Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме "Общение"»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 26»
Урок обществознания
по теме: «Общение»
7 класс
Учитель истории и обществознания
Артемьева Светлана Николаевна
Цели урока:
1.Показать важность общения для формирования и развития человека.
2.Раскрыть проблему радостей и сложностей общения.
3.Совершенствовать учебные умения и навыки учащихся, а именно:
1) умение извлекать нужную информацию из текста документа;
2) умение приводить примеры из повседневной жизни и истории, доказывающие ту или иную точку зрения;
3) резюмирование информации, изложение сложных идей, чувств и представлений в нескольких словах.
4.Способствовать воспитанию культуры общения школьников.
5.Формировать интерес к обществоведческой дисциплине.
Методическая цель: Использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на формирование учебных умений и навыков, необходимых для сдачи экзамена в форме ГИА.
Форма проведения: Урок-практикум.
Основной метод: Проблемно-поисковый.
Проблема урока: Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?
Вопросы урока:
1. Необходимость общения для человека.
2. Цели общения.
3. Правила общения.
4. Средства общения.
Оборудование: Набор распечатанных текстов документов и картинок с алфавитом для неслышащих людей, распечатанные высказывания философов об общении.
Понятия: общение, сурдоперевод.
Ход урока
Тестирование по теме: «Какие бывают группы».
Перед тобой список групп, в которые объединяются люди. Распредели эти группы по столбцам таблицы (запиши номера, под которыми они указаны в соответствующий столбец).
Б) В разных группах у человека может быть разное положение.
В) Лидер руководит группой и подчиняет её себе.
Г) Санкции являются средством охраны групповых норм.
Д) Истинного лидера выбирает группа.
Учитель: Тема нашего урока: «Общение». Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:
1. Значение общения в формировании человеческой личности.
2. Цели общения.
3. Правила общения.
4. Средства общения.
Запишем в тетрадь определение понятия «общение» - это взаимные деловые и дружеские отношения людей.
Давайте попытаемся определить, какую роль играет общение в формировании человеческой личности. Обратимся к тексту № 1.
ТЕКСТ № 1. В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой - пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.
Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.
Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.
Учитель: Чему никогда не научится человек вне человеческого общества? (Ходить на двух ногах, говорить, мыслить, мечтать, заниматься творчеством, есть вилкой и ложкой)
Ответы учащихся.
Комментарий учителя: Данный текст помогает убедиться в том, что, общение – главное условие, помогающее человеку стать человеком. Общение – необходимое условие формирования личности. Обратите внимание на последний абзац документа: «Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело». Следовательно, биологическая сущность была сформирована! Но, «оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми».
Вывод к вопросу №1 данного урока: (фиксируется учащимися в тетради)
Общение – необходимое условие формирования личности.
Учитель: Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с природой, и с книгой, и даже с любимым питомцем. При этом цели общения могут быть разными:
1. соблюдение ритуала (привести примеры);
следующую цель попробуем определить, прочитав стихотворение на с. 39:
Учитель: Общаясь каждый день, мы получаем удовольствие от общения или страдаем от него. Давайте попробуем решить проблему: «Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?»Ведь общение – это целое искусство со своими правилами и законами. Давай те попробуем их сформулировать. Первое правило содержится в притче. Послушайте её.
«Приснился как-то падишаху сон, будто все зубы у него сломались и выпали, только один передний зуб остался. Проснулся поутру падишах сам не свой: к чему такой дурной сон? Приказал он созвать во дворец гадателей и стал у них спрашивать, что его сон означает.
- Владыка мира! – ответил один гадатель. – Значение сна такое: сперва умрут все ваши родственники, а после них умрёте Вы.
Услыхал падишах такое зловещее предсказание, пришёл в ярость и тотчас прогнал гадателя прочь. Когда во дворец пришёл мудрец Бирбал, падишах спросил про сон у него.
- Этот сон, пожалуй, можно понять. Жить Вы будете с вашими родственниками долго. Только один человек проживёт ещё дольше, и это будете Вы, - ответил Бирбал.
Слова Бирбала сошлись со словами гадателя, но сказаны они были по-умному, вежливо, и падишах обрадовался, услышав такой ответ».
Вот так два мудреца сказали одну и ту же мысль, но разными словами и один из них лишился жизни, а другой получил вознаграждение. Одна и та же информация может быть сказана по-разному. Эта притча учит нас быть мудрыми и тактичными в общении.
Учащиеся формулируют первое правило общения:
1. «Будь мудр и тактичен в общении!» (учащиеся записывают его в тетрадь)
Учащиеся читают Текст №2
ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа.
Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.
Ответы учащихся, на основе которых формулируются пять правил общения и фиксируются в тетради:
Правило 2. Будь вежлив!
Правило 3.Уважай собеседника!
Правило 4. Рассказывай интересно!
Правило 5. Говори комплименты!
Правило 6. Будь благодарным!
Задание: Прочитайте Текст №3 и сформулируйте седьмое правило общения. Учащиеся работают с Текстом № 3.
ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?
Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»
Ответы учащихся. В тетрадь записывается 7-е правило: Умей слушать собеседника!
Учитель: Древнегреческий историк Плутарх оставил нам интересное изречение: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше».
А теперь вернёмся к нашей проблеме: «Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?».
Учащиеся отвечают на вопрос.
Физкультминутка «Пообщаемся с соседом».
Учитель: Получить радость от общения помогут нам и средства, используемые в общении.
Средства общения можно разделить на две группы:
Средства
речевого общения
неречевого общения
Распределите средства общения по столбцам таблицы:
Учитель:взгляд, каким он может быть? (Красноречивым, хитрым, злым, добрым, безразличным). Он может выражать самые разнообразные чувства.
Мимика – движение мышц лица, может выражать и страх, и радость, и удивление, и раздражение. Движения человека могут передать о человеке очень много информации: от черт характера до профессии. Но, пожалуй, самыми красноречивыми являются жесты.
Они не заменимы для неслышащих и неговорящих людей. Одни жесты применяются ими для обозначения целых слов (учитель показывает жестами слова: девочка, мальчик, быстро, медленно, грязно, чисто, хорошо, плохо, сладко). Другие – обозначают отдельные буквы алфавита (учитель показывает жестами алфавит).
А теперь предлагаю вам поиграть.
Игра «Сурдопереводчик».
Представьте, что вы работаете на телевидении, где снимается передача об общении. Но на съёмки не пришёл сурдопереводчик – человек, владеющий языком жестов, и вам придётся его заменить.
Четыре пары учащихся получают листы с изображением жестов-букв. Один учащийся из пары должен выйти и показать на языке жестов одно из слов: общение, комплимент, уважение, радость. Второй подсказывает ему жесты, оставаясь на месте.
Учитель: у жителей разных стран есть свои жесты, которые они практикуют в общении. В Болгарии, говоря «да», поворачивают голову из стороны в сторону, а говоря «нет», кивают головой. Арабы, когда говорят «нет», наклоняют голову назад и прищёлкивают языком. Испанцы и португальцы отводят от себя руки.
Своеобразны у разных народов и приветственные жесты.
Игра «Приветствие».
Три пары учащихся получают задание за 2 минуты изучить приветственные жесты разных народов и продемонстрировать их. Выигрывает пара, которая запомнила больше приветственных жестов.
Здравствуйте по-русски: рукопожатие.
Здравствуйте по-индийски: ладони прижаты друг к другу в положении пальцами вверх, таким образом, чтоб их кончики поднялись до уровня бровей.
Здравствуйте по-японски и по-корейски: поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.
Здравствуйте по-лапландски: потереться носами.
Здравствуйте по-китайски: пожимание руки… самому себе.
Здравствуйте по-североафрикански: подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.
Здравствуйте по-полинезийски: обнюхать друг друга.
Здравствуйте по-карибски: приложить к груди сжатые кулаки.
На острове Пасхи здороваются так: кулаки вытягивают перед собой на уровне груди, затем поднимают над головой, разжимают и «кидают» руки вниз.
Учитель: На этом урок закончен. И пусть общение приносит вам только радость и позитив.
ТЕКСТ № 1. Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?
В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой - пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.
Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.
Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.
ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа.
Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».
Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.
ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?
Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!