Урок обществознания по теме " Конфликт и пути его разрешения"
«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории» Р. Дарендорф
Цели урока:
Предметная: формирование у учащихся представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования; воспитание толерантного отношения к представителям другой национальности, «чужой» религии, культуры, профилактика любых проявлений ксенофобии.
Методологическая: развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности.
Метапредметная: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
Планируемые результаты:
Знание:
понятий: конфликт, противоречие, разрешение конфликта;
основных причины возникновения конфликтов;
основных особенностей разрешения конфликтов.
Умение:
давать советы по разрешению конфликтов, используя разные способы, известные в науке;
анализировать данные;
классифицировать конфликты по их характерным чертам;
строить модели поведения людей в конфликтных ситуациях;
давать собственную оценку, приводить собственные примеры;
характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия;
сопоставлять точки зрения на решение возникшей проблемы.
Понимание:
сущности социальной напряженности общества;
сущность конструктивного разрешения конфликта.
Приоритетные виды межпредметных связей:
– внутрицикловые содержательно-информационные – с курсом истории и психологии на уровне фактов, общепредметных понятий, теоретических знаний из литературы и русского языка;
– организационно-методические – на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ и вывод, классифицирование, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);
Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, составление памятки, обращение к жизненному опыту учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация «Конфликт и пути его разрешения», карточки с заданиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания по теме: Конфликты в обществе »
Урок обществознания по теме " Конфликт и пути его разрешения"
«Кто умеет справиться с конфликтами путем их признания, берет под свой контроль ритм истории» Р. Дарендорф
Цели урока:
Предметная: формирование у учащихся представлений о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования; воспитание толерантного отношения к представителям другой национальности, «чужой» религии, культуры, профилактика любых проявлений ксенофобии.
Методологическая: развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности.
Метапредметная: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций.
Планируемые результаты:
Знание:
понятий: конфликт, противоречие, разрешение конфликта;
основных причины возникновения конфликтов;
основных особенностей разрешения конфликтов.
Умение:
давать советы по разрешению конфликтов, используя разные способы, известные в науке;
анализировать данные;
классифицировать конфликты по их характерным чертам;
строить модели поведения людей в конфликтных ситуациях;
давать собственную оценку, приводить собственные примеры;
характеризовать соперничество как форму социального взаимодействия;
сопоставлять точки зрения на решение возникшей проблемы.
Понимание:
сущности социальной напряженности общества;
сущность конструктивного разрешения конфликта.
Приоритетные виды межпредметных связей:
– внутрицикловые содержательно-информационные – с курсом истории и психологии на уровне фактов, общепредметных понятий, теоретических знаний из литературы и русского языка;
– организационно-методические – на уровне общепредметных умений (наблюдение, анализ и вывод, классифицирование, применение знаний и способов действий, решение учебных проблем);
Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, составление памятки, обращение к жизненному опыту учащихся.
Оборудование: мультимедийная презентация «Конфликт и пути его разрешения», карточки с заданиями.
Ход урока
1. Орг. момент.
2. Мотивация.
Просмотр и обсуждение видео отрывка. Какая ситуация показана на экране? (Ситуация конфликта)
Преподаватель: Правильно. Здесь показан конфликт. Cегодня мы поговорим о том, как могут складываться наши отношения с другими людьми и как находить выход из сложных ситуаций, а тема нашего урока звучит: «Конфликт и пути его разрешения»
В повседневной жизни нам приходится вступать во взаимодействие с множеством людей по различным вопросам: личным, экономическим, политическим, правовым и иным. Многообразие этих связей и образует структуру социальных отношений. Однако эти отношения оказывают различное влияние на нашу жизнь, различаются по степени важности и значимости для нас. Могут ли люди существовать, не взаимодействуя друг с другом? Безусловно, нет. А всякое ли взаимодействие будет носить доброжелательный характер? Конечно же нет. Конфликты очень часто встречаются в нашей жизни. Мы конфликтуем дома, в школе, на улице, в магазине, на работе … Конфликты возникают как с хорошо знакомыми людьми, так и с совершенно незнакомыми, например в очереди, в транспорте. В современном обществе невозможно избежать конфликтов. А впрочем, они нужны …Поскольку именно в споре рождается истина, можно сказать, что конфликты необходимы для развития ситуаций, отношений.
3. Изучение нового материала.
Преподаватель: из-за чего чаще всего возникает конфликт? (стороны не могут договорится, а отсюда возникает конфликтная ситуация)
(Далее учащиеся знакомятся с определением конфликта)
Что же такое конфликт? Давайте с вами сформулируем определение конфликта, для этого мы составим небольшой кластер. (Учащиеся называют синонимы к слову конфликт, на доске появляется кластер)
Спор Столкновение Разногласие
КОНФЛИКТ
Размолвка Скандал Несогласие
Преподаватель: мы с вами подобрали синонимы к слову конфликт, а теперь ответьте на вопрос, может ли возникнуть конфликт, если человек находится один? (нет). Значит, конфликт возникает между двумя и более людьми или социальными группами. А что должно быть общего у данных людей или социальных групп, что бы между ними возник конфликт? (Общие цели, интересы, позиции, мнения, взгляды, взаимодействия, которые одинаково ценятся обеими сторонами). Мы с вами самостоятельно вывели определение конфликта: конфликт – это спор, столкновение между двумя и более людьми или социальными группами за владение чем-то, что одинаково ценится обеими сторонами. А теперь, давайте сравним наше определение, с общепринятыми. (На экране появляются определения конфликта).
Конфликт – это спор, столкновение конкурирующих сторон (людей или социальных групп) за владение чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Конфликт – это столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликт- противоборство взаимосвязанных, но преследующих свои цели двух или более сторон.
Преподаватель: итак, конфликты возникают при наличии трех основных условий:
- присутствие двух или более людей;
- наличие противоположных взглядов, позиций и мнений;
Участники конфликта называются субъектами конфликта. Не все участники конфликта обязательно находятся в непосредственном противоборстве друг с другом. Вопрос или благо, из-за которых разгорается конфликт, - это предмет конфликта. Причина и повод для конфликта отличаются от его предмета.
Причина конфликта – объективные обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта. Причина связана с потребностями конфликтующих сторон.
Повод для конфликта – незначительное происшествие, которое способствует возникновению конфликта, но сам конфликт может не развиться. Повод бывает как случайным, так и специально созданным.
Анализируя тот или иной конфликт, следует иметь в виду, что все конфликты проходят ряд стадий.
Предконфликтная стадия - это период, в течение которого накапливаются противоречия.
Конфликтная стадия - совокупность определенных действий, столкновение противоборствующих сторон, частичная или полная реализация целей противоборствующих сторон.
На послеконфликтной стадии принимаются меры для окончательного устранения противоречий между конфликтующими сторонами, снятия социально-психологической напряженности, поиска путей для избежания аналогичной ситуации в будущем.
Конфликт – это нормальное состояние общества; в любом общества всегда, во все времена существовали и будут существовать конфликтные ситуации.
Виды конфликтов.
Наименование конфликта
Сущность конфликта
Межличностный
Ситуация, когда в противоречия вступают личности, т.е. когда мотивы, интересы или способы действия разных личностей не совмещаются, противопоставляются друг другу. Самый распространенный вид конфликтов.
Внутриличностный
Он порождается противоречием мотивов, целей, взглядов и ценностей одного и того же человека. С одной стороны, он имеет желание что-то сделать, а с другой – не может себе это осуществить. Такая ситуация вызывает внутреннее напряжение, избежать внутриличностного конфликта мало кому удается. Если такое состояние сохраняется достаточно долго, то это может закончиться неврозом.
Деловой
Конфликт, возникающий в сфере деловых отношений и не затрагивающий собственно личности участников.
Явный (открытый)
Начинается с открытой дискуссии, вызванной разногласиями, и может касаться разного способа решения какой-то проблемы.
Скрытый
Характеризуется скрытой враждебностью, отсутствием открытой дискуссии.
Сглаженный
Чаще касается не самых важных для участников проблем, при решении которых они легко могут уступить друг другу, хотя чувство неудовлетворения присутствует.
Острый
Возникает тогда, когда спорный вопрос приобретает для участников определяющее личностное значение, отношения переводятся в область чувств и эмоций, а ситуация приобретает характер театра «военных действий». В этом случае конфликт нередко разворачивается на глазах третьих лиц, втягивая их в свою орбиту.
Причины конфликтов:
- борьба за власть;
- за престиж;
- за влияние;
- за авторитет;
- экономическое неравенство;
- межнациональные распри;
- идеологическая несовместимость;
- межконфессиональные конфликты и т.д.
Функции конфликтов.
Позитивные
Негативные
Разрядка напряженности между конфликтующими сторонами
Большие эмоциональные, материальные затраты на участие в конфликте.
Получение новой информации об оппоненте
Увольнение сотрудников, снижение дисциплины, ухудшение социально-психологического климата в коллективе.
Сплочение коллектива при противоборстве с внешним врагом
Представление о побежденных группах, как о врагах.
Стимулирование к изменениям и развитию
Чрезмерное увлечение процессом конфликтного взаимодействия в ущерб работе.
Снятие синдрома покорности у подчиненных
После завершения конфликта – уменьшение степени сотрудничества между частью сотрудников.
Диагностика возможностей оппонента
Сложное восстановление деловых отношений («шлейф конфликта»)
Преподаватель: Всем известно, что любой конфликт имеет пагубные последствия. Он всегда окрашен сильными эмоциями, в основном отрицательными. Конфликт сильно влияет на нервную систему человека и часто имеет «эффект последствия».
Все-таки необходимо уметь предотвращать конфликты или эффективно и безболезненно для обеих сторон выходить из них. Помните: сегодня, не сумев сдержать эмоции, вы вступили в конфликт со сверстником, учителем, коллегой по работе, а завтра, действуя подобным образом, вы вступите в конфликт с близкими людьми, с теми кто вам очень дорог. В случае если вы не сумеете достойно выйти из конфликта, вы испортите отношения надолго или, кто знает, может навсегда …
Таким образом, если человек научится достойно выходить из конфликта или предупреждать его, то это умение он будет использовать и дома, и на улице, и на работе.
Я вам хочу привести пример из истории
«Однажды министр юстиции Иван Дмитриев представил Александру 1 дело об оскорблении его величества. Государь, отстранив рукой бумаги, сказал:
- Ведь ты знаешь, Иван Иванович, что я этого рода дела никогда не слушаю. Простить – и кончено!
_ Государь! – ответил Дмитриев. – В этом деле есть важные обстоятельства. Позвольте доложить …
Александр, подумав немного, возразил:
- Нет, Иван Иванович. Чем важнее такого рода дела, тем меньше я хочу их знать. Может случиться, что я как император все-таки прощу, но как человек затаю злобу. А я этого не хочу».
(Из книги «Исторические анекдоты из русской жизни». М., 2004)
Преподаватель: так поступал Александр 1, что бы избежать конфликтов, а для того чтобы узнать как поступаете вы проведем упражнение, которое называется «Праздничный пирог».
«Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы как именинник себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)
Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)
(Сделав свой выбор учащиеся получают фигурку животного и делятся на группы. На слайде появляется характеристика различных стратегий поведения в конфликтах).
Стратегия поведения
Характеристика стратегии
Конкуренция, соперничество («акула»)
Стремление добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому.
Сотрудничество («сова»)
Выбор альтернативы, максимально отвечающей интересам обеих сторон.
Компромисс («лиса»)
Выбор, при котором каждая сторона что-то выигрывает, но что-то и теряет.
Избегание, уклонение («черепашка»)
Уход от конфликтных ситуаций, отсутствие как стремления к кооперации, так и попыток достижения собственных целей.
Приспособление («медвежонок»)
Принесение в жертву собственных интересов ради интересов другого.
4. Закрепление изученного материала:
Работа в группах.
Учащимся предлагаются ситуации разных стратегий поведения. Они должны найти выход из ситуации с той точки зрения, в какой группе стратегий находятся.
Ситуации.
А. Ты зовешь друга (подругу) на дискотеку, а он (она) хочет в это время смотреть фильм по телевизору.
Б. Родители отправляют тебя в магазин за хлебом, а ты хочешь играть в компьютерные игры.
В. Бабушка сердится, когда ты громко слушаешь музыку. Она сказала тебе, что ей нужна тишина. Но ты не можешь без музыки.
Г. У тебя плохое настроение, и ты сидишь дома, слушаешь музыку. К тебе приходят друзья и зовут гулять.
Д. У твоего друга серьезные проблемы с физикой, поэтому он постоянно просит у тебя списать домашнее задание, и ты даешь. Но однажды учительница заметила, что у тебя и твоего друга совершенно одинаковые записи в тетради. Она сказала, что если еще раз ты дашь своему другу списать домашнее задание, у тебя будут большие неприятности.
(После обсуждения в группах дети рассказывают всем о выбранных ими стратегиях, проходит их обсуждение)
Практические задания группам.
Задание 1 группе. Соотнесите причины социальных конфликтов с их характеристиками.
Причины конфликтов
Характеристики конфликтов
А. Экономическое неравенство
1. Ущемление прав какой-либо нации, рост национализма или шовинизма
Задание 2 группе. Работа с басней И.А.Крылова «Лебедь, рак и щука»
Когда в товарищах согласья нет,
На лад их дело не пойдет,
И выйдет из него не дело, только мука.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с поклажей воз взялись,
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ходу!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад, а Щука тянет в воду.
Кто виноват из них, кто прав, - судить не нам;
Да только воз и ныне там.
Задача участников – определить, есть ли в этой басне конфликт? Как его можно назвать? (Это межличностный конфликт) Как можно было бы его разрешить и можно ли вообще его разрешить?
Задание 3 группе. Работа с текстом «Обязанности относительно ближних»
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
Старайтесь развивать в себе чувства (великодушия) и (благодарности). Мы не должны делать (зла), даже нашим врагам. Не должны (оскорблять) ближних ни (словами), ни (действиями). Прямодушие и искренность – (добродетели), присущие сердцам благородным. (Ложь) унизительна, это подруга плутовства. Не должны без нужды говорить дурно о (своих ближних). Будьте (вежливы) и (приветливы) со всеми, но никому не надо (льстить), говорите (правду), но сдержанно.
Сознание, что вы исполнили (свой долг) и были полезны вашим ближним, доставит вам большое (внутреннее удовольствие), так как мы не созданы жить только (для самих себя).
А. великодушие
Б. благодарность
В. Зло
Г. оскорблять
Д. слова
Е. действия
Ж. добродетель
З. ложь
И. свои ближние
К. вежливы
Л. Приветливы
М. лесть
Н. правда
О. свой долг
П. внутреннее удовольствие
Р. для самих себя
Задание 4 группе. Работа с терминами.
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением одного, связаны с понятием «конфликт»: компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели.
Найдите и укажите термин, не связанный с понятием «социальный конфликт»
Ответ: реабилитация.
Задание 5 группе. Работа со «Школой конфликтности».
Перед вами список слов, в различной степени связанных с понятием «конфликт». Распределите все слова по шкале так, чтобы расстояние между каждым словом и термином отражало их смысловую близость, т.е слово, наиболее близкое по смыслу к слову «конфликт», должно быть ближе к нему расположено. На одном месте можно располагать несколько слов.
1. Прежде чем вы вступите в конфликтную ситуацию, подумайте над тем, какой результат от этого вы хотите получить.
2. Убедитесь в том, что этот результат для вас действительно важен.
3. В конфликте признавайте не только свои интересы, но и интересы другого человека.
4. Соблюдайте этику поведения в конфликтной ситуации, решайте проблему, а не сводите счёты.
5. Будьте тверды и открыты, если убеждены в своей правоте.
6. Заставьте себя слышать доводы своего оппонента.
7. Не унижайте и не оскорбляйте другого человека для того, чтобы потом не сгорать со стыда при встрече с ним и не мучиться раскаянием.
8. Будьте справедливы и честны в конфликте, не жалейте себя.
9. Умейте вовремя останавливаться.
10. Дорожите собственным уважением к самому себе, решаясь идти на конфликт с тем, кто слабее вас. 5. Рефлексия.
Каждому участнику предлагается поделится впечатлениями о том, изменилось ли что-то в его взглядах на конфликт.
Преподаватель: Успех и счастье в жизни в значительной степени обусловлены гармонией отношений с окружающими и с самим собой. Важно чувствовать себя уверенно, и тогда возникающие на вашем пути препятствия будут преодолены, вы сможете достигнуть нужной цели, жить радостной и полнокровной жизнью. Я надеюсь, что смогла помочь вам поверить в свои силы, в возможность удачного разрешения большинства проблем. Дорогие ребята, вы были сегодня активны, инициативны, креативны! Наша встреча подошла к концу, хочется пожелать вам, чтобы вы и окружающие вас люди были всегда готовы к … сотрудничеству!
6. Домашнее задание: § 23. В литературных произведениях найти ситуацию конфликта и предложить выход из нее.