Тип урока: урок изучения новых знаний
Цель урока: формирование коммуникативных умений и определение роли общения в жизни человека и общества.
Задачи урока:
Образовательная - разъяснить учащимся цели общения, показать его виды и формы, сформировать представление об общении людей и его роли в их жизни. Разъяснить сущность следующих понятий: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.
Развивающая - включить учащихся в работу на всех этапах урока, способствовать развитию у них коммуникативных умений.
Воспитательная - воспитывать уважительное отношение к собеседнику; соблюдение культуры общения, и ее составляющие элементы, такие как умение, выслушивать и понимать, вежливо и корректно вести себя и высказывать свою точку зрения.
Как сердцу высказать себя?
Другому как понять тебя?
Поймёт ли он, чем ты живёшь?
Ф.И. Тютчев.
Никакой драмы, ничего волнующего
нет ни в чём, кроме человеческих
взаимоотношений.
Антуан де Сент-Экзюпери.
План урока:
- Организационный момент.
- Изучение нового материала.
- Закрепление изученного материала. Творческое задание.
- Подведение итогов.
- Рефлексия
Оборудование: Учебник А. И. Кравченко Обществознание 8 класс, доска, мел, план-конспект, мультимедиа оборудование.
Основные понятия: общение, вербальное и невербальное общение, служебное, повседневное, убеждающее, ритуальное, межкультурное общение.
Словарь.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.
Общение с помощью слов и звуков – (речевое) вербальное.
Общение с помощью мимики и жестов – (неречевое) невербальное.
Ход занятия.
Игра “На острове”
Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудесное место. По какой-то неизвестной причине (ваш дядя умер, оставив вам в наследство свой остров). Ваш дядя был очень богат. Когда вы пролетаете над островом, готовясь вступать во владение им, вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода.
Из письма дяди вы узнаете, что здесь вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие - вы никогда никого, не должны приглашать на этот остров. Вы можете заказать им все что пожелаете, и они выполнят вашу просьбу.
- Как бы вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что вы не имеете права изменять условия завещания? Почему?
- Как вы думаете, какой будет тема нашего урока?
- Попробуйте сформулировать цель урока.
Ученики называют тему, цель.
Вопросы:
1. Для чего человек общается?
2. Происходит ли общение, когда человек читает книгу, выступает с лекцией, смотрит телевизор?
Вопросы и задания:
- Назовите, как мы определим, что происходит невербальное общение, через что? (поза, жесты, мимика, взгляд).
- А как определить, что происходит вербальное общение, через что? (речь, интонация, темп речи, темп голоса).
- Можно определить при общении, в каком настроении находится человек?
А теперь я предложу вам выполнить пару заданий.
Задание 1. Закончить предложения:
1. У меня повышается настроение от общения с людьми, которые …
2. У меня бывает плохое настроение от общения с людьми, которые …
3. Когда я общаюсь с человеком, который мне нравиться, я испытываю чувства…
Задание 2 (двое учащихся могут работать у доски, затем – вместе проверить).
Из предложенного списка – улыбаюсь, целую, отталкиваю, отвечаю на вопросы, разговариваю, киваю головой, краснею, жму руку, смотрю в глаза, открыто говорю о том, чего хочу от собеседника, прошу о помощи, делаю хмурое лицо, высоко поднимаю брови, знакомлюсь, не скрываю свою злость, сохраняю нейтральное выражение лица, кричу на собеседника – выбери навыки вербального и невербального общения. (2 столбика)
Навыки вербального общения Навыки невербального общения
Объяснение учителя.
Формы общения: (работа с текстом учебника)
- Повседневное
- Межкультурное
- Убеждающее
- Деловое
- Ритуальное
Культура общения! Под этим понятием подразумевается целый комплекс умений уважительного, понимающего отношения к партнеру.
Древние заповеди общения гласят, что тому, кто хочет получать удовольствие от общения необходимо:
• Доверие к тому, с кем общаешься, вера в то, что человек с которым вы общаетесь, хороший, что он расположен к вам, готов с вами общаться;
• Уважение к тому, с кем общаешься, признание того, что человек высшая ценность, и общаться с ним надо бережно и вежливо;
• Уступчивость.
• В общение следует вступать без предвзятости, т.е. заранее принятого отрицательного отношения.
Что помогает общению:
1. Выслушай мнение другого с пониманием.
2. Не обвиняй людей, а попытайся их понять.
3. Искренне цените и хвалите достоинства людей.
4. Доброжелательность.
5. Любовь к людям.
6. Сопереживание – это очень важно.
7. Творить добро.
8. Честность
9. Чувство юмора.
10. Вежливость
11. Терпимость толерантность. и др.
Что мешает общению:
1. Зависть
2. Недисциплинированность,
3. Злобность.
4. Жестокость.
5. Неуважение собеседника
6. Национализм.
7. Хамство.
8. Замкнутость.
9. Эгоизм (себялюбие).
10. конфликтность.
11. Пессимизм. и др.)
Подведение итогов.
Общение играет большую роль в формировании личности. Какую форму бы оно не принимало, общение должно основываться в системе культурных норм, диктуемых обществом.
В заключении хотелось бы сказать, что каждый из нас человек и несмотря ни на какие свои амбиции всегда нужно проявлять культуру поведения и общения, уважать своего собеседника.
Рефлексия
Был ли для вас урок поучительным?
Узнали ли вы что-нибудь новое?
Пригодиться ли вам данное знание в жизни?
Учащиеся высказывают свои мнения.
Выставляются оценки по активности работы учащихся на уроке.
Домашнее задание.
- Параграф 8, стр. 62 – практикум.
- Сформулируйте несколько золотых правил общения разных видов.