Урок обществознания по теме "Деятельность и общение"
Урок обществознания по теме "Деятельность и общение"
Тема урока: « Деятельность и общение».
Цель урока:
-охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;
-сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения;
-способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения;
-повысить уровень культуры поведения.
Эпиграф: Человеческая сущность налицо только в обще-
нии, единстве человека с человеком.
Л. Фейербах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее пройденного материала. ( Фронтальный опрос).
Вопросы для повторения:
Какова структура деятельности.?
Какие виды деятельности вам знакомы?
Перечислите необходимые условия для развития творческих способностей.
Чем игровая деятельность отличается от других видов деятельности?
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Задание учащимся: определите слово « общение» через прилагательные,
Через глаголы и сформулируйте свои ответы. Соотнесите понятия «деятельность» и «общение».
На доске и в тетрадях фиксируются подходы к определению взаимосвязи деятельности и общения:
Деятельность? Общение
1)общение=деятельность
2)деятельность или общение
3)общение и деятельность
СТРУКТУРА
Деятельности Общения
Субъект-объект субъект-субъект
Коммуникация
Передача информации
Субъект- объект.
Далее предлагается обсудить высказывание Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.»
Общение- процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей.
Способы общения:
Речевое (вербальное) общение
Невербальное общение
По ходу объяснения в таблицу записываются особенности различных способов общения.
Речь – основное средство общения. Существуют различные приёмы, помогающие достичь цели при речевом общении.
ОБРАЩЕНИЕ. Интонация, с которой вы произносите имя вашего партнёра, должна выражать положительное отношение к нему.
ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ. Привлечь к себе внимание можно при помощи подобранных фраз.
ВОЗБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА, ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. За первыми эффектными фразами должно последовать интересное содержание.
РАЗРЯДКА. Юмор, остроумное высказывание, шутка - прекрасное средство снятия напряжения и усталости.
ИНТОНАЦИЯ. Сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Макаренко говорил, что он стал педагогом, когда научился произносить «нет» с сотней различных интонаций.
Невербальное общение дополняет речевое, но может играть самостоятельную роль. Оно осуществляется следующими способами:
МИМИКА. Положение и движение частей лица.
ПАНТОМИМИКА. Положение и движение частей тела
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ.
Виды общения. Учащиеся заполняют таблицу с помощью учебника.
Виды общения
Особенности партнёра общения
Примеры
Реальный партнёр-
Реальный партнёр
Лично общаются в процессе
деятельности
Игра, переговоры дипломатов.
Реальный партнёр-
Иллюзорный партнёр
Иллюзорному партнёру приписываются несвойственные ему качества
Общение с природой, с животными
Реальный партнёр-
Воображаемый партнёр
Внутренний диалог, диалог с образом другого человека
Общение с образом погибшего человека.
Воображаемый партнёр-
Воображаемый партнёр
Художественные персонажи как модели субъектов
Театральная пьеса
Составление схемы «Функции общения»
Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетрадях.
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Взаимодействия информативно- межличностного
коммуникативная познания
4. Заключительная часть урока.
Рефлексия. Закончить предложения:
Общение- это…
Я знаю следующие способы и виды общения…
Мне необходимо общение для…
Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.Урок обществознания в 10 классе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме "Деятельность и общение"»
Урок обществознания в 10 классе.
Тема урока: « Деятельность и общение».
Цель урока:
-охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;
-сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения;
-способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения;
-повысить уровень культуры поведения.
Эпиграф: Человеческая сущность налицо только в обще-
нии, единстве человека с человеком.
Л. Фейербах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее пройденного материала. ( Фронтальный опрос).
Вопросы для повторения:
Какова структура деятельности.?
Какие виды деятельности вам знакомы?
Перечислите необходимые условия для развития творческих способностей.
Чем игровая деятельность отличается от других видов деятельности?
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Задание учащимся: определите слово « общение» через прилагательные,
Через глаголы и сформулируйте свои ответы. Соотнесите понятия «деятельность» и «общение».
На доске и в тетрадях фиксируются подходы к определению взаимосвязи деятельности и общения:
Деятельность? Общение
1)общение=деятельность
2)деятельность или общение
3)общение и деятельность
СТРУКТУРА
Деятельности Общения
Субъект-объект субъект-субъект
Коммуникация
Передача информации
Субъект- объект.
Далее предлагается обсудить высказывание Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.»
Общение- процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей.
Способы общения:
Речевое (вербальное) общение
Невербальное общение
По ходу объяснения в таблицу записываются особенности различных способов общения.
Речь – основное средство общения. Существуют различные приёмы, помогающие достичь цели при речевом общении.
ОБРАЩЕНИЕ. Интонация, с которой вы произносите имя вашего партнёра, должна выражать положительное отношение к нему.
ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ. Привлечь к себе внимание можно при помощи подобранных фраз.
ВОЗБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА, ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. За первыми эффектными фразами должно последовать интересное содержание.
РАЗРЯДКА. Юмор, остроумное высказывание, шутка - прекрасное средство снятия напряжения и усталости.
ИНТОНАЦИЯ. Сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Макаренко говорил, что он стал педагогом, когда научился произносить «нет» с сотней различных интонаций.
Невербальное общение дополняет речевое, но может играть самостоятельную роль. Оно осуществляется следующими способами:
МИМИКА. Положение и движение частей лица.
ПАНТОМИМИКА. Положение и движение частей тела
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ.
Виды общения. Учащиеся заполняют таблицу с помощью учебника.
Виды общения
Особенности партнёра общения
Примеры
Реальный партнёр-
Реальный партнёр
Лично общаются в процессе
деятельности
Игра, переговоры дипломатов.
Реальный партнёр-
Иллюзорный партнёр
Иллюзорному партнёру приписываются несвойственные ему качества
Общение с природой, с животными
Реальный партнёр-
Воображаемый партнёр
Внутренний диалог, диалог с образом другого человека
Общение с образом погибшего человека.
Воображаемый партнёр-
Воображаемый партнёр
Художественные персонажи как модели субъектов
Театральная пьеса
Составление схемы «Функции общения»
Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетрадях.
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Взаимодействия информативно- межличностного
коммуникативная познания
4. Заключительная часть урока.
Рефлексия. Закончить предложения:
Общение- это…
Я знаю следующие способы и виды общения…
Мне необходимо общение для…
Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.