kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок по обществознанию на тему "Общение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Общение» Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи:           

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.
  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.
  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.
  • Коррекционная: развитие памяти, речи, словесно-логического мышления, коррекция поведения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок по обществознанию на тему "Общение"»

6 класс.

Обществознание.

Тема: «Общение» Цель урока: создать условия для понимания учащимися роли общения в жизни людей.

Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

  • Коррекционная: развитие памяти, речи, словесно-логического мышления, коррекция поведения.

Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Форма урока: урок-практикум с элементами тренинга

Технологии: ТРКМ, личностно-ориентированного обучения, проблемного, здоровьесбережения на основе системно-деятельностного подхода.

Методы и приемы: проблемный, частично-поисковый, «Мозговой штурм», Синквей, Кластер, групповая работа.

Понятия: общение, сверстник.

Средства обучения: Учебник: Обществознание 6 класс Авторы: Л.Н.Боголюбов, Л.Ф.Иванова, презентация, понятие общения из словарей.



Ход урока

      1. Организационный момент.

Учитель приветствует учеников. 

II. Мотивация. Создание проблемной ситуации.

Наша жизнь очень стремительная, интересная, полная многих неожиданностей, но в ней существуют важнейшие вещи, которые люди ценят больше всего, называя их бесценными, потому что приобрести эти вещи нельзя ни за какие деньги. Прежде чем мы определим что же это, посмотрим видеоролик (Барбоскины. Гена разговаривает с кактусом)

Почему Гена начал разговаривать с кактусом? А в вашей жизни были случаи, когда вас не понимали или вы не понимали собеседника? Как вы думаете, почему так происходит?

Предположите, что будет проблемой в этой ситуации.

Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом?

Чем вызвана обида?

Ученики отвечают на вопросы учителя


Обратите внимание на высказывание известного французского писателя Антуана де Сент-Экзюпери “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”

Дети высказывают свое понимание мысли А.Сент-Экзюпери.

Итак, ребята, вы уже догадались, какая сегодня будет тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”.

Далее учитель предлагает ученикам сформулировать цель урока и план по достижению цели. Учащиеся формулируют цель урока.

Учитель записывает поставленную учащимися цель на доске.

Цель: Понять что такое общение и его роль в жизни людей.

Прежде чем мы начнем, давайте сформулируем вопросы, на которые будем искать сегодня ответы.

Если мы сталкиваемся с каким-то новым понятием, то в первую очередь должны ответить на какой вопрос?

    1. Что такое общение?

    2. Виды, средства общения?

    3. Для чего мы общаемся? Значение.

  • 4 этап. Открытие нового знания

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”. Учитель чертит на доске кластер.

Затем, задает вопрос учащимся: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение?

Ученики отвечают на вопрос учителя: Можем посмотреть в словарях.

Учитель раздает по группам выдержки из словарей и формулирует задание.

задание: внимательно прочитать и дополнить кластер.

Философский словарь – “Общение – процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в котором происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности”

Психологический словарь “Общение – сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению”

В толковом словаре В. Даля слово “общаться” означает быть заодно, с кем-либо знаться, дружиться, делиться сообща, давать кому-либо долю участия.

После дополнения кластера ученики сами формулируют понятие общения.

Общение – форма связи между людьми, взаимодействие, действие, совершаемое вместе, сообща.  

Записать в тетрадь« Общение – это взаимные деловые или дружеские отношения людей »

Общение это один из видов деятельности,

Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.

Общаться не всегда легко. И на успех общения влияет огромное количество факторов.

Перед вами лежит перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу

Качества, помогающие общению

Качества, мешающие общению




Дружелюбие Любознательность

Внимательность Жадность

Высокомерие Уважение

Равнодушие Подлость

Отзывчивость Зависть

Честность Целеустремленность

Доброта Гнев

Общительность, Восторг

Чувство юмора

Уважение



Ситуация. Попробуйте сейчас без жестов и слов договориться друг с другом встретиться в 18.00 на площади. Скажите, это возможно? Чтобы выполнить это задание вы нуждались в какой-либо деятельности или в общении? А теперь попробуйте договориться не используя речь. Эта задача стала возможной?

Следовательно, можно сказать, что средства общения бывают 2 видов – речевое (вербальное) и неречевое (невербальное). Задание определить какие из примеров относятся к вербальным и невербальным средствам общения и составить схему. (в группах и возле доски) СМАЙЛ, МИМИКА,СЛОВО, ЖЕСТ, ЦИТАТА, УЛЫБКА, ПОДМИГИВАНИЕ, ПАНТОМИМА



Ребята, вы не устали сидеть? А давайте немного постоим. Мы будем приятное с полезным совмещать. Давайте поговорим на языке жестов, покажите мне на языке жестов.

Как будет все хорошо, а если наоборот, а как будет окей или отлично.

Сегодня хорошая погода? (кивают) У вас хорошее настроение?.

Вы молодцы, похлопайте себе, аплодисменты тоже есть форма общения.



Как вы думаете, какие средства общения наиболее эффективны? (все зависит от ситуации).

Попробуйте, используя голос, интонацию, мимику, жесты три раза произнести одно и то же слово, но с разным смыслом:

Привет, спасибо, молодец, здравствуйте.



В общении важно учитывать словесную информацию и невербальную. «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно войска за собой повести».

Посмотрите на диаграмму, здесь показано какой объем информации мы получаем благодаря различным средствам общения. (Учитель формирует умение анализировать диаграмму)

К какому выводу можно прийти? (ученики делают выводы)

Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. На самом деле, слова, которым мы придаем такое большое значение, раскрывают лишь 7% смысла, 38% значения несут звуки и интонации и 55 % - позы и жесты

РОЛЬ ОБЩЕНИЯ!!!!

Следующий вопрос у меня к вам такой – является ли то что мы сейчас увидим на экране общением? (отрывок из фильма «Головокружение»). Можно ли назвать такое общение полноценным?

Бывало ли так, что вы хотели куда-то пойти, а вас не отпускали? Ситуация «дети-родители». Кому легче понять детям родителей или наоборот? Родителям, т.к. они когда-то были детьми. Зачастую в общении возникают сложности. Они называются барьеры общения. Барьеры общения — это сложности в понимании другого человека, возникающие в процессе общения.

Давайте посмотрим еще один фрагмент фильма «В джазе только девушки». Похоже на то, как взаимодействовали родители и дети? А что бы позволило в последних двух ситуациях понять друг друга (слушать, слышать, поставить себя на место другого)

Почему возникают барьеры общения?

Какие существуют причины непонимания, возникающего в процессе общения между людьми?



8 этап. Этап обобщения и коррекции полученных результатов

Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что

любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому попробуйте сформулировать правила общения ( работа в группе). Предлагает по группам (рядам)составить и записать правила общения с родителями, с ровесниками, со взрослыми

Дети сравнивают свои результаты.

Вывод:  И дома, и виртуальном мире, и во время путешествий в другие страны необходимо помнить золотое правило нравственности «Относись к людям так, как ты бы хотел, чтобы относились к тебе».

Таким образом, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами, поэтому:  (Слайд 14)

Попробуйте 
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться. 
Не орать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить”.



9 этап. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.

Тест А1. Взаимные деловые или дружеские отношения людей:

А) общение

Б) ритуал

В) деятельность

Г) нормы

А2. Какое качество особенно ценится в общении?

А) умение интересно рассказывать

Б) умение слушать

В) умение рассмешить

Г) умение сопровождать рассказ мимикой и жестами

А3.Общение – это

а) удовольствие;

б) обмен между людьми усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами;

в) дружба

г) любовь

А4. Верны ли суждения об общении: а) существует как речевое, так и неречевое общение; б) даже общеизвестные вежливые слова могут оскорбить человека?

а) верно только а в) верны оба суждения

б) верно только б г) оба суждения неверны

А5. Верны ли суждения о целях общения: а) в ходе общения люди стремятся поделиться своими знаниями, опытом, чувствами; б) целью общения часто является само общение?

а) верно только а в) верны оба суждения

б) верно только б г) оба суждения неверны



10. Этап коррекции знаний и способов действий.


Учитель: Ребята, обменяйтесь карточками, проверьте тест и поставьте отметку друг другу.

Ответы: 1- а 2- б 3- б 4- а 5 – в.

0 ошибок – 5

1 ошибка – 4

2 ошибки – 3

Более 3 ошибок - 2

11. Этап подведения итогов занятия.

Учитель: Что нового мы узнали на уроке? Чему мы научились? Что такое общение? Что помогает общению? Какую роль играет общение в жизни? Почему нельзя прожить без общения? Почему без общения нет человека?

-через общение человек получает знания об окружающем мире;

-с помощью общения происходит передача опыта;

-усвоение тех культурных, нравственных ценностей, которые выработаны человечеством;

-благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;

-усваивают правила поведения и применяют их на практике;

-такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;

-общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

-любой человек оценивает себя как бы глазами других людей. Чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе.

Решение вопроса

Обида Гены вызвана непониманием друзей, Задумались ли друзья над причиной, которая привела его к общению с кактусом? Далее учитель предлагает учащимся продолжить мысль.

8.Этап информации о домашнем задании.


Учитель: Параграф 8 (пересказ), запись в тетради. Составьте список ваших личных заповедей общения.

9. Этап рефлексии

Мне на уроке было интересно потому, что…

Больше всего на уроке мне понравилось…

Для меня новым было…

Я получил удовольствие от того, что…

На уроке я себя чувствовала…

Больше всего меня заинтересовала…

Для меня было неожиданным…

Я узнал…

Удивительно было то, что…

Раньше я не знал (а)…

























Тема урока «Общение». Урок является третьим в разделе «Человек среди людей». На проведение урока выделяется  1 час.

Аспект: целесообразность и  эффективность применения средств ИКТ на уроке  

Цель анализа:  проследить, каким образом учитель использует ИКТ на всех этапах урока.

Ф.И.О. учителя: Мазаева Мина Джамаледдиновна

Класс: 6

Тип урока: урок изучения видов и типов общения с использованием ИКТ на всех этапах урока.

Форма проведения: урок изучения нового материала.

Межпредметные связи:

  1. Психология

  2. Литература

Оборудование урока:

ПК, мультимедийный проектор, презентация учителя.

Учебник Л.Н. Боголюбовой, Л.Ф.Ивановой «Обществознание 6 класса»

 В классе 25 человек. Учащиеся показывают хорошие  способности к обучению.

Наблюдение за детьми  в классе показали, что у учащихся развиты все каналы восприятия учебного материала, работают они как на репродуктивном, так и на продуктивном уровне, поэтому для разработки  урока я решила применить следующие методы обучения: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, практический. Чтобы вызвать интерес учащихся я подготовила презентацию. Считаю, что презентация позволяет развивать у учащихся способности выделять главное, анализировать, сравнивать.

Для проведения урока выбран средний темп и различные приёмы работы, так как это соответствует возрастным особенностям учащихся.

Представленный урок один из основных в разделе. На этом уроке я применяю метопредметные связи: русский язык (грамотное произношение слов), культура общения. При изучении темы урока использую элементы развивающего обучения. Используются ассоциации.  

Основные формы обучения на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Актуальность данной темы заключается в следующем: мы живем в социуме, поэтому должны уметь общаться  с людьми различных категорий.

Данный урок актуален тем, что будет показано использование активных методов обучения. Целями урока являются:

разъяснить обучающимся сущность «общения» в обществе людей, его виды;

Методическая цель: показать применение активных методов обучения

Введение в анализ урока.

  • Урок дан в соответствии с тематическим планированием

  •  Тема «Общение».

  • Использование компьютерной презентации оправданно.

Роль компьютера на уроке:

  1. Работает для учителя и учащихся на всех этапах урока.

  2. Обсуждаемые проблемы выносятся на компьютер. Учитель, используя компьютер, активно помогает учащимся проанализировать и оценить себя, сравнить с эталоном ответа, сделать выводы, увеличивает процент наглядности.

  3. ПК является для детей типичным носителем информации

  4. Учителю компьютер - подсказчик, позволяющий четко реализовать замысел урока и соблюсти логику изложения материала, иллюстратор+ аниматор =повышение уровня усвоения материала учащимися

  5. Компьютер позволяет сделать урок динамичным.

Программа наблюдения:

Этапы урока

Использование ИКТ

l. Мотивация к учебной деятельности

Использование презентации, сопровождаемой музыкой Релаксацияэто организовало учащихся, дало положительный настрой на урок.

ll. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии

Учителем используется презентация для проведения

реализация межпредметной связи,

lll. Фиксация затруднения. Создание проблемной ситуации

На экране  схемы к словарной работе (Литературоведческие термины),видео ролик из киножурнала «Ералаш»  работа с которыми мотивирует учащихся на работу, способствует повторению ранее изученного материала

lV. Целеполагание


V. Открытие нового знания

Физминутка поднимает учащимся настроение.

Vl. Первичное закрепление

Компьютер используется учителем для проецирования иллюстративного материала

Vll. Самостоятельная работа

Физминутка для глаз (видеоупражнение на экране)

VII. Итог урока

Схема, представленная на экране, предоставила учащимся возможность сформулировать ответ на проблемный вопрос урока

IХ. Рефлексия

.16 слайд

XДомашнее задание

п.8 и задание на с.73 учебника. Рассмотреть известную картину В.Г. Перова «Охотники на привале» и ответить на вопросы.

Вывод: использование информационно-компьютерной технологии позволило учителю  вначале урока создать ситуацию успеха (мотивирующий приём),  активизировать познавательную деятельность учащихся, использование компьютерной презентации позволило учителю достичь цели и решить все задачи урока в плане формирования УУД учащихся; использование ИКТ позволило сделать урок более интересным, наглядным, позволило  повысить уровень усвоения материала учащимися, сделать урок динамичным, что способствует здоровьесбережению детей, а также  оживить учебный процесс повысить эффективность урока.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Урок по обществознанию на тему "Общение"

Автор: Масликова Ксения Юрьевна

Дата: 23.08.2018

Номер свидетельства: 476242

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему: «Общение в жизни человека» "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obshchieniie-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "112252"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408455544"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация урока на тему: «Общение в жизни человека» "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-uroka-na-tiemu-obshchieniie-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "112255"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408456197"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок обществознания  по теме "Деятельность и общение""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-dieiatiel-nost-i-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "281140"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453474843"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока обществознания в 7 классе на тему "Что Такое дисциплина" (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-7-klassie-na-tiemu-chto-takoie-distsiplina-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "228962"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441553172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства