Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода.
Тип урока: проблемно-диалогический.
Цели урока:
Предметные УУД.
1. Получить новые знания об устройстве общества.
2. Выделять существенные признаки общества.
3.Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.
Метапредметные УУД.
1. Познавательные - владеть смысловым чтением, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию, систематизировать её и представлять в виде текста.
2. Регулятивные - определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания. Сферы жизни общества.»
ФБ-08-2015
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №107»
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Современный урок обществознания
на основе системно – деятельностного подхода»
Разработала:
Ворожейкина О.В.,
учитель истории и
обществознания
МБОУ «СОШ №107»
Новокузнецк 2015
Тема: «Сферы жизни общества» (8 класс).
Форма урока: введение новых знаний на основе деятельностного подхода.
Тип урока: проблемно-диалогический.
Цели урока:
Предметные УУД.
1. Получить новые знания об устройстве общества.
2. Выделять существенные признаки общества.
3.Показывать на конкретных примерах содержание основных сфер общественной жизни.
Метапредметные УУД.
1. Познавательные -владеть смысловым чтением, классифицировать по заданным или самостоятельно выбранным основаниям, устанавливать аналогии для понимания закономерностей, критически оценивать поступающую информацию, систематизировать её и представлять в виде текста.
2. Регулятивные - определять цель, проблему в учебной деятельности, планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации.
3.Коммуникативные - излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая фактами, выдвигая контраргументы в дискуссии; организовывать работу в группе, преодолевать конфликты, договариваться с людьми.
Личностные УУД - аргументированно оценивать свои и чужие поступки, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности, осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него.
Межпредметные связи:
Опора на знания по истории Древнего мира.
Оборудование: компьютер, интерактивное оборудование, раздаточный материал для работы в группах, учебник для 8 класса по обществознанию Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, раздаточный материал, карточки трех цветов:
(слайд 1.Название мастер – класса)
Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации (время работы – 5 минут).
Постановка проблемы.
Вступительное слово учителя.
- Позвольте пригласить вас в творческую лабораторию и, вооружившись приемами технологии РКМ, совершить путешествие в мир обществознания. Чтобы начать путешествие, надо выполнить следующее задание:
- Внимание на экран! Задание – определите термин по его толкованию (слайд 2 «Токование термина»).
- О каком понятии идет речь? Правильно, об «обществе».
- А задумывались ли вы о том,что такое общество? Дайте определение с вашей точки зрения.Участники дают несколько определений.
- На первый взгляд ответить на этот вопрос несложно. Это слово давно и прочно вошло в нашу повседневную жизнь и в научный лексикон. Но как только мы предпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений множество.
- С чем ассоциируется слово «общество»? Назовите ассоциации. Участники называют несколько ассоциаций (слайд 3 «Ассоциации»).
- А у меня вот какие родились ассоциации в связи с этим понятием (слайды 4-6 «Строение общества»).
- Как вы думаете, что объединяет данные изображения (Это части целого).
- Получается, что общество – это система, состоящая из отдельных частей.
- Не кажется ли вам, что некоторые определения об обществе противоречат друг другу?
- В чем же эти противоречия? Вы готовы их разрешить?
Определение темы урока.
Формулировка проблемы.
Слайд 7. Распределите данные понятия и термины на четыре группы и определите принцип, по которому вы их объединили в группы:производство, искусство, классы, потребление, религия, закон, товар, власть, народы, парламент, нации, мораль.
Слайд 8. - Озаглавьте эти группы.
Слайд 9. «Поверьте себя»
- Правильно, выделяем четыре элемента жизни общества:
экономика – производство, потребление, товар,
политика – парламент, закон, власть,
социальная сфера– народы, нации, классы,
духовная сфера –мораль, религия, искусство,
- Итак, общество-это сложное, многогранное понятие, состоящее из множества взаимосвязанных элементов.
- Что нам необходимо доказать? (Что общество сложная система, состоящая из взаимосвязанных элементов).
- Сформулируйте тему нашего занятия(слайд 10. «Сферы жизни общества»).
- Эта тема лежит в основе нашей дальнейшей деятельности.
- Какова же цель нашего занятия?
- Что нам необходимо узнать? Чему научиться? (показать на конкретных примерах содержание основных сфер жизни общества, их взаимосвязь).
2.Актуализация знаний.
- Что необходимо для достижения цели?
- Какие источники информации нам в этом помогут?
- Мы ограничены во времени, а сфер у нас четыре, какая форма работы будет более эффективна в достижении цели? (групповая форма работы).
- Обратите внимание на ваших смайликов, они неслучайно разного цвета. Образуйте группы в соответствии с цветом: желтый – экономика, голубой – политика, красный – социальная сфера, зеленый – духовная сфера (слайд 11 «Распределение по группам»).
- Планирование:
1. Разделимся на 4 группы в соответствии со сферами общества.
2. Изучим при помощи информационных источников составные части жизни общества, что включено в эти сферы, какие виды деятельности людей.
3. Приведем доказательства, что элементы общества взаимосвязаны между собой.
3.Поиск решения(открытие нового знания).
Работа в группах по 5-6 учащихся (время работы - 10 минут).
Раздаточный материал:
на доске- таблички с названиями сфер общественной жизни,
на партах- цветные вырезки из газет и журналов, фотографии, представляющие собой разные стороны жизни общества, клей- карандаш, сигнальные карточки, тестовые задания.
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучитеинформационный материал.
Определите картинки, соответствующие данной сфере жизни общества, наклейте на лист, сделайте коллаж.
Составьте текст на основе опорных слов.
Придумайте символ и слоган (короткое текстовое сообщение), соответствующие данной сфере жизни общества.
4. Презентация работы групп (время работы – 5 минут).
Представители групп презентуют результаты своей работы.
- Смотрите, мы получили результат совместной деятельности. Что это? Где он может нам пригодиться? (это газетная статья, страница журнала, книги, словарная статья)
5.Применение нового знания (время работы – 5 минут)
Первичное закрепление.
- Выполните тестовые задания, проверьте себя (слайды 12-17 «Проверьте себя»).
центр ладошки – хочу сказать организатору мастер – класса / урока …
- То, что на мизинце, в ваших руках. Этот палец очень важен, он дает надежду на то, что наши знания будут прирастать нашими желаниями, так как все рождается в действии:
Деятельность — единственный путь к знанию. Джордж Бернард Шоу
Цитаты об обществе и человеке:
Создает человека природа, но развивает и образует его общество. Виссарион Белинский
Человек может служить улучшению общественной жизни только в той мере, в какой он в своей жизни исполняет требования своей совести. Лев Толстой
В природе каждое явление — запутанный клубок, в обществе каждый человек — камешек в мозаичном узоре. И в мире физическом, и в мире духовном все переплетено, нет ничего беспримесного, ничего обособленного. Никола Шамфор
Созидается общество началами нравственными. Федор Достоевский
Общество нужно изучать по людям и людей по обществу: кто захочет изучать отдельно политику и мораль, тот ничего не поймет ни в той, ни в другой. Жан-Жак Руссо
Человек предназначен для жизни в обществе; он должен жить в обществе; он не полный, законченный человек и противоречит самому себе, если он живет изолированно. Иоганн Фихте
Люди добрые, умные, жалостливые, собравшись вместе, становятся гораздо хуже. Отсутствие чувства личной ответственности пробуждает дурные инстинкты. Боязнь показаться смешным лишает их доброты. Сара Бернар
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Слоганы: о политике
"Власть - народу!"
"Главное - забота о человеке!"
"Честь и Родина!"
Сильная Россия – единая Россия!
Слоганы о социальной жизни:
Доброта спасет мир!
Семья- ячейка общества!
Слоганы о духовной сфере:
Человек - творец культуры
Нравственность – основа жизни!
Слоганы об экономике:
Труд – источник богатства.
Экономика должна быть экономной
Примеры взаимосвязей сфер общественной жизни
Сферы общества
Пример взаимосвязи
Экономическая и политическая
1.Проведение реформ по снижению налогов способствует облегчению деятельности предпринимателей.
2.В условиях экономического кризиса президент страны назначил досрочные парламентские выборы.
3.На парламентских выборах победила партия, выступавшая за снижение налогового бремени.
4.В результате налоговых реформ выросли темпы промышленного развития.
5.Рост государственных ассигнований на производство новых видов вооружения.
Социальная и политическая
Представители так называемых «средних слоев» - квалифицированные специалисты, работники информационной сферы (программисты, инженеры), представители малого и среднего бизнеса участвуют в формировании ведущих политических партий и движений.
Экономическая и социальная
Высокий урожай зерновых, усиление конкуренции привели к снижению цен на этот продукт. Вслед за этим снизились цены на мясо и другие продукты. Это позволило большим социальным группам малообеспеченных граждан – пенсионерам, большим семьям с одним кормильцем – существенно пополнить свою потребительскую корзину.
Экономическая, политическая, духовная
Политическая партия разработала и обосновала программу преодоления спада производства.
Экономическая и духовная
1.Хозяйственные возможности общества, уровень овладения человеком природными ресурсами позволяет развивать науку, и наоборот, фундаментальные научные открытия способствуют преобразованию производительных сил общества.
2.Финансирование меценатом деятельности музея.
Экономическая, политическая, социальная, духовная
В ходе проводимых в стране рыночных реформ узаконено многообразие форм собственности. Это способствует возникновению новых социальных групп – предпринимательского класса, малого и среднего бизнеса, фермерства, специалистов с частной практикой. В области культуры возникновение частных средств массовой информации, кинокомпаний, итернет-провайдеров способствует развитию плюрализма в духовной сфере, созданию разных по своей сути духовных продуктов, разнонаправленной информации.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Экономическая сфера
«Маршрутный лист» для работы в группах:
Распределите обязанности в группе: выберите спикера для презентации полученной работы, редактора, помощников.
Самостоятельно изучитеинформационный материал.
Определите картинки, соответствующие данной сфере жизни общества, наклейте на лист, сделайте коллаж.
Составьте текст на основе опорных слов: массовое производство, технические средства, тиражирование, произведения искусства.
Придумайте символ и слоган (короткое текстовое сообщение), соответствующие данной сфере жизни общества (см. Приложение 1)