kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право) по теме: "Социальные нормы и конфликты".

Нажмите, чтобы узнать подробности

~Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме: «Социальные нормы и конфликты»

Цель: Составить алгоритм поведения в социальных ситуациях, исполнения основных  социальных ролей.

Теоретические основы:
Алгоритм-совокупность операций, выполняемых в строго установленном порядке, для решения задач определенного типа. Под алгоритмом понимают постоянное и точное предписание (указание) совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи.
Рекомендации по составлению алгоритма:

1. Внимательно прочитайте текст.
2. Обдумайте содержание, смысл, актуальность текста.
3. Для выполнения заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста,
           раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения.
4. Соотнесите сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса и  
     примените имеющиеся знания для выработки последовательности действий в  
     предлагаемой социальной ситуации.
5. Приведите примеры, опишите последовательность действий человека в определённой  социальной ситуации.
6. Прочтите содержание, проверьте стиль и грамотность.

 Задание:  Прочитайте текст. Письменно ответьте на поставленные вопросы. 

Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязаны. Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. Социальные нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным характеристикам социального пространства, только и становится возможным ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется соответствующим образом. Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются внутри роли). Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и
ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.

1. Укажите три смысла (значения), в которых понятие «социальная норма»
употребляется в тексте.
2. Используя содержание текста, объясните, как связаны между собой понятия
«социальные нормы» и «социальная роль». Приведите пример любой нормы,
выражающейся в ролевом поведении.
3. Автор отмечает, что «нормы – это также и обязанности одного лица по
отношению к другому или другим лицам». Приведите любые три примера и опишите последовательность действий обязанностей студента в любых сферах его жизни.

Форма отчета: Письменные ответы на поставленные вопросы по источнику.

Критерии оценки:

Оценка «5» - раскрыт смысл текста, представлена аргументация своей позиции и приведены примеры (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт), использован теоретический уровень приводимых суждений (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов).

Оценка «4» -  раскрыт смысл текста, представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение) и приведены примеры; суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Оценка «3» - смысл текста в явном виде не раскрыт, но приведённые суждения свидетельствуют о понимании; представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение), примеры не приведены; суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.

Оценка «2» - смысл текста не раскрыт, но приведённые суждения свидетельствуют о его понимании, представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) с аргументацией на уровне обыденного сознания, примеры не приведены. ИЛИ Смысл текста раскрыт, представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации.

Литература:
  1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.
2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.  
  общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.
  Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
3 . Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл.
 общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова  
 и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.
4. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.
5.Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2010
6. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005
7. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.
8. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.
9. Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.
10. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.
11. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.
12. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в    10–11 кл. – М., 2005.
13. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.
14. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.     – М., 2005.
15.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методические указания к самостоятельной работе по дисциплине ОДБ.05 Обществознание (включая экономику и право) по теме: "Социальные нормы и конфликты". »

Методические указания по выполнению самостоятельной работы по теме: «Социальные нормы и конфликты»


Цель: Составить алгоритм поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей.


Теоретические основы:

Алгоритм-совокупность операций, выполняемых в строго установленном порядке, для решения задач определенного типа. Под алгоритмом понимают постоянное и точное предписание (указание) совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи.

Рекомендации по составлению алгоритма:


  1. Внимательно прочитайте текст.

  2. Обдумайте содержание, смысл, актуальность текста.

  3. Для выполнения заданий необходимо выбрать нужную информацию из текста,

раскрыть (в том числе на примерах) его отдельные положения.

  1. Соотнесите сведения из текста со знаниями, полученными при изучении курса и

примените имеющиеся знания для выработки последовательности действий в

предлагаемой социальной ситуации.

  1. Приведите примеры, опишите последовательность действий человека в определённой социальной ситуации.

  2. Прочтите содержание, проверьте стиль и грамотность.


Задание: Прочитайте текст. Письменно ответьте на поставленные вопросы.


Нормы и ожидания, входящие в содержание роли, тесно взаимосвязаны. Норма – образец или коллективное ожидание поведения, которое можно назвать общепринятым в некой группе. В такой формулировке роль есть нормативный образец, структурная, но не поведенческая характеристика. Она – часть социальной позиции, но не выражение этой позиции в действии. Социальные нормы – предписанные правила поведения – характеризуют не только статус, но и роль. Можно даже выразиться так: благодаря нормам, структурным характеристикам социального пространства, только и становится возможным ролевое поведение. Благодаря им оно, собственно говоря, и организуется соответствующим образом. Норма – командный пункт, с которого отдаются распоряжения миллионам исполнителей ролей. Без социокультурных норм бессмысленно говорить о каких-либо ролях. Но сами нормы задаются извне (хотя реализуются внутри роли). Социальные нормы – предписания, требования, пожелания и

ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения. Нормы суть некие идеальные образцы (шаблоны), предписывающие то, что люди должны говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях. Соблюдение норм регулируется обществом с различной степенью строгости. Нормы – это также и обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам. Запрещая новичкам общаться с начальством чаще, чем со своими товарищами, малая группа накладывает на своих членов определенные обязательства и ставит их в определенные отношения с начальством и товарищами. Стало быть, нормы формируют сеть социальных отношений в группе, обществе. Нормы это еще и ожидания: от соблюдающего данную норму человека окружающие ждут вполне однозначного поведения. Когда одни пешеходы движутся по правой стороне улицы, а те, кто идет навстречу, передвигаются по левой, возникает упорядоченное, организованное взаимодействие. При нарушении правила возникают столкновение и беспорядок. Еще более наглядно действие норм проявляется в бизнесе. Он в принципе невозможен, если партнеры не соблюдают писаные и неписаные нормы, правила, законы. Стало быть, нормы формируют систему социального взаимодействия, которая включает мотивы, цели, направленность субъектов действия, само действие, ожидание, оценку и средства.


1. Укажите три смысла (значения), в которых понятие «социальная норма»

употребляется в тексте.

2. Используя содержание текста, объясните, как связаны между собой понятия

«социальные нормы» и «социальная роль». Приведите пример любой нормы,

выражающейся в ролевом поведении.

3. Автор отмечает, что «нормы – это также и обязанности одного лица по

отношению к другому или другим лицам». Приведите любые три примера и опишите последовательность действий обязанностей студента в любых сферах его жизни.


Форма отчета: Письменные ответы на поставленные вопросы по источнику.


Критерии оценки:


Оценка «5» - раскрыт смысл текста, представлена аргументация своей позиции и приведены примеры (с опорой на положения курса, факты из истории и современной жизни общества, собственный опыт), использован теоретический уровень приводимых суждений (с опорой на знания, с обобщениями и выводами, при корректном использовании обществоведческих понятий и терминов).


Оценка «4» - раскрыт смысл текста, представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение) и приведены примеры; суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.


Оценка «3» - смысл текста в явном виде не раскрыт, но приведённые суждения свидетельствуют о понимании; представлена и аргументирована собственная точка зрения (позиция, отношение), примеры не приведены; суждения и аргументы приведены на теоретическом уровне.


Оценка «2» - смысл текста не раскрыт, но приведённые суждения свидетельствуют о его понимании, представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) с аргументацией на уровне обыденного сознания, примеры не приведены. ИЛИ Смысл текста раскрыт, представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) без аргументации.


Литература:

1. Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. – М., 2004.

2. Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл.

общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю.

Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.

3 . Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл.

общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова

и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002.

4. Школьный словарь по обществоведению: учебник пособие для 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. – М., 2002.

5.Важенин А.Г. Обществознание: учебник. – М., 2010

6. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. – М., 2005

7. Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. – М., 2001–2005.

8. Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. – М., 2001–2005.

9. Человек и общество: учебник для 10–11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч. – М., 2001–2006.

10. Обществознание. 10-11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. – М., 2003.

11. Мушинский В.О. Обществознание. 10–11 кл. – М., 2002.

12. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10–11 кл. – М., 2005.

13. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. – М., 2006.

14. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник. – М., 2005.

15.Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. – М., 2003–2006.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Печкунова Наталия Анатольевна

Дата: 06.11.2014

Номер свидетельства: 127088


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства