Выступление учителя МОУ СОШ с. Курумоч
Мельниченко Натальи Анатольевны
на районном методическом объединении учителей общественных наук.
Мотивация учащихся на уроках обществознания через творческие работы.
«Вопрос о мотивации учения есть
вопрос о процессе самого учения».
П.Я.Гальперин.
- Что побуждает школьников хорошо учиться?
- Что надо сделать, чтобы они учились лучше?
Эти вопросы, безусловно, связаны с проблемой мотивации.
Что такое мотивация?
Мотивация – это некое эмоциональное состояние, которое побуждает к действиям.
Процесс формирования и закрепления у школьников положительных мотивов учебной деятельности называется мотивацией учебной деятельности.
Итак, главным мотивом учебной деятельности должен быть познавательный интерес, формирование которого есть не только средства, обеспечивающие успешные усвоения программного материала, но и цель обучении.
Познавательный интерес – это особая избирательная направленность личности на процесс познания, ее избирательный характер выражен в той или иной предметной области знаний.
Развитие познавательного интереса достигается в результате применения на уроках обществознания творческих работ.
Творческая работа – это и процесс, и продукт деятельности, это и личностные качества, и среда, создающая условия для самореализации.
При разработке заданий учитываю:
- общий уровень развития ученического коллектив;
- возрастные особенности формирования креативной среды;
- личностные особенности учащихся;
- специфические черты и особенности учебного предмета.
Цели творческих заданий:
- повысить интерес учащихся к предмету;
- дать возможность проявиться творческим способностям учащихся;
- развивать навыки публичного выступления, умение отстаивать собственное мнение.
Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами, учащимся предлагаются творческие задания, которые могут выражаться:
- в составлении кроссворда по теме, использование его для контроля знаний других учащихся.
- в рисунках
- Задание: почувствуйте себя волшебниками, преобразуйте ваше село, нарисуйте каким оно может быть (5 класс «Труд и творчество»)
- Задание: Нарисуйте примеры соблюдения или нарушения прав в литературных произведениях (5 - 6 класс «Права».)
- Задание: нарисуйте герб своей семьи, использую правила составления гербов («Символика России» 5 класс).
- Задание: нарисуйте город, в котором соблюдаются права (5 – 6 класс).
- в сочинениях по заданной теме, написании эссе
Задание: напишите сочинение о городе, в котором соблюдаются права, озаглавьте его.
Правоград
В любом городе все соблюдают права. Медвежонок Пух очень любит отдыхать в парке со своим другом Хрюшей. И для них мы сделали большой парк с каруселями, горками. Буратино ходит в школу, но учится плоховато. На прошлой неделе Чипполлино сломал руку и пошел в больницу. Дюймовочку хотели отдать замуж за Крота, но она сказала: «Брак может быть заключен только при обоюдном согласии обоих сторон». Вчера Аладдин летал отдыхать на море на ковре – самолете.
Основной закон, по которому все живут – это Конституция. В моем городе очень чисто, потому что все берегут природу, охраняют памятники, соблюдают законы. А еще есть обязанности платить налоги и защищать Родину.
Эссе учащиеся пишут в основном в старших классах, т.к. это необходимый компонент ЕГЭ.
- В составлении кластеров, опорных схем, конспектов.
- Написание синквейна.
1 сущ. Хозяин
2 прил. Рачительный, умный
3 глаг. Планирует, бережет, заботится
1 предл. Я буду хорошим хозяином!
1 сущ. Глава.
Урок
Интересный, увлекательный
Обучает, развивает, воспитывает
У меня много любимых уроков!
Знания.
Конституция
Справедливая, демократическая
Определяет, гарантирует, закрепляет
Конституция РФ была принята на референдуме
Закон.
- В проведении игр
- «Мы выдвигаем кандидата на должность главы Курумоченской сельской администрации…», «Местное самоуправление».
- «Создание политической партии, определение основных направлений деятельности». («Политические партии и движения», «Выборы в демократическом обществе» 11 класс).
- «Жизнь на необитаемом острове» («Что такое общество?» 5 класс).
- В осуществлении проектов
- Проект «Конституция школы» («Основы конституционного строя» 10 класс).
- Проект «Реклама школы» («Социальные статусы и роли» 11 класс «Кто учит нас играть по правилам?»).
«Здесь тебя всему научат,
Даже если ты дурак.
Наш директор самый лучший,
Не поспоришь тут никак.
Мозги на ноги здесь ставят
Под присмотром из РАЙНО,
Раз не хочешь – так заставят,
Инквизиторов полно.
Каждый класс такой веселый
И девчонки – красота…
Приходите в нашу школу,
Есть свободные места!»
- В организации дебатов, дискуссий.
- «Гражданский брак: «за» и «против» («Институт брака и семьи» 11 класс).
- «Современные средства общения: «за» и «против» («Общение как обмен информацией». 10 класс).
- «Человек – венец природы или звено в цепи?» ( «Природа, общество, человек» 8 класс).
Исходя из вышеизложенного, можно с уверенностью сказать, что творческие работы являются важнейшим условием мотивации учебного процесса, самореализации личности учащихся на уроках обществознания.
Они развивают творческие способности учеников, воспитывают активную творческую личность на основе создания максимально благоприятных условий для развития и формирования, творческих способностей каждого, выявляют и используют в учебной деятельности индивидуальные особенности учащихся, повышают интерес и качество обученности по предмету.
Учитель и ученик должны сотрудничать под единым девизом: «Знать – уметь – творить – хотеть самосовершенствоваться и самореализоваться».
Каждый ребенок по своему талантлив, но ему нужно помочь найти себя, раскрыть свои способности, самореализоваться. И я, как педагог, всегда ставлю перед собой цель – увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все самое лучшее, что в нем есть, и дать импульс к самосовершенствованию через развитие творчества. При этом особое внимание обращается на то, чтобы творчество было искренним, идущим из глубины ду