kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок «Гуманизм и нравственность.»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка урока по УГДД подойдёт как учителям, так и класным руководителям. Материал можно использовать на уроках Истории, Обществознания, УГДД и класных часах в 10 классе.

Просмотр содержимого документа
«Урок «Гуманизм и нравственность.»»

План- конспект урока УГДД

Класс ___

Урок №___

Дата ____

Тема урока «Гуманизм и нравственность.»

(Гуманизм и нравственность. Формирование нравственных качеств личности. Духовно-нравственные ценности человека. Самосознание и самовоспитание как фактор сохранения нравственности.)

Тип урока: «Урок открытия нового знания» (лекция-беседа).

Цели:

  • рассмотреть содержание понятия “мораль” « право» , «нравственность», расширить, систематизировать и углубить знания о морали;

  • выделить признаки данного термина;

  • обосновать ее значение в обществе, а также сформировать образ высоконравственного человека.

Задачи урока:

образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.

развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.

воспитывающие: воспитывать в учащихся  нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.

Основные понятия: “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”, “нравственные ценности”, «моральный выбор»

Оборудование: доска, учебник “Обществознание”10 класс, раздаточный материал.

Ход урока



Гумани́зм — «человечность» — система построения человеческого общества, где высшей ценностью является жизнь человека, все материальные и нематериальные ресурсы направлены на то, чтобы сделать эту жизнь максимально комфортной и безопасной.



Нравственность — моральное качество человека, некие правила, которыми руководствуется человек в своём выборе. Термин, чаще всего употребляющийся в речи и литературе как синоним морали, иногда — этики. Нравственность является предметом этики как учебной дисциплины; тем, что изучается этикой. 

1. Организация урока.

2. Подготовка к изучению нового материала.

- Итак, хочется начать наш урок тема которого « Мораль и нравственность»

. - Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль и нравственность ”. (Записывают тему урока в тетради)



- 3. Новая тема.

- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, обидеть слабого или поддержать его, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора в поведении : право и мораль. Они указывают как нам себя вести.

Первый регулятор. Право-система общеобязательных правил поведения, установленных государством.

С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня и познакомимся.

- План нашего урока вы видите на доске.

1. Что такое мораль?

2. Признаки задачи морали.

3. Нравственные (моральные) ценности.

4. Золотое правило нравственности.

5 Отличие морали от права.

- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока

. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой нравственный человек.)

- Итак, с чего начнем? (С определения мораль)

Мораль -Правила поведения людей и принятие в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть , долг и справедливость .

Физкульт минутка для глаз

Что такое добро?

ПОНЯТИЕ ДОБРА- ФИЛОСОФЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, К ГУМАНИЗМУ.

ДОБРО- ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ,МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.

НО ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК ДОБРОГО?

ВАШИ ПРИМЕРЫ.

Ученые изучающие мораль утверждают , что она в своем содержании элементарна.Великие моралисты мира Иисус Христос , Конфуций, Сократ, Мухаммед, Моисей ,сводили основной смысл морали к Золотому правилу

« ТАК ВО ВСЕМ , КАК ХОТИТЕ, ЧТОБЫ С ВАМИ ПОСТУПАЛИ ЛЮДИ, ТАК ПОСТУПАЙТЕ И ВЫ С НИМИ»

Мы получаем ясный ответ на вопрос зачем нужна мораль ?

Прежде всего научить нас как относится к другим людям.

МЫ УЖЕ ЗНАЕМ СЛОВА: ДОБРО И ЗЛО.. ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО МОРАЛИ

НО КАКУЮ ВЛАСТЬ ИМЕЮТ ЭТИ ПОНЯТИЯ НАД ЛЮДЬМИ… ЭТО И ЕСТЬ ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА УРОКА.

НАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ – ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ МОРАЛИ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО.

ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МОРАЛИ : ГУМАНИЗМ.

.( Рассмотрев примеры скажите какие задачи ставить мораль).

Задачи морали –оценивать, регулировать, воспитывать человека

А сейчас выполним заданиечтобы разобраться чем отличается мораль от права.

Заполняем таблицу.



Задание: приведите примеры, где человек сталкивается с моралью и правом. (Н-р.Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право).

- Итак, каковы же признаки права и морали? Давайте их запишем в тетрадь.

(Выписывают в тетради признаки морали из таблицы. Таблица предварительно записана на задней стороне доски перед уроком.)

Вопросы для сравнения

Право

мораль

Кто вырабатывает?

Государство

Общество

Где закреплено?

В законах государства

Нет письменного закрепления

Каковы последствия нарушения?

Наступает юридическая ответственность

Общественное осуждение , критика «угрызения совести»

Выполнение

обязательно

необязательно

Что регулирует

Служат для регулирования и оценки поступков общества.

































- Что означает для человека моральный выбор , ведь зачастую имея знания о морали , мы не спешим их использовать в своих поступках

.Мораль используемая на практике называется нравственностью.

-Что необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя)

Физкультминутка (разминка)

- А каковы черты морального человека?

Задание:работая совместно составьте черты, качества высокоморального человека. Рассмотрим категории морали.

- Каждый ученик предложит черту, которая должна принадлежать нравственному человеку. Для этого у каждый запишет черту на лист который вы будет передавать другому .

Запишите характеристику этого человека. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)

(Думают, записывают на листе, после того как все написали по одлной черте, учитель зачитывает характеристику высоконравственного человека, дискутируют, потом записывают их в тетрадь.)

Учитель:

- Трудно соответствовать моральному человеку?

- А нужно это человеку?

- Зачем?.Нравственность может быть доброй и злой. Злой нравственности противостоит мораль, потому что мораль начинается там , где один человек позаботился о другом человеке.(сюжет добро и зло)





4. Закрепление изученного

Задание: Практические вопросы.

.

Игра “Крестики-нолики”. Учащиеся чертят в тетради квадрат для игры в крестики – нолики, заполняя клетки цифрами.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Учитель диктует вопросы для игры “Крестики-нолики”. Каждомому вопросу соответствует цифра в квадратах.

1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).

2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые дела. (да).

3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).

4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).

5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).

6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).

7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).

8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).

9. Выполнение норм морали обязательно (нет).

5. Итог урока.

- Итак, давайте сейчас посмотрим , что мы узнали на уроке, чему научились.

Учитель проводит блиц-опрос учащихся.

6.Домашнее задание/выставление оценок

Просмотрев сюжет фильма « Ворошиловский стрелок» Станислава Говорухина я столкнулась с трудностью для меня стало непонятно ,кем является главный персонаж – преступником или героем ? А как считаете вы?

Эссе на данную тему.








3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Урок «Гуманизм и нравственность.»

Автор: Гордеев Алексей Игоревич

Дата: 31.01.2021

Номер свидетельства: 571940

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Урок "Эразм Роттердамский. "Исповедь солдата". Жанр диалога. "
    ["seo_title"] => string(57) "urok-erazm-rottierdamskii-ispovied-soldata-zhanr-dialogha"
    ["file_id"] => string(6) "163806"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422542636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Урок ОРКСЭ "Мы разные , но мы вместе""
    ["seo_title"] => string(36) "urok-orkse-my-raznyie-no-my-vmiestie"
    ["file_id"] => string(6) "263880"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1449602641"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "статья на тему " Духовно- нравственное развитие младших школьников средствами уроков литературного чтения""
    ["seo_title"] => string(80) "stat_ia_na_tiemu_dukhovno_nravstviennoie_razvitiie_mladshikh_shkol_nikov_sriedst"
    ["file_id"] => string(6) "351065"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1477053164"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»"
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-na-tiemu-razvitiie-lichnosti-shkol-nika-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "263544"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449569092"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Разработка классного часа Доброта, гуманность, честность и милосердие – основа нравственного воспитания "
    ["seo_title"] => string(107) "razrabotka-klassnogho-chasa-dobrota-ghumannost-chiestnost-i-milosierdiie-osnova-nravstviennogho-vospitaniia"
    ["file_id"] => string(6) "117489"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1412794813"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства