kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: «Общение в жизни человека»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Общение в жизни человека»

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием «общение», сформировать первоначальное представление о значении общения в жизни человека и общества, дать учащимся представление о вербальных и невербальных формах общения, обучить навыкам позитивного общения (через практическую деятельность).
  2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся: развитие навыков восприятия партнера по общению, навыки понимания окружающих людей, навыков невербального общения, развития наблюдательности, формировать умение работать в группах, навыки самоанализа.
  3. Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим, способствовать формированию у учащихся навыков культурного общения, культуры поведения.

Ожидаемые результаты:

в ходе проведения занятия учащиеся смогут:

-сформулировать определение понятия «общение»;

-осознать роль общения в жизни общества и человека;

-различать вербальные и невербальные средства общения;

-получить опыт работы в группах, самоанализа;

- приобрести знания и навыки культурного общения.

Эпиграф:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

                                                                                               А. Сент-Экзюпери.

Тип урока: Семинар – практикум с элементами практических упражнений и  игры.

Оборудование:

  1. Учебник «Обществознание» 8 класса под редакцией А. И. Кравченко (базовый уровень) «Просвещение», 2009;
  2. карточки с тестовыми заданиями и заданиями для работы в группах;
  3. компьютер,  мультимедийный проектор и презентация к уроку,
  4. Высказывания:
  1. «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут без него обойтись, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко.
  2. «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое» А. Шопенгауэр
  3. «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Китайская пословица.
  1. Бланки теста «Умеешь ли ты слушать?»

План урока

1.Организационное начало, постановка проблемы.

2.Вступительное слово учителя.

3.Обсуждение проблемы: Что такое общение? Какова роль общения в жизни каждого человека?

4.Виды общения: вербальное и невербальное.

5.Как правильно общаться?

6. Практическая работа учащихся.

1.Что мешает, а что помогает общению.

2.Принятие правил.

7. Подведение итогов. Оценки за работу на уроке.

8. Рефлексия. Закрепление навыков самоанализа

9.Домашнее задание.

                                                   

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: «Общение в жизни человека» »

Тема: «Общение в жизни человека»

Цели урока:

  1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием «общение», сформировать первоначальное представление о значении общения в жизни человека и общества, дать учащимся представление о вербальных и невербальных формах общения, обучить навыкам позитивного общения (через практическую деятельность).

  2. Развивающая: развитие коммуникативных способностей учащихся: развитие навыков восприятия партнера по общению, навыки понимания окружающих людей, навыков невербального общения, развития наблюдательности, формировать умение работать в группах, навыки самоанализа.

  3. Воспитательная: воспитывать уважение к окружающим, способствовать формированию у учащихся навыков культурного общения, культуры поведения.

Ожидаемые результаты:

в ходе проведения занятия учащиеся смогут:

-сформулировать определение понятия «общение»;

-осознать роль общения в жизни общества и человека;

-различать вербальные и невербальные средства общения;

-получить опыт работы в группах, самоанализа;

- приобрести знания и навыки культурного общения.

Эпиграф:

«Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения»

А. Сент-Экзюпери.

Тип урока: Семинар – практикум с элементами практических упражнений и игры.

Оборудование:

  1. Учебник «Обществознание» 8 класса под редакцией А. И. Кравченко (базовый уровень) «Просвещение», 2009;

  2. карточки с тестовыми заданиями и заданиями для работы в группах;

  3. компьютер, мультимедийный проектор и презентация к уроку,

  4. Высказывания:

  1. «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут без него обойтись, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко.

  2. «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое» А. Шопенгауэр

  3. «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Китайская пословица.

  1. Бланки теста «Умеешь ли ты слушать?»

План урока

1.Организационное начало, постановка проблемы.

2.Вступительное слово учителя.

3.Обсуждение проблемы: Что такое общение? Какова роль общения в жизни каждого человека?

4.Виды общения: вербальное и невербальное.

5.Как правильно общаться?

6. Практическая работа учащихся.

1.Что мешает, а что помогает общению.

2.Принятие правил.

7. Подведение итогов. Оценки за работу на уроке.

8. Рефлексия. Закрепление навыков самоанализа

9.Домашнее задание.

Ход урока.

  1. Организационный.

В начале урока разделить класс на 3 группы по 4 человека. Парты сдвинуты таким образом, чтобы каждая группа могла удобно разместиться.

2. Вступительное слово.

Слово учителя. Ребята, мы начинаем изучение новой темы. Но вы видите, что первый слайд на экране пуст. Это не случайно. Я хочу, чтобы вы сейчас попытались определить, о чем пойдет речь на уроке, попытались самостоятельно сформулировать тему урока. Чтобы это сделать, мы поиграем в игру, которая называется «На острове». (Включить музыку «Шум моря»).

1.Игра “На острове” Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. Ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров. Он был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода. (Откройте глаза). Посмотрите, какой это остров. (Слайд №2. Остров).

Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого не должны приглашать на этот остров, никогда никого не должны видеть.

- Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания?

- Смогли ли бы вы прожить всю свою жизнь в одиночестве?

- Почему? Чего бы вам не хватало?

. Верно, ребята, общения.

- Исходя из этого, как мы назовем тему нашего урока?

Верно. Тема нашего урока «Общение и его роль в жизни человека».

Запишите тему урока.

Учиться жить среди людей, уметь общаться также важно, как изучать математику или физику, покорять горные вершины или исследовать морские глубины. И если вы хотите прожить нормальную, полноценную жизнь, без умения жить в согласии с другими людьми не обойтись, а для этого необходимо учиться общению.

Сегодня наш урок будет проходить в форме урока – практикума с элементами игры. Вам предстоит узнать, что такое общение, какую роль играет общение в нашей жизни, получить представление о вербальных и невербальных формах общения, обучиться навыкам позитивного общения (через практическую деятельность).

В качестве эпиграфа я взяла слова А. Сент – Экзюпери «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения».(Слайд № 4).

Обратите внимание на высказывания известных исторических деятелей, которые записаны на доске (Слайд №5):

  1. «Тот, кто думает, что может обойтись без других, сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие не могут без него обойтись, ошибается еще больше» Ф. Ларошфуко.

  2. «Отдельный человек слаб, как покинутый Робинзон, лишь в сообществе с другими он может сделать многое» А. Шопенгауэр

  3. «Мудрый ищет погрешности в себе, немудрый – в других». Китайская пословица.

– Как вы думаете, какая общая мысль объединяет все эти высказывания? О чем они?

После обсуждения вопросов – вывод.

Учитель. Главная мысль этих высказываний в том, что человек не может быть счастлив в обществе без полноценного общения с другими людьми. Поэтому нам необходимо выяснить, какова же роль общения в жизни каждого человека и сформулировать по ходу изучения темы основные правила общения.

3.Что такое общение? Какова роль общения в жизни каждого человека?

Итак, мы с вами понимаем, что общение с другими людьми является жизненно важной необходимостью для человека.

2. Беседа.

1) Где человек общается? (В школе, дома, во дворе)

2) С кем человек общается? Приведите примеры. (С друзьями, с родителями, родственниками, с учителями в школе, просто с окружающими людьми).

3) А можно ли общаться с животными? Вспомним Каштанку, Белого Клыка, рыбок в аквариуме, элементы природы.

4) Как вы думаете, для чего человек общается? (Чтобы сообщать и узнавать новости, не чувствовать себя одиноким, узнавать новое, познавать мир вокруг себя, оценивать свои поступки благодаря общению).

6) Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?

5) Кто может объяснить, что же такое «общение»? Какие слова могут охарактеризовать общение?

Посмотрите на экран и из слов, записанных на экране, попытайтесь сформулировать определение. (Слайд № 6)

Слова: «Это», «взаимодействие», «людей», «друг с другом», «с целью», «передачи знаний», «опыта». «обмена мнениями».

Выслушав ответы учащихся, формулируем понятие:

Общение - это взаимодействие людей друг с другом с целью передачи знаний, опыта, обмена мнениями. В отличие от простого взаимодействия в процессе общения происходит открытие друг другом самих себя. (Слайд № 7).

В современной науке об обществе существует огромное количество несовпадающих определений. Американский теоретик общения Френк Денс (Слайд №8) насчитал 96 определений общения. Но почти все специалисты подчеркивают, что общение для нас является одним из видов деятельности, так как в процессе общения взаимодействуют именно люди. Значит при общении с животными, природой оно приобретает иной смысл.

Известный психотерапевт и писатель В.Леви (Слайд № 9) однажды заметил (Слайд № 10) :«Общение – одно из тех разъезженных слов, вроде свободы, любви и тому подобных, по которым можно ехать куда угодно. Слово – пакет, в который можно завернуть радиопередачу, воспитание, партию в шахматы, лекцию, музыку, младенческое «уа-уа», случайный взгляд…».

Существует два распространенных взгляда на общение (Слайд № 11):

А. Общение - это сторона любой совместной деятельности ( поскольку сама деятельность есть не только труд, но и взаимодействие в процессе труда).

Б. Общение - особая деятельность, основанная на обмене знаниями, идеями и действиями. (Данные взгляды размещены на доске).

- Какой из приведенных взглядов вы разделяете?

Итак, мы выяснили, что общение присутствует в нашей жизни всегда и везде; в школе, дома, на работе, на улице, и даже тогда, когда мы остаемся наедине с собой, читаем книгу, смотрим фильм, мы продолжаем общаться-с героями произведений, а часто и с самим собой.

3.Виды общения.

- Обратите внимание на схему. На ней изображены виды общения. Рассмотрите и ответьте, какие виды общения бывают, что они представляют.

Попробуйте привести примеры видов общения. (Слайд №12)



ОБЩЕНИЕ





Перцептивное (предполагает умение чувствовать другого человека)

Вербальное

(словесное)

Интерактивное

(посредством взаимодействия людей,

решающих определенную проблему)






Перцептивное общение – это умение чувствовать другого человека, улавливать его психическое состояние. В процессе такого общения учитываются мотивы поведения людей.

Интерактивное общение предполагает взаимодействие людей и приспособление их друг к другу в процессе совместной деятельности: работы, учебы, отдыха. В процессе такого общения у людей возникает симпатия, взаимопонимание. Такой вид общения включает в себя кооперацию, конкуренцию людей. Общаясь друг с другом, люди нередко вступают в конфликтные ситуации.

Одной из интересных форм общения является вербальное общение. Оно предполагает передачу мыслей с помощью слов. Известный физиолог И. П. Павлов заметил. Что «слово – это самое эффективное средство воздействия». Слово – это мощное орудие, которым можно убить и воскресить человека. (Слайд № 13)

- Попробуйте доказать этот факт.

- Подумайте, испытывали ли вы на себе мощное воздействие слова?

В рассказе К. Чапека описывается случай, когда молодой парень, услышав обидные слова в свой адрес от крестьянина, бросил в него камень весом в 10 кг, который пролетел 21 метр и задел руку обидчика. На следственном эксперименте это не удалось повторить. Когда следователь уехал, крестьянин рассмеялся и вновь разозлил парня. Последний от его слов пришел в ярость и бросил камень на 30 метров.

- Скажите, в каких формах осуществляется общение людей на уроках в школе?

В зависимости от средств передачи информации различают два вида общения: речевое и неречевое (при помощи мимики, жестов).

Главным средством общения людей является речь. Первоначально она была примитивной и представляла собой лишь звуковые сигналы. Еще в середине XX века известные ученые мира, изучив черепа первобытных людей, пришли к выводу, что «зона, ответственная за движение губ, языка, мышц гортани в процессе речи» мало отличалась от величин, характерных для современных людей, а поэтому уже питекантроп разговаривал.

-А можно ли передавать информацию без слов? Оказывается можно, используя только жесты. Такое общение называется невербальным. К невербальным средствам общения относятся: интонация, тембр голоса, пространство, частота дыхания, жесты и позы, осанка, одежда, мимика, контакт глазами и т.д.

Почему используются невербальные средства общения? Словами невозможно передать всю гамму чувств, язык жестов помогает передать всю гамму чувств; знание языка жестов говорит о том, насколько человек умеет владеть собой.

Мы с вами разберем такие средства общения, как мимика лица и жесты.

Выполните упражнение: я дам карточку с заданием, затем кто-то из вас выходит и показывает нам, что там написано, но использовать слова нельзя.

Остальные должны угадать. Примеры заданий в карточках: «ты покупаешь себе мороженое», «ты смотришь футбольный матч», для 2-х человек: «мама будит тебя утром, а тебе не хочется вставать», «Ты утешаешь своего друга». Жесты, мимика лица делают общение более живым.

С помощью лица мы можем передать 6 основных эмоций, а именно: радость, удивление, гнев, отвращение, страх, печаль.(Слайд № 14)

Выполните упражнение: посмотрите на мое выражение лица (грустное), я его передам ученику за первой партой, повторите это выражение лица. Передайте печальное, радостное, задумчивое, удивленное.

Итак, мы снова возвращаемся к вопросу: какова роль общения в жизни каждого человека?



Задание: посмотрите на доску. На доске нарисовано солнце, в качестве лучиков солнца выступят те роли, которые играет общение в межличностных отношениях. В ходе «мозгового штурма» мы эти роли и выясним. Перед началом игры вспомните и назовите правила «мозгового штурма». (Слайд № 15)

  1. Высказывать как можно больше идей;

  2. Не повторяться, называть только новые идеи;

  3. Не оценивать идеи;

  4. Разрабатывать проблему, расширять подходы.

(Слайд № 16)

- Итак, запишите на листочках – лучиках роли, которые играет человеческое общение. Что происходит благодаря общению?

Ответы учащихся. Роль общения (лучики):

1. Через общение человек получает знания об окружающем мире.

2. Происходит передача опыта.

3. Благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения.

4. Происходит усвоение правил поведения.

5. Нравственные качества человека формируются в общении.

6. Характер формируется в общении.

7. Общение способствует развитию интересов человека или, наоборот, может тормозить его.

8. Любой человек может оценивать себя как бы глазами других людей.



























Учитель. Подводя итоги, мы пришли к следующим выводам. Тысячи невидимых нитей связывают человека с обществом. Он ходит в магазин и ездит на транспорте. Человек бывает в музеях, театрах, кино. Он ходит к другим людям. Смотрит телевизор, слушает радио, читает газеты. Человек общается. Следовательно, человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное.

4.Как правильно общаться

Учитель. Мы выяснили, что человек без общения существовать не может. А всегда ли он умеет правильно общаться с людьми?

Если мы проанализируем, с кем и как мы общаемся, то, наверное, станет понятно, что общение довольно часто доставляет нам неприятности. Задумывались ли вы, почему это происходит? Что же помогает и что мешает общению? Сейчас я вам прочитаю качества человека, а вы определите, какие из них облегчают общение, а какие усложняют общение с другими людьми?

(Слайд №17) Качества: хвастливость, сочувствие, умение слушать, злоба, тактичность, взаимопонимание, зависть, жадность, себялюбие, спокойствие, недоверие, доброта.

Заполните таблицу:

Что помогает общению? Что мешает общению?

Сочувствие, Хвастливость,

Умение слушать, Злоба,

Тактичность, Зависть,

Взаимопонимание Жадность,

Спокойствие, Себялюбие

Доброта Недоверие

Проверяем.

-Какие качества человека помогают общению? А какие мешают? Что бы вы еще добавили? Допишите в таблицу свои варианты ответа на эти вопросы. А теперь подчеркните качества, которые у вас есть. Что лично вам мешает, а что помогает общаться с другими людьми?

- Почему возникают конфликты? Все ли люди могут легко добиться взаимопонимания?

Общение - сложное искусство. Древний мыслитель Сократ (Слайд № 18) считал, что для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом. К сожалению часто в процессе общения люди конфликтуют.

-Как вы думаете, почему? Почему люди ссорятся?



Все варианты ответов записываются на доске:

Люди не понимают друг друга.

Не владеют своими эмоциями.

Не принимают чужого мнения.

Не считаются с правами других.

Пытаются во всем доминировать.

Не умеют слушать других.

Хотят умышленно обидеть друг друга.

Многочисленные исследования свидетельствуют, что ссоры между людьми чаще всего возникают из-за отсутствия культуры общения. В ссорах люди чаще обвиняют других вместо того, чтобы обратить внимание на свое поведение. Важно уметь владеть собой при общении с другими людьми. Однако очень трудно бывает фиксировать свое состояние. Давайте составим правила, которые помогут добиться этого.

Задание группам: разработать правила, которые помогут вам общаться в коллективе. Время выполнения-3 минуты. Запишите свои ответы на лист бумаги. А теперь давайте их обсудим.

Принимаем общие для вашего коллектива правила.

- Какие правила можно принять сразу? Какие нужно изменить? Может быть, что-то нужно добавить? Важно, чтобы эти правила приняли все дети. Записываются на доске.

Учитель. Вы составили собственные правила общения. А сейчас я предлагаю вам изучить «Правила общения», составленные российским психологом А. И. Кочетковым и сравнить их между собой. (Слайд №19)

«Правила общения».

  1. Надо понять, что хочется другому. Мы становимся нужными людям, разделяя их увлечения. Необходимо узнавать мир других людей, учиться понимать их, видеть жизнь под их углом зрения.

  2. Не судите о людях за глаза, не собирайте пересуды о них, не передавайте сплетни, решительно обрывайте разговор с посмевшим за глаза осуждать других. Не позволяйте говорить о своих знакомых, которых вы хорошо знаете.

  3. Умейте выслушать людей, не перебивая. Все, что они говорят, для них очень важно, если даже вам и кажется второстепенным. Ни в коем случае нельзя с ходу отвергать или оспаривать каждую мысль собеседника.

  4. Чаще улыбайтесь людям, особенно если искренне цените их. Улыбка – сигнал доброго отношения между людьми, это – визитная карточка друга, средство успокоения встревоженного, обезоруживание рассерженного, побуждение к размышлению.

  5. Шутите в меру. Каждый нормальный человек может вынести лишь определенную дозу насмешек.

  6. Извлекайте уроки из допущенных в общении ошибок.

- Согласны вы с этими правилами?



Предлагаю познакомиться с советами о правильном взаимоотношении между людьми, которые дают известные психологи. (Раздать карточки), обсудить задания и вопросы к ней. (Слайд № 20)

Карточка .

«Если вы хотите знать, как заставить людей избегать вас, смеяться над вами за глаза или даже презирать вас, то вот вам совет: никогда никого долго не слушайте. Например, говорите о себе самом. Если у вас появляется какая – то мысль в тот момент, когда говорит ваш собеседник, не ждите, когда он закончит. Он не так умен, как вы. Зачем тратить время, выслушивать его пустую болтовню. Сразу же вмешайтесь и прервите его на середине фразы».

Д. Карнеги.

«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает, - говорит президент Колумбийского университета доктор Батлер, - безнадежно некультурен».

Плутарх писал: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать».

Д. Карнеги говорил: «Если вы хотите понравиться людям, соблюдайте правило: будьте хорошим слушателем. Поощряйте других людей говорить о себе»

Вопросы и задания:

- Подумайте, согласны ли вы с данными высказываниями?

- Выскажите свое мнение, свое отношение к словам Д. Карнеги, Плутарха, Батлера.

(Высказывания групп)

Учитель. Действительно, большое значение в общении играет умение слушать. В чем всегда нуждаются люди? Прежде всего, в поддержке и признании. Поэтому важно уметь слушать внимательно, не перебивая. Разговор следует вести в круге интересов собеседника, предоставляя собеседнику возможность высказаться, побуждая его к этому вопросами.

Умеем ли мы правильно слушать? Об этом мы узнаем, выполнив тест.

Тест «Умеем ли мы правильно слушать?» (Слайд № 21)

Оцените себя по каждому вопросу, используя отметки:

1 – никогда так не поступаю;

2 – редко поступаю;

3 – почти всегда;

4 – всегда.

  1. Даю ли я возможность говорящему выразить его мысли полностью, не перебивая?

  2. Умею ли я обнаружить скрытый смысл в словах, беседуя с людьми?

  3. Пытаюсь ли я активно развивать способности к запоминанию услышанной информации?

  4. Записываю ли я наиболее важные детали из услышанных сообщений?

  5. Записывая сообщения, концентрируюсь ли я на фиксации главных фактов и ключевых фраз?

  6. Повторяю ли я говорящему своими словами существенные детали его сообщения для того, чтобы лучше понять?

  7. Удерживаюсь ли я от того, чтобы остановить говорящего, когда нахожу его сообщение скучным, неинтересным, или из – за того, что я лично недолюбливаю собеседника?

  8. Избегаю ли я проявления враждебности или эмоционального возбуждения, когда точка зрения говорящего отличается от моей собственной?

  9. Замечаю ли я моменты, когда отвлекаюсь во время слушания?

  10. Выражаю ли я подлинный, искренний интерес к тому, что говорят другие люди?



Подсчитайте сумму баллов.

32 и более – вы идеальный слушатель;

27 – 31 – слушатель выше среднего уровня;

22 – 26 баллов – нуждаетесь в дополнительном обучении и должны сознательно практиковаться в умении слушать;

21 и менее баллов – многие сообщения воспринимаются в искаженном виде, предвзято, не вникая в умение вслушиваться и т. п.



  1. Подведение итогов

Учитель. Ребята, скажите, какую роль играет общение в жизни человека? Что нового вы узнали сегодня? Какие выводы смогли сделать для себя?

Итак, сегодня мы выяснили, что человек не может обходиться без общения с другими людьми, потому что он – существо общественное. Для каждого человека исключительно важно уметь устанавливать контакты с другими людьми, уметь общаться, т. е. уметь слушать и «слышать» других, понимать мысли, чувства, высказанные словами, выраженные жестами, мимикой; уметь точно доносить свои мысли до слушателей, используя все богатства русского языка. В заключении я хочу прочитать вам стихотворение.

Не зли других и сам не злись,

Мы в этом тленном мире гости,

И если что не так, смирись,

Будь в отношениях попроще.

Холодной думай головой,

Ведь в мире все закономерно,

Зло, принесенное тобой,

К тебе вернется непременно!

7. Рефлексия.

Что для вас было новым на занятии? Что вам было уже известно?

Что понравилось на занятии? Трудно ли было оценивать себя? Что нового вы узнали о себе? Что бы вы хотели в себе изменить?

Давайте оценим наше занятие. Поставьте свою оценку нашей работе.

  1. Домашнее задание. Параграф 8, эссе на тему «Общение для меня – это…»
















































































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему: «Общение в жизни человека»

Автор: НИКИШИНА ЕЛЕНА ПАВЛОВНА

Дата: 19.08.2014

Номер свидетельства: 112252

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Конспект урока «Спринтерский бег» (5 класс) "
    ["seo_title"] => string(43) "konspiekt-uroka-sprintierskii-biegh-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "182522"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1425547456"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока по теме "Роль языка в жизни человека""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_tiemie_rol_iazyka_v_zhizni_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "394101"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1487627301"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "урок обществознания на тему "Общение" "
    ["seo_title"] => string(46) "urok-obshchiestvoznaniia-na-tiemu-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "210450"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431440755"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "конспект  урока по самопознанию"
    ["seo_title"] => string(34) "konspiekt-uroka-po-samopoznaniiu-2"
    ["file_id"] => string(6) "256623"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448190596"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства