kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок обществознания по теме "Общение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует воспитанию культуры общения школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме "Общение"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 26»















Урок обществознания

по теме: «Общение»



7 класс





Учитель истории и обществознания



Артемьева Светлана Николаевна






Цели урока:


1.Показать важность общения для формирования и развития человека.


2.Раскрыть проблему радостей и сложностей общения.


3.Совершенствовать учебные умения и навыки учащихся, а именно:


1) умение извлекать нужную информацию из текста документа;


2) умение приводить примеры из повседневной жизни и истории, доказывающие ту или иную точку зрения;


3) резюмирование информации, изложение сложных идей, чувств и представлений в нескольких словах.


4.Способствовать воспитанию культуры общения школьников.


5.Формировать интерес к обществоведческой дисциплине.



Методическая цель: Использование различных видов и приёмов учебной деятельности, направленных на формирование учебных умений и навыков, необходимых для сдачи экзамена в форме ГИА.


Форма проведения: Урок-практикум.


Основной метод: Проблемно-поисковый.


Проблема урока: Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?


Вопросы урока:

1. Необходимость общения для человека.

2. Цели общения.

3. Правила общения.

4. Средства общения.


Оборудование: Набор распечатанных текстов документов и картинок с алфавитом для неслышащих людей, распечатанные высказывания философов об общении.


Понятия: общение, сурдоперевод.












Ход урока


Тестирование по теме: «Какие бывают группы».


  1. Перед тобой список групп, в которые объединяются люди. Распредели эти группы по столбцам таблицы (запиши номера, под которыми они указаны в соответствующий столбец).

Группы: 1.семья; 2.школьный класс; 3.спортивная секция; 4. студенты; 5. народ; 6. кружок; 7. профессиональная группа; 8. группа друзей.

Группы, которые мы выбираем.

Группы, которые «выбирают нас».





  1. Подбери синонимы к словам:

нормы

санкции





  1. Верны ли следующие суждения?

А) Лидер – всегда физически сильный человек.


Б) В разных группах у человека может быть разное положение.


В) Лидер руководит группой и подчиняет её себе.


Г) Санкции являются средством охраны групповых норм.


Д) Истинного лидера выбирает группа.




Учитель: Тема нашего урока: «Общение». Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы:

1. Значение общения в формировании человеческой личности.

2. Цели общения.

3. Правила общения.

4. Средства общения.

Запишем в тетрадь определение понятия «общение» - это взаимные деловые и дружеские отношения людей.


Давайте попытаемся определить, какую роль играет общение в формировании человеческой личности. Обратимся к тексту № 1.


ТЕКСТ № 1. В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой - пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.


Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.


Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.


Учитель: Чему никогда не научится человек вне человеческого общества? (Ходить на двух ногах, говорить, мыслить, мечтать, заниматься творчеством, есть вилкой и ложкой)

Ответы учащихся.


Комментарий учителя: Данный текст помогает убедиться в том, что, общение – главное условие, помогающее человеку стать человеком. Общение – необходимое условие формирования личности. Обратите внимание на последний абзац документа: «Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело». Следовательно, биологическая сущность была сформирована! Но, «оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми».


Вывод к вопросу №1 данного урока: (фиксируется учащимися в тетради)


Общение – необходимое условие формирования личности.


Учитель: Нет такой деятельности, которая не требовала бы общения. Ведь общаться можно и с человеком, и с природой, и с книгой, и даже с любимым питомцем. При этом цели общения могут быть разными:


1. соблюдение ритуала (привести примеры);

следующую цель попробуем определить, прочитав стихотворение на с. 39:

2. получение выгоды;

3. общение ради общения;

4.обмен информацией (знаниями, опытом, умениями, навыками, впечатлениями);

5. развитие человека.


Учитель: Общаясь каждый день, мы получаем удовольствие от общения или страдаем от него. Давайте попробуем решить проблему: «Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?» Ведь общение – это целое искусство со своими правилами и законами. Давай те попробуем их сформулировать. Первое правило содержится в притче. Послушайте её.


«Приснился как-то падишаху сон, будто все зубы у него сломались и выпали, только один передний зуб остался. Проснулся поутру падишах сам не свой: к чему такой дурной сон? Приказал он созвать во дворец гадателей и стал у них спрашивать, что его сон означает.


- Владыка мира! – ответил один гадатель. – Значение сна такое: сперва умрут все ваши родственники, а после них умрёте Вы.


Услыхал падишах такое зловещее предсказание, пришёл в ярость и тотчас прогнал гадателя прочь. Когда во дворец пришёл мудрец Бирбал, падишах спросил про сон у него.


- Этот сон, пожалуй, можно понять. Жить Вы будете с вашими родственниками долго. Только один человек проживёт ещё дольше, и это будете Вы, - ответил Бирбал.


Слова Бирбала сошлись со словами гадателя, но сказаны они были по-умному, вежливо, и падишах обрадовался, услышав такой ответ».


Вот так два мудреца сказали одну и ту же мысль, но разными словами и один из них лишился жизни, а другой получил вознаграждение. Одна и та же информация может быть сказана по-разному. Эта притча учит нас быть мудрыми и тактичными в общении.


Учащиеся формулируют первое правило общения:

1. «Будь мудр и тактичен в общении!» (учащиеся записывают его в тетрадь)


Учащиеся читают Текст №2


ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа.


Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».


Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.


Ответы учащихся, на основе которых формулируются пять правил общения и фиксируются в тетради:


Правило 2. Будь вежлив!


Правило 3.Уважай собеседника!


Правило 4. Рассказывай интересно!


Правило 5. Говори комплименты!


Правило 6. Будь благодарным!


Задание: Прочитайте Текст №3 и сформулируйте седьмое правило общения. Учащиеся работают с Текстом № 3.


ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?


Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!»


Ответы учащихся. В тетрадь записывается 7-е правило: Умей слушать собеседника!


Учитель: Древнегреческий историк Плутарх оставил нам интересное изречение: «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, а слушать больше».


А теперь вернёмся к нашей проблеме: «Как избежать неудачи в общении и получить от него радость?».


Учащиеся отвечают на вопрос.


Физкультминутка «Пообщаемся с соседом».


Учитель: Получить радость от общения помогут нам и средства, используемые в общении.

Средства общения можно разделить на две группы:


Средства


речевого общения

неречевого общения


Распределите средства общения по столбцам таблицы:

1) взгляд; 2) рассказ; 3) мимика; 4) жесты; 5) поза; 6) походка; 7) суждения; 8) танец; 9) прикосновение; 10) комплимент; 11) мелодия; 12) песня; 13) цветы; 14) подарок; 15) поздравление в стихотворной форме; 16) движения.


Учитель: взгляд, каким он может быть? (Красноречивым, хитрым, злым, добрым, безразличным). Он может выражать самые разнообразные чувства.

Мимика – движение мышц лица, может выражать и страх, и радость, и удивление, и раздражение. Движения человека могут передать о человеке очень много информации: от черт характера до профессии. Но, пожалуй, самыми красноречивыми являются жесты.

Они не заменимы для неслышащих и неговорящих людей. Одни жесты применяются ими для обозначения целых слов (учитель показывает жестами слова: девочка, мальчик, быстро, медленно, грязно, чисто, хорошо, плохо, сладко). Другие – обозначают отдельные буквы алфавита (учитель показывает жестами алфавит).


А теперь предлагаю вам поиграть.


Игра «Сурдопереводчик».

Представьте, что вы работаете на телевидении, где снимается передача об общении. Но на съёмки не пришёл сурдопереводчик – человек, владеющий языком жестов, и вам придётся его заменить.

Четыре пары учащихся получают листы с изображением жестов-букв. Один учащийся из пары должен выйти и показать на языке жестов одно из слов: общение, комплимент, уважение, радость. Второй подсказывает ему жесты, оставаясь на месте.


Учитель: у жителей разных стран есть свои жесты, которые они практикуют в общении. В Болгарии, говоря «да», поворачивают голову из стороны в сторону, а говоря «нет», кивают головой. Арабы, когда говорят «нет», наклоняют голову назад и прищёлкивают языком. Испанцы и португальцы отводят от себя руки.

Своеобразны у разных народов и приветственные жесты.


Игра «Приветствие».

Три пары учащихся получают задание за 2 минуты изучить приветственные жесты разных народов и продемонстрировать их. Выигрывает пара, которая запомнила больше приветственных жестов.


Здравствуйте по-русски: рукопожатие.

Здравствуйте по-индийски: ладони прижаты друг к другу в положении пальцами вверх, таким образом, чтоб их кончики поднялись до уровня бровей.

Здравствуйте по-японски и по-корейски: поклоны, которые тем ниже и длительнее выполняются, чем важнее персона, которой они адресованы.

Здравствуйте по-лапландски: потереться носами.

Здравствуйте по-китайски: пожимание руки… самому себе.

Здравствуйте по-североафрикански: подносят правую руку сначала ко лбу, потом к губам и после этого – к груди. В переводе с языка жестов это значит: я думаю о тебе, я говорю о тебе, я уважаю тебя.

Здравствуйте по-полинезийски: обнюхать друг друга.

Здравствуйте по-карибски: приложить к груди сжатые кулаки.

На острове Пасхи здороваются так: кулаки вытягивают перед собой на уровне груди, затем поднимают над головой, разжимают и «кидают» руки вниз.

Учитель: На этом урок закончен. И пусть общение приносит вам только радость и позитив.


ТЕКСТ № 1. Какую роль общение играет в формировании человеческой личности?


В 1920 г. в Индии в волчьей стае были обнаружены две девочки, одной из которых было около двух лет, другой - пять или шесть. В детском приюте, куда их поместили, они долгое время вели себя как волки: спали днём, в сумерках выходили на четвереньках, подолгу выли. Они лакали молоко из блюдца, а сырое жилистое мясо съедали без помощи рук.


Младшая девочка прожила недолго, а старшая до 14-15 лет. С ней девять лет проводили занятия, учили говорить, ходить в вертикальном положении. К 14 годам в результате больших усилий воспитателей она достигла уровня развития пятилетнего ребёнка, стала довольно чётко произносить отдельные предложения.


Специалисты признали, что обе девочки имели нормальное тело человеческого детёныша, но, оказавшись в волчьей стае, они не стали людьми.




ТЕКСТ № 2. Сформулируйте ещё пять правил общения, которые столь удачно выполнила Наташа.



Однажды во дворе многоэтажного дома пятилетняя девочка подошла к незнакомому человеку и заговорила с ним просто и естественно: «Здравствуйте, меня зовут Наташа! А вас?» Мужчина ответил. «У вас найдётся две минутки, чтобы поболтать со мной? – деловито спросила Наташа. «Конечно», - ответил мужчина. «Расскажу вам одну ужасную историю. Жила-была красивая кукла. Её все любили. А она любила гулять. И один раз, когда во дворе кукла отошла от своей мамы, на неё наступила чья-то тяжёлая, злая нога. Кукла закричала от боли и потеряла сознание. А когда она очнулась, поняла, что стала калекой». Тут девочка вынула из-за спины сломанную куклу. «Вот она. Я вижу, что вы добрый, вы хороший, помогите, пожалуйста, моей кукле».


Взрослый человек был очень занят, но он не мог огорчить этого маленького гения общения. Назавтра в условленный час они встретились. Глаза девочки, получившей вылеченную куклу, сияли от восторга. «Не могу ли я чем-нибудь вам помочь?» - спросила она.




ТЕКСТ № 3. Можно ли считать состоявшимся общение в следующем случае? Какое правило общения из этого можно сформулировать?


Ехал однажды человек в трамвае, ехал довольно долго, и всю дорогу случайный попутчик рассказывал о своих заботах и невзгодах. Рассказывал, видимо, потому что «накипело». Человек слушал, не встревая с комментариями, лишь изредка немногими словами показывая, что он сочувственно внимает и понимает. А рассказчик, уходя, вдруг неожиданно сказал ему: «Давно я не говорил с таким умным человеком!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Урок обществознания по теме "Общение"

Автор: Артемьева Светлана Николаевна

Дата: 13.09.2017

Номер свидетельства: 428114

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(93) "Конспект урока на тему: «Общение в жизни человека» "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-na-tiemu-obshchieniie-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "112252"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408455544"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Презентация урока на тему: «Общение в жизни человека» "
    ["seo_title"] => string(64) "priezientatsiia-uroka-na-tiemu-obshchieniie-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "112255"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1408456197"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Разработка урока обществознание 11 класс."
    ["seo_title"] => string(43) "razrabotka_uroka_obshchestvoznanie_11_klass"
    ["file_id"] => string(6) "597043"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1641648217"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Урок обществознания  по теме "Деятельность и общение""
    ["seo_title"] => string(64) "urok-obshchiestvoznaniia-po-tiemie-dieiatiel-nost-i-obshchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "281140"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453474843"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока обществознания в 7 классе на тему "Что Такое дисциплина" (с презентацией) "
    ["seo_title"] => string(99) "konspiekt-uroka-obshchiestvoznaniia-v-7-klassie-na-tiemu-chto-takoie-distsiplina-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "228962"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441553172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства