Тема: Э. Роттердамский «Исповедь солдата». Жанр диалога.
Цель: познакомиться с биографией деятеля эпохи Возрождения Эразмом Роттердамским; его взглядами, творчеством;
познакомиться с жанром диалога на примере диалога Эразма Роттердамского «Исповедь солдата»;
проанализировать диалог «Исповедь солдата»;
сделать выводы о христианских принципах, утверждаемых гуманистом эпохи Возрождения.
Ход урока
- Оргмомент.
Цели, задачи (слайды 1,2).
2.Деятели эпохи Возрождения, их взгляды (слайд 3).
3.Историческая обстановка в Германии 15 века. (Сообщение ученика)
(Приложение 1) – слайды 4-6
- Выводы (слайд 7):
разъединение и ослабление страны;
обогащение высокопоставленных князей, католических священников и обеднение мелкого дворянства;
тяжёлая участь зависимого крестьянства;
всеобщая ненависть к римско-католической церкви
4. Итак, Германия стояла на пороге больших событий. Понятно, что немецкая литература конца XV и начала XVI веков не могла оказаться в стороне от жизни страны.
Немецкая литература того времени не уступала современной литературе ряда других европейских стран. Наряду с другими деятелями эпохи Возрождения, немецкие писатели обычно "жили в самой гуще интересов своего времени, принимали живое участие в практической борьбе, становились на сторону той или иной партии и боролись кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе.
Это было время больших масштабов, больших дерзаний, больших надежд. Всеобщее внимание было приковано к судьбам отчизны. Рушились вековые устои средневековья.
Выдающимися представителями немецкого гуманизма были: Эразм Роттердамский,Иоганн Рейхлин; Ульрих фон Гуттен, Себастьян Брант , Цельтис.
5.Сообщение ученика об Эразме Роттердамском.
Приложение 2 (слайды 8-11)
6. «Похвала глупости» (слайды 12-15)
(Цитаты: «Вежливость порождает и вызывает вежливость».
«Иметь много друзей — значит не иметь ни одного».)
7. Теперь обратимся к "Разговорам запросто (слайды 16-17). Как и в "Похвале глупости" Эразм подвергает тупость, ханжество, невежество, алчность и фанатизм монахов и попов ядовитому осмеянию: исповедь, торговля индульгенциями, церковные проклятия и необдуманные обеты встречают со стороны Эразма резкое осуждение.
-Книга представляет собой сборник, состоящий из диалогов.
-Что такое диалог?
- А что мы узнали о жанре диалога?
-И вот вся книга состоит из таких небольших по объёму произведений.
Диалоги отличаются живостью и непосредственностью, автор вплетает в речи своих персонажей народные обороты, поговорки, анекдоты, искусно рисует сценки из жизни.
-Вот, например: (слайды 18-19).
-И вот диалог, с которым мы знакомимся подробно – «Исповедь солдата» (слайд 20).
8. – Что такое сатира? Ирония? (слайд 21)
6. -Словарная работа (слайд 22).
7. - Герои произведения?
- Попробуйте обрисовать характер Трасимаха.
(жадный, трусливый, беспечный, готовый за деньги на любые самые страшные преступления, не заботящийся о душе)
-Какую войну мы можем считать справедливой? (За освобождение родины).
-- А справедливая ли война, о которой говорится в «Исповеди солдата»?
-Что говорится здесь о людях, которые рвутся на войну?
(1-ые 2,5 реплики)
- Найдите в тексте критику папского Рима и его церковной политики.
(стр. 135-135-137 : 1-2, 4-5)
- Вместо иконы что в палатке у Трасимаха?
(стр. 137 : 3)
- Как в произведении используется ирония?
(с. 134 - 5-я реплика)
- Эпизод с ранением Трасимаха,
С. 136
(Намёк Ганнона на опьянённого Трасимаха, которому показалось, что святая ему кивнула)
- В чём сатирическая направленность произведения?
(церковь, продажные и безответственные священники, отношение к войне)
- Возможно ли было написать такое произведение в средневековье? (опасно)
-Какими качествами надо было обладать писателю?
(надо было обладать большой смелостью, большими знаниями, болеть всей душой за мир, страну. Т.о. он пытался воспитать людей).
- Как в этом диалоге проявляется авторская позиция Эразма Роттердамского?
(через Ганнона)
_ О чём говорит Ганнон?
(пытается воздействовать на совесть Трасимаха, взывает к его душе; когда не помогает – к вере, но тот неизлечим)
8. Обратимся снова к иллюстрации (слайд 24).
- Что творится в головах у героев?
(У Трасимаха – гроза, молнии, гром – война; у Ганнона – голубь (символ мира), но с крыльев этой птицы падают перья, что, конечно же, должно настораживать читателя).
9. - Каковы же христианские принципы, утверждаемые гуманистом?
Эразм многократно объявлял себя сам гражданином мира, общим другом всех стран. Он считал, что к людям и вещам нужно относиться так, словно этот наш мир – общее для всех отечество, и если бы люди это усвоили, ставя превыше всего закон христианской любви, то исчезла бы война, ненависть, коварство.
10. Смысл гуманистического учения Эразма Роттердамского и гуманистов эпохи Возрождения просматривается в первую очередь в осознании ими необходимости изменения духовного облика человека, воспитания человека высоконравственного, что является залогом преодоления всех противоречий человеческого бытия.
- Как вы думаете, актуальны ли проблемы, поднятые Эразмом Р-м в 15 веке, в настоящее время?
(И в настоящее время это по-прежнему остается актуальным. Чтобы остановить глобальные проблемы человечества, нужны радикальные изменения в сознании, в правовых и нравственных ценностях людей).
Приложение 1
Германия накануне Реформации
Что же представляла собой Германия в 15-16 веке?
Там уже было немало богатых и могущественных городов.
Однако экономическое развитие Германии было крайне неравномерным. Наряду с областями, достигшими высокого хозяйственного уровня, в Германии существовало немало областей, слабо развитых, продолжавших коснеть в отсталых патриархальных условиях позднего средневековья. Население Германии продолжало оставаться довольно редким.
Все это не могло не повлечь за собой весьма тягостных для Германии последствий. В то время как в Англии и Франции подъем торговли и промышленности привел к объединению интересов в пределах всей страны, Германии, наоборот, разъединилась. По мере того как происходил распад чисто феодальной империи, разрывалась и вообще связь между имперскими землями; владельцы крупных имперских земель стали превращаться в почти независимых государей, а имперские города, с одной стороны, и имперские рыцари, с другой, начали заключать союзы то друг против друга, то против князей или императора.
В этих условиях существенно видоизменилась расстановка классовых сил. Огромного могущества достигли имперские князья, среди которых было много высокопоставленных католических священников. Они почти не зависели от императора и обладали большинством суверенных прав. Они вели войны, чеканили монету, облагали население налогами и т. п. Никогда не упускали они случая округлить свои владения за счет земель, еще принадлежавших непосредственно империи. И чем сильнее становились князья, тем слабее становилась Германия
В это же время заметно ухудшалось положение мелкого дворянства - рыцарства. Прогресс в области военного дела лишал рыцарство его былого военного значения. Развитие товарно-денежных отношений подрывало его материальную основу. Мелкое дворянство беднело и разорялось. Разбой на больших дорогах, к которому рыцари охотно прибегали, не мог, конечно, вернуть им былого положения. Поэтому рыцарство с каждым годом все более усиливало эксплуатацию зависимого крестьянства. Из крепостных выжимались последние соки.
Огромную роль играла также и ненависть широких общественных кругов Германии к католической церкви. Позиции римско-католической церкви в Германии были иными, чем в ряде других стран Европы. Во Франции, Англии и Испании влияние на притязания церкви ограничивалось сильной государственной властью. В Германии же такие попытки потерпели провал. Пользуясь политической слабостью Германии, папский Рим открыто хозяйничал в стране. Такое положение дел восстанавливало против католической церкви и ее феодальной верхушки самые различные слои тогдашнего немецкого общества. Народ имел все основания горячо ненавидеть князей католической церкви и ораву тучных монахов, выжимавших из него семь потов.
Вот такая обстановка сложилась в то время в Германии.
Приложение 2
Эразм Роттердамский
Он был незаконнорожденным ребенком. Отцом его был священник, а мать служанкой. Пятно незаконного происхождения наносило человеку тяжелый урон, как нравственный, так и вполне вещественный – препятствуя карьере, особенно духовной. За заслуги Эразма Папа Юлий II в 1506 году особой грамотой освободил его от всех канонических ограничений, налагавшихся на него рождением вне брака.
Первоначальное образование Эразм Дезидерий получил в Девентерской школе "братьев общей жизни", где он впервые встретился с двумя решающими для всей его дальнейшей жизни духовными движениями – гуманизмом и так называемым " новым благочестием".
Последующее обучение в знаменитой Сорбонне, центре римско-католического богословия, завершившееся получением степени доктора теологии в одном из итальянских университетов. Но главной школой трудолюбивого молодого монаха явились гуманистические кружки Парижа конца XV в., собрания древних рукописей в библиотеках итальянских городов, объединения ученых-филологов. Поддержанный меценатами: духовными и светскими князьями от пап и императоров до кардиналов и королей, он больше всего дорожил своей независимостью и, оказавшись в разгар реформационных споров объектом споров со стороны обоих враждующих лагерей, нашел приют в веротерпимом Базеле, где и завершил свои дни, окруженный дружеским участием и почетом.
Эразм Роттердамский оставил огромное литературное наследие.
Им были созданы учебники и наставления, по которым обучалась изяществу латинской речи вся образованная Европа, трактаты о воспитании; диалоги.
Его сборник "Пословиц", содержащий толкования изречений, встречающихся в сочинениях древних, явился своеобразной энциклопедией не только античной культуры, но и нового гуманистического мировоззрения. Выдающимся памятником гуманистической мысли, наглядно свидетельствующим о роли Эразма в европейской культуре его времени, является его огромное эпистолярное наследие, насчитывающее более 3000 писем.
Главное в его творчестве - это выявление пошлости, формализма, догматизма и отсутствия всякого разумного начала во всех областях жизни, начиная от воспитания молодого поколения и заканчивая религиозными обрядами. Учение Эразма способствовало широкому распространению реформационной идеологии, но сам он выступал решительным противником Реформации.
Пытливый ум Эразма достаточно скоро уловил противоречивость "теории" и "практики" католической церкви.
Самыми известными, и, по-видимому, самыми распространенными трудами Эразма Роттердамского являются "Похвала глупости" (или "Похвальное слово глупости"), изданная в 1511 году и "Разговоры запросто" (или "Домашние беседы")
Просмотр содержимого документа
«Э. Роттердамский «Исповедь солдата». Жанр диалога.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ г. ИРКУТСКА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №19
Конспект урока литературы в 8 классе
(с углубленным изучением литературы)
по программе М.Б. Ладыгина
Э. Роттердамский «Исповедь солдата». Жанр диалога.
Выполнил: Козлова Лариса Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Иркутск - 2014
Тема: Э. Роттердамский «Исповедь солдата». Жанр диалога.
Цель: познакомиться с биографией деятеля эпохи Возрождения Эразмом Роттердамским; его взглядами, творчеством;
познакомиться с жанром диалога на примере диалога Эразма Роттердамского «Исповедь солдата»;
проанализировать диалог «Исповедь солдата»;
сделать выводы о христианских принципах, утверждаемых гуманистом эпохи Возрождения.
Ход урока
Оргмомент.
Цели, задачи (слайды 1,2).
2.Деятели эпохи Возрождения, их взгляды (слайд 3).
3.Историческая обстановка в Германии 15 века. (Сообщение ученика)
(Приложение 1) – слайды 4-6
- Выводы (слайд 7):
разъединение и ослабление страны;
обогащение высокопоставленных князей, католических священников и обеднение мелкого дворянства;
тяжёлая участь зависимого крестьянства;
всеобщая ненависть к римско-католической церкви
4. Итак, Германия стояла на пороге больших событий. Понятно, что немецкая литература конца XV и начала XVI веков не могла оказаться в стороне от жизни страны.
Немецкая литература того времени не уступала современной литературе ряда других европейских стран. Наряду с другими деятелями эпохи Возрождения, немецкие писатели обычно "жили в самой гуще интересов своего времени, принимали живое участие в практической борьбе, становились на сторону той или иной партии и боролись кто словом и пером, кто мечом, а кто и тем и другим вместе.
Это было время больших масштабов, больших дерзаний, больших надежд. Всеобщее внимание было приковано к судьбам отчизны. Рушились вековые устои средневековья.
Выдающимися представителями немецкого гуманизма были: Эразм Роттердамский,Иоганн Рейхлин; Ульрих фон Гуттен, Себастьян Брант , Цельтис.
5.Сообщение ученика об Эразме Роттердамском.
Приложение 2 (слайды 8-11)
6. «Похвала глупости» (слайды 12-15)
(Цитаты: «Вежливость порождает и вызывает вежливость».
«Иметь много друзей — значит не иметь ни одного».)
7. Теперь обратимся к "Разговорам запросто (слайды 16-17). Как и в "Похвале глупости" Эразм подвергает тупость, ханжество, невежество, алчность и фанатизм монахов и попов ядовитому осмеянию: исповедь, торговля индульгенциями, церковные проклятия и необдуманные обеты встречают со стороны Эразма резкое осуждение.
-Книга представляет собой сборник, состоящий из диалогов.
-Что такое диалог?
- А что мы узнали о жанре диалога?
-И вот вся книга состоит из таких небольших по объёму произведений.
Диалоги отличаются живостью и непосредственностью, автор вплетает в речи своих персонажей народные обороты, поговорки, анекдоты, искусно рисует сценки из жизни.
-Вот, например: (слайды 18-19).
-И вот диалог, с которым мы знакомимся подробно – «Исповедь солдата» (слайд 20).
8. – Что такое сатира? Ирония? (слайд 21)
6. -Словарная работа (слайд 22).
7. - Герои произведения?
- Попробуйте обрисовать характер Трасимаха.
(жадный, трусливый, беспечный, готовый за деньги на любые самые страшные преступления, не заботящийся о душе)
-Какую войну мы можем считать справедливой? (За освобождение родины).
-- А справедливая ли война, о которой говорится в «Исповеди солдата»?
-Что говорится здесь о людях, которые рвутся на войну?
(1-ые 2,5 реплики)
- Найдите в тексте критику папского Рима и его церковной политики.
(стр. 135-135-137 : 1-2, 4-5)
- Вместо иконы что в палатке у Трасимаха?
(стр. 137 : 3)
- Как в произведении используется ирония?
(с. 134 - 5-я реплика)
- Эпизод с ранением Трасимаха,
С. 136
(Намёк Ганнона на опьянённого Трасимаха, которому показалось, что святая ему кивнула)
- В чём сатирическая направленность произведения?
(церковь, продажные и безответственные священники, отношение к войне)
- Возможно ли было написать такое произведение в средневековье? (опасно)
-Какими качествами надо было обладать писателю?
(надо было обладать большой смелостью, большими знаниями, болеть всей душой за мир, страну. Т.о. он пытался воспитать людей).
- Как в этом диалоге проявляется авторская позиция Эразма Роттердамского?
(через Ганнона)
_ О чём говорит Ганнон?
(пытается воздействовать на совесть Трасимаха, взывает к его душе; когда не помогает – к вере, но тот неизлечим)
8. Обратимся снова к иллюстрации (слайд 24).
- Что творится в головах у героев?
(У Трасимаха – гроза, молнии, гром – война; у Ганнона – голубь (символ мира), но с крыльев этой птицы падают перья, что, конечно же, должно настораживать читателя).
9. - Каковы же христианские принципы, утверждаемые гуманистом?
Эразм многократно объявлял себя сам гражданином мира, общим другом всех стран. Он считал, что к людям и вещам нужно относиться так, словно этот наш мир – общее для всех отечество, и если бы люди это усвоили, ставя превыше всего закон христианской любви, то исчезла бы война, ненависть, коварство.
10. Смысл гуманистического учения Эразма Роттердамского и гуманистов эпохи Возрождения просматривается в первую очередь в осознании ими необходимости изменения духовного облика человека, воспитания человека высоконравственного, что является залогом преодоления всех противоречий человеческого бытия.
- Как вы думаете, актуальны ли проблемы, поднятые Эразмом Р-м в 15 веке, в настоящее время?
(И в настоящее время это по-прежнему остается актуальным. Чтобы остановить глобальные проблемы человечества, нужны радикальные изменения в сознании, в правовых и нравственных ценностях людей).
Приложение 1
Германия накануне Реформации
Что же представляла собой Германия в 15-16 веке?
Там уже было немало богатых и могущественных городов.
Однако экономическое развитие Германии было крайне неравномерным. Наряду с областями, достигшими высокого хозяйственного уровня, в Германии существовало немало областей, слабо развитых, продолжавших коснеть в отсталых патриархальных условиях позднего средневековья. Население Германии продолжало оставаться довольно редким.
Все это не могло не повлечь за собой весьма тягостных для Германии последствий. В то время как в Англии и Франции подъем торговли и промышленности привел к объединению интересов в пределах всей страны, Германии, наоборот, разъединилась. По мере того как происходил распад чисто феодальной империи, разрывалась и вообще связь между имперскими землями; владельцы крупных имперских земель стали превращаться в почти независимых государей, а имперские города, с одной стороны, и имперские рыцари, с другой, начали заключать союзы то друг против друга, то против князей или императора.
В этих условиях существенно видоизменилась расстановка классовых сил. Огромного могущества достигли имперские князья, среди которых было много высокопоставленных католических священников. Они почти не зависели от императора и обладали большинством суверенных прав. Они вели войны, чеканили монету, облагали население налогами и т. п. Никогда не упускали они случая округлить свои владения за счет земель, еще принадлежавших непосредственно империи. И чем сильнее становились князья, тем слабее становилась Германия
В это же время заметно ухудшалось положение мелкого дворянства - рыцарства. Прогресс в области военного дела лишал рыцарство его былого военного значения. Развитие товарно-денежных отношений подрывало его материальную основу. Мелкое дворянство беднело и разорялось. Разбой на больших дорогах, к которому рыцари охотно прибегали, не мог, конечно, вернуть им былого положения. Поэтому рыцарство с каждым годом все более усиливало эксплуатацию зависимого крестьянства. Из крепостных выжимались последние соки.
Огромную роль играла также и ненависть широких общественных кругов Германии к католической церкви. Позиции римско-католической церкви в Германии были иными, чем в ряде других стран Европы. Во Франции, Англии и Испании влияние на притязания церкви ограничивалось сильной государственной властью. В Германии же такие попытки потерпели провал. Пользуясь политической слабостью Германии, папский Рим открыто хозяйничал в стране. Такое положение дел восстанавливало против католической церкви и ее феодальной верхушки самые различные слои тогдашнего немецкого общества. Народ имел все основания горячо ненавидеть князей католической церкви и ораву тучных монахов, выжимавших из него семь потов.
Вот такая обстановка сложилась в то время в Германии.
Приложение 2
Эразм Роттердамский
Он был незаконнорожденным ребенком. Отцом его был священник, а мать служанкой. Пятно незаконного происхождения наносило человеку тяжелый урон, как нравственный, так и вполне вещественный – препятствуя карьере, особенно духовной. За заслуги Эразма Папа Юлий II в 1506 году особой грамотой освободил его от всех канонических ограничений, налагавшихся на него рождением вне брака.
Первоначальное образование Эразм Дезидерий получил в Девентерской школе "братьев общей жизни", где он впервые встретился с двумя решающими для всей его дальнейшей жизни духовными движениями – гуманизмом и так называемым " новым благочестием".
Последующее обучение в знаменитой Сорбонне, центре римско-католического богословия, завершившееся получением степени доктора теологии в одном из итальянских университетов. Но главной школой трудолюбивого молодого монаха явились гуманистические кружки Парижа конца XV в., собрания древних рукописей в библиотеках итальянских городов, объединения ученых-филологов. Поддержанный меценатами: духовными и светскими князьями от пап и императоров до кардиналов и королей, он больше всего дорожил своей независимостью и, оказавшись в разгар реформационных споров объектом споров со стороны обоих враждующих лагерей, нашел приют в веротерпимом Базеле, где и завершил свои дни, окруженный дружеским участием и почетом.
Эразм Роттердамский оставил огромное литературное наследие.
Им были созданы учебники и наставления, по которым обучалась изяществу латинской речи вся образованная Европа, трактаты о воспитании; диалоги.
Его сборник "Пословиц", содержащий толкования изречений, встречающихся в сочинениях древних, явился своеобразной энциклопедией не только античной культуры, но и нового гуманистического мировоззрения. Выдающимся памятником гуманистической мысли, наглядно свидетельствующим о роли Эразма в европейской культуре его времени, является его огромное эпистолярное наследие, насчитывающее более 3000 писем.
Главное в его творчестве - это выявление пошлости, формализма, догматизма и отсутствия всякого разумного начала во всех областях жизни, начиная от воспитания молодого поколения и заканчивая религиозными обрядами. Учение Эразма способствовало широкому распространению реформационной идеологии, но сам он выступал решительным противником Реформации.
Пытливый ум Эразма достаточно скоро уловил противоречивость "теории" и "практики" католической церкви.
Самыми известными, и, по-видимому, самыми распространенными трудами Эразма Роттердамского являются "Похвала глупости" (или "Похвальное слово глупости"), изданная в 1511 году и "Разговоры запросто" (или "Домашние беседы")