kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»

Нажмите, чтобы узнать подробности

 «Развитие личности школьника на уроках самопознания»

Учитель Ерубаева Т.Ж.

      Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом,  духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».

 Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала

посредством создания     своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

   Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:

- раскрыть способности человека и развить его как индивида, как личность,

как субъекта деятельности и как индивидуальность с учётом его темперамента, характера,   и способностей;

-формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему  миру, человечеству в целом;

- формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на

служению обществу.

    Воспитание высоконравственного духовного человека весьма сложный процесс, ведь духовное обновление общества происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И если возрождение нашего общества, возможно, то только потому, что именно школе ещё удаётся, несмотря на все  трудности и проблемы, удерживать нравственные высоты.

 Благодаря заботе и вниманию  первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой к судьбе подрастающего поколения, в школах республики

проводятся уроки самопознания, которые помогают в формировании нравственной личности, помогают удержаться от духовного падения.

     Являясь автором программы «Самопознание», Сара Алпысовна считает, что каждый ребёнок уже с рождения личность, и задача взрослых и родителей, и педагогов   заключается в том, чтобы  научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть, дарить его. Быть во взаимодействии с другими людьми и природой.

Уроки курса «Самопознание»  бережно направляют каждого ребёнка, приводят к состоянию, сочетающему в себе любовь и мудрость.

  Любовь и мудрость-это влюблённость в мир, чуткое отношение к нему, забота о другом человеке, бережное отношение к природе, толерантное общение с другими людьми.

Особенностью курса «Самопознание» является включённость     обсуждаемых нравственно-духовных проблем в социокультурный контекст, а также контекст повседневного мира учеников. Личность школьника формируется в сложной системе отношений, которые складываются  у него с окружающими его людьми.

Занятия предполагают развитие высокодуховной личности установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их  единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях говорится о  честности, порядочности,

ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.

  У школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении.

 Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть  терпимыми к мнению других.

 Различные приёмы и упражнения, применяемые на уроках самопознания, помогают ученику развивать не только гражданскую, социальную активность и ответственность, но и внутреннюю свободу.  Именно ведь внутренняя свобода является источником самоуважения. « А если ребёнок не уважает себя,- как считал В. А Сухомлинский,- это уже грань катастрофы». И чтобы ребёнок не оказался у этой грани, на уроках самопознания создаётся ситуация успеха, чтобы ребёнок чувствовал поддержку окружающих и мог самореализоваться.

   Учитель на этих уроках друг, понимающий, способный помочь каждому

ребёнку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ученик растёт, развивается, строит  свою личность.

   На уроке самопознания каждый ученик изучает себя сам, оценивает себя сам и сам определяет меру ответственности.

    На уроках по самопознанию учитывала, что развитие личности учащегося осуществляется в процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне нее, в учебное и свободное от учебных занятий время. На каждом уроке учитывала возрастные особенности учащихся.

  На уроках самопознания для повышения интереса учащихся применяла интересный наглядный материал и технические средства обеспечения. Это помогает осуществлять процесс обучения более эффективно.

С учётом специфики предмета, его целей и задач применяла различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки на природе, уроки- конкурсы, уроки-концерты, уроки-игры). Кроме этого, использовала ряд методических приёмов  обучения, которые в наибольшей степени содействуют целям и задачам самопознания.

Такие приёмы, как «Круг радости» и «Круг от сердца к сердцу», «Чтение»,

«Цитата урока», «Беседа»,  «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» и др. На уроках достигла своих целей с помощью методических приёмов, благотворно влияющих на настроение и самочувствие учащихся, способствующих релаксии, снижению напряжённости тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций. Рефлексии («Минутка тишины», «Наедине с собой», «Разминка», «Споёмте  друзья» и др.)

  Таким образом, данные приёмы позволяют развить ученику его внутренние резервы, формировать единство чувств, мыслей, слов, поступков с учётом существующих современных противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться.

  Формируя личность на уроках самопознания, учитель должен помнить:

зло побеждается только деятельным добром. Никакие запреты, никакое насилие его   не искоренят. Только мощная альтернатива  всему негативному принесёт победу: стать гармоничной личностью. Сегодня мы строим общество, основанное на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. У каждого человека с рождения есть шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти достойное место в жизни. Нужно только помочь

ему в этом.

    « Учитель, будь солнцем,  излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой  ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и   учеников, но и в душах и сердцах»,  - призывает Ш. А. Амоношвили.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»»

Выступление на МО учителей самопознания

«Развитие личности школьника на уроках самопознания»

Учитель Ерубаева Т.Ж.

      Нравственно-духовное образование, позволяющее личности достичь гармонии в физическом,  духовном, социальном и творческом развитии, реализуется в реальной практике различными путями и прежде всего через предмет «Самопознание».

 Предметная область самопознания предполагает организацию целенаправленного образовательного процесса, направленного на раскрытие каждым учеником своих природных способностей и творческого потенциала

посредством создания     своего внутреннего мира, осмысления своей неповторимой индивидуальности.

   Основное назначение учебного процесса по самопознанию заключается в том, чтобы:

- раскрыть способности человека и развить его как индивида, как личность,

как субъекта деятельности и как индивидуальность с учётом его темперамента, характера,   и способностей;

-формировать основы нравственного поведения учащихся, социально значимых ориентаций, обуславливающих отношение человека к себе, окружающему  миру, человечеству в целом;

- формировать систему ценностей личности, практические навыки творческого приложения знаний в решении проблем, направленные на

служению обществу.

    Воспитание высоконравственного духовного человека весьма сложный процесс, ведь духовное обновление общества происходит тогда, когда обновляются человеческие души. И если возрождение нашего общества, возможно, то только потому, что именно школе ещё удаётся, несмотря на все  трудности и проблемы, удерживать нравственные высоты.

 Благодаря заботе и вниманию  первой леди страны Сары Алпысовны Назарбаевой к судьбе подрастающего поколения, в школах республики

проводятся уроки самопознания, которые помогают в формировании нравственной личности, помогают удержаться от духовного падения.

     Являясь автором программы «Самопознание», Сара Алпысовна считает, что каждый ребёнок уже с рождения личность, и задача взрослых и родителей, и педагогов   заключается в том, чтобы  научить самого ребёнка беречь свой внутренний свет, не дать ему погаснуть, дарить его. Быть во взаимодействии с другими людьми и природой.

Уроки курса «Самопознание»  бережно направляют каждого ребёнка, приводят к состоянию, сочетающему в себе любовь и мудрость.

  Любовь и мудрость-это влюблённость в мир, чуткое отношение к нему, забота о другом человеке, бережное отношение к природе, толерантное общение с другими людьми.

Особенностью курса «Самопознание» является включённость     обсуждаемых нравственно-духовных проблем в социокультурный контекст, а также контекст повседневного мира учеников. Личность школьника формируется в сложной системе отношений, которые складываются  у него с окружающими его людьми.

Занятия предполагают развитие высокодуховной личности установление взаимосвязи и взаимозависимости человека и общества, их  единства с природой и культурой. Проблемы урока вытекают из жизненной практики, обогащая опыт ребёнка. На занятиях говорится о  честности, порядочности,

ответственности, нравственности, справедливости в отношениях людей.

  У школьника формируются моральные принципы, взгляды на жизнь, закладывается система ценностей, появляется потребность в самовыражении.

 Ученик пытается проявить себя, свои способности лучшие качества, желание общаться, испытывать эстетические переживания. На уроках учащиеся активно разыгрывают сценки, моделируют те или иные жизненные ситуации, вступают в обсуждение. Уже соблюдая необходимые правила ведения дискуссии, умеют отстаивать свои взгляды и быть  терпимыми к мнению других.

 Различные приёмы и упражнения, применяемые на уроках самопознания, помогают ученику развивать не только гражданскую, социальную активность и ответственность, но и внутреннюю свободу.  Именно ведь внутренняя свобода является источником самоуважения. « А если ребёнок не уважает себя,- как считал В. А Сухомлинский,- это уже грань катастрофы». И чтобы ребёнок не оказался у этой грани, на уроках самопознания создаётся ситуация успеха, чтобы ребёнок чувствовал поддержку окружающих и мог самореализоваться.

   Учитель на этих уроках друг, понимающий, способный помочь каждому

ребёнку исследовать самого себя и, наконец, стать самим собой. Реализуя свои потребности и стремления, используя свои возможности, ученик растёт, развивается, строит  свою личность.

   На уроке самопознания каждый ученик изучает себя сам, оценивает себя сам и сам определяет меру ответственности.

    На уроках по самопознанию учитывала, что развитие личности учащегося осуществляется в процессе организации всей его жизни и учебной деятельности в школе и вне нее, в учебное и свободное от учебных занятий время. На каждом уроке учитывала возрастные особенности учащихся.

  На уроках самопознания для повышения интереса учащихся применяла интересный наглядный материал и технические средства обеспечения. Это помогает осуществлять процесс обучения более эффективно.

С учётом специфики предмета, его целей и задач применяла различные виды нестандартных уроков (уроки-размышления, уроки-дискуссии, уроки- творчества, уроки на природе, уроки- конкурсы, уроки-концерты, уроки-игры). Кроме этого, использовала ряд методических приёмов  обучения, которые в наибольшей степени содействуют целям и задачам самопознания.

Такие приёмы, как «Круг радости» и «Круг от сердца к сердцу», «Чтение»,

«Цитата урока», «Беседа»,  «Размышление над ситуацией», «Творческая деятельность» и др. На уроках достигла своих целей с помощью методических приёмов, благотворно влияющих на настроение и самочувствие учащихся, способствующих релаксии, снижению напряжённости тела, преодолению усталости, утомляемости, лучшему осознанию и стимулированию своих чувств и эмоций. Рефлексии («Минутка тишины», «Наедине с собой», «Разминка», «Споёмте  друзья» и др.)

  Таким образом, данные приёмы позволяют развить ученику его внутренние резервы, формировать единство чувств, мыслей, слов, поступков с учётом существующих современных противоречий, с которыми он вынужден сталкиваться.

  Формируя личность на уроках самопознания, учитель должен помнить:

зло побеждается только деятельным добром. Никакие запреты, никакое насилие его   не искоренят. Только мощная альтернатива  всему негативному принесёт победу: стать гармоничной личностью. Сегодня мы строим общество, основанное на принципах гуманизма, высокой нравственности и духовности. У каждого человека с рождения есть шанс привести к гармонии свой внутренний мир, найти достойное место в жизни. Нужно только помочь

ему в этом.

    « Учитель, будь солнцем,  излучающим человеческое тепло, будь почвой, богатой  ферментами человеческих чувств, и сей знания не только в памяти и   учеников, но и в душах и сердцах»,  - призывает Ш. А. Амоношвили.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Статья на тему «Развитие личности школьника на уроках самопознания»

Автор: Ерубаева Турсынай Жаркебаевна

Дата: 08.12.2015

Номер свидетельства: 263544

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ Доклад на тему: ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ  НА УРОКАХ САМОПОЗНАНИЯ "
    ["seo_title"] => string(136) "psikhologo-piedagogichieskii-doklad-na-tiemu-podkhod-k-formirovaniiu-funktsional-noi-gramotnosti-uchashchikhsia-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "160034"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421995926"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(121) "«Развитие воспитанности и толерантности на уроках самопознания» "
    ["seo_title"] => string(65) "razvitiie-vospitannosti-i-tolierantnosti-na-urokakh-samopoznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "209654"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431257864"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Статья "Технология личностно-ориентированного образовательного процесса" "
    ["seo_title"] => string(82) "stat-ia-tiekhnologhiia-lichnostno-oriientirovannogho-obrazovatiel-nogho-protsiessa"
    ["file_id"] => string(6) "124496"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414698617"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(124) "«Самосовершенствование личности в воспитании младших школьников» "
    ["seo_title"] => string(70) "samosoviershienstvovaniie-lichnosti-v-vospitanii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "209950"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431344854"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(183) "Обобщение опыта по теме «Личностно-ориентированный подход в обучении русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(110) "obobshchieniie-opyta-po-tiemie-lichnostno-oriientirovannyi-podkhod-v-obuchienii-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "116568"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412520863"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства