Тема урока: « Деятельность и общение».
Цель урока:
-охарактеризовать общение как своеобразную деятельность;
-сформировать научные знания о структуре и закономерностях общения;
-способствовать развитию компетентности старшеклассников в сфере общения;
-повысить уровень культуры поведения.
Эпиграф: Человеческая сущность налицо только в обще-
нии, единстве человека с человеком.
Л. Фейербах.
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Повторение ранее пройденного материала. ( Фронтальный опрос).
Вопросы для повторения:
- Какова структура деятельности.?
- Какие виды деятельности вам знакомы?
- Перечислите необходимые условия для развития творческих способностей.
- Чем игровая деятельность отличается от других видов деятельности?
3. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Задание учащимся: определите слово « общение» через прилагательные,
Через глаголы и сформулируйте свои ответы. Соотнесите понятия «деятельность» и «общение».
На доске и в тетрадях фиксируются подходы к определению взаимосвязи деятельности и общения:
Деятельность? Общение
1)общение=деятельность
2)деятельность или общение
3)общение и деятельность
СТРУКТУРА
Деятельности Общения
Субъект-объект субъект-субъект
Коммуникация
Передача информации
Субъект- объект.
Далее предлагается обсудить высказывание Б. Шоу: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и мы обмениваемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. Если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обмениваемся этими идеями, то у каждого из нас будет по две идеи.»
Общение- процесс установления и развития взаимоотношений и контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности. Он включает в себя обмен информацией и эмоциями, восприятие и понимание личностных отношений людей.
Способы общения:
Речевое (вербальное) общение
Невербальное общение
По ходу объяснения в таблицу записываются особенности различных способов общения.
Речь – основное средство общения. Существуют различные приёмы, помогающие достичь цели при речевом общении.
ОБРАЩЕНИЕ. Интонация, с которой вы произносите имя вашего партнёра, должна выражать положительное отношение к нему.
ПЕРВЫЕ ФРАЗЫ. Привлечь к себе внимание можно при помощи подобранных фраз.
ВОЗБУЖДЕНИЕ ИНТЕРЕСА, ПРОБЛЕМАТИЗАЦИЯ. За первыми эффектными фразами должно последовать интересное содержание.
РАЗРЯДКА. Юмор, остроумное высказывание, шутка - прекрасное средство снятия напряжения и усталости.
ИНТОНАЦИЯ. Сочетание тембра, громкости, высоты голоса и их чередования. Макаренко говорил, что он стал педагогом, когда научился произносить «нет» с сотней различных интонаций.
Невербальное общение дополняет речевое, но может играть самостоятельную роль. Оно осуществляется следующими способами:
МИМИКА. Положение и движение частей лица.
ПАНТОМИМИКА. Положение и движение частей тела
ЗРИТЕЛЬНЫЙ КОНТАКТ.
Виды общения. Учащиеся заполняют таблицу с помощью учебника.
Виды общения
Особенности партнёра общения
Примеры
Реальный партнёр-
Реальный партнёр
Лично общаются в процессе
деятельности
Игра, переговоры дипломатов.
Реальный партнёр-
Иллюзорный партнёр
Иллюзорному партнёру приписываются несвойственные ему качества
Общение с природой, с животными
Реальный партнёр-
Воображаемый партнёр
Внутренний диалог, диалог с образом другого человека
Общение с образом погибшего человека.
Воображаемый партнёр-
Воображаемый партнёр
Художественные персонажи как модели субъектов
Театральная пьеса
Составление схемы «Функции общения»
Учитель записывает на доске, учащиеся - в тетрадях.
ФУНКЦИИ ОБЩЕНИЯ
Взаимодействия информативно- межличностного
коммуникативная познания
4. Заключительная часть урока.
Рефлексия. Закончить предложения:
Общение- это…
Я знаю следующие способы и виды общения…
Мне необходимо общение для…
Подведение итогов урока. Заключительное слово учителя.Урок обществознания в 10 классе.