Урок обществознания «Деятельность людей и ее многообразие»
Урок обществознания «Деятельность людей и ее многообразие»
Краткое описание идеи занятия:
Это занятие является частью тематического блока «Деятельность как способ существования людей «. Содержание этой темы помогает учащимся лучше ориентироваться в современном многообразии видов деятельности. Уяснив основные структурные компоненты деятельности, ребята смогут ответить на извечный вопрос: «Почему мы хотим как лучше, а получается как всегда»? Это поможет им избежать множества ошибок сейчас, и в том мире взрослых, в который они очень скоро придут. Занятие позволяет легко устанавливать и использовать межпредметные связи, т.к. содержит элементы метапредметных знаний.
Методы и приемы, используемые на занятии: работа в малых группах, дискуссия, беседа, элементы кейс- технологии, критического мышления.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок обществознания «Деятельность людей и ее многообразие»»
Урок обществознания «Деятельность людей и ее многообразие»
Учебный предмет «Обществознание»
Автор: Дубинчина Л.Н.
Возраст учащихся: 10 класс.
Цели:
раскрыть содержания понятие деятельность;
дать общую ее характеристику и раскрыть структуру деятельности;
показать деятельность как способ бытия человека и общества;
дать представление о многообразии видов деятельности;
продолжить работу по формированию специальных умений и навыков (по подготовке к ЕГЭ);
подвести учащихся к самостоятельному выводу об отличии деятельности человека от поведения других существ.
Ожидаемые результаты:
По завершению урока учащиеся должны:
1. Иметь представление: о сущности деятельности, о структуре деятельности, о субъекте и объекте деятельности , как связаны между собой цель, средства и результат деятельности, особенности творческой деятельности.
2. Уметь: формулировать проблему, предлагать пути её решения, анализировать ситуации, обобщать, делать выводы, применять полученные знания в конкретных ситуациях. 3. Занимать позицию по обсуждаемому вопросу, толерантно относиться к чужому мнению.
Основные понятия и термины: цель, средства достижения цели, действия, деятельность, мотивы деятельности, потребности, интересы, творчество.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование урока: учебник Л.Н.Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Н.М.Смирновой Обществознание 10 класс, карточки с кейсами.
Краткое описание идеи занятия:
Это занятие является частью тематического блока «Деятельность как способ существования людей «. Содержание этой темы помогает учащимся лучше ориентироваться в современном многообразии видов деятельности. Уяснив основные структурные компоненты деятельности, ребята смогут ответить на извечный вопрос: «Почему мы хотим как лучше, а получается как всегда»? Это поможет им избежать множества ошибок сейчас, и в том мире взрослых, в который они очень скоро придут. Занятие позволяет легко устанавливать и использовать межпредметные связи, т.к. содержит элементы метапредметных знаний.
Методы и приемы, используемые на занятии: работа в малых группах, дискуссия, беседа, элементы кейс- технологии, критического мышления.
Класс делится на 3 рабочие группы.
План учебного занятия:
Проблемно-мотивационный этап 1.1. Мотивация 1.2. Постановка проблемы 1.3. Поиск путей решения проблемы 2. Основной этап 2.1. Информационный блок 2.2. Аналитический блок 3. Заключительный этап 3.1. Оценивание 3.2. Рефлексия
1.Проблемно-мотивационный этап
1.1. Мотивация
Эпиграфы на доске:
«Деятельность – единственный путь к знанию»
Б.Шоу, английский писатель
«Жизнь и деятельность, столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет»
Ф.Н.Глинка, русский поэт
Учитель озвучивает эпиграфы и обращает внимание ребят, что они взяты не случайно, т.к. в этих высказываниях высказана определенная жизненная позиция. И просит ребят поделиться своей жизненной позицией.
1.2. Постановка проблемы (записывают проблему (тему) в тетрадь)
Мозговой штум (5 минут). Что такое деятельность? ( кластер)
Деятельность- творчество , занятие, работа, увлечение.
- Кто прав? Кто наиболее верно сказал, что такое деятельность? Чья версия самая верная и верная?
(Ученики рассуждают, отвечают на вопросы, делают вывод)
Проблема урока: Зачем человеку деятельность?
Вспомогательные вопросы.
Что такое деятельность?
Какие черты присущи деятельности человека?
Как связаны деятельность и сознание?
Зачем человеку деятельность?
Поиск путей решения проблемы.
– На какие вопросы нам нужно ответить, чтобы решить проблему?
Работа в парах. Составляют и озвучивают примерный план решения проблемы.
Пишут план в тетради
1.Сущность и структура деятельности.
2.Потребносьти интересы.
3.Виды деятельности.
4.Творческая деятельность.
Познакомьтесь с двумя представленными вам определениями деятельности и выделите основные моменты, которые в них отражены (слайды или раздаточный материал):
- Деятельность – форма существования человеческого общества; проявление активности субъекта, выражающейся в целесообразном изменении окружающего мира, а также в преобразовании человеком самого себя (философский словарь).
- Деятельность – форма психической активности субъекта, заключающаяся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели познания или преобразования субъекта (психологический словарь).
Основные моменты (выделяются вместе с учителем):
- деятельность – активные действия;
- у деятельности есть цель;
- она направлена на результат.
Таким образом, какой бы деятельностью не занимался человек, в ней четко выделяются следующие структурные компоненты:
Цель - «Для человека, которые не знает к какой гавани он направляется, ни один ветер не будет попутным» (слайд) Сенека
Средства – Имея кремний, можно сделать наконечник стрелы, но нельзя сделать из него лук (слайд).
Действия –«Сделать хотел козу…» ( слайд «Песня из мотивационной части»)
Результат – реализованная цель (слайд).
Схема (слайд):
ЦЕЛЬ……………СРЕДСТВА…………….ДЕЙСТВИЯ…………….РЕЗУЛЬТАТ.
Существуют различные виды деятельности: духовная и практическая, разрушительная и созидательная… Наша задача, проанализировав основные виды деятельности доказать или опровергнуть тезис: Любая деятельность подчинена четко определенной структуре.
Побуждает к деятельности мотив. Это побуждение к какой- либо деятельности, связанное с удовлетворением потребностей.
Задание. Что движет человеческой деятельностью? Определите, используя таблицу.
Философское направление.
Основная мысль.
Географическое направление.
Географические условия обуславливают характер и склонности людей.
Социологическое направление.
«Идеи правят миром».
Исторический материализм.
Деятельность людей определяется материальными условиями, прежде всего изменениями в производстве.
Технологическое направление.
Определяющий фактор движения общества – техника и технология.
Психологическое направление.
Объяснения социальных процессов с точки зрения психологии больших социальных групп.
В мотивах деятельности проявляются потребности. Потребности – это переживаемая и осознанная нужда человека, в чем-либо. Американский психолог А. Маслоу выделил следующие потребности:
Первичные (врожденные)
Вторичные (приобретенные)
Физиологические (потребность в пище, воде и т.п.)
Социальные (общение)
Экзистенциальные (безопасное существование)
Престижные (уважение)
Духовные (самовыражение)
После всего рассмотренного, вернемся к вопросу, чем деятельность человека отличается от поведения других живых существ? Ответы учащихся.
Вопрос пятый. Виды деятельности.
Деятельность
В зависимости от особенностей отношения к окружающему миру
Духовная (связана с изменением сознания людей) Познавательная (отражает действительность в художественной и научной форме) Ценностно- ориентированная (формирует мировоззрение) Прогностическая (планирование, предвидение результатов)
Практическая (направленная на преобразование объектов природы и общества) Материально – производственная (преобразование природы) Социально – преобразовательная (преобразование общества)
2. Основной этап 2.1. Информационный блок Ребята получают раздаточные листы с кратким описанием сути основных видов деятельности человека. Работа в группах проводится по следующему образцу: каждая группа будет работать попеременно над одним компонентом структуры деятельности (Цель), затем поменявшись заготовленными макетами, они должны рассмотреть следующий структурный компонент (Средства), но уже в другом виде деятельности. Снова поменявшись макетами, рассмотреть (Действия) следующего вида деятельности. Последний этап – работа с компонентом (Результат), последнего представленного вида деятельности человека. Таким образом, каждая группа поработает с текстами всех 4 видов деятельности. Каждая группа имеет возможность увидеть работу другой группы на макете и добавить свое видение вопроса.
Раздаточный лист урока (рабочий лист), (составлен на основе учебника «Обществознание» 10 класс под ред. Л. Н. Боголюбова, профильный уровень:
1.Труд как вид человеческой деятельности.
С точки зрения экономической науки труд рассматривается как планомерная, сознательная деятельность с целью переработки того, что дает природа, в предметы потребления. Труд в собственном смысле слова возникает тогда, когда деятельность человека становится осмысленной, когда в ней реализуется сознательно поставленная цель – создание материальных и духовных ценностей, необходимых для жизни людей. Трудовая деятельность, независимо от способа, средств и результатов характеризуется рядом общих свойств.
Во-первых, набором трудовых операций, предписанных для выполнения на определенных рабочих местах.
Во-вторых, трудовая деятельность характеризуется набором соответствующих качеств субъекта трудовой деятельности, зафиксированных в профессиональных, квалификационных и должностных характеристиках
В-третьих, материально-техническими условиями труда. Дл достижения цели в трудовой деятельности, как и во всякой иной, используются разнообразные средства. Это прежде всего, различные технические устройства, энергетические и транспортные линии, без которых невозможен трудовой процесс. В процессе производства осуществляется воздействие на предмет труда, т.е. на материалы. Для этого применяются различные способы, которые называются технологиями.
В-четвертых, трудовая деятельность характеризуется способом организацонно-технологической и экономической связи субъектов труда со средствами и условиями их использования.
В-пятых, трудовая деятельность характеризуется структурой организации и управления трудовым процессом, нормами и алгоритмами, определяющими поведение его участников.
Трудовая деятельность – это важнейшее в жизни любого человека поле его самореализации. Именно здесь раскрываются и совершенствуются способности человека, именно в этой сфере он может утвердить себя как личность.
2.Познавательная деятельность.
Знания не возникают сами по себе. Они результат – особого процесса – познавательной деятельности людей. Процесс познания, как бы он не проходил, предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания).
Цель познания – описать объекты такими, какие они есть на самом деле, вне зависимости от человека. Ее можно достигнуть, если правильно обобщить данные опыта и использовать правильный метод. Но мы можем познать суть вещи не в качестве пассивных наблюдателей, а лишь через включение ее в нашу активную деятельность. Результаты познания будут отражать не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс познания (методы, формы познания), а также особенности нас самих как познающих субъектов.
В процессе познания природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.
3.Политическая деятельность
Наука предполагает разные определения политической деятельности. Приведем два из них:
- Политика – это деятельность государственных органов, политических партий, общественных движений в сфере отношений между большими социальными группами, прежде всего классами, нациями и государствами, направленная на интеграцию их усилий с целью упрочения политической власти или ее завоевания специфическими методами.
- Политика представляет собой особую разновидность деятельности, связанную с участием социальных групп, партий, движений, отдельных личностей в делах общества и государства, руководством ими или воздействием на это руководство.
Политическая деятельность включает в себя государственное управление, т.е. такое воздействие на общество, на те или другие стороны социального развития, при котором требования властей поддерживаются силой закона и специальных государственных учреждений, в том числе и силовых (полиции, армии, органов госбезопасности). Она охватывает также и воздействие политических партий на ход общественных процессов и принятие государственных решений.
Политическая деятельность проявляется и в различных формах участия широких народных масс в политической жизни общества. В ходе политической деятельности ее участники вступают между собой в специфические отношения. Это может быть союз, сотрудничество, взаимная поддержка, и противостояние, конфликт, борьба.
Субъектами политики являются: большие социальные общности (слои, касты, нации, сословия и т.д.), политические организации и объединения (государства, партии, массовые движения), политические элиты – сравнительно небольшие группы, концентрирующие в своих руках власть, личности (политические лидеры).
Можно сделать вывод, что политика воздействует на все общество, на все стороны его жизни.
4.Творческая деятельность
Представьте себе, что перед конструкторами поставлена задача, создать новую модель автомобиля. Как сделать машину более безопасной? Как уменьшить расход топлива? Как снизить расход металлов? и т.д. На эти вопросы нужны новые ответы, поиск которых является творческой деятельностью.
Творчество – деятельность, порождающая нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее. Это может быть новая цель, новый результат или новые средства, новые способы их достижения. Наиболее ярко творческая деятельность проявляется в деятельности ученых, изобретателей, писателей, художников. В то же время множество других видов работ включает в себя элементы творчества. В широком смысле творческой является в целом вся деятельность людей, преобразующая природный мир и социальную действительность, в соответствиями с их целями и потребностями. Творчество заключается в деятельности, создающей новую информацию и предполагающую самоорганизацию.
Важное место в творческой деятельности занимает комбинирование, варьирование уже имеющихся знаний, известных способов действий
Воображение позволяет опережать практику, предвидеть возможные изменения. Важнейшим механизмом творчества является интуиция, знание, происхождение которого не сознается. Но бессознательное в творчестве, как правило, связано с сознательными усилиями, направленными на решение возникающих проблем. Открытие не возникает на пустом месте, оно опирается на прошлый опыт и накопленные знания.
Современная наука признает, что любой человек в той или иной мере обладает способностями к творческой деятельности. Однако способности могут развиваться или заглохнуть. Нужно овладевать культурой: знаниями, языком, способами деятельности. Усвоить опыт творческой деятельности прошлых поколений можно лишь через собственное приобщение к такой деятельности. Надо учиться задавать вопросы, обдумывать нестандартные задачи, сопоставлять не совпадающие точки зрения, развивать воображение, общаться с искусством, применять в решении проблемы различные средства.
«Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых» (П. И. Чайковский)
2.2. Аналитический блок.
Обсуждение.
В аналитическом блоке проходит представление работы групп, обмен вопросами, высказываний замечаний к работе других групп (обсуждение дискуссионных вопросов), представление собственных позиций.
Подведение содержательных итогов занятия.
Возможно заполнение в тетради общей таблицы:
Виды деятельности
Цель
Средства
Действия
Результат
Трудовая
Политическая
Познавательная
Творческая
Работа с текстом. С.А. Шмаков – современный ученый – педагог. Игра сейчас встает в строй самых жгучих проблем человечества. Без нее невозможно нормальное развитие мозга и тела. Неиграющий ребенок – опасно болен… Экспериментально проверено на молодняке животных, если их сознательно лишают игровой двигательности, их вес резко уменьшается, мозг развивается хуже. То же и у детей. Лишенные игр, они теряют те или иные качества мышления, попросту не развиваются. По свидетельству психологов, дети, только что поступившие в первый класс, недостаточно наблюдательны: не могут точно, интересно, подходя с разных сторон, рассказать о птице или растении, на которое смотрят. Диагноз – «НЕДОИГРАЛ». …Фантазия, логика, воображение, интуиция, реактивность – все это из игры. Одна из высочайших ценностей участия в играх – обогащение эмоциями. Игра заставляет находить неожиданные, правильные, неправильные и потому часто особенно интересные решения. Становится очевидным, что часы, потраченные на игры, - не потеря времени на глупости, а обретение важной человеческой способности – самому принимать решения. Привлекательность игр и заключается в риске выбора решения, в «испытании» судьбы. Игры важны именно для воспитания склонностей, привычек принимать решения своеобразно обстановке, имеющейся информации… СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ есть главный социальный капитал игры.
Вопросы:
1. Какая связь между игровой деятельностью и развитием живого организма? 2. На основе текста составьте перечень «высочайших ценностей» игры. 3. Что, на ваш взгляд, роднит игру с исследовательской деятельностью?
3.Заключительный этап Рефлексия осуществляется по ходу всего урока. После выполнения каждого задания учитель предлагает обратить внимание на ошибки и проанализировать, что необходимо доработать. На завершающем этапе учащиеся переводят "плюсы", набранные за урок в отметку.
После оценивания учащиеся сравнивают отметку, поставленную себе в начале урока с тем, что получили по итогу работы. Учитель предлагает сделать самостоятельные выводы.
Рефлексивный блок
Подведение общих итогов.
Определить значимость понимания рассматриваемых вопросов на уроке, обсудить проблемный вопрос и дискуссионные вопросы.
Возвращение к ожидаемым результатам
Определение того, что получилось реализовать в ходе занятия, а что удалось не в полной мере.
Предлагает ответить на вопросы: – Какая информация была для вас новой на данном занятии? – Где можно применить полученные знания?
Рефлексия и оценивание.
- Определить виды деятельности на уроке
- Значимость и полезность занятия
- Интересное, необычное на уроке
- Оценивание (если необходимо)
Домашнее задание: написать эссе на тему ( по выбору)
«Деятельность – единственный путь к знанию»
Б.Шоу, английский писатель
«Жизнь и деятельность, столь же тесно соединены между собой, как пламя и свет»