Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»
Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»
«Развитие личности школьника на уроках самопознания»
Учитель Ерубаева Т.Ж.
Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».
Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала
посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.
Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:
- раскрыть способности человека и развить его как индивида, как личность,
как субъекта деятельности и как индивидуальность с учётом его темперамента, характера, и способностей;
-формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;
- формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на
служению обществу.
Воспитание высоконравственного духовного человека весьма сложный процесс, ведь духовное обновление общества происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И если возрождение нашего общества, возможно, то только потому, что именно школе ещё удаётся, несмотря на все трудности и проблемы, удерживать нравственные высоты.
Благодаря заботе и вниманию первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой к судьбе подрастающего поколения, в школах республики
проводятся уроки самопознания, которые помогают в формировании нравственной личности, помогают удержаться от духовного падения.
Являясь автором программы «Самопознание», Сара Алпысовна считает, что каждый ребёнок уже с рождения личность, и задача взрослых и родителей, и педагогов заключается в том, чтобы научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть, дарить его. Быть во взаимодействии с другими людьми и природой.
Уроки курса «Самопознание» бережно направляют каждого ребёнка, приводят к состоянию, сочетающему в себе любовь и мудрость.
Любовь и мудрость-это влюблённость в мир, чуткое отношение к нему, забота о другом человеке, бережное отношение к природе, толерантное общение с другими людьми.
Особенностью курса «Самопознание» является включённость обсуждаемых нравственно-духовных проблем в социокультурный контекст, а также контекст повседневного мира учеников. Личность школьника формируется в сложной системе отношений, которые складываются у него с окружающими его людьми.
Занятия предполагают развитие высокодуховной личности установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях говорится о честности, порядочности,
ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.
У школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении.
Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других.
Различные приёмы и упражнения, применяемые на уроках самопознания, помогают ученику развивать не только гражданскую, социальную активность и ответственность, но и внутреннюю свободу. Именно ведь внутренняя свобода является источником самоуважения. « А если ребёнок не уважает себя,- как считал В. А Сухомлинский,- это уже грань катастрофы». И чтобы ребёнок не оказался у этой грани, на уроках самопознания создаётся ситуация успеха, чтобы ребёнок чувствовал поддержку окружающих и мог самореализоваться.
Учитель на этих уроках друг, понимающий, способный помочь каждому
ребёнку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ученик растёт, развивается, строит свою личность.
На уроке самопознания каждый ученик изучает себя сам, оценивает себя сам и сам определяет меру ответственности.
На уроках по самопознанию учитывала, что развитие личности учащегося осуществляется в процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне нее, в учебное и свободное от учебных занятий время. На каждом уроке учитывала возрастные особенности учащихся.
На уроках самопознания для повышения интереса учащихся применяла интересный наглядный материал и технические средства обеспечения. Это помогает осуществлять процесс обучения более эффективно.
С учётом специфики предмета, его целей и задач применяла различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки на природе, уроки- конкурсы, уроки-концерты, уроки-игры). Кроме этого, использовала ряд методических приёмов обучения, которые в наибольшей степени содействуют целям и задачам самопознания.
Такие приёмы, как «Круг радости» и «Круг от сердца к сердцу», «Чтение»,
«Цитата урока», «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» и др. На уроках достигла своих целей с помощью методических приёмов, благотворно влияющих на настроение и самочувствие учащихся, способствующих релаксии, снижению напряжённости тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций. Рефлексии («Минутка тишины», «Наедине с собой», «Разминка», «Споёмте друзья» и др.)
Таким образом, данные приёмы позволяют развить ученику его внутренние резервы, формировать единство чувств, мыслей, слов, поступков с учётом существующих современных противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться.
Формируя личность на уроках самопознания, учитель должен помнить:
зло побеждается только деятельным добром. Никакие запреты, никакое насилие его не искоренят. Только мощная альтернатива всему негативному принесёт победу: стать гармоничной личностью. Сегодня мы строим общество, основанное на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. У каждого человека с рождения есть шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти достойное место в жизни. Нужно только помочь
ему в этом.
« Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и учеников, но и в душах и сердцах», - призывает Ш. А. Амоношвили.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»»
Выступление на МО учителей самопознания
«Развитие личности школьника на уроках самопознания»
Учитель Ерубаева Т.Ж.
Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом, духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».
Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала
посредством создания своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.
Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:
- раскрыть способности человека и развить его как индивида, как личность,
как субъекта деятельности и как индивидуальность с учётом его темперамента, характера, и способностей;
-формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему миру, человечеству в целом;
- формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на
служению обществу.
Воспитание высоконравственного духовного человека весьма сложный процесс, ведь духовное обновление общества происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И если возрождение нашего общества, возможно, то только потому, что именно школе ещё удаётся, несмотря на все трудности и проблемы, удерживать нравственные высоты.
Благодаря заботе и вниманию первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой к судьбе подрастающего поколения, в школах республики
проводятся уроки самопознания, которые помогают в формировании нравственной личности, помогают удержаться от духовного падения.
Являясь автором программы «Самопознание», Сара Алпысовна считает, что каждый ребёнок уже с рождения личность, и задача взрослых и родителей, и педагогов заключается в том, чтобы научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть, дарить его. Быть во взаимодействии с другими людьми и природой.
Уроки курса «Самопознание» бережно направляют каждого ребёнка, приводят к состоянию, сочетающему в себе любовь и мудрость.
Любовь и мудрость-это влюблённость в мир, чуткое отношение к нему, забота о другом человеке, бережное отношение к природе, толерантное общение с другими людьми.
Особенностью курса «Самопознание» является включённость обсуждаемых нравственно-духовных проблем в социокультурный контекст, а также контекст повседневного мира учеников. Личность школьника формируется в сложной системе отношений, которые складываются у него с окружающими его людьми.
Занятия предполагают развитие высокодуховной личности установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях говорится о честности, порядочности,
ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.
У школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении.
Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть терпимыми к мнению других.
Различные приёмы и упражнения, применяемые на уроках самопознания, помогают ученику развивать не только гражданскую, социальную активность и ответственность, но и внутреннюю свободу. Именно ведь внутренняя свобода является источником самоуважения. « А если ребёнок не уважает себя,- как считал В. А Сухомлинский,- это уже грань катастрофы». И чтобы ребёнок не оказался у этой грани, на уроках самопознания создаётся ситуация успеха, чтобы ребёнок чувствовал поддержку окружающих и мог самореализоваться.
Учитель на этих уроках друг, понимающий, способный помочь каждому
ребёнку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ученик растёт, развивается, строит свою личность.
На уроке самопознания каждый ученик изучает себя сам, оценивает себя сам и сам определяет меру ответственности.
На уроках по самопознанию учитывала, что развитие личности учащегося осуществляется в процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне нее, в учебное и свободное от учебных занятий время. На каждом уроке учитывала возрастные особенности учащихся.
На уроках самопознания для повышения интереса учащихся применяла интересный наглядный материал и технические средства обеспечения. Это помогает осуществлять процесс обучения более эффективно.
С учётом специфики предмета, его целей и задач применяла различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки на природе, уроки- конкурсы, уроки-концерты, уроки-игры). Кроме этого, использовала ряд методических приёмов обучения, которые в наибольшей степени содействуют целям и задачам самопознания.
Такие приёмы, как «Круг радости» и «Круг от сердца к сердцу», «Чтение»,
«Цитата урока», «Беседа», «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» и др. На уроках достигла своих целей с помощью методических приёмов, благотворно влияющих на настроение и самочувствие учащихся, способствующих релаксии, снижению напряжённости тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций. Рефлексии («Минутка тишины», «Наедине с собой», «Разминка», «Споёмте друзья» и др.)
Таким образом, данные приёмы позволяют развить ученику его внутренние резервы, формировать единство чувств, мыслей, слов, поступков с учётом существующих современных противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться.
Формируя личность на уроках самопознания, учитель должен помнить:
зло побеждается только деятельным добром. Никакие запреты, никакое насилие его не искоренят. Только мощная альтернатива всему негативному принесёт победу: стать гармоничной личностью. Сегодня мы строим общество, основанное на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. У каждого человека с рождения есть шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти достойное место в жизни. Нужно только помочь
ему в этом.
« Учитель, будь солнцем, излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и учеников, но и в душах и сердцах», - призывает Ш. А. Амоношвили.