kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Международное гуманитарное право

Урок обществознания в 9 классе

 

Цель: привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период  вооруженных конфликтов, помочь учащимся получить первичные представления о международном гуманитарном праве

Задачи:- знакомство учащихся с нормативными актами, составляющими нормативную базу международного гуманитарного права и его основными положениями и принципами;

- формирование представлений о значении норм международного гуманитарного права  для деятельности Международного Красного Креста;

- продолжение формирования умения анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, извлекать необходимую информацию из учебной  и справочной литературы, таблиц;

- способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека

Ход урока:

1. Подготовка к изучению нового материала.

Ребята на протяжении многих уроков мы знакомились с правами человека, познакомились с Всеобщей декларацией прав человека. Это идеал права, к которому должны стремиться все народы. Но бывают такие обстоятельства в жизни общества, которые являют собой противоположность этому идеалу. К таким обстоятельствам относятся войны.

Слайд 1.

Задание. Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? (слова на доске).

С чем можно сравнить войну?

Учащимся предлагается выбрать полоски бумаги того цвета, который на их взгляд, наиболее точно передаёт краски войны. (Полоски бумаги заранее лежат на столиках групп.) Полоски прикрепляются к доске, учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими.

Война. …Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих. Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.

За последние 3400 лет,  на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.   Слайд 2

Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей, в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего. (Слайд 3,4)

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Война – это трагедия. Сознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооруженными конфликтами.

Вопрос: Назовите категории  лиц, которые имеем мы в виду, говоря о мирном населении, страдающем во время войн. ( раненые, военнопленные, гражданское население, дети, старики, беженцы, гражданские объекты, исторические памятники и т.д.)

В войнах страдают различные категории населения, они являются жертвами войны.   (Слайды с фото)

 

Показывается ряд слайдов, демонстрирующих разрушенные объекты, людей, попавших в зону военных действий, детей, которых коснулась война.

Учитель: Так о чём же мы с вами сегодня начнём разговор?

Предполагаемые ответы учащихся.

Правильно. О войне и мире, о проблемах, связанных с этими понятиями.   Слайд.

Тема урока: Международное гуманитарное право.

Учитель: Что  вы хотели бы узнать сегодня на уроке?  (постановка целей и задач)

План урока:

  1. Основные положения МГП.
  2. Ответственность по МГП.
  3. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

вопрос: Кого защищает международное гуманитарное право?

Анализ схемы позволяет утверждать, что международное гуманитарное право устанавливает определённые правила поведения сторон..

После анализа схемы учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение МГП, а затем записать в тетрадях:

Слайд

МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

 Вопрос: “Почему эта отрасль права получила именно такое название – Международное Гуманитарное Право? Что означает “гуманитарный”?

Таким образом, МГП устанавливает определённые правила поведения людей, участвующих в вооруженном конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны.

Слайды с Анри Дюнан

2) Источники МГП  

Именно поэтому возникли международные организации и международные документы, защищающие жертв войны.

Слайд

В 1860 г. возникает организация, которая в последствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. В настоящее время это нейтральная организация, оказывающая помощь жертвам вооруженных конфликтов.

В 1864 г. принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых.

В 1899 и 1907 гг. – принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

В 1949 г.- Женевские конвенции о защите жертв войны.

Эти международные документы содержат правовые нормы, которые принято называть Международным гуманитарным правом.

Основные источники МГП – это 4 женевские конвенции 1949 г. и 2 Дополнительных протокола к ним 1977 г. Каждая из 4 конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов.

Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных действиях, в МГП применяется термин - комбатанты.

Слайды с конвенциями

3. Основные положения МГП

Изучение данного вопроса строится на непосредственной работе с содержанием Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним.

Задание. До знакомства с источниками самостоятельно сформулировать правовые положения, защищающие жертв войны – в парах.

1 ряд – разработать положения, защищающие раненых, больных, потерпевших кораблекрушения.

2 ряд – разработать положения, защищающие военнопленных.

3 ряд – выработать положения, защищающие гражданское население.

Пары объединяются  в четверки или шестерки, вырабатывают общие положения.

Учитель: По текстам конвенций охарактеризовать отношение каждой категории населения и в чем выражается их защита.

Задание. Учащиеся получают источники:

1 группа – 1 и 2 женевские конвенции и Дополнительный протокол  1 .

2 группа – 3 Женевскую конвенцию.

3 группа – 4 Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол.

Группы озвучивают основные положения МГП.

4. Основные положения МГП

1. Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимавшие  непосредственного участия, имеют право на уважение их жизни, а также на неприкосновенность. При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.

2. Вести вооруженные действия можно только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.

3.Сдавшегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно.

4. С уважение относиться к лицам, использующим эмблемы Красного Креста и Красного Полумесяца или другие защитные знаки.

5. Участники военных действий ограничены в праве выбора средств и методов нанесения ущерба неприятелю.

Почти все страны являются участниками Женевских конвенций. В соответствии с Конституцией РФ нормы Международного гуманитарного права и международные договоры России являются частью её правовой системы.

Именно МГП призвано сделать все возможное, чтобы избежать войны, оградить людей от бессмысленной жестокости и чрезмерных страданий. Ведь война не имеет под собой никакой гуманности.

Основываясь на историческом материале, приведите примеры нарушения норм МГП?

К сожалению, не всегда соблюдаются законы. Так обстоит дело и с МГП. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались с помощью резолюций обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП. Но, я думаю, вы согласитесь со мной, что никакие резолюции не смогут регламентировать нравственную позицию отдельных людей. Каждый из нас должен понимать, что существуют такие моральные ценности, как любовь к ближнему, уважение к человеческому достоинству, милосердие, гуманизм. В повседневной жизни мы не должны забывать об этих нравственных нормах. Это особенно важно помнить сегодня, когда у нас нет войны, но совершаются террористические акты, в результате которых страдают ни в чем не повинные люди.

Заключительный этап урока: проверка знаний.

1.Какие документы являются основой МГП?

          2. В каком году были приняты Женевские конвенции , а в каком Дополнительные протоколы к ним?

          3. Укажите категории лиц, к которым в МГП применяется термин «жертвы вооружённого конфликта».

 

Ну, что же мы подошли к заключительному этапу нашего урока. В рабочих листах вам предложены три задания. Вы можете для выполнения выбрать себе одно, то которое на ваш взгляд покажется более интересным, а может кому-то и более простым. Первое задание это тест. Второе задание работа с понятийным рядом. А третье задание  - творческое, выскажите свою точку зрения: зачем нужно изучать МГП?

Ребята, сдайте ваши рабочие листы.

Ситуации.

  1. Решите ситуацию с позиции норм МГП

Во время вооружённого конфликта между двумя суверенными государствами, участниками Женевских конвенций, был торпедирован крейсер одной  подводной лодкой . Оставшиеся в живых члены экипажа крейсера  пытаются добраться до спасательных плотов. Капитан всплывшей подводной лодки отдаёт приказ уничтожить плоты, а лодке осуществить погружение и уйти с места  сражения.  Правомерны ли действия капитана подводной лодки?

Решите ситуацию с позиции норм МГП

 Полевой командир одной из противоборствующих группировок сталкивается один на один со своим неприятелем. Оба ранят друг друга. Полевой командир, оказав помощь себе, накладывает повязку и своему противнику, после чего доставляет его в свой лагерь.

Товарищи командира оспаривают его поступок:

  • Необходимо его расстрелять,  как делают  они с нашими солдатами!
  • Его следует использовать для разминирования дороги!
  • Его нужно пытать , чтобы получить необходимые сведения!

Как необходимо поступить  командиру?

Заключительное слово учителя.

Война – это всегда трагедия. Сознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами. Всеобщего мира добиться сложно, но хоть как-то ограничить тяготы, бедствия и последствия войны помогает МГП. И хотелось бы закончить урок высказыванием Бернарда Шоу: “Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди”. Эти слова, произнесенные в Начале XX века актуальны как никогда в веке XXI. За всё, что человек сделал, придумал, внедрил, он несёт ответственность перед собой и человечеством.

И сегодня говоря об МГП, мы не учимся защищаться, а учимся защищать, т.е. нести ответственность за свои поступки.

Рефлексия.

Домашнее задание

Ребята у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор. Эмблема, может быть, простой по форме, но объёмной по сущности. Вы можете поработать, как индивидуально, так и в группах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право" »

Международное гуманитарное право

Урок обществознания в 9 классе


Цель:

привлечь внимание к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, помочь учащимся получить первичные представления о международном гуманитарном праве

Задачи:

- знакомство учащихся с нормативными актами, составляющими нормативную базу международного гуманитарного права и его основными положениями и принципами;

- формирование представлений о значении норм международного гуманитарного права для деятельности Международного Красного Креста;

- продолжение формирования умения анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, извлекать необходимую информацию из учебной и справочной литературы, таблиц;

- способствовать фиксированию таких качеств личности как сострадание, уважение прав человека


Ход урока:

1. Подготовка к изучению нового материала.

Ребята на протяжении многих уроков мы знакомились с правами человека, познакомились с Всеобщей декларацией прав человека. Это идеал права, к которому должны стремиться все народы. Но бывают такие обстоятельства в жизни общества, которые являют собой противоположность этому идеалу. К таким обстоятельствам относятся войны.

Слайд 1.

Задание. Какие ассоциации вызывает у вас слово «война»? (слова на доске).

С чем можно сравнить войну?


Учащимся предлагается выбрать полоски бумаги того цвета, который на их взгляд, наиболее точно передаёт краски войны. (Полоски бумаги заранее лежат на столиках групп.) Полоски прикрепляются к доске, учащиеся определяют, какие цвета являются доминирующими.


Война. …Когда противоборствующие стороны не могут или не хотят преодолеть разногласия путём мирных переговоров, они обращаются к оружию. И тогда люди становятся участниками или свидетелями драматических событий. Изо дня в день они сталкиваются со смертью, потерями, ненавистью, лишениями. И это не только удел военнослужащих. Под бомбардировки и артобстрелы могут попасть и мирные жители. Война лишает их крова, тепла, воды, заставляет страдать от голода, жить в постоянном страхе за судьбу своих близких.


За последние 3400 лет, на Земле было лишь 250 лет всеобщего мира.

Слайд 2


Первая мировая война повлекла за собой десять миллионов смертей, в пропорции двадцать участников военных действий на одно гражданское лицо. Во второй мировой войне было убито от сорока до шестидесяти двух миллионов человек, приблизительно в равном соотношении военнослужащих и гражданских лиц. В современной войне по прогнозам экспертов, соотношение убитых может быть десять гражданских лиц на одного военнослужащего. (Слайд 3,4)

Во все времена вооружённые конфликты причиняли людям глубокие страдания, приводили к тяжёлым человеческим и материальным потерям. Война – это трагедия. Сознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооруженными конфликтами.

Вопрос: Назовите категории лиц, которые имеем мы в виду, говоря о мирном населении, страдающем во время войн. ( раненые, военнопленные, гражданское население, дети, старики, беженцы, гражданские объекты, исторические памятники и т.д.)


В войнах страдают различные категории населения, они являются жертвами войны.

(Слайды с фото)

Военнопленные - участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время вооружённого международного конфликта


Гражданские лица – лица, не входящие в состав вооружённых сил



Потерпевшие кораблекрушение – военнослужащие и гражданские лица, подвергающиеся опасности на море или других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, в условиях военного конфликта


Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях – гражданское население, медицинский персонал, духовный персонал


Лица, переставшие принимать участие в военных действиях - раненые, больные или потерпевшие кораблекрушение участники военных действий, военнопленные


Духовный персонал – военные (например, капелланы) или гражданские лица, занятые исключительно выполнением духовных функций и приданные вооружённым силам, гражданским медицинским службам, формированиям гражданской обороны


Военный объект – объект, который в силу своего характера, расположения, назначения или использования вносит эффективный вклад в военные действия, и полное или другое частичное разрушение, захват или нейтрализация которого при существующих в данный момент обстоятельствах даёт военное преимущество


Гражданские объекты – все объекты, не являющиеся военными объектами


Показывается ряд слайдов, демонстрирующих разрушенные объекты, людей, попавших в зону военных действий, детей, которых коснулась война.


Учитель: Так о чём же мы с вами сегодня начнём разговор?

Предполагаемые ответы учащихся.

Правильно. О войне и мире, о проблемах, связанных с этими понятиями.


Слайд.

Тема урока: Международное гуманитарное право.


Потребность в изучении вопросов международного гуманитарного права стала особенно актуальной в последние годы. Религиозные заповеди «возлюби ближнего своего» и «не делай другому того, чего не желаешь себе», к сожалению, не всегда становится ориентиром в поведении человека. Мы скорее хотим отомстить друг другу, нежели найти компромисс. Вооруженные конфликты продолжаются и в них страдает прежде всего мирное население (можно проиллюстрировать современную международную обстановку обратившись к карте, на которой обозначены очаги конфликтов).

Учитель: Что вы хотели бы узнать сегодня на уроке?

(постановка целей и задач)


План урока:

  1. Понятие и источники.

  2. Основные положения МГП.

  3. Ответственность по МГП.

  4. Международное движение Красного Креста и Красного Полумесяца в механизме МГП.

Слайд

  1. Сущность МГП


Вопрос: Кого защищает международное гуманитарное право?

  1. защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях(раненых, больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных);

  2. предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях ( гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу);

  3. защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям;

  4. запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде.


Анализ схемы позволяет утверждать, что международное гуманитарное право устанавливает определённые правила поведения сторон..

После анализа схемы учащимся предлагается самостоятельно сформулировать определение МГП, а затем записать в тетрадях:

Слайд

МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов.

Вопрос: “Почему эта отрасль права получила именно такое название – Международное Гуманитарное Право? Что означает “гуманитарный”?

Таким образом, МГП устанавливает определённые правила поведения людей, участвующих в вооруженном конфликте, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны.

Слайды с Анри Дюнан

2) Источники МГП

Именно поэтому возникли международные организации и международные документы, защищающие жертв войны.

Первым многосторонним письменным договором, заложившим основу развития современного международного гуманитарного права, стала Женевская Конференция 1864г. В 1859 году Анри Дюнан проезжал по залитой кровью и пылавшей пожарами Ломбардии. Он прибыл в Сольферино, где весь день шла кровавая битва, и с ужасом увидел, что 1000 раненых солдат были брошены на произвол судьбы. Оставленные без ухода, они были обречены на верную смерть. Под впечатлением этой страшной картины и родилась идея создания МГП и Красного Креста. Через три года он написал книгу “Воспоминание о битве при Сольферино”, в которой сформулировал два предложения: организовать во всей Европе общества помощи, призванные оказывать в случае войны помощь и поддержку раненым, и созвать конгресс с участием представителей всех стран для создания правовой базы для защиты военных госпиталей и медицинского персонала. Книга Дюнана всколыхнула всю Европу, и в 1864г. в Женеве была созвана конференция, на которой была принята Женевская конвенция об улучшении положения раненых воинов в действующих армиях. Эта конвенция была ратифицирована 57 государствами – рекорд для той эпохи. Эта конвенция положила начало современному МГП. Несколько позже на международной конференции в Гааге 1899г. и 1907г., где принимала участие и Россия, был достигнут ряд соглашений об ограничении применения средств и методов ведения войны. “Из уважения к Швейцарии геральдический знак на белом поле, образуемый путём обратного расположения федеральных цветов” - такое объяснение приведено в ст. 38 Женевской конвенции от 1949г.. Дюнан и другие считали, что эмблема должна защищать не только раненых на поле боя, но и тех, кто оказывает им помощь. Под её защитой находятся все медицинские формирования, даже принадлежащие противнику. Вид эмблемы должен вызывать определённую реакцию – комбанантам необходимо её уважать и воздерживаться от некоторых действий. Этот знак общества был принят в 1863г., а в 1876г. во время русско-турецкой войны, бушевавшей на Балканах, Османская империя решила использовать вместо красного креста красный полумесяц на белом поле, заявив, что знак креста “наносит оскорбление солдатам-мусульманам” Поэтому в настоящее время используется два знака: красный крест и красный полумесяц. Девиз Красного Креста – Inter arma caritas (Милосердие на поле брани). Он также следует девизу – “Через гуманизм к миру”.

Слайд

В 1860 г. возникает организация, которая в последствии стала называться Международным комитетом Красного Креста. В настоящее время это нейтральная организация, оказывающая помощь жертвам вооруженных конфликтов.

В 1864 г. принята Женевская конвенция об улучшении участи раненых.

В 1899 и 1907 гг. – принята Гаагская конвенция о законах и обычаях сухопутной войны.

В 1949 г.- Женевские конвенции о защите жертв войны.

Эти международные документы содержат правовые нормы, которые принято называть Международным гуманитарным правом.

Основные источники МГП – это 4 женевские конвенции 1949 г. и 2 Дополнительных протокола к ним 1977 г. Каждая из 4 конвенций включает положения, предоставляющие правовую защиту конкретной категории жертв вооруженных конфликтов.

Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных действиях, в МГП применяется термин - комбатанты.

Слайды с конвенциями

3. Основные положения МГП

Изучение данного вопроса строится на непосредственной работе с содержанием Женевских конвенций 1949 г. и Дополнительных протоколов к ним.

Задание. До знакомства с источниками самостоятельно сформулировать правовые положения, защищающие жертв войны – в парах.

1 ряд – разработать положения, защищающие раненых, больных, потерпевших кораблекрушения.

2 ряд – разработать положения, защищающие военнопленных.

3 ряд – выработать положения, защищающие гражданское население.

Пары объединяются в четверки или шестерки, вырабатывают общие положения.

Учитель: По текстам конвенций охарактеризовать отношение каждой категории населения и в чем выражается их защита.

Задание. Учащиеся получают источники:

1 группа – 1 и 2 женевские конвенции и Дополнительный протокол 1 .

2 группа – 3 Женевскую конвенцию.

3 группа – 4 Женевскую конвенцию и Дополнительный протокол.

Группы озвучивают основные положения МГП.

4. Основные положения МГП

1. Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях, а также лица, не принимавшие непосредственного участия, имеют право на уважение их жизни, а также на неприкосновенность. При всех обстоятельствах должно быть гуманным обращение с ними.

2. Вести вооруженные действия можно только против вооруженных сил противника. Нельзя нападать на гражданское население и гражданские объекты.

3.Сдавшегося противника запрещается убивать или наносить ему ранения. С военнопленными следует обращаться гуманно.

4. С уважение относиться к лицам, использующим эмблемы Красного Креста и Красного Полумесяца или другие защитные знаки.

5. Участники военных действий ограничены в праве выбора средств и методов нанесения ущерба неприятелю.

Почти все страны являются участниками Женевских конвенций. В соответствии с Конституцией РФ нормы Международного гуманитарного права и международные договоры России являются частью её правовой системы.

Именно МГП призвано сделать все возможное, чтобы избежать войны, оградить людей от бессмысленной жестокости и чрезмерных страданий. Ведь война не имеет под собой никакой гуманности.

Основываясь на историческом материале, приведите примеры нарушения норм МГП?

К сожалению, не всегда соблюдаются законы. Так обстоит дело и с МГП. Участники Женевских конвенций 1949 г. обязались с помощью резолюций обеспечить уголовные наказания для лиц, совершивших серьезные нарушения МГП. Но, я думаю, вы согласитесь со мной, что никакие резолюции не смогут регламентировать нравственную позицию отдельных людей. Каждый из нас должен понимать, что существуют такие моральные ценности, как любовь к ближнему, уважение к человеческому достоинству, милосердие, гуманизм. В повседневной жизни мы не должны забывать об этих нравственных нормах. Это особенно важно помнить сегодня, когда у нас нет войны, но совершаются террористические акты, в результате которых страдают ни в чем не повинные люди.

Заключительный этап урока: проверка знаний.
    1. Какие документы являются основой МГП?

2. В каком году были приняты Женевские конвенции , а в каком Дополнительные протоколы к ним?

3. Укажите категории лиц, к которым в МГП применяется термин «жертвы вооружённого конфликта».


Ну, что же мы подошли к заключительному этапу нашего урока. В рабочих листах вам предложены три задания. Вы можете для выполнения выбрать себе одно, то которое на ваш взгляд покажется более интересным, а может кому-то и более простым. Первое задание это тест. Второе задание работа с понятийным рядом. А третье задание - творческое, выскажите свою точку зрения: зачем нужно изучать МГП?

Ребята, сдайте ваши рабочие листы.

Ситуации.

  1. Решите ситуацию с позиции норм МГП

Во время вооружённого конфликта между двумя суверенными государствами, участниками Женевских конвенций, был торпедирован крейсер одной подводной лодкой . Оставшиеся в живых члены экипажа крейсера пытаются добраться до спасательных плотов. Капитан всплывшей подводной лодки отдаёт приказ уничтожить плоты, а лодке осуществить погружение и уйти с места сражения. Правомерны ли действия капитана подводной лодки?


  1. Решите ситуацию с позиции норм МГП

Полевой командир одной из противоборствующих группировок сталкивается один на один со своим неприятелем. Оба ранят друг друга. Полевой командир, оказав помощь себе, накладывает повязку и своему противнику, после чего доставляет его в свой лагерь.

Товарищи командира оспаривают его поступок:

  • Необходимо его расстрелять, как делают они с нашими солдатами!

  • Его следует использовать для разминирования дороги!

  • Его нужно пытать , чтобы получить необходимые сведения!

Как необходимо поступить командиру?

Заключительное слово учителя.

Война – это всегда трагедия. Сознавая это, человечество на протяжении веков стремилось найти способы смягчить бедствия, вызываемые вооружёнными конфликтами. Всеобщего мира добиться сложно, но хоть как-то ограничить тяготы, бедствия и последствия войны помогает МГП. И хотелось бы закончить урок высказыванием Бернарда Шоу: “Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на земле, как люди”. Эти слова, произнесенные в Начале XX века актуальны как никогда в веке XXI. За всё, что человек сделал, придумал, внедрил, он несёт ответственность перед собой и человечеством.

И сегодня говоря об МГП, мы не учимся защищаться, а учимся защищать, т.е. нести ответственность за свои поступки.

Рефлексия.

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Пригодятся ли вам эти знания?


Хорошо ли я усвоил новый материал? (Шкала от 3 до 10 баллов)

Хорошо – 9-10 баллов;

Не очень хорошо – 7-8 баллов;

Плохо понял – 5-6 баллов;

Ничего не понял – 3-4 балла.


Домашнее задание

Ребята у МГП нет своей эмблемы, своего отличительного знака, я предлагаю вам дома придумать, разработать и оформить отличительный знак, который бы отражал благородную сущность МГП. Ещё лучше, будет, если вы представите свою эмблему, сможете обосновать свой выбор. Эмблема, может быть, простой по форме, но объёмной по сущности. Вы можете поработать, как индивидуально, так и в группах.

Рабочий лист

1 Задание.Тест:

1.Международное гуманитарное право:

а. рассматривает правомерность применения силы для разрешения международного конфликта;

б. защищает жертв вооружённых конфликтов и ограничивает средства и методы ведения войны;

в. защищает граждан государства, подвергшегося нападению.

2. Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных действиях, в МГП применяется термин:

а. репатрианты; б. беженцы; в. комбатанты.

3. Какие из следующих приказов соответствуют положениям МГП:

а. использовать миномётный огонь против снайпера, засевшего в одной из квартир многоэтажного дома;

б. вывести всех гражданских лиц из сектора действия батальона;

в. уничтожить карты собственных минных полей при угрозе захвата в плен.

4. Основные положения МГП содержатся:

а. в Женевских конвенциях;

б. в Конституции РФ;

в. во Всеобщей декларации прав человека.

5.Укажите ряд, в котором перечислены лица, чья деятельность осуществляется исключительно в медицинских целях:

а. врач, кинолог, учитель, шахтёр;

б. фельдшер, спасатель, кинолог, пожарный;

в. водолаз, экономист, агроном, донор.

6. Что из перечисленного относится к международным правилам поведения в бою:

а. разрушай все для достижения полной победы;

б. щади гражданское население и его имущество;

в. нападай на любые объекты;

г. веди боевые действия против комбатантов.

7. Кого защищает МГП:

а. пожилых людей и женщин, принимающих непосредственное участие в военных действиях:

б. военнопленных;

в. раненых и больных;

г. комбатантов противоборствующих сторон.

8. Что из перечисленного квалифицируется, как военное преступление:

а. взятие заложников;

б. взятие пленных;

в. уничтожение противника в бою.


2 Задание. Контрольно - понятийный ряд.

Проанализируй предложенные термины и понятия и выбери только те (подчеркните), которые имеют непосредственное отношение к международному гуманитарному праву.

1.Право. 2. Правомерная военная цель. 3. Завещание. 4. Гарантийный срок. 5. Основные принципы международного гуманитарного права 6. Аренда

7. Вооруженный конфликт 8. Налоговая система 9. Комбатанты

10. Приватизация жилья 11. Гражданские лица 12. Военные объекты 13. Правила страхования 14. Обязательное страхование 15. Серьёзные нарушения международного гуманитарного права 16. Сделка 17. Уважение чести и достоинства 18. Гуманное отношение 19. Религиозные убеждения гражданского населения 20. Нападение .


  1. Какие вооружённые конфликты относятся к международным, а какие к немеждународным.

1. Крымская война, 2. Война 1812 года, 3. Куликовская битва, 4. Чеченская война, 5.Великая Отечественная война, 6.Восстание декабристов, 7. Великая Октябрьская Социалистическая революция (Октябрьский переворот), 8. I Мировая война, 9. Революция 1905 года.

Составьте таблицу

Международные вооружённые

конфликты

Немеждународные вооружённые конфликты























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока обществознания для 9 класса "Международное гуманитарное право"

Автор: Сологубова Людмила Николаевна

Дата: 22.11.2014

Номер свидетельства: 134067


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства