым плодовитым писателем своего времени. Писания Ивана свидетельствовали о его уме и начитанности.


В своих писаниях Грозный предстаёт человеком, от природы одарённым острым умом. Его достоинства – политический темперамент, талант публициста, образованность – были весьма необычны для людей его положения. Но причудливое сплетение противоположных свойств в натуре царя Ивана поражало уже его современников. Они не скрывали удивления, описывая безрассудную мнительность и «мудроумие» ИванаIV, его невероятную жестокость и заботу о воинстве, его гордыню и смирение.


В характере Ивана была одна удивительная черта: при всей своей подозрительности и жестокости он, как верно подметил В.О.Ключевский, обладал особой привязчивостью. Людям, умевшим доказать ему свою преданность, Грозный доверял безгранично. Будучи человеком душевно неуравновешенным, легко поддающимся внушениям, царь постоянно подчинялся влиянию фаворитов.


На основании царских писем В.О. Ключевский создал знаменитый психологический портрет Ивана-ребёнка. В душу сироты, писал он, рано и глубоко врезалось чувство брошенности и одиночества. Безобразные сцены боярского своеволия и насилий, среди которых рос Иван, превратили его робость в нервную пугливость. Ребёнок пережил страшное нервное потрясение, когда бояре Шуйские однажды на рассвете вломились в его спальню, разбудили и испугали его. С годами в Иване развились подозрительность и глубокое недоверие к людям.


Просмотр содержимого документа
«приложение 5»

Приложение 5

Конспект урока

Личные качества


- жесткость -раздражительность

- скрытность -двойственность

- пугливость -самовнушение

- недоверчивость -слабоволие

- мнительность

Ведущая идея



+ ум

+ оратор

+ образование

+ писатель

+мышление

+переживания за равнодушие

Единоличная власть, самодержавие

Оценка правления

Ивана Грозного историками

Последствия

- усиление крепостного права

- экономический кризис

- укрепление власти царя

- расширение границ

- неудача в войнах

- династический кризис

Окружение

Висковатый

Макарий

Адашев

Сильвестр

Курбский

Басманов

Грязной

Скуратов

Реформаторы

Опричники

Деятельность

1549 1550 1550 1551 Приказы Губная

Земский собор военная Судебник Стоглав

1560 1564 Земщина Новгород 1572

Конец Александровская Битва при

Избранной рады Слобода Молодях


Опричнина

Реформы

Внешняя политика

1552 1556 Восточная Южное Западное

Казань Астрахань Сибирь Крым Ливонская

война

Положительные отзывы

Отрицательные отзывы


Просмотр содержимого документа
«Лист самооценки»

Лист самооценки

ФИ ученика

Самооценка:


степени

активности


качества

предлагаемых

идей, в слух

выраженных

умозаключений

уровня

коммуникативности


Средний

балл



3

4

5

3

4

5

3

4

5















Лист самооценки

ФИ ученика

Самооценка:


степени

активности


качества

предлагаемых

идей, в слух

выраженных

умозаключений

уровня

коммуникативности


Средний

балл



3

4

5

3

4

5

3

4

5














Лист самооценки

ФИ ученика

Самооценка:


степени

активности


качества

предлагаемых

идей, в слух

выраженных

умозаключений

уровня

коммуникативности


Средний

балл



3

4

5

3

4

5

3

4

5














Лист самооценки

ФИ ученика

Самооценка:


степени

активности


качества

предлагаемых

идей, в слух

выраженных

умозаключений

уровня

коммуникативности


Средний

балл



3

4

5

3

4

5

3

4

5














Лист самооценки

ФИ ученика

Самооценка:


степени

активности


качества

предлагаемых

идей, в слух

выраженных

умозаключений

уровня

коммуникативности


Средний

балл



3

4

5

3

4

5

3

4

5














Просмотр содержимого документа
«Приложение 4»


Приложение 4.


  1. Проанализируйте представленную ниже схему и установите:


У кого из историков были общие моменты в оценке причин появления опричнины. Выясните, в чём заключались эти общие моменты.


Н.М Карамзин: С.М. Соловьёв:

Необузданный характер Ивана IV Возникла ради утверждения

Грозного, патологические свойства государственного начала,

его безнравственной души, противостоящего родовым

склонной к разврату и душегубству. отношениям. Жестокость

порождение суровой эпохи.






С.Ф.Платонов : В.О.Ключевский:

Нацелена на истребление князей, Бесцельная затея, «плод чересчур

что способствовало укреплению пугливого воображения царя».

самодержавия. Направлена против лиц, а не против

системы.


В.Б.Кобрин:

…Долг историка поразмыслить, наиболее ли удачный путь к цели был избран, с наименьшими или с наибольшими затратами был пройден путь. Существовала ли в реальной жизни альтернатива пути, по которому пошёл царь Иван, вводя опричнину? Да, существовала. Это показала деятельность Избранной рады, при правлении которой были начаты глубокие структурные реформы, направленные на достижение централизации. Этот путь не только был не таким мучительным и кровавым, как опричный, он обещал результаты более прочные и исключал становление снабжённой государственным аппаратом деспотической монархии. Но этот путь не обещал результатов немедленных.



Просмотр содержимого документа
«Приложение 6»

Приложение 6.

.

Опричнина

Земщина

Территория

До 20 городов с уездами (Вязьма, Козельск, Перемышль, Вологда, Каргополь и др.) и отдельных волостей, несколько подмосковных слобод, несколько улиц в самой Москве.

Земли, не вошедшие в состав опричнины.

Правительственная резиденция

Александровская слобода

Москва, Кремль.

Верховная власть


Государственный аппарат

«Особый» (новый) двор с особыми боярами, дворецким, казначеями, дьяками, придворным штатом и проч.

Старый московский двор

Опричная дума, опричные (дворовые) приказы

«Земской дворец»

Войско

Опричное войско из дворян, бояр, князей, иностранцев-наемников и др. численностью 1-6 тыс. человек.

«Земское войско»



Просмотр содержимого документа
«разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе»

Министерство образования и науки РФ











Разработка урока по Истории России 10 класс

с применением деятельностного подхода

по теме: «Опричнина Ивана Грозного»







подготовила:

учитель истории и обществознания

МКОУ «Хохольская СОШ»

Попова И.А.



















2014г.

Цели урока:

Развивающие:

  • Продолжить работу по формированию речевых умений, практических умений работать самостоятельно с дополнительной литературой, историческими источниками, способностей обучающихся сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, аргументировано отстаивать свою точку зрения, умения организовывать свою работу в группе;

  • Развивать логическое мышление на основе анализа и синтеза, на основе созданной модели; умение систематизировать материал.

Образовательные:

  • Способствовать формированию объективного понимание эпохи Ивана Грозного.

  • Способствовать формированию представления о причинах и последствиях введения опричнины.

  • Способствовать созданию условий для рассуждения о закономерностях, о роли субъективных и объективных факторов в истории.

Воспитательные:

  • Возбудить интерес учащихся к прошлому;

  • Способствовать формированию активной жизненной позиции и твёрдых убеждений;

  • Способствовать формированию культуры мышления и речи, навыков взаимосотрудничества.

Тип урока: ознакомление с новым материалом

Вид урока: урок проходит в виде занятия в группах.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науки.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности, умение делать выводы, формирование культуры мышления и речи.

Предметные: развитие умений работать с учебником, историческим источником, овладение понятиями сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, Земский собор, Боярская дума, Избранная рада, опричнина, опричники.

Методические приемы: решение познавательных и творческих задач, построение логических схем, дискуссия, составление конспекта, мозговой штурм, погружения в историческую ситуацию.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, работа в группах.

Средства обучения: презентация, учебник, карточки с заданием для самостоятельной работы, доска, исторические документы, высказывания историков.

Основные понятия изучаемые на уроке: сословно-представительная монархия, абсолютная монархия, опричнина, земщина, террор.

Ход урока.

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Учитель начинает с повествования о том, что боярина Кошкина должен посетить Малюта Скуратов. Это была страшная весть для семьи. Никогда еще посещение боярского дома Малютой не заканчивалось хорошо. Всю ночь муж и жена думали, как угодить Малюте и смягчить его душу, ведь маленькому ребенку было всего полгода. И мать предложила «Давай выйдем навстречу Малюте с ребенком в руках. Говорят, он детей любит. Может, и смилостивица». Так и порешили. А утром в ворота дома уже стучали. Пришел Малюта со своими опричниками, подошел к родителям, взял ребенка на руки, заглянул в его невинные глаза и даже сказал что-то ласковое. Учитель:

- А теперь попытайтесь предположить, казнит или помилует Малюта боярскую чету?

Дети высказывают свои суждения, а учитель выслушивает ответы и говорит:

- А вот по-настоящему разобрались в природе поступков Малюты Скуратова, кто он был такой, нам поможет сегодняшняя тема. Сформулируйте её.

Варианты учеников.

- Тема «Опричнина». Приложение 1. 1 слайд

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Учитель:

- Как рассмотреть событие? Поставьте вопросы, которые помогут его разобрать.

Ответы: ЧТО за событие? ГДЕ произошло (в какой стране, её особенности)? КОГДА? ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? (учитель записывает за детьми слова на доске).

- Итак, на какой вопрос мы уже дали ответ?

- На вопрос Что.

Учитель: Теперь вопрос где, в какой стране, при какой ситуации. Вспомните, как выглядела система государственного устройства при Иване IV? Слайд 2 (в виде вопросов уровня В: установить соответствие термина и определения).

- Давайте проверим себя (слайд 3 - ответы в виде схемы)

Учитель: Кто определяет политику государства.

Ответы учеников.

- А кто определял политику в Русском государстве 15-16вв? Как мы назовём режим правления в это время на Руси?

Ученики с помощью схемы отвечают на вопрос (сословно-представительная монархия).

- Дайте определение понятию сословно представительная монархия.

Учитель:

- Давайте вспомним основные даты правления Ивана Грозного (слайд 4 - вопросы уровня В)

  • годы правления Ивана IV (1533 – 1584).

  • годы правления регентши – Елены (1533 – 1538).

  • годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.

  • 5дата венчания Ивана IV на царство (16 января 1547).

  • деятельность “Избранной Рады” (1547 – 1560).

  • годы реформ “Избранной Рады” (1549 – 1560).

- Какой даты не хватанет в ряду?

Ответы учеников – второй половины правления.

- Как характеризуют вторую половину правления Ивана Грозного

Ответы - Как опричнину.

  • период опричнины (1565 – 1572) (слайд 4)

- Мы ответили на вопрос - Когда.

- Если в первой половине, режим правления характеризовался как сословно- представительный, то можно ли весь период считать таковым? Ваши варианты.

Ответы учеников.

- Попробуем разобраться, что повлияло на изменения в правлении Ивана Грозного?

- Как мы сформулируем следующий вопрос?

Ответ учеников – Почему. Причины опричнины.

3. Выявление места и причины затруднения.

Учитель предлагает схему или опорный конспект урока, который поможет рассмотреть опричнину. Приложение 4. (слайд 5). Этот конспект ребята должны заполнять по ходу урока.

4. Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель предлагает в виде мозгового штурма составить интеллект-карту причин опричнины.

Давайте попробуем выдвинуть гипотезы, почему изменилась политика Ивана Грозного, в чём причины опричнины.

Составление интеллект - карты.

Учитель предлагает подтвердить гипотезы.

5. Реализация построенного проекта.

Работа в группах. Приложение 2.

Группа 1. Работая с историческими источниками, подобрать имена существительные, которые отвечают личным чертам характера Ивана IV, причём отметить как положительные, так и отрицательные черты характера. Работая с историческим источником, подобрать имя существительное, которое отражает ведущую идею царя, цель его политики (выпишите кратко в конспект). Приложение 5.1

Группа 2. На основе текста учебника определите мероприятия перед введением опричнины (выпишите кратко в конспект).

Группа 3. На основе текста учебника определите мероприятия после введения опричнины (выпишите кратко в конспект).

Группа 4. На основе текста учебника определите мероприятия внешней политики (выпишите кратко в конспект).

Группа 5. На основе дополнительного материала рассмотрите точки зрения учёных на опричнину (выпишите кратко в конспект)

Приложение 3.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Ответы группы 1.

- Что отражает ведущую идею царя, цель его политики? (Единоличная власть, самодержавие).

- Какие качества мешали Ивану IV править единолично?

(Пугливость, слабоволие, мнительность и т.д.).

- Какие качества личности Ивана Грозного можно считать положительными?

- Что повлияло на формирование качеств личности Ивана Грозного?

Учитель

- Что происходило в период правления до ведения опричнины Ивана Грозного во внутренней политике?

Ответы группа 2.

Учитель –

- Что происходило в период правления до ведения опричнины Ивана Грозного во внешней политике?

Ответы группы 4.

Работа с картой и определение последствий ливонской войны. (слайд 6)

- Каковы же причины опричнины? (слайд 7)

Учитель:

- Что же такое опричнина? Против кого была направлено политика опричнины? Какова её цель?

Ответы группы 3.

На основе ответов учеников учитель вводит понятие опричнина. ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства (слайд 8) и заполняется схемы в государственного устройства в период опричнины (приложение 6).

- Что является основной целью опричнины?

Учитель подводит детей к выявлению противоречий между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности и стремлением Ивана Грозного к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере последнего в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями (слайд 9).

- Кто является главными действующими лицами опричнины, чьими руками она приводилась в жизнь?

Ответы группы 4.

- Как историки разных периодов характеризуют опричнину и Ивана Грозного?

Выводы: Историки говорят, что на исходе десятилетия реформ, Иван пришёл к выводу, что царская власть из-за ограничений со стороны советников и бояр вовсе утратила самодержавный характер. Сильвестр и Адашев, жаловался Грозный, “сами государилися”, как хотели, а с меня есть государство сияли: словом аз был государь, а делом ничего не владел.

Историки утверждают, что, скорее всего, опричнина была политикой террора, направленного на установление того, что сам Иван Грозный называл самодержавством. “А жаловать своих холопов казнить”- писал он князю Курбскому, под холопами подразумевая поданных.

Учитель предлагает разобраться в последствия опричнины? Мозговой штурм.

- Существовала ли альтернатива тому пути, по которому пошёл царь Иван Грозный?

В результате обсуждения необходимо учащихся подвести к следующим выводам:
1. У любого государства, точно так же как и у любого человека всегда есть выбор.
2. В середине 16 века перед Россией стоял вопрос о дальнейшем пути развития: либо путь сословно-представительной монархии (опора на сословия, деятельность Земских соборов, развитие самоуправления), либо путь рабства и жесточайшего абсолютизма. 
3. Все дальнейшие реформы пошли по пути усиления единоличной власти.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Индивидуальная работа с заданием 4.5 рабочей тетради-тренажёра 1 часть 10 класс, стр. 36 (задания уровня С, на работу с текстом суждения).

8. Включение в систему знаний и повторение.

Проанализируйте высказывания историков. У кого из историков были общие моменты в оценке причин появления опричнины. Выясните, в чём заключались эти общие моменты. Приложение 4.

Д. З. самостоятельно заполните конспект (схему) урока на основе рассмотренного материала и материала учебника.

Задание 4.6., 4.7., 4.9.рабочая тетрадь (оценка личности, выдвижение аргументов).

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). (слайд 10)

Давайте вернёмся к тому моменту, с которого мы начали урок, это трагическая история о боярине Кошкине и его семье. Вы, верно догадались, что Малюта Скуратов казнит боярина Кошкина, с ужасом узнают, что боярин был повешен на воротах собственного дома, а жена с ребенком по приказу Малюты пошли под его телом, чтобы затем умереть в земляной тюрьме…Учитель читает стихи Бальмонта «Опричники».

Когда опричники, веселые как тигры,

По слову Грозного, среди толпы рабов,

Кровавые затеивали игры,

Чтоб увеличить полчище гробов, -

Когда невинных жгли и рвали по суставам,

Перетирали их цепями пополам

И в добавленье к царственным забавам,

На жен и дев ниспосылали срам,-

Когда, облив шута горячею водою,

Его добил ножом освирепевший царь,-

На небесах своею чередою,

Созвездья улыбалися, как встарь

Лишь только эта мысль в душе блеснет случайно,

Я слепну в бешенстве, мучительно скорбя.

О, если мир – божественная тайна,-

Он каждый миг клевещет на себя!

Учитель:

- Могут ли такие средства борьбы с боярством быть оправданы? Как называется такой метод борьбы с противниками? (террор).

- Каковы последствия опричнины? (мозговой штурм). Проверка версий учащихся. (слайд 11)

- Время конца 20-начала 21 столетия многие наши современники называют временем перелома, смены эпох, когда рушатся прежние идеалы и нравственные установки. Видимо, для нашей страны это не лучшие времена. Может быть, по остроте момента они напоминают век 16? Как вы думаете, не снимает ли тяжёлое время с человека всякую ответственность перед окружающими, перед самим собой, перед потомками?
- Дайте кратко одним словом, фразой характеристику периоду правления Ивана Грозного. Или

Синквейн. (слайд 12)

-1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание;

- 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

- 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

- 4 строка – короткое предложение, в котором отражено отношение к понятию;

- 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.

Пример.1. Опричнина

2. Кровожадная, жестокая

3. Убивает, делит, разочаровывает.

4. Цель достигнута, но уже поздно и не нужно.

5. Ужас

Выставление оценок в лист самооценки.

Использованные источники.

1. Андреева Е.В., Лелюх С.В., Сидорчук Т. А., Яковлева Н.А.. Творческие задания Золотого ключика. / http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm
2. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок"http://www.proshkolu.ru/

3. http://900igr.net/datai/istorija/Livonskaja-vojna/0019-003-Livonskaja-vojna-1558-1583-gg.png

4.http://deyatpod.jimdo.com/%D1%80%D0%B0%D0%B7%D1%80%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D1%82%D0%BA%D0%B8-%D1%83%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%B2/

5. https://sites.google.com/site/konstruktoruroka/ob-avtore

6. http://prezentacii.com/istorii/6125-oprichnina.html

7. http://www.edu54.ru/node/50643

Просмотр содержимого презентации
«Разработка урока опричнина»

Установите соответствие между терминами и определениями органов государственной власти периода Ивана Грозного . Понятия А. - высший законосовещательный орган при царе, состоявший из представителей феодальной аристократии. Б. - сословно-представительный орган при царе, состоявший из представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов. В. – глава русской православной церкви. Г. - органы центрального государственного управления, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Д. - высший представительный и законодательный орган Термины

Установите соответствие между терминами и определениями органов государственной власти периода Ивана Грозного .

Понятия

А. - высший законосовещательный орган при царе, состоявший из представителей феодальной аристократии.

Б. - сословно-представительный орган при царе, состоявший из представителей всех слоёв населения (кроме крепостных крестьян) для обсуждения политических, экономических и административных вопросов.

В. – глава русской православной церкви.

Г. - органы центрального государственного управления, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.

Д. - высший представительный и законодательный орган

Термины

  • Боярская дума
  • Земский собор
  • Митрополит
  • приказы
Система государственного устройства при Иване IV Царь Боярская дума - высший законосовещательный орган при царе, состоявший из представителей феодальной аристократии. Митрополит  – глава русской православной церкви Земский собор – сословно-представительный орган Приказы - органы центрального государственного управления, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства. Государственные приказчики, губные и земские старосты, излюбленные головы, воеводы

Система государственного устройства при Иване IV

Царь

Боярская дума - высший законосовещательный орган при царе, состоявший из представителей феодальной аристократии.

Митрополит – глава русской православной церкви

Земский собор – сословно-представительный орган

Приказы - органы центрального государственного управления, заведовавшие особым родом государственных дел или отдельными областями государства.

Государственные приказчики, губные и земские старосты, излюбленные головы, воеводы

Основные даты правления Ивана Грозного  годы правления Ивана IV годы правления регентши – Елены  годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.  дата венчания Ивана IV на царство  деятельность “Избранной Рады  годы реформ “Избранной Рады”  Опричнина. 1533 – 1584г 1533 – 1538г 1538 – 1547г 16.01.1547 1547 – 1560г 1549 – 1560г 1565 – 1572гг

Основные даты правления Ивана Грозного

  • годы правления Ивана IV
  • годы правления регентши – Елены
  • годы борьбы боярских группировок за власть при Иване IV.
  • дата венчания Ивана IV на царство
  • деятельность “Избранной Рады
  • годы реформ “Избранной Рады”
  • Опричнина.

1533 – 1584г

1533 – 1538г

1538 – 1547г

16.01.1547

1547 – 1560г

1549 – 1560г

1565 – 1572гг

Деятельность Конспект урока Личные качества Ведущая идея Окружение «-» «+» Реформаторы Опричники Правление Ивана IV «+» Оценка правления Ивана Грозного историками Реформы «-» Опричнина Последствия «-» «+» Внешняя политика

Деятельность

Конспект урока

Личные качества

Ведущая идея

Окружение

«-»

«+»

Реформаторы

Опричники

Правление

Ивана IV

«+»

Оценка правления

Ивана Грозного историками

Реформы

«-»

Опричнина

Последствия

«-»

«+»

Внешняя политика

Плюсское перемирие (1583 г) (со Швецией) Ям-Запольский мир (1582г) (сроком на 10 лет) Ливонии белорусских земель Россия отказывалась от: Россия теряла: Ям, Копорье, Ивангород Южное побережье финского залива Итоги и последствия войны Ухудшилось положение народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси»). Русское государство вновь оказалось отрезанным от моря. Страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели. На ход войны и её итоги повлияли крымские набеги: только 3 года из 25 лет войны не было значительных набегов.

Плюсское перемирие (1583 г)

(со Швецией)

Ям-Запольский мир (1582г)

(сроком на 10 лет)

Ливонии

белорусских земель

Россия отказывалась от:

Россия теряла:

Ям, Копорье, Ивангород

Южное побережье финского залива

Итоги и последствия войны

Ухудшилось положение народа в связи с неурожаями, голодом, пожарами, вызванными в течение многих лет исключительно жаркими летом. Народ воспринимал невзгоды как

Божье наказание за грехи разбогатевших бояр и ждал от царя создания идеала государственного устройства («Святой Руси»).

Русское государство вновь оказалось отрезанным от моря. Страна была разорена, а северо-западные районы обезлюдели.

На ход войны и её итоги повлияли крымские набеги: только 3 года из 25 лет войны не было значительных набегов.

Опричнина 1565 – 1572гг. ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства . ЗЕМЩИНА - основная часть территории Русского государства с центром в Москве, не включенная Иваном IV Грозным в особый государев удел — опричнину. В земщину входили пермские и вятские города, Рязань, Стародуб, Великие Луки

Опричнина 1565 – 1572гг.

ОПРИЧНИНА – система чрезвычайных мероприятий, примененных русским царем Иваном IV Грозным в 1565–1572 во внутренней политике для разгрома боярско-княжеской оппозиции и укрепления Русского централизованного государства .

ЗЕМЩИНА - основная часть территории Русского государства с центром в Москве, не включенная Иваном IV Грозным в особый государев удел — опричнину. В земщину входили пермские и вятские города, Рязань, Стародуб, Великие Луки

Введение опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране противоречие между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности стремлением царя к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере царя в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями

Введение опричнины в 16 в. Иваном Грозным было вызвано сложностями внутренней обстановки в стране

противоречие

между политическим сознанием боярства, определенных кругов высшей бюрократии (дьяков), высшего духовенства, желавших самостоятельности

стремлением царя к неограниченному самовластью, основанному на твердой вере царя в личное богоподобие и богоизбранность и поставившего цель привести действительность в соответствие с собственными убеждениями

Тяжелый экономический кризис Становление деспотического самодержавия ПОСЛЕДСТВИЯ ОПРИЧНИНЫ Дальнейшее утверждение крепостного права Централизация страны

Тяжелый экономический кризис

Становление деспотического самодержавия

ПОСЛЕДСТВИЯ

ОПРИЧНИНЫ

Дальнейшее утверждение крепостного права

Централизация страны

Синквейн

Синквейн

  • 1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание;
  • 2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;
  • 3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;
  • 4 строка – короткое предложение, в котором отражено отношение к понятию;
  • 5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.
Деятельность Конспект урока Личные качества Ведущая идея Окружение «+» «-» Реформаторы Опричники Правление Ивана IV «+» Оценка правления Ивана Грозного историками Реформы «-» Опричнина Последствия «-» «+» Внешняя политика

Деятельность

Конспект урока

Личные качества

Ведущая идея

Окружение

«+»

«-»

Реформаторы

Опричники

Правление

Ивана IV

«+»

Оценка правления

Ивана Грозного историками

Реформы

«-»

Опричнина

Последствия

«-»

«+»

Внешняя политика


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
разработка урока 10 класс Опричнина в деятельностном подходе

Автор: Попова Инга Александровна

Дата: 16.06.2014

Номер свидетельства: 105822


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства